![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Российско-американские отношения в 90-е годы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Так, в основном докладе отмечается, что "внешние условия развития России остаются в целом благоприятными. России пока никто не может и не хочет угрожать внешней агрессией или явным военно-политическим давлением. У нее нет явных союзников, но нет и врагов... России нет нужды изматывать себя милитаризацией". Уменьшение "полезности и применимости военной силы" объясняется объективными процессами глобализации в экономической и информационной сферах. Однако в измененной и утвержденной Владимиром Путиным в январе нынешнего года новой редакции Концепции национальной безопасности говорится о том, что в военной сфере "возрастают уровень и масштабы угроз...". Авторы доклада СВОП не исключают возникновения военных угроз, но, по их мнению, это может произойти только через 10-12 лет. Утверждается, что "ситуация может измениться, особенно если Россия будет продолжать слабеть". А это, в свою очередь, скажется и на отношениях РФ с США и НАТО. При этом в предложенных тезисах подчеркивается, что "можно ожидать ужесточения американского давления на Россию в том, что касается ее действий, которые явно противоречат внешнеполитическим интересам США". "Налицо необходимость пересмотра концепции российско-американских отношений
Однако на сегодня остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ, в том числе по проекту евро-азиатского экономического союза, Сообщества Суверенных Республик и др. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик. Итоги. После 1991 года Российская Федерация получила международное признание правопреемницы СССР во внешней политике и подтвердила свою приверженность соглашениям и договоренностям по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу. Новое качество российско-американских отношений явилось движущей силой перемен на международной арене. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия утратила многие геополитические позиции в мире. Сегодня РФ продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска. Перед ней стоит задача подтверждения роли лидера в рамках СНГ. Список литературы 1. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2-х кн. – М., 1995. 2. Ельцин Б. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1990. 3. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. – М., 1992. 4. Медников В.В., Маховикова Г.П. Экономика России: путь реформ (1917-1995). - Спб., 1997. 5. Акопов С.Г., Гуреев Н.Д. История России. 1953-1996. Личности и эпохи. - М., 1997.
Налицо необходимость пересмотра концепции российско-американских отношений. Концепция "равноправного партнерства" была изначально нереалистична из-за огромной и неуклонно увеличивавшейся разницы в потенциале двух держав. Концепция "ведомого" неприемлема для россиян. 2.19. Европейский Союз не может пока стать генератором серьезных внешнеполитических инициатив. Относительно скромные темпы роста западноевропейских стран, серьезность стоящих перед Союзом внутренних проблем вряд ли высвободят его внутреннюю мощь вовне в ближайшие годы. Вместе с тем Союз является крупнейшим сосредоточием политической и экономической мощи вблизи российских границ. Его влияние на западной российской периферии будет только возрастать. На страны ЕС приходится более двух пятых российской внешней торговли. ЕС в принципе готов к активизации сближения с Россией, заинтересован в укреплении через сотрудничество с нашей страной своих конкурентных позиций в мировой политике. Обострение отношений в связи с войной в Чечне, видимо, не является стратегическим
В 1824 году была подписана Русско-американская конвенция, по которой, желая сохранить хорошие отношения со Штатами, Россия уступала им территорию «русской Америки», сохранив за собой лишь Аляску и Алеутские острова. Несмотря на благоприятное начало, на протяжении большей части девятнадцатого века российско-американские отношения были корректными, но не очень насыщенными. Дело в том, что только отдельные сложные задачи или проблемы требовали от стран совместной работы. Так, например, когда интересы совпали, Россия и США сумели заключить договор о продаже Аляски в 1867-м году. Как только закончилась Гражданская война в США, встал вопрос о нашем пребывании на Аляске. К тому же и российская политическая элита понимала, что с развитием железных дорог в Америке Штаты все равно рано или поздно распространятся по всей ее территории и лучше уж продать Аляску вместе с Алеутскими островами, нежели отдать даром, как в свое время пришлось отдать Калифорнию. Существует точка зрения, что главной причиной спешной продажи Аляски стало обнаруженное там золото. Дело в том, что американские золотодобытчики, узнав о наличии на Аляске «желтого дьявола», немедленно ринулись туда.
