![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Реформы Хрущева | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
С сильным же Советским Союзом они осторожничали, действуя не явно, а скрытно, не допуская лобовых столкновений. Сейчас они осторожничают и с Россией, и в гораздо большей степени с Китаем. Не допускал лобовых столкновений с США и СССР. Это означает, что, во-первых, не только в США, но и в СССР уровень пассионарного напряжения после второй мировой войны был не очень высокий (именно после войны стали возможны либеральные реформы Хрущева), и во-вторых, СССР и США (точнее, СССР и Запад), несмотря на всю бытовавшую тогда риторику, не видели друг в друге тех принципиальных врагов, ради которых следовало бы развязывать ядерную катастрофу. Стремления к физическому взаимоуничтожению здесь не было, как нет его и сейчас между Западом и Россией. Конечно, Запад, включая США, стремились расколоть Россию, но у них из этого ничего не вышло. Да, они до сих пор не оставляют надежду на то, что им каким-то образом удастся ее подчинить. Все эти стремления остаются в силе и, видимо, будут существовать еще долго. Но в то же время прагматично настроенные политики не могут не задаваться вопросом: если даже в условиях экономической отсталости Россия является одним из сильнейших военно-политических игроков мира, то что же будет тогда, когда она станет экономически сильной? И поскольку Россия уже де-факто входит в новый ритм, не потеряв своей цельности и, следовательно, остается по существу империей, то с этим фактом следует не только считаться, из него Запад постарается извлечь для себя максимальную пользу
Они должны были пользоваться услугами государственных машинно-тракторных станций (МТС) в обмен на продукты производства. Хрущев предложил распустить МТС и передать технику в собственность колхозов. Таким образом, нарушалась одна из важнейших сталинских догм, по которой все важные средства производства должны находиться в руках государства. Эта инициатива была очень важной, так как усиливала самостоятельность крестьянского хозяйства. Разгромив своих противников, Хрущев в 1958 году не встретил в руководстве партии принципиальных возражений, ранее сдерживающих его инициативу. В ходе обсуждений не было явной оппозиции, так как это предложение было благосклонно принято на селе. Выражали только озабоченность серьезными практическими проблемами, возникающими при перестройке. Закон, принятый Верховным Советом в марте 1958 года, предусматривал более постепенное осуществление реформы, чем думали многие. Ликвидация МТС была единственной экономической реформой Хрущева, которая его пережила. В этом смысле его правление имело важные последствия. Именно из-за своего радикального характера эта реформа не осталась простой реорганизацией, а потребовала более глубоких изменений.
Высшая точка экспансии совпала с обнаружением советскими руководителями кризиса. Слабости советской системы стали очевидными после смерти Сталина. Реформы Хрущева дали определенные результаты, которые, во всяком случае, позволили Брежневу возглавить «триумфальное шествие» коммунизма по планете: в Африке, Азии, Латинской Америке к власти приходят адепты «научного социализма», устанавливающие однопартийные режимы по образцу и подобию советского. Отсутствие сопротивления поощряло Москву: ее влияние расплывалось как масло по камню. Шла гонка между советской экспансией [126/127] и западным осознанием ее опасности. Пройдет время, прежде чем станет ясно, кто и что способствовали остановке: выход США из послевьетнамского шока; сопротивление афганских муджахитдинов; согласие Западной Европы на установку «Першингов»; взрыв «Солидарности», воспринятый в Москве как предупреждение; внутренние пороки советской системы, выявленные перенапряженностью экспансии. Вероятнее всего, действовал комплекс всех этих причин. Проблему - сталинская система без Сталина - пытался решить Хрущев.» Насыщенный до предела жаждой преобразований», - по выражению биографа2, Хрущев преследовал две цели: реализацию всех возможностей, которые давал пост генерального секретаря; пробуждение энтузиазма населения, необходимого для преодоления экономической отсталости, очевидной уже во второй половине 50-х годов
Реформы Хрущева не оправдали связанные с ними надежды, но заложенная в них демократизация экономической жизни способствовала высвобождению творческой энергии народа, что обусловило хоть и кратковременное, но стремительное повышение эффективности советской экономики в 50-ые годы. Созданная в это время база способствовала росту благосостояния населения СССР. Так, в Украине 1951—1958 гг. прибыли среднего рабочего выросли на 230%. В 1957 г. была ликвидирована практика государственных ссуд, которые забирали почти 10% заработков трудящихся и были скрытой формой дополнительного налогообложения населения. О росте денежных доходов жителей Украины свидетельствует тот факт, что сумма вкладов в сберегательных кассах республики выросла с 2,7 млрд. руб. 1950 г. к почти 19,7 млрд. руб. 1960 г. Был сокращен рабочий день и введен пятидневную рабочую неделю. Серьезные изменения происходили на селе. Улучшению положения способствовали ежемесячное авансирование колхозников, ликвидация натуроплаты, списание задолженности из налога и поставок за предыдущие годы.
