телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАВидео, аудио и программное обеспечение -30% Всё для дома -30% Всё для хобби -30%

все разделыраздел:История

Восточные славяне и элементы в православии

найти похожие
найти еще

Мыло металлическое "Ликвидатор".
Мыло для рук «Ликвидатор» уничтожает стойкие и трудно выводимые запахи за счёт особой реакции металла с вызывающими их элементами.
197 руб
Раздел: Ванная
Карабин, 6x60 мм.
Размеры: 6x60 мм. Материал: металл. Упаковка: блистер.
44 руб
Раздел: Карабины для ошейников и поводков
Совок №5.
Длина совка: 22 см. Цвет в ассортименте, без возможности выбора.
18 руб
Раздел: Совки
План 1 Вступление. 2 Историография. 3 Язычество, как первая ступень религиозных верований. 4 Восточнославянская религия и её особенности. а) Места поклонения. б) Обряды. в) Черно-Божие и Бело-Божие. г) Верховный Бог славян. д) Представления о загробном мире. 5 Языческая религия и славянская мифология. 6 Судьба языческих верований после принятия Христианства. 7 Заключение. 1.Вступление Тема моего реферата звучит “Язычество восточных славян и его элементы в Православии”. Я выбрал эту тему по нескольким причинам. Во-первых, она недостаточно разработана. Религия пропитывала жизнь наших предков, она оказала влияние на формирование русского менталитета, и потому незнание её и непонимание равносильно незнанию и непониманию существенного в прошлом. Во-вторых, сведения на эту тему не систематизированы, а те, которые мы имеем, зачастую противоречивы. В работах историков присутствуют различные мнения по одному и тому же вопросу. И наконец, религия наших предков была оригинальной и самобытной. Если в средней школе уделяется достаточно внимания изучению религии Древней Греции и Рима, то казалось бы естественным изучать и религию своих предков, но этого не происходит. Итак, религия восточных славян нуждается в изучении и осмыслении. 2. Историография Исследования религии древних славян появляются в работах историков с конца восемнадцатого века. Девятнадцатый век был веком расцвета русской культуры и исторической науки. В работах Ключевского и Платонова упоминается религия древних славян, однако, в их произведениях прослеживается скудность источников. Дело в том, что не были исследованы многие летописи и документы на древнеславянском языке, которые находились в монастырях. Постепенное нахождение и перевод таких источников обогащало информацию о религии наших предков. Но произошла революция. Уничтожались храмы, гибли священнослужители, опустошались монастыри. В погоне за церковным золотом были разграблены монастырские книгохранилища. Много документов на древнеславянском языке было утрачено навсегда. Возможно, мы так никогда и не узнаем того, что знали средневековые летописцы. Позднее советская историческая наука не считала религию важным фактором, влияющим на историю народа, и о ней писали мало. Марксисты писали о язычестве лишь как о древней, примитивной религии, не отвечавшей новым феодальным отношениям в обществе, и потому замещённой христианством. Но и в то время появлялись труды, посвящённые этой теме, например “Язычество древних славян” Рыбакова Б.А., изданная в Москве в 1997 году, где автор рассказывает