![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Политическая культура: смысл и методологическое значение категории | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Он связан с понятием индивидуального и конкретного. Будучи не схватываемо во всеобщих овещняющих формах познания, индивидуальное не только воспринимается как тайна, но и составляет действительную тайну для этих познавательных форм. Индивидуальное никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении. Категория точности здесь мало применима. Глубина проникновения в "несказанное ядро души", ее "свободное становление", "творческий центр" достигается совсем иными средствами (Бахтин). Вещное познание здесь ничего не может гарантировать. В рамках религиозной парадигмы тайна человека рассматривается в несколько ином значении занавешенности, мистической сокрытости, ибо, утверждает Кант, нам принципиально не дана для познания основа этого феномена - сам акт божественного творения 194 человека. Бог ничего нам не открыл и ничего открыть не может, ибо мы, разумеется, этого не поняли бы, - читаем мы в его трактате "Религия в пределах только разума". В этом же ряду нельзя не назвать и проблему самоидентификации человека, порожденную постоянной сменой образов человека в истории человеческой мысли
В современном обществе к ним принято добавлять и четвертую власть — средства массовой информации, которые освещают жизнь общества и служат каналом обратной связи между гражданами и политиками. В дискуссиях по предмету политической психологии можно выделить несколько существенных моментов. Во-первых, понимание его, что психологические компоненты являются неотъемлемой частью политического процесса происходило постепенно и отягощалось методологическими крайностями пионерских исследователей. Во-вторых, работы современных психологов, избирающих своим предметом политическое поведение, политическое мышление или политическую культуру, нередко методологически недостаточно обеспечены и включают в качестве научного инструментария политологические и психологические, статистические и социологические категории и подходы без их должного перевода на язык своей науки. В-третьих, политико-психологическая проблематика развивается не только в рамках самой этой науки, но и в работах по этнографии, страноведению, экономике, истории, социологии и др.
Общеизвестно, что право, как определенная система норм конкретного общества, является объективной реальностью. Но не все существующие правовые нормы реализуются. Чтобы выявить действительно правовые, нужно отличать существование правовых норм от их действия. Только такой подход позволяет выявить истинную природу конкретной системы права, объективные условия и факторы ее развития, подлинную роль в жизни общества, вскрыть действительный механизм правового регламента. Методологическое значение категорий «возможность и действительность» позволяет исследовать природу правовой возможности и констатировать, что она, будучи предпосылкой права и его реализации, является продуктом развивающейся социальной действительности. Правовая возможность имеет довольно сложную структуру. С одной стороны, она характеризует существующую систему права, а с другой связь данной системы с условиями ее осуществления. Это обстоятельство свидетельствует, что правовая возможность развивается вместе с развитием общества. Последнее не только демонстрирует действительность, но и вероятные ее, не только разные, но подчас и противоположные, возможности, что требует исключительного внимания к ним, дотошного анализа
Эти качества реализуются в социальном пространстве, в межличностном общении людей и т.д. Методологическое значение категории социальное качество заключается не только в том, что она позволяет определить границы и природу социального, но и выявить системно-структурные его характеристики, рассмотреть качество общности, ментальности и т.п. Ментальность есть качественная характеристика социальности общества в целом, она определенным образом связана с духовностью, конкретизирует и актуализирует ее. Ментальность является глубинным общим источником индивидуального и общественного сознания, обуславливает его содержание и пронизывает все его формы и уровни. В структуре ментальности можно отметить два уровня : - духовная настроенность индивида, социальных групп, общества в целом; - общественное настроение. Качество человека представляет собой сложную многоуровневую систему : человек (общее) – индивид (единичное) – личность (отдельное) – индивидуальность (особенное). Одновременно индивид характеризует количественную сторону, индивидуальность характеризует качественную, а личность их меру. Качество жизни. Категория качество жизни является интегральной качественной характеристикой жизни людей, раскрывающей не только жизнедеятельность, жизнеобеспечение, но и жизнеспособность общества, как целостного социального организма социального качества.
Это собственно относится к прикладной стороне глобального политического прогнозирования. Важнейшее методологическое значение имеет различие между краткосрочным и долгосрочным глобальным прогнозированием. В первом случае более применимы процедуры экстраполяции, анализ сложившегося соотношения сил и стартовых условий. Словом, при краткосрочном политическом прогнозировании в качестве детерминант берутся уже сложившиеся обстоятельства и действующие политические субъекты. При долгосрочном политическом прогнозировании вступают в действие принципиально иные процедуры. Здесь важнейшее значение имеют такие понятия как временная дискретность, реактивность, альтернативность. С дискретностью связано понятие открытого будущего. Мы слишком долго оперировали представлениями о непреложных исторических закономерностях, о восходящей линии развития, о гарантиях прогресса. Собственно только этой уверенностью в гарантированном историческом будущем можно объяснить ту бесшабашную смелость, с какой революционеры и радикал-реформаторы ломают прежний порядок
Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведении, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям - так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают. 2) Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения - государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета. Который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается. Государственное принуждение- это психологическое материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего, субъекта, в интересах государства. Само по себе государственное принуждение - острое и жестокое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и поэтому способно обеспечить безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта.
