![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее социальная база и особенности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия). При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом
Вакханалия боярского беспредела и усобиц продолжалась до 1547 года. Исходя из всего вышеизложенного, мы видим следующие предпосылки образования сословно-представительной монархии в России: 1. Увеличение территории страны, возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти. 2. Для ликвидации или по крайней мере ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти. 3. Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков. 4. Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского. 5. В связи с предпосылками образования единого рынка для страны становилось жизненно необходимо преодаление пережитков феодальной раздробленности. 6. Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не обеспечивала необходимого уровня государственного управления. 7. Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны. 8. Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской власти.
Со второй половины XVIIPв. политический строй страны эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию приходилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между антагонистическими классами феодального общества все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства. Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной
Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии. Реформы середины XVI века. Земский собор (1549 г.) Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ. Реформа центральных органов государственного управления В результате этой реформы была создам новая система центральных органов управления - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль; И. Висковатый - Посольский приказ, регулировавший отношения с зарубежными странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный - распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию дворянского ополчения; Разбойный - за охрану правопорядка.
В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы. Предпосылки сословного представительства в России. 1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась: 1) появились мануфактуры; 2) расширялись торговые отношения с Западом. Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата, а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований. Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения. 2. Политические предпосылки: 1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.)
Министерство образования Российской Федерации Московский государственный университет печати Факультет книжного дела и рекламы Специальность 350700 - Реклама Форма обучения заочная Кафедра Истории и культурологии Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история» Тема работы: «Эволюция российской государственности: от сословно-представительной монархии к абсолютизму (XVI — нач. XVIII вв.)» Москва 2002 Содержание 1. Введение – 3 стр. 2. Реформы 50-х гг. XVI в. и установление в России сословно- представительной монархии – 4 стр. 3. Политические особенности Земских Соборов XVI —.XVII вв – 19 стр. 4. Особенности утверждения абсолютизма в России – 21 стр. 5. Заключение – 35 стр. 6. Список используемой литературы – 36. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ОТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ К АБСОЛЮТИЗМУ (XVI — НАЧ. XVIII вв.) 1. Введение Развитие России неотделимо связано с возрастающей властью князей, царей, императоров российских. В основном все реформы в России направлены были на поддержание и усиление вертикали центральной власти. В XVI — нач. XVIII вв. совершилась эволюция российской государственности от сословно- представительной монархии к абсолютизму.
Юридическая природа отношений между великим и удельными князьями: иммунитетные грамоты и договоры. Принцип безусловного подчинения великокняжеской власти. Боярская дума. Переход от дворцово- вотчинной к приказной системе управления. Административно-территориальное устройство и местные органы. Военная организация. Государство и Церковь. Развитие права. Великокняжеское законодательство. Двинская и Белозерская уставные грамоты. Судебник 1497 г.: право собственности на землю, обязательственное право, преступления и наказания, розыскной процесс. Государство и право России в период сословно-представительной монархии. Основные тенденции социально-экономического и политического развития России в XVI-XVII вв. Изменения в общественном строе. Боярско-княжеская аристократия и ее политическая позиция. Служилое сословие - дворяне. Зависимое население. Окончательное закрепощение крестьян: законодательная отмена Юрьева дня и урочных лет. Ограничение института холопства. Посадские люди. Переход к сословно-представительной монархии, ее государственный строй. Укрепление царской власти. Реформы Ивана Грозного. Опричнина как форма государственного террора.
Или же, тот период государства, который находился между сословно-представительной монархией (классический признак – Боярская дума) и парламентской монархией (признак – созыв парламента). Признаком же Абсолютной монархии, является отсутствие каких бы то ограничений во власти монарха (которыми, пусть даже формально выступали боярская дума или парламент). В нем сосредоточены все высшие государственные полномочия. Наиболее приемлемое определение абсолютизма: «В политико-правовом отношении абсолютизм характеризуется юридическим сосредоточением полноты власти (законодательной, исполнительной, военной, судебной и т.д.) в институте неограниченной наследственной монархии» Однако, в нашей курсовой работе, мы проведем анализ эволюции государственного правления России в период от становления единого государства по установление абсолютизма в его чистой форме. Т.е. с правления Ивана III по правление Петра I. Почему так? Ведь абсолютизм как таковой начинается с правления Петра I. Верно, но нас интересуют особенности и становление абсолютизма. Проводить сравнение с абсолютизмом в иных государствах не очень корректно, т.к. курсовая работа пишется в рамках дисциплины «История государства и права России», и потому особенности абсолютизма логичней провести в сравнении с сословно-представительной монархией России, тем более, что это позволит и рассмотреть процесс становления абсолютизма в России, из сословно-представительной монархии.
