![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Татаро-монгольское иго на Руси | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Арабский историк Масуди в своей книге "Промывальни золота и рудники самоцветов", написанной в 943 - 947 годах, свидетельствовал, что "русы и славяне...- войско и рабы" хазарского царя26. Понятие "хазарское иго" непривычно для большинства читателей, которые знают только татаро-монгольское иго. Но в замечательном труде С. А. Плетневой "Кочевники Средневековья: Поиски исторических закономерностей" со всей конкретностью показано, что "Золотая Орда во многом повторяет историю развития Хазарского каганата"27. Выдающийся археолог и историк обоснованно раскрыла, что Хазарский каганат и татаро-монгольская Золотая Орда занимали примерно одну территорию, имели, в сущности, тех же вассалов, союзников и врагов, такие же стратегические и торговые центры и т. д.28 "Наконец,пишет С. А. Плетнева,- Золотая Орда просуществовала недолго - всего около 200 лет, т. е. примерно столько же, сколько длился второй период жизни Хазарского каганата"29,- период с середины VIII столетия, когда каганат превратился в громадную империю. Нельзя не сказать о том, что хазарское иго было, без сомнения, гораздо более опасным для Руси, чем татаро-монгольское,- в частности, потому, что Русь представляла собой только еще складывающуюся народность, государственность и культуру
Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве. Рассмотрим кратко ее историю. 1.2 Бюджетная система дореволюционной России. Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные — виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход». В XV в. с образованием Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя.
Не выдерживает критики и идея политической монголочингизизации Московского княжества и его исторической наследницы России. В данном случае совершенно не учитывается 250-летняя борьба русского народа с татаро-монгольским игом за свою национальную независимость, за сохранение своего исторического, культурного духовного своеобразия, просто за государственную самостоятельность. В итоге получилось нечто исторически совершенно несуразное: полное тождество между российской государственностью и государственностью Чингизидов, отношение к России, как к исторической правопреемнице империи Чингисхана,в частности, ее агрессивно-завоевательного заряда. Но как это совместить с многовековой борьбой Руси с этой империей. Разве она велась только для того, чтобы России стать историческим инобытием Золотой Орды? А может, все-таки для того, чтобы стать Россией? Неужели дело политического объединения Руси - это та историческая задача, которая стояла перед золотоордынскими ханами и которая в качестве исторического завещания досталась в наследство Московской Руси? Быть может, все-таки есть исторически более естественное и от этого более простое объяснение процессов складывания единого централизованного Русского государства, как следствие решения внутренних русских задач исторического развития. 3
Около трёхсот лет мореходство на Руси не развивалось, и только после освобождения от татаро–монгольского ига, после разгрома шведской армии и флота в сраженьях Северной войны страна получила выход к морям и стала строить свой большой флот. В многочисленных боях с иноземными флотами – турецким, шведским, английским, французским, датским, прусским, японским – русские моряки проявляли мужество и отвагу, бесстрашие и мастерство. Русский флот воспитал немало талантливых флагманов, показавших множество примеров искусного ведения боёв и сражений на основе разработанной ими оригинальной морской тактики. Не числом, а умением разили врагов русские моряки под командованием контр–адмирала Петра Михайлова (Петра I) в боях за Выборг и у Гангута, дерзко высаживали десанты на шведские берега под руководством генерал–адмирала Фёдора Апраксина, храбро дрались под командованием капитана 2 ранга Сенявина в бою у острова Эзель, водимые в бой бесстрашным бригадиром, а впоследствии адмиралом Фёдором Ушаковым, искусно били врага у Керчи и у Калиакрии, отчаянными и дерзкими морскими десантами освобождали Ионические острова.