Бесспорно велико детерминирующее значение такого фактора, как социально- классовые интересы. Только не следует абсолютизировать их воздействие на культуру, что обычно делалось в марксистской литературе. Нелепо отрицать детерминацию политической культуры географическими факторами. Геополитика не последний элемент в стратегическом мышлении правящих кругов во многих странах мира. Наконец, одним из существенных факторов формирования политической культуры общества является идеология. Анализ категории политической культуры дает возможность обозреть ее функции. При этом следует подчеркнуть известное несовпадение политической культуры общества и данной политической системы. В противном случае исчезает методологическая посылка разграничения функциональных и дисфункциональных элементов культуры по отношению к конкретной политической системе. Будучи сущностным признаком политической системы и вместе с тем выступая предпосылкой, в определенной степени основой ее формирования, политическая культура выполняет прежде всего функцию интегратора всего политического опыта и механизма передачи его от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.
Исходные категории теории и методики физической культуры Введение Усиление интегративной тенденции в развитии современного научного знания выражается кроме прочего в становлении, расширении смысла и уточнении общих научных категорий как наиболее обобщенных фундаментальных понятий, имеющих существенное значение для всех или многих отраслей науки . Их мировоззренческое и методологическое значение, как известно, трудно переоценить. Именно в них концентрированно и лаконично выражаются совокупные результаты познания единства мира, сущностных свойств и закономерных отношений его слагаемых. Речь идет не только о тех предельно общих категориях, которые традиционно принято относить к философским. Не так давно стали все больше обращать внимание на общеинтегративный смысл и тех категорий, которые возникли не в лоне собственно философских абстракций, а в результате взаимосопряженного развития более или менее смежных отраслей специально-научного знания. К ним относятся, к примеру, такие категории, как структура и функция, упорядоченность и неупорядоченность (энтропия), система и элементы, модель и оригинал и т. д. Ряд из них в последние десятилетия предложено называть "общенаучными" или "межнаучными" в том смысле, что они распространились или распространяются во всех либо в нескольких отраслях науки .
Но чем сложнее представление о политической культуре, тем труднее становится процесс сравнения. А в данном случае это неизбежно, т.к. учитывается большой массив данных (исторических, культурных, психологических, социальных). Можно сделать вывод , что существует широкий спектр понятий политической культуры –начиная от американского политолога Г. Алмонда , рассматривавшего политическую культуру в 50-х годах прошлого столетия как психологический феномен . Притом , что это направление позволяет количественно измерить политическую культуру, в его методологических основаниях , имеется ограничение , связанное с тем , что поведение рассматривается в рамках «стимула - реакции». Это не позволяет исследовать собственную активность человека , с точки зрения воздействия внешней среды . Интерпрететавистский подход , исходит из того , что политическая культура представляет собой «мир значений» , смысловой аспект политики. То есть ,исследование политической культуры состоит в поиске и анализе “смыслов” политической жизни , и политическая культура предстает как смысловой аспект политики.
Мани придал зороастризму пессимистический характер, рассматривая мир как реальное воплощение зла. О манихействе можно говорить в двух смыслах: в узком - как о конкретном учении, сформулированном Мани, и в широком - как о методологической и гносеологической категории, обозначающей абсолютизацию логики инверсии, склонность осмыслять явления через радикальные инверсии. Суть манихейства в широком смысле слова не в самом существовании оппозиций,- поскольку они изначально присущи познанию и деятельности,- но в их абсолютизации, в формировании конструктивной напряженности, жестко ориентированной против срединной культуры, против взаимопроникновения полюсов, амбивалентности. Фактически манихейство можно интерпретировать как концептуальное, относительно детализированное представление об исключительном значении инверсии для существования человека в мире, как концепцию, противостоящую медиации, создающую нравственную основу антимедиации. Манихейство основано на абсолютизации жесткого противопоставления добра и зла, которые рассматриваются как две субстанции мира. Манихейство, следовательно, не только конкретно-историческая форма культуры, но методологическая и гносеологическая категория, метод якобы простого, ясного решения сложных проблем.
Общая теория государства и права по отношению к отраслевым и специальным юридическим наукам выступает обобщённой наукой, которая имеет руководствующее направление и методологические значения. Необходимость разработки достаточно узких проблем, стоящих перед юридическими науками ставит теорию государства и права в руководящее положение. То есть она освобождает другие науки от исследования этих проблем. В рамках общей теории государства и права формируются основные правовые категории, которые служат базой для других юридических наук. Эта наука интегративна, т.к. связанна со многими науками об обществе. И это логично, ведь теория государства и права связана с экономикой, политическим движением классов, моралью, культурой, языком и т.д. поэтому мы можем наблюдать связи теории государства и права с другими юридическими науками: политологией, социологией, философией, этикой, логикой, социальной психологией. Теория государства и права, как и любая другая юридическая наука, имеет свои функции, которые дают полное представление о ней и о направлении научной деятельности.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра теории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА : ФОРМА ГОСУДАРСТВА. Студентки I курса ЮЗ-15 Ефимовой Яны Владимировны Преподаватель: к.ю.н., доцент Шафиров Владимир Моисеевич КРАСНОЯРСК, 1999 г.ПЛАН:1. Понятие формы государства 2. Форма правления. 3. Форма государственного устройства. 4. Политический режим. 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Понятно, что строгость и четкость формы государства, вытекающие из государственно- правовой природы , могли существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.
