![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Политические процессы 30-х годов. Архипелаг ГУЛАГ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Национальное единство чеченского народа должно быть осознано и осмыслено нами как политическое единство, как политизированная осознанность момента. Последние десятилетия чеченский народ жил неполитической жизнью, отторгнутым от политических процессов, протекающих в мире (даже у себя в республике). Вместе с Советской властью, которая не была принята народным духом (на некоторые причины этого указал А. Солженицын в Архипелаге ГУЛАГ), были отвергнуты и институты государственной власти, особенно политические. Делалось это разными путями и методами. В начале 20 х годов и в 30 е годы неприятие власти носило откровенно противоборствующий характер: абречество, мятежи, как пишет А. Авторханов, даже восстания, как следствие внутреннего протеста против грубого, безнравственного, невежественного вторжения коммунистического варварства в мир национального духа. Возмущение тем, что сулившие равенство, братство, дружбу принесли самую худшую форму насилия духовную, нравственную деградацию, переросло в физическую форму отпора
ГУЛАГа», создававшегося в 1958—68 годы «Архипелаг ГУЛАГ» — густо населенная книга В ней есть образы, поданные писателем крупно, масштабно, во весь рост Немало людей, затронутых эскизно, мимоходом Но более всего—безымянных, молчаливых, нередко безграмотных страдальцев, представлявших многомиллионный российский народ Солженицын пишет не только о потоке репрессированных 1937—38 годов, в который угодила партийная элита До этого был поток 1929—30-го годов, «с добрую Обь», протолкнувший в тундру пятнадцать миллионов мужиков А потом поток послевоенный, «с добрый Енисей», когда по сточным трубам тюремной канализации гнали целые нации, миллионы военнопленных или побывавших в плену А сколько было малых рек, ручьев и ручейков, беспрестанно питавших реку безысходного народного горя! Одна из глав второго тома — «Зэки как нация» Это своеобразное этнографическое исследование, не лишенное горькой иронии Писатель комплексно подходит к рассмотрению такого понятия, как «народный характер» зэков, их жизненная позиция, психология, нравственные принципы
Обвиняемые вместе с генеральным секретарем Коминтерна Димитровым на Берлинском процессе в поджоге Рейхстага деятели болгарской компартии Попов и Танев из лап гестапо вскоре попали в клещи НКВД и оба погибли в ГУЛАГе, а их товарищ Георгий Димитров спокойно продолжал рулить кораблем международного коммунистического движения. Поляк Сохатский в камере Лубянской внутренней тюрьмы покончил с собой до оглашения приговора. Массовые аресты шерстили Коминтерн и выходцев из его недр в НКВД и Разведупре с 1936 по 1939 год. Арестовывали прямо в кабинетах, дома, в номерах забронированной за Коминтерном гостиницы «Люкс», на вокзалах при возвращении из-за границы. Как упоминал Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ», сотрудницу Коминтерна из венгерских коммунистов Ирму Мендель чекист Клегель под видом ухажера пригласил в Большой театр, а после спектакля отвел прямо на близкую Лубянку под арест. Такие диковинные случаи тоже случались в диковинной и невиданной ранее в истории конторе под названием Коминтерн. Некоторые из этих опытных подпольщиков и разведчиков даже в тисках беспощадного НКВД пытались вспомнить старые приемы борьбы с зарубежными спецслужбами, в условиях советского беззакония в НКВД совершенно бесполезные, как прием политической голодовки
Книга Станислава Свяневича некоторым образом подводит итог всему написанному о Катыни. Дальнейшие исследования возможны только после обнародования советских документов. Бесспорно, очень важным не только с моральной, но и с политической точки зрения явился факт появления как в СССР, так и в эмиграции из Советского Союза голосов, требующих полного раскрытия катынской тайны. О Катыни писал Александр Солженицын в III томе «Архипелага ГУЛаг». Большое моральное значение имеет деятельность украинского публициста и поэта Святослава Караванского, который 30 лет провел в советских тюрьмах и лагерях. Именно в тюрьме от других зеков он впервые услышал о Катыни. В сентябре 1969 года он направил в соответствующие советские инстанции требование о проведении следствия о Катыни. Он указал двух возможных свидетелей, бывших катынских вохровцев, о существовании которых он узнал в тюрьме. Его обвинили в клевете на Советский Союз и 23 апреля 1970 года приговорили к дополнительному десятилетнему тюремному заключению. Он освободился лишь в 1979 году и в 1980 году покинул СССР. Число людей в СССР, требующих раскрытия правды о Катыни, расло. И это чрезвычайно важная тенденция: только полная правда может скрепить дружбу двух народов.
