![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Россия 17 века | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Вместо эпилога ОТКУДА И КУДА МЫ ИДЕМ? Мое двухтомное сочинение "Россия. Век ХХ", как было сказано на первых же его страницах,- прежде всего сочинение о Революции, потрясшей страну в начале столетия и еще и сегодня, в сущности, не завершившейся,- не завершившейся уже хотя бы потому, что она не осмыслена, не понята до конца. Ее долго восхваляли, а вот уже в течение десятилетия, главным образом, проклинают, но и то и другое - поверхностные и бесплодные занятия. Поскольку сейчас Революцию гораздо чаще проклинают, чем восхваляют, сосредоточусь сначала на этом отношении к ней. Революция так или иначе была "делом" России в целом (что показано в первом томе этого сочинения) и потому проклинать ее - значит в конечном счете проклинать свою страну вообще. Впрочем, многие вполне откровенно так и делают,- вот, мол, проклятая страна, где оказалось возможным нечто подобное; достаточно часто при этом с легкостью переходят к обличению и других эпох истории России или ее истории вообще. Признаюсь со всей определенностью, что в свое время и сам я безоговорочно "отрицал" все то, что совершалось в России с 1917 года
Опубликованные недавно документы - в частности, дневник Геббельса - показывают, что сами немцы так и оценивали складывающуюся весной 1941 года ситуацию (40). По сути, возможности тоталитарного режима в ведении войны - в том числе и информационной - только раскрывались, и вряд ли можно требовать от современников и участников тех событий такого же уровня осмысления их, какой доступен историкам через полвека. Сталин не смог до конца разобраться в представленных ему донесениях. Но дело тут не столько в личных качествах Сталина, сколько в том, что в 1941 году в СССР еще не существовало специальной аналитической службы, которой только и под силу было разобраться в потоке противоречивой информации, и донесения подавались руководству - не только Сталину - без анализа. Конечно, для авторов цитируемых учебников преувеличение роли репрессий и внезапности нападения, преподнесение их как главных причин поражений служит цели возложить ответственность за катастрофу 1941 г. на Сталина, а в его лице - на существовавший в то время в нашей стране политический режим. Л.М.Пятецкий цитирует в своем пособии А.М.Некрича, делая вывод о причинах поражений 1941: "Вся ответственность за военные поражения СССР в 1941 г. лежит на руководстве ВКП(б) и лично И.В.Сталине." "Где искать причины поражений? - спрашивают авторы пособия "Россия. Век ХХ. Страницы истории", - "К сожалению, прежде всего в деятельности высших руководителей государства"(41). "Таким образом, - делают вывод авторы еще одного учебника, - главная причина неготовности СССР к отражению нападения - в системе власти, согласно которой целый народ добровольно становится зависимым от воли правящей верхушки, а подчас и одного человека"(42).
Кожинов Вадим Россия - Век XX (Книга 1, Часть 2) Вадим Кожинов РОССИЯ Век XX Книга первая (1901 - 1939) Часть 2 СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ 1917-1939 Глава шестая ЧТО ЖЕ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗОШЛО В 1917 ГОДУ? Глава седьмая ВОЖДИ И ИСТОРИЯ Глава восьмая ВЛАСТЬ И НАРОД ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ Глава девятая КАКОВА БЫЛА РОЛЬ ЕВРЕЕВ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ? Глава десятая ЗАГАДКА 1937 ГОДА ЧАСТЬ ВТОРАЯ 1917 - 1939 ГЛАВА ШЕСТАЯ ЧТО ЖЕ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗОШЛО В 1917 ГОДУ? На этот вопрос за восемьдесят с лишним лет были даны самые различные, даже прямо противоположные ответы, и сегодня они более или менее знакомы внимательным читателям. Но остается почти не известной либо преподносится в крайне искаженном виде точка зрения "черносотенцев", их ответ на этот нелегкий вопрос. Выше не раз было показано, что "черносотенцы", не ослепленные иллюзорной идеей прогресса, задолго до 1917 года ясно предвидели действительные плоды победы Революции, далеко превосходя в этом отношении каких-либо иных идеологов (так, член Главного совета Союза русского народа П. Ф
Будущую Россию он видел как свободную, добровольную федерацию городов. Н.А. Радищев отмечал, что заключая общественный договор, люди передают государству только часть своих прав, в силу чего за каждым членом общества сохраняется право защиты жизни, чести и собственности. Он был противником крепостничества, считая, что крепостное состояние противоречит естественному праву, поскольку все народы рождены свободными и равными. В своих произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву», «Проект гражданского уложения» он показал, что если власть издает законы, нарушая права, не обеспечивает человеку сохранности жизни, чести, неприкосновенности, за народом остается право на расторжение общественного договора и восстание против тирана. Вместе с благодарностью потомков он заслужил политическую оценку Екатерины II: «бунтовщик хуже Пугачева!» при Александре I принял активное участие в работе императорской комиссии нового гражданского законодательства. III. Характер политических учений в России 19 – 20 вв. XIX век для политической мысли России – век особый. В середине этого века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм.
Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 1995. 1 См. об этом же: Кожинов В. В. История Руси и русского слова. М., 2001. С. 59-61. 34 Достоевский Ф. М. ПСС. Т. 25. С. 20. 35 Достоевский Ф. М. ПСС. Т. 26. С. 131. 36 Там же. С. 147. 37 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 458. 38 Солоневич И. Народная монархия. М., 1991. С. 16. 39 Бердяев Н. А. Духи русской революции // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М., 1990. С. 55. 40 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 116. 1 Герцен А. И. Соч. Т. 7. М., 1958. С. 66. 41 См. Кантор К. М. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории // Вопросы философии, 1997. № 3. С. 38, 35, 42, 43. 42 Тойнби А.-Д. Постижение истории. М., 1991. С. 81-82. 43 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1923. Т. 1. С. 16. 44 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 2002. С. 372. 45 Кожинов В.В. Россия. Век XX (1939-1961). Опыт беспристрастного анализа. М., 2001. С. 71. 1 Уткин А. И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000. С. 365. 46 Мамардашвили М. К
Культура в середине и второй половине XVII в. 1 Просвещение и наука Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Недоросль Митрофанушка и гениальный Ломоносов, лапти с зипунами и роскошь туалетов императрицы, курная изба и великие творения русских архитекторов — все это существовало в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов. Просвещение На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.
Ленин говорил, что на ней ". . . воспиталось целое поколение русских марксистов". Эта работа ставила своей целью раскрыть преемственную связь мировоззрения и метода " современного материализма", то есть марксизма, с предшествующими учениями материалистической и диалектической философии. Вместе с тем в этой книге философски обосновывалась закономерность, необходимость социалистического, революционного преобразования мира на основе научного познания объективных законов природного и социального развития. И эта книга была направлена против главных противников марксизма в России либеральных народников, твердивших, что марксизм "философски необоснован" и неприменим к России. Вопреки народническим измышлениям о том, что материалистическая философия, в том числе и марксизм, будто бы страдают фатализмом, "приговаривает" все страны, включая Россию, веками испытывать муки капитализма и не дает якобы никакого простора для свободной деятельности людей, Плеханов убедительно доказал, что именно современный материализм марксизм устранил фаталистический характер.
Светлана Дружинина завершает работу над первыми шестью фильмами кинопроекта под названием "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII": "Завещание императора", "Завещание императрицы", "Я - император", "Падение Голиафа", "Вторая невеста императора", "Смерть юного императора". Премьера первого фильма кинопроекта состоялась в рамках кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге. Светлана Дружинина нередко выступает как автор и соавтор сценариев своих фильмов. Она написала сценарии к фильмам "Конец недели" (короткометражный, 1972), "Сватовство гусара", "Принцесса цирка", "Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII". Совместно с Н. Соротокиной и Ю. Нагибиным была автором сценария трилогии о гардемаринах. С. С. Дружинина - народная артистка России, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Петровской академии наук и искусства. Светлана Сергеевна постоянно в работе и не мыслит жизни без кинематографа. "Когда выпадает свободное время, признается она, я с удовольствием навожу порядок в доме, готовлю обед, принимаю гостей - и при этом тоскую по работе." Годы занятий в хореографическом училище не пропали даром.
Роль природных факторов в формировании Российского государства Главным среди природных факторов зоны расселения восточных славян, предков русских, появившихся в VI в. на территории современной Украины, был ее континентальный характер. Море с его торговыми путями играло куда меньшую роль по сравнению с невероятными усилиями по колонизации земель, которая составляет своего рода географический “стержень” русской истории. Особенности отдельных этапов колонизации во многом определяли специфику исторического развития Российской цивилизации. Колонизация земель и этапы развития России Века Направление колонизации Исторический этап IV-XIV Восточно-Европейская равнина Борьба с угрозой с юга от половцев и монголо-татар. Следствием этого было “запустение“ юго-западных земель, являвшихся ядром Киевской Руси. XVI-XVII Поволжье, Урал, Сибирь Бегство крестьян от крепостничества. Как следствие: уменьшение городского населения, замедление общего прироста населения в центральной России, окончательное формирование казачества XVII-XIX Сев. Причерноморье, Крым, Сев. Кавказ и Закавказье, Ср.
