![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Экономическая и социально-политическая жизнь Киевской Руси | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Отцы определенно знали, что Человек нераздельно и индивидуален, и коллективен', что Человек это каждый человек и человечество в целом; некоторые из них знали также, что Адам означает Человек, Айтропос, что он не одинокий древний человек, находящийся со своей женой в саду, которому предстояло физически, через поколения передать свое особое, только ему принадлежащее зло; они оказались способными представить себя в качестве своеобразного коллектива, в качестве индивида, который равен народу, в качестве коллектива, который обретает себя в индивидуальном мышлении, желании и чувстве. Они были способны понять этот парадокс, потому что наделяли образ Бога историческими и космическими чертами. Как же не удивляться нам, иным людям, живущим в настоящее время и как никогда ранее испытывающим угрозу увидеть человечество разделенным надвое: с одной стороны, тяготеющим к коротким отношениям дружбы, супружества, частной жизни, с другой стороны к длинным отношениям экономической, социальной, политической жизни? Эта дихотомия частного и публичного, лишающая смысла и первое, и второе, прямо противоположна антропологии, занятой размышлениями об образе Бога
Таким образом, образование государства было напрямую связано с норманнами и их враждебном отношении к славянам. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. Что касается социального строя Киевской Руси, то Богословский разделял светское общество на три класса: свободных, полусвободных и рабов. Дружинники являлись высшим разрядом свободных людей. Люди, населявшие города, и крестьяне, пахавшие свою землю, носили название смердов и также относились к разряду свободных. Смерды платили князю дань. Класс полусвободных 1. Там же стр. 21 – 22 - 7 - составляли закупы. Класс несвободных людей (холопы, рабы, челядь) был особенно многочислен в Киевской Руси. Торговля рабами процветала в ней с древнейших времён. Экономический строй Киевской Руси Богословский рассматривал как торговые отношения с Византией. Он писал, что излишки дани, собиравшейся натуральными продуктами (мёдом, воском, драгоценными мехами) князья сбывали с рук посредством торговли. Эти товары, включая рабов, князья поставляли на иноземный рынок: Арабский и византийский. С этих рынков в обмен они получали драгоценные металлы, материи, вина, произведения искусства и продукты обрабатывающей промышленности.
По-видимому, Ростислав находился на тмутараканском княжении один, без семьи. По сведениям В. Н. Татищева, его жена, узнав о смерти мужа, хотела вместе с детьми уехать в Венгрию к своему отцу, но великий князь Изяслав Ярославич детей ей не отдал, а самой ехать разрешил{9}. Следовательно, дети Ростислава находились у великого киевского князя. Естественно, что никакой передачи его держаний по наследству в данном случае не могло быть. После смерти Ростислава Тмутараканская земля вновь перешла во владение Святослава Ярославича. Ярополк Владимирович Этот князь упоминается только однажды в Воскресенской летописи{10}. Никакими данными о его земельных владениях мы не располагаем. * * * Сыновья Владимира Ярославича играли значительно меньшую роль в политической жизни Киевской Руси, чем их отец. Правда, Ростиславу в 1065 г. удалось превратить в свою безусловную собственность Тмутараканскую землю. Однако самостоятельное государство Ростислава просуществовало всего около 2 лот. * * * Летописцам были известны лишь 3 внука Владимира Ярославича — сыновья Ростислава Владимировича тмутаракаиского
Ставка на мировую революцию, сознательность и творчество масс. 20. Основные итоги развития страны в предвоенные годы. Конституция СССР 1936 года. Культ личности Сталина. 21. Попытки реформирования советской модели социализма и их провал. 22. Распад СССР и начало формирования новой российской государственности. 23. Либеральные реформы 90-х годов XX века и их последствия. 24. Принятие новой Конституции Российской Федерации и ее содержание. 25. Внешняя политика России в новой геополитической обстановке.ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ1. История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Источники и литература. 2. Возникновение Древнерусского государства. Дискуссии в науке по этому вопросу. 3. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. 4. Принятие христианства и его значение в истории Руси. 5. Феодальная раздробленность на Руси и ее последствия. 6. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. 7. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений. 8. Экспансия в западную и северо-западную Русь.
