![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Казахское ханство в XV-XVII вв. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Вопрос о присоединении казахских степей к России решает в 1731 году миссия русского посла А. И. Тевкелева к хану Абулхаиру. Поводом к снаряжению этой миссии послужили крупные политические события, происходившие в Казахстане в первой половине XVIII века. Феодальные ханства Бухара и Хива продолжали вытеснять казахов с южных земель Сырдарьи на восточных границах. Опасным соседом Казахстана еще в XVIII веке становится Джунгария воинственное феодальное государство. Большие бедствия казахам принесли вторжения джунгарских войск в конце XVII первой половине XVIII века. Этому во многом способствовали феодальные междоусобицы в казахских ханствах. Несмотря на мужественное сопротивление казахов, джунгарские отряды захватили территории Старшего и Среднего жузов в центральном, восточном и юго-восточном Казахстане. Дальнейшее продвижение джунгаров грозило полным порабощением казахского народа. Недаром эти годы остались в памяти народной под именем "актабан-шубырынды"P годы "великого бедствия" (17231727) (1). В этих чрезвычайно трудных условиях казахский народ, продолжая упорную и справедливую войну с Джунгарией, нашел поддержку и военную помощь со стороны России. 19 февраля 1731 года после неоднократных просьб хана Абулхаира о подданстве императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту о принятии в российское подданство Младшего жуза
Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе на территории Казахстана и России. Наследием Золотой Орды стало обыкновение (хотя и не всегда на всем протяжении истории России) не ассимилировать новые, завоеванные или включавшиеся без кровопролития в состав Российской империи земли, не изменять жизнь, религию и язык, подвластных народов. На территории Казахстана после распада Золотой Орды образовались сначала Кок-Орда и Ак-Орда, а затем Узбекский улус, непосредственный предшественник Казахского ханства, где наследие империи Чингиз-хана проявилось в общественно-политическом устройстве казахского общества, высшее сословие которого составляли потомки Чингиз-хана по мужской линии - Чингизиды, а Яса Чингиз-хана - свод монгольских законов XIII в., возможно, стала частью "Жеты-Жаргы" - памятника права казахов XVII века. Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингиз-ханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника – Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем.
После распада Золотой Орды Сибирское ханство окончательно обособилось в независимое государство. Его столицей был поначалу город Тюмень на реке Туре. Со сменой династии сибирские ханы перенесли ставку с Туры на берега Иртыша, подальше от западных границ. Новую столицу наименовали Кашлык или Искер. По территории Сибирское ханство превосходило любое западноевропейское государство. Его владения протянулись с севера на юг на полторы тысячи верст, от низовьев Оби и берегов Студеного моря до границ Казахского ханства. Завоеватели монголы подчинили половцев (кыпчаков), кочевавших в Прииртышских и Барабинскнх степях. Но при этом они не смогли сохранить ни своей веры, ни своего языка. Победители бесследно растворились среди побежденных, усвоив половецкий язык и половецкую культуру. В Сибири произошло то же самое, что и на всей территории Золотой Орды'. Сибирские татары вели кочевой образ жизни, перегоняя с места на место табуны лошадей. Татарские мурзы и беки владели лучшими пастбищами. Их богатство составляли рабы и скот. «Черные люди несли службу в дружинах у беков и платили им ежегодные «дары»
В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а также государство), и только. Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в своей работе "История изучения Востока в Европе и России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана." Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени.
В этническом отношении они объединяли местные тюрко-язычные племена, ещё не сложившиеся в единую народность. Образование казахской народности и казахских ханств (середина 15 — начало 18 вв.). Население Узбекского ханства носило собирательное название «узбеки-казахи». В то время термины «узбек», «казах» ещё не имели достаточно чёткого этнического значения. Непрекращавшиеся междоусобицы и усиление феодальной эксплуатации вызвали массовую откочёвку племён за пределы Узбекского ханства. Казахские роды откочёвывали в Западное Семиречье. Долины рр. Чуй Талас стали районом массового притока населения из Дешт-и-Кипчака. Семиречье, возрождавшееся после монголо-татарского господства, явилось центром объединения казахской народности, основными компонентами которой явились местные племена, входившие в раннефеодальные государства, существовавшие на территории К. При хане Касыме (правил в 1511—23) Казахское ханство укрепилось, расширились его границы; численность населения достигла 1 млн. чел. К середине 16 в. после распада Ногайской Орды, а позднее Моголистана и Сибирского ханства казахские роды, входившие ранее в эти государства, объединились с основной массой своего народа. Казахское ханство делилось на жузы (районы): Старший (Семиречье), Средний (Центральный К.) и Младший (Западный К.)
