![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Основание Монгольской империи | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Куликовская битва, свершившаяся почти через полтора века после монгольского нашествия и за сто лет до конца "монгольского ига", требует отдельного и тщательного рассмотрения. Но один аспект дела уместно затронуть и здесь. Всем известно, что преп. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на бой и победу, сказав ему (как сообщено в житии этого величайшего русского святого): "Пойди противу безбожных, и Богу помогающи ти, победиши..." Однако в древних рукописях жития преп. Сергия сохранился и совершенно иной ответ святого на просьбу великого князя Дмитрия о благословении на битву с Мамаем: "... пошлина (то есть давно установленный порядок.- В. К.) твоя держит (препятствует.- В. К.), покорятися ордынскому царю должно"22. Существует точка зрения, согласно которой этот ответ преп. Сергий дал не в 1380 году, но ранее, в 1378-м - перед битвой (11 августа) на реке Воже (недалеко от старой Рязани) с войском Бегича. Но так или иначе едва ли есть основания сомневаться, что преп. Сергий не предлагал идти на битву с "царем", то есть с повелителем Монгольской империи
Составил студент I курса группы РЕК-99 Чигрин Владимир г. Краснодар, 8 Декабря 1999 г. СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1. Монгольские племена в конце XII столетия 2. Подъем Темучина 3. Основание Монгольской империи 4. Монгольская экспансия в правление Чингисхана Заключение ВВЕДЕНИЕ Монгольский период – одна из наиболее значимых эпох во всей русской истории. Монголы владычествовали по всей Руси около столетия, и даже после ограничения их власти в Западной Руси в середине четырнадцатого столетия они продолжали осуществлять контроль над Восточной Русью, хотя и в более мягкой форме, еще столетие. Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси. Этому периоду истории нашей страны следует уделять как можно больше внимания. Но, по моему мнению, прежде чем изучать влияние Золотой Орды на Русь, нужно проанализировать нравы и обычаи, политическую, социальную и военную структуры самой Монгольской империи, частью которой и стал в последствии улус Джучи (Золотая Орда).
Казань (точнее, "Старая Казань"), по-видимому, еще в конце XII века стала столицей существовавшего с Х века государства волжско-камских булгар. Но вскоре Булгария (почти в одно время с Русью) была завоевана Батыем и до тридцатых годов XV века являлась, по сути дела, таким же вассалом Монгольской империи, как и Русь; булгарские князья, подобно русским, платили дань и исполняли вассальные обязанности. Но к середине XV века, после фактического распада государства монголов, бывший его царь Улу-Мухаммед, изгнанный соперниками из Сарая и затем из Крыма, и оставшийся, таким образом, без владения, захватил Казань, убил ее булгарского владетеля Али-Бека (иначе - Алибея) и сел на его место (согласно другой, менее достоверной версии, это сделал сын Улу-Мухаммеда, Махмутек). Есть, между прочим, достаточные основания полагать, что вначале Улу-Мухаммед имел намерение "сесть" подобным же образом не в Казани, а в Москве, но, по-видимому, счел этот план нереальным. В дальнейшем Казанское ханство существовало - наряду с Крымским, Астраханским, Сибирским,- как своего рода осколок империи; ханства уже никак не могли объединиться, подчас активно соперничали, но нередко в трудные моменты так или иначе поддерживали друг друга
Безусловно избегалась затяжка боев и операций в таких местах, где отсутствуют кормовые средства. В заключение очерка о военном устройстве Монгольской империи остается еще сказать несколько слов о ее основателе как полководце. Что он обладал истинно творческим гением, ясно видно из того, что он сумел из ничего создать непобедимую армию, положив в основание ее создание идей, которые у культурного человечества получили признание лишь много веков спустя. Непрерывный же ряд торжеств на полях битв, покорение культурных государств, обладавших более многочисленными сравнительно с монгольской армией и хорошо организованными вооруженными силами, несомненно, требовали более чем организаторского таланта; для этого необходим был гений полководца. Такой гений представителями военной науки за Чингис-ханом признан в настоящее время единогласно. Это мнение разделяется, между прочим, и компетентным русским военным историком генералом М.И.Иваниным, труд которого "О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингис-хане и Тамерлане", изданный в Санкт-Петербурге в 1875 г., был принят как одно из руководств по истории военного искусства в нашей Императорской Военной академии.
