![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Исламский фундаментализм | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Кроме ваххабизма, можно наблюдать ещё одно небезопасное и гораздо более сложное явление: так называемый "исламский фундаментализм", на идеях которого кое у кого есть стремление к созданию закрытых для внешних влияний государств или обществ, где должны быть восстановлены наиболее суровые нормы шариата и обычаи (адаты) средневекового мусульманства. Термин "фундаментализм" в приложении к этому явлению крайне неудачен, - ибо ничего действительно фундаментального, то есть утверждающего основы вероучения, в нем нет. По сути, это обрядоверие, подобное русскому старообрядчеству, в котором также не было ничего "старого" и причиной которого был недостаток религиозного просвещения. То же и с исламским фундаментализмом: реанимируются второстепенные частности, иногда даже вопреки основам Ислама. Просвещенный мусульманин понимает, например, что ворам не обязательно отрубать руки, их можно наказывать иначе. Он же знает, что обычай закрывать лицо женщинам или запрет на изображение живых существ появились лишь через несколько веков после Мухаммеда, к тому же - далеко не во всех мусульманских странах (в Туркменистане таких адатов не существовало никогда)
Рейган назвал СССР империей зла, разместил Першинги в ФРГ. Андропов решает разместить СС-20 в Польше, ГДР и Чехословакии. Ситуация даже хуже, чем во время КК. ДАЛЕЕ - ГОРБАЧЁВ И НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (МОЖНО ОБОЙТИСЬ И БЕЗ КОНСПЕКТА) После распада СССР начался новый этап в МО - распад двухполюсного мира. Итоги предыдущего этапа: большая часть 20 века прошла под знаменем противоборства идеологий 2-х систем. Хотя и было движение неприсоединения (Тито), каждая из стран должна была выбрать лагерь. Мир будущего? Теория профессора Гарварда Самуэля Хантингтона («Крах цивилизации»): первые 20 лет 21 века пройдут под знаком противоборства цивилизаций» Он выделяет христианскую, исламскую, индуистскую, конфуцианскую цивилизации. Зап мир - Россия, Япония, Израиль, США и Зап Евр. Сейчас видны проявления конфликта: война в заливе (91). Силы ислама «=» Зап мир. Конец 20 в - исламский фундаментализм. Имам Омар Абдель Рахман (глава исламской организации), Хасан Аттураби ( национальный исламский фронт Судана): оба говорят, что Ислам завоёвывает мир. Классификация стран Востока: 1.
Понимание Исламом Каримовым идеологии большевизма как экстремистской, я полагаю, определило и его отношение к исламскому фундаментализму, который, будучи экстремистским крылом мусульманской религии, несет угрозу развитию стран и народов, исповедующих ислам, может задержать их развитие, отбросить экономику и культуру назад, в прошлое. И в этом отношении понимание Каримовым большевистского фундаментализма и исламского фундаментализма как экстремистских течений в общественном развитии заслуживает серьезного внимания и высокой оценки. В книге есть раздел о положении средств массовой информации. Я прочитал эту коротенькую главку не один раз, поскольку не сразу смог понять, что же хочет сказать автор книги. Разумеется, его симпатии на стороне свободных средств массовой информации. В то же время как-то вскользь оправдывается цензура, осуществляемая специальным комитетом, а в каких-то случаях некие инспекторы могут поставить или не поставить некую разрешительную печать. Цензура в советское время была мощным оружием формирования не только тоталитарного государства, но и специфического типа мышления, отражающего особую культуру поведения - культуру раба
Министр иностранных дел страны того периода Марселино Ореха заявил: "Необходимо наверстать потерянное время и утвердить наше присутствие в странах. Африки и Латинской Америки".1. Поэтому расположенная на стыке Европы и арабского мира Испания проявляет исключительную "чувствительность" к процессам, развивающимся в государствах Магриба. В Мадриде не скрывают своих опасений, что многоплановые кризисные проявления (экономический спад, рост исламского фундаментализма, "маргинализация" целых слоев общества, обострение социальных противоречий и др.) в странах Северной Африки потенциально способны, если вовремя не принять стабилизирующих мер, привести к взрыву, грозящему серьезными последствиями для Европы. В первую очередь, в их понимании речь идет о Европейском Союзе. В этой ситуации Мадрид стремится всячески активизировать диалог и сотрудничество между ЕС и Магрибом. Испания призывает пятнадцать государств сбалансировать внимание Союза к Восточной Европе энергичной политикой на магрибском направлении. Главная цель такой политики,как здесь считают, должна состоять в укреплении взаимного доверия и широком содействии социально-экономическому развитию региона, поскольку, по испанскому убеждению, именно экономический кризис во многом подпитывает фундаментализм и усиливает миграционные потоки в Европу.