Овчинников [24]: «О Договоре СНВ-2, подписанном президентами Б. Ельциным и Дж. Бушем 3 января 1993 г., сказано немало. Хорошо известна и суть этого документа. Он лишает нашу страну самых ее надежных средств ядерного сдерживания тяжелых МБР с разделяющимися головными частями. Но, с другой стороны, скажут некоторые, пока этот договор не ратифицирован Госдумой, он не может осуществляться. Верно? Отнюдь нет! Договор СНВ-2 за спиной россиян уже фактически реализуется власть предержащими. Всего через месяц после подписания названного договора, то есть в феврале 1993 года, последовал указ российского президента. По условиям договора наши зубастые (с десятью боеголовками) МБР должны были заменяться однозубыми (с одной боеголовкой) ракетами. Вот указ и устанавливал порядок и сроки испытаний, а также постановки на вооружение таких ущербных ракет. Тем самым в пожарном порядке брался курс на начало выполнения договора. Нератифицированного. Период 19941995 годов ознаменовался дальнейшими уступками Вашингтону. Прежде всего тем, что в российско-американские отношения незаконно, до выяснения позиции Госдумы, была введена установка на «необратимость» сокращений ракетно-ядерных вооружений, как они предусматривались Договором СНВ-2
В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество становится все более важным элементом российско-американских отношений и способствует их выведению на качественно новый уровень, позволяющий строить эти отношения на стабильной основе, на принципах равноправия и взаимного доверия. Российская Федерация придает большое значение расширению экономических связей с Соединенными Штатами, рассматривая их в качестве одного из наиболее важных и перспективных для России партнеров. Важным моментом является также тот факт, что развитие взаимовыгодных связей между Россией и США может способствовать успеху реформ и ускорению интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему. Коренным образом изменился в последние годы и подход США к вопросам сотрудничества с Россией. Очевидно, что причины такого изменения связаны не только с политическими, но и с экономическими факторами. Ведь российский рынок является весьма емким и перспективным для американского бизнеса, который, хорошо понимая это, уже активно его осваивает.
На военную безопасность России оказывают влияние уровень и характер российско-американских отношений. Надо признать , что их отличает в настоящее время сложность и противоречивость. Это связано прежде всего с тем, что США, оставшись единственной сверхдержавой, упорно стремятся построить однополюсный мир. Речь идет об установлении американского лидерства, по сути мирового господства. Это и порождает многочисленные вызовы и угрозы. На словах американские руководители нередко заявляют о партнерстве в отношениях с Россией. Но их реальная политика значительно отличается от декларативной. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что США стремятся вытеснить Россию отовсюду, где она проявила или могла бы проявить свои силы и влияние ( постсоветское пространство, Иран, Ирак, Балканы и т.д.). Порой предпринимаются попытки оказывать давление на Россию, вынуждать ее на неоправданные уступки. В последнее время особую остроту приобрели проблемы в разоруженческой сфере. Они связаны прежде всего с трудностями процесса ратификации Россией Договора СНВ-2, подписанного в январе 1993 года.
В работе использованы публикации и выступления известных отечественных и зарубежных ученых и политиков, военных аналитиков, изучающих особенности развития российско-американских отношений в ХХ и ХХI вв., в том числе по линии военно-политического сотрудничества. ГЛАВА 1. РОССИЯ И НАТО В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЯХ 1.1.Россия и НАТО: эволюция взаимоотношений Вооруженные силы Североатлантического альянса (НАТО) были созданы в 1949 году. Изначально альянс представлял собой «оборонительный союз» двенадцати государств, включая в свои ряды Бельгию, Канаду, Данию, Францию, Исландию, Италию, Люксембург, Голландию, Норвегию, Португалию, Великобританию и США. Штаб-квартира НАТО располагалась в Брюсселе, однако основополагающие политические решения принимались в Вашингтоне. Структура НАТО была призвана главным образом обеспечивать взаимную защиту против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. В 1952 году в ее состав вошли Греция и Турция, тем самым Североатлантический альянс продвинулся в Юго-Восточную Европу. В 1955 году 15-м членом альянса стала Западная Германия.
Введение 1. Теоретические дискуссии по проблемам международных отношений после окончания холодной войны 1.1 История взаимоотношений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки 2.1 Современные концепции международных отношений 2. Основные тенденции развития российско–китайско-американских отношений 2.1 Холодная осень 2008 года в российско-американских отношениях 2.2 «Перезагрузка» российско-американских отношений: проблемы и перспективы Заключение Список использованной литературы Введение Мы живем в эпоху глобализации, а глобализация предусматривает активную внешнюю политику различных государств. Прежде чем заниматься внешней политикой, надо знать, чего ты хочешь добиться и трезво представлять, что могут тебе позволить другие1 . После окончания холодной войны, распада СССР и превращения Российской Федерации в самостоятельный субъект международного права российско-американские отношения прошло ряд этапов и претерпело существенные изменения. После окончания холодной войны геополитическая карта мира сильно изменилась, а точнее изменилось ее понимание. С распадом Советского Союза мир перешел из биполярного мира в многополярный 2, объясняя это исчезновением или крахом статуса Советского Союза, имевшего огромную роль в мировой политике.
