![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Кризис политической системы СССР в период 1986-1991 годов | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Гефтере) // Век ХХ и мир. 1996. № 1. С. 19. 7 7 Карякин Ю. Дневник русского читателя. Из записных книжек. Переделкино, 1996 // Октябрь. 1997. № 11. С. 141. 8 8 Афанасьев Ю.Н. Феномен советской историографии // Отечественная история. 1996. № 5. С. 148, 154. 9 9 История Коммунистической партии Советского Союза: В 6 т. Т. 4. Кн. 2. М., 1971. С. 517. 10 10 См. экскурс в историографию сталинизма в кн.: Павлова И.В. Сталинизм: становление механизма власти. Новосибирск, 1993. С. 7-36. 11 11 Коржихина Т.П. Политическая система в СССР в 20 - 30-е годы // Политические системы СССР и стран Восточной Европы. 20 - 60-е годы. М., 1991. С. 17. 12 12 Книга Т.П. Коржихиной 1986 г. в 1994 г. была переиздана в РГГУ в качестве учебного пособия. События в ней хронологически доведены до конца 1991 г. 13 13 Новая и новейшая история. 1992. № 2. С. 53. 14 14 Вопросы истории КПСС. 1990. № 12. С. 42. 15 15 Октябрь. 1991. № 5. 16 16 Иванович Ст. Российская Коммунистическая партия. Берлин, 1924. С. 3-4. 17 17 Известия. 1992. 3 июля. 18 18 Коржихина Т.П
П Л А Н 1. Введение. 2. История СССР 1917-1985 вкратце 3. Предпосылки перестройки (историческая параллель,методы и це- ли). 4. Первые реформы. 5. Реформа избирательной системы, Первый и Второй Съезды. 6. Введение президенства. 7. Первый президент СССР. 8. Ельцин как президент России. 9. Анализ либеральных и других движений. 10. Кризис политической системы: необходимость компромиса. Приложение Краткая хроника событий (1981-1991 г.г.) 1. Введение. Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает подним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит,что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начина-лась.Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокуп-ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов. За столь короткое время, которое было отведено нам для написанияэтого реферата, невозможно полностью осветить все процессы, происхо-дившие в стране за упомянутый период, поэтому я решил акцентироватьвнимание не на делах восьми- или девятилетней давности, (тем более,что объективных сведений маловато, а поднимать подшивки газет за де-вять лет - дело, требующее большого времени), а остановиться именно - 2 -на событиях и проблемах во времена правления президента СССР до ав-густа 1991 года. 2. История СССР с 1917 по 1985 годы вкратце.
Суть заключалась в том, что новый геополитический артефакт под названием СССР при своем зарождении не выполнил главного принципа социологического отбора. Сама суть самоидентификации «свой-чужой» была извращена, ибо элита государства рекрутировалась из так называемых негативных пассионариев. Воинствующие шудры заполонили высоты власти. Христианский антикастово-этнократический принцип, гласящий, что «нет ни эллина, ни иудея», в условиях большевистской пропаганды выродился в зловещую фразу «кто был ничем, тот станет всем». Принцип отбора достойнейшего был заменен принципом гегемонии талантливейшего из подлых. Знаменитая ленинская реплика, что каждая кухарка может управлять государством, из болезненного наваждения превратилась в явь. Классовая благонадежность вместо демонстрации родовитости превратилась в сущий эксгибиционизм никчемности. Родоплеменная пустота вылилась в неожиданное преимущество. Ничего не имеющие за душой стали оракулами. Крах системы был неизбежен. В 1991 году после августовского шоу под названием «путч» единственная политическая партия, сосредоточившая в своих руках всю полноту власти, была запрещена президентским указом
С 1987 года началась опытная эксплуатация ракетоносца Ту-160, по своим боевым характеристикам превосходящего американский В-1В. Предполагалось, что всего будет развернуто 100 таких самолетов. Однако, известные политические события, а именно - развал СССР, распад единого военно-промышленного комплекса, изменение политических внутренних и внешних ориентиров, разрушение промышленно-финансовой системы страны, существенно подорвали стратегический, прежде всего, военный потенциал нашей Родины, уничтожили возможность реализации идеи поддержания на должном уровне СЯС России, а, следовательно, и с таким трудом достигнутый паритет в вопросах СНВ между США и СССР.Глава II. ПЕРЕСТРОЙКА. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ. Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит, что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начиналась.Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокупность общественно- политических процессов в период 1984 -1991 годов.