И даже Иван III, в самом начале своего правления заявивший о том, что изменение сложившегося порядка находится теперь в его, а не Божьей воле, решился на действительное, практическое изменение не без колебаний,- чем и было вызвано весьма резкое послание к нему архиепископа Ростовского Вассиана. И тщетные попытки историков доказать, что-де Русью неотступно владело стремление вырваться из-под власти золотоордынских "царей", начались лишь в XVIII и, особенно, XIX столетии, когда в России сложилось крайне негативное мнение о Монгольской империи. Нетрудно показать, что мнение это было по сути дела внушено западноевропейской идеологией, которая в послепетровскую эпоху оказывала огромное воздействие на большинство идеологов России,- о чем подробно говорится в главе этой книги "Византийское и монгольское "наследства" в судьбе России". Здесь напомню только об одном: о характернейшем двойном счете в отношении западноевропейских и, с другой стороны, азиатских и, в особенности, евразийских империй. Этот двойной счет, усвоенный когда-то из западной идеологии, совершенно очевидно выразился, например, в статьях того же новейшего издания БСЭ, посвященных западноевропейской империи, основанной Карлом Великим, и евразийской империи, которую основал Чингисхан
Чингисхан сделал из своих подчиненных организацию с общественным императивом: «Будь тем, кем ты должен быть», где все должны были следовать закону, включая хана. И хан являлся для всех своих воинов примером в исполнении «Ясы», иначе монголы отказали бы ему в доверии. Армия, в особенности в период первых завоеваний, являлась становым хребтом монгольской администрации как целого. Поэтому принцип универсальной службы, предполагавший, что каждый человек имеет свое особое место, с которым он связан и которое не может покинуть, стал основанием не только монгольской армии, но и Монгольской империи. Мы можем назвать это Статутом связанной службы, и, как явствует из заявления Макризи, эта служба не сводилась только к исполнению воинских обязанностей. Важным аспектом обязанности служения государству было то, что эта повинность поровну распределялась среди всех подданных хана. "Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости" (Джувейни, разд. 5). Не только мужчины, но и женщины должны были служить. "Он (Чингисхан) приказал женщинам, сопровождающим войска, делать работу и выполнять обязанности мужчин, когда последние отсутствовали, сражаясь" (Макризи, разд. 19). Статус связанной службы стал базисом всемогущества великого хана.
В глаза бросается полное ощутимое безразличие летописца к видовому имени и признакам «татар». Сообщение Лавреньтьевской летописи о нашествии – пожалуй, по мнению автора, самое открытое в семантическом плане и, в то же время, наиболее сложное по составу. При нашествии русские города оказывали монгольским войскам сопротивление не менее, но и не более героическое, чем скажем грузинские, или иранские, или китайские, или иракские Монголами на Русь были перенесены жесткие формы вертикального подчинения, характерные для Монгольской империи. Так что наличие «своих» правителей полностью лично зависящих от монгольского хана, даровавшего им право управлять их же собственной территорией и народом, на ней обитающим, - систематически подтверждающих свою зависимость в виде ордынских «выводов» и поставки войск для современных военных действий, вряд ли может служить веским основанием для признания «автономии» русских земель в рамках Золотой Орды. Вряд ли можно согласиться с широко распространенным мнением, будто главной причиной произошедших на Руси несчастий стали княжеские усобицы. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: РУСЬ И ОРДЕН Как пишет Данилевский, Александр Невский – олицетворение мужественного борца против агрессоров, покушавшихся на свободу и независимость нашей родины.
