![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Культурно-историческое значение принятия православия на Руси | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Владимиро Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории.- Л., 1987, с. 3, 46. (Выделено мною.- В. К.). 7) См.: Рапов О. М. Русская церковь в IX - первой трети XII века. Принятие христианства.- М., 1988, с. 326-327. 8) См.: Воронин Н. Н. Зодчество Северо-восточной Руси XII-XV веков. М., 1961, т. 1. 9) См.: Древнерусские княжества X-XIII вв.- М., 1975, с. 266. 10) Так называлось государство, объединявшее (до монгольского нашествия) абхазов и часть грузин. 11) См.: Насонов А. Н. "Русская земля" и образование территории древнерусского государства.- М., 1951, с. 181-183. 12) Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы.- М., 1978, с. 29. 13) Воронин Н. Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1983, с. 31. 14) Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.- Л., 1947, с. 277-278. 15) Полное собрание русских летописей, т. 37.- М., 1982, с. 68. 16) Ключевский В. О. Сочинения. Т. I.- М., 1956, с. 289-291. 17) Попов А. И. Кыпчаки и Русь.- Ученые записки Ленинградского гос. университета
Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. Некоторые центральные монастыри, вроде Киевско-Печерского (основанного в середине XI в.), стали своего рода духовными академиями, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки; здесь велись летописи, сочинялись проповеди. 4. Культурно – историческое значение принятия православия на Руси. Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв.Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие.
Западно-русские летописи. СПБ., 1907. Т. 17. 24. Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1940. Т. 1. Пресняков А. Е. Лекции по русской истории. Западная Русь и Литовско-Русское государство. М., 1939. Т. 2. Вып. 1., 25. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Киев, 1893 — 1908. Т. 1 — 2. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М. — Л.: Наука, 1947, 26. Писарева Е. Миссия Блаватской: теософия и теософское общество // Журнал «Аум». 1989. № 3. 27. Кандыба В. М. История русского народа до XII в, н.э. М., 1995. 28. Демин В. Н. Тайны русского народа. М., 1997. 29. Петухов Ю. Д. Колыбель Зевса: История русов от «античности» до наших дней. М., 1998. 30. Фоменко А. Т., Носовский Г. В.Новая хронология Руси. М., 1997. 31. Морозов Н. А. Повести моей жизни. М., 1965. Т. 1—2. 32. Морозов Н. А. Христос. М., 1999. Т. 1—7. 33. Бушков А. А. Россия, которой не было. М.: Олма-Пресс, 1997. 34. Древняя Русь: Город, замок, село. М.: Изд-во АН СССР, 1985. Глава 4. СТРАНА РОССИЯ 35. Герберштейн С. Записки о Московии. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 59. 36. Манкиев А. А
Книги священного писания и толкования к ним святых Отцов Церкви Православной и стали основой христианского мировоззрения, просвещения умственного и нравственного воспитания народа.Заключение. Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно – историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному феодальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому – Россия. И от того, в какую сторону мы повернемся, в сторону православных заповедей, или в сторону лицемерных канонов католического Запада, во многом зависит, возродится ли Русь самобытным государством, ведущим за собой весь мир к свободе, равенству и братству или повторит путь Византии, пропавшей в закоулках мировой истории.Использованная литература: 1. Н.М.Карамзин. История государства Российского. 1994. 2. С.М.Соловьев. История России с древнейших времен. 1962. 3. А.Нечволодов. Сказания о Русской земле. 1991 (1913). 4. Б.А.Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества. 1993. 5. Н.М.Никольский. История русской церкви. 1983. 6. Русская Православная Церковь 988-1988.
Древнерусские жития святых как исторический источник L., 1988. 17.PЛихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947. 18.PТихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской правды. L., 1953. 19.PФедотов Н. М. Святые древней Руси. М., 1990. 20.PПослания Ивана Грозного // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986 21.PПереписка Ивана Грозного с Андреем Курбским М., 1981 (2-е изд. 1993). Или по кн.: Памятники литературы Древней Руси Вторая половина XVI века М., 1986. С. 1684. 22.PАндрей Курбский. История о великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 218400. 23.PПослания Ивана Грозного // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. 24.P«Соборное уложение» опубликовано в кн.: Российское законодательство ХХХ веков. L., 1985. T. 3. (Акты земских соборов) 25.PКаптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 19091912. В 2-х томах. Его же. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887.
