![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Дворцы и усадьбы Каменного острова | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Доверял он им настолько, что когда кто-нибудь приносил ему на подпись какую-нибудь бумаженцию, он лишь спрашивал скоро: "О чем?" - "О повышении акцизов на табак и чай, Василий Сергеич". - "О чем?" - "О новых правилах питейной торговли, ваше высокоблагородие". Спрашивал - и подписывал: "Столоначальник Норов". И такое распределение обязанностей очень подходило Александру. Когда он подписывал бумаги, ему казалось, что он вновь сидит в своем кабинете или в Царском, или в Зимнем дворце, или во дворце на Каменном острове. Там он тоже далеко не всегда вдавался в существо написанного и поданного для его утверждения. Вот и здесь получалось то же самое, а поэтому ничего, кроме приятности, служба Александру не доставляла. Однако скоро истек месяц со дня поступления Александра на службу. Сто рублей, полученные им за пистолеты, были прожиты, и Александр однажды, пересилив в себе смущение, осторожно спросил у Суржикова: - Братец, а когда тут у вас жалованье-то выдают? Счетовод вскинул на Александра изумленно-вопросительный взгляд, тонко улыбнувшись, спросил в свою очередь: - А что, нужно? Удивлению Александра не было границ, но он сумел не выказать его и просто сказал: - Да, знаете ли, все уж вышли... - Г-мм... - наморщил лоб счетовод. - Стало быть, жалованье вам? Ну, сие я устрою, устрою
В этом году лечение получили около 50 тысяч больных. В 1921-22 годах начали функционировать курорты Черноморского побережья Кавказа (Анапа, Сочи) и Прибалтики (Сестрорецк). В 1923году восстанавливаются курорты Забайкалья и Дальнего Востока. Первый дом отдыха был открыт в мае 1920 года в одном из дворцов на Каменном острове в Петрограде, последующие под Москвой (в Серебряном Бору, Тарасовке, Звенигороде, Краскове), на Урале и т. д. Первые санатории и дома отдыха создавались на базе бывших дворцовых (Ливадия) и помещичьих (Узкое, Марфино, Архангельское) усадеб, дач (Болшево) и частных санаториев, пансионатов и гостиниц. В 1921 году В. И. Ленин подписал декрет «О домах отдыха», после которого губернские отделы профсоюзов приступили к повсеместной организации домов отдыха. Кроме того, было решено привлечь к санаторно-курортному строительству средства социального страхования. С первых послереволюционных лет началось научное изучение курортных факторов, их влияния на организм человека. Повсеместно организуются курортные поликлиники. Санатории становятся основными лечебными учреждениями на курорте. В 1920 г. в Пятигорске был создан Бальнеологический институт.
Встречаться с князем Норов про себя решил едва ли не каждый день, потому что ему все больше и больше нравились беседы с ним. Так они и сидели в кабинете дворца на Каменном острове, друг напротив друга, покойно вытянув ноги так, что чуть не соприкасались их подошвы. Голицын был благодарен государю за такую вольность, а поэтому стремился занять внимание императора в полной мере, прилагая к этому все свои знания, ум и красноречие. Вот и сейчас он, похожий своим чисто выбритым аскетическим лицом то ли на английского комми, то ли на русского скопца, говорил по-французски тихо и вкрадчиво, видя, что государь, сцепивший пальцы рук на животе, погружается в сладкую дрему, иногда согласно кивает, иногда просто вздыхает, поднимая глаза к потолку, а порой смахивает непрошеную слезу. - Говорю вам, ваше величество, что нет ничего милей, чем личное общение с Богом, с потусторонними силами. Все мы созданы Богом, а поэтому имеем право установить с Ним личный, очень интимный контакт, войти с Божеством в незримую, а, может быть, и в совершенно материальную по характеру связь
Отношения старшинства внутри княжеской фамилии оказываются отношениями между городскими центрами. Династический принцип организации княжеского рода ложится в основу отношений между городами. Город на горе Народное сознание демонстрирует нам бесчисленное множество образов города; наиболее распространенный среди них образ города на возвышенности. В свадебной поэзии город как объект брачного вожделения также неизменно помещается на горе. В русской народной сказке возвышенное положение города также широко представлено: «Поехал казак разыскивать оловянное царство. Много ушло времени, много воды утекло, на исходе седьмого года добрался до круглой горы; на той горе стоит оловянный замок, кругом замка высокая белокаменная стена. Поскакал на гору, перед ним стена раздвинулась, и въехал он на широкий двор» («Царевна-змея»). Семантическим замещением горы в сказке нередко выступает столп (вселенская колонна). Для обозначения возвышенного положения города-дворца он в некоторых случаях изображается как вознесенный на столбе. «А дворец тот золотой и стоит на одном столбе на серебряном, а навес над дворцом самоцветных каменьев, лестницы перламутровые, как крылья в обе стороны расходятся.» («Сказка о Василисе золотой косе.»). Другой вариант возвышенного положения города — образ города-острова над землей: «Едут-едут между небом и землей, пристали к неведомому острову» («Семь Симеонов»).