Исторический статус Тибета Хотя история государства Тибет и началась в 127 году до Рождества Христова с учреждения династии Ярлун, страна, какой мы теперь знаем ее, была впервые объединена в VII столетии н.э. царем Сонгцен Гампо и его наследниками. Тибет был одной из могущественнейших держав в Азии следующие три столетия, что подтверждается надписями на колонне у основания дворца Потала в Лхасе и китайскими танскими летописями, относящимися к этому периоду. Формальный мирный договор, заключенный между Китаем и Тибетом в 821–823 годах, обозначил границы между двумя странами и утвердил «счастье тибетцев в Тибете и китайцев в Китае». В то время как монгольская империя Чингисхана в XIII столетии расширялась в сторону Европы на западе и Китая на востоке, лидеры Тибета из могущественной школы тибетского буддизма Сакья заключили соглашение с монгольскими правителями, чтобы избежать завоевания Тибета. Тибетский Лама пообещал политическую лояльность и религиозное благословение и учение взамен покровительства и защиты. Религиозные отношения в это время стали настолько важны, что десятилетия спустя, когда Хубилай-хан завоевал Китай и установил династию Юань (1279–1368), он пригласил Пагпа-ламу стать имперским наставником и верховным духовником его империи.
Известно, что история монголов и Монгольской империи историками разных времен интерпретировалась неоднозначно: одни авторы, возвеличивая историческую роль Чингиз-хана, в то же время огульно приписывают монголам все положительное в истории народов Средней Азии, а другие, с позиции противника, игнорируют все положительное в истории Монгольской империи, а Чингиз-хана и его приемников характеризуют как варваров, разрушителей, оставивших после себя одни развалины и неописуемый хаос. Несмотря на то, что обретенная независимость создала новые возможности в исследовании монгольской эпохи в истории Казахстана, тем не менее, мы не видим ничего по настоящему впервые привнесенного в разгоревшейся полемике вокруг личности Чингиз-хана и основанной им империи. Все те же, ставшие уже привычными две позиции, существовавшие в русской, советской и западной историографиях, лишь в казахской обработке. В художественной литературе созданы сотни образов Чингиз-хана и это не предел. Ему вновь и вновь посвящают свои романы и поэмы писатели разных стран. Но в исторической науке, в реальном прошлом, личность, ее образ переделать невозможно.
Именно в этом ключе должна рассматриваться, как представляется, государственная история Казахского ханства. Казахское ханство в своей государственности стало одним из преемников Монгольской империи, а через нее и полуторотысячелетней центральноазиатской государственности. Если более конкретно, то первое казахское государство, основанное потомками Урус-хана Жанибеком и Кереем, возникло на базе государственного объединения Восточного Дашт-и Кыпчака, управлявшегося потомками старшего сына Джучи-хана Орды. На основе улуса Орды и его потомков формируется новое сильное государство Ак-Орда, ставшее впоследствии ядром Казахского ханства. Иными словами, становление и развитие казахской государственности, этническая и политическая консолидация населения Восточного Дашт-и Кыпчака – по существу завершающий этап процесса формирования единой народности – приходится на ХІV-ХV вв. В указанный послемонгольский период Отечественной истории, в рамках будущей этнополитической территории Казахского ханства на основе монгольских улусов складываются государства Ак-Орда, Могулистан, Ногайская Орда, ближайшие политические, этнические и культурные предшественники Казахского ханства.
