![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Культурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Вышел в свет первый белорусский букварь «Лемантар» (1906). Значительный вклад в развитие культуры и педагогической мысли Б. в конце 19 — 1-й четверти 20 вв. внесли педагоги-этнографы Е. Р. Романов, А. К. Сержпутовский, языковед Е. Ф. Карский, поэт Янка Купала. В 1914/15 учебном году в Б. имелись 7682 общеобразовательные школы всех видов, в том числе 7492 начальные школы, 119 неполных средних, 71 средняя школа. Во всех типах школ обучалось 488,6 тыс. учащихся (1 /5 всех детей школьного возраста). Из средних специальных учебных заведений в 1915 работало несколько учительских семинарий, технических школ и 3 учительских института. В 1913 в Б. была 851 массовая библиотека (с книжным фондом 423 тыс. экземпляров). Около 80% населения Б. оставалось неграмотным. Победа Октябрьской революции открыла перед белорусским народом широчайшие возможности культурного развития. Основной задачей культурной революции в первые годы Советской власти была ликвидация массовой неграмотности населения. В апреле 1919 открылись первые вечерние школы для взрослых, а с конца 1920 была организована сеть школ для малограмотных
Даосизм в Китае, как и буддизм, занимал скромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей, однако в периоды кризисов, когда централизованная власть приходила в упадок, даосизм выходил на передний план, проявляясь в народных восстаниях, которые двигали утопические идеи даосизма. Даосизм - это интереснейшее направление, которому не суждено было стать мировой религией по ряду причин. Конфуцианство оказалось наиболее “долговечным” прежде всего по причине своей приспособленности к социальному строю, сложившихся традиций и ритуалов. Даосизм же, нацеленный в большей мере на созерцание и, не разработав догматики в той мере, в которой мог бы стать мировой религией, остался существовать в пределах достаточно крупной религии, породившей великих мудрецов мира. В период «культурной революции» 1960-х годов религия в Китае испытала настоящие гонения. Разрушались культовые сооружения, было запрещено отправление религиозных обрядов, служители культа и верующие подвергались моральным и физическим оскорблениям.
Запрет был частью официальной политики, направленной на объявление неортодоксальных исламских сект вне закона. «Бакаан» был объявлен «отклоняющимся от нормы», потому что он предлагал интерпретацию, которая отличалась от официального, одобренного правительством, варианта и не содержал оригинального арабского текста. Государственная цензура Корана осуществлялась и в социалистических странах. В 1926 году в Советском Союзе в указаниях, направленных правительственными органами в библиотеки, говорилось, что религиозно-догматическая литература (Библия, Коран, Талмуд) будет доступна только в крупнейших библиотеках для пользования студентов-историков, из остальных же библиотек она должна быть изъята. Эти запреты были сняты, после того, как во время Второй мировой войны между мусульманами и государством был установлен modus vivendi. В Китае во время культурной революции 19601970-х годов изучение и чтение в мечетях Корана было запрещено. Коран печатался в Китае с XIX века, и переводился на китайский язык с 1920-х годов. В 1952 году коммунистическое правительство опубликовало официальный китайский перевод
Именно поэтому Мао Цзэдун избрал Линь Бяо в качестве орудия для осуществления своих планов по разгрому партийного руководства и партийного аппарата, которые пытались поправить дела и тем самым отходили от его левацких установок. Осенью 1962 года Мао начал новое наступление на оппозиционные ему силы в рядах КПК. На сей раз лозунгом стало преодоление "ревизионизма". Вновь в качестве средства борьбы были развернуты массовые кампании. Удар на этот раз пришелся по партийным кадрам. Свертывалась внутрипартийная демократия, нарушался Устав КПК. Как отмечалось позднее, самовластный стиль работы Мао "постепенно нарушил демократический централизм в партии, культ его личности все возрастал". То был пролог "культурной революции". В 1965 году резко возросли тиражи изданий работ Мао Цзэдуна по всей стране, причем в некоторых провинциях в 20-40 раз по сравнению с 1963 годом. В одном только 1966 году было издано 3 миллиарда "цитатников" Мао Цзэдуна на многих языках мира. Со второй половины 1962 года, как только наметились первые признаки стабилизации экономического положения в стране и ослабла висевшая над Китаем угроза голода, Мао Цзэдун и его сторонники приступили к осуществлению целой серии антидемократических кампаний, направленных на раздувание культа "вождя" и военизацию жизни страны, которые с начала 1964 года приняли особенно широкие масштабы и проходили под общим лозунгом учиться у Народно-освободительной армии Китая.
