![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Татаро-монгольское нашествие на Русь | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
На Украине в те годы жило примерно 32 миллиона человек. Сельское население Украины в 1932 году было 22Pмлн. человек[63]. Если верить украинским националистам, то умер каждый четвертый житель Украины. А поскольку голод был на селе, то там умерло около 30P%. В таком случае не было бы украинца, у которого не умерло бы несколько близких родственников, а Украина тех лет должна была бы представлять собой выжженную пустыню. Даже если принять число жертв от голода 19321933 года в 3Pмлн. человек, то возникают логические неувязки. Если умерло 3Pмлн. человек, то кто же тогда сеял и убирал хороший урожай летом и осенью 1933 года? Летописи средних веков доносят ужасающие картины опустевших областей после эпидемий чумы и холеры, унесших от четверти до трети жителей. Многие десятилетия спустя подобные бедствия оставляли хорошо видимый след и оставались в народной памяти многие столетия. Во время татаро-монгольского нашествия Русь потеряла около 30P% населения, что было воистину чудовищным ударом, отбросившим Русь назад на несколько столетий
Русское Особенности феодальной раздробленности на Руси. Феодальная раздробленность государств – после второй четверти XII века, после Мстислава в 1132 году не одному о и право из правителей не удавалось, даже номинально, объединить Русь. В каждом в период княжестве все зависит от силы дружины, но каждый стремится посадить в феодальной Киеве своего человека, то есть это было престижно. В это время были и раздроблен совместные походы, но это был такой же эпизод как и борьба князей друг и с ности другом. Во всех городах появились свои династии всего 12 княжеств. Но на этом дробление не закончилось и к началу татаро-монгольского нашествия было уже около 50 княжеств , а процесс этот продолжался и некоторые называют число 250. Некоторые из княжеств существовали годы, другие на протяжении всего периода раздробленности. Специфика Руси в том, что здесь все происходило более мягко, законно, без особой узурпации. Князь делил всю свою землю, как оружие, одежду, между сыновьями, что и препятствовало централизации. Вторая специфика связана с игом. С 1240 года единого пространства Руси – не было, вся земля была подчинена; западная часть – польско-литовскому государству, а восточная – от Золотой Орды, которая не считала русскую землю своей территорией, но считала зависимой.
НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ - 5 (русс.) А.Т.Фоменко. КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ ХРОНОЛОГИИ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (КАКОЙ СЕЙЧАС ВЕК?). РЕФЕРАТ. Москва, изд-во механико-математического факультета МГУ. 1993, 204 стр. Краткое резюме предыдущих публикаций и популярный реферат, позволяющий быстро "войти в курс дела". НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ - 6 (русс.) Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ РУСИ, АНГЛИИ И РИМА. (Факты. Статистика. Гипотезы). Том 1. РУСЬ. 382 стр. Том 2. АНГЛИЯ, РИМ. 290 стр. Москва, 1995, изд-во Учебно-Научного Центра довузовского образования МГУ. На основе статистического анализа предлагается новый взгляд на древнюю и средневековую историю указанных регионов. В частности, по-новому трактуется история татаро-монгольского нашествия. НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ - 7 (русс.) А.Т.Фоменко НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ ГРЕЦИИ. АНТИЧНОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В ней рассказывается: 1) о новой датировке некоторых астрономических текстов, 2) о том, что античная Греция - это, вероятно, отражение средневековой Греции. НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ - 8 (русс.) Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко ИМПЕРИЯ
Батый, вернувшись из западного похода на р. Волгу, вызвал к себе великого князя Ярослава Всеволодовича. Из рук хана он принял "ярлык" на великое княжение. Это ярлык был формальным признанием зависимости Руси от Золотой Орды. в) Государственное устройство Золотой Орды Государственное устройство Золотой Орды был самым примитивным. Она делилась на улусы во главе с братьями Батыя или с представителями местной династии. Единство Орды держалось на системе жестокого террора. После хана Узбека Орда переживала период феодальной раздробленности. 14 век - отделилась Средняя Азия 15 век - отделилось Казанское ханство и Крымское Конец 15 века - отделились Астраханское и Сибирское княжество 5. Татаро-монгольские нашествия на Русь во II половине 13 в. 1252 г. - Вторжение Неврюевой рати в Сев. -восточную Русь для покорения непокорного князя Андрея Ярославовича. Есть ряд предположений, что татаро-монголов вызвал Александр Невский. Был разрушен г. Переяславль-Залесский и опустошены земли по р. Клязьме, после чего его войска разошлись по всей Руси. 1273 г. - татаро-монголы дважды воевали в Новгороде, вмешавшись в междоусобные войны. 1275 г. - татаро-монголы разграбили земли на южной окраине близ г. Курска. 1278 г. - поход на Рязань и разграбление близлежащих земель. 1281-82 гг. - Сначала войска Кавдыгея и Алчедая опустошили сев. -восточную Русь, а затем Турантемира и Альина - Суздальскую землю. 1288 г. - Отдельные отряды грабили рязанские, муромские и мордовские земли. 1293 г. - Дюденева рать прошла от г. Мурома до г. Волоко-Ламского. а) Обобщение Таким образом, всего за вторую половину 13 века татаро-монголы не менее 15 раз вторгались в сев. -восточную Русь;4 раза рушили г.
