![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Россия в первой половине девятнадцатого века | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В три часа - ни малейшего понятия. А что? Еще не поздно. Еще только три! Слышится ленивый голос: "Наверное, в пять начнется". В пять часов: заседание скоро начнется. "Скоро" значит в половине седьмого. Итак: запах юфти, мясной фарш, время, которое не деньги, папиросы фабрики имени Розы Люксембург - за все заплачено серебром, чуть дешевле цен международного золотого паритета. Десять золотых рублей (червонец) во время моего пребывания в России был равен примерно 4,34 доллара. Можно пообедать за рубль сорок копеек (около 42 динаров). Обед из трех блюд: суп или суп-пюре, щи или говяжий суп с приличным куском мяса. Потом рыба или жаркое, салат, шоколадный крем или мороженое. Обед за шестьдесят копеек состоит из супа с куском говядины и жаркого с гарниром. Текстиль так же дорог, как в Германии. Чаевые давать не принято; впрочем, официанты - тема для отдельной главы. В киосках и в залах ожидания на вокзале продаются книги - от сочинений энциклопедистов до безбожников-материалистов первой половины девятнадцатого века и полные собрания сочинений Маркса и Энгельса, Ленина, Бухарина и т.д
Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях. Первую треть девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине восемнадцатого века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевсий собор в Петербурге – самое большое здание, возведённое в России в первой половине девятнадцатого века. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски.
Император Николай I в свете исторической правды.P В кн: Тарасов, с. 393. 282 Филин, с.241 283 Россия первой половины XIX века, с. 585. 284 Выскочков, с.226. 285 Там же, с.227. 286 Антонов, с.11. 287 Кулагина Г.А. История родного края. Свердловск, 1983, с. 84. 288 Выскочков, с.235, 236. 289 Россия первой половины XIX века, с.586 290 Николай I: личность и эпоха, с.21. 291 Филин, с. 247. 292 Горлов, с. 253. 293 Там же, с. 252. 294 Щеглов, с. 574. 295 Янковский, с.P4345. 296 Россия первой половины XIX века глазами иностранцев, с.630. 297 Там же, с. 633 298 Там же, с. 634. 299 Кулагина, с. 52; Антонов, с.21. 300 Тойнби, с. 2223. 301 Антонов, с.15. 302 Там же, с. 1517. 303 Там же, с. 70. 304 Платонов, с.42 305 Янковский, с.23. 306 Лермонтов М.Ю. Опять, народные витии. Соч. в двух томах, М.1989, т.1, с. 320. 307 Леонтьев К. Владимир Соловьев против Данилевского. 308 Коялович. История русского самосознания, c.216. 309 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 томах. Л., 1952. Т. 13, с. 435446. 310 Литературное Наследие, т. 64, с. 330. 311 Шелгунов Н.В. Воспоминания. М.P Л, 1923, с 24. 312 Катехизис революционера.P В кн: Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Под ред. Рудницкой Е.Л. М., 1997. 313 Леонтьев К
«Разумные эгоисты» Н. Г. Чернышевского “Человек —это звучит гордо.” М. Горький Эпиграфом к моему сочинению стали слова М. Горького. А сама я, для начала, сказала бы скромнее: “Человек — это часть живой природы”. Конечно, очень особенная часть. Что же делает человека особенным? Мне кажется, бесспорная истина: “Я мыслю, значит, я существую”. Н. Г. Чернышевский в романе “Что делать?” обращался в первую очередь к разуму своих читателей, несмотря на то что сюжет там построен на чувствах. Интересна судьба этого произведения. С момента выхода в свет одна группа людей несла его как священное знамя, а другая, не менее торжественно, плевала в его сторону. Но и те, и другие, и сам автор присвоили роману статус политического манифеста. Такое уж было время. Россия второй половины девятнадцатого века бурлила от избытка социальных и политических проблем. В поисках их разрешения активно развивалось общественное сознание. Литература, конечно же, не могла оставаться в стороне. Писатели становились публицистами, а революционеры — писателями.