Европе нужна Россия, чтобы в дальнейшем совместными усилиями принять вызов времени», примирительно произнес Рогозин. Начиная с 1992 года МВФ представил России кредиты на общую сумму в 21 миллиард долларов. За тот же период из нее вывезли нелегально около 180 миллиардов долларов! «Получите эти деньги назад и тогда такая западная помощь вам больше не понадобится», посоветовал Рогозину один из членов бундестага и дружески похлопал его по плечу. В ходе дискуссии выяснилось, что Россия и Запад по-разному воспринимают друг друга. После окончания холодной войны сложился новый миропорядок, в основу которого легли ценности либеральной демократии. Постсоветская Россия вначале стремилась присоединиться к нему. После краха августовского путча и распада СССР в декабре 1991 года Ельцин и его окружение поставили перед собой задачу добиться вхождения демократической России в западную систему безопасности и принятия ее в международные финансовые организации. Новая российская политическая и деловая элита была готова окончательно избавиться от тяжелого наследия коммунистического режима и принять западные правила игры в международных отношениях, надеясь, что Запад поможет реформировать прежнее общественно-экономическое устройство
Процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС. Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал- демократы (множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)( одобрение платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992 компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили. 8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после августа 1991 ( к концу года единое союзное гос-во прекратило свое существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул. Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение социально-экономических изменений. Поток новой информации ( кризис веры, догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых пятнах истории.
Реформы в годы перестройки Введение Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире перестройку справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году. Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией.
Налоговая политика, проводимая в России, формируемая в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удержание доходной базы бюджета относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для отраслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой системы. В период с 1991 года Россия заметно продвинулась вперед по пути приближения своих гражданско-правовых, бухгалтерских и налоговых стандартов к применяемым в странах с развитой рыночной экономикой. Вместе с тем, не трудно было заметить, что этот процесс происходит под влиянием ряда факторов, которые оказывают на него негативное воздействие. Нам бы хотелось перечислить главные из них: постоянное желание восполнять дефицит бюджетных средств за счет усиления налогового бремени. законодатели, вводя новые налоги преследуют только цель создания нового источника доходов и, похоже, игнорирует возможность любого влияния таких налогов на макроэкономику.
К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране ("путч" августа 1991 г.), роспуском КПСС и вступлением государства в новый исторический период. 1.Экономическое содержание "перестройки". В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция "ускорения социально-экономического развития страны". Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года." Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.
Министерство образования Российской Федерации Владимирский государственный университет Кафедра музеологии Перестройка в СССР 1985 -1991 годов Виноградова Е.Н. студентка группы КЗИ-108 Руководитель: Ментова Л.Ф. Владимир 2008 СодержаниеВведение 1. Основные причины и цели перестройки 1.1. Причины перестройки 1.2. «Мы ждём перемен » 1.3. Цели перестройки 2. Основные события в период перестройки 2.1. Хронология событий 2.1. Движения 3. Основные реформы, проведённые в ходе перестройки 3.1. Антиалкогольная реформа 3.2. Кадровые реформы в правительстве 3.3. Общественные и социальные реформы 3.4. Реформы во внешней политике 3.5. Реформы политической системы СССР 3.6.Экономическая реформа 4. Кризис власти и распад СССР 4.1. Два президента 4.2. Революционный поворот в истории 4.3. Распад СССР и образование СНГ 5. Итоги перестройки Выводы Библиография Введение Для своего реферата я выбрала тему «Перестройка в СССР 1985-1991 гг.» Эта тема близка мне тем, что я родилась в период перестройки, и её события коснулись также и моей семьи.
Наглядный пример тому - модернизация и законодательное усовершенствование Конституции СССР в период 1989 - 1991 года, а также прежней Конституции РФ в течение последних трех лет. Эти изменения были вызваны необходимостью приспособиться к реалиям экономической и политической жизни, которая сделала крутой поворот от застывшего партийно-государственного режима к демократическому, многообразному в политическом и экономическом отношении обществу. Другое свойство Конституции - ее отчетливое политическое содержание. Ведь именно в Конституции закрепляются форма государственного устройства, система государственных органов, определяются основы взаимоотношений между государством и гражданами, а также политическими и другими общественными объединениями. В ней содержится нормативное выражение внутренней и внешней политики. Иными словами, Конституция государства является правовой основой его политической системы, а ее нормы имеют ярко выраженный политический характер. Выделяя юридические, социальные и политические свойства Конституции, нельзя забывать и о ее целостной сущности. Конституционные положения направлены на воспитание гражданина, укрепление в обществе признанных общечеловеческих ценностей.
Его можно разделить на две части: 1) официальные материалы, 2) издания научного и публицистического характера. В первую входят акты Президента РФ, Правительства РФ, съездов народных депутатов и Верховного Совета РСФСР - РФ, палат Федерального Собрания РФ, Конституционного суда РФ, других государственных органов; к ним примыкают документы партий, движений и общественных организаций. Вторая группа источников весьма разнообразна: печатные выступления журналистов, ученых-обществоведов и политиков по актуальным проблемам российской государственности, а также литература мемуарного жанра. События августа 1991 года и особенно октября 1993 года сильно изменили политический строй в стране. К тому времени стало очевидным, что на практике Советы в политической системе СССР при главенстве однопартийной системы играли лишь второстепенную роль. В демократических условиях периода перестройки роль Советов могла быть иной, и такие позитивные изменения действительно происходили. Но до конца полноценным независимым органом государственной власти они так и не стали.
