телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАТовары для животных -30% Видео, аудио и программное обеспечение -30% Всё для хобби -30%

все разделыраздел:Историяподраздел:Историческая личность

Селькупы

найти похожие
найти еще

Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Горшок торфяной для цветов.
Рекомендуются для выращивания крупной рассады различных овощных и цветочных, а также для укоренения саженцев декоративных, плодовых и
7 руб
Раздел: Горшки, ящики для рассады
Карабин, 6x60 мм.
Размеры: 6x60 мм. Материал: металл. Упаковка: блистер.
44 руб
Раздел: Карабины для ошейников и поводков
Завозятся дорогие шелковые ткани, оружие, скакуны, украшения. Переживает небывалый подъём духовная культура. Внутри релкинского общества родовые связи слабеют, усиливается военно-родовая элита, культивируется образ вождя. Этногенез селькупов на долгом и историческом пути протекал в сложном переплетении судеб угров и тюрков, тунгусов и славян. Формирование самобытного народа проходило в мирных контактах и ожесточённой борьбе, в условиях расцвета и упадка культур, запутанных лабиринтах общественных отношений. История селькупов ещё не написана, в ней немало неясного, Многому требуется объяснения и доказательства. Поэтому создона Селькупская комплексная экспедиция по изучению этнокультурной истории Нарымского края. В её состав вошли археологи и этнографы института этнографии АН России. Итогом роботы должна стать крупная монография-плод коллективного труда. Незнакомый образ жизни, иная культура вызывает сложные чувства: удивления, недоумения, восхищения и так далее. Он даёт понять, что культура, к которой мы принадлежим, далеко не единственная. Известный этнограф ХIХ в. Макс Мюллер очень удачно подметил: «Кто знает одну культуру, не знает ни одной». Подобные чувства испытывали русские, когда сталкивались с остяками (так в старину звали хантов и селькупов): удивлялись меткости остяцких лучников, разнообразию ловушек на зверя и рыбу, лекарям – шаманам, неистово колотящим в бубен, и многому другому. Обычно эталоном считают свою культуру, а разные проявления другой – отклонениями. Удивляла одинаковость одежды, лыж, лодок, лабазов – словом, всего; поражала безотходность производства: мясо – в пищу, шкуры – на одежду, сухожилия – на нитки, внутренности – на приваду. Использовались даже рога, чешуя, пузыри – это сырьё для производства превосходного, универсального клея. «Чудной народ», - усмехнувшись в усы, заключали русские. Впрочем, и раньше на европейском севере инородцев звали чудью. Тогда ещё не знали, что традиционные, т.е. неиндустриальные культуры имеют особенность: сложившаяся система жизнеобеспечения, включающая в себя, разумеется, и духовную сферу, не допускает индивидуального новаторства. Изменения недопустимы, потому что они разрушают устойчивость. Позднее стало известно, что причины многих «странностей» коренятся в устойчивости традиций. Например, для передачи расстояний (при отсутствии в языке линейных мер) охотничьи народы прибегают к таким способам, как число выкуренных трубок, оленьих передышек, береговых песков, плесов, дней пути. Таким образом, способ, к которому прибегают астрономы, измеряющие расстояния световыми годами, т.е. временем, не является монополией астрономов. Некоторые ситуации, столь сложные для русского человека, для человека тайги оказываются крайне простыми. О них вообще предпочитают молчать как не содержащих ничего нового. В своих путевых дневниках В.К. Арсеньев отмечал самую характерную особенность лесных жителей-звероловов, независимо от национальности: сосредоточенность во взгляде, скромность, молчаливость и спокойствие. Шло время, образом жизни остяков в суровых условиях Сибири стали интересоваться не только любители, но и учёные. Круг их интересов стал шире, а непонятного, как ни странно, ещё больше: отчего живут маленькими селениями (три-пять семей близких родственников), как охотники в тайге находят друг друга не договариваясь; как за сотни километров находят дорогу точно к дому; почему, к примеру, язык хантов, финнов, венгров имеет много общего; чем объясняется то, что ханты и селькупы почти одинаковы по культуре, хотя у них совсем разные языки и так далее.