Византия в годы своей перемычки, подчиняясь необходимости, "встает под ружье". Мы помним, что сам византийский уклад был отнюдь не военный. Но теперь на место провинций времен Юстиниана приходят фемы (военно-административные округа), возглавляемые стратигами (военачальниками), которые обладают всей полнотой власти в своем округе. Противостояние Византии и халифата длилось весь VII век. Византия пассивно оборонялась, арабы каждый год осаждали Константинополь с моря и суши. Правда, в конце концов удалось заключить с арабами мир на достаточно приемлемых условиях (во многом благодаря изобретению "греческого огня"). Произошло это в 678 году, как раз по окончании злополучной для восточного цикла третьей фазы. Договор на 30 лет. Однако успехом назвать это с учетом былого величия трудно. Увы, восточная политика - очень часто глухая оборона: не до величия, быть бы живу... Территория страны тем временем сократилась втрое. Как во времена татаро-монгольского ига и бесконечных княжеских усобиц, государственная идея Руси хранилась лишь церковью, так же и в Византии церковь все более военизируется и политизируется, хотя теоретически правильнее говорить, что все сферы, в том числе властная и военная, становятся все более подчинены идеологам, то есть церковникам
Так Русь попала в зависимость от Золотой Орды, иго продлилось около 250 лет. За такой большой срок на Руси произошло великое множество событий – сменилось множество князей, некоторые княжества объединялись, некоторые воевали, жизнь текла своим чередом. Но события второй четверти XV века имели важное значение для жизни России в целом. Именно в это время началась Русская феодальная война, продлившаяся 28 лет. Начал эту войну князь удельного Галицкого княжества Юрий Дмитриевич со своими сыновьями. Разобрать эту войну и ее итоги я и ставлю своей задачей в данном реферате. Я считаю, что эта тема не слишком популярна среди учащихся и поэтому освещена мало. Но тем не менее, война длящаяся почти тридцать лет не могла пройти бесследно для Русского государства. Кроме того, сам колорит этой эпохи, эпохи трудной, тяжелой для Руси, делает для меня эту тему привлекательной. Очень интересно говорить о тех событиях, которые не привлекли к себе внимание множества специалистов и простых людей, как, например татаро-монгольское иго или Вторая Мировая война, которые по косточкам разобраны в каждой книге по истории и сами послужили причиной написания исторических книг и научных работ.
Российская правовая система имеет много корней из немецкого, германского права. Но обладает и своим своеобразием (советское, постсоветское и российское право). Периодизация РПС: 1). Древнерусское право (9-12 в.) – создается право, в основе которого лежат обычаи – «Русская правда» Ярослава Мудрого (начало 11 в.). Татаро- монгольское иго завершило этот период. 1197 г. – Любичский съезд, князья Древней Руси постановили о вотчинах. Киевская Русь разделилась на княжества. 2). Право Московского государства ( 13-17 в.) – собирание русских земель под Московским княжеством. Образование Московского царства. Соборное уложение 1648 г. (уложение Алексея Михайловича), в результате кодификации русского феодального права. 3). Право Российской империи (18-20 в.) – с Петра 1, правовые реформы: Петр реципировал (перевел) европейское право, Екатерина 1 продолжила. 19 в. – Свод законов Российской империи (1835). 4). Период советского права (1917-1990 г.) – до 1990 г. происходило огосударствление права, государство было на первом месте.
Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова и И.А. Гончарова Реферат по литературе ученика 11"А" класса Жучкова Андрея Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Петровск 2004 г. Вступление Характер русского человека многогранен. Многие столетия отшлифовывались лучшие черты нашего народа. Терпение и несгибаемая воля, которые проявились и в самые тяжелые годы войны, и на рубеже становления Великой Руси, когда наш народ находился под гнетом татаро-монгольского ига. Щедростью и добротой знаменит наш человек. Безграничной самоотверженностью и трудолюбием, проявившимся на всесоюзных стройках страны и на восстановлении разрушенного войною хозяйства. К сожалению, наряду с лучшими качествами, в русском человеке могут уживаться и нелицеприятные черты, такие как лень и безответственность. Не поэтому ли для приезжающего к нам иностранца русская душа – загадка? Небывалый интерес к русскому характеру вдохновил многих писателей создать лучшие произведения нашей классики: Л. Толстой «Война и мир», Н. Лесков «Левша», «Очарованный странник», И. Гончаров «Обломов», «Фрегат«Паллада». Герои этих произведений явились примером для подражания и источником нравственного становления многих поколений читателей.
Когда-то Тохтамыш вышел из повиновения Тимуру и стал претендовать на подвластные ему территории. Началось противостояние. Тохтамыш сразу же после смерти Дмитрия Донского выдал ярлык на княжение Владимирское его сыну, Василию I, и усилил его, передав ему и Нижегородское княжество и ряд городов. Тохтамыш между тем метался в противоречиях ордынской политики на Руси, и на реке Терек в 1395 году войска Тимура разбили Тохтамыша, расправились с ним за его двойственность. После битвы на Тереке непобедимый «бог войны» двинул свои войска через Поволжье и Приднепровье к Москве, но простояв 15 дней в Ельце он повернул прочь. Следует заметить, что всего через 15 лет после Куликовской битвы, продемонстрировавшей превосходство русской политики и русского военного искусства над ордынским и во многом решающим образом ослабившей политическое и экономическое влияние татаро-монгольского ига в Северо- Восточной Руси, среднеазиатскому полководцу надо было крепко призадуматься, прежде чем вступать в сражение с московскими войсками.