В будние дни раз в неделю у Екатерины в Эрмитаже собиралось без этикета избранное общество. А к сему еще следует прибавить спектакли придворные и домашние. А к сему напомнить, что сам Павел дважды в неделю давал балы в понедельник в своем дому на Луговой Миллионной, а в субботу во дворце на Каменном острове.[120] А к сему надо дополнить, что в домашнем кругу Павла и Марии Федоровны делались собственные домашние спектакли, и сам Павел помогал их устраивать и с веселием смотрел: «Любезен, умен, насмешлив, он не чуждался общества, охотник был до театра и всякой забавы» (Долгоруков. С. 56). Увы, однако: в великокняжеском обществе не нашлось никого, кто сообразил бы, подобно Семену Порошину, вести журнал игр и смехов, творившихся в Павловском и Гатчине, и живые впечатления их участников так и растаяли в том времени, когда эти игры и смехи животворились. Все заслонилось страшным, грозным образом Павлова царствования.P Это очень натурально: мы умеем хорошо рассказывать только о плохом, а о хорошем рассказываем обычно плохо
Обеспокоенный такой перспективой, Александр приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Высказанные к настоящему времени гипотезы о возможном составе цикла требуют взаимной корректировки. Пушкин отказался от мысли опубликовать последний цикл в журнале «Современник», предвидя непреодолимые цензурные препятствия. В 1954 г. Н. В. Измайлов предложил на первое место поставить стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», а на пятое — «Когда за городом, задумчив, я брожу» — и хотя впоследствии он отказался включать «Памятник» в состав «каменноостровского цикла», многие пушкинисты продолжают разделять эту гипотезу. Что же касается стихотворения «Когда за городом, задумчив, я брожу», то предположение Н. В. Измайлова (которому он остался верен) не противоречит выявленному В. П. Старком сюжету цикла. Согласно легенде, тело Христа в пятницу вечером было положено в гроб и находилось там до воскресения. Летом 1836 г., проживая па даче Каменного острова, Пушкин создал шесть стихотворений, дошедших до нас в беловых автографах. Четыре из них, как об этом не раз уже говорилось выше, помечены цифрами; кроме того, в конце автографов выставлены даты. В двух случаях эти даты читаются совершенно ясно: «22 июня. Кам. остров» («Подражание италиянскому» — ПД, № 235) и «5 июля» («Мирская власть» —ПД, № 1747): в двух же других случаях название месяца может быть прочитано двояко: и как «июнь», и как «июль».