Один из сложных и спорных вопросов — вопрос о происхождении казачества. Некоторые историки уводили истоки казачества в седую древность, видя их предшественников в бродниках или берладниках времен Киевской Руси. Конечно, нельзя отрицать того, что «гулящего люда» на Руси всегда было много, но казачество как явление социальной, экономической и политической жизни относится к более позднему времени: концу XV–XVI в. Именно от рубежа этих веков мы имеем первые сведения о «казаках» — примерно в одно время они появляются на границах двух молодых еще восточноевропейских государств: Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского. Первоначально основную массу их составляли тюрки (вот почему само слово «казак» обычно переводят из тюркских языков). Однако со временем среди казачества возрастает число выходцев из славянских земель. Казачество — одно из течений колонизации, и по этой причине вычленить его из общего колонизационного потока весьма трудно. Так, украинское казачество группировалось вокруг южных «украинных» городских общин, подобно форпостам, выдвинутым в степь, и называлось даже по имени этих городов — казаки каневские, черкасские, белоцерковские и т. д
Однако буржуазно-демократическая революция потерпела поражение, но она не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, и, прежде всего в Пруссии: в экономической, социальной, политической жизни произошли серьёзные изменения. Особенности образования Германского государства вплотную связаны с деятельностью и биографией Отто фон Бисмарка позднее названного «Железным канцлером». Глава 1. Отто фон Бисмарк - политический деятель Бисмарк (Bismarck-Scho hause ), 1) Отто-Эдуард-Леопольд, князь, герцог Лауэнбург (с 1890), германский государственный деятель, 1815-98, 1887 член прусского соединенного ландтага, консерватор. 1849-прусской палаты депутатов. 1850-эрфуртского парламента; талантливый оратор ультраконсервативной партии, противник единства Германии, сторонник Австрии. 1851-59-прусский посланник при союзном сейме во Франкфурте; здесь он обратился во врага Австрии и сторонника германского единства под гегемонией Пруссии. 1859-62 был посланником в СПБ., 1862 в Париже. 1882 назначен президентом прусского министерства и мин. иностранных дел; отстаивая военные преобразования против большинства прусского сейма, он нарушал конституцию, собирая налоги вопреки решениям палаты; конфликт, благодаря двум успешным войнам с Данией (1864) и Австрией (1866), окончился его полным торжеством. 1865 Б. возведен в графское достоинство. 1867 назначен канцлером Северогерманского союза.
Городское право не только обособляло городскую коммуну, изымало ее из-под сеньоральной юрисдикции, но и противопоставляло город феодальной системе. Зависимый крестьянин, прожив за городскими стенами определенный срок (год и один день), приобретал свободу согласно известному принципу: «городской воздух делает свободным». Многие города изгоняли проживавших в них феодалов или ограничивали их права, создавая таким образом новую городскую привилегированность. Города, наконец, устанавливали свои формы административной организации. Это были территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации (цеха и гильдии), объединения подмастерьев и органы коммунального самоуправления – городские советы. 9.3. Изменения в мировоззрении горожан Вместе с изменениями в экономической, социальной, политической жизни города менялось мировоззрение его обитателей: представления об окружающем их мире, времени, пространстве, труде, месте человека в мире, появлялась своя система ценностей и свои культурные потребности. Именно горожане, в силу своих жизненных деловых интересов нуждаясь в развитии естественных наук и мореходства, обеспечили переориентацию науки от познания Бога к познанию Природы.
Начинается период феодальной раздробленности, к тому же усложненный татаро-монгольскими нашествиями и наступлением немецких крестоносцев. Все это очень ослабило единство и военно-политическую силу Киевской Руси, затормозило ее дальнейшее культурно – историческое развитие, но не могло сдерживать на восточнославянских землях процесс вообще. Более того, получение княжествами политической независимости содействовало активизации в их социально-экономической и культурной жизни, росту общественного самосознания и активности местного населения. Эпоха феодальной раздробленности была закономерным этапом в многовековой истории восточных славян. Она подготовила почву для новой их этнической, общественной, политической консолидации. Именно исторические условия, которые сложились на Руси в 12 – 13 веках и содействовали формированию трех восточнославянских народностей со своими отличительными этническими особенностями, языком, самобытной материальной и духовной культурой, со своей исторической жизнью. В период нашествия Батыя и установления монголо-татарского ига отличительной чертой средневековой литературы был ее высокий патриотизм. И летописцы и агиографы видели в победе монголо-татар божью кару, которая постигла людей за грехи перед Богом.
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Специальность: 061100 Менеджмент организации Конспект лекций Отечественная история Выполнил студент: Сенин Дмитрий Иванович Руководитель: Тема 1. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси Славянские племена накануне образования государства у восточных славян: расселение, жизнь, быт, верования, основные занятия. Взаимоотношение с соседями. Нормандская теория. Первые Рюриковичи. «Повесть временных лет». Русь в X-XI вв. Крещение Руси. Социально-экономическое и политическое развитие Древней Руси при Ярославле Мудром и ее международные связи. Русь на рубеже XI-XII вв. Начало княжеских усобиц. Первые признаки раздробленности Руси. Владимир Мономах и Мстислав Великий. Раннефеодальная монархия, сбор дани, свод древнерусского феодального права. Происхождение и ранняя история славян. Вопрос о происхождении славян Поиск исторических корней русского и других славянских народов ведется совместными усилиями историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов. Еще Нестор, составитель Ноябрь 1991 г., Ельцин – цель – повысить благосостояние народа. Первая половина 1990-х гг. – цель не достигнута. Расслоение общества.