Но если культура была подлинной, то данная ей свобода поддельной. Существо нэпа всегда описывалось такими понятиями как отступление, уступка, маневр словом, нечто вынужденное и допускаемое на время, в жестких пределах. Пределы менялись, на них влияли многие факторы, от международной обстановки до вкусов сановных жен во главе с Ольгою Давыдовной Каменевой (если говорить о культуре). Но главный принцип всегда был в том, чтобы только власть диктовала их, а допускаемые элементы лишь получали указ, докуда они сегодня допущены. Или вовсе запрещены. Шла игра кошки с мышью; и одною из мышек для новых властителей служила блистательная культура Серебряного Века России. К тому же, в главных вещах уступкам не было места. Во всех основных аспектах, процесс становленья нового строя шел неуклонно, не прерываясь и не меняя направления. Прочтя «Архипелаг Гулаг», мы обязаны знать, что поток репрессий отнюдь не прекращался и в годы нэпа. Репрессии были политическими (хотя прежние оппоненты уже не имели возможности борьбы), классовыми, религиозными
Конфликт с коммунистической партией и правительством у него возник после того, как он резко выступил против превращения компартии СФРЮ в правящий класс и ее морального разложения. В статьях он упрекал режим в переходе на сталинские методы управления, стоял за создание второй социалистической партии, высказывался против вмешательства партии в работу органов правосудия. В марте 1954 года М. Джилас был исключен из партии. За свои , запрещенные в Югославии, книги Джилас осуждался на 3 и 9 лет лишения свободы. "Новый класс" - размышления о коммунистическом режиме в СССР и Югославии. В этой книге Джилас выдвигает и отстаивает точку зрения, что в 1917 году к власти в СССР пришел "новый класс" - партийная бюрократия. Имя А. И. Солженицына было хорошо знакомо нам и раньше, но теперь он приобрел и уважение среди политических лидеров нашей страны. А. И. Солженицын больше внимания уделял в своих исследованиях репрессивным органам, концентрационным лагерям и тюрьмам. В бывшем Советском Союзе печатались только его рассказы - "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор", "Случай на станции Шепетовка". За книгу "Архипелаг ГУЛАГ" он был выслан из страны и не так давно вернулся.
Огромными тиражами печатались произведения В.Набокова, В.Ходасевича, А.Платонова, М.Булгакова, О.Мандельштама. В 0000—0000 гг. историко-литературная «гласность» достигла своей высшей точки. Вся страна буквально взахлеб читала роман А.Рыбакова «Дети Арбата», где героями были не только молодые москвичи 0000-х годов, но и Сталин, Ежов, Ягода. Процесс приобрел новое качество после публикации произведений писателей «третьей волны» — И.Бродского, А.Галича, В.Некрасова. Советские люди наконец-то смогли прочитать роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Тогда же увидело свет первое собрание сочинений писателя на русском языке. Постепенно дух гласности стал проникать в кино, средства массовой информации. Появляются режущие своей остротой документальные фильмы о воинах-афганцах, о Чернобыльской трагедии. Сенсационными репортажами были насыщены такие передачи, как «Пятое колесо», «До и после полуночи», но главным образом «Взгляд», молодые ведущие которого вели ожесточенную борьбу за «прямой эфир». 0.0.Переосмысление истории Центральной темой общественной жизни второй половины 0000-х годов стало переосмысление советского исторического опыта.
