![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Земская реформа в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Таманская армия - группа советских войск, отрезанная Добровольческой армией на Таманском полуострове в августе 1918 г. Таманская армия совершила переход в конце августа-сентябре 1918 г. через перевалы Главного Кавказского хребта и соединилась с силами Красной Армии. Затем под руководством И.И. Матвеева (вскоре он был расстрелян по приказу И.Л. Сорокина) и Е.И. Ковтюха она продолжала действовать как отдельное соединение, преобразованное в дивизию. 44. "Земгор" - объединенный комитет Земского и Городского союзов, образованный в 1915 г. для оказания помощи правительству России в снабжении армии в условиях войны. В основном занимался мелкой и средней промышленностью и промыслами. Резко выступил против Октябрьского переворота 1917 г. Был распущен советскими властями в январе 1918 г. Продолжал свою деятельность в эмиграции. 45. Земства (земские учреждения) - выборные органы местного самоуправления в России (земские собрания, земские управы). Были введены земской реформой 1864 г. Земства ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог, проводили обширные статистические исследования
Авторитарные традиции в дореволюционной России 1 Царская монархия – форма авторитаризма. Эпоха Петра 1 – этап важный. Авторитарная власть монарха достигает апогея. При Петре 1 ограничены демократические традиции (синод). Но самоуправление в какой-то степени сохранилось: крестьяне сохранили общину, купцы самоуправление, дворяне. Иван IV и Пётр 1 усилили авторитарную власть за счёт деспотических методов, но бывало власть монарха усиливалась за счёт демократических реформ. А2 – шаг вперёд по превращению России в правовое государство. Абсолютная монархия => посвещенный абсолютизм. 1 Отмена крепостного права 2 земская реформа 3 судебная реформа 4 университеты получили автономию. Одна из заслуг А2 – смог осуществить демократические реформы без гражданской войны и без развала страны. Линкольн не смог осуществить реформы без гражданской войны. 2 Русское революционное движение до 17 года. Декабристы – не демократический подход, нет опоры на народ. Народники – герои толпы. Замечено, что у оппозиции всегда . есть. «Коммунизм – русское самодержавие наоборот». (Герцен) 3 Русский народ. «Народ привык к авторитарной форме правления и он не мыслит свое существование без авторитарной власти» (Чернышевский). 4 Русская демократическая литература конца 19 - нач 20-х веков. Горький. Авторитарные предпосылки: 1 Авторитарная культура: обожествление лидера – морально-психологический аспект. 2 Идеологический – не создавал авторитарных предпосылок.
Вспомогательным персоналом при волостеле были тиуны, доводчики, праведчики. По земской реформе 1555 должность волостеля была ликвидирована в большинстве уездов и заменена земскими выборными органами. ВОЛОСТНАЯ ОБЩИНА. - См.: ОБЩИНА. ВОЛОСТНОЙ СХОД, орган местного управления в дореволюционной России после 1861. Состоял из должностных лиц - волостных старшин, сельских старост, сборщиков податей и др., а также представителей крестьянства волости (по одному от 10 дворов). В компетенцию волостного схода входило избрание местных должностных лиц, уполномоченных от крестьян по выборам в Государственную думу, решение мелких административно-хозяйственных дел. ВОЛОСТЬ, мелкая административно-территориальная единица в России XI-XX вв., часть уезда. Возникла из крестьянской сельской общины. В XIII-XVI вв. существовали волости на черных, т.е. государственных, дворцовых, боярских, монастырских землях. Волости отдавались князем в "кормление" волостелю, в пользу которого население облагалось пошлинами и поборами. С сер. XVI в. правительство приступило к отмене системы кормлений. В XVII в. в связи с учреждением городовых воевод волость потеряла значение самостоятельной административной единицы. В к. XVIII в. были учреждены волостные правления, а по реформе землевладения государственных крестьян 1837 - волостной сход и волостные правления, подчинявшиеся палате государственных имуществ
Вторую главу посвятил проблеме отмены крепостного права, потому что на мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие. В третьей главе рассказал о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа, судебная, военная, образовательная, хозяйственная. В заключении попытался оценить последствия реформ Александра II. Глава I. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. Биография Александра II. Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I. Воспитателями наследника престола были генерал К.К. Мердер и поэт В.А. Жуковский. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года - и Синода. При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19 февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок общественного крестьянского управления.