Томский государственный педагогический УНИВЕРСИТЕТ Р Е Ф Е Р А Т По этнологии Тема: «Селькупы» Выполнил Проверил КОЛПАШЕВО 2000 г. У ИСТОКОВ ИСТОРИИ СЕЛЬКУПОВ Селькупы (известны ещё под названием остяко-самоеды и нарымские остяки) относятся к самодийской ветви уральской языковой семьи, южной её группе. Когда и откуда появились они в Приобье? Где их изначальные истоки? Из сообщений путешественников, миссионеров, исторических документов известно, что в XVI веке в Среднем Приобье они уже проживали. А раньше? Дискуссии о прародине селькупов и других самоедо-язычных народов ведутся вокруг трёх точек зрения с различными вариантами. Две гипотезы сложились ещё в XVIII веке, их высказывали лингвисты и этнографы. В 20- х годах XVIII века пленный шведский офицер, увлекшийся изучением народов Сибири, Ф.И. Страленберг, был включен в состав Академической экспедиции под руководством Д. Г. Мессершмидта. Он обнаружил, что на самодийском языке говорили не только самоеды европейского северо-востока , но и ряд народов Западной (остяко-самоеды) и Южной (камасинцы) Сибири. Из этого наблюдения исследователь сделал вывод, что прародина самодийцев – северо-западней Урала, откуда они расселились вплоть до Саянского нагорья. Через 50 лет И.Ф. Фишер высказал противоположную точку зрения. Томские остяки, как он называл селькупов, и камасинцы жили когда-то вместе, на юге Сибири и, «боясь татар, пошли в ближайшие к северу страны». Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в работах выдающегося финского лингвиста и этнографа М.А. Кастрена, который в середине ХIХ в. по заданию Российской Академии исследовал язык и быт народов Сибири. Согласно его теории исконной прародиной современных самодийских народов, в том числе и селькупов (Кастрен их включал в южную самодийскую группу наряду с карагасами, маторами и др.), была Южная Сибирь, а точнее Алтае-Саянское нагорье и Минусинская котловина. Благодаря скрупулёзному анализу Кастреном языков южносибирских народов и доказательству очевидного пребывания там самоедов раньше тюрко-язычного населения, гипотеза южной прародины селькупов стала господствующей. В.Н. Чернецов в 60-е годы предложил область формирования самодийцев, начиная с IV тысячелетия до н.э. расширить от Енисея до Иртыша. Культуру Среднего Приобья (её ещё предстояло изучать) с Х в. он отнёс к праселькупской. По третьей версии прародина самодийских народов – Западная Сибирь Эта мысль в начале нашего века высказывалась знаменитым путешественником и исследователем Арктики Ф. Нансеном и финским лингвистом – этнографом К. Доннером. Но развёрнутой аргументации эта идея долгое время не получала. Благодаря археологическим и лингвистическим исследованиям последних десятилетий западносибирская гипотеза стала приоритетной. Что касается селькупов, то не просто регионом их формирования, но и прародиной можно считать Среднее Приобье. Народы Сибири не имели письменности, и заглянуть в глубь их древней истории помогает археология. Археологи реконструируют прошлое селькупов, используя данные различных областей познания: антропологии, лингвистики, географии, биологии, физики, химии и т.д. С 60-х годов в Среднем Приобье ведутся активные археологические раскопки многочисленных древних поселений, могильников, культурных мест, производственных объектов.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Большой энциклопедический словарь (Часть 2, ЛЕОНТЬЕВ - ЯЯТИ)