Сегодня мы поговорим о том, что объединяет два типа последней имперской революции. (Разговор об отличиях впереди.) А объединяет их в первую очередь печальное явление политической деградации. Особенно сильна и заметна политическая деградация при переходе на ритм Востока. Ярослав Мудрый пережил имперский ритм на один год. Ритм "скончался" в 1053 году, а Ярослав в 1054-м. Восемь лет шла переналадка ритмов, переход с одних рельсов на другие, лишь в 1061 году начинает жить ритм Востока. "Именно с этого года начались бедствия России. С этого года Киевская Русь погрузилась в почти 300-летний мрак княжеских усобиц и мелких интересов удельной психологии. Единое государство разделилось на два, покорилось татаро-монгольскому нашествию, с трудом отбивалось от экспансии Ливонского Ордена и Великого княжества Литовского. Начались эти бедствия с гибели киевского князя Изяслава в битве со своими собственными племянниками за порядок наследования княжеской власти и уделов" - так писал Н. Карамзин. Иван III пережил имперский ритм на восемь лет (1497-1505), заполнив все пространство между Империей и Востоком
Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Естественно, что данное обстоятельство использовали соседние народы и государства: католическая Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в 1 и 2 мировых войнах) и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, кочевники Великой Степи, с другой. Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении). Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти. Расположенность между Европой и Азией делала Русь открытой для влияния как с Запада, так и с Востока. До XIII века развитие шло аналогично и параллельно европейскому. Однако активное вторжение Запада с целью захвата земель и насаждения католичества, происходившее одновремен-но с татаро - монгольским нашествием вынудило Русь повернуть в сторону Востока, что представлялось меньшим злом.
Идея о "Москве - Третьем Риме" утверждала равноправное положение ее среди таких древнейших центров, как Рим, Константинополь. Москва ни у кого не собиралась принимать эстафету, она хотела укорениться в христианском мире. В XVII в. предпринимались попытки связать начало русской истории с Библией, доказать, что непосредственные предки славян происходили от легендарного праотца Ноя. Дело в том, что правнука Ноя, сохранившего жизнь человеческую и животную во время всемирного потопа, звали Скифом. А старших сыновей Скифа - Словеном и Русом. Отсюда выводили самоназвание народа и страны. Раздробленная Северо-Восточная Русь не могла противостоять Золотой Орде, обеспечить независимость. Она нуждалась в своей государственности. В Х1У-ХУ вв. на этой территории сложилось централизованное государство со столицей в Москве. Становление государства в русских землях развернулось в соответствии с первой, средневековой тенденцией в Европе. Почему не по второй, прогрессивной? Прежде всего, Северо-Восточная Русь с татаро- монгольским нашествием оказалась изолированной от Запада.
Новгород стал окончательно боярской аристократической республикой, где крупные бояре, купцы, архиепископ определяли политику города. Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII—XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием. Хотя некоторые из князей делали попытки сохранить единое государство, процесс распада в этот период был необратим. Вопрос №5. Борьба Руси против татаро-монгольского нашествия и агрессии с Запада. Русь и Орда. Внешнеполитическая стратегия Александра Невского. История татаро-монгольских племён. Во второй половине ХII — начале XIII в. в степях Забайкалья и северо-восточной части Монголии обитали многочисленные монгольские племена. Собственно монголы делились на несколько племен: монголы, татары, кереиты, меркиты. Но соседние с ними народы, включая и русских, называли их «татары», по имени одного из больших племен.