По договору нового казахского хана Есима (1598-1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Казахские правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами. Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана, города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент. 34.Есим-хан. Политическое положение К-на в начале XVII в. Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом ханстве происходили сепаратистские выступления султанов.
Тем не менее в войске самого Кучума в этот период находились также и воины казахи. После Кучума на короткое время в районе Тобольска уже при русских осел Сейдяк, сын убитого Кучумом сибирско-татарского хана Едигера. С ним находился «царевич Казачьи орды» (по выражению летописи) вместе со своими людьми. Видимо, какая-то часть сибирских татар также вошла в состав казахов. В конце XVI века границы казахов в Сибири сомкнулись с границами Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи, оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые центры пролегал через казахские степи. По пути купцы часто закупали у казахов скот. Но с начала XVII века экономические и политические связи России с казахскими ханствами были затруднены вторжением в районы Северного и Западного Казахстана, в южные районы Сибири западных монголов. Последние заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола. К середине XVII века их походы на казахские кочевья приняли систематический характер.
Урус-хан и становление казахской государственности К.Ускенбай Казахская государственность XV-XVII вв. явилась одним из главных преемников своих исторических предшественников на территории Восточного Дашт-и Кыпчака. И если общие основы социально-политической преемственности особенностей государственной организации номадов на территории евразийских степей уже привлекали внимание исследователей , то конкретно-исторические проблемы преемственности отдельных политических традиций, нашедших отражение в истории Казахского ханства, еще нуждаются в своей постановке и обосновании. Исходя из этого, в настоящей работе ставится вопрос о возможной преемственной связи главных внешнеполитических приоритетов Ак-Орды эпохи Урус-хана с Казахским ханством XV-XVI вв. Вместе с тем, автор этих строк ни в коей мере не претендует на то, чтобы возводить начало Казахского ханства к эпохе Урус-хана. Более того, подобное заключение, периодически возникающее в литературе , является в принципе, ни верным. Т. И. Султанов в этой связи совершенно справедливо писал, что годы правления Урус-хана “отдалены от времени образования собственно Казахского ханства целым столетием” .
Сыгай хан умер близ Бухары и был похоронен в селении Кум-ушкент. Кроме Тауекеля, у него было еще несколько сыновей. В истории казахов конца XVI-начала XVII вв. известны имена Ондан султана (Узын окты Ондан - военный предводитель во времена Есим хана), Шах-Мухаммед султана - правителя калмыков. Тауекелю (1586-1598) после возвращения на родину пришлось с оружием в руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось. Главной целью своей внешней политики Тауекель ставил закрепление за ханством южных городов. Особенно острая борьба шла за обладание Ташкентом. Здесь сидел бухарский наместник. В 1588 г. казахам удалось добиться преимущества и захватить Ташкент. Но наместник из-под Самарканда привел сильное войско под предводительством брата Абдуллы. Тауекель вынужден был отступить в глубь степей. Ташкент оставался под властью Бухары. Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешнеполитические задачи - овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом.
Состояние раздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировок аристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, для эффективной защиты с ее помощью коренных земель народа. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Абай. Слова Назидания// Простор. 1992 Абусеитов М. Казахстан и Центральная Азия XV – XVII вв. История, политика, дипломатия. Алматы, 1998 Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1993 Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 годы XIX века. Алма-Ата: Казак ун-тi, 1992 Бижанов М. Социальная категория казахского общества в XVIII в. в рудах русских ученых. Казахстан в XVI – XVIII вв. А., 1969 Большая советская энциклопедия, Изд-во «Советская энциклопедия» в 1969 — 1978 годах в 30 томах. Валиханов Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Алма-Ата, 1961-1968гг., Его же Собрание сочинений. Т 1-5. А.,1984 – 1985 Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Спб., 1864. Труды вост. Отд. Имп. Русского археолог. об-ва 9.Гавердовский Л. П. Обозрение Киргиз-кайсацокй степи// Рукописный фонд Спб отделения Ин-та российской истории. Кол. 115 №495 Зиманов С.З. (1958) Общественный строй казахов первой половины XIX в.