Обыкновенная пеганка (длина ок. 60 см) - объект промысла (пух); хохлатая пеганка крайне редка (возможно, вымерла), в Красной книге МСОП. ПЕГАС - в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса символ поэтического вдохновения ("оседлать Пегаса"). ПЕГАС (лат. Pegasus) - экваториальное созвездие. В Пегасе находится одно из ближайших скоплений галактик. "ПЕГАЯ ОРДА" - русское название объединения племен нарымских селькупов в кон. 16 в. ПЕГГЕЛЕР (Poeggeler) Отто (р. 1928) - немецкий философ. Автор книг "След слова. О лирике Пауля Целана" (1986), "Мыслительный путь Мартина Хайдеггера" (1990), "Новые пути вместе с Хайдеггером" (1992). ПЕГЕЛЬМАН (Poogelmann) Ханс Густавович (1875-1941) - деятель российского и эстонского революционного движения, публицист, поэт, профессор. Участник Октябрьской революции (Эстония). В 1918-19 член правительства Эстляндской трудовой коммуны

скачать реферат Коренные народности севера: история, культура, быт

В возрасте 14 - 15 лет, но обычно позднее, в 20 - 21 год, селькуп, которому надлежало стать шаманом, заболевал странной загадочной болезнью. Неспокойный сон, галлюцинации, удрученное состояние овладевали им. Часто эти психические недомогания обострялись, больной падал в обморок, буйствовал, пел. Тогда родные обращались к старому опытному шаману. Шаман камлал, отгоняя от больного злых духов (“лосов”), узнавал, чьи лосы-покровители призывают молодого селькупа к шаманству. Затем он объявлял родным, что дух шамана-отца или деда требует, чтобы этот сын или внук тоже стал шаманом. Селькупы убеждены, что призванным отказаться от шаманского дара нельзя: отказавшегося от шаманской деятельности селькупа духи-”лосы” его отца или деда-шамана замучивали до смерти. Шаман приказывал для этого призванного сделать первый шаманский атрибут - колотушку (“каптын”). На это время, пока будущему шаману делали колотушку, старый шаман давал ему свой бубен, и с ним молодой шаман начинал камлать. При этом он бил себя колотушкой по левой ноге и пел свои первые песни. Это приурочивалось к прилету или отлету птиц. По прошествии некоторого времени молодой шаман становился спокойнее, болезненные припадки проходили.

Чудо-пеленка для мальчика "Bambola".
Пеленка на липучках создана, чтобы обеспечить спокойный сон малышу. Благодаря липучкам, которые удерживают и не позволяют ребенку
340 руб
Раздел: Пелёнки
Фоторамка на 6 фотографий С34-004 "Alparaisa", 50,5x34,5 см (белый).
Размеры рамки: 50,5x34,5х1,5 cм. Размеры фото: - 10х15 см, 3 штуки, - 15х10 см, 3 штуки. Фоторамка-коллаж для 6-ти фотографий. Материал:
599 руб
Раздел: Мультирамки
Настольная композиция "Сад Дзен", 29x21x6 см.
Настольная композиция "Сад Дзен" станет необычным подарком для ценителей "заморской" Японской культуры. Время
1122 руб
Раздел: Антистрессы
 Большой энциклопедический словарь (Часть 2, ЛЕОНТЬЕВ - ЯЯТИ)

Важное промысловое значение имеют атлантическая и восточная сельди и их подвиды - салака, тихоокеанская сельдь и др. Численность подвержена значительным колебаниям. СЕЛЬДЯНОЙ КИТ - то же, что финвал. СЕЛЬДЯНОЙ КОРОЛЬ - то же, что ремень-рыба. СЕЛЬЕ (Selye) Ганс (1907-82) - канадский патолог. Родился в Вене, с 1932 в Канаде. Сформулировал концепцию стресса, ввел понятия адаптационного синдрома, болезней адаптации и др. Установил роль нарушений баланса электролитов и стероидных гормонов в развитии некроза миокарда, предложил методы его профилактики. СЕЛЬКУПСКИЙ ЯЗЫК - один из самодийских языков. Письменность на основе русского алфавита. СЕЛЬКУПЫ (устар. назв. - остяко-самоеды) - народ в Российской Федерации, Тюменская и Томская обл. и Красноярский кр. 3,6 тыс. человек (1992). Язык селькупский. Верующие - православные. СЕЛЬСИН (англ. selsyn - от англ. self - сам и греч. synchronos одновременный), электрическая машина для дистанционной передачи информации об угле поворота вала др. машины. Применяется, напр., для дистанционного управления, передачи на расстояние показаний измерительных приборов; обычно используется пара - сельсин-датчик и сельсин-приемник, которые электрически соединяются между собой так, что при повороте ротора сельсин-датчика синфазно и синхронно с ним поворачивается ротор сельсин-приемника