Политически, как известно, победили демократы, так как большинство народа восприняло именно их идеологию. События, произошедшие в экономике и политике 90-х годов, есть не что иное, как "о р г в ы в о д ы" мировоззрения, выработавшегося в нашем обществе в конце 80-х. Ибо "вначале было Слово" - вначале вырабатывается мировоззрение, на основании которого принимаются конкретные решения в политике и экономике, а потом общество уже пожинает плоды этих решений. Что мы наблюдаем на сегодняшний день? Жизненный уровень людей не повысился, а снизился, эффективность экономики не повысилась, а снизилась, несмотря на реализацию демократической концепции. Это свидетельствует об одном: что-то в демократической концепции является ошибочным. Необходим существенно более глубокий анализ, чем тот, который был проведен в обществе в конце 80-х. Вкратце вспомним, как происходил тогда этот анализ. Вначале, на первом этапе, как мы помним, пошла критика сталинизма - это на всю страну известные публикации в "Огоньке", "Архипелаг Гулаг" Солженицына и пр. пр. пр. Сталинизм разделали в пух и прах, но Ленина (святая святых) пока не трогали; наоборот, даже провозглашалось что-то типа необходимости "восстановления ленинских принципов" и т.п. Чуть позже, однако, взялись и за Ленина (например, статья Солоухина "Читая Ленина"), да так, что буквально анекдотический образ доброго и придурковатого "дедушки Ленина" превратился чуть ли не в символ какого-то монстра.
В том же году в Париже напечатан полный текст "Снов Земли" С конца 80 - х и по настоящее время в российской периодике помещается большое число публицистических эссе П , вышло в свет несколько философских и литературоведческих книг "Открытость бездне Встречи с Достоевским", "Лекции по философии истории", "Собирание себя", "Выход из транса" (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), "Образы вечного" (в соавторстве с 3 А Миркиной) П получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в ВУЗах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур) Совершив переход "от марксизма к идеализму" ("Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому"), П пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, "самостоянье" личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе - таков предложенный П выход из духовных и политических кризисов современности "Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах " "антисоветской литературы" (в частности "Архипелага ГУЛаг"), а также обращение к Международному конгрессу психиатров в Гонолулу и письма, которые он посылал в психбольницы по поводу незаконных госпитализаций и других нарушений права Приговорен по Революция для меня это действительно что-то ужасное по жестокости и насилию, насилию даже над над наукой; ведь один ваш диалектический материализм по его теперешней жизненной постановке ни на волос не отличается от теологии и космогонии инквизиции" .
Были реабилитированы осужденные по этим делам партийные и хозяйственные руководители, медики. Но в это же время, в конце 1953 г. на шахтах Воркуты, находившихся в ведении еще существовавшего ГУЛАГА, были жестоко подавлены забастовки заключенных. После смерти Сталина среди узников ГУЛАГа пробудились определенные надежды, связанные с амнистией и реабилитацией. Эти настроения сыграли роль детонатора беспорядков. Годом позже началась реабилитация по политическим процессам 30-х годов. Из ссылок и тюрем стали возвращаться люди. Теперь можно по-разному оценивать тот первый шаг: с высоты прошедших лет все виднее и очевиднее. Но одного все-таки отрицать нельзя: несмотря на все издержки и недоговоренности, то был шаг от перманентной гражданской войны к гражданскому миру. В реальной политике наметился поворот. И этот поворот необходимо было подкрепить решениями экономического характера. В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производства предметов потребления. “Теперь на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой промышленности у нас есть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления”.