В результате такой политики эстонцы, составляющие в независимой Эстонии 88,2% населения, в 1979 г. составляли лишь 64,7% населения советской Эстонии. С 1959 г. по 1979-й численность эстонского населения республики увеличилась на 50 тыс., а численность славянского населения (русские, украинцы, белорусы) - на 201 тыс. человек (с 267 тыс. в 1959 г. до 468 тыс. в 1979 г.), причем пришлое население быстрее всего растет в «ключевых пунктах» - в столице Эстонии Таллинне, в больших городах, новых промышленных центрах, в морских портах. На территории Эстонии расположены большие военные контингенты, тоже неэстонские. Военные вместе с семьями составляют заметную и все увеличивающуюся часть пришлого населения. Самиздатский документ, составленный 15 эстонскими интеллигентами в 1982 г., описывает развитие взаимоотношений между центральной властью и эстонцами в послесталинские времена: «В эпоху реформ Хрущева (вторая половина 50-х - начало 60-х годов) у эстонцев возникли некоторые надежды на будущее своего народа и национальной культуры
Предполагалось окружить и уничтожить сов. войска в р-не Курской дуги и создать благоприятные условия для ведения войны. Сов. ком-ние разгадало замыслы врага и подготовило силы, кот. превосходили силы противника. Перейдя 12 июля в контнаступление, сов. войска 5.08.1943 освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве впервые прозвучал артиллерийский салют. Курская битва - величайшая битва 2МВ, в ней сов. войска разгромили главную ударную силу гитлеровской армии - танковые войска. Историческая победа под Курском завершила перелом в ходе ВОВ и всей 2МВ. Поражение под Курском еще больше усилило противоречия между Германией и ее сателлитами и повысило авторитет СССР.Реформы Хрущева. 5.03.1953 г. умер Сталин. Борьба за вл-ть. Раздел руководительских постов. Сокращение Президиума до 10 человек. Маленков - 1 место: председатель Совмина и 1-ый секретарь ЦК КПСС; Берия - МВД; Молотов - МИД; Ворошилов - формальн. глава гос-ва - предс. Президиума ВС. Хрущёв не имел никаких гос. должностей, но занимал 2 место в ЦК КПСС.
Хрущев и умрет в неведении: он никогда не мог бы согласиться с тем, что, защищая Ленина, он «сохраняет» и Сталина, ведь большинство обвинений «било» в личные качества Сталина, а отнюдь не в принадлежность его действующей системе. В большинстве своем люди еще не в состоянии были оценить того, что сделали благодаря Хрущеву крупный шаг к свободе. Наверное, это было ясно тем немногим, которые привыкли жить по своим устоям и шли против партии. А вообще советские люди никогда не обладали свободой, поэтому не могли в полной мере оценить ее значимость. Им все равно нужен был кумир: вроде бы отказавшись от Сталина, они еще более уверовали в Ленина. Сталинизм получил пробоину, но держался на плаву, ибо ленинизм казался непотопляемым. Таким образом, ограничение на XX съезде критики сталинизма «культом личности», сохранение в неприкосновенности основных теоретических догм тоталитаризма закрыло на многие годы путь к реальной перестройке советского общества, лишило жизненной силы все последующие реформы Хрущева. Тем не менее, историческое значение XX съезда огромно. Тоталитарное общество начало постепенно трансформироваться в авторитарное. 4. деятельность хрущева после XX съезда 4.1. Реформа управления экономикой В мае 1957 г. ликвидацией отраслевых министерств и созданием совнархозов началась реализация одной из крупных реформ, осуществленных в годы руководства Н. С. Хрущева. После XX съезда страна находилась на подъеме.