В работе “Значение преподобного Сергия для русского народа” В.О.Ключевский подчеркивает основу жизни нашего народа-веру в самого себя даже в самые трагические моменты истории, каким было татаро- монгольское иго. “Это было одно из тех народных бедствий,-указывает он,- которые приносят не только материальное,но и нравственное разорение ,надолго повергая народ в мёртвое оцепение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадёжно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода.Что ещё хуже,ужасом от-цов,переживших бурю , заражались дети , родившиеся после неё. Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг,панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость,в черту национального характера,и в истории человечества могла бы прибавиться лишняя тёмная страница , повествующая о том , как нападение азиатскоо монгола привело к падению великого европейского народа”. Тогда этой “тёмной страницы” не прибавилось. Русской народ освободился от иноземного ига, а затем создал могучее государство. Это чудо возрождения древней Руси В.О.Ключевский объясняет ссылкой на то, что “одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься после падения”.При этом Ключевский был твёрдо убеждён,что “как бы ни было тяжко его унижение , но пробьёт час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях,которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу”.
Культурное развитие Руси было во многом самобытным и прогрессивным: Русь не знала схоластики, инквизиции, демонологические взгляды получили здесь значительно меньшее распространение, чем в Западной Европе. Монастырские больницы начали строиться в Киевской Руси с 11 в. В них призревались и психически больные, о чем говорится в «Житии Феодосия Печерского» (настоятеля киевского монастыря). Среди монахов, обслуживавших монастырские больницы, были образованные люди, переводившие на русский язык греческие и римские медицинские сочинения. Татаро-монгольское иго на два с половиной столетия остановило развитие Руси. Отношение к психически больным в Московской государстве нашло отражение в статьях судебника, выработанного Стоглавым собором (1551). В «Стоглаве» говорится о тех, «кои одержимы бесом и лишены разума». В этом определении отразилась двойственность во взглядах на психические нарушения, как на бесоодержимость и как на болезнь. «Стоглав» предписывал размешать психически больных по монастырям, «чтобы не быть им помехой и пугалом для здоровых».
К числу причин, обусловивших монгольские завоевания, выделим феодальную раздробленность - политическую и экономическую децентрализацию государства, создание на территории Древней Руси практически независимых друг от друга, самостоятельных государственных образований, имевших верховного правителя только формально (XII - XV вв.). Однако кроме этой очевидной причины нам предстоит разобраться с одной из спорных концепций в исторической и смежных науках по данной проблеме. В частности по мнению русского историка Г.Вернадского Александр Невский «видел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада. Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели одну цель: сохранение православия, как нравственно - политической силы русского народа . Нетрадиционный подход к проблеме татаро - монгольского ига вы найдете и в трудах нашего современника Л.Н.Гумилева , который полагал, что Александр Невский, став приемным сыном Батыя, сделал исторический выбор между Востоком и Западом в пользу Востока. «Утверждаю, - пишет он, - что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский Орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком.
Достигнуто это было благодаря тому, что этот город занимал очень выгодное географическое положение – он стоял у начала известного торгового маршрута «из варяг в греки». В результате чего здесь процветали торговля и ремесло, что, в свою очередь, способствовало складыванию богатой и независимой боярской торгово-ремесленной верхушки. А это вело к формированию особого социально-политического строя – феодальной республике. Высшим органом власти было народное собрание – вече, решавшее путем голосования вопросы жизни города. Последствием феодальной раздробленности стало нашествие на Русь монголо-татарского ига. 4. Татаро-монгольское иго на Руси. Возвышение Москвы. Образование русской государственности при Иване III. Конец татаро-монгольского ига и его последствия. В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Батый основал государство Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полу самостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.
Более того, оппозиционное власти и Церкви, оторванное от народа либеральное движение имело своей опорой земства. Но об этом - ниже. Даже поверхностный анализ истории национального самоуправления ясно показывает, что выборное начало, позволяющее обустраивать Русь "снизу" всегда наличествовало в русской истории, а если и ослабевало или почти исчезало, то как правило это происходило либо во время иноземных завоеваний ("вече" исчезает на большинстве русских земель в период татаро-монгольского ига), либо, как это ни покажется огорчительным для нынешних либералов-западников, как раз в те эпохи, когда происходили цивилизационные ломки России ("великие реформы"!) по западноевропейским образцам (при Петре I и его преемниках, вплоть до Александра II; большевиках, проводящих в жизнь самую прогрессивную к тому времени западноевропейскую идеологию - марксизм; оказалась почти сведённой на нет роль органов самоуправления и в переживаемый нами пост-"катастроечный" период). Тут надо сразу расставить все точки над "I". Выборное начало на Руси имело мало что общего с современным механическим подсчётом голосов безличных "атомов"-избирателей.
