![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Влияние христианства на развитие государства и права в Киевской Руси | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
С чего бы это Нестору становиться каким-то «скандинавофилом»? На том основании, на котором Нестора некоторые историки считают норманнистом, можно полагать и товарища Сталина русским националистом (что, кстати, некоторые русские националисты и делают). Какие же основания для подобных утверждений? Да только лишь желание видеть действительность в соответствии с собственными представлениями о ней. Если отбросить фантазии о том, что Нестор был очарован драчливостью скандинавов, то следует предположить, что идеи государственности приходили к славянам из Византии, равно как и многие другие идеи, культура в целом и письменность в отдельности. Здесь следует рассмотреть взаимодействие славян с Византийской империей. Действительно, вот уж у кого можно было поучиться, а вовсе не у скандинавов. Протоиерей Иоанн Мейндорф по этому поводу пишет: «Когда христианство стало государственной религией Киевской Руси (988Pг.), влияние Византии превратилось в главный фактор развития русской культуры. Размеры и характер этого влияния следует оценивать в свете трех элементов, которые определяли жизнь византийского общества: римской политической традиции (выделено мной.P К.П.), греческого литературного наследия и православной христианской веры» (Протоиерей Иоанн Мейндорф
Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам. В рассматриваемый период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее – Московской Руси. Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жесткими. Применялось “право добычи”, которая переходила в собственность захватившей ее стороны. В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров. Уже в 9-10 в.в. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных государств был римский папа. Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе.
Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права. Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство. W 4. Феодальное государство На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей
Священник княжеского селаБерестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики словом «о благодати», заканчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь «блаженного» князя Владимира и его сына Ярослава.В период, определяемый концом X и XI веков, когда в Приднестровье складывались феодальные отношения, христианство явилось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было проводников в Киевской Русивысокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами.Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влияниемгреческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно,способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскимиаскетическими учениями, и требованиями монастырского жития.
Даже дружина князя была очень малочисленной. В глухих, заболоченных, таежных по тем временам, землях, чудским племенам мокша, меря, весь, мурома, мещера составляло огромных трудов прокормить ораву бездельников. Даже само прошлое княжеского рода Рюриковичей отрицает факты «переточного» развития событий. Вспомним: ни при Олеге, ни при Игоре, ни при Ярославе, ни при Мономахе, приходя в Киев, Чернигов, Переяслав, Вышгород или, уходя из них, когда народ изгонял князя, поселяне «не перетекали» из места на место вместе с князем. Князья всего лишь приглашались обособленными славянскими племенами править и защищать их, живущих на своей исторической родине. Князья были пришлыми, часто отражали интересы племен и городов, но никогда не составляли самой сути народа. Имеем еще одну из великих, лживых посылок Российской истории. Нельзя подменять историю развития славянских племен Киевской Руси историей размножения и движения династии Рюриковичей. Здесь, на севере, скорее всего от жены- муромчанки, родился у Юрия Долгорукого сын Андрей, прозванный великороссами «Боголюбским». «Это был настоящий северный князь, истый суздалец залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему воспитанию
История государства и права России Контрольная работа Хотемовой Н.М. Сыктывкарское высшее педагогическое училище (колледж) им.И.А.Куратова. 1999 г. I. Нормы гражданского права в Псковской судебной грамоте. В период феодальной раздробленности Руси наряду с основным источником права – “ Русской правдой “- использовались так называемые местные правовые акты. К ним относится и законодательный сборник- Псковская судная грамота, которая сформулировала ряд новых норм и оказала большое влияние на развитие русского права. Она датируется 1397 годом, хотя ученые считают, что она составлена в несколько приемов, т.к. в нее вошла грамота князя Константина Дмитриевича, бывшего князем в Пскове в 1407-1414г.г., а весь сборник утвержден при участии священства пяти соборов, из которых последний относится к 1462 году.1 Источники сборника указаны в его заглавии. Он составлен на вече на основании грамот князей Александра и Константина и записанных обычаев.2 Под князем Александром Ю.К. Краснов признает Александра Невского, спасшего в 1241 году Псков от немцев.
Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена была из Византии вместе со студийским уставом показывает происхождение названий многих из них. Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей —греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка такого типа приписывалась легендой первой христианской княгине—Ольге.