Эти меры позволят региону в ближайшем будущем реализовать большое число инвестиционных проектов и привлечь в Санкт-Петербург инвестиции. Кроме содействия проектам, находящимся на стадии реализации, администрация Санкт-Петербурга инициирует новые проекты, потенциально интересные для инвесторов и учитывающие нужды региона. Созданный порядок разработки региональных инвестиционных проектов существенно увеличивает привлекательность Санкт-Петербурга для инвестиций во все виды инфраструктур. Остановимся на некоторых из них. В Санкт-Петербурге, начиная с 1997 г., началось увеличение объемов жилищного строительства, и вот уже четыре года вводится в эксплуатацию более 1 млн.кв.м жилья. Необходимо отметить, что 95 % жилья введено за счет средств инвесторов и индивидуальных застройщиков. Наряду с развитием жилищного строительства следует отметить такие крупные проекты строительства в Санкт-Петербурге, планируемые на ближайшую перспективу как: - комплекс защитных сооружений с обеспечением предварительной защиты от наводнений и сквозным проездом от Ольгино в Бронку; - восточное полукольцо кольцевой автомобильной дороги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе; - реконструкция центра города с использованием кредита по соглашению со Всемирным банком; - строительство сети гостиниц; - развитие Крестовского и Каменного островов, территории Синопской набережной, территории в районе улиц Шкапина и Розенштейна, Варшавского вокзала, Шувалово-Озерки и др.
Первым его домом стала одна из Крестовских башен. В 1925 году - второе новоселье - в отреставрированной Сухаревой башне. А когда ее тоже надумали сносить, то музей переместили на Новую площадь, в здание церкви Иоанна Богослова под Вязом (что, кстати, и спасло ее от уничтожения). Однако уже тогда было ясно, что условия для деятельности музея и хранения его замечательных коллекций здесь абсолютно неподходящие. Недаром еще в 1957 году было принято решение о необходимости перевести это учреждение в более соответствующее помещение. И началась чехарда с перепиской, обследованиями, резолюциями, вариантами переезда. Наконец в разгар подготовки к 850-летию Москвы, когда "самый московский" музей получал в своих "апартаментах" несколько смущенные поздравления со столетием, возникла по-настоящему плодотворная идея. И в январе 1998 года Правительство Москвы приняло постановление о предоставлении Музею истории Москвы исторического ансамбля дворца-усадьбы Гагариных на Страстном бульваре. Размещающаяся там 24-я клиническая больница должна была переехать в новый комплекс, который решили построить рядом с ее филиалом на Писцовой улице.
За счет бюджетных средств введено 25 тыс.кв.м. Не менее напряженные задачи установлены и на текущий 2001 г., в котором намечается обеспечить ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования в объеме, превышающем 1 млн.кв.м, в том числе за счет средств инвесторов не менее 950 тыс.кв.м, за счет бюджетных средств – 60 тыс. кв.м, за счет средств индивидуальных застройщиков 40 тыс.кв.м . При этом ставится задача добиться ритмичного ввода жилья по месяцам и посредством опционных торгов перейти к долгосрочному планированию на два-три года. Наряду с развитием жилищного строительства следует отметить такие крупные проекты строительства в Санкт-Петербурге, планируемые на ближайшую перспективу как: - комплекс защитных сооружений с обеспечением предварительной защиты от наводнений и сквозным проездом от Ольгино в Бронку; - восточное полукольцо кольцевой автомобильной дороги, соединяющее Таллиннское и Выборгское шоссе; - реконструкция центра города с использованием кредита по соглашению со Всемирным банком; - строительство сети гостиниц; - развитие Крестовского и Каменного островов, территории Синопской набережной, территории в районе улиц Шкапина и Розенштейна, Варшавского вокзала, Шувалово-Озерки и др.
От всего архитектурного ансамбля Морского госпиталя, занимавшего когда-то обширную территорию, сохранились здания, перестроенные во второй половине XIX- начале XX в., причем от Захарова - лишь маленький фрагмент по Клинической улице. Построенная в 1807-1811 гг., Артиллерийская лаборатория просуществовала немногим более десяти лет. Во время грандиозного наводнения 1824 г. все ее постройки были разрушены. Помимо проектирования и строительства Захаров выполнял в Петербурге массу ремонтных работ в Новой Голландии (наб. р. Мойки, 103), в Никольском Морском соборе, Училище корабельной архитектуры, в Адмиралтейской типографии на Васильевском острове, в Инвалидном доме на Каменном острове и других различных зданиях, находившихся преимущественно в ведении Морского министерства. Новое здание Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества всех времен. Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом. Подводя итог, следует прежде всего отметить, что Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. В год кончины ему только что исполнилось пятьдесят лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет.