Русское общество 40 - 50-х годов XIX в. Часть 1 - 2. М., 1991. Дружинин Н. М. Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева. М.; Л., 1956 - 1958. Т. 1 - 2. Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. // Избр. труды. М., 1985. Кн. 1. Дьяков В. А. Освободительное движение в России. Конец XVIII - начало XX в. М., 1979. Восточный вопрос во внешней политике России. М., 1978. Киняпина К. С. Внешняя политика России первой половины XIX века. М., 1963. Ковальченко И. Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. М., 1967. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Левандовский А. А. Т. Н. Грановский в русском общественном движении. М., 1989. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989. Очерки экономической истории России первой половины XIX века. М., 1959. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975. Рыдзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958. Тарле Е. В. Крымская война. 2-е изд. М.; Л., 1950. Т. 1 - 2. Троицкий Н. А. 1812. Великий год России. М., 1988. Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. М., 1997. Федоров В. А
Некоторые из советских историков форму русской государственности времен Ивана Грозного определяют как самодержавие с боярской думой и боярской аристократией. Именно такую концепцию в 30-40 гг. предложил Смирнов И.И. Основными чертами развития монархии в России он считал борьбу феодальной знати, отстаивающей политические порядки и традиции периода феодальной раздробленности “против царской власти и централизованного государства”, а наиболее прогрессивной формой централизации - “создание буржуазного строя, основанного на бюрократических началах” и опирающегося на местное дворянство - “главную опору власти”. По мнению другого советского историка - Н.Е.Носова - всякая позитивная роль земских сословных органов, а тем более боярской думы при такой постановке вопроса полностью исключается. Другие исследователи считают, что русское государство XVI в. было самодержавной монархией с аристократической боярской думой лишь до определенного времени - в частности до земского собора 1566 г., а затем пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию. По мнению А.А.Зимина, например, Россия первой половины XVI века представляла собой сословную монархию, а с 1549 г., когда был созван так называемый “собор примирения”, превратилась в сословно-представительную монархию. Согласно концепции Н.Е.Носова, в 50-х годах XVI века - в период избранной рады - в России сложились устои сословно-представительной монархии и в годы опричнины в стране установился режим военно-феодальной диктатуры дворян-крепостников. С.О.Шмидт полагает, что первые сословные учреждения в России XVI в. (земские соборы) формируются тогда же, когда становятся заметными первые признаки абсолютизма.
Для Пушкина свято то, что связано с Татьяной. «Его я свято берегу», — говорит он о ее письме. Каждому герою Пушкин отдает какие-то свои качества, а качества Татьяны — это лучшее, чем обладал Пушкин. Роман читается в форме диалога. Потому что Пушкин-рассказчик наполнил свое произведение обращениями типа «мой читатель», «мой друг». Я бы смог поверить в то, что историю с Онегиным Пушкин придумал для того, чтобы рассказать о себе. В конце первой главы Пушкин иронизирует: уж не о нем ли самом в действительности этот роман: Чтобы насмешливый читатель. Сличая здесь мои черты, Не повторял потом безбожно, Что намарал я свой портрет. Однако, несмотря на эту иронию, сам Пушкин, его образ, его мысли, его мировоззрение так точно присутствуют на страницах «Евгения Онегина», что, по-моему, смело можно утверждать: действительным главным героем этого романа является именно Пушкин. ОБРАЗ ОНЕГИНА В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века.
В первой половине девятнадцатого века здесь творил основоположник русской классической музыки – М.И. Глинка. Михаил Иванович Глинка был выдающимся русским композитором. В его произведениях впервые забил живой родник подлинно народной, а не переведённой с чужого языка музыки. В 1836 году состоялась премьера его оперы «Жизнь за царя». Зал был полон. В одиннадцатом ряду сидел Пушкин, а на втором ярусе – Глинка. Премьера оперы стала большим событием, но вызвала недовольство – народный характер музыки шокировал зрителей, и некоторые назвали её «музыкой кучеров». Шесть лет спустя была представлена публике замечательная опера «Руслан и Людмила». Но она не встретила в своё время поддержки в официальных кругах. Выдающиеся достоинства сочинения оценили лишь немногие. Великосветские «ценители искусства» сочли «Руслана» скучной оперой и тем самым определили его судьбу. Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. Родился он в 1840 году, в семье заводского инженера в Воткинске. С раннего детства он полюбил музыку – у него дома она звучала очень часто: его отец играл на флейте, мать пела. С пяти лет он начал импровизировать на рояле.
Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, “ослабить должное к власти почтение”. В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что “в книгах для простого народа” нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать “бедствия крепостного крестьянства”, следовало “избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов”. 2. Предреформенная Россия (Первая половина XIX века.) 2.1. Образование и просвещение. В 20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решать школа в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование, то теперь школа прежде всего способствовала восприятию нравственности, основанной на религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений целью обучения считалось “при нравственном образовании доставлять юношеству средства к приобретению нужнейших по состоянию каждого познаний”. В этот период усиливается сословность в системе образования, нарушается преемственность обучения в общеобразовательной школе, что прежде декларировать в правительственных постановлениях.