Хочешь, чтобы тебя считали демократом, защищай национальные меньшинства от "угнетающего их национального большинства" (защищай раскаленный нож (меньшинство) от масла). Ковалев хочет, чтобы его считали, потому защищает дудаевцев. Потому ж защищает их Старовойтова, Гайдар, Юшенков, Якунин, и т.д и т.п. Потому, что на форумах им аплодируют за притормаживание России. ?11. ПОБЕДА Победа одной из сторон в гражданской войне может оказаться поражением для народа. Чеченцы и защищающие их российские демократы этого не понимают. Но ведь так оказалось после гражданских войн в России, на Кубе, в Никарагуа, Вьетнаме, Эфиопии. Победа Д.Дудаева в нынешней гражданской войне Чечни со всей остальной Россией обернется поражением для народа Чечни. "Это несомненно". Победа -- не аргумент -- этого наша публика не понимает. Она воспитывалась на том постулате, что победа и только победа аргумент. А сообразить, что, идя от победы к победе, мы потерпели неслыханное в истории поражение, -- ума не хватает. ?12. ГЕОПОЛИТИКА На наших глазах устанавливается еще одна опора исламского фундаментализма -- в Чечне, на юге России, в геометрическом центре Северного Кавказа
Итак, что же происходит в мире?1.Интеграционные процессыСоздание политических и экономических союзов. Единая валюта. Единое гражданство. Стирание границ между государствами. Появление международного права. Единое информационное пространство (I er e ). Международная торговля. 2.Возрастающая экономическая зависимость одних государств от других. Международный рынок нефти, газа, леса и других природных ресурсов. Рынок рабочей силы.3.Экологический кризис.Глобальное загрязнение земли, воды, атмосферы. Вырубка леса. 4.Появление мирового терроризма. Исламский фундаментализм. 5.Мировые болезни. Наркомания. СПИД. В подтверждение можно привести Послание Президента РФ от 18 апреля 2002г., в котором говорится: «Политическая стабильность и благоприятная экономическая конъюнктура не использованы в полной мере для качественного улучшения жизни граждан страны, для завоевания Россией достойного места в мировой экономической системе. В последние годы экономического роста нам удалось разве что не увеличить отставание от других стран. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире является и жесткая конкуренция – за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние.
Были уничтожены политические противники рода Саудов, разгромлены святые места паломничества, в том числе Мекка, не исключая и храма Каабы – главной святыни исламского мира. Аравия была объединена в эмират Саудидов, наследником которого стало государство Саудовская Аравия. Ваххабизм, будучи государственной религией Саудовской Аравии, с течением времени стал более умеренным, святые места были восстановлены и находятся сейчас под защитой правительства. Тем не менее, во второй половине ХХ в. радикальный ваххабизм стал основой возникшего движения экстримистского исламского фундаментализма, имеющего своей целью свержение "отступнических", "прозападных" и "коррумпированных" режимов в исламских государствах и объединение их в единое теократическое государство мусульман – халифат. Близких воззрений придерживается и фундаменталистское движение "Талибан" в Афганистане. Различные международные террористические организации фундаменталистов-ваххабитов действуют по всему миру. Правительства всех исламских стран находятся с ними в состоянии ожесточенной войны. Например, в ходе такого противостояния в Алжире и в Египте за последние годы погибли тысячи как традиционных мусульман, так и ваххабитских боевиков (причем в Алжире, например, фундаменталисты вырезают целые мусульманские деревни), а также "попадающихся под руку" христиан.
Под общим названием «исламский фундаментализм» часто объединяются самые разные движения, направления и течения – от умеренных до экстремистских. Исламские религиозно-политические движения как радикального, так и умеренного толка часто характеризуются одним термином – «исламизм». Исламизм – это идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые проблемы и противоречия общества и государства, где живут мусульмане, а также между этими государствами будут решаться исключительно посредством исламских норм. Идейные корни исламизма обычно находят в учении Джамаляад-Дина аль-Афгани (1839 - 1897). Согласно его теории, этническая или национальная связь между людьми – низшая форма связи по сравнению с единением верующих в мусульманской общине. И потому успех будет сопутствовать такому сообществу, в котором религиозные узы прочнее, чем этнические. При этом аль-Афгани считал, что ислам сможет выполнить свою историческую миссию, лишь приспособившись к современным условиям. Иными словами, мусульманам следует развивать светское образование, науки, промышленность, т. е. перенимать многое из достижений западной цивилизации.