Можно предположить, что его судебная функция была лишь данью древнемонгольской традиции и вскоре была сведена на нет, как, впрочем, и другие его функции. Это связано с тем, указанные функции перешли в начале XIV в. к карачибеям - родовым князьям, которые стали при хане Золотой Орды чем-то вроде «государственного совета». Помимо князей, судебные функции выполняли также и даруги - наместники областей Золотой Орды. Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того, князья в значительной степени могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана. Следующей судебной инстанцией был, также как и в Монгольской империи, собственно суд - «дзаргу» (или «яргу»). Правовой основой деятельности судов-дзаргу были в первую очередь ясы и ярлыки великих ханов и ханов Золотой Орды. В ярлыках, назначающих на должность судей (дзаргучи), прямо предписывается выносить решения на основе Ясы. Решения полагалось записывать в особые грамоты «яргу-намэ» (это, в принципе, соответствует распоряжению Чингис-хана: «Пусть записывают в Синюю роспись СПб., 2000. С. 213. 11 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь.- М., 1992.С.189 12 Вернадский Г. В. Что дали России монголы//Родина.-1997.- № 3-4.-С. 96-98. 13 Соловьев К. А. Эволюция форм легитимности государственной власти в древней и средневековой Руси.// Международный исторический журнал. - 1999. -№ 2.С.34-56.
Само по себе падение Византии обозначено 1453 годом, когда турки-османы захватили Константинополь, но началось все гораздо ранее – во время Четвертого крестового похода. На этом этапе Византия переживает первый распад и возрождение, которое дает надежды на непобедимость и некую богоизбранность империи. Захват в 1204 году участниками четвертого крестового похода Константинополя привел к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на незавоеванной крестоносцами территории – греческое государство (Никейской, Трапезундской империи, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византии. Последним пунктом пойдет рассмотрение последствий падения Византии. Причем будут рассмотрены не только внутренние последствия, но и внешние, влияние распада на соседние страны, изменение хода их истории.ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ Основанием для написания реферата послужили переводы Византийских историков. Большую роль играет описание династии Палеологов, как правящего дома Византии. Через деятельность отдельных ее представителей четко просматриваются ключевые даты истории Византии.
Суть военно-феодального империализма в сочетании новейших форм капитализма и пережитков феодализма. Характерные черты 1.) Кап-зм пришел в Р не после буржуазной революции, а после реформы. 2.) Сближение во времени смены феодализма кап-змом и перерастания его в империализм. 3.) Особая близость и связь монополий кап-зма с монополиями феодальной эпохи. 4.) Неразвитость вывоза к-лов и ведущая роль крепостнического гос-ва. 5.) Своеобразие связей с мировым империализмом. ПРИЧИНЫ ЗАВОЕВАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ МОНГОЛО-ТАТАРАМИ. РОЛЬ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В ИСТОРИИ РОССИИ. Захват русских земель монголо-татарами был прежде всего обусловлен разными стадиями развития феодализма в Монгольской империи и на Руси в 13 веке. 1) Для русских земель свойственна ФР и княжеская междоусобица. Это не дало собрать единое войско и княжеские войска были разбиты поотдельности. 2) Империя Чингисхана была огромным и достаточно централизованным гос-вом: не было п-ких и военных разногласий между правителями, как на Руси. 3) Империя имела большую, хорошо дисциплинированную и сильную армию.
Указ хана устанавливал, какие сборы должны поступать в казну великого хана, а какие оставаться в распоряжении местных правителей. Была проведена перепись населения, после чего все жители оказались приписанными к определенным административным районам. Завоеванные страны и области отдавались в управление местным феодалам, а специально поставленный над ними монгольский нойон отвечал за поступление дани. Наряду с этим практиковалась отдача сбора дани на откуп богатым купцам. При Угэдэе закончилось начатое Чингисханом строительство Каракорума. Этот город стал столицей Монгольской империями. В нем жило много ремесленников, которых монгольские феодалы угнали из завоеванных стран. Положение народных масс в империи было исключительно тяжелым. По словам Елюй Чуцая, высшие сановники торговали правосудием и должностями, тюрьмы были переполнены невинными людьми, наказанными за то, что они осмелились оказать сопротивление насилию вымогателей. Недовольство народных масс вылилось в открытые восстания. Так, за три года до смерти Угэдэя в Средней Азии вспыхнуло массовое восстание крестьян и ремесленников под предводительством Махмуда Тараби.