скачать реферат Древняя история

Великое множество племен и народов на земле называлось по месту их преимущественного обитания. Самоназвание приморских чукчей - ан калын ("морские жители"), бедуины - "жители пустынь", селькупы - шеш куль ("таежный человек"), индейцы сенека - нунда-вэ-о-но ("великий народ холмов"). Приступим к основному выводу: Если "руса" - это "река" - извечное место поселений наших предков, с которой всегда был так тесно связан их образ жизни и верования, "рус" - праславянский корень, образовавший такое большое гнездо слов только в русском языке, Рус - уже полузабытое мифическое днепровское божество, то обобщенный этноним "русы" или "руссы" - издревле значило "живущие на реках", "жители рек", "речной народ". Дополнение к версии 3В публикации профессора Ф.И.Кнауэра "О происхождении имени народа Русь" (в сборнике "Труды одиннадцатого археологического съезда в Киеве, 1899", М. 1902) отмечается, что в древиндийских гимнах "Ригведы" упоминается мифическая река Rasa, "великая матерь", текущая на дальнем северо-западе, на старой родине (См.

 Что? Где? Когда?

Гусь-Хрустальный? Ответ. Зеркал. 3.285 Нуль Pпо-селькупски «небо», мот P«чум». Понятие, обозначаемое словом «нульмот», стало известно селькупам в начале XVIII века. Переведите на русский слово «нульмот». Ответ. Церковь. 3.286 Исторический анекдот. Однажды небезызвестный адмирал Шишков составил официальное письмо о своем очередном прожекте. Мельком глянувший на письмо его знакомый ехидно заметил: «Ваше превосходительство неправильно написали адрес. Следовало бы написать господину Надеждину». Уважаемые знатоки, как вы думаете, кому адресовывалось письмо? Ответ. Сперанскому. (Spero надеяться, а Шишков известен в первую очередь своим славянофильством.) 3.287 Существует две теории, объясняющие ее возникновение. Согласно теории специфичности, она возникает при раздражении особых рецепторов. Согласно теории интенсивности, при чрезмерном раздражении любых рецепторов: тепловых, осязательных, обонятельных О чем идет речь? Ответ. О боли. 3.288 Считается, что этот поэт ввел в русский язык слово «бездарь». Известно также, что себе он давал противоположную характеристику. Назовите его. Ответ

скачать реферат Народное образование Сибирского края

В 1932 году из Томска в Колпашево было переведено ''остяцкое'' отделение педагогического техникума, которое сыграло заметную роль в культурном строительстве края. Уже к 1938 году выпускники Колпашевского педтехникума составляли почти третью часть учителей, обслуживающих малые народности Нарымского округа. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ НАРЫМСКОГО КРАЯ. Подготовка учителей для Нарымского края осуществлялась и высшими учебными заведениями. В 1925 – 1926 годах на рабфаке Ленинградского университета была создана северная группа из 26 студентов. На базе этой группы затем сформировался Ленинградский институт народов Севера. '' Чудесным чумом'' называли селькупы этот институт. В нём молодёжь Севера приобретала знания из величайшей сокровищницы русской и советской культуры, науки, а затем передавала их своим сородичам. Первые студенты института, посланцы Нарымского края – селькупы Каргасокского района А. И. Игляков, М. И. Иглякова; селькупы юрт Ласкиных Парабельского района – П. Р. Ижембин, Е. Н. Ижембина; селькуп Верхнекетского района П. Н. Боркин и многие другие.

