![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Астрономия, Авиация, Космонавтика | подраздел: | Астрономия |
Теория развития Вселенной | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Ныне весь комплекс института, носящего имя И. П. Павлова, взят под охрану как памятник архитектуры и истории. ПЛОЩАДЬ АКАДЕМИКА САХАРОВА Небольшая площадь у заднего (северного) торца здания Университета, на пересечении Тифлисской улицы, Менделеевской и Биржевой линий возникла еще в XVIII веке, имя же получила 20 мая 1996 года в связи с 75-летием со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова (19211989). В нашей стране и в мире А. Д. Сахарова больше знают как общественного деятеля, однако в первую очередь он был гениальным ученым-физиком. Сам Андрей Дмитриевич главным своим достижением считал открытия в области космологии, то есть теории развития Вселенной. Как физик-ядерщик, Андрей Дмитриевич знал, к каким последствиям может привести применение ядерного оружия и насколько опасна и разрушительна гонка вооружений. Со своими опасениями он неоднократно обращался и в ЦК КПСС, и к зарубежным политическим деятелям. Обладая обостренным чувством справедливости, Андрей Дмитриевич выступал в защиту диссидентов-правозащитников, подвергавшихся репрессиям
Хаос не только разруш, но и созидает. Синерг- элемент сист. подхода. Син. рассматр динамич сист, а сист. подход – любые. 1. Общие признаки вселенной Наука о всел- космология. Соврем косм- релятивистская, возникла на основе теори. относит. Возникла на эмпирич базе через изучение внегалактич. астрономии. Важнейший вывод – галактики разбегаются. В 1929 Хаббл установ. явления красного свечения. Общ. призн. вселен: 1)нестационарность 2)изотропность- во вселн. не существ. привилиг, выделенных точек и направлений. 3)однородность- распределение в среднем вещества во вселенной 4) отсутствие сил, препятств. силам тяготения. В завис от кривизны просто. бывает открыт. модель вселенной (все время расширяется) и замкнут модель (пульсирует). 2. Происхожден. вселен. Вначале была микрочастицей, это было время сингулярности. Температура и плотность жуткая, потом большй взрыв (15-120 млрд лет назад). Развитие вселен. В соврем. науке выдвинут антропоген. принц. космолог т.е. возможн. появлен жизни человека и т.д. заложена в состоянии сингулярности т.к. вселен. обладает физич. константами: 4 вида физич. взаимод- электромагн, гравитац, сильное и слабое.
Магнитные частицы-монополи, рождение которых предсказывается теорией на очень ранних этапах развития Вселенной - значительно раньше рождения протонов, нейтронов и электронов,- разбросаны по огромному объему "раздувшейся" Вселенной, и вероятность найти их в видимой ее части неизмеримо мала. Космологическая картина мира заметно прояснилась. Если бы вот только не гипотеза о расширяющемся веществе с постоянной плотностью... Как совместить ее с законами физики? Ведь ничего подобного нигде и никогда не наблюдалось. Даже дерзким на выдумки писателям-фантастам не приходило такое в голову! Пожалуй, только пустое пространство - вакуум - обладает необходимым свойством. Помощь космологам пришла с противоположного полюса физической науки из области элементарных частиц. В середине семидесятых годов группой теоретиков-была разработана теория, объединившая три типа сил - сильные ядерные, электромагнитные и слабые, ответственные за распады частиц и ядер. Теория предсказала существование нового класса частиц - так называемых хиггсонов (по имени английского физика И
Возможность для пространства и времени иметь различные значения постоянной кривизны подняли в космологии вопрос конечна Вселенная или бесконечна. В классической космологии подобного вопроса не возникало, т.к. евклидовость пространства и времени однозначно обуславливала её бесконечность. Однако в релятивистской космологии возможен и вариант конечной Вселенной - это соответствует пространству положительной кривизны. Вселенная Эйнштейна представляет собой трёхмерную сферу - замкнутое в себе неевклидово трёхмерное пространство. Оно является конечным, хотя и безграничным. Вселенная Эйнштейна конечна в пространстве, но бесконечна во времени. Однако стационарность вступала в противоречие с общей теорией относительности, Вселенная оказалась неустойчивой и стремилась либо расшириться, либо сжаться. Чтобы устранить это противоречие Эйнштейн ввёл в уравнения теории новый член с помощью которого во Вселенную вводились новые силы, пропорциональные расстоянию, их можно представить как силы притяжения и отталкивания. Дальнейшее развитие космологии оказалось связанным не со статической моделью Вселенной. Впервые нестационарная модель была развита А. А. Фридманом. Метрические свойства пространства оказались изменяющимися во времени.