Ими был выдвинут ряд законопроектов о земской реформе, об обществах и союзах, о земском и городском всероссийских союзах.*2 Эти законопроекты были направлены на ниспровержение существующих основ. Как справедливо отмечал Б.В. Штюрмер, "каждый из этих проектов построен на началах, столь несоображенных ни с историей, ни с практикой, ни с духом русского законодательства, что, если бы каким-либо образом проекты эти получили силу закона, страна очутилась бы в положении совершенно безысходном". Конечно, согласиться с такими законопроектами ни Царь,- ни правительство не могли, а это давало повод "народным представителям" с думской трибуны утверждать, что Государственная Дума исполнена лучших намерений, но "не в состоянии ничего практически осуществить, ибо правительство, опасаясь вообще всяких преобразований, ведет постоянную и упорную борьбу с прогрессивными течениями общественной мысли". При образовании постоянно действующих всероссийского земского и городского союзов на основе проекта Думы, в России оказалось бы два правительства, из которых правительство общественное, действуя на средства Государственного казначейства, было бы независимо не только от государственной власти, но и вообще от государства
К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии свободно ходили из конца в конец огромного государства, унося тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное (земское, как тогда говорили) хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.
В эпоху империализма наблюдался колоссальный рост сепаратистских тенденций на окраинах Российской империи. Неуклонно росло число оппонентов царского дома. К радикалам-социалистам, занимавшим жесткую позицию необходимости свержения монархии, добавилось окрепшее либеральное движение. Социалисты были расколоты на два лагеря: опиравшихся на многомиллионное патриархальное хоз-во (эсеры) и делавших ставку на энергичный, но малообразованный пролетариат (социал-демократы). Земская реформа (1864) заложила основы местного самоуправл. Но логического шага в направлении постройки верхнего этажа над земствами - Земского собора или парламента, ограничивавшего власть императора, сделано не было. Как следствие, к середине первого десятилетия XX в. Россия подошла с разбалансированной социально- экономической и политической системой, что не замедлило выразиться в первом в историй России политически осознанном конфликте «власть - общество», исключавшем персонификацию событий с личностью императора. Итак, основными причинами первой русской революции были: нерешенность аграрного вопроса, сохранение феодального землевладения в деревне при форсированном развитии капитализма в промышленности; объективная заинтересованность буржуазии в активном участии при решении важнейших гос. "?" путем создания парламентской системы; настоятельная потребность перестройки всей политической системы по образцу буржуазных демократических режимов в соответствии с развитием плюрализма собственности в хозяйственной жизни; необходимость изменения национальной политики и придание ей большей гибкости; ликвидация или смягчение социально-экономического и политического гнета низших классов российского общества - пролета-риата и кр-ва.
Уездные земские собрания избирались раз в три года населением уезда, губернские — формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях. При этом выборы в уездные земства были организованы так, чтобы обеспечить преимущество дворянам-землевладельцам. В ведении земств находились местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права ставить на обсуждение. Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности. Важен был сам факт появления в России системы самоуправления, В корне отличной от господствующей бюрократической системы. Однако политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860 — 1870-х гг. была направлена как раз на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; земских врачей, учителей, статистиков по малейшему поводу изгоняли из земства.
С 1549 года, вместе с Избранной радой, Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу Ивана IV, Губную реформу, проведены преобразования в армии, а в 1550 году принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 созван первый Земский собор. В 1555-56 годах Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1550-51 годах Иван Грозный лично участвовал в Казанских походах. В 1552 была покорена Казань, затем Астраханское ханство (1556 год). В 1553 устанавливаются торговые отношения с Англией. В 1558 г. Иван IV начал Ливонскую войну за подступы к побережью Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать. Тем временем во внутреннем положении страны произошли серьезные изменения. Около 1560 царь порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них различные опалы. В 1563 русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был особенно горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения.
