![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Россия между февралём и октябрём 1917 г. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Намечают съезд на декабрь. Какой энергичный разлив национальной активности! Даже в бурном кружении нашего Семнадцатого года – еврейская общественная и политическая деятельность выделяется своей многообразностью, напором, но и методичностью. Яркое оживление деятельности развернулось и в еврейской культуре, и в здравоохранении, в них «период между февралём и ноябрём 1917 стал временем расцвета». Переведено в Петроград вдобавок к «Евреям России» издание «Еврейской недели», открылся «Петроград-Тогблат» на идише и соответственные издания ещё в других крупных городах. – Обществом Тарбут и Культур-лигой создаются «десятки детских садов, начальных и средних школ, педагогических училищ», соответственно на иврите и на идише. В Киеве учреждается еврейская мужская гимназия. В апреле в Москве – 1-й Всероссийский съезд по делам еврейской культуры и школы, с призывом: содержать еврейские школы за счёт казны. – Съезд общества любителей еврейского языка и культуры. В Москве же начал работать театр «Габима» – «первый в мире профессиональный театр на иврите»[23], а в апреле – выставка евреев-художников. – В апреле же – конференция Общества охранения здоровья еврейского населения. Всё это особенно впечатляет на фоне общероссийской государственной, хозяйственной и культурной растерянности 1917 года. Крупным событием в еврейской жизни в эти месяцы было – разрешение евреям-юношам становиться офицерами российской армии
Евразийское учение о культуре 1. Общая характеристика евразийства. Культура и субъект Евразийство - одно из направлений русской мысли 20- 30-х годов XX в., возникшее внутри русской эмигрантской интеллигенции, пережившей разочарования в связи с поражением демократических чаяний в революцию 1905 г., эйфорию надежды, связанной с революцией 1917 г., трагедию, вызванную первой мировой войной. Возникновение этого направления было определено также попыткой осмысления Великой смуты, как евразийцы называли российские события 1917-1919 гг. В литературе, посвященной евразийству, отмечается, что в истории этого движения явственно выделяются три этапа. Начальный из них охватывает 1921-1925 годы и протекает по преимуществу в Восточной Европе и Германии. На следующем этапе, приблизительно с 1926 по 1929 год, движение имеет своим центром Париж. Наконец, в период 1930-1939 гг., после ряда тяжелых кризисов и расколов, движение идет на убыль, продолжая существовать незначительными группами в отдельных эмигрантских центрах. У истоков евразийства - как движения и как особой концепции о месте России между Востоком и Западом - стояли Н. С. Трубецкой (1890-1938), ставший потом одним из крупнейших современных лингвистов, П. Н. Савицкий (1895-1968), экономист и географ, Г. Ф. Флоров-ский (1893-1979), позднее - священник и православный богослов, и П. В. Сувчинский (1892-1985), публицист и философ. В 1925-1926 гг. с евразийским движением сближается Л. П. Карсавин (1882-1952), который вскоре стал его идейным руководителем.
В ленинских работах, написанных непосредственно перед Октябрьской революцией и после неё, защищается и развивается учение марксизма о неизбежности социалистической революции, необходимости слома буржуазной государственной машины и образования государства нового типа — диктатуры пролетариата, о переходном периоде от капитализма к социализму как периоде создания новых производств. отношений, о социализме и коммунизме как двух последовательных фазах коммунистической общественно-экономической формации. В работах Ленина «Задачи пролетариата в нашей революции», «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», «Удержат ли большевики государственную власть?», написанных между февралём и октябрём 1917, разработана экономическая платформа большевиков в социалистической революции, предусматривавшая конфискацию помещичьей и национализацию всей земли в стране, введение рабочего контроля, национализацию банков, крупной промышленности, монополию внешней торговли и некоторые др. мероприятия. В работах «Государство и революция» (1917), «Очередные задачи Советской власти» (1918), «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (1919) и др
Солженицын создал ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле («Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка»), о жизни и смерти («Раковый корпус»). Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, отпечатанные на машинках или даже просто переписанные от руки. Всё это не могло не раздражать власти. В 1969 году Солженицына исключили из Союза писателей. Наиболее злобный характер травля писателя приобрела после присуждения ему Нобелевской премии (1970 год). А после публикации за границей «Архипелага ГУЛАГ» писателя насильственно выслали из страны. После непродолжительных скитаний по Европе Солженицын обосновался в США, в штате Вермонт, и приступил к осуществлению своего давнего грандиозного замысла: он пишет хронику-эпопею о России между августом 1914 и апрелем 1917 года. Результатом многолетнего труда стал многотомный роман «Красное колесо». В этом повествовании о предреволюционных годах и о самой революции Солженицын ищет ответы на вопросы о том, что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие 70 лет.