Если труд сделал из обезьяны человека, то отсутствие осознанного труда сделало из потребителя обезьяну, которая выучила несколько модных словечек и умеет нажимать несколько кнопок в банкомате и в видеоприставке. Скатерть-самобранка это подарок дьявола. Языческая революция Итак, окончательное уничтожение христианского мира было необходимо, и оно произошло в середине 1960-х годов. Мы хорошо знаем о культурной революции 1960-х годов в Китае. Но на Западе происходила ещё более разрушительная культурная революция. Только она осуществлялась не физическим насилием, а насилием сознания через телевидение. В истории этот процесс известен как возникновение масс-культуры и сексуальная революция. Если в Китае революция проводилась под руководством великого кормчего Мао, то в Орде её возглавляли наши старые знакомые жрецы религии денег, эти хунвейбины телеэкрана. Культурная революция по-западному означала максимальный секс, разврат, наркотики, пропаганду психических расстройств, шизофрении, образов насилия и полное откидывание всяких моральных и нравственных ограничений. * * * Как мы обсудили, проникновение товарно-денежных отношений во все стороны жизни не могло не закончиться их выходом наружу, откидыванием ставшей абсолютно ненужной оболочки христианской морали
Другая проблема – реабилитация несправедливо скомпрометированных людей. «Где в дело впутано и не реабилитировано такое количество людей, можно ли мобилизовать массы на активные действия?» – ставит он вопрос. В это время страну захлестывает вакханалия демонстраций, собраний и митингов, призывающих покончить с «автором буржуазной теории о белых и черных кошках». По своему накалу и буйству кампания напоминает «культурную революцию», тем паче, что, согласно тогдашнему Уставу КПК, ее следовало проводить каждые шесть – восемь лет. Опальный лидер бежит и скрывается от гнева сторонников казарменного коммунизма где-то в южных районах Китая. В октябре 1976 года, после смерти Мао Цзэдуна, с политической арены Китая устраняется «четверка» деятелей, известных совей приверженностью ультралевому курсу. (В Китае «бандой четверых» называют Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, которые составляли ближайшее окружение Мао Цзэдуна в годы «культурной революции». Осенью 1976 года, после смерти Мао, они были арестованы, позднее преданы суду и получили суровые приговоры.) А через год при поддержке старой партийной гвардии к активной политической жизни вновь возвращается Дэн Сяопин.
СодержаниеВведение 2 1. Реформирование в области образования и науки 3 2. Особенности развития литературы 6 3. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг. 10 Задания 13 Список используемой литературы 20 Введение В 20-40-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на "народ" и "верхи", то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной "культурной революцией". Однако культурные преобразования, во-первых, оказались хотя и широкими, но весьма бедными.
Таким образом, 1920-е гг. - переходный период в истории русской литературы. Формула партийной политики в области культуры: культурный (в том числе эстетический, художественный, стилевой) плюрализм при политической диктатуре Коммунистической партии и советской власти. 1.3. Политика Сталина в области литературы в 1928-1932 годах Проблема “власть и искусство” в каждую эпоху ставится и решается по-своему. Особенно актуальной она становится в эпохи крутых социальных преобразований. Власть может способствовать развитию искусства, а может мешать этому процессу, искажать его. Здесь уместно вспомнить слова М. Булгакова о том, что “писатель всегда должен быть в оппозиции к власти, пока власть будет в оппозиции к культуре, к общечеловеческим ценностям”20. Период конца 20-х – начала – 30-х годов можно обозначить как период, когда культурная революция означает воинствующее преодоление остатков “буржуазной” (старой, традиционной) культуры с активной заменой ее материалистической революционной идеологией со строго выраженным коммунистическим содержанием.
Мощьное восстание и партизанское движение против правительства А.В. Колчака помогло Красной Армии установить советскую власть в Сибири. В феврале 1920 г. по приговору Иркутского ревкома адмирал А.В. Колчак был расстрелян. В мае 1919 г. Красная Армия одержала решающие победы на востоке. Социально-политическое развитие 20-30-х гг. Развитие СССР в конце 20-30-х гг. Индустриализация, коллективизация, культурная революция, сущность и методы. Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепления обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой явилось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). В его документах обосновывалась потребность в максимальном развитии производства, средств производства (группа «А») для обеспечения экономической независимости страны.