В-третьих, очень многое в российско-американских отношениях будет зависеть от того, какой будет сама Россия. В-четвертых, надо думать о деньгах. В любом случае партнерство между Россией и США невозможно без развития экономических отношений. Поэтому, страны должны делать необходимые шаги по укреплению экономических связей. Девятнадцатого ноября 2006 года министр экономического развития и торговли России Герман Греф и торговый представитель США Сьюзен Шваб подписали протокол о завершении двусторонних переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации. Девятилетние переговоры в официальном сообщении МЭРТ характеризуются как «тяжелый, подчас жесткий, но не жестокий процесс». Достигнутые договоренности МЭРТ оценивает как «справедливые и создающие новые возможности для торговли и инвестиций». Что касается США, то надо заметить, что администрация президента Буша последовательно убеждает американскую общественность в том, что вступление России в ВТО, прежде всего, принесет выгоду США. Итак, целью моей работы является показать значение для экономики России ее вступление в ВТО и дать прогноз развития отечественных предприятий на будущее в плане сотрудничества России и ВТО.
Улучшение российско-американских отношений после 2001 года позволило разблокировать процесс разоружения. В мае 2002 года был подписан Договор о сокращении наступательных потенциалов (СНП). В современном мире, когда прошли времена антагонистического противоречия двух систем, казалось бы, должна уменьшиться напряжённость, должны угаснуть многие конфликты, будоражившие мир в прошлом. Действительно, налицо ряд позитивных процессов, таких как ограничение гонки вооружений, расширение международного сотрудничества, распространение практики переговоров. Однако некоторые тенденции в современном обществе дают повод многим аналитикам утверждать, что разрушение двухполярного мира и формирование однополярного, нарушив сложившееся равновесие, привело к формированию ещё более нестабильного положения в мире, которое таит в себе серьёзнейшую угрозу. Количество военных конфликтов на планете не уменьшается, а, напротив, на карте постоянно тлеют очаги насилия, продолжается модернизация вооружений, подталкиваемая новым этапом военно-технической революции, сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовой военной техники на планете, в результате чего она попадает в очаги политической напряжённости и нестабильности.
Большинство проблем, которые мы сегодня относим к глобальным, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодоление нищеты, голода, неграмотности. Глобальные проблемы, с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств, а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства. Известно, что в последнее десятилетие Африка занимала неприоритетное место во внешней политике России, это время стало романтическим периодом российско-американских отношений. В конце XX столетия Россия ослабила свои связи с развивающимся странами и потеряла многие политические позиции, особенно на африканском континенте. В последние годы последней декады уходящего тысячелетия ситуация начала меняться. В Кремле начали появляться президенты стран Африки. Состоялись встречи на высшем уровне России с Намибией, Анголой, Египтом и Южной Африкой. Обсуждались не только двусторонние отношении, но и события в мире в целом. Например, во время встречи в Кремле Н.Манделы и Б.Н.Ельцина было сделано заявление, в котором отмечалось: "Мы вместе будем выступать за многополярный мир" 1.
В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество становится все более важным элементом российско-американских отношений и способствует их выведению на качественно новый уровень, позволяющий строить эти отношения на стабильной основе, на принципах равноправия и взаимного доверия. Российская Федерация придает большое значение расширению экономических связей с Соединенными Штатами, рассматривая их в качестве одного из наиболее важных и перспективных для России партнеров. Важным моментом является также тот факт, что развитие взаимовыгодных связей между Россией и США может способствовать успеху реформ и ускорению интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему. Коренным образом изменился в последние годы и подход США к вопросам сотрудничества с Россией. Очевидно, что причины такого изменения связаны не только с политическими, но и с экономическими факторами. Ведь российский рынок является весьма емким и перспективным для американского бизнеса, который, хорошо понимая это, уже активно его осваивает.
Вызывает сомнение, что после потепления российско-американских отношений и вхождения Российской Федерации в НАТО американцы в одночасье перепишут свои доктрины и концепции относительно России и забудут наставления своих идеологов геополитики. Уместно вспомнить откровенные признания Збигнева Бжезинского о том, что Россия (СССР) – «главная разменная карта американской геополитики», что «новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России». Еще весной 1998 года Госдепартамент США объявил о том, что страны СНГ, за исключением России, включаются в зону военной ответственности США: с 1 октября 1998 года - Украина, Беларусь, Молдова и Закавказье; с 1 апреля 1999 года - вся Центральная Азия. Личный состав вооруженных сил, на который возложена задача быть готовыми действовать на территории бывших советских республик, дислоцируется на континентальной части США, а боевая инфраструктура - в зоне Персидского залива. Планы реализации программ по устранению российского влияния на бывшие советские республики Закавказья и Средней Азии связаны с наличием там уже разведанных богатейших запасов нефти и других ресурсов, а также наличием дешевой квалифицированной рабочей силой.