Пройдя по грани, отделяющей цивилизационную модернизацию России от цивилизационного переворота, петровские реформы цивилизационно раскололи элитные слои русского общества, оторвав их существенную часть от остальной массы населения не просто классово, но и цивилизационно. Спор между западниками и славянофилами в России ХIХ столетия был не случайным эпизодом в ее истории, став отражением давно тлеющей болезни в базовых структурах национальной, исторической и цивилизационной идентичности России, взорвавшей ее в 1917-м и вновь в 1991 году. Ленинская мысль о двух культурах в одной русской была не так уж и далека от истины. Другое дело, что различия между ними носили не только классовый, но и цивилизационный характер. Начиная с Петра I, господствующий класс жил во многом иной культурой, чем вся остальная Россия. Это различие стало не просто классовым, оно приняло цивилизационный масштаб и специфику. Классовое различие было дополнено и усилено цивилизационным между теми, кто управляет страной и нацией, и теми, кем управляют
Город - это символ бездушного “страшного мира”, обреченного на неизбежную гибель. Место Прекрасной Дамы занимает в его поэзии “Незнакомка” – “влекущая” и “пугающая”, в жертву которой – дерзкой, порывистой и порочной – поэт временами готов отдать свою душу. В поэзии Блока все явственней стали звучать скорбные мотивы, навеянные суровой реальностью. Сборник “Нечаянная радость” не был принят его друзьями символистами. Они хотели видеть в нем писателя “Прекрасной Дамы”, “Царевны Златокудрой”, а его новизну они приняли как измену его прошлого. А. Белый заявил: “Блок – поэт “Златокудрой царевны” был дорог не многим, а Блок “Незнакомки” стал любимцем толпы”. Бурные события начала века “окунули Блока в быт, раскрыли перед ним новый мир во всей своей неприглядности, но и во всей его художественной значимости. Сборник “Нечаянная Радость” – это “радость” внезапной встречи с новым миром, отталкивающим и одновременно глубоко притягивающим. Все поэтические циклы Блока, появившиеся между 1907 и 1917 годами полны тревожных предчувствий надвигающейся на Россию катастрофы.
Именно в период между 1905 и 1917 годами в произведениях Рахманинова стали учащаться настроения трагической обреченности.Я думаю, что в сердцах людей последни поколений залегло неотступное чувство катастрофы; - писал об этом времени Блок. Исключительно важное место в творчестве Рахманинова принадлежит образам России, родины. Национальный характер музыки проявляется в глубокой связи с народной русской песней, с городской романсо - бытовой культурой канца ХIХ и начала ХХ века, с творчеством Чайковского и композиторов «Могучей кучки». В музыке Рахманинова отразилась поэзия народной песенной лирики, образы народного эпоса, восточный элемент, картины русской природы. Впрочем, он почти не использовал подлинных народных тем, а лишь чркзвычайно свободно, творчески их развивал. Дарование Рахманинова - лирическое по своей природе. Лирическое начало находит выражение в первую очередь в господствующей роли широкой, протяжной, по своему характеру мелодии. «Мелодия - это музыка, главная основа всей музыки. Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, - главная цель композитора, -« уутверждал Рахманинов. Искусство Рахманинова - исполнителя - это подлинное творчество.