Самым важным в этом смысле было представление о соединении в руках царя власти и права собственности на всю землю в государстве. В Киевской Руси такое право в гораздо более мягкой форме (суверенитет) принадлежало роду Рюриковичей. Отметим, что идея "вотчины", примененная к княжескому владению, первоначально не вбирала в себя обязательный контроль над перераспределением земли. В эпоху первичной распашки, продолжавшейся до конца XV века, это было невозможно. Но в XV-XVI веках такой контроль постепенно утверждается, что связано с развитием представлений о великом князе как о "царе" . В Литве в тот же период великий князь теряет власть над своей собственностью, провозглашенной "земским скарбом", принадлежащим должности, а не личности. Между тем, роль царя в России, его право закрепощать не только крестьян, но до определенной степени и высшие сословия, характер российской экономики ("государственный феодализм") обусловливались прежде всего соединением в руках царя власти и собственности. Восточной по своему происхождению была идеология "цезаропапизма" - объединения в руках царя верховной политической и духовной власти, которую стремились реализовать еще киевские князья (со времен Владимира Святого) и московские цари от Ивана Ш до Петра I (последнему удалось поставить Церковь на колени, подчинив ее Синоду).
О причинах отсутствия указаний на поединок в «Русской Правде» можно только строить предположения. Нельзя отрицать возможности некоторого воздействия, так сказать, механического порядка на текст «Правды» со стороны церковников. Поединок, бесспорно имевший место в жизни Киевской Руси ХI-ХII вв., должен был отразиться в современных законах и в их первой кодификации - в Русской Правде. Но затем он мог исчезнуть со страниц этого сборника или почти исчезнуть, как наиболее противный духу христианства, йод пером первых благочестивых переписчиков памятника. Список используемой литературы.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М. 1995г. Рогов В.А. История государства и права России. М. 1995г. Свердлов М.Б. От закона Русского к Русской Правде. М. 1988г, Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. М.1987г. Ключевский В.0. Русская история. Полный курс лекций в З-х книгах. Кн.1.М.1995г. Чельцов Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СП б. 1995г. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевской Руси. М. 1950г. Янин В.Л. Законодательство Древней Руси. М. 1984г
Со временем нормы обычного права были санкционированы государством и стали правовыми нормами. Но нормы обычного права не погибли, например, они продолжали оставаться главным источником права для общинного суда. Важными памятками права были договоры Руси с Византией: 907, 911, 945 и 971 годов. В договорах Олега упоминается договор Оскольда 865 года, который не сохранился. Не дошел до нас и текст договора Олега 907 года. В договорах Руси с Византией мы находим нормы публичного, международного и частного права. В договорах оба государства выступают как равноправные партнеры. Важным является сноска в договорах на русский закон. Необходимо подчеркнуть, что русское право содержит первые три договора, которые заключили Олег и Игорь. В договоре 971 года мы находим только византийское право. Русский закон описывается как хорошо созданное, самобытное законодательство, которое строго наказывает за преступление против личности, собственности. Система права Киевской Руси отвечала развитому обществу. Это свидетельствует о том, что здесь законодательство существовало задолго до Русской Правды. Из анализа текстов договоров вытекает, что в них выражено смешанное русско-византийское право.
Преступление по «Русской Правде» определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение в законе не отграничивалось от гражданско-правового. Объектами преступления были личность и имущество»1. Вместе с тем, многие авторы склоняются к тому, что большое влияние на развитие русского права оказывало византийское право, как продукт более цивилизованного народа. Данное утверждение не лишено смысла, потому как у Древнерусского государства, коим являлась Киевская Русь, были налаженные тесные связи с Византией, и если Византия оказывала свое влияние на формирование культуры, а также религии, то почему бы она не могла оказать своего влияния на развитие русского права. Учитывая также и то, что Древняя Русь была достаточно молодым государствообразованием, начавшим свое существование со второй половины IX века. Относительно такого вида преступления как убийство по «Русской Правде», необходимо отметить, что четкого различия между убийством как преступлением, посягающим только на жизнь человека и другими преступлениями, где лишение человека жизни было элементом посягательства, не наблюдается.
Из строго аграрных и сакральных они перерождались в охранительные, доброжелательные знаки, а позже в крестьянской среде их магическая роль стала забываться, и они приобрели уже значение добрых, хороших знаков. В населенных пунктах, далеко отстоящих от городских ремесленных центров, этот процесс продлился вплоть до конца XIX века. В церковной вышивке орнаментика проходила более сложные этапы развития, подвергалась большему влиянию других культур. Начало развития лицевого шитья, как и всего церковного искусства, на Руси совпадает по времени с принятием из Византии христианства. Уже в эпоху Киевской Руси золотое шитье занимало большое место в украшении храмов, к сожалению, ранних образцов сохранилось очень мало и мы можем судить о былом великолепии в основном по летописям, где часто упоминают об утратах драгоценных риз в связи с нашествиями и пожарами. Лицевое шитье предназначалось для участия в богослужении, поэтому, следуя традициям христианского искусства, воспроизводило на средниках святые образы, библейские и евангельские сюжеты.