Министерство образования и науки Республики КазахстанОбщеобразовательная Профильная Школа Модульного Типа №11 По истории Казахстана На тему: Аблай – объединитель или тиран.Выполнил: ученик 9 «Г» класса Ерманов Азамат. Научный руководитель: Белогурова Светлана Михайловна.г. Павлодар 2003г.План Введение. Актуальность вопроса. Гл часть 1 Казахское ханство в 18 веке, до прихода к власти Аблай-хана. 2 Аблай и джунгары 3 Китай 4 Россия. 5 Отношения с Кокандом. 6 Аблай – человек своего времени.Заключение. ВведениеПочему я выбрал именно Аблая среди целой плеяды сильных своеобразных личностей казахского народа? Потому что он мне интересен не только как выдающийся правитель и дипломат, но и как человек. Всё в его жизни подёрнуто дымкой тайны, Аблай один из немногих ханов о которых легенд больше чем реальных фактов. Но главное чем он меня заинтересовал – это противоречивость взглядов на его политику и жизнь. Смотря на него под одним углом, видишь, человека умного, удачливого, мужественного, олицетворяющего собой идеал правителя. Но стоит копнуть чуть-чуть глубже и перед тобой он жестокий, эгоистичный и тщеславный.
«Министерство образование РК» Выполнил: Русанов.И.А. Проверила:Абдулдаева Э.Н. «Аксукент 2001» Наиболее ярким представителем казахской поэ- зии ХVIII века был Бухар - жырау Калкаманов (1668-1781). Сведений о его биографии сохранилось мало. Отец его Калкаман был одним из походным войнов-батыров в далёкое беспокойное время. Судя по содержанию сохранившихся произведений Бухар жырау в юности и молодости отличался от своих сверстников замечательными качествами, склоно- стью к импровизации. Он был одним из приблежён- ных хана Тауке (1680-1718), которыё многое сделал для укрепления Казахского ханства. В своей многолетней жизни Бухару-жырау при- шлось быть свидетелем и участником многих собы- тий и перемен в жизни казахского народа. Вместе с ним он был свидетелем феодальной раздробленнос- ти, межплеменных междоусобиц, познал власть казахских ханов, султанов, их политику и др. Основные темы в произведениях Бухара-жырау неустроенность жизни народа, сложность взаимо- отношений ханской власти с народом, межродовые распри, призыв к единению сил для укрепления ханства и борьбы с иноземными захватчиками, вос- певание отважных батыров ( «Пожелание», «Ах, времечко, ты, время», «Перед падением»,«Абылай», «Сверкающий красками цветок», «Гибнет высокая гора», «Оплакивание хана Аблая» и др.). Ах, времечко, ты время, Туманы - как зимовище.
В сентябре 1841 г, представители трех казахских жузов избрали Кенесары Касымова ханом. Казахское ханство было восстановлено. В августе 1841 г. восставшие осадили крепости Созак, Жанакорган, Ак-Мечеть, Жулек, где были расквартированы значительные силы кокандцев. Взятие нескольких кокандских укреплений вдохновило восставших. Даже торткаринцы и чиклинцы, кочевавшие вдали от основных очагов восстания, известили о признания его всеказахским ханом. Говоря об активном участии торткаринцев и чиклинцев на стороне Кенесары Касымова, следует обратить внимание на побудительные факторы, которые активизировали их действия в конце 30 — начале 40-х г. XIX в. Мы имеем в виду стремление казахских родов региона внести вклад в общее дело сохранения обособленности казахских земель не только от надвигающейся угрозы колониальных захватов со стороны Российской империи, но и освободиться от засилья кокандских беков. Обострение взаимоотношений Кенесары и Кокандского ханства было вызвано и личными мотивами казахского султана. Вероломное убийство кокандскими правителями его брата, одного из предводителей восстания казахов партии колониальной политики царизма султана Саржана в 1836 г., предательская казнь в 1840 г Касым-торе, своих братьев султанов Есенгельды, Алжана и других Абылаев крови также ожесточили антикокандскую позицию предводителя движения.