Формационный и цивилизационный подходы к истории Лекция 2. Русь в древности 1. Особенности возникновения восточнославянской цивилизации 2. Киевская Русь: экономическая жизнь, социальные отношения и структура общества, политическое устройство, духовная культура Лекция 3. Эволюция российской государственности в XII-XVI вв. 1. Особенности развития русских земель в период политической раздробленности 2. Роль монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига в русской истории 3. Особенности формирования единого русского государства 4. Завершение централизации страны в XVI в. Преобразования Ивана IV Грозного 5. Основные черты экономической, социальной, политической и культурной жизни Московской Руси Лекция 4. Формирование российского абсолютизма в XVII-XVIII вв. 1. Смута начала XVII в. и ее последствия 2. Основные направления и особенности развития России в XVII в. Усиление абсолютистской тенденции при первых Романовых 3. Реформы Петра I и победа абсолютизма 4. «Эпоха дворцовых переворотов» и ее роль в истории России 5. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II Лекция 5. Россия в XIX веке: поиски путей развития 1.
Ведь именно церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности, для выработки древнерусского литературного языка – таким образом церковь заложила основы национальной русской культуры. Охарактеризуйте экономическое и социально-политическое развитие Древней Руси. В конце X в. начинается период расцвета в развитии Древнерусского государства. Княжение Владимира Святославича (980 – 1015 гг.) было временем политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы. Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, почти всех входивших в ее состав народов. Ведь гарнизоны для южных крепостей набирались в Новгороде, в Эстонии, в Смоленске и в бассейне Москва-реки, в землях, куда печенеги никогда не доходили. Заслуга Владимира в том и состояла, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям полян, уличей и северян. Владимир изгнал из Киева варягов-наемников, поэтому испытывал большую нужду в крупных военных силах и охотно брал в свою дружину выходцев из народа.
Под ее гнетом исчезли остатки городского самоуправления на территории междуречья Оки и Волги. Торговля обогащала в основном феодалов. Денежные средства горожан изымались князьями для уплаты тяжелой дани в Орду. Экономические связи между отдельными землями были еще слаборазвитыми и охватывали незначительную часть населения. Немногие крупные города развивались главным образом как центры местной экономической и политической жизни. Большое влияние на развитие объединительного процесса оказала внешняя опасность. Одержав победы над своими соперниками и достигнув значительных успехов в борьбе с Золотой Ордой, московские великие князья в XV в. выступили в качестве главной политической силы на Руси. К этому времени они располагали обширными, плотно заселенными владениями и опирались как на выросшие материальные средства, так и на поддержку различных социальных слоев. Светские и. духовные феодалы были заинтересованы в усилении великокняжеской власти постольку, поскольку она могла способствовать укреплению их власти над крестьянами.
И здесь могло сформироваться национальное государство, мог сформироваться единый народ. Однако монголо - татарское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад. Завершат вашу работу по «Киевской Руси» ответы на вопросы для самопроверки своих знаний: 1. Кто были предшественники восточных славян на территории Восточно - Европейской равнины? Где находилась прародина славян? 2. С кем соседствовали восточные славяне? 3. Какие факторы оказали влияние на процесс складывания древнерусского государства? Какова роль варягов в этом процессе? 4. В чем значение принятия христианства на Руси? 5. В чем основная причина княжеских междуусобиц? Что такое очередной порядок наследования? 6. Назовите причины политической раздробленности? После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком далеко. В условиях политического и экономического упадка Киева другие княжества, которые могли бы претендовать на роль нового центра Русской земли, были вынуждены осуществлять эту роль в неблагоприятных внутренних и внешнеполитических условиях.