Его существование прекратилось (за исключением Пскова и Новгорода) лишь во времена татаро-монгольского ига. Другим полюсом политической жизни была власть князя. Первоначально князь выступал как военачальник, но постепенно в его руках сосредоточились такие функции, как сбор налогов, суд, законодательство, основание новых городов. Однако главными задачами древнерусского князя все же оставались защита Руси от нападений извне и сбор налогов для того, чтобы обеспечить содержание княжеского двора и войска. Надо сказать, что хотя права и обязанности князя были более определенными, чем права и обязанности веча, но и княжеская власть была лишь зародышем государственной власти. Определенную роль при князе играла боярская дума, которая состояла из старших дружинников. До XI в. она заседала совместно с городскими старейшинами – тысяцкими, начальниками ополчения, выбиравшимися вечем. В XI и XII вв. тысяцкие уже назначаются князем и сливаются с боярской думой. Но и дума не имела законодательно оформленных прав и обязанностей. Лишь с XII в. появляются элементы более упорядоченной организации власти: княжеские слуги, ответственные за тот или иной участок работ.
На самом же деле скрываем от него половину информации. Высший пилотаж! На деле же все обстоит по-другому. Не логикой и ссылками на проверенные источники оперирует Бушков, а использует традиционный для авторов "фольк-хистори" набор "методов". Здесь все "лучшее", к чему когда-либо прибегали авторы "фольк-хисторических" трудов – и хлесткое обругивание историков (типа "вы только посмотрите, какие дураки!"), и апелляции к здравому смыслу читателя, и псевдологические рассуждения, и так называемая "работа в режиме воды". (В последнем случае автор "вываливает" на страницы книги ворох несистематизированной информации, которую читающий не может толком "переварить", но которая создает впечатление широкой эрудированности пишущего и его углубленного знания предмета). "Гвоздем" программы Бушкова является глава, в которой он утверждает, что никакого татаро-монгольского ига не было. В самом начале главы Александр Александрович выдвигает несколько тезисов: "1. Никакие " монголы" не приходили на Русь из своих степей. 2. Татары представляют собой не пришельцев, а жителей Заволжья, обитавших по соседству с русскими задолго до пресловутого "нашествия". 3. То, что принято называть татаро-монгольским нашествием, на самом деле было борьбой потомков князя Всеволода Большое Гнездо (сына Ярослава и внука Александра) со своими соперниками-князьями за единоличную власть над Русью.
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации и следствием его стали существенные, хотя и разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Применительно к рассматриваемому периоду ускорилась консолидация древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев, белорусов. К рубежу XI века местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, получают название “Русь”, “Русская земля”, а её обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках - русы, росы, рутены. О степени влияния татаро-монгольского ига на русскую историю историки спорят до сих пор. Рассмотрим две крайние позиции по этому вопросу: 1.Монголо-татарское нашествие принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность.Эту позицию защищали С.Соловьёв, В.Ключевский, С.Платонов,М.Покровский.Традиционна она и для советской историографии. Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в период монголо-татарского нашествия по европейскому пути, но начала отставать из-за масштабных разрушений, человеческий потерь, необходимости платить дань. 2.Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства.
Ключевский назвал “Русскую правду” “ Кодексом капитала”. “ Целость” и безопасность капитала кодекс ценил дороже обеспечивал заботливее “личной свободы человека”. Личность человека в “ Русской правде” рассматривалась как простая ценность, определяемая ценой имущества. Даже общественное значение личности определялось ее имущественной состоятельностью. За деяния, направленные против собственности, закон наказывал строже, чем за нарушение личной безопасности. Говоря о предпринимателях Киевской Руси, необходимо подчеркнуть, что экономическое благосостояние государства во многом держалось на рабовладении. Русский купец того времени очень часто появлялся на рынках с “челядью”. “Живой” товар нередко был главным. Юридическое и экономическое притеснение низших классов, княжеские усобицы и половецкие нападения привели к запустению Киевской Руси. Этот процесс был завершен татарским нашествием, в результате которого многие районы этого обильного и могучего государства были превращены в пустыню со скудными остатками прежнего населения. 240 лет длилось татаро-монгольское иго (1240-1480) и только Ивану III удалось навсегда избавить Русь от унизительной и тяжелой кабалы татаро-монгольских захватчиков.
![]() | 978 63 62 |