Он был незамедлительно поддержан А.А. Шрейдером. Близкие с ними мнения выразили М.М. Покровский и Ю.М. Стеклов (51). Понятно, что на другом полюсе должны были концентрироваться идеи не просто сильного национального государства, а патронажного государства, проявляющего отеческую заботу о своих гражданах. Они то и могли в той или иной мере вобрать в себя народные представления о государстве. И такие подходы действительно складываются в большевистском руководстве. Условно это направление в большевизме можно определить как национал-большевизм (хотя с такой дефиницией можно и поспорить). К примеру, представляется, что именно из такого понимания государства исходил Сталин, критиковавший сторонников превращения Россию в трудовую коммуну без границ и национального содержания (52). Похоже, что уже в то время Сталин приходит к убеждению, что стихийный патриотизм масс сможет в будущем стать наиболее надёжной опорой революционной власти (53). Но ещё более интересна в этом ключе позиция Ленина. Надо сказать, что из тогдашних лидеров только он видел определённые параллели между рабочим самоуправлением 1917 года и традиционными российскими формами трудовой самоорганизации.
Другие же исследователи, полагают, что имели место лишь поверхностные изменения. По их мнению, многовековую историю России определяет специфичность патримониального государства4. Необходимо отметить, что в период между 1861 и 1917 годами социальная структура российского общества явно преобразилась, и что наблюдался прогресс в реализации некоторых основных прав и свобод, стало формироваться гражданское общество. Но на основе анализа нормативного материала можно сделать вывод, что хотя в России и были провозглашены основные права и свободы, проблема состояла в отсутствии механизмов их реализации, гарантий и защиты. Глава II. Развитие конституционализма в советский период §1. Советский подход к пониманию конституции После Октябрьской революции 1917 года существенно меняется понимание смысла и предназначения конституции в жизни государства и общества, получает широкое распространение новое видение сущности основного закона страны. Октябрьская революция, победив под флагом слома старой государственной машины, выступила против правовой преемственности. Победа большевиков, постепенное построение однопартийного государства, устранение политических оппонентов стали условиями реализации при построении Советской республики взглядов В.И. Ленина на конституцию, государство и право.
В Русской Правде основания наследования отличались лишь по формальному признаку. Завещание по Русской Правде есть только способ распределения по усмотрению завещателя имущества между законными наследниками и не имеет своей целью изменение обычного порядка. Наследование ограничивалось тесным кругом семьи - восходящие и боковые родственники не имеют никаких прав на наследство. Основными наследниками по Русской Правде являлись сыновья. Обращает на себя внимание отсутствие при распределении наследственного имущества принципа первородства. Подобная ситуация сложится в России после событий октября 1917 г. Однако причины, породившие ограничения, будут коренным образом отличаться от времен Русской Правды. Второй период развития наследственного права связан с появлением ссудных грамот в Новгороде и Пскове, а также со становлением Московского государства. Сущность исторического развития русского наследственного права на втором этапе своего развития (XV - XVI вв.) Г.Ф. Шершеневич видит в расширении круга родственников, призываемых к наследованию4.
Дисциплина рухнула, а советы приобрели огромную военную мощь. Первые шаги временного правительства (2.03-25.08 1917) Учреждение специального юридического совещания для решения законодательных вопросов. Деятельность в области экономики: хлебная монополия, твердые цены, нормированное снабжение. Земельный и военный вопрос решить сразу не удалось. Взят курс на учредительное собрание, которое должно было решить все главные вопросы. Итоги февральской революции. Свержение самодержавия, начало экономического и социально-политического реформирования, формирование двоевластия, обострение проблем в России. Россия между двумя революциями. март-октябрь1917 - нарастание общенационального кризиса. Свержение самодержавия породило хаос в стране. Двоевластие: 2.03-5.06. 1917. июль-октябрь - диктатура временного правительства. Апрельские тезисы Ленина. 3.04 1917 Ленин возвращается из эмиграции. 4.04 выступает с речью перед большевиками о задачах нашей революции. Речь получила название апрельских тезисов. Курс на социалистическую революцию.