скачать реферат Енисейские языки

ЕНИСЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ 1. Под общим названием "енисейцы" енисейские народности (арины, ассаны, кеты, котты, пумпоколы и юги) были впервые объединены Й. Клапротом в 1823 г., хотя бесспорные доказательства их родства по языковым данным были приведены М. А. Кастреном лишь в середине XIX в. Он же впервые использовал термин "енисейский" для обозначения языков этих народностей; так язык кетов и югов назван у него енисейско-остяцким. Для обозначения всей семьи енисейских языков (Е.я.) термин окончательно закрепился лишь в 1950-1960-х гг. Выбор термина обусловлен тем, что исторически данные языки засвидетельствованы главным образом в бассейне Среднего и Верхнего Енисея. Название "кеты" (и соответственно "кетский") происходит от слова kє? 'человек'. Оно вошло в обиход лишь при советской власти; раньше кетов и югов по аналогии с хантами и селькупами называли остяками. Некоторые кеты и юги, особенно представители старшего поколения, до сих пор называют себя os ygъ 'остяки'. 2. К середине XX в. сохранилось лишь два енисейских языка - кетский и югский.

скачать реферат Морфологические показатели красной крови у детей коренных национальностей янао в норме и при заболеваниях верхних дыхательных путей

Это, в основном, вечно мерзлые земли арктической полосы, пустынь, тундры, лесотундры и северной тайги. Северные территории мало заселены. Плотность населения от 2,5 до 14 человек на 100 км2 . Коренное население: ненцы, коми, ханты, манси, селькупы и другие. В связи с широким промышленным освоением с каждым годом увеличивается доля пришлого населения. На человеческий организм в условиях Крайнего Севера экстремальное влияние оказывается, в основном, длительной суровой зимой, коротким и холодным летом, резким нарушением фотопериодизма, неизбежно связанным с явлением “светового голода” во время полярной ночи и “светового излишества” во время полярного дня, а так же пустынностью и однообразием ланшафта, бедностью флоры и фауны (Агаджанян, 1996). Среди факторов, отрицательно влияющих на организм человека, есть такие, от которых он может себя оградить (например холод), от других же пока защититься невозможно. К последним относятся колебания геомагнитного и электрического полей, атмосферного давления, и другие. Огромные запасы богатств, сосредетеченные на Крайнем Севере, длительное время определяют доминирующее развитие в этом регионе добывающих отраслей промышленности (Казначеев, 1983).

скачать реферат Демографический анализ Ханты-Мансийского АО

Численность населения составляет 1326,2 тысяч человек, в том числе лиц коренной национальности - около 20 тысяч человек. В давние времена югорские (угорские) самодийские племена были оттеснены под напором наступающих с юга кочевников на север Сибири. Часть югорцев поселилась на Северном Зауралье, а некоторые самодийские племена прошли по Оби вплоть до ее низовьев. Из слияния самодийцев с коренными жителями полярной тундры произошли ненцы, а с древними жителями тайги, югорскими племенами - селькупы. Последние кочевали по среднему течению Оби. Югорские племена впоследствии разделились на ханты (остяков) и манси (вогулов). Манси разместились ближе к Уралу и его склонам, по левым притокам Оби: Конды, Северной Сосьвы, ханты - по долине Оби и Нарыма до устья и ее притокам: Ваху, Казыму, Агану, Югану, в низовьях Иртыша. В двенадцатом столетии в Среднее Приобье стали проникать тюркские племена, из которых позднее образовались сибирские татары. Оттесняя и подчиняя себе ханты и манси, татарские кочевники заняли обширную территорию по среднему течению Иртыша и Оби и некоторым его притокам.