Составными элементами политической культуры являются: - мировоззрение; - убеждения и установки; - поведение при решении политических вопросов и т.д. 10. Как связана политика и национальные отношения. Национальные отношения - сложная социально-политическая категория, одна из специфических форм социальных отношений. В национальных ^отношениях проявляется вся совокупность общественных отношений. Поскольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по существу, вое аспекты взаимоотношений наций и народностей, регулируемых государственной властью, носят политический характер. Это обусловлено значением государства как важного фактора формирования и развития наций и народностей. Национальная политика - это целостная система, представляющая собой концентрированное выражение социально-экономической, языковой, демографической, правовой, культурной политики в отношениях между нациями и народностями. Иными словами, национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию отношений между нациями и народностями в основных сферах общественной жизни, как правило, закрепленная в соответствующих документах и юридических актах государства.
Наличие массовых, но "отверженных" от официального политического процесса групп, например национальных меньшинств, обусловливает нестабильную ситуацию, чреватую при определенных условиях взрывами и конфликтами. 6) политический "вес" группы: учитываются ли ее интересы в государственной политике или нет, если учитываются, то каким образом и в какой степени. 7) тип и характер политического сознания, политической культуры, присущие данной группе и оказывающие сильное влияние на определение целей действий и ее поведение, склонность к использованию тех или иных средств в политической деятельности (например, применение насилия). Совокупность этих свойств дает возможность представить облик социальной общности как субъекта политики. Вопрос 23. Сущность государства и его основные признаки Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией, основой типологизации являются общественно- экономические формации, авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин. 2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная, основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий, автором является Роберт Даль. 3. Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная, основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная), автор Габриэль Алмонд. 4. Административно-командная, соревновательная, социопримирительная, основой типологизации выступают способы управления обществом, автор В. Е. Чиркин. 5. Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе, авторы: В. В. Радаев, О. Н. Шкартан. Из изложенного выше видно, что политические системы можно исследовать с разных позиций. Имеет ли это не только теоретическое, но и практическое значение? Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку.
Политология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания. Объектом политологии является политическая сфера общества, происходящие в мире политического явления и процессы. К ним относятся: политические отношения и процессы, средства, используемые для достижения политических целей, механизм функционирования политических институтов, деятельность политических партий и движений/уровень политической культуры субъектов политики, изучение основных проблем международных отношений. В обобщенном виде объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их организаций, партий и других институтов. Предметом политологии выступают законы становления, функционирования и развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, категории, принципы. Основными принципами политологии как науки являются следующие: учет политической реальности, приоритет общечеловеческих принципов, учет и использование достижений других наук.
Это разделение реально и благотворно для общества, при условии безоговорочного превосходства духовной власти над мирской. В средневековой Европе духовная власть принадлежала священникам, а мирская -военным. После Французской революции произошло полное поглощение духовной власти властью мирской, которая перешла к политикам и юристам. В современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к «индустриалам», а духовная - к «ученым» («философам», «социологам»), которых Конт считал новыми «духовными владыками», новым «жречеством», вначале в фигуральном, а затем в буквальном смысле. Функции этой категории, становящейся своего рода кастой, в обществе, где восторжествует позитивизм, чрезвычайно сложны и многообразны. Они не только советуют, освящают, регулируют, распределяют по классам, судят, но и, будучи священниками нового культа, следят за мыслями, поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства. Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего не экономический и не политический по своей сути, а морально-религиозный.
Все это, естественно, усложняет выявление политических предпочтений основных категорий населения, особенно это касается государства и важнейших государственно-политических институтов. политике вмешательства государства в экономические и социальные процессы. Достижение ясности в этом вопросе затрудняется также тем, что здесь противоречия, так сказать, в горизонтальном разрезе совмещаются с противоречиями по вертикальной линии между идеологическим и практическим, теоретическим и обыденным уровнями сознания. В либерально-демократической модели политической культуры политическому плюрализму соответствует религиозный и идеологический плюрализм. Здесь и религия, и идеология, которые при всех их различиях эпистемологического, сущностного и концептуального характера в методологическом плане представляют собой однопорядковые явления, отделены от государства. Парламентская демократия с ее этно-культурным, социальным, социокультурным и иными формами плюрализма не приемлет ни государственной религии, ни государственной идеологии.
![]() | 978 63 62 |