Небольшой анализ источников, литературы по истории гражданского права России в период с 1917 по 1986 годы свидетельствует о том, что учеными – юристами и историками проделана в этой области науки большая работа. Но отсюда совсем не следует, что работа была совершена. Кодекс – это яркий представитель, компетентный свидетель истории. Классово – партийный подход предписывал давать ему высокую оценку. Соответственно вне критики оставались и те отношения, которые он регулировал. Они принимались, как «должное». Именно такой точки зрения придерживались историки – марксисты советского периода. С принятием действующего Гражданского кодекса РФ изменились и отношения между предприятиями и организациями, между физическими и юридическими лицами, а также анализ вопросов влияния реформы частного права на систему и современное состояние органов гражданской юрисдикции. Понятно значение данной проблемы для развития российской государственности, становления правового государства и гражданского общества. К сожалению анализ проблем судебной реформы велся применительно к отдельным органам судебной власти, а также без учета возможностей других органов гражданской юрисдикции в данной сфере.
В условиях изменившихся условий реализации замысла концепции построения социализма правильными были выводы И.В. Сталина из оценки сложившейся обстановки: советская страна отстала «от передовых капиталистических стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»2. Справедливости ради следует сказать, что транснациональные корпорации (ТНК), которые уже обрели возможность диктовать своим правительствам линию поведения, ставили задачу сокрушения России еще до революции 1917 г. (см. п. 2). После революции 1917г. от задачи военного разгрома СССР, в силу объективных законов развития ТНК, они отказались бы только в одном случае - при нашей безоговорочной капитуляции. Так что ставка руководства партии и страны на «мировую революцию» лишь обострила ситуацию, хотя в настоящее время, видимо, невозможно оценить - в какой степени. Большие последствия для нашей страны вызвала проблема изменения замысла. Вообще, изменение решений, планов и даже замыслов - обычное дело при управлении.
Гарантированные глубины обеспечивают безопасную проводку и удобную стоянку судам до 260 метров длиной и с осадкой до 11 метров. Санкт-Петербург – один из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Навигация по Неве возможна только ночью, когда можно развести мосты. Санкт-Петербургский транспортный узел является в настоящее время важным транзитным центром, обслуживающим внешнеэкономические связи большинства регионов России. Между Санкт-Петербургом и портами Западной Европы существует около десяти контейнерных линий различных владельцев. В развитии Петербургского транспортного узла, как международного торгово- транспортного центра, определяющее значение имеют следующие факторы: 1.Санкт-Петербург может стать главным соединительным звеном между Европейским союзом и Россией, обеспечивая экспорт энергетических и других сырьевых товаров России в страны ЕС. С 1996 года наблюдается устойчивый рост взаимной торговли; 2.По итогам 1996 года крупнейшими торговыми партнерами СПб стали страны ЕС- Германия, Финляндия, Швеция; 3.В конце 1996 года Россия заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом (СПС).
Но в области самосознания умственного - все оставалось «на первых начатках», чем и объяснялось невозможность развития самостоятельного политического творчества. Российская сознательность сделала сравнительно больше успехов в области религиозной. Таким образом, развитие монархического принципа, его самосознание за этот период должно было прямо понизиться. «Он держался у нас по-прежнему голосом инстинкта, но разумом не объяснялся». Поэтому, из всех сторон научного творчества государственно-правовая в России за весь новый период осталась наименее разработанной, наиболее подражательной, наиболее проникнутой простым списыванием идей европейских. «Чувство инстинкта проявлялось в России постоянно достаточно, но сознательности, теории царской власти и взаимоотношений царя с народом – мало». В XIX в. русская мысль резко раскололась на "западников" и "славянофилов", и вся "западническая" часть вела пропаганду против самодержавия. «Раскол, в образованной части России, между "западниками" и национальной частью образованного класса растет еще больше после 1861 года, причем в "западническом" направлении развивается страшное отрицание всего типично русского, а идеи его получают огромную силу во всех средних образованных слоях и охватывают даже народ».