Цель работы обусловила решение следующих задач: показать эволюцию взаимоотношений России и НАТО во второй половине ХХ века; дать оценку Североатлантическому альянсу на современной международной арене, выявить факторы, влияющие на изменение его стратегий и военно-политических доктрин после распада СССР и образования «однополярного» миропорядка; раскрыть характер взаимоотношений российской дипломатии и НАТО; показать вектор развития взаимоотношений России и НАТО. В работе использованы публикации и выступления известных отечественных и зарубежных ученых и политиков, военных аналитиков, изучающих особенности развития российско-американских отношений в ХХ и ХХI вв., в том числе по линии военно-политического сотрудничества, международно-правовые акты. ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ И НАТО 1.1.Российская дипломатия и НАТО: от конфронтации к неравному партнерству Вооруженные силы Североатлантического альянса (НАТО) были созданы в 1949 году. Изначально альянс представлял собой «оборонительный союз» двенадцати государств, включая в свои ряды Бельгию, Канаду, Данию, Францию, Исландию, Италию, Люксембург, Голландию, Норвегию, Португалию, Великобританию и США.
Однако, затем, с середины 90-ых, произошел определенный откат в российско-американских отношениях, которые лишь в последние годы стали выравниваться в направлении делового стратегического партнерства, не исключающего наличия разногласий по важным международным проблемам. В постперестроечный период Россия недостаточно эффективно и целеустремленно развивала отношения со своими ближайшими соседями - прежде всего с государствами бывшего Советского Союза. Сразу после распада СССР российское руководство не оценило в должной мере важности задач по организации постсоветского пространства, его экономической и правовой интеграции, а с течением времени возможности реализации этих целей становились все более сложными и фрагментарными. К настоящему времени отношения между Россией и рядом бывших советских республик отличаются заметной напряженностью и наличием серьезных проблем. Во всяком случае, так называемая «доктрина создания пояса добрососедства и сотрудничества по всему периметру российских границ» еще очень далека от осуществления.
Вместе с тем пора задуматься над тем, какое негативное влияние на российско-американские отношения оказывает унаследованная от «холодной войны» модель взаимного ядерного сдерживания. Военно-технические аспекты советско-американского соперничества переживали исчезновение идеологических и политических причин для конфронтации. Стратегические ядерные силы двух держав по-прежнему ежедневно, ежечасно и ежеминутно противостоят друг другу, находясь в готовности к ответно-встречному удару по военным, экономическим и политическим целям другой стороны. Несмотря на ликвидацию ракет средней и меньшей дальности, 50-процентное сокращение стратегических наступательных вооружений по Договору СНВ-1 и снятие с вооружения большей части тактического ядерного оружия, США и Россия все еще обладают ядерным потенциалом, многократно превышающим уровень взаимного уничтожения. Ненацеливание американских и российских ракет лишь создает видимость решения этой проблемы. Ведь для перенацеливания требуется несколько минут. Такая ситуация сохранится даже после осуществления Договоров СНВ-1 и СНВ-2 (если он будет ратифицирован). Поэтому американские ударные субмарины постоянно дежурят у наших баз стратегических подводных лодок, а Договор по ПРО по-прежнему остается основой стратегической стабильности, хотя и Россия и США заинтересованы в развертывании ограниченной ПРО для защиты от третьих стран.
Устав запрещает применение силы, нарушающее государственный суверенитет. Декларация же защищает права индивидуума от государственного подавления. Проблема “гуманитарного вмешательства” проистекает из этого расхождения. В этот “зазор” и “втиснулся” блок НАТО со своей операцией в Югославии. Внутренний конфликт в Косово, приведший к Югославскому кризису, мог обернуться внешним конфликтом между США и Россией. Этот конфликт пришелся на время, “когда стал разрастаться системный геополитический кризис, вызванный распадом СССР, приведший к процессу мирового перераспределения центров сил. Следствие этого переходного этапа в том, что Россия – уже не империя, а США еще не империя, но США считают, что они уже империя, а Россия – что она еще империя, т.е. Россия и США заблуждаются в своих возможностях влиять на остальной мир”. Переоценка своих возможностей и желание сохранить престиж могли поставить весь мир на грань катастрофы. Югославский кризис крайне осложнил и без того запутанные в то время российско-американские отношения.
![]() | 978 63 62 |