Вот уж действительно “недаром Пушкин и Расстрелли, сверкнувши молнией в веках, так титанически воспели тебя в граните и в стихах ” “ в стихах” U pic ura poesis Петербург почти сразу стал культурной столицей, навеки подчинив себе души людей искусства: композиторов, художников, поэтов. Последние, подобно предпоследним, нарисовали прекрасную картину Картину Петербурга. Причём сделали это настолько виртуозно, что можно без зазрения совести сказать языком великих мыслителей и философов: “U pic ura poesis”. Поэзия, как живопись Человек под фонарём Александр Александрович Блок – внук ректора Петербургского университета, родился в Петербурге, а умер в Петрограде, куда его, говоря словами Анны Ахматовой, внесли “на руках во гробе серебряном наше солнце, в муке погасшее, - Александра, лебедя чистого” Петербург Блока – Петербург рубежа веков Ночь Помолись, дружок, За бессонный дом, За окно с огнём Марина Цветаева Ночь окутала чёрной тучей Заячий, Елагин, Каменный острова, Петроградскую сторону За триста лет петербургская ночь не очень изменилась Большинство петербуржцев ужен улеглись спать Их окошки погасли Но в каждом доме “есть окно такое”, какое горит дрожащим светом лампы на четвёртом этаже дома двенадцать по Офицерской улице.
Обустройство Ордена в России 13 ноября 1798 г. Павел I подписал два указа, по которым на содержание командорств Мальтийскому ордену из казны ежегодно выделялось 216000 рублей, и об образовании еще 10 новых командорств. Рядом с бывшим домом графа Воронцова, построенном Растрелли и подаренном Павлом I Ордену с названием «замок мальтийских рыцарей», архитектором Джакомо Кваренги была построена католическая церковь (капелла) во имя святого Иоанна Крестителя Иерусалимского, освященная 17 июня 1800 г. митрополитом римско-католической церкви в России Сестренцевичем. Для нее по проектам Кваренги были изготвлены трон Великого Магистра, светильники, разная утварь. Там же помещались казна, канцелярия Ордена и помещения для руководителей Ордена. В январе 1799 г. в Адмиралтействе на одном из бастионов был возведен мальтийский павильон, открытие которого было отмечено 33 орудийными залпами. На Каменном острове был построен странноприимный дом для 50 инвалидов с церковью святого Иоанна и выделено место для кладбища при ней для погребения мальтийских рыцарей.
Рядом с этими памятниками достойное место занимают памятники церкви Белвароша, монастыря ордена св. Павла в Будасентлёринце и дворца в Неки. О времени турецкого владычества дают представление архитектурные фрагменты из мечетей, турецких бань и дворца паши. Наиболее значительные средневековые памятники и самое большое их количество было найдено во время реставраций на территории будайского королевского дворца. Архитектурный материал включает более 1000 памятников готики и ренессанса. По этим архитектурным элементам (капителям, фрагментам колонн, обрамлениям окон и порталам, замковым камням, обломкам сводов, карнизам, фризам, декоративным украшениям и фрагментам росписей) можно проследить различные этапы строительства дворца от ранней готики до ренессанса. Прекраснейшими памятниками являются найденный на территории дворца замковый камень в форме женской головы и бронзовый рукомойник XII века. Коллекция печных изразцов, несмотря на свою фрагментарность, дает представление еще об одной стороне искусства строителей дворца.
Для мирян учреждены приходские училища, уездные училища и гимназии, для образования учителей основаны педагогические училища и гимназии, а также педагогические институты в Москве и Петербурге. Московский, Виленский и Дерптский университеты преобразованы; открыты Казанский (1804) и Харьковский, а затем Петербургский (1819). Предполагали основать университеты Тобольске и Устюге. Учреждены 15 кадетских корпусов1 военного образования молодых дворян; с той же целого открыты впоследствии Александровский лицей на Каменном острове. К этому же времени относится основание Коммерческого лицея, или Ришельевской гимназии, в Одессе и Лазаревского института восточных языков в Москве. Все эти учебные заведения, т. е. народное образование в целом как система, в России состояли из 4 ступеней: 1) приходское училище (1 год обучения); 2) уездные училища (2 года обучения); 3) гимназии (4 года); 4) университеты (3 года). При этом соблюдалась преемственность всех ступеней. (Гимназии и университеты открывались в губернских городах.) В уездных училищах изучали Закон Божий, в гимназии в учебном плане не было религиозных дисциплин.