Некий Михаил, например, пишет господину своему Тимофею: "Земля готова, надобе семяна". Муж просит жену: "Пришли сорочки, сорочки забыл". Открытие берестяных грамот имело огромное культурно-историческое значение. Оно явилось неоспоримым доказательством широкого распространения грамотности в Древней Руси, причём не только у бояр, купцов и духовенства, но и среди простых новгородских горожан. В записях на бересте оказалась запечатлена и любовь наших предков к чтению, к книге. Так, в одной из грамот XIV в. некий Яков, обращаясь к куму и другу с просьбой о покупке овса, заканчивает её словами: "Да пришли мне чтения доброго". Горбачевич К.С. Список литературы
Сведения для формирования и ведения КТКПР предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно- болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения. Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды. Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки.
Сведения для формирования и ведения КТКПР предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных. По ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты, по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно- исторического значения. Учет природных ресурсов ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида природных ресурсов. По мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной окружающей среды. Информация КТКПР должна быть представлена в виде географических карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях и унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки.
Большинство жителей Киевской Руси было крещено на протяжении княжения Владимира, но немало еще оставалось и язычников. Часть новообращенных возвращалась к языческим обрядам сразу после ухода княжеской рати из их местности. Особенно долго удерживалось язычество в дебрях Северо-востока. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в., а окончательно утвердилась там новая вера к концу столетия. Стремясь облегчить славянам, принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник масленицы. Праздник Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Белеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство. Сохранилась и вера в леших, домовых, русалок. Однако пережитки языческих представлений не делали верующего христианина язычником. 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА Что же получила Русь, приняв христианскую веру? Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем — от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны.
Древнерусское государство и его исторические значения. Принятие христианства на Руси и его историческое значение. Борьба русского народа за свою национальную независимость (Х111- Х1Vвв) Причины распада Древнерусского государства и его последствия. Объеденение русских земель вокруг Москвы и его значение Объединение единого Российского централизованного государства (Х1V – XV1вв) Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные послндствия Крепосное право в России этапы закрепления, последствия Смутное время Причины, сущность, последствия На защите независимости россии (Минин и Пожарский) Реформы Петра 1 и их значения для России Просвещенный абсолютизм в России во второй половине XV111 века Отечественная война 1812 года и ее место в отечественной и мировой истории Движение декабристов причины, сущность, результаты, историческое значение Славянофилы и западники о путях развития России Реформы 60-70гг Х1Х века и их историческое значение Народничество и его место в истории России Г.В. Плиханов его Группа.
Другую позицию выразил Георгий Флоровский. Он считает, что “имя Христа соединяет Россию и Европу, как бы не было оно искажено и даже поругано на Западе. Есть глубокая религиозная грань между Россией и Западом. Россия, как живая преемница Византии, останется православным Востоком для неправославного, но христианского Запада, внутри единого “культурно-исторического цикла” . Геополитическое положение Руси - государства, возникшего на стыке континентов и пересечения множества культур, предопределило множество черт того, что впоследствии будет названо “загадочной русской душой”. Бескрайние просторы страны, не имевшей ни естественных, ни юридических границ, полная зависимость от природы и сурового климата в сочетании с постоянной угрозой различного рода кочевников сформировали задолго до принятия веры Христовой стихийно-религиозный, природно-созерцательный характер сознания русского человека. Его стихийный космизм, покоящийся на культах Матери Земли и Отца Солнца в сочетании с сонмом чисто природных божеств Великой Русской равнины стал причиной того, что в “иерархической” системе христианства древние славяне выбрали не Создателя “в чистом виде”, а идею Богоматери с младенцем.
По своей сути это событие представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических, политико-правовых процессов. Предпосылки принятия Русью христианства Каковы же предпосылки исторического религиозного выбора Древней Руси? К числу важнейших можно отнести следующие: особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций; исторически сложившаяся юго-восточная направленность торгово-экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. Таким образом, проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро, так как: речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен (в том числе и в форме единого государства); речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности в координатах: "Запад-Восток" и "Север-Юг", постепенно приобретавших не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл; вместе с направленностью национальных интересов (включая выбор наиболее естественных союзников и определение главных угроз своему национально-государственному существованию) выявлялось направление собственного территориально-государственного и национально-культурного развития.
В работе освещены культурно-исторические последствия принятия христианства Киевской Русью, роль христианства в процессе становления древнерусской культуры, взаимодействие культуры и религии, вклад деятелей Русской Православной Церкви в развитие русской культуры, религия и творчество русских писателей и мыслителей XIX века. Христианство и русская культура Выбор веры — один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота византийского церковного обряда красота службы, храма, пения. Вот как описано впечатление от посещения византийского храма посланных Владимиром в Царьград десяти «славных и умных» мужей в первой русской летописи — «Повести Временных лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и. не знаем, как рассказать об этом.