На самом же деле скрываем от него половину информации. Высший пилотаж! На деле же все обстоит по-другому. Не логикой и ссылками на проверенные источники оперирует Бушков, а использует традиционный для авторов "фольк-хистори" набор "методов". Здесь все "лучшее", к чему когда-либо прибегали авторы "фольк-хисторических" трудов – и хлесткое обругивание историков (типа "вы только посмотрите, какие дураки!"), и апелляции к здравому смыслу читателя, и псевдологические рассуждения, и так называемая "работа в режиме воды". (В последнем случае автор "вываливает" на страницы книги ворох несистематизированной информации, которую читающий не может толком "переварить", но которая создает впечатление широкой эрудированности пишущего и его углубленного знания предмета). "Гвоздем" программы Бушкова является глава, в которой он утверждает, что никакого татаро-монгольского ига не было. В самом начале главы Александр Александрович выдвигает несколько тезисов: "1. Никакие " монголы" не приходили на Русь из своих степей. 2. Татары представляют собой не пришельцев, а жителей Заволжья, обитавших по соседству с русскими задолго до пресловутого "нашествия". 3. То, что принято называть татаро-монгольским нашествием, на самом деле было борьбой потомков князя Всеволода Большое Гнездо (сына Ярослава и внука Александра) со своими соперниками-князьями за единоличную власть над Русью.
Фактическая власть в республике находилась в руках боярстваи верхушки купечества. За всю ее историю должности посадников,тысяцких и кончанских старост занимали только представители элит-ной знати, называвшейся "300 золотых поясов". "Меньшие" или "черные" люди Новгорода подвергались произ-вольным поборам со стороны "лучших" людей, т.е. боярства и вер-хушки привилегированного купечества. Ответом на это были частыевосстания простых новгородцев. Самым крупным из них было восста-ние 1207 года против посадника Дмитра Мирошкинича и его родствен-ников. Новгород вел постоянную борьбу за свою независимость противсоседских княжеств, в первую очередь против Владимиро-Суздальско-го, стремившихся подчинить себе богатый и вольный город. Новго-род был форпостом обороны русских земель от крестоносной агрессиинемецких и шведских феодалов. 5. Выводы. Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси доначала XIII века (до татаро-монгольского нашествия). Всю фео-дальную Русь мы должны представить себе, как полтора десятка са-мостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимойдруг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государ-ства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свобод-ные от контроля государства.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е История России - это история государства, раскинувшегося между Европой и Азией, и история народа, собравшего воедино многие народы, объединившихся с русскими. В этой истории было немало славных и трагических страниц, когда страна буквально возрождалась из пепла. Вспомним некоторые из них. 1240 г. . После татаро-монгольского нашествия самое крупное европейское государство - Киевская Русь - лежала поверженной. От 60 городов остались одни пепелища, оставшиеся в живых немногочисленые люди бродили по лесам. Вслед за татаро-монголами западные районы русского государства подверглись польско-литовской оккупации, продолжавшейся около 300 лет. Казалось, с Древнерусским государством было покончено. Однако в междуречьи Оки и Волги вокруг Московского княжества площадью всего лишь 6000 кв. км собралась новая Русь. Спустя 140 лет войско Московского князя Дмитрия Донского разбило на Куликовом поле почти 200- тысячную армию татарского хана Мамая. Ещё через 100 лет татаро-монгольское иго было сброшено, территория русского государства достигла 500 тыс. кв. км, а спустя ещё столетие - около 3 млн. кв. км. Возродилось из малого княжества Русское государство. 1612 г. . Великая смута в Российском государстве, широкомасштабные народные восстания вккупе с иностранной польско шведской интервенцией.
Взгляды на происхождение славян. Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры. Быт, нравы, религия, политическая история. Образование государства у восточных славян. Норманнская теория. Киевская Русь - раннефеодальное государство 1Х-Х1 веков. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Принятие христианства Владимиром Святым. Русские земли в период феодальной раздробленности XII-XV веков. Раздробленность как следствие развития экономики. Основные княжества и земли. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля и др. Влияние татаро-монгольского нашествия на политику и экономику русских земель. Александр Невский и Даниил Галицкий. Довмонт Псковский. Русь под властью Золотой Орды и начало процесса централизации. Московское государство в XV-XVI веках. Причины объединения и превращения Москвы в центр русских земель. Роль московских князей и царей. Иван III, Василий III, Иван IV. Церковь и власть, идеология ("Москва - Третий Рим") и культура. XVII век - новый период русской истории. Смута начала века. Утверждение династии Романовых.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ2 ГЛАВА 0.ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУСЬ4 ГЛАВА 0. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV - НАЧАЛЕ XVI в.11 0.0.Усиление Московского княжества12 0.0.Русь на рубеже XIV-XV вв.14 0.0.Завершение территориального объединения русских земель15 0.0.Административное деление и местное управление в XIV-XVI вв.17 0.0.Падение ордынского ига19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ24 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего реферата - Золотая Орда и ее роль в истории Отечества. Актуальность и необходимость настоящего исследования вызвана сегодня двумя диаметрально противоположными точками зрения, одна их них традиционная и прописана во всех школьных учебниках и многих учебниках для ВУЗов, суть ее состоит в признании отрицательной роли, другая признает положительное историческое влияние на наше Отечество. Разрабатывая тему реферата мной были изучены документы характеризующие обе позиции. Неоценимую помощь в изучении вопросов темы мне оказали труды выдающихся историков - И. Я. Фроянова, Г.В.Вернадского, Р.Г.Скрынникова, Н.И. Костомарова, Н.М.Карамзина Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества один из самых сложных в истории Руси.