Здесь исследуются только те - самые общие логические и методологические принципы, принимая которые мы в состоянии заглянуть туда, где нас не могло быть, и делать какие-то гипотезы обо всем имевшем место там. Поэтому все, что соответствует этим принципам, должно приниматься нами даже в том случае, если это и выглядит не вполне правдоподобным. С обнаружением красного смещения галактик и становлением теории большого взрыва концепция эволюционного развития Вселенной в определенной мере сомкнулась с этими вековыми представлениями: именно взрыв сжатого в некоторую точку первовещества обнаруживает себя и первотолчком развития всей доступной нашему наблюдению Вселенной, и его первопричиной. При этом ретроспектива развития природы, то есть развитие, прослеженное "наоборот", от точки настоящего в прошлое к его "нуль-пункту" - это последовательное упрощение и, если так допустимо выразиться, примитивизация всего того, что существует в реальном мире. Если ограничиться сравнительно небольшими пространственными рамками (скажем, пределами Солнечной системы), мы увидим, что на каком-то этапе исчезает разум, за ним жизнь, далее - сама Солнечная система, еще дальше - атомы тяжелых элементов, словом, все становится проще и примитивней
Оси симметрии куба Наиболее наглядным видом симметрии является пространственная (геометрическая) симметрия, которая имеет ряд разновидностей: вращательная, зеркальная, трансляционная и др. Например, шар (или сфера) обладает полной вращательной симметрией, т.е. вращение шара вокруг любой оси, проходящей через его центр, на любой угол U(1) . Первые две используют в теории суперструн и теориях с числом пространственных измерений более трех, об остальных говорилось выше. Таким образом, теоретики, обращаясь к начальным стадиям развития Вселенной, рассматривают все более симметричные варианты квантовой теории поля, однако каждый свой шаг им приходится сопровождать предположением о спонтанном нарушении этой симметрии в развивающемся мире. Иначе говоря, по мере остывания Вселенной, возникшей, вероятно, с очень высокой степенью симметрии, происходило быстрое ее понижение с переходом высших типов в скрытую форму. Причины этого явления остаются неясными. Указывает ли это на несовершенство самого мира или на несовершенство наших знаний о мире? На этот вопрос наука ответа пока не дает. Удивительной чертой многих видов симметрии является их весьма абстрактно-математический характер.
На ранних этапах компьютеризации, когда компьютеры не были связаны между собой, была необходимость в многократном дублировании информации. На каждом локальном компьютере имелась своя копия обрабатываемых данных. Интернет устраняет необходимость в дублировании ресурсов. Каждый компьютер в Сети играет все более уникальную роль и потому все более ценен для мыслящего Духа. Разделение ума (как продолжение разделения труда) обеспечит, таким образом, еще больший рост совокупной сложности глобального человеко- машинного конгломерата. Далее автор статьи указывает на то, что феномен Интернета как нельзя лучше соглясуется с теорией П. Тейяра де Шардена и является очередной ступенью на пути к точке Омега. Интернет предоставляет (или предоставит в ближайшем будущем) технические средства для «суперагрегации душ». В статье М. Сухарева также кратко описаны те последствия, которые объединение человечества будет иметь в сфере экономики, науки и культуры. Общий вывод статьи состоит в том, что возникновение Интернета — закономерный этап в развитии Вселенной и шаг к слиянию человечества и образованию единого сверхразума.
Живопись(Микеланджел о караваджо «мальчик с лютней»), скульптура(Бернини «экстаз святой терезы»), Рубенс, Ян Стен. Отпечаток на весь быт чела; изделия( мебель, мода, стиль жизни. Билет 23 23 конц Вернадского, Чижевского Гумилёва. Вернадский – учение о ноосфере (послееднее из многих состояний эволюции биосферы, происходит процесс трансформации биосф в ноосферу. Чижевский – концепция взаимодействия космоса и историч. процесса, связь человека с Вселенной Гумилёв- космич. Энергия влияет на отдельных людей( кассионарии), которые потом вплёскивают эту энергию в общество. Теория развития этносов( сначала всплеск космич энергии порождает «пассионарность» этноса примерно наа 1000 лет, затем идёт умирание этноса) 64. Диссидентская кул-ра советской России. Дис-ты: ак-к Сахаров, пис-ли Солженицин, Максимов, муз-ты: Растропович, Высоцкий, худ. Эрнст Неизвестный. Произ-я: Пастернак “Д-р Живаго”, фильм ”Вечный зов” Хар. черты: антисоветизм, антикоммунизм, Появ-ся худ-ки 70-ки;Предст-ли: Назаренко, Ситникова. Билет 17 17. Фрейдизм и неофрейдизм о проблемах К Фрейд: человек постоянно страдает от каких-либо комплексов по причине противоречия желаний человека и неудовлетворённости этих желаний.