Как кодекс права Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции дальнейшего процесса в развитии феодального общества. В сфере экономики оно закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей — поместий и вотчин. В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов — сословий, что привело определенной стабильности феодального общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую безусловно влияло установление государственной системы крепостного права. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн. В сфере политической кодекс 1649 г. отразил, начальный этап перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В сфере суда и права с Уложением связан определенный этап централизации судебно-административного аппарата, детальная разработка и закрепление системы суда, унификация и всеобщность права на основе принципа права-привилегии. Уложение 1649 г. — качественно новый в истории феодального права России кодекс, значительно продвинувший разработку системы феодального законодательства.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Пермский государственный университет Кафедра общей отечественной истории Реферат Земские соборы средневековой Руси Работа студента I курса экономического факультета группы МН-1 Пономарёва П.Л. Научный руководитель Лекомцев Г.Л. Пермь 1999 СодержаниеВведение 3 Глава 1. Возникновение Земских соборов 4Глава 2. Состав соборов 8Глава 3. Значение Земских соборов 13Заключение 14 Список литературы 16 Введение Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование Ивана Грозного, в середине XVI века, формируется орган сословного представительства - земский собор. Дальнейшая история земских соборов на протяжении второй половины XVI - XVII веков тесно связана с изменениями в социальной структуре и сословном строе, с развитием классовой борьбы, с эволюцией государственного аппарата. Р. Г. Скрынников считает, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а с этого времени пошло по пути превращения в сословно - представительную монархию.
Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно-представительной монархии к самодержавию. В стране усиливается власть царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сторону усиления там представительства дворянства. В 1678 — 1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов. 3 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел. Тенденция к установлению самодержавной власти царя проявилась и в победе Алексея Михайловича над патриархом Никоном, стремившемся активно вмешиваться в управление государственными делами.
Основные проблемы политического развития России в конце XVII в. 1.Громозкость и дезорганизованность приказной системы управления страной. 2. Отсутствие единства местного управления (попытка в конце XVII в. привести его к единству введением института воеводства. 3.Падение боеспособности армии: необходимость военной реформы. Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно-представительной монархии к самодержавию. В стране усиливается власть царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сторону усиления там представительства дворянства. В 1678 — 1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов. 3 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 3ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ 4ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ 8ВОЕННАЯ РЕФОРМА 12 ВОИНСКИЕ АРТИКУЛЫ 12 ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ 15 БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ 17 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АРМИЕЙ И ФЛОТОМ 17ИТОГИ РЕФОРМ 19СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23ВВЕДЕНИЕ Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность" и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но "российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.
Литература: 5, 8, 9, 24, 27, 34, 35. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г. – М., 1994. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1990. Ельцин Б.Н. Записки президента. – М., 1994.ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ1. Принятие христианства и его значение в истории Руси. 2. Особенности социально-политического и экономического строя Киевской Руси. 3. Эволюция восточнославянской государственности в XI–XIIвв. 4. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений. 5. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства. 6. Укрепление самодержавия в XVI веке. Сословно-представительная монархия. 7. «Смутное время»: причины и последствия. 8. Закрепощение крестьян. Оформление крепостного права. 9. Реформы ПетраI и их значение для истории России. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века. ЕкатеринаII. Декабристы и их роль в истории России. Идеология самодержавия. Суть и значение «теории официальной народности». Формирование российского либерализма. Славянофилы и западники. Революционные демократы 30–60-х годов XIX века.
Вопросы для экзаменов и зачётов по истории Отечества 1. История как наука. 2. Древнейшие цивилизации. Понятие цивилизации. 3. Образование Древнерусского государства: основные этапы, главные события. 4. Культура Киевской Руси. Крещение Руси. 5. Феодальная раздробленность Руси. Причины и последствия. 6. Русская культура второй половины XIII-XVI вв. Феофан Грек, Андрей Рублёв, Иван Федоров. 7. Борьба русского народа против крестоносной агрессии в XIII в. Александр Невский. 8. Борьба народов Руси против монголо-татарских завоевателей. Куликовская битва и её значение. 9. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель вокруг неё. 10. Образование Российского централизованного государства. 11. Борьба Ивана Грозного за укрепление централизованной власти. Опричнина и её последствия. 12. Реформы Ивана Грозного. Складывание сословно-представительной монархии. 13. Смутное время в России. Историческая роль К.Минина и Д.Пожарского. 14. Россия во второй половине XVII века. Церковная реформа патриарха Никона. Особенности социально-экономического развития. 15. Крестьянская война под руководством Степана Разина. Участие народов Поволжья. 16. Реформы Петра I и их историческое значение. 17. Дворянская империя в 1725-1762 гг.