В этих бедах, пережив татаро- монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуру. Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре 1. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси. Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западноевропейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение сохранялось в европеизированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько "иконописных" сел - Палех, Мстера и Холуй.
Но со временем и искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей сама Византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуры. IV Московская живопись XIV века С самого начала московская живопись развивалась в общем контексте русского искусства, испытывая на себе влияние древнерусского наследия и славяно-византийской традиции. Самые древние сохранившиеся московские иконы относятся к первой половине XIV века. Их появление было связанно с каменным церковным строительством, развернувшимся как раз в 20-е гг. этого столетия. Большую помощь в приобретении икон оказывал Ивану Калите митрополит Петр. С ним было связано появление в Успенском соборе иконы Спаса, выполненной каким-то византийским живописцем. Икона Спаса каким-то чудом пережила страшный пожар 1382 г. и другие испытания того тревожного времени и была затем перенесена в новый Успенский собор.
В эпоху феодальной раздробленности, когда каждое княжество претендовало на самостоятельность, стремилось обладать духовным авторитетом, конкурировать с Киевом, с соседними княжествами, создать собственные духовные и художественные ценности, происходят канонизации местных святых — новгородских, владимирских, ростовских, черниговских, тверских, муромских. В трагические годы татаро-монгольского нашествия и ига многие русские воины и князья были причислены к лику святых. Их смерть за Веру и Отечество, мужество и патриотизм приравнивали их к славе мучеников, им складывали песнопения, в их честь писали службы, духовные стихи. Воинские духовные стихи напоминают стихиры мученикам. Призыв к воинам постоять за Русь до самой смерти звучит в воинском духовном стихе. Певческие циклы были созданы в память о владимирском князе Юрии Всеволодовиче, погибшем в бою с татарами; князьям Михаилу Тверскому, Михаилу Черниговскому и его боярину Федору, мученически погибшим в Орде, и другим. В этих песнопениях прославляются подвиги героев, возносятся им молитвы, в них отражен весь драматизм борьбы, а ненавистный хан назван богомерзким.
По своей форме это повествование принадлежит к типу апокрифических памятников, рассказывающих о "земном рае". Невидимый Китеж — это место, которое Господь "сокрыл" от "гибели" во время Батыева нашествия. Именно в Китеже покоренная татарами и "погибшая" Русь все же сохранила свою святость и свою красоту, укрыв, по Божией воле, и то, и другое в "сокровенном" граде. "И сей град Большой Китеж невидим стал и оберегаем рукою Божиею", — говорится в легенде. Однако образ града Китежа приобрел в сознании древнерусских людей гораздо более широкое значение, — он превратился в символ русской святости вообще. Видимо, и не могло быть иначе. Ведь, если татаро-монгольское нашествие рассматривалось как Божия кара за грехи русского народа, то, следовательно, русская святость должна быть укрыта не только от иноземных захватчиков, но и от русской же греховности. Поэтому и утверждается в легенде, что град Китеж никогда не будет доступен людям гордым, корыстным, развратным, лживым, Более того, по причине извечной греховности человека, град останется невидим до конца земной истории: "И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова".
Чрезмерное налоговое бремя в Византии привело к ослаблению мощи государства. 1.2.4. Древняя Русь. Основным источником княжеской казны в IX в. была дань - сначала нерегулярный, а затем все более систематичный прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда княжеские дружины сами ездили за нею в подвластные племена. Косвенное налогообложение выражалось в форме торговых и судебных пошлин: "мыт" - за провоз товаров, через горные заставы, "перевоз" - за перевоз через реку, "гостиная" - за право иметь склады, "торговая" - за право устраивать рынки, "вес" - за взвешивание товаров, "мера" - за измерение товаров, "вира" - за убийство, "продажа" - за преступление. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", который взимался с каждой души мужского пола и со скота. Сначала он собирался уполномоченными хана "баскаками", а затем самими русскими князьями. Помимо "выхода" существовала повинность "ям" - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам и содержать послов Орды. Уплата "выхода" была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего началось создание финансовой системы России. 1.2.5. Россия. Повышение акцизов на соль (с 5 до 20 коп. за пуд) в 1646 г. вызвало ряд соляных бунтов.
![]() | 978 63 62 |