Для Штюрмера же, напротив, важным было прежде всего новое, наступательное размежевание с советской системой; он говорил о крахе политики разрядки и призывал Запад к оказанию более интенсивного "культурного и политического воздействия на Центральную Европу", поскольку марксизм, по его словам, оказался "идеологией системного склероза"{3}. Перед лицом такого мессианского сознания умаление роли национал-социалистического прошлого было явлением функциональным, а может быть, даже неизбежным. Вполне справедливы предостережения против стремления основывать национальную идентичность не на опыте национал-социалистического прошлого, а на "более позитивных" примерах идентификации. Ганс Моммзен в этой связи указал на то, что сознательный возврат к традиционным ценностям оживляет также уже преодоленные в сознании образы врагов{4}. И действительно, можно только поражаться, с каким легкомыслием Эрнст Нольте говорил об "азиатском деле", когда он пытался провести параллель между "Архипелагом ГУЛАГ" и Аушвицем. Моммзен поэтому счел себя обязанным сделать замечание, что снова пошли в ход словесные формулы обыденного расизма{5}. В рамках этих споров некоторые темы, считавшиеся в первые послевоенные годы слишком острыми, а затем в течение многих лет служившие предметом плодотворных научных дискуссий, опять приобрели актуальность{6}.
Здесь я собираюсь показать состав заключенных, категории репрессированных во время «Кировского потока». Здесь же рассказано о судьбе вышеупомянутого ссыльного корреспондента Алексея Кириллова. Основная часть работы - «Большой Террор». Эта глава рассказывает о массовых арестах в тридцать седьмом и тридцать восьмом годах. Хотя тема «Большого Террора» за последнее время и приобретает всё большее значение и привлекает всё большие внимание со стороны историков, всё же она остаётся темой малоисследованной. При написании этой работы я использовал историческую литературу по этой проблеме, дневники современников и некоторые документы, хранящиеся в фондах музея Политической Истории России. Особое место в литературе посвященной сталинским репрессиям занимает Солженицын со своим произведением «АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ», книга «О Сталине и сталинизме» Роя Медведева, и произведение Роберта Конквеста «Большой Террор». Жизнь в исправительно-трудовых лагерях того времени, куда направляли политических заключенных, - 3 - описывается в книге Евгении Гинзбург «Крутой Маршрут», а также во многих ныне опубликованных дневниковых записках и мемуарах репрессированных в те страшные годы. «От Убийства Кирова к Большому террору»1.Убийство С.М. Кирова и версии преступления. 1 декабря 1934 года в 16 часов 30 минут, у своего кабинета в Смольном, выстрелом в затылок был убит Первый Секретарь Ленинградского Обкома ВКП(б), Сергей Миронович Киров.
В защиту осужденных выступили более 60 писателей, среди которых были Павел Антокольский, Юрий Домбровский, Вениамин Каверин, Юрий Нагибин, Виктор Шкловский, Корней Чуковский и его дочь Лидия Чуковская. Осудили «вероотступников» секретари Союза писателей СССР — Константин Федин, Константин Симонов, Сергей Михалков, Алексей Сурков, Леонид Соболев, Николай Тихонов. В последующие годы власти выслали за пределы СССР небезопасных для режима писателей. Среди них — фронтовиков Александра Солженицына (автора «Архипелага ГУЛАГа»), Виктора Некрасова (роман «В окопах Сталинграда»), Владимира Максимова (роман «Прощание с ниоткуда»). С апреля 1968 г. до начала 80-х годов почти регулярно выходил, несмотря на систематические аресты сотрудников, самиздатовский журнал «Хроника текущих событий». В разное время в издании журнала принимали участие поэтесса Наталья Горбаневская, филолог Анатолий Якобсон, учителя Галина и Илья Габай, биолог Сергей Ковалев. Издателей, распространителей и даже читателей журнала преследовал КГБ. Журнал содержал объективную информацию об арестах, обысках, судебных преследованиях по политическим мотивам, описывал положение политзаключенных в лагерях и психбольницах. (Психиатрия в те годы была одним из средств борьбы против политической оппозиции.
