![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Земские соборы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
ОСВЕЩЕНИЕ - создание освещенности поверхностей предметов, обеспечивающее возможность зрительного восприятия этих предметов или их регистрации светочувствительными веществами или устройствами. ОСВЕЩЕННОСТЬ - величина светового потока, падающего на единицу поверхности, измеряется в люксах. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА УКРАИНСКОГО И БЕЛОРУССКОГО НАРОДОВ 1648-54 принятое в исторической литературе название вооруженной борьбы против польского господства. Повстанцы под руководством Б. Хмельницкого в сражениях у Желтых Вод, под Корсунем, Пилявцами (1648) и Зборовом (1649) разбили польские войска, но затем потерпели ряд поражений. Земский собор 1653 в Москве по просьбе украинского правительства принял Левобережную Украину под власть русского царя, что было подтверждено Переяславской радой (1654). Народно-освободительная война на территории Белоруссии в 1648-51 велась совместно с украинскими казачьими отрядами. Наибольшего размаха она достигла в 1648 и 1649 на юге, юго-западе и в центральной части Белоруссии (районы Речицы, Горваля, Слуцка, Рогачева, Бреста и др.). "ОСВОБОЖДЕНИЕ" - журнал российских либералов, 1902-05, Штутгарт - Париж, 79 номеров. Редактор - П. Б. Струве
Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял выход к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от гос. оградить их конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят новоторговый устав (1667), по которому иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России. Так же можно отметить, что во второй половине 17 в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившийся активно вмешиваться в управление гос.; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия гос. должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил. Стрелецкие полки утратили свою боеспособность. Для большинства дворян военная служба стала тоже обременительной.
Кропоткин в Краснодарском кр. до 1921. РОМАНОВЫ - боярский род, царская (с 1613), императорская (1721-1917) фамилия. Первым известным предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла (ум. до 1350-51). До нач. 16 в. именовались Кошкиными, затем Захарьиными-Кошкиными и Захарьиными-Юрьевыми. Родоначальник Романовых боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев (ум. 1586). Его сын Федор - будущий патриарх Филарет. На Земском соборе 1613 Михаил Федорович избран царем. Из дома Романовых царствовали Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. В годы малолетства царей Ивана V и Петра I правительницей была Софья Алексеевна. В 1721 Петр I провозглашен императором. Екатерина I (Марта Скавронская) стала первой российской императрицей. Со смертью Петра II династия Романовых пресеклась в прямом мужском поколении. После смерти Анны Ивановны правительницей при малолетнем Иване VI Антоновиче была Анна Леопольдовна. Со смертью Елизаветы Петровны династия Романовых пресеклась в прямой женской линии. Однако фамилию Романовых носили Петр III (сын герцога Голштейн-Готторпского Фридриха Карла и Анны, дочери Петра I) и его жена Екатерина II (урожденная Анхальт-Цербстская), их сын Павел I и его потомки (одно из названий династии в литературе Голштейн-Готторпские-Романовы): Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II, отрекшийся от престола в ходе Февральской революции 1917
Утверждение (избрание) его на Земском соборе не колебало установленных принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их. Преступный умысел (не говоря о действиях), направленный против персоны монарха, жестоко наказывался. Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл. XI, «Суд о крестьянах»), посадская реформа, изменившая положение «белых слобод» (гл. XIX), перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях (гл. XVI, XVII), регламентация работы органов местного самоуправления (гл. XXI), режим въезда и выезда (гл. VI) - все эти меры составили основу административно- полицейских преобразований. Уложение начинается предисловием, в котором утверждается, что оно составлено "по государеву указу общим советом, чтобы Московского государства всяких чинов людям, от большего и до меньшего чину, суд и расправа был во всяких делах всем ровна земского великого царственного дела". 3 октября 1649 г, царь вместе с Думой и духовенством слушал Уложение, выборным людям оно было "чтено".