Структурно-тектоническая основа здания в значительной степени подчинилась декоративному началу, стремлению создать архитектурно-пластическими средствами впечатление пышности и богатства, подчеркнуто живописной динамики форм и иллюзорного пространства. В городских дворцовых постройках нашла отражение трёхчастная композиция, характерная для складывающегося в 18 в. типа дворца-усадьбы (дворец Воронцова в Петербурге, 1749 – 1757 гг.). Наряду с Растрелли в Петербурге и других городах середины 18 в. работали замечательные русские зодчие, среди которых особенно выделяются С. И. Чевакинский, построивший Никольский Военно-морской собор в Петербурге (1753 – 1762 гг.), и А. В. Квасов, лучшая постройка которого – собор в Козельце (1751 – 1763 гг.). Несмотря на богатую пластику и обилие декора, композиции русского барокко отличаются целостностью объёмного построения и ясностью основных членений. Стена в большинстве случаев остаётся тектонической основой, с которой контрастно сочетаются раскрепованные ордерные устои – своеобразные, декоративно трактованные «контрфорсы», зрительно «укрепляющие» углы объёмов и образующие на плоскостях стены крупномасштабные ритмические ряды основных членений.
Излюбленной формой украшения в этот период становится провисающая гирлянда или легкие барельефы изображающие подвешенные на лентах различные предметы. Творчество Деламота имело большое значение для русской архитектуры: Деламот оказал большое влияние не только на своих учеников Баженова и Старова, но и на других архитекторов работающих в Петербурге. Если Петербург был центром всей культурной и политической жизни страны в первой половине ХVIII век, то во второй половине снова начинает оживать Москва. Немалую роль в этом сыграл указ о «вольности дворянской» 1761 г., освободившей помещиков от обязательной военной службы. Со второй половине ХVIII века начинается расцвет московского строительства; на первых порах здесь строит свои дворцы-усадьбы крупнейшая знать: Разумовские, Шереметьевы, Куракины, Долгорукие и т. д. Их дворцы отличаются от петербургских больше широтой, большей «усадебностью»; недаром Москву называли «большой деревней». Труднее, чем в Петербурге, здесь изживаются наследия пышности барокко и рококо, туже идет усвоение классицизма. Будущий русский архитектор Василий Иванович Баженов занимался в школе Ухтомского, затем учился в Московском Университете и наконец закончил Академию художеств.
Специальная комиссия, созданная городским самоуправлением, разослала в небольшом количестве приглашения на это торжество. Тем не менее, народу во дворе собралось множество. В числе приглашенных были Э.А. Шан-Гирей и ее дочь, Евгения Акимовна. Несмотря на ошибку в датах пребывания Лермонтова в «Домике» (как известно, поэт жил там в 1841 году два месяца), доска с этим текстом сохранилась на «Домике» до его полной реставрации. Новый владелец огородил усадьбу каменной стеной (до этого владения, принадлежавшие когда-то Уманову, не были отгорожены одно от другого). Затем принялся за перестройку флигеля. Он снял с окон наружные ставни, переделал окна, пристроил пятую комнату и продолжал ряд работ внутри флигеля. Этим изменениям никто не препятствовал. Профессор Богословский в своей книге отмечает далеко не гостеприимный характер нового владельца Лермонтовской усадьбы. «Почитателям Лермонтова, пожелавшим осмотреть квартиру поэта, приходится выслушивать грубые замечания прислуги», – пишет он. Профессор сожалеет, что город не оставил за собой в первоначальном виде этот «вещественный памятник». В путеводителях по Кавказским Минеральным Водам, издававшихся в 80-х годах, неизменно, хотя и кратко, упоминалось о «Домике».
![]() | 978 63 62 |