В истории России также имеется немало примеров, касающихся групповой преступности. Так, Земским Собором 1619 г., созванным при непосредственном участии молодого тогда еще царя Михаила Федоровича Романова, среди прочего был рассмотрен и вопрос о злоупотреблениях местной администрации. Такие злоупотребления не были редкостью для Российского государства, но именно в этот период вскрылся глобальный характер административных злоупотреблений. В связи с этим соборным приговором был образован сыскной приказ, которому вменялось в обязанность доносить царю обо всех злоупотреблениях со стороны царских чиновников. Но не столько царские чиновники, сколько родственники царя, организовав преступные группы, занимались злоупотреблениями. Так Илья Данилович Милославский, видный деятель России первой половины 17 века, едва ставший царским тестем, сразу начал использовать свое положение для наживы. Особенно наживались родственники его-окольничие, судья Земского приказа Леонтий Плещеев и заведовавший пушкарским приказом Траханиотов. В результате наглых злоупотреблений царских чиновников в народе поднялся ропот, дошедший до расправы с Плещеевым, которого народ вырвал из рук палача и убил.
В русском городе можно обнаружить следы цеховой организации ремесленников и торговцев . В Пскове , например , они объединялись вокруг торговых рядов . Члены этих корпораций («рядовичи») при вступлении в них вносили определённый денежный вклад и обладали льготными правами торговли . В условиях расширявшегося товарного производства росло имущественное неравенство на посаде . Наряду с «середнями» посадскими людьми выделялась верхушка («лучшие» люди ) и беднота («молодчие» люди ). К началу 16 века «лучшие» и «середние» люди в городах Новгородской земли не превышали 20-25% . В верхушку торгово-ремеслянной части городов , городской патрициат , наделённый особыми привилегиями , по-прежнему входили гости и торговые люди суконной и гостинной сотен . С конца 15 века складываются династии русского купечества ( Таракановы , Хозниковы и др.) , которые вели большие торговые операции внутри страны и за её пределами . Гости были также великокняжескими агентами по торговым делам . В России первой половины 16 века шёл интенсивный процесс первоначального накопления капиталов .
Строился театр с 1828 по 1832 год. Он расположен в глубине площади и обращён своим главным фасадом к Невскому проспекту. Здание Александринского театра играет в ансамбле площади доминирующую роль. Оно является образцом высокого классицизма в архитектуре. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады здания. Шестиколонная лоджия коринфского ордера главного фасада с аттиком, украшенным барельефными скульптурами Славы и Лиры, на котором установлена квадрига Аполлона, придают театру особую величавость. В нишах главного фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены. Задний фасад помимо пилястр украшен также статуями муз Клио и Эвтерпы. Первая половина девятнадцатого века превратила градостроительное ядро Петербурга в уникальную, целостную систему архитектурных ансамблей, не имеющих себе равных истории мирового градостроительства искусства. Список литературы bolshe.ru/
Русский романтизм развивался поэтами первой половины девятнадцатого века, и каждый поэт вносил что-то новое. Русский романтизм получил широкое развитие, приобрел характерные черты, стал самостоятельным направлением в литературе. В "Руслане и Людмиле" А.С. Пушкина есть строки: "Там русский дух, там Русью пахнет". Это же можно сказать и о русском романтизме. Герои романтических произведений — поэтические души, стремящиеся к «высокому» и прекрасному. Но существует враждебный мир, который не дает почувствовать свободу, который оставляет непонятыми эти души. Этот мир груб, поэтому поэтическая душа бежит в другой, где есть идеал, она стремится к «вечному». На этом конфликте основывается романтизм. Но поэты по-разному относились к этой ситуации. Жуковский, Пушкин, Лермонтов, исходя из одного, по-разному строят отношения своих героев и окружающего их мира, поэтому и пути к идеалу у их героев были разные. Действительность ужасна, груба, нахальна и эгоистична, в ней нет места чувствам, мечтам и желаниям поэта, его героев. «Истинное» и вечное — в потустороннем мире.
«Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Творчество М. А. Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно считать тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России первой половины нашего века. Но самое главное, М. А. Булгаков был проницательным пророком. Он не только описывал то, что видел вокруг себя, но и понимал, как дорого заплатит за все это его родина. С горьким чувством он пишет после окончания первой мировой войны: “.Западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процве-тать!), а мы. мы будем драться, мы будем платить за безумие дней октябрьских, за все!” И позже, в 1926 году, в дневнике: “Дикий мы, темный, несчастный народ”. М. А. Булгаков — тонкий сатирик, ученик Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Но проза писателя — это не просто сатира, это сатира фантастическая. Между этими двумя типами мировосприятия существует огромная разница: сатира обнажает те недостатки, которые существуют в действительности, а фантастическая сатира предупреждает общество о том, что ждет его в будущем.