Следует также разработать комплексную научно обоснованную программу по локализации агрессивных устремлений исламского фундаментализма и исламского экстремизма, в которой будут задействованы возможности государственных структур, силовых ведомств, общественных и религиозных организаций России. Исламский экстремизм на Кавказе не нов. Впервые он проявился в XIX в. в годы Кавказской войны и вошел в историю под названием "кавказского мюридизма". Под его знаменем проходило сопротивление горских народов экспансии царского правительства. Вторичный его всплеск был зафиксирован после Октябрьской революции и в ходе гражданской войны. Ввиду подобной исторической подоплеки ислам в массовом сознании в течение многих лет ассоциировался с суверенитетом и независимостью. Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии.
Очевидно, что будет происходить дальнейшая интеллектуализация труда и 'усиление его творческого потенциала, а, с другой стороны, капитал будет по все возрастающей степени приобретать характер информационного отношения как всеобщего эквивалента разных видов деятельности. В определенном смысле слова, мировая экономика стоит на пороге Реформации поскольку сущестсующие экономические модели (даже в самых высокоразвитых странах) близки к своему исчепанию. Человечество не может уже вести себя, исходя только из своих эгоистических интересов и бесконечно расширяя производство. Точка опоры человека и общества находится не внутри, а вовне их, что определяется логикой развития сложной системы, сходящей как фрагмент п еще более сложную систему Космоса. Это заставляет обратиться к такому истоку саморазвития общества, как духовный потенциал. Данная проблема необычайно сложна имеет две основные грани. Первая — многочисленные попытки реализовать в действительности религиозный потенциал устроить жизнь общества по модели догматической части данной религии. Идея теократии, т. е. правления обществом н государством со стороны высших духовных лиц н авторитетов была весьма популярна, начиная с Древнего Египта п до современных концепций исламского фундаментализма.
Страны Запада уже задействовали свою экономическую мощь, чтобы вытеснить РФ с территории постсоветских стран. Если они добьются поставленной цели, это будет означать окончательную потерю РФ жизненно важного геополитического пространства. Затем немедленно последует порабощение РФ Западом. Смерть РФ нецелесообразна, так как она является мощнейшим поставщиком сырьевых продуктов на мировой рынок, более того для западной Европы РФ выступает заслоном перед распространением исламского фундаментализма, представляющего реальную угрозу национальной безопасности стран ЕС. По-видимому правы те скептики, которые утверждают, что в настоящее время действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ. Однако, по мнению большинства экспертов, объединительная идея в рамках СНГ полностью себя не исчерпала. Кризис переживает не Содружество как таковое, а господствовавший в течение 90-годов подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками.
Феминистки сумели добиться принятия ряда благоприятных для женщин законов, особенно в сфере равных возможностей и равной оплаты труда. Однако провести их в жизнь оказалось не так просто, несмотря на создание специальных государственных органов. К началу 90-х годов популярные писательницы-феминистки сумели многое сделать, чтобы изменить устоявшиеся взгляды общества, но, по общему мнению, до полной победы еще далеко. Между тем, во многих странах мира женщины по-прежнему лишены элементарных прав, даже права самостоятельно выбора мужа. Культура и религия - вспомним постулаты католической церкви и исламского фундаментализма - тоже в значительной степени усложняют ситуацию. Совершенно очевидно, что "женский вопрос" окончательно еще не решен. Благодаря усилиям Движения за женские права, сформировавшегося в середине 1960-х гг., на первый план вышли вопросы равной оплаты труда и равных возможностей для женщин и принятие соответствующих законов. Но борьба продолжается и сегодня. Благодаря усилиям Движения за женские права, сформировавшегося в середине 1960-х гг., на первый план вышли вопросы равной оплаты труда и равных возможностей для женщин и принятие соответствующих законов.
Методы борьбы с терроризмом Даже при желании с террористами невозможно договориться. Во-первых, современный международный терроризм не имеет единого центра. ( "Аль-Каида" - это не единая централизованная организация, а, скорее, совокупность многочисленных террористических группировок, чьи участники объявляют себя приверженцами исламского фундаментализма.) Требования террористов практически не выполнимы, поскольку они не сформулированы. Теоретически, ни одно уважающее себя государство на это и не может позволить себе пойти. Современный международный терроризм не выдвигает никаких требований: он объявил западной цивилизации войну на уничтожение. Америке и Израилю террористы напрямую обещают «сладкую жизнь» и ни о каких переговорах с этими странами даже слышать не желают, хотя часть денег держат в Американских банках, именно там были заморожены счета нескольких, наиболее отличившихся у нас террористов. Различные аспекты борьбы с терроризмом находятся в прямой взаимосвязи с основными принципами международного права, в числе которых принцип уважения прав человека, принцип равноправия и самоопределения наций и народов и т.д. С моей точки зрения, чрезмерное уделение внимания этим принципам как раз и снижает эффективность мер борьбы со злополучным явлением, и террористы на это уповают, для них ведь таких принципов не существует, а по сему они находятся в более выигрышном положении по сравнению с «развитыми» государствами, которым писан закон.