В годы Хрущевских реформ была произведена реорганизация машинно-тракторной системы (МТС), их технику продали колхозам. Затратив огромные средства на покупку техники, многие колхозы подорвали свою экономику. К тому же жизнь показала, что целесообразнее было не ликвидировать МТС, а преобразовать их в машинно-прокатные или машинно-технические станции. В 1955 – 1958 гг. реформы берут курс на интенсификацию животноводства. Аграрная политика Хрущева дала значительные результаты в 1953 – 1958 гг. За пять лет прирост сельскохозяйственного производства составил 34%. Таких темпов коллективное хозяйство никогда не знало. Но в конце 50-х годов Хрущев по многим направлениям повернул на 180°. Администрирование, командование колхозами вновь приобрело чудовищные размеры. Колхозников в массовом порядке принуждали продавать своих коров колхозам. Вновь главной задачей было объявлено увеличение поголовья. Итак, в результате аграрных реформ Хрущева развитие сельского хозяйства опять стало крайне вялым. 4.2 Промышленная политика Хрущева В этой области Хрущев также предпринял ряд прогрессивных шагов.
Хрущев постоянно бывал в войсках, рядом с передовой, в простреливаемой зоне. Хрущев участвовал в разработке планов контрнаступления Красной Армии под Сталинградом и выступил на большом митинге, посвященном окончанию Сталинградской битвы. По свидетельству маршала А.Василевского, Хрущев был человеком энергичным, смелым, постоянно бывал в войсках, никогда не засиживался в штабах и на командных пунктах, стремился видеть и разговаривать с людьми, и, надо сказать, люди его любили.6 2. РЕФОРМЫ ХРУЩЕВА. ЗАМЫСЛЫ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Со смертью Сталина в стране завершился период «чистого» тоталитарного режима, имевших харизматического лидера, опиравшегося на активный и мощный репрессивный аппарат, на всепроникающее идеологическое единообразие, режима, стремившегося повседневно контролировать дела и мысли каждого отдельного человека. Со смертью Сталина заканчивалась сложная, неоднозначная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Оно с трудом и робко вступало в новый этап своего развития. В сентябре 1953г. на Пленуме ЦК партии Хрущев избирается Первым секретарем ЦК КПСС. С конца 50-х гг. все более активным становится поиск новых подходов в экономической политике. В 1957г. начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством.
Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Проводимая Н.С.Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Председатель Верховного Совета СССР - Л.И. Брежнев. Возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. В Программе были определены задачи построения коммунизма. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения.
Реферат «.» Министерство образования РФ ? государственный университет ? факультет РЕФЕРАТ по дисциплине «История России» Тема : «Оттепель конца 1950-х начала 1960-х г.г.» Выполнил студент: гр. ? ?. Проверил преподаватель ? « » 2002 г. Якутск 2002г.Оглавление: Предисловие: Глава 1. Конец эпохи сталинизма и начало хрущевского десятилетия. Глава 2. Мирные инициативы Советского союза. Внешнеполитическая деятельность Н.С.Хрущева Глава 3. Экономические реформы в Советском союзе. Хрущевские начинания в экономике. Глава 4. Значение хрущёвского десятилетия. Литература: 2 стр.3 стр.11 стр.17 стр. 21 стр. 26 стр. Предисловие: Продолжив дело Ленина, Сталин сам боялся тех, в своем окружении, кто мог бы быть опасен для него самого и, в последствии, занять его место. Его самого боялись и, пока он был жив, – он был реальной угрозой любому, кто был в пределах его влияния, а тем более для тех, кто находился рядом с ним. Во время его правления власть в стране была сосредоточена не столько в тех или иных политических институтах, сколько лично в руках Сталина. К началу 50-го года в СССР насчитывалось 5,5 млн. заключенных, действовало около140 особых лагерей МВД.
Назначенный первым секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежнев представлял собой полную противоположность Хрущеву своей смелостью, жаждой новизны и перемен. Вокруг Л.И.Брежнева на начальном этапе его деятельности образовалась группа прогрессивных советников, в которую входили Г.Арбатов, Н.Иноземцев, А.Бовин. Брежнев называл их «мои социал-демократы». «Воодушевленные идеями перемен, специалисты с энтузиазмом работали над проектами реформ, но вскоре эта деятельность начала затухать. Система быстро дала понять, что даже самые правильные директивы мало что могут изменить». Выбор дальнейших путей развития страны происходил в условиях противоборства мнений в верхнем эшелоне власти. Одна его часть во главе с А.М.Шелепеным ориентировалась на консервацию сложившихся методов руководства, другая (секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов и др.) предлагала достаточно емкую программу преобразований, включавшую в себя и экономическую реформу, и развитие демократии и самоуправления, и прекращение бессмысленной гонки вооружений, и выход СССР на мировой рынок с целью приобщения к новым технологиям.
Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Хрущева. Следует сказать, что организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятиях разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960гг было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве. Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла, да и не могла дойти, так как не была даже сориентирована на это. Недовольны были и высшие хозяйственные ру- ководители министерств в столице, которые теряли немалую часть своей, ставшей уже привычной власти. Но провинциальная бюрократия эти шаги Хрущева поддержала.
Хрущев мог быть доволен развитием промышленности, но с разочарованием знакомился с итогами сельскохозяйственного производства за 1960 год. Лозунг, выдвинутый в 1957 году, о необходимости «догнать и перегнать Америку за 3-4 года» вспоминался теперь лишь в анекдотах. Реформы в сельском хозяйстве и в народном образовании. На Пленуме ЦК КПСС в конце 1958г. по докладу Хрущева состоялось решение о реорганизации машинотракторных станций (МТС) и продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Верховный Совет СССР принял закон о реорганизации МТС. В отсутствие продуманной инвестиционной политики в аграрном секторе повышению эффективности сельского хозяйства должны были способствовать две административные реформы. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования, поскольку обеспечивал большую гибкость.
Под идеей защиты социализма власть все явственнее проявляла интересы по укреплению своих позиций и увеличению привилегий для номенклатуры. Глава 3 Концепция развития социалистического общества Брежневская реформа началась в 1965 году с проведения административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы также крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб и Госкомитет по науке и технике). Предприятия получили некоторую автономию. Документы по реформе хозяйственной деятельности предприятий были обнародованы 4 октября 1965 года. Это был ряд постановлений об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики и о государственном производственном предприятии при социализме. Реформу готовила группа специалистов под руководством Либермана. Документы свидетельствовали о желании расширить самостоятельность предприятий. Число обязательных плановых показателей было сведено до минимума. Для стимулирования деятельности часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Решено было увеличить объем премии в случае запланированного перевыполнения планов, а также проведены другие изменения, стимулирующие труд работников во всех сферах промышленности.
От попыток реформ к кризису командно-бюрократической системы После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», в соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Было решено упразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления. Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности. Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее не только с централизованным повышением тарифных ставок, но и с материальным стимулированием работников за счет использования части доходов предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы. На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.
С другой стороны, этот гигантский по объему размах жилой застройки сопровождался снижением архитектурного качества по сравнению с мировыми стандартами. Вместе с тем массовое жилищное строительство на окраинах города сопровождалось созданием необходимой инфраструктуры и транспортной системы такими быстрыми темпами, которые уже в 70-80-е гг. были значительно снижены. Успешно развивалось при Хрущеве дорожно-мостовое строительство, был достигнут пик строительства московского метрополитена. Москва изменила свой облик и в основном приобрела свои нынешние границы и очертания. В 1957 г. была проведена крупнейшая реорганизация управления народным хозяйством, которая на первом этапе дала эффект. Вместо отраслевых министерств и ведомств появились Совнархозы. Первые результаты реформы были обнадеживающими – прирост национального дохода в 58 г. составил 12% по сравнению с 7% в 57 г. темпы роста в экономике во второй половине 50-х гг., хотя и продолжали оставаться относительно высокими, стали снижаться по сравнению с первой половиной десятилетия.
Косыгин резко выступил против этого предложения, заявив, в частности, о том, что "полумерами не удастся решить. Стиль т. Хрущева не ленинский". «Косыгинские реформы» После смещения Хрущева Косыгин занял должность Председателя Совета министров, на которой проработал 16 лет. В 1965 году он выступил с рядом инициатив, получивших название "косыгинских реформ". Эти реформы, с одной стороны, были призваны покончить с "хрущевскими" экспериментами с системой управления народным хозяйством, с другой - дать новые импульсы развитию экономики. Первая задача была выполнена успешно - взамен совнархозов снова вернули министерства. Успешно начали проводиться в жизнь и главные идеи "косыгинских реформ" в области планирования народного хозяйства. Смысл этих реформ, по мнению одного из референтов Косыгина Игоря Карпенко, заключался в том, чтобы "сменить военно-штабную систему с ее главным лозунгом "План любой ценой". Косыгин стремился вдохнуть новую жизнь в плановую социалистическую экономику комплексом взаимосвязанных между собой мероприятий. В основу планирования были заложены объемы только реализованной продукции, количество плановых показателей, спускаемых сверху и регламентировавших до мелочи каждый шаг предприятия, было снижено с 30 до 9 показателей, из отчислений от прибыли на предприятиях создавались фонды развития производства и материального поощрения, заводы и фабрики получили право самим реализовывать сверхплановую продукцию, устанавливать штатное расписание и сметы.
![]() | 978 63 62 |