Главные доктрины — доктрины «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма; создание Советским Союзом (при опоре на местные компартии и советские военные базы) просоветского блока восточноевропейских стран, воспроизведение в этих странах советской модели развития; «железный занавес», сталинский диктат во внутренней и внешней политике стран социалистического лагеря, политика чисток, репрессий, расстрелов. Апогей «холодной войны» — 1949—1950-е гг.: создание НАТО, Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Противостояние двух военно-политических блоков и наращивание вооружений, в том числе ракетно-ядерных;Берлинский кризис, создание ФРГ и ГДР; конфликты и войны в Юго-Восточной Азии (Корея, Вьетнам), на Ближнем Востоке, в которых прямо или косвенно участвовали США и СССР. Карибский кризис 1962 г. (мир на пороге новой мировой войны); ввод войск СССР в Чехословакию в 1968 г.11. Древнерусское государство Киевская Русь, его политический и социальный срой. Место Киевской Руси в мировой системе государств. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев.
Отсюда - конкурентная борьба католической церкви с монархами западноевропейских государств за влияние в вопросах экономических, социальных, политических, идеологических. Отношения церкви и светского государства строились в форме последовательного противостояния и взаимоограничения во всех сферах общественной жизни, что способствовало развитию правовой регламентации как светской, так и духовной жизни в Западной Европе. Высокий уровень организованности и управляемости института Римской католической церкви обеспечивал мобильность и динамизм церковной политике, быстро приспосабливающейся к меняющимся историческим обстоятельствам и находившейся лишь в относительной зависимости от традиций первоначального христианства. Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве Восточное христианство сложилось как система независимых друг от друга (автокефальных) патриаршеств, которые находились между собой в отношениях ревнивого соперничества за власть над душами и умами верующих. Такое рассогласование резко снижало способность церковных властей противостоять власти политической. Поэтому в восточно-христианской традиции (в Византии, а затем и в Древней Руси) отношения церкви и светской власти принципиально отличались от государств Западной Европы.
Признавая сходные моменты общественно-политического строя Киевской Руси с западно-европейскими средневековыми государствами (в организации княжеского управления, обычном праве и др.), он находит и принципиальные различия: "в отличие от Запада не феодальное поместье, а город был главным фактором экономической и социальной эволюции страны"; "и князь на Руси, и король на Западе должен был делить власть с могущественной аристократией, но в Киевской Руси существовал еще и третий важный политический компонент, которого не было на Западе: город" 9. Что касается знати, то в главе "Социальная организация" Вернадский отмечает наличие социального расслоения задолго до образования государства на Руси и допускает существование в Киевской Руси аристократии, кроме служилой, "по праву", хотя постепенно обе её категории сливаются в боярство - класс отделенный от остального населения не юридически, но социально и экономически (на основе земельных владений и городской торговли) 10. Проблему "феодализма" Вернадский обсуждает в заключении к книге 11 и более подробно и применительно к удельному периоду - в отдельной статье 12.
Несмотря на это, славяно-русский язык служил могучей культурно-объединяющей силой в период развивавшегося в XII- XIV вв. (после упадка "империи Рюриковичей") феодального раздробления древней Руси. Несомненна тесная преемственная связь литературно-языкового развития Северо-Восточной (Ростово-Суздальской, а затем Московской) Руси с Русью Киевской. Язык, на котором писаны древнерусские книги религиозного, повествовательного, исторического, научного содержания, был общелитературным языком русского севера, юга и запада. Язык литературных произведений, язык славяно-русский, остаётся межгосударственным, общерусским языком в период феодальной раздробленности. На почве этого языка развиваются методы научного изложения, вырабатывается отвлеченная философская терминология, эволюционируют приемы поэтического выражения и риторического воздействия. Между тем распадающийся на поместно-территориальные диалекты язык деловой письменности отражает и изображает действительность для удовлетворения практическим потребностям "как план или карту, а не как картину" (А. А. Потебня). 3 Для эпохи раннего феодализма характерны территориальная замкнутость и разобщенность экономической и политической жизни и в связи в этим - территориальная раздробленность восточнославянских наречий и говоров.
Киевская Русь имела широкие и разнообразные отношения со многими странами мира. Главным содержанием этих связей были безопасность страны, неприкосновенность границ, экономическое развитие городов. Выражение они находили, прежде всего, в установлении дипломатических контактов, торговых договорах, династических браках. Защита государственных интересов Киевской Руси вынуждала ее прибегать и к силе оружия: отражать вторжения кочевников или же прокладывать пути к международным рынкам. Социальная жизнь Киевской Руси характеризовалась сложностью и противоречивостью. Развитие феодализма, сопровождавшееся усилением эксплуатации населения, вызывало частые классовые конфликты, выливавшиеся нередко в крупные крестьянские и городские восстания. 5. Период распада на княжества и упадок Киевской Руси. Первыми десятилетиями XII в. закончился раннефеодальный период истории Киевской Руси, началась эпоха феодальной раздробленности. Историческое содержание этой эпохи долгое время определялось неточно, а иногда и вовсе неправильно.
![]() | 978 63 62 |