В борьбе за демократические права активно участвовали также представители интеллигенции, учащиеся, студенты, боровшиеся за возвращение университетам автономии и проводившие забастовки и демонстрации, передовые земские деятели. Внутренняя политика самодержавия Обострение кризисной ситуации в стране заставило Николая II назначить в 1904 г. новым министром П.Д. Святополк-Мирского. Кульминацией деятельности нового министра стал “Проект политической программы правительства”, подданный царю в ноябре 1904 г. Святополк-Мирский предлагал ввести выборных от земств и городов в Госсовет, провести земскую реформу по всей стране, дать избирательные права более широким слоям населения, увеличить сословные права крестьян, приступить к решению национального вопроса и т.д. Ответом на проект указ Николая II от 12 декабря 1904 г. с обещаниями ряда уступок: расширение прав крестьянства, государственное страхование рабочих и пр. Но наиболее важным явилось заявление о незыблемости самодержавия и невозможности изменения государственного строя. Нарастающий политический кризис вызвал активизацию политических сил России, которая выразилась в создании общественных организаций и политических партий. В 1902г. Южная партия эсеров и Союз социалистов-революционеров заявили об объединении в Партию русских социалистов-революционеров.
Россия после отмены крепостного права. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 01 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земства были губернские и уездные собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получали право облагать население особым сбором.
Исправьте ошибку: а) Храм Христа Спасителя был построен в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. б) После гибели Александра II в России усиливается либеральное движение. в) Земская реформа была проведена в 1877 г. 4. Проверьте знание карты: а) По итогам Крымской войны Россия потеряла Севастополь. б) Почему в ходе русско-турецкой войны бои за Шипку были особенно упорными? в) Какие государства освободились от ига Османской империи в 70-е гг. XIX века? г) Какие территории присоединены к России в Азии во второй половине XIX века? 5. Работа с первоисточниками: Оцените, какие проблемы в развитии российского общества были выделены в следующем документе: Речь Александра II в Государственном Совете 20 января 1861 г. Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном Совете.
ние Введение . .3 Глава I. Причины преобразований в сфере местного управления . .10 Глава II. Подготовка реформы местного управления . . .20 Глава III. Земская реформа 1 января 1864 года и ее последствия . .31 Заключение 39 Список использованных источников и литературы .42 Введение. В современной России, мы часто сталкиваемся с проблемами, решение которых порой связано с обращением в местные или государственные органы управления. Часто бывает так, что человек, пришедший на прием в кабинет главы администрации -го района или области, слышит типичные фразы: «Это не в нашей компетенции, обращайтесь в ». В действительности же, государство не в силах уследить за тем, чтобы права и свободы граждан гарантировались в каждом уголке нашей родины. Вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть преодолены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов.
Земский начальник утверждал в должности волостных старшин, вправе был отстранить от должности всех сельских и волостных должностных лиц. Он проверял списки дел, подлежащих обсуждению на волостных сходах, и мог дополнить их по своему усмотрению. Положение 1889 г. предоставляло также земскому начальнику право подвергать крестьян за неисполнение его законных требований аресту не свыше трех дней и денежному штрафу, а должностных лиц сельского и волостного управления — аресту не свыше семи дней и штрафу. Попытку провести реформу местного самоуправления предприняло после февральской революции 1917 г. Временное правительство, приняв 21 мая 1917 г. Закон о земской реформе. Предполагалось, в частности, ввести земское самоуправление на волостном уровне. Однако осуществить эту реформу в полной мере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 г. См.: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 2. Административное право. Ч. I. Спб. 1910. С. 270—274. § 4. Организация местной власти в советский период Характер и направленность процессов организации власти на местах в России коренным образом изменились после Октября 1917 г.