Монгольский виток этногенеза начался в ХI в. В фазе подъема монголы совершили свои завоевания и рассеяли свою пассионарность среди китайцев, тюрок, персов и русских, что способствовало, с одной стороны,ослаблению самой Монголии, а с другой - усилению окраин «монголосферы». Жестокая гражданская война 1259 - 1301 гг. унесла лучшую часть монгольских батуров, внуков «людейдлинной воли», и в Х1У в. политическое едииство Монгольской империи держалось только на инерции. В самой Монголии появилось много персов, тюрок, русских и китайцев, как женщин, так и мужчин: ремесленников,торговцев и ученых, отнюдь не пассионарных, но перемешавшихся с монголами. Историк Омари отметил, что в улусе Джучиевом монголы растворились среди кыпчакои. В Иране монголы частично сохранились, но стали мусульманамии утратили ведущее значение. А в Средней Азии монгольская пассионарность стимулировала регенерацию утраченной в ХII в. В начале ХII в., после смуты, владеиия потомков Чингис-хана были самой обширной и самой могучей державой н ойкумене.
Новая религия стала распространяться по всей Руси. Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутреннюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его международных связей. В 1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи - центральноазиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII в. огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь, соответственно в 1237-1238 и в 1239-1240 гг., объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи - Чингисхана - Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды. Их зависимость выражалась в уплате податей - "выхода" и верховном сюзеренитете золотоордынского хана, который утверждал русских князей на их столах. (Как же происходило развитие русских земель в новых условиях?) Киевская земля после нашествия окончательно утратила свое былое значение. Киев был взят татарами в 1240 г. в разгар борьбы за него между соперничающими князьями. В 20-е годы XIV века Киевская земля попала в зависимость от Великого княжества Литовского, а в начале 60-х годов окончательно вошла в его состав.
Побежденные монголами половцы обратились за помощью к русским князьям. По их призыву в степь выступило объединенное войско во главе с тремя сильнейшими князьями Южной Руси: Мстиславом Романовичем Киевским, Мстиславом Святославичем Черниговским и Мстиславом Метис-лавичем Галицким. 31 мая 1223 г. в сражении на р. Калке (близ Азовского моря) в результате несогласованных действий своих предводителей союзное русско-половецкое войско потерпело поражение. Шесть русских князей погибли, трое, в том числе киевский князь, попали в плен и были зверски убиты монголами. Завоеватели преследовали отступавших вплоть до русских пределов, а затем повернули назад, в среднеазиатские степи. Таким образом на Руси впервые ощутили военную мощь монгольских орд. Нашествие монгола-татар на Русь. После смерти основателя Монгольской империи Чингисхана (1227), согласно его завещанию, на курултае монгольской знати в 1235 г. было принято решение начать завоевательный поход на Европу. Во главе объединенного войска Монгольской империи был поставлен внук Чингисхана Бату-хан (в русских источниках называемый Батыем). Его первым военачальником был назначен видный монгольский полководец Субедей, участвовавший в битве на Калке.
Почти все они становились правителями в едином порядке: курултай, состоящий из нойонов и военачальников Улуса Джучи избирал правителя, которого затем утверждал великий хан (хаган) - повелитель Монгольской империи. Именно так состоялось возведение на трон Бату, Улагчи, Берке и Менгу-Тимура. Исключением были лишь Джучи, основатель государства, и его внук Сартак: оба они не избирались на курултае, а стали правителями по воле своих родителей. Назначение Джучи правителем по воле Чингис-хана вполне объяснимо и логично: владения были ему только что пожалованы, и нойонов и военачальников Улуса Джучи, которые могли бы собраться на курултай, просто-напросто еще не было! Сартак также не был избран на курултае, а назначен наследником своим отцом Бату и впоследствии утвержден в должности правителя хаганом Монке. Авторитет Бату позволял ему диктовать свою волю подданным, и Сартак был признан правителем. Но его легитимность была сомнительной, и его дяде Берке не составило труда восстановить против племянника влиятельных нойонов.
![]() | 978 63 62 |