Эта тема интенсивно обсуждается на международных конференциях и в печатных изданиях. Особый интерес физиков к экстремально горячим плотным средам связан с желанием обнаружить особое состояние материи - так называемую кварк-глюонную плазму (КГП), существование которой предсказано современной теорией сильного взаимодействия - квантовой хромодинамикой (КХД). Согласно теории Большого взрыва, развитие Вселенной на ранних стадиях эволюции определялось свойствами этой плазмы. Кроме того, материя в таком состоянии может сформироваться внутри компактных звезд, наблюдаемых в настоящее время. Существование особых фаз материи может быть причиной особого поведения некоторых компактных звезд, процесс охлаждения которых не может быть объяснен на основе старых моделей, которые не учитывают существование кварк-глюонной плазмы в ядрах этих звезд. Телескопы, размещенные на околоземной орбите, позволили получить бесценный научный материал по наблюдению компактных звезд. Это дало толчок в астрофизике к развитию моделей звезд, учитывающих возможность существования КГП.
Единая модель эволюции Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные естественных и гуманитарных наук и выступает основой трансдисциплинарной единой теории (Назаретян 1991, 1996, Ласло 1997: 80, Моисеев 1998: 62, Янч 1999: 143-157). В рамках такой модели развития Вселенной (Универсальный эволюционизм или Большая история), курс становится не технократическим, а гуманитарным, так как история человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации Вселенной. Основные этапы эволюции Вселенной связываются с разделами современного естествознания: Большой Взрыв и эволюция микро- и мегамиров - физика и космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и гиперциклов - химия, происхождение и эволюция биосферы - биология, антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции и перспективы цивилизации - гуманитарное естествознание. Эмпирические обобщения современной .науки позволяют утверждать, что Вселенная, Универсум претерпевает непрерывные и необратимые изменения. Всё сущее является продуктом процесса самоорганизации элементарных частиц, который начался в результате взрывной неустойчивости 15-20 миллиардов лет назад.
Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку. Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная". В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального)--- монады жизни(неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального , но не от себя)---монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление---монада духа (человек). Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния. ЛОКК Джон (1672--1704).материалист. развил теорию материалистического эмпиризма.
Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии. Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепци - человеку. Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная". В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высш. ступень - отчетливое представление.
Марксисткая философия - всестор диалектико-матер научное обосн решения осн вопр философии. Первичность материи: материя - исток сознания, сознание - отражение материи, р-тат длит развития материи, св-во головн мозга, сущ-ние сознания невозм без материи, сознание форм и соверш-ся в р-тате матер труда, обладает самост-тью в развитии, оказывает обратное возд на матер мир, содействуя его практ освоению. Филос вопрос географии: 1-я сторона - вопрос сущ-ния таких систем как геогр ландшафт, эк район, климатич зоны и т.д, вопрос объект-ти сущ-вания ГФДМ. 2-я сторона - вопрос о соотношении объекта и метода исследования, о соотношении методов в геогр познании. 4. Научная картина мира. Универсальный эволюционизм. НКМ - высшая форма систематизации научно-теоретических знаний (представление о мире, выраженное в чувственно-конкретной образной и понятийно-теоретической форме). НКМ базируется на законах, расположена между частными теориями и философским мировоззрением, являющимся еще более высшей формой систематизации. Развитие НКМ: наука появилась в эпоху Возрождения (Галилей) - первая НКМ - механическая (но это лишь часть картины). Эта единая НКМ стала добавляться частными НКМ - биологической, химической, физической, географической - в XX веке новое единство НКМ - универсальный эволюционизм (возник космигенез как саморазвивающаяся система). Три кита: 1. Теория расширяющейся Вселенной (20-е гг, Фридман): 1 января в 0:00 начался большой взрыв. За 3 мин. создана таблица Менделеева. 9 февраля - Галактика, к началу сентября - Солнце, в ноябре жизнь на Земле, 28 декабря млекопитающие, 30 декабря - человекообразные, 31 в 22:30 - человек.