Кризис советской государственности и попытки его преодоления (1950-е - 1985 гг.) Воронин Алексей Викторович, доктор исторических наук, профессор, Мурманский государственный педагогический институт 1. Реформы советской политической и социально-экономической системы в 50 - 60-х гг. Первые послевоенные годы принесли мало изменений в функционирование политической системы СССР. Этот период можно охарактеризовать как расцвет сталинизма, подкрепленного победой в Великой Отечественной войне. Правда, если, с одной стороны, укрепилась личная власть И.В. Сталина, то с другой - усилилась и борьба "под ковром" за его политическое наследство между возможными преемниками. Одним из проявлений этой борьбы и стало так называемое " Ленинградское дело", знаменовавшее новый этап в избиении кадров. Продолжались репрессии и против других социальных слоев ("дело врачей" и др.). Резко возрос идеологический консерватизм, отчетливо проявившийся в кампании "борьбы с космополитизмом и преклонением перед иностранщиной", что противоречило даже основам былого интернационалистского мировоззрения большевиков.
Данная конституция открывала простор для расширения внутрифедеративных полномочий. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся и ряд положительных моментов: ст.9 закрепляла основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии. Эта конституция просуществовала до 1989 года. За период существования конституции произошли изменения, связанные с: Трансформацией высших представительных органов законодательной власти - съезд народных депутатов избирал двухпалатный Верховный Совет. Хотя этот съезд, формально законодательным органом не являлся, поскольку при каждом новом съезде должен меняться его состав. В данном же случае в Съезд избирались на 5-ть лет. И фактически это была разновидность законодательного собрания. С введением альтернативных выборов, открывается простор для действий партий. В 1991 году СССР распался, и РФ стала существовать отдельно.
Таким образом, если объемы выплат по внешним долгам в 1998 и 1999 гг. в номинальном выражении почти не отличались, то их доля в бюджетных доходах составила 31 и 45%. Кроме того, увеличение бюджетных доходов происходит на фоне исключительно благоприятной конъюнктуры, и ее ухудшение в дальнейшем может привести к снижению платежеспособности правительства. Таблица 5. Доходы федерального бюджета РФ (1998 – июль 2000 гг.) (Источник: Минфин РФ) До кризиса система фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему курсообразованию сделали, с одной стороны, объемы ежегодных выплат менее прогнозируемыми в рублевом выражении. После финансового кризиса внешний долг российского правительства был фактически разделен на две категории. В первую, которая подлежала обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период с 1991 года собственно Россией: это были обязательства перед МВФ и Всемирным Банком, еврооблигации и двусторонние кредиты российского правительства.
Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР. 4.Общественные и социальные реформы В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима. 5.Реформы во внешней политике В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско- американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив: . Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году. . Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира. 6.Реформы политической системы СССР Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г.
Советское государство (1921 - 1950-е гг.) Воронин Алексей Викторович, доктор исторических наук, профессор, Мурманский государственный педагогический институт 1. Преодоление политического кризиса в России. Новая экономическая политика Нэповский поворот - один из важнейших периодов в советской истории России. Во-первых, потому что с нэпом часто связывают идеи о возможности осуществления иного, нежели сталинский, варианта развития страны, о возможности иной модели социализма, а во-вторых, борьба в руководстве страны в связи с осуществлением нэпа позволяет понять сущность политической системы СССР, сложившейся в результате последующего завершения нэпа. Переход к нэпу был вызван кризисом военно-коммунистической системы, вынудившим советское руководство взяться за поиски выхода из него. Спектр идей был весьма широк: от соображений Н.И. Бухарина о дальнейшем совершенствовании военного коммунизма до высказанного еще в начале 1920 г. предложения Л.Д. Троцкого о введении продналога. Впрочем, Л.Д. Троцкий лишь повторял то, что говорилось большинством оппозиционных партий, более точно знавших настроения масс. (Если ранее умение прислушиваться к массам составляло одну из самых сильных сторон большевиков, то пребывание у власти во многом ослабило их взаимосвязи с населением, что и послужило одной из причин разрастания кризиса.) Ширящиеся волнения заставили В.И. Ленина в начале 1921 г. взяться за разработку нового экономического курса, который был впервые оглашен на Х съезде РКП(б).
Введение. На данном этапе развития экономических и политических пре- образований, происходящих в Российской Федерации и соседних го- сударствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица периода перестройки, сам ин- терес к этому периоду в российской истории несколько утих, мож- но попытаться рассмотреть это время в истории нашего государс- тва, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас. Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит, что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начиналась. Чтобы сразу освободиться от лишних вопросов, необходимо объяснить, что же я имею в виду под словом "перест- ройка" Можно давать ему множество определений, но я, на мой взгляд выбрал самое широкое: перестройка - совокупность госу- дарственно-правовых, политических и социальных явлений и про- цессов, связанных с реформами и разрушением государственно-пра- вовых и обественно-политических институтов СССР, происходивших в период 1985-1991 годов.
![]() | 978 63 62 |