Одновременно были осуществлены важные реформы, изменившие всю постановку и содержание учебного процесса, определившие основные типы советской школы и ступени образования и приведшие в конечном итоге к созданию советской системы народного образования.Расширение школьной сети, значительное увеличение числа преподавателей позволили в начале 30-х гг. осуществить в республике всеобщее обязательное начальное обучение, а вскоре начать переход к обязательному семилетнему обучению. Это явилось крупнейшим достижением культурной революции в республике. В 1940—1941 учебном году в Армении имелось 1155 школ, большая часть которых были семилетними и средними школами, с более чем 326 тысячами учащихся. В школах работали более 11200 преподавателей, или в 10 раз больше, чем имелось учителей в Армении до Советской власти.Руководствуясь принципами ленинской национальной политики Коммунистической партии, Советское правительство в 1920—1930 гг. обращало большое внимание повышению культурного уровня проживавших в Армении национальных меньшинств—азербайджанцев, курдов, ассирийцев, греков.
За годы первой пятилетки было осуществлено также в основном всеобщее обязательное начальное обучение. В 1939 году по данным Всесоюзной переписи населения количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялось до 90%. Заметным был рост учащихся в общеобразовательной школе. Увеличился также выпуск специалистов из вузов. К концу 30-х годов в СССР было около 1 800 научно-исследовательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тысяч, что превзошло уровень 1913 года почти в десять раз. Таковы наиболее общие результаты культурной революции в Советской России. 4. Русская культура в эмиграции Истоки русской эмиграции. Гипертрофирование задач борьбы за светлое будущее, за нового человека вело к уничтожению ценнейших явлений культуры, к репрессиям против представителей старой интеллигенции. Результатом такой политики была массовая эмиграция представителей русской культуры. История русской эмиграции как массового явления началась еще с 1920 года, когда в результате революции и гражданской войны около 2 миллионов человек оказались выброшенными за пределы родины.
В 1920-е планировалась и начала осуществляться грандиозная реконструкция улицы:"На углу Милютинского переулка стояла церковь Евпла. Металлические и строительные тресты подняли в 1925г. вопрос о постройке на этом месте небоскреба для своих контор.Известный архитектор Щусев писал: "Созидательный дух революции и красоту от уродства отделит,и красоту защитит".Он считал,что Мясницкую улицу, эту уродливейшую магистраль Москвы такие памятники старины, как церковь Евпла,Ему возражал в печати руководитель строительства в Москве:"Мясницкой не нужны ни церкви.ни больницы.Мясницкой нужны многоэтажные дома из железа и зеркальных стекол:побольше стекла,поменьше камня.Мясницкой нужны витрины,заставленные машинами и залитые светом" (Родин.С.44-45) Еще генпланом 1935 года было решено:пробить для разгрузки улицы Кирова Новокировский проспект,улице же оставить функции магистрали местного значения.Но план этот был реализован лишь в наше время,так как уже к концу трицатых годов по "геополитическим" соображениям интерес к северным и восточным направлениям сменяется интересом к направлениям западному и южному.Из железнодорожных вокзалов доминирующими становятся Киевский и Белорусский (последний станет культурным символом 1940-х годов),так что статус парадной витрины возвращается к Тверской (улице Горького), а в 1960-е он приходит к проспекту Калинина.
И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией». 1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг. Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п. В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях.
Одно из главных событий двадцатого века — революция — застала Замятина на судостроительных верфях в Англии. Узнав о перевороте, он поспешил домой и принял активное участие в начавшемся культурном строительстве. Работал с Горьким в издательстве «Всемирная литература». Главное произведение Замятина — роман «Мы» — писатель закончил в 1920 году. Оно представляет собой записную книжку (рукопись) человека будущего, где все являются номерами, потому что в том далеком и счастливом мире постарались окончательно стереть все ненужные, отягчающие человеческую душу границы, а имя, как известно, первое, что отличает одного индивида от другого. Сразу же последовало и продолжалось долгое время бурное обсуждение книги и в обществе, и в критике. Как можно было предположить, цензура 20-х годов отличалась острым Под ред. Л.П. Кременцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с. 5.