В этом шпиле нет готической ажурности и стремительности. Блистая золотом, образуя яркое световое пятно, он всего лишь утверждает идеальный организующий центр. „Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия". Слова Пушкина относятся к Петербургу в целом, но они помогают понять и его самое замечательное здание — Адмиралтейство. Действительно, в его полукилометровой протяженности, которую не в силах охватить одним взглядом человек, есть что-то стихийное, сверхчеловеческое, и вместе с тем своей строгой упорядоченностью, стянутостью к центру оно выглядит как гордое утверждение красоты дела рук человеческих и торжество его организующего духа. Включая свою постройку в пейзаж у невских берегов, Захаров примыкает не только к своим непосредственным предшественникам XVIII века (например, И. Старову, как создателю Таврического дворца), но и к традициям древнерусских зодчих. Впрочем, как человек послепетровской, послеломоносовской поры, он строит не так стихийно живописно, как создатели древнерусских городов и монастырей, но в строгом соответствии с той идеей разумности, которую принес в Россию век Просвещения.
Никакая власть и никакой положительный закон, не могут истребить прав, дарованных человеку самою природою. Он был убежденным противником крепостничества, считая, что крепостное состояние противоречит естественному праву, поскольку все народы рождены свободными и равными, подчеркивал в работе “О законоположении” необходимость “сделать в законоположении отечества великую перемену”. В своих произведениях “Путешествие из Петербурга в Москву”, “Проект гражданского уложения” показал, что если власть издает законы, нарушающие основные права, и не обеспечивает человеку сохранности жизни, чести, неприкосновенности имущества, за народом остается право на расторжение общественного договора и восстание против тирана. Долгие годы провел в ссылке. Вместе с благодарностью потомков заслужил и блестящую политическую оценку Екатерины II: “Бунтовщик, хуже Пугачева!”. При Александре I (1777–1825) принял активное участие в работе императорский комиссии нового гражданского законодательства. § 3. Характер политических и правовых учений в России XIX в. XIX в. для политической мысли России – век особый.
Россия вышла на революции разъединенной на традиционалистско-монархический, либеральный и окрепший революционно-социалистический лагерь. Столыпинские реформы были сорваны колебаниями верховной власти и поляризовавшимся обществом. Вследствии чего в 1914 г. Россия была втянута в мировую войну, к которой она не была готова. На волне экономического и социально-политического кризиса, вызванного войной, в феврале 1917 г. пало самодержавие. У власти оказались либералы и социалисты и дальнейшее развитие страны уже было непредсказуемо. Список использованной литературы Александрова Т.М. История России; век XIX-й. – М., 2006 Антонов В.Ф. Революционное народничество. – М., 1995 История России с древнейших времен до конца XX века. – М., 2001 Павленко Д.И. История России. – М., 2004 Пантин И.К., Плимак Е.Г. Революционная традиция в России. – М., 1986 Шацикло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905 – 1907 гг. – М., 1985
В последние годы в историографии начинают высказываться сомнения в реальности существования Избранной рады, которая начинает обретать очертания образа желаемого (для А. М. Курбского) и ненавистного (для Грозного) прошлого в знаменитой переписке. Подробнее см.: Филюшкин А. И. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада». М., 1998. Предположение это, как уже было отмечено (см.: Володихин Д. М. Продолжение спора об «Избранной Раде» // Русское Средневековье. 1999 год. Духовный мир. / Отв. ред. Д. М. Володихин. М., 1999.), нуждается в дополнительной аргументации. Советская историография в целом была склонна к признанию заслуг правительства Избранной рады в деле централизации страны, отмечая прогрессивный, хотя и незаконченный характер проводимых ею реформ. См. Бахрушин С. В. Избранная рада; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.; Курукин И. В. Сильвестр: политическая и культурная деятельность (источники и историография). АКД. М., 1983; Шмидт С. О. Правительственная деятельность А. Ф. Адашева и восточная политика Русского государства в середине XVI столетия. АКД. М., 1949 и др. Так, согласно мнению ряда исследователей путь реформ, предлагаемый и проводимый Избранной радой, представлял большие преимущества по сравнению с излишне поспешными и не всегда продуманными попытками централизации страны Ивана Грозного. См.: Альшиц Д. Н. Первый опыт перестройки государственного аппарата в России (Век шестнадцатый.