После средней школы Солженицын оканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает заочником в московский институт философии и литературы. Не окончив последних двух курсов, уходит на войну. С 1942 по 1945-й годы командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован из-за подслеженной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел на следствии и в пересылке, три — в тюремном НИИ и четыре самых трудных — на общих работах в политическом Особлаге. Затем А. И. Солженицын жил в Казахстане в ссылке "навечно", однако с февраля 1957 г. последовала реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 г. повести "Один день Ивана Денисовича" был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден отдавать в "Самиздат" или печатать в зарубежье. В 1969-м Солженицын был исключен из Союза писателей, в 70-м удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" Александр Исаевич был насильственно изгнан на Запад.
Тайная полиция (НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишь признание. Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась 58-й статьей Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать по-разному. Один пример - пункт 3: "способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он пришил пуговицу немецкому солдату. Так писал А.И. Солженицын в своём великом произведении – «Архипелаг ГУЛАГ». Но главный принцип коммунистического суда можно выразить в одной единственной фразе – «Мы руководствуемся не законами, а нашей политической совестью». Принцип «вождизма», фюрерства. Немало важную роль играет и принцип "вождизма". Дело в том, что ко второму десятилетию ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной формой государственного устройства в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран.
Летом 1972 года были арестованы известные диссидентские деятели П. Якир (сын репрессированного в 1937 году командарма И. Э. Якира) и В. Красин (внук известного политического деятеля Л. Б. Красина). В ходе следствия арестованные согласились сотрудничать с КГБ. Результатом этого стали широкая волна новых арестов и заметное затухание диссидентского движения. Его новый подъем был во многом связан с появлением на Западе в 1973 году, а затем и в самиздате солженицынского «опыта художественного исследования» государственной репрессивной системы под названием «Архипелаг ГУЛАГ», его статьи «Жить не по лжи». 5 сентября 1973 года А. И. Солженицын написал «Письмо вождям Советского Союза», в котором предлагал выход из двух главных опасностей, угрожающих нам в период ближайших 10—30 лет, — войны с Китаем и общей с Западной цивилизацией гибели в экологической катастрофе. Предлагалось ни много, ни мало, а отказаться от марксистской идеологии, «отдать ее Китаю». «Темный вихрь» этой идеологии, по словам писателя, «налетел на нас с Запада и если теперь сам утягивается дальше на Восток — так пусть утягивается, не мешайте!».
Уникальность ситуации во Франции в семидесятые годы XIX в. выразилась в том, что на политической арене оказались одновременно представленными все противоборствующие политические силы - от крайне левых до крайне правых сил; в политический процесс на первых порах оказались вовлечены массы населения, страна испытывала иностранное нашествие. Эти обстоятельства, будучи наложенными на богатую революционную и конституционную историю Франции, определили, в конечном счёте, тот государственный строй. Чрезвычайно интересным является то, каким образом (при фактическом создании конституции и доставлении её юридического текста, а также в ходе последующей политической борьбы партий в парламенте) французским парламентариям удалось свести к минимуму реальное значение президентской власти. Не менее важным является вопрос о соотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. Режим Второй империи, который непосредственно предшествовал III Республике, фактически уже изжил себя к началу 70-х годов XIX столетия (крах бонапартизма, пленение императора Наполеона III, восстание парижан, провозглашение республики, образование Правительства Национальной защиты).
Боттомор заявил о невозможности целиком сформировать такую личность, которая требуется для полного господства тоталитарного режима. По мере нарастания в странах Запада во второй половине ХХ века государственно-монополистических тенденций исследователи подмечали все больший изоморфизм так называемых коммунистических и либеральных государств. Термин «тоталитаризм» все больше становился анархонизмом. Для описания политических процессов в СССР было достаточно применяемых в исторической науке и политологии терминов: политическая система, политический режим, политические интересы, диктатура определенного класса и т.п. Начала подтверждаться гипотеза Ф. Поллока, выдвинутая в 30-е годы, о возникновении нового типа авторитаризма в СССР, стране государственного капитализма, и США, государстве «интервенционистского» типа. Получила распространение теория конвергенции, а концепция тоталитаризма все больше подвергалась критике. Однако правящие слои общества не торопились списывать ее со счетов: им претила мысль о каком бы то ни было сходстве политических систем.
![]() | 978 63 62 |