Набор форм "Paterra" для приготовления пельменей, вареников, пирожков, чебуреков, 4 штуки.
Набор форм для приготовления фигурных изделий из теста - идеальная возможность сэкономить силы и время при приготовлении пельменей,
415 руб
Раздел: Кондитерские принадлежности
Набор фломастеров "Turbo color", 36 цветов.
Набор фломастеров с тонким наконечником. Экологически безопасные фломастеры, на водной основе. Колпачок с вентиляционными
414 руб
Раздел: Более 24 цветов
Набор керамической посуды Disney "Холодное сердце", 3 предмета (в подарочной упаковке).
Предметы набора оформлены красочными изображениями мультгероинями. Набор, несомненно, привлечет внимание вашего ребенка и не позволит ему
472 руб
Раздел: Наборы для кормления
скачать реферат Трудовой потенциал и проблемы занятости малочисленных народов севера России

Они расширяют границы этнических и межэтнических контактов, изменяют ценностные ориентации. Кроме того, в условиях интенсивного промышленного освоения миграция стимулирует развитие урбанизации, а она, как известно, подавляет развитие отраслей традиционного природопользования. Таблица 1 Группировка по численности народов Севера России Численность населения, тыс. человек Народы Число народов в данной группе Свыше 10 Ненцы, эвенки, ханты, чукчи, эвены, нанайцы 6 От 5 до 10 Коряки, манси, долганы 3 От 2 до 5 Нивхи, селькупы, ульчи 3 От 1 до 2 Саами, эскимосы, удэгейцы, ительмены, кеты, орочи 6 Менее 1 Нганасаны, юкагиры, тофалары, алеуты, негидальцы, чуванцы, энцы, ороки 8 Социально-профессиональная    ориентация    малочисленных народов Севера зависит от многих факторов, но главную роль играет структура хозяйства. Как свидетельствует практика, несмотря на то, что основная часть этих народов предпочитает заниматься традиционными видами природопользования, многие  молодые  люди  меняют  профессии,   присущие  родителям.

скачать реферат Охрана природы Республики Коми

Детей оленеводов отправили в интернат: разве вернутся они пастухами в тундру? У северянина отобрали жизненно необходимую пищу: сырую рыбу и сырое мясо. Вроде бы с добрыми намерениями, а нарушили естественный, веками сложившийся процесс роста организма. Другой разговор: можно ли поймать сейчас сига, ленка, калугу? И можно ли есть сырую рыбу, пойманную в Амуре, ниже амурского целлюлозно-картонного комбината? Нас, малых народностей Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, - двадцать шесть. О таких, как кеты, селькупы, негидальцы, численность которых порою всего несколько сот человек, многие даже и не слышали. А ведь культура каждого из них - древнейшая, уникальная!» Перед республикой стоят сложные проблемы при реализации программ развития новых отраслей: добыча на Тимане в верховьях рек Ворыква, Вымь и Мезень бокситов и его транспортировка на Урал, в перспективе переработка половины его объема на глинозем в Чинья-Ворыке, добыча и переработка титановых руд в районе г. Ухта и ряда других полезных ископаемых Приполярного Урала и других территорий. Режим работы предприятий этих отраслей должен быть безотходным.

скачать реферат Лянторское месторождение

Район относится к слабо заселенным. Плотность населения не превышает одного человека на 1 км2, коренное население (ненцы, ханты, манси и селькупы) занимаются исключительно оленеводством, пушным и рыбным промыслом. В последние годы местное население принимает активное участие в проведении работ по разработке и добыче нефти. В непосредственной близости от месторождения находится город Лянтор, расположенный на левом берегу реки Пим. Наиболее крупный населенный пункт город Сургут, расположен в 80км. к юго-востоку от месторождения. Действующий магистральный нефтепровод Усть-Балык - Омск проходит в 75км к юго-востоку от месторождения. С развитием работ по разработке и добыче нефти и газа район получил значительные перспективы для экономического развития всего народного хозяйства. 1.2 Тектоника В пределах Западно-Сибирской плиты выделяются три структурно-тектонических этажа. Формирование нижнего закончилось в палеозое и соответствует геосинклинальному этапу развития плиты. Он представлен изверженными, эффузивными и метаморфическими породами, подвергнувшимися орогенезу.