Русская культура и общественная мысль в России Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Недоросль Митрофанушка и гениальный Ломоносов, лапти с зипунами и роскошь туалетов императрицы, курная изба и великие творения русских архитекторов — все это существовало в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов. Просвещение На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.
Уроки Александра Михайловича Евлахова Александр Евлахов (1880—1966) — полузабытое имя. Автор стихотворного сборника, оперного либретто «Княжна Мери», десятков рассказов, литературный критик, педагог, эстетик, врач-психиатр. Мыслитель такого масштаба, профессор столь широкой образованности мог появиться в России века двадцатого лишь в эпоху Серебряного века. Прежде всего Евлахов был великим поборником чистого искусства. Более того — чистого, если можно так выразиться, литературоведения. Для него сама методология исследования становится ненаучной, если обращается к этическому толкованию литературного произведения: "История поэзии и искусства знает немного произведений, которые были бы совершенно свободны от упрёков со стороны морали. Напротив, как в древности, так и в новейшее время художников и поэтов не раз обвиняли в безнравственности и вредном влиянии на общество. Указать на все художественные произведения, в своё время подвергшиеся преследованию либо упрёкам в безнравственности, — невозможно. Это значило бы составить длиннейший мартиролог художников и писателей". Крупнейшая работа Евлахова, посвящённая философии художественного творчества, — «Введение в философию художественного творчества.
Исполнение песен, проникнутых мучительным ощущением крушения миражей уходящей в прошлое советской эпохи, было связано, по мысли их автора, с определенным жанрово-родовым синтезом, так как "выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемики, а иногда даже в лекции". Одной из наиболее известных гражданских песен Талькова стала песня "Россия" (1989). Текст построен в форме прямого обращения поэта к родной стране, чей облик в прошлом и настоящем проступает при чтении "старой тетради расстрелянного генерала". Публицистичность соединена здесь с обнаженностью страждущего чувства лирического "я", ассоциирующего себя с "обманутым поколением" своих современников – в финале песни эти слова не поются, а медленно проговариваются, что служит их особому смысловому выделению. Центральной в стихотворении становится мифологема "золотого века" дореволюционной России ("век золотой Екатерины", "златоглавая Москва", колокольный звон в звуковом оформлении песни), претерпевшей распятие в революционное лихолетье. Третья строфа, рисующая апокалипсическую картину гибели России ("разверзлись с треском небеса"), исполнялась бардом особенно эмоционально, а контраст прошлого и настоящего проявился в резкой смене цветовой гаммы ("золотые купола", "черный глаз", "красный царь").
Речь здесь конечно не о том, что верующий или неверующий ученые будут получать разные данные в одном и том же опыте, а о том, какие выводы делает ученый из анализа своих моделей, и о социальном значении этих выводов. Отсюда следует, что и процесс обучения неразрывно должен быть связан с духовно- нравственным воспитанием и выработкой мировоззрения школьника, если мы хотим воспитать в процессе обучения активную, творческую личность, реализующую свой потенциал во благо человеку и человечеству. Для такого духовно-нравственного воспитания нужна мировоззренческая основа, которой владеет и стремится передать ученикам учитель. Ясно, что такой мировоззренческой основой не может быть прагматическое, культивируемое на Западе, а также сегодняшние попытки воспитать в человеке чувство зависимости его благосостояния от некоторой «удачи». С другой стороны, Россия веками жила на мировоззренческой основе Православия. На этой основе развивалась великая русская культура и, в частности, русская наука, внесшая колоссальный вклад в мировую науку.
В России веками бытовало убеждение, что государство - хотя и внешняя, чуждая подавляющему большинству населения сила, однако же, необходимо народу для того, чтобы уберечь его от самого себя, от склонности к хаусу и беспорядкам и обеспечить "душевную дисциплину", безопасность и подчинение людей общему делу. Отношения подданных к власти в России традиционно носили личный, патриархальный характер. Причем власть имущие традиционно пользовались большими почестями и имели немало привилегий. Личностное восприятие властных отношений снижает возможности их рационализации, контроль и требовательность к должностным лицам и их ответственность, благоприятствует развитию протекционизма и круговой поруки, осложняет строительство правовой демократической государственности. Русские традиционно отличаются от западноевропейцев относительно слабой способностью к самоорганизации в условиях стабильности. Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они основывались на существовании в стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской собор, земство, советы, производственная демократия, элементы демократии в коммунистической политической системе и т.д. Даже в условиях самодержавия в государстве веками существовала "бытовая демократия".
![]() | 978 63 62 |