В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил учение о замедлении – в результате приливного трения – суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В философских работах “докритического” периода Кант наметил – под влиянием импиризма и скептицизма Юма – различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к воззрениям “критического” периода: в 1781 г. появилась “Критика чистого разума” за ней последовали “Критика практического разума” (1788г.) и “Критика способности суждения” (1790г.). В них последовательно излагались “критическая” теория о целесообразности природы. В работах “критического” периода Кант доказывает невозможность построить систему “умозрительной философии” (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии) – впредь до предварительного исследования форм познания и границу наших познавательных способностей.
Это противоречие, которое требует считать все заключения о происхождении и развитии Вселенной не законами, а лишь моделями, т. е. возможными вариантами объяснения. Обращаясь к проблеме методологического обоснования современной научной космологии, мы не можем не коснуться вопроса о надобности такой процедуры. Действительно, как зарубежными (Х. Дингл, М. Мюнитц, Д. Норт, Ф. Типлер и др.), так и отечественными (Г.М. Идлис, В.В. , А. Турсунов и др.) авторами проблема эта ставилась и дебатировалась неоднократно. Полученные результаты, в интересующем нас разрезе – направление эволюции космологического знания, т.е. в вопросе о ее пути (методе) – можно, не претендуя на полноту, свести к следующим положениям: 1) Космология имеет свой собственный предмет, отличный от предмета физики или математики – физико-геометрический аспект Вселенной как целого. 2) Предмет ее исследования задается языком математики. 3) Следствия космологической теории должны получать в конечном счете опытное (наблюдательное, экспериментальное) подтверждение или опровержение, чем утверждается научный статус космологии.
Вселенная Эйнштейна конечна в пространстве, но бесконечна во времени. Однако стационарность вступала в противоречие с общей теорией относительности, Вселенная оказалась неустойчивой и стремилась либо расшириться, либо сжаться. Чтобы устранить это противоречие Эйнштейн ввёл в уравнения теории новый член с помощью которого во Вселенную вводились новые силы, пропорциональные расстоянию, их можно представить как силы притяжения и отталкивания. Дальнейшее развитие космологии оказалось связанным не со статической моделью Вселенной. Впервые нестационарная модель была развита А. А. Фридманом. Метрические свойства пространства оказались изменяющимися во времени. Выяснилось, что Вселенная расширяется. Подтверждение этого было обнаружено в 1929 году Э. Хабблом, который наблюдал красное смещение спектра. Оказалось, что скорость разбегания галактик линейно возрастает с расстоянием (закон Хаббла). Этот процесс продолжается и в настоящее время. В связи с этим встают две важные проблемы: проблема расширения пространства и проблема начала времени.
В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой Вселенной – галактики вне нашей галактики, развил учение о замедлении – в результате приливного трения – суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. В философских работах «докритического» периода Кант наметил – под влиянием импиризма и скептицизма Юма – различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательныхвеличинах.Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. Состоялся переход к воззрениям «критического» периода: в 1781 г. появилась «Критика чистого разума» за ней последовали «Критика практического разума» (1788г.) и «Критика способности суждения» (1790г.). В них последовательно излагались «критическая» теория о целесообразности природы. В работах «критического» периода Кант доказывает невозможность построить систему «умозрительной философии» («метафизики», согласно принятой тогда терминологии) – впредь до предварительного исследования форм познания и границу наших познавательных способностей.
Он создает свою собственную космогоническую теорию происхождения Вселенной, в которой наша Солнечная система лишь фрагмент множества звездных систем. В своих работах «Новая теория движения и покоя» (1758 г.), но особенно во «Всеобщей естественной истории и теории неба» И. Кант выдвигает эволюционную теорию происхождения Солнечной системы на основе уплотнения рассеянных материальных частиц и образования планет, в том числе и нашей планеты Земля. А Солнце «есть лишь одна из звезд Млечного пути и что наш Млечный путь не есть предел строения Вселенной» . Он подчеркивает мысль, что наша звездная система, как и любые системы Вселенной, возникает на основе собственных законов, одних и тех же для любых материальных систем (Закон сгущения масс рассеянных частиц). Более того, И. Кант проводит мысль, что наша Вселенная постоянно изменялась во времени, то есть, имела свою собственную историю, вытекающую из естественно-природных законов. В этом плане он отвергает идею сотворения мира богом и его неизменности после сотворения. По мысли И. Канта, Бог никакого отношения к возникновению мира не имел. Рассматривая процесс развития жизни, живых систем, И.
![]() | 978 63 62 |