Воспоминания "Записки каторжанина", "Колесуха" (оба - 1925). Роман "Пыль" (1916). Покончил жизнь самоубийством. СОБОЛЬЩИКОВ Василий Иванович (1813-72) - российский библиотековед и архитектор. С 1834 служил в Санкт-Петербургской Публичной библиотеке, где основал отдел иностранных книг о России ("Rossica"); по его проекту построено одно из зданий библиотеки. Основные труды посвящены устройству библиотек. СОБОЛЬЩИКОВ-САМАРИН Николай Иванович (1868-1945) - российский режиссер, педагог, народный артист России (1934), сценическая деятельность с 1892. Крупнейший антрепренер, режиссер русского провинциального театра, пропагандист драматургии М. Горького ("Мещане", 1903, 1927), А. П. Чехова. С 1924 режиссер Горьковского театра. СОБОР -1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); см. также Церковные соборы.2) Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного стиля (напр., собор Парижской богоматери в Париже, соборы св. Петра в Риме, св
Некоторые из советских историков форму русской государственности времен Ивана Грозного определяют как самодержавие с боярской думой и боярской аристократией. Именно такую концепцию в 30-40 гг. предложил Смирнов И.И. Основными чертами развития монархии в России он считал борьбу феодальной знати, отстаивающей политические порядки и традиции периода феодальной раздробленности “против царской власти и централизованного государства”, а наиболее прогрессивной формой централизации - “создание буржуазного строя, основанного на бюрократических началах” и опирающегося на местное дворянство - “главную опору власти”. По мнению другого советского историка - Н.Е.Носова - всякая позитивная роль земских сословных органов, а тем более боярской думы при такой постановке вопроса полностью исключается. Другие исследователи считают, что русское государство XVI в. было самодержавной монархией с аристократической боярской думой лишь до определенного времени - в частности до земского собора 1566 г., а затем пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию. По мнению А.А.Зимина, например, Россия первой половины XVI века представляла собой сословную монархию, а с 1549 г., когда был созван так называемый “собор примирения”, превратилась в сословно-представительную монархию. Согласно концепции Н.Е.Носова, в 50-х годах XVI века - в период избранной рады - в России сложились устои сословно-представительной монархии и в годы опричнины в стране установился режим военно-феодальной диктатуры дворян-крепостников. С.О.Шмидт полагает, что первые сословные учреждения в России XVI в. (земские соборы) формируются тогда же, когда становятся заметными первые признаки абсолютизма.
Международный университет природы, общества и человека «Дубна» Кафедра гуманитарных наук Контрольная работа по истории на тему Сословно-представительная монархия в России в XVII веке . Преподаватель: Строковская Т.Е. Дубна 2000 Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства—земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589—с патриархом), Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. В памятниках XVI века термин «земский собор» не встречен. Он редко употребляется и в XVII столетии.
Западно-Уральский институт экономки и права Негосударственное образовательное учреждение Лицензия № 000514 от 23,03,2003 Свидетельство о государственной аккредитации № 000929 от 23,03,2003 Юридический факультетКонтрольная работа Предмет: история отечественного государства и права Тема: «Преступления и наказания по Судебнику 1497 г.» Выполнил: студент 1 курса/ 6 лет обучения/ Миронов Евгений Павлович Проверил: к.и.н. Голохвостова Наталья Вениаминовна Пермь 2003 г. Оглавление. I.— Источники права. II.— Источники судебника. Ш.— Цель судебника. IV.— Понятие и виды преступлений. Политические преступления Имущественные преступления а) разбой б) похищение чужого имущества в) истребление или повреждение чужого имущества г) противозаконное пользование чужим имуществом 3. Преступления против личности 4. Преступления против суда V.— Виды наказаний. VI.— Задача. I Источники права. Основными источниками общерусского права в XV-XVII вв. были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты в указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.
Различия: вечный спор о выборе пути, о прошлом и будущем Р, об ее исторической роли. Западники (Н. В. Станкевич, молодые А. И. Герцен и Н. П. Огрёв, Н. А. Бакунин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, В. Г. Белинский и др.): основная движущая сила исторического процесса - борьба личности за свободу; Р идет тем же историческим путем, что и Запад, но отстала и должна использовать успехи европейской цивилизации, чтобы встать с Европой в один уровень; освобождение крестьян с небольшим наделом земли за выкуп помещикам. Цель: превращение самодержавия в конституционную монархию. Славянофилы (А. С. Хомяков (возглавлял кружок), К. С. и И. С. Оксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, кн. В. А. Черкасский, воззрения разделяли Ф. И. Тютчев, А. А. Григорьев, Н. В. Гоголь): развитие Р должно опираться на национальную почву, традиции и обычаи народа; для Р неприемлем путь Запада, т. к. в его основе лежали индивидуализм и бездуховность; важнейшим эл-том концепции - община, или крестьянский мир; освобождение крестьян с землей, при сохранении общины и вотчинного суда помещика - залога сохранения патриархальных отношений в деревне и предохранения Р от "язвы пролетариатства"; монархия, ограниченная Земским Собором (высказывает царю мнение народа); вл-ть греховна => самоустранение народа от вл-ти. 2 этап: конец 1850 - конец 1880-ых гг.
Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын Грозного Дмитрий. Но в 1591 г. Дмитрий, который находился с матерью в Угличе, неожиданно погиб. Обстоятельства этого дела полностью не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни (которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками убийства царевича подосланных Годуновым людей. Скорее всего, так и было. За мятеж угличан строго наказали и многих выселили. Существует и еще одна версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок. «Угличское дело» долгое время оставалось загадкой для русских историков, однако последние исследования дают основания думать, что действительно произошел несчастный случай. 17 февраля 1598 г. в истории Российского государства произошло знаменательное событие – впервые, на Земском соборе был избран царь. До этого верховная власть передавалась по наследству внутри одного правящего рода, ведущего начало от легендарного Рюрика, а с образованием Московского Великого княжества – от Ивана Калиты.
Считалось, что они отклонили Россию с естественного пути развития, оторвали высшие слои общества от народа, но не изменили внутренний строй страны и не уничтожили возможность возврата на прежний путь, который отвечает духовному складу всех славянских народов. Членов кружка назвали славянофилами (славянолюбами). Славянофилы выдвинули формулу «сила власти — царю, сила мнения — народу» (К. С. Аксаков). Это означало, что самодержавный государь должен править, согласуя свои действия с мнением народа, под которым славянофилы понимали прежде всего крестьянство, противопоставляя его «публике» — европеизированным верхам общества. Они выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, но против конституции по западному образцу. Появление славянофилов заставило сблизиться тех, кто считал Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого. В этом лагере вместе с Белинским и Герценом оказались историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, юрист К. Д. Кавелин, литераторы И. С. Тургенев, В. П. Боткин, П. В. Анненков. Они вошли в историю — западники и славянофилы — как «люди сороковых годов».
Принятые правительством в 80-90-е годы меры усилили зависимость крестьян от помещиков и обострили противоречия между ними. В то же время упорядочение налогообложения на короткий период привело к некоторой стабилизации экономического положения страны, но не ликвидировало общего хозяйственного кризиса. В 1598 г. умер царь Фёдор и на Земском соборе ( 17.02. 1598), где преобладало дворянство, новым царём был избран Борис Годунов. Знатные бояре- близкие родственники Ивана IV, которые считали, что они имеют гораздо больше прав на престол, были недовольны его воцарением и стали выжидать удобного момента для его свержения. Проводя продворянскую политику, Б.Годунов одновременно пытался добиться консолидации господствующего класса. Но решить эту проблему ему не удалось. Родовитое боярство не забыло, чего оно лишилось в период опричнины и стремилось вернуть утраченные позиции и привилегии. Борис Годунов вёл активную внешнюю политику. При нём происходило дальнейшее продвижение в Сибирь и освоение южных районов страны, укреплялись русские позиции на Кавказе. Швеция вернула почти все территории, захваченные ею в Ливонскую войну.
Сословно-представительная монархия Форма правления, при которой царь правил вместе с Боярской думой и созывал Земские соборы. В России сложилась в XVI веке. Боярская дума Законосовещательный орган бояр при царе. Приказы Органы центрального управления в России в XVII в. Реформа Какие-либо преобразования в обществе, проводимые правительством. Великое посольство Поездка Петра I в 17 веке с большим количеством людей. Его цель: создание антитурецкого военного союза, обучение военному, морскому, инженерному делу и др. Приписные крестьяне Крестьяне, которые были приписаны работать на государственных или частных мануфактурах. Посессионные крестьяне Крестьяне, которых можно было покупать и продавать вместе с мануфактурой Подушная подать Налог с каждой мужской души от податного населения. Податное сословие Сословие, которое платило налоги в государственную казну. Кроме бояр, дворянства и духовенства. Сенат Высший законодательный и исполнительный судебный орган подчинённый императору. Он контролировал работу государственных учреждений в центре и на местах. Сенаторы назначались царём. Возглавлял сенат генерал-прокурор «око государево» Синод Высший государственный орган, который ведал делами православной церкви.
Высшее учреждение, постоянно находившееся при государе, составляла Боярская Дума, членами которой были: 1) бояре, 2) окольничьи, 3) думные дворяне, 4) думные дьяки. Соборы возникли в форме усиленного состава думы уже в первые времена объединения Руси, но особенную форму выражения им придал Иоанн Грозный. «Вообще соборы в составе своем включали всю боярскую думу, высшее духовенство и разных «советных людей». Компетенция Соборов была неопределенна и безгранична. На Соборах говорили и о малых сравнительно делах, и о самых великих. Решения Соборов имели только совещательное значение, за исключением случаев междуцарствия, когда соборы становились властью верховной. Другим важнейшим средством единения Верховной власти с нацией были установленные отношения царей и Церкви. «Тесную связь царской власти с нацией в Московском государстве еще более усиливали ее отношения с Церковью и церковным управлением». Государственная власть больше, в другое время меньше вмешивалась в дела Церкви; точно также в разное время церковная власть неодинаковую деятельность проявляла на политическом поприще. «Голос Церкви и ее иерархии составлял также непременную принадлежность царского совещания с боярами и земскими соборами, а право церковной власти на "печалование" о всех обиженных и угнетенных давало новые связи государя со всем народом».