Из истории России. До и после Декрета о земле. Межевание городских земель. Впервые в России наведением порядка (межеванием) в земельной собственности, определением границ частных владений, выделением государственных (казенных) земель, введением кадастровых (писцовых, межевых) книг занялся Иван IV c середины XVI века. До начала межевания юридическим документом на землю была "крепость", или "купчая", а затем - "крепостная дача" (раздача земель государем или князем за службу), т.е. земля, обведенная круговыми межами. "Дачи" были как с правами полной частной собственности - наследуемые "вотчины" (известны с XI века), так и с правами условного, временного и личного владения - "поместья" (с XVI века). После введения самоуправления по всем областям (Земская реформа 1555 г.) началось общее межевание всех земель Российского государства. В 1556 г. был издан Писцовый наказ (прообраз кадастровых книг) и Правила к исчислению плоскостей (площадей участка). Нужно было разделить государственные ("черные", облагаемые налогом) земли и частные ("белые"), не облагаемые налогом имения. Имения (дачи) описывались как географические единицы, а примеренные земли (излишки) изымались.
Каждая страна, а особенно такая огромная страна как Россия, имеет свои неповторимые особенности, развивается как по общим, так и по своим специфическим «закономерностям». Это значит, что общие закономерности развития и функционирования права в сочетании с российской действительностью, с традициями развития страны в чем-то модифицируются, приобретают особые черты. Эти особые черты не могут не учитываться обществоведением, в том числе и теорией права. Россия имеет богатейшую многовековую историю. Она традиционно складывалась как многонациональное и в то же время, централизованное государство. Ее геополитическое положение делало страну и общество открытыми для восприятия как западноевропейского, так и азиатского опыта. Очень поздно, по сравнению с Западной Европой, только в 60-х годах XIX в. в России начались демократические реформы (отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа). Реформы осуществлялись очень медленно и непоследовательно, достаточно сказать, что Россия так и не получила полноценной конституции. Свыше 70 лет Россия находилась под директивным воздействием коммунистической идеологии.
История России Реферат на тему: Великие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание: Александр II до коронации и в первые годы царствования. «Великие реформы» 1863-1874 годов. А. Необходимость реформ. Б. Отмена крепостного права. В. Земская реформа. Г. Городская реформа. Д. Судебная реформа. Е. Военная реформа. Ж. Финансовые реформы. З. Реформы в области просвещения. И. Реформы в области печати. Убийство императора. Значение реформ Александра II в истории государства. Александр II в до коронации и в первые годы царствования. Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г. Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты в школе гвардейских прапорщиков, обладавший замечательными педагогическими способностями, «кротким нравом и редким умом»), М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин. Не менее значимым было влияние и другого наставника - знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, руководителя его классных занятий.
Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым (1856–1918) – основоположником первой русской марксистской организации “Освобождение труда”, созданной в 1883 г. в Женеве (работы: “Социализм и политическая борьба”, “К вопросу о роли личности в истории” и др.), и В.И. Лениным (1970-1924) – одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором известных трудов, написанных в конце 90-х гг.: “Развитие капитализма в России”, “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” и др. В этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России и, как возможная перспектива, социалистическая революция. В последней трети XIX в. в России начался новый этап в развитии либерализма. Он был связан с отменой крепостного права, судебной и земской реформами, демократизацией университетского образования и др. Эти важные политико-юридические решения были провозглашены или зафиксированы в “Манифесте 19 февраля 1961 г.” Александра II; “Положении о губернских и уездных земских учреждениях” (1864), по которому органы местного самоуправления стали избираться по сословной системе, от землевладельцев, городских жителей и крестьян; “Городовом положении” (1870), по которому выборные городские думы получали значительные права; в Указе “О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати” (1865), который снимал предварительную цензуру; в Манифесте “О введении всеобщей воинской повинности” (1874), отменившем рекрутские наборы и сократившем срок службы до 6–7 лет; новых “Судебных уставах” (1864), предусматривающих отмену сословного характера судов, учреждавших адвокатуру, институт присяжных, избрание судей; в новом “Университетском уставе” (1863), предоставившем автономию вузам, в положениях о повсеместном создании начальных училищ (1864); в “Уставе средней школы” (1864).
![]() | 978 63 62 |