скачать реферат Религии народов Северной Азии

Реферат «Религии народов Северной Азии» У народов Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток) до недавнего времени сохранялись архаичные формы общественной жизни, а следовательно, и религии. Объясняется это тем, что условия исторического развития североазиатских народов были очень неблагоприятны. Обширные области Крайнего Севера и сейчас еще имеют очень редкое, разбросанное население. Удаленность от очагов высоких цивилизаций тоже содействовала сохранению застойных форм жизни. Все это особенно сказалось на населении Арктического и Субарктического Севера («малые народы Севера»): таковы палеоазиатские народы — ительмены, коряки, чукчи, юкагиры, гиляки; тунгусо-маньчжурские народы — эвенки, ламуты, нанайцы, ульчи и др.; самоедоязычные народы— ненцы, тавгийцы, селькупы; угроязычные — ханты, манси; енисейские кеты — народ, происхождение которого пока неясно. У них сохранилось преимущественно промысловое хозяйство, долго держались патриархально-родовые отношения с пережитками материнского рода. Только для народов Южной Сибири — алтайцев, хакасой, тувинцев, бурят — исторические условия складывались более благоприятно: менее суровая природа, большая близость к культурным странам — Иран, Киташ У этих народов развились более прогрессивные формы хозяйства — скотоводство, местами земледелие; зарождались ранние формы классовых (патриархально-феодальных) отношений.

скачать реферат Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе (Красноярский край)

Русское население округов концентрируется в городах, оставаясь большинством и в сельской местности, а северные народы проживают преимущественно на селе. За межпереписной период возросла численность коренных малочисленных народов Севера(к территориям преимущественного проживания коренных малочисленных народов Севера относятся территории сельской местности Таймырского и Эвенкийского автономных округов, Туруханского района, Енисейского (Сымский сельсовет, с.Сым), Северо - Енисейского района (Вельминский сельсовет, с.Вельмо): переписью их учтено 12720 человек, или на 4,2% больше, чем в 1989 году. Увеличение населения этих народов объясняется, прежде всего, высоким уровнем рождаемости. Например, в 2002 году в Эвенкийском автономном округе число родившихся на каждую 1000 жителей коренной национальности составляло 19 человек, в Таймырском - 15 человек, против 11 человек в среднем по краю. Заметную роль также сыграл рост национального самосознания, проявившегося при переписи в ответах на вопрос о национальной принадлежности. Наиболее заметное увеличение численности отмечено у энцев (их учтено по сравнению с 1989 годом на 74,0% больше), ненцев (соответственно на 17,5%), селькупов (на 15,4%), кетов (на 13,6%), долган (на 4,5%).

Система ликвидации насекомых "Раптор" (аквафумигатор).
Инновационное средство торговой марки Раптор эффективно в борьбе со всеми видами насекомых. Распространяется паром при активации водой,
468 руб
Раздел: От тараканов и прочих насекомых
Тележка багажная ТБР-22, синяя.
Грузоподъемность: - для сумки 25 кг, - для каркаса 50 кг. Максимальная вместимость: 25 л. Размеры: 95х28х34 см. Предназначена для
588 руб
Раздел: Хозяйственные тележки
Микрофон "Новогодние песенки".
Этот удивительный микрофон превратит новогодний праздник в настоящее шоу! Он светится под музыку, как настоящий диско-шар! Слушай и пой 15
314 руб
Раздел: Микрофоны
скачать реферат Народы Сибири накануне русской колонизации

Так, например, в материальной культуре барабинских татар выявлены черты сходства барабинцев с хантами, манси и селькупами, в незначительной степени – с эвенками и кетами. В составе туринских татар имеются местные мансийские компоненты. Относительно томских татар удерживается точка зрения, что они являются аборигенным самодийским населением, испытавшем на себе сильное воздействие со стороны тюрков-кочевников. Монгольский этнический компонент начал входить в состав сибирских татар с XIII в. Наиболее позднее влияние монголоязычные племена оказали на барабинцев, которые в XVII в. находились в тесном контакте с калмыками. Между тем основное ядро сибирских татар составили древнетюркские племена, начавшие проникать на территорию Западной Сибири в V-VII вв. н. э. с востока из Минусинской котловины и с юга из Средней Азии и Алтая. В XI–XII вв. наиболее существенное влияние на формирование сибирско-татарского этноса оказали кыпчаки. В составе сибирских татар фиксируются также племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев. Позднее в сибирско-татарскую этническую общность вошли желтые уйгуры, бухарцы-узбеки, телеуты, казанские татары, мишари, башкиры, казахи.