В результате, те политических преобразований и сочетания центрального директивного руководства с местной предпринимательской инициативой возникла экономика гибридного типа, которую китайцы именуют социалистической товарной системой, испытывающей воздействие рыночных механизмов. В этот период в основном были устранены разрушительные для национальной экономики последствия периода культурной революции. Однако экономические реформы и ориентация экономики на рыночные методы ведения хозяйства принесли с собой рост инфляции, возрастание коррупции, повысили уровень безработицы и увеличили неравенство в доходах. По некоторым оценкам, в настоящее время в сельской местности до 100 млн. крестьян не имеют работы, а к 2000 г. эта цифра может возрасти до 300 млн. человек, которые наводнят города в поисках работы. Экономические реформы 80- х годов произошли без сопутствующего политического реформирования, однако начали раздаваться призывы к большему развитию демократии. К несчастью. как для народа Китая, так и для его экономики события на Тяньанмыньсхой площади в июне 1989 г. отбросили страну назад в экономическом и социальном отношении.
Герье был провозглашён «бессмертным председателем Общества». Одной из основных своих целей общество положило создание критико-библиографического журнала «Исторические известия», в котором Богословский опубликовал ряд своих статей. После Великой Октябрьской социалистической революции до 17 апреля 1925 года Богословский продолжал преподавательскую деятельность в Московском университете, где был профессором. В декабре 1920 года он становится членом-корреспондентом, а в апреле 1921 года действительным членом академии наук. Он выступал с научными докладами и сообщениями, представлял нашу историческую науку за рубежом. Он стал членом первого Исторического конгресса, состоявшегося в 1927 году в Париже; опоздав на него из-за отсутствия визы, Богословский провёл большую работу по приёму Онегинского музея в Париже, завещанного А.Ф.Онегиным Академии наук. По приглашению Общества по изучению Восточной Европы группа советских историков, включая Богословского, в 1928 году посетила Германию. Когда в 1921 году по решению наркомпроса был организован Научно-исследовательский исторический институт при факультете общественных наук Московского государственного университета, то Богословский стал его сотрудником и председателем одной из пяти его секций, а именно секции русской истории.
Постановлением Совнаркома, опубликованным 25 декабря 1920 года были созданы Московские государственные высший художественно-технические мастерские /ВХУТЕМАС/. Это должно было быть специальное высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку "художников-мастеров высшей квалификации для промышленности". Образовался ВХУТЕМАС первоначально в результате слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в институт /ВХУТЕИН/, который просуществовал до 1930гогд При этих институтах работали научно- исследовательские лаборатории, которые ставили своей целью создание действительного научного обоснованного преподавания и исследования природных художественных дисциплин. Многие архитекторы считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на её развалинах построить совершенно новую, коллективистскую культуру коммуны. Одними из наиболее интересных представлений этого нового течения в искусстве были В.Таткин, А.Родченко, Л.Попова. В конце тридцатых годов дизайн стал проникать и в область культурно-бытовых изделий: художники участвовали в проектировании первого советского дискового телефона, радиоприёмника, осветительной аппаратуры, мебели.
Сегодняшнее сверхценное отношение к прошлому выражается в повышенном интересе к отечественной истории и культуре, в массовых движениях историко-культурной и патриотической направленности, которые стремятся преодолеть кризис национально-культурной идентичности путем врастания в прошлое, обретения там своих духовных корней. Вместе с тем существуют определенные сложности реализации принципа сохранения (и в рамках проектирования, и в сфере культурной политики в целом). Парадокс заключается в том, что культура России всегда тяготела к сохранению, а государственная политика очень часто была ориентирована на изменение. Это особенно ярко проявилось в первые годы Советской власти, когда насильственное изменение было центральной идеей культурной политики. Даже в формулировках задач культурной революции преобладала разрушительная лексика (например, строительство новой культуры мыслилось как это уничтожение старой, т.е. культуры крестьянства, дворянства, духовенства. Задача повышения уровня грамотности населения формулировалась также негативно — как “ликбез”, т.е. “ликвидация” неграмотности). Сегодня мы понимаем, что искусственное и во многом насильственное стимулирование процессов изменения в ущерб естественно-историческим темпам и объективным закономерностям саморазвития культуры в реальности оказалось ее разрушением.
![]() | 978 63 62 |