Даже сегодня, на рубеже XX и XXI столетий, еще нельзя утверждать, что найден ответ на все вопросы, возникшие в ходе дискуссий о влиянии Запада на русскую культуру, о месте России между Востоком и Западом. Современное человеческое общество не стало более гармоничным, гуманным и безопасным. На смену старым противоречиям пришли новые и будущее человечества вряд ли представляется более ясным и безмятежным, чем 100 или 200 лет назад. И именно в этом тревожном мире Россия продолжает мучительно искать пути своего дальнейшего развития. Можно провести параллель между дискуссиями конца XVIII и XIX столетий о влиянии Запада на Россию и необходимости сохранения самобытной русской культуры и современными дискуссиями о месте России в мировом сообществе. Современное идеализирование Америки и Запада и незнание отечественных культурных традиций, очень во многом напоминает ситуацию, сложившуюся в XVIII веке в России (тогда лишь говорили о повальном "офранцуживании" русской аристократии). Перекосы во взаимоотношениях с иными культурами можно было бы отнести к влиянию пресловутого "русского менталитета" ("гулять, так гулять, любить, так любить."), но об этом лучше рассуждать, находясь вне рамок данной культуры.
Общественным идеалом стало религиозное подвижничество, подвиг во имя Христа, общества. Духовным символом Московского государства стал Сергий Радонежский -духовный отец Дмитрия Донского . Далее вам предстоит, опираясь на материалы Хрестоматии , определить свою точку зрения по ряду спорных вопросов. Прочитайте док. №6 , текст Ф. Броделя "Время мира. (Государство и экономика. Причины закрепощения крестьян)" (1979). Согласны ли вы с мнением автора о том, что в России государство было больше похоже на восточную деспотию, чем на западную модель? Докажите свою точку зрения. Каковы были функции государственной власти в России по отношению к экономике? К каким результатам это приводило? Познакомьтесь с концепцией профессора русской истории Гарвардского университета Ричарда Пайпса. Он считает, что в России на протяжении всей ее истории существовал совершенно специфический тип государственности, отличающийся как от западного, так и восточного образца. Это особая разновидность деспотического способа правления - вотчинное государство, которое сложилось в России между 17 и 18 вв. В вотчинном государстве правление и все политическое обустройство похожи на структуру гигантского господского поместья.
Апрельские тезисы легли в основу решений 7-ой (Апрельской ) Всероссийской конференции большевиков, вооруживших партию конкретным планом борьбы за победу социалистической революции. Обстановка, сложившаяся в России в 1917 году оказала огромное влияние на революционное движение народных масс в Таджикистане. Революционное движение в Таджикистане развивалось в более сложных условиях. Вследствие малочисленности и распыленности пролетариата рабочее движение в Таджикистане, как и по масштабам, так и по степени организованности отставало от рабочего движения экономически развитых районов в России. Весной и летом 1917 года возникли социал-демократические организации и группы почти во всех крупных городах и во многих рабочих поселках Туркестана. Большую роль в революционном движении народных масс в Таджикистане оказали рабочие - русские и рабочие-таджики, которые участвовали в революционных событиях в России. Не столь широкий размах, как в великорусских областях, приняло здесь и аграрное движение, ибо основная масса дехканства оставалась еще отсталой в политическом и культурном отношении и находилась под большим влиянием духовенства и феодально-байской верхушки кишлака.
![]() | 978 63 62 |