К ведению Совета Федерации: изменение границ субъектов федерации, указы Президента о военном и чрезвычайном положении, использование вооруженных сил за пределами РФ, назначение выборов Президента и отрешение от должности, назначение на должность судей Конст. суда, Верх. суда, Высш. Арбитр. суда, Ген. прокурора, зам. Предс. Счетной палаты и половины ее аудиторов. К ведению Госдумы (ст. 103): согласие на назначение Предс. Правительства, Центр. Банка, Предс. Счетной палаты и половину ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека. Принимает участие в привлечении Президента к ответственности или отрешения от должности, объявление амнистии. По вопросам, отнесенным к ведению палат, они принимают постановления.40. Система российского действующего права. Российская правовая система своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности. Древнейшие источники русского права - обычаи славянских племен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой государственности. На смену вечевым собраниям приходит земские соборы.
Они ратовали за свободу слова, за решение государственных вопросов на Земском соборе, состоящем из представителей всех сословий русского общества. Они возражали против введения в России форм буржуазной парламентской демократии, считая необходимым сохранение самодержавия, реформированного в духе идеалов русской «соборности». Самодержавие должно встать на путь добровольного содружества с «землею», а в своих решениях опираться на мнение народное, периодически созывая Земский собор. Государь призван выслушивать точку зрения всех сословий, но принимать окончательное решение единолично, в согласии с христианским духом добра и правды. Не демократия с ее голосованием и механической победой большинства над меньшинством, а согласие, приводящее к единодушному, «соборному» подчинению державной воле, которая должна быть свободной от сословной ограниченности и служить высшим христианским ценностям. Взгляд Тургенева на общественную ситуацию 60-70-х годов. В 1859 году Тургенев написал статью «Гамлет и Дон Кихот», которая является ключом к пониманию всех тургеневских героев.
Эту сторону петровской деятельности мы знаем только урывками — по крайней мере я. Покровский приводит письмо дипломата Матвеева о том, как в Москву прибыл гвардейский унтер-офицер Пустошкин, который там «жестокую передрягу учинил. всем здешним правителям, кроме военной коллегии и юстиции, не только ноги, но и шею смерил цепями». Это было в Москве, а вот для Вятки — даже и унтер-офицера не потребовалось — туда был послан простой гвардейский солдат, рядовой Нетесов, который пребывал, как и его покровитель, в перманентном пьяном виде, «забрав всех как посадских, так и уездных лучших людей, держит их под земской конторой под караулом и скованных, где прежде всего держаны были разбойники, и берет взятки». Гвардейский офицер или солдат, по понятиям Петра, как и советский выдвиженец, по понятиям Сталина, могли все, но больше всего мог он «жестокую передрягу учинить» — для этого особой умственности не требуется. Но это был тот слой, на котором держался Петр и который пришел после смерти Петра к почти неограниченной власти над Россией. Покровский говорит: «Петр не успел закрыть глаза, как гвардия уже была хозяйкой положения и не только в императорском дворце!» Большая Советская Энциклопедия выражается еще проще: «петербургская гвардейская казарма явилась преемницей московского земского собора» (Т. 14, стр. 213). Это не совсем точно: гвардейская казарма явилась преемницей не только собора, но также и царской власти: от Петра до Александра I-го включительно, самодержавной монархии унас не было, ее заменяла гвардейская казарма.
Из-за невероятной силы огромного грузного царя А.Ф. Кони придумал ему элегантное прозвище «бегемот в эполетах», соответствовавшее как его физической мощи, так и умственной ограниченности. Традиционное романовское упрямство и узкий консерватизм, воспринятый Александром III от его учителя К. П. Победоносцева, сводили политику царя к стремлению сохранить существующий режим без изменений. Всю свою жизнь Александр оставался верен своему кредо, сформулированному в письме своему брату Владимиру в апреле 1881 года: «Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти, которую нахожу нужной и полезной для России». Глубокая религиозность и патриотизм царя придавали его политике славянофильские оттенки. Впервые за двести лет русский император носил бороду. Правда, когда в 1882 году министр внутренних дел К. П. Игнатьев попробовал созвать Земский собор по случаю коронации императора в Москве (любимая идея славянофилов), царь под влиянием Победоносцева уволил его и заменил архиреакционером Д. А. Толстым. Коронация прошла на следующий год безо всякого Земского собора и при чрезвычайных мерах безопасности, которую обеспечивало более 14 тысяч человек полиции.
![]() | 978 63 62 |