Школа и педагогика в России первой половины XIX века Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева В конце XVIII и начале XIX века совершались важнейшие всемирно-исторические события. В. И. Ленин назвал это время эпохой буржуазно-демократических движений вообще, «буржуазно-национальных в частности», эпохой «быстрой ломки переживших себя феодально-абсолютистских учреждений». Отечественная война 1812 года, спасшая Европу от владычества Наполеона, подъем под влиянием этой войны национально-освободительного движения на Западе, события в Испании, восстание в Греции, выступление дворянских революционеров-декабристов против самодержавно-крепостнического строя — таков краткий перечень этих важнейших всемирно-исторических событий. Во всех странах Европы в это время происходила борьба передовых сил против феодализма за утверждение более прогрессивного в ту пору буржуазного строя. Создание в России государственной системы школьного образования. Вследствие исторических условий, требовавших ломки феодально-абсолютистских учреждений, «монархи заигрывали с либерализмом». В России царским правительством, вынужденным идти под влиянием начавшегося кризиса крепостнических отношений на уступки общественному мнению, была проведена реформа просвещения.
Интерес к платоновской философии в России первой половины XIX века совпал с широким распространением философии Гегеля, который полагал, что рели- гия и философия имеют одно и то же абсолютное содержание, первая - в форме представления, а вторая - в форме понятия. Мысль Гегеля, что ”. . . именно Платон и его философия более всего способствовали тому, что религия сделалась организацией разумного, царством сверхъестественного, так как он уже положил этому ве- ликое начало”, оказала определенное влияние на философско-религиозную ориентацию русской идеалистической философии и способствовала формированию внутреннего, глубинного интереса к платоновской философии. 4. С п и с о к л и т е р а т у р ы. 1. Кессиди Ф. Х. “Платон и его эпоха”. М., 1979. 2. Лосев А. Ф. “История античной эстетики”. М., 1974. 3. Сковорода Г. С. “Сочинения”., т. 2., 1973.
Эту особенность заметили экономисты еще в первой половине девятнадцатого века. В частности, пытаясь выявить причины перепроизводства, проявляющиеся в значительном превышении предложения товара над спросом на него с одновременным понижением до критического уровня, экономисты обратили внимание на периодичность понижения или повышения спроса, увеличение объемов производства или его застой. Проблема имела столь огромное значение, что ее не обошел практически не один экономист 19 и 20 веков. Проблеме циклического развития посвящены работы А. Шпитгофа, М. Туган-Барановского, К Маркса, К. Веблена, У. Митчелла, Дж. М. Кларка, Дж.Хикса, Дж.М.Кейнса и Шумпетера, Н.Д.Кондратьева, П.Самуэльсона и т.д. И хотя их работы объединены единой темо, но в них можно найти множество трактовок, объясняющих причины, фазы и характеристику циклов, различные пояснения и прогнозы. Поэтому, вопрос циклических и нециклических колебаний остается до сих пор актуальным, В связи с чем он и рассматривается в данной курсовой работе. Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии.
В истории России имеется немало примеров, касающихся соучастия и групповой преступности в целом. Так, Земским Собором 1619 года, созванным при непосредственном участии молодого еще тогда царя Михаила Федоровича Романова, среди прочего был рассмотрен и вопрос о злоупотреблениях местной администрации. Таковые злоупотребления не были редкостью для Российского государства, но именно в период, предшествующий Собору 1619 года, вскрылся, во многом благодаря усилиям молодого царя, глобальный характер административных злоупотреблений. В связи с этим, соборным приговором был образован сыскной приказ, которому вменялось в обязанность доносить царю о всех злоупотреблениях со стороны царских чиновников. Но не столько царские чиновники, сколько родственники царя, организовав преступные группы, занимались злоупотреблениями. Так, Илья Данилович Милославский, видный деятель России первой половины 17 века, едва ставший царским тестем, сразу стал использовать свое родственное положение для наживы. Особенно наживались его родственники – окольничие, судья земского приказа Леонтий Плещеев и заведовавший пушкарским приказом Траханитов. В результате наглых злоупотреблений царских чиновников в народе поднялся ропот, дошедший до расправы с Плещеевым, которого народ вырвал из рук палача и убил.
![]() | 978 63 62 |