Ислам же делает упор на «коллективистское» развитие. Религиозный фактор сыграл решающую роль для Пакистана (не случайно реформация ислама носила в Индии коммуналистский характер задолго до завоевания независимости). Не следует забывать, что по исламскому канону иудеи и христиане имеют статус «покровительствуемых», а индуисты как представители политеистической религии должны перейти в ислам или быть уничтожены. В случае усиления исламского фундаментализма Южная Азия может превратиться в основную арену его противоборства с мировым сообществом. Этот процесс может иметь самые негативные последствия и для внутреннего развития Индии. Рост исламского фундаментализма оказывает прямое воздействие, с одной стороны, на ее более чем 100-миллионное мусульманское население, а с другой - на индуистские шовинистические круги и приводит к укреплению фундаментализма в самой Индии. На рубеже 90-х годов значительно усилились позиции именно индуистских фундаменталистов, что угрожает единству Индии, ее стабильности и парламентской демократии.
При этом первая группа находится в состоянии непримиримой конфронтации с демократией, а вторая готова сотрудничать с ней до той поры, пока та не стремится поколебать установившийся в этих странах социально-политический статус-кво. Авторитарные структуры, хотя и в измененной форме, закрепились в ряде постсоветских государств, например в Туркмении. Особое место среди авторитарных режимов занимают страны «исламской государственности» экстремистского толка - Иран, Судан, Афганистан. Уникальный потенциал воздействия на мировую политику придает им международное движение исламского политического экстремизма, известного под не совсем корректным названием «исламский фундаментализм». Это революционно-идеологическое течение, отвергающее западную демократию как образ жизни общества, допускающее террор и насилие в качестве средства реализации доктрины «исламской государственности», получило в последние годы широкое распространение среди населения в большинстве стран Ближнего Востока и других государствах с высоким процентом мусульманского населения.
Даже противоборство исламского «фундаментализма» с западной цивилизацией со временем теряет свою остроту. Более материализованным является экономический регионализм в виде высокоинтегрированного Европейского союза, других региональных образований различной степени интеграции - Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Содружества Независимых Государств, АСЕАН, Североамериканской зоны свободной торговли, аналогичных образований, зарождающихся в Латинской Америке и в Южной Азии. Хотя и в несколько измененном виде, но сохраняют свое значение региональные политические институты, например Организация латиноамериканских государств, Организация африканского единства и т.д. Они дополняются такими межрегиональными многофункциональными структурами, как североатлантическое партнерство, связка США - Япония, трехсторонняя структура Северная Америка - Западная Европа - Япония в виде «семерки», к которой постепенно подключается Российская Федерация. Короче говоря, после окончания холодной войны геополитическая карта мира претерпела очевидные изменения. Но многополюсность объясняет скорее форму, чем суть новой системы международного взаимодействия.
Влияние западного права на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и развития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности и т.д. Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права в целом ряде случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционного шариата, реализаций шариатского суда и т.д. Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Итак, подводя итог и анализируя вышесказанное, я считаю, что к чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источники. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными.
В мире ислама к проблеме веры и разума не существует единомыслия. Среди учённых есть крайне расходящиеся мнения, ортодоксалы выступают против модернистов ислама и т.д. Одни из них остаются на фундаменталистских позициях исламской ортодоксии. Так, в 1966г. в Каире была опубликована книга доктора Абд ал-Махмуда ' Ислам и разум ', где рационализм в истории исламской мысли рассматривается как продукт 'сатанинского' мышления. Другие выступают за либерализацию и модернизацию ислама в духе нашего времени. Проблема веры, разума и знания в современной мусульманской философской и естественнонаучной мысли занимает огромное место, не меньше, чем в условиях средневековья, если не более. Это вполне объяснимо и причина заключается в том, что вопросы веры и разума на сегодня объективно стали наиболее острейшими проблемами общественной жизни мусульманских стран. Ведь они - проблемы сущности и существования. В одних странах с республиканскими режимами проблемы веры и знания решаются в соответствии духа времени, в модернистском аспекте, либерально, а в других странах на идейной основе строгого исламского фундаментализма и обскурантизма.
![]() | 978 63 62 |