Церковь, слитая с государством, авторитетом Евангелия однозначно оправдывала социальное неравенство, порядки феодального общества. Так и в наши дни религиозное миропонимание ставит осуществление высших идеалов и надежд человечества в зависимость от воли сверхъестественных сил, Провидения, а высшие истины ставит вне сферы человеческого разума. И вместе с тем и, несмотря на это, христиане - реальная и большая сила современного мира, своим, евангельским путем идущая по пути социального прогресса, выступающая ныне против войн, против расовых и национальных предрассудков. В последние годы появились монографические исследования, многочисленные статьи, тематические сборники, посвященные разработке различных аспектов истории крещения Руси, оценке значения принятия православия, роли русской церкви. Эти работы, как и следовало, ожидать, далеко не равноценны, конкретные оценки христианизации Руси в них неоднозначны, а иногда и противоречивы. Наряду с глубокими научными исследованиями появились и такие, в которых сказывается традиционный схематизм в понимании прошлого и вульгаризаторский подход к нему, упрощенно толкующий роль религии и церкви в обществе.
Она готовилась и должна была быть запущена сразу после созыва Учредительного собрания. Однако большевистский лозунг "грабь награбленное" оказался сильнее всех реформ. Первой жертвой лозунга стали дворянские усадьбы. Бессмысленный и варвар ский грабеж дворянской собственности, основная ценность которой состояла не в земле, которую дворяне были уже готовы отдать и так, не в хозяйственном инвентаре, и даже не в зданиях, а в том накопленном многими поколениями богатстве, которое имело главным образом культурно-историческое значение: библиотеки, архивы, предметы искусства, старинная мебель. И именно это богатство было в первую очередь пущено на ветер. Знаменитый ленинский декрет о земле, согласно которому помещичьи имения со всеми их принадлежностями (не исключая архивов и библиотек) поступали в распоряжение волостных земельных комитетов, фактически узаконил начавшееся еще при очевидно бессильном Временном правительстве варварское разрушение усадеб. Вот пример. Уже 5 марта 1917 года в Корчевском уезде сгорело имение Афатово.
Такой подход позволяет нам выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая традиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека, целью которого является обожение человека. Культурно-историческая традиция в Православии связана со способом выражения Богооткровенной Истины. В качестве конфессиональной традиции Православие осознается как Церковное Предание (или традиция Церковная). Церковное Предание рассматривается как способ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церкви способность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого в будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается. Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православной традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на "внутреннего человека", открывает в себе реальность внутреннего мира.
Кроме того, на плоской поверхности хачкара было удобно высекать хорошо читаемые даже со значительного расстояния текстовые надписи. Глава 2. Художественные особенности хачкаров в средневековый период (XII–XIII вв.). Глава посвящена анализу периода наивысшего художественного и композиционного развития хачкаров, их классификации и изменениям основных мотивов орнаментации, а также анализу идеологического содержания высеченных на них скульптурных изображений. В главе даны подробное описание и художественная характеристика наиболее известных хачкаров XIII века. 2.1. Функциональное назначение хачкаров и их создатели. Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения. На основе конкретных данных было выявлено более сорока различных назначений, которые имели хачкары, хотя этим не исчерпываются их целевые функции. В XI–XIII вв. и позднее, в XIV–XVII вв. часть хачкаров приобретает значение надгробного, памятника (но никак не надгробной плиты).
Именно в обыденном сознании в различных формах советской неофициальной повседневной культуры мы видим истоки крушения тоталитарной системы с ее ведущими нормами и культурными ценностями, традициями и образцами, зарождение новой неофициальной "философии повседневности". Культурно-историческое значение "оттепели" и порожденного ею шестидесятничества состоит в том, что они сделали этот процесс демонстративным и необратимым, а советского человека вернули из политико-идеологичиских сфер спекулятивной культуры на "землю" естественных интересов и потребностей, обратив его внутренний взор на антропологическую сущность человека как такового - вне идеологии, политики, социального страха и безликого подчинения централизованной власти. В Советском Союзе начался подспудный процесс культурного преодоления тоталитаризма. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Сталин И.В. За здоровье скромных людей! / Сост. Косолапов Р. Слово товарищу Сталину. М.,1995. 2. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М., 1993. 3. Симонов К. Глазами человека моего поколения: Размышления о И.В. Сталине. М., 1989. 4. Наше отечество. Опыт политической истории. М„ 1991. Т. 2. Гл. 10. 5. Баткин Л.М. Сон разума (О социально-культурных масштабах личности Сталина) // Баткин Л.
![]() | 978 63 62 |