Перед таким конкретным индивидом с ложным национальным самолюбием следует ставить вопрос: не где он жил исторически, а как он жил исторически на своей исконной земле? Здесь также актуально поставить на историческую карту следующий вопрос: как бы жил сейчас казахский народ, если бы на земли Казахского ханства пришла бы не Россия, а Китай или многочисленные мусульманские народы? Сделали бы они то, что сделала Россия для казахского народа? Кем были бы казахи для китайцев в XIX веке, если бы не Россия? А истинно любить себя и свою национальность означает вести себя культурно и достойно, быть источником и примером любви, тем самым создавая собой такой совокупный образ своей национальности, о котором общество могло бы думать: эта национальность способна любить, уважать, созидать. Независимость от блага В истории этической мысли красной нитью сквозь тысячелетия, начиная с Сократа, проходит идея блага. Эта идея заключает в себе следующий смысл: только мудрые представители своего народа, достигшие высокого морального и интеллектуального развития в себе, знают и предвидят в чем заключается благо для своего народа, в то время как основная его масса находится в узкой части своего развития и в силу невежества не осознает и не видит на три шага вперед, кроме одного.
Основная идея творчества Асан-Кайгы - - 7 - это идея единства племен казахского ханства Жаныбек также устанавли- вает основы мирных отношений с правителями Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с Моголистаном позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и обеспечить свою независимость. По ут- верждению Мухаммед Хайдера, "начиная с Иса-Буга-хана до времени Ра- шид- хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою. Под словом "монголы" автор подразумевал скорее политическое объединение, чем этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого государя - Жаныбека перед казахским народом заключается в том, что он сумел сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно было относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ назвал его "Аз- Жаныбек" т.к. "Жаныбек Благословенный". Политическая обстановка благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов Жаныбека и Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно переходили все новые и новые казахские роды и племена.
Первым русским городом на территории Западной Сибири, расположенным недалеко от границ Казахстана, был «Городок Обской большой» на правом берегу р. Оби при впадении в нее р. Иртыша. За короткое время своего существования (разрушен в 1594 г.) он служил исходным пунктом для дальнейшего продвижения русских военных отрядовв глубь Сибири и к границам Казахстана. Затем были построены Тюмень (1586), Тобольск (1587), Тару (1594), Томск (1604). Заинтересованность в установлении более доверительных отношений с русским государством проявляло и Казахское ханство, стремившееся укрепить свои международные позиции в условиях нараставшей внешней угрозы. Образование Джунгарского ханства внесло существенные перемены в Центральной Азии. Тауке-хан, выражавший интересы правящей феодальной группировки, будучи дальновидным политиком, постоянно стремился к упрочению границы своего государства. Благожелательное отношение Таукс к России было обусловлено его попыткой укрепить положение Казахстана, поддерживая связи с Россией. В 1687 г. в Тобольск было направлено казахское посольство во главе с батыром Ташимом с поручением пригласить в Казахстан русских купцов.
Процесс формирования нынешней этнотерритории Казахстана и сплочения, будущей казахской нации берет свое начало с периода улуса Джучи, его левого крыла - Ак-Орды. Улусу Ак-Орда принадлежала западно-восточная часть Жетысу, долина реки Иртыш и просторная степь до Улытау и Каратау. Земля, принадлежащая улусу Ак-Орда, расширялась. При внуке Орда-Ежена Кониша территория Ак-Орды достигла Дженда и Узгенда в среднем течении р. Сырдарьи . Позднее ставка Белой Орды была перенесена в эти местности. В начале Ак-Орда как местная династия оставалась на положении зависимой и платящей дань Золотой Орде, а в середине XIV в. при Урус-хане в результете длительной борьбы не только получила полную политическую независимость, но и сумела завладеть Золотой Ордой. Формирование основных атрибутов государственности относится к этим периодам. Поэтому есть все основания полагать, что левое крыло улуса Джучи - Ак-Орда - является началом собственно казахской государственности, а Казахское ханство есть качественно новый этап ее развития и прямой наследник Ак-Орды.
В начале второй половины XV в., прямые потомки Урус-хана, Керей и Жанибек, умело использовав недовольные политикой Абулхаира настроения, предприняли успешную попытку вернуть себе верховную власть в Степи. Смерть Абулхаира, распад его непрочного улуса способствовали постепенному восстановлению власти прежней династийной линии на прежней государственной территории. Можно сказать, что держава Урус-хана - Ак-Орда была восстановлена и начала новый этап своей истории. Но Истории было угодно назвать его (Уруса) потомков и их сподвижников казаками. Перенесенное затем на весь их Улус (народ, территорию и государство). И теперь это уже история Казахского ханства, которое, тем не менее, являлось прямым наследником и продолжателем прежних государственных традиций. Список литературы
![]() | 978 63 62 |