Вторая половина XVII в., несмотря на все сложности и трудности, стала важным историческим рубежом в развитии России. Несколько укрепились международные позиции. Складывался всероссийский рынок. Сословно-представительная монархия эволюционировала в абсолютную. Перед ней встал ряд жизненных задач, не решённых в XVII в. Среди них можно выделить следующие: во-первых, необходимо было пробиться к морским рубежам, без чего не могло быть обеспечено быстрое экономическое развитие страны. Во-вторых, борьба за Украину не привела к объединению с Россией всего украинского народа. Правобережная Украина оставалась под оккупацией Польши. В-третьих, необходима была регулярная армия. В-четвёртых, страна нуждалась в промышленном развитии и подготовленных кадрах, которых не могло дать церковное образование. В-пятых, крестьянские восстания показали правящему классу важность укрепления государственного аппарата. Исторически назрела задача преодолеть отсталость страны в хозяйственном, военном и культурном отношении. Предпосылки для проведения реформ были заложены во второй половине XVII в., но осуществить их выпало на долю Петра I. 3. Реформы Петра Великого Царствование Петра Первого началось в обстановке жестокой борьбы между двумя придворными группировками: бояр Милославских ( родственников первой жены Алексея Михайловича) и Нарышкиных (родственников второй жены царя, от брака с которой родился Пётр).В 1682 г. после смерти Алексея Михайловича царями были объявлены братья Иван и Пётр,а до их совершеннолетия регентшей при них была поставлена старшая сестра Софья. В 1689 г. Пётр достигает совершеннолетия и именно в это время Софья предприняла попытку лишить его власти, опираясь на стрельцов.
Новое время стало и временем формирования принципиально новой политической системы в Европе. В отличие от социально-экономической сферы тенденции развития европейской государственности носили более общий характер, что объясняется, с одной стороны, тем, что формы государственной власти развиваются относительно самостоятельно, без абсолютно жесткой обусловленности состоянием социально-экономических отношений, а с другой — тем, что они в большей степени, чем социально-экономические структуры, подвержены внешнему влиянию, обладают большей способностью усвоения опыта и практики соседних, более развитых государств. В XV - XVI вв. складываются так называемые «абсолютные монархии». Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений. В эпоху феодализма политическая власть (как и земельная собственность) носила неполный расщепленный характер (феодальный иммунитет, вассальные отношения и т.п.). По мере социально-экономического развития и попыток верховных феодальных владык укрепить свою власть последние получили и использовали возможность опереться в борьбе с феодалами на города, в итоге возникает так называемая сословно-представительная монархия, где при короле наравне с палатами, представлявшими земельную аристократию, наличествовали институции, где заседали представители всех сословий (феодалов, церкви, горожан, иногда крестьян) — в Англии - парламент, во Франции - Генеральные штаты, в Испании - кортесы, в Германии - ландтаги, в России - Земские соборы.
Система власти и управления строилась на принципе местничества и раздаче служебных чинов. Царь в своей деятельности опирался на аристократическую соответствующие политические и государственные образования (Земские соборы). Серьезным испытанием для сословно-представительной монархии стала опричнина. Конец XVI - начало XVII вв. в России принято называть периодом Смутного времени (1598 -1613). Это был глубокий кризис общества и государства. Причины Смуты: Социально-экономический кризис: утверждалось крепостное право, что болезненно сказывалось на положении народа и вызывало социальный протест тяглового сословия; Политический кризис: политика подчинения казачьих районов (с конца XVI в.) обострила отношения между властью и казачеством (в итоге именно казаки составили ядро повстанческих армий Лжедмитрия I, Болотникова, «Тушинского вора» и стали одной из главных движущих сил Смуты); обострилась борьба за власть между боярскими группировками, между московским и провинциальным дворянством, поскольку последнему был закрыт доступ к реальному управлению страной; в борьбе за влияние в армии столкнулись интересы дворянства и казаков.
![]() | 978 63 62 |