Для Киевской Руси была характерна многоукладность, экономики. Что же составляло экономическую основу Древнерусского государства? Во-первых, феодальная собственность на землю. Это было коренным отличием от западноевропейских к ряда других стран, в которых процесс государственного образования был связан с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала к двух формах: а) вотчины — земля крупного феодала, боярина, которая переходила по наследству. Она состояла из феодальной усадьбы и крестьянских селений; б) поместья — земля, которую князь жаловал своим дружинникам в условное владение за службу. Право владения землей имело место лишь в период службы. По наследству эта земля не передавалась. Во-вторых, совершенствование земледельческих орудий привело к возникновению в Древней Руси двухпольной и трехпольной систем земледелия. Это, в свою очередь, позволило увеличить площадь земельных угодий и их производительность. В-третьих, быстрое развитие ремесел. В Киевской Руси было известно около 150 различных ремесленных специальностей.
В фемах и провинциях высшей судебной властью был претор. Разветвленную судебную систему имела церковная юстиция. ПРАВО ВИЗАНТИИ Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, сборников судебной практики. В период с IV по VIII век основными источниками права Византии были Кодекс Феодосия и свод Юстиниана. В 726 году на основе свода Юстиниана издается сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов - Эклога. Он был призван отразить изменения в праве, связанные с развитием феодальных отношений. Благодаря краткости и простоте изложения Эклога получила широкое распространение и вне Византии, особенно в славянских странах. Большую роль в Византии играло церковное право, важнейшими источниками которого были постановления Вселенских соборов и патриарха. Большую популярность получили сборники церковного и светского права, которые именовались Номоканонами. Наибольшую известность получил Номоканон Схоластика (VI в) и Номоканом VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 г. Переводы Номоканонов получили большое распространение на Руси и оказали существенное влияние на развитие древнерусского права.
По утверждению летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не подходят, а относительно вина выразился так:"Руси есть веселие пити, не можем без того быти" Какими бы небыли истинные причины отклонения ислама и выбора Владимиром через два года христианства в качестве религии Киевской руси, именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно- философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской государственности, а их тесное взаимодействие на протяжении многих столетий стало одним из главных факторов российской истории. В последующие столетия, вплоть до завоевания Волжской Булгарии монгольской армией, предки современных казанских татар полностью становятся составной частью многоликой, говорящей на разных языках и наречиях средневековой мусульманской общины. Волжскую Булгарию прямо называют мусульманским государством такие известные ученые и путешественники XI-XII вв., как Бируни из Средней Азии, аль-Гарнати из Испании, современник ибн Фадлана арабский историк аль-Балхи.
Международные правила, касающиеся этих вопросов, изменяются довольно часто, и, чтобы обеспечить быстрое их изменение, они выносятся за рамки основных конвенций. Правила принимаются обычно пленарными органами международных организаций, а в некоторых случаях (например, в ИКАО) - органами с более ограниченным составом (Советом). Внутренние законы государств и решения национальных судов также могут оказать определенное влияние на процесс формирования норм международного права. Чтобы стать международно-правовой нормой, положение национального закона или решение национального суда должно получить признание в качестве таковой со стороны государств через международный договор или международный обычай. Доктрина международного права, то есть научные труды юристов-международников, оказывает существенное влияние на развитие международного права. Научные труды специалистов в области международного права помогают лучше понять конкретные принципы, нормы и институты данной системы права. В них могут содержаться предложения относительно новых правил международного поведения.
Цены таких важнейших товаров, как нефть и другие энергоносители, и таких металлов, как никель, молибден и т.д., по-прежнему фиксируются в долларах. Понятие денег неизменно связанно с их покупательной способностью, а в свою очередь это понятие напрямую зависит от экономической стабильности государства. Отсутствие такой стабильности зачастую вызывает инфляцию. 3. Формы денег и их современная эволюция Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители, заместители). Действительные деньги - деньги, номинальная (обозначенная на них) стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. (лицевая сторона монеты - аверс, оборотная - реверс, обрез - гурт). Первые монеты появились почти 26 веков назад в Древнем Китае и Древнем Лидийском государстве. В Киевской Руси первые чеканные монеты относятся к IX-X вв. К золотому обращению страны перешли во 2-й половине XIX века. Для действительных денег характерна устойчивость, обеспечиваемая определенным и неизменным золотым содержанием денежной единицы, свободным перемещением золота между странами.
Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить в упадок. Начиная с конца XI века, в степях, лежавших вдоль берегов Чёрного моря, появился новый кочевой народ - половцы. Пользуясь раздорами между русскими князьями, половцы начали совершать опустошительные набеги на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из главных забот русских князей. Замечательное произведение русской литературы того времени "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году. Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси, в XII веке начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней части Европейской России. Там усиливается Владимиро-Суздальское княжество и туда же постепенно переносится центр тяжести русского государства. В XIII-ом веке начинает возвышаться город Москва, князья которого уже в ХIУ веке выступают в роли "собирателей" русских земель вокруг своего княжества.
![]() | 978 63 62 |