скачать реферат Семья у селькупов

Помнят о существовании в прошлом таких семей многие из современных информаторов. М.Т. Кусамин (пос. Фарково), перечисляя состав семьи, в которой он вырос, сообщает: «Жили три брата. Один женатый с двумя детьми, второй холостой, отец с матерью и я». «Мой отец Андреев, - рассказывает Р.А. Андреева, - родился в Церковенске. У отца было два брата Когда я была маленькой, все три отцовых брата жили вместе. Братья отца были женаты ». Для селькупов подобный состав семьи был совершенно естественным. При этом братья-хозяева могли быть не только родными, но и коллатеральными. Хозяйство Семья вела комплексное хозяйство, основанное на рыболовстве и охоте (оленеводство обеспечивало охотничий промысел в транспортном отношении). В зимнее время все члены семьи жили в одной большой землянке и в период охоты совершали совместные перекочевки от одной стоянки к другой (сам процесс охоты за пушным зверем носил индивидуальный характер). Поскольку в период летнего запорного лова рыбы «городили » сразу мелких речек и ручьев, большая семья могла временно разделяться на малые семьи братьев, каждая из которых обслуживала запор на одной из речек и в это время жила и питалась отдельно от других.

скачать реферат Туристский и культурный потенциал Ямало-Ненецкого автономного округа

Ханты:- один из древних народов Западной Сибири, широко расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну В основу современного официального названия - ханты положено самоназвание народа. Селькупы: ( остяки, остяко-самоеды - устаревшее название) Выделяются северные селькупы, живущие в лесотундре (самоназвание - селькуп), и южные (самоназвание - чулым-куп, сус-секум, Сейчас без государственной поддержки туристической отрасли Ямала не выжить. И в первую очередь, господдержка должна заключаться в использовании всех информационных ресурсов для успешного позиционирования региона на рынке предоставления туристических услуг. В то же время ведется работа по созданию инвестиционной привлекательности туристического бизнеса в автономном округе. Список литературы. Лёзин В.А. Реки Ямало-Ненецкого автономного округа. Справочное пособие. Издательство « Вектор Бук». Тюмень, 2000.-142 с. 2. Гольдберг Р.С. 501-я. – Тюмень: Издательство «Тюменский курьер», 2003 – 280 с.Список интернет сайтов:

скачать реферат Подражательные танцы народов Севера

Эти народы имеют официальный статус в десяти автономных округах: Агинском-Бурятском, Коми-Пермяцком, Корякском, Ненецком, Таймырском (Долгано-Ненецком), Усть-Ордынском, Ханты-Мансийском, Чукотском (Чукотско-Эскимосском), Эвенкийском, Ямало-Ненецком. В пяти республиках (Алтае, Бурятии, Коми, Тыве, Якутии); в четырех краях (Алтайском, Красноярском, Приморском, Хабаровском); одиннадцати областях (Амурской, Архангельской, Иркутской, Камчатской, Кемеровской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Томской, Тюменской, Читинской). В данной работе традиционная хореография коренных народов Севера представлена семью этнокультурными группами (объединенными по лингвистическому признаку), в каждой из которых сложилась своя система традиционных и культурно-ценностных ориентаций и своеобразной пластики: - алеутско-эскимосские народы (алеуты и эскимосы); - палеоазиатские народы (ительмены, коряки, чукчи, юкагиры); - северо-самодийские народы (ненцы, энцы, нганасаны и селькупы); - югорские (манси и ханты); - тунгусские народы (эвенки и эвены); - тунгусо-маньчжурские народы (нанайцы, удэгейцы, уличи и нивхи); - тюркские народы (долганы, тофалары и якуты). Актуальность темы. Актуальность темы диктуется тем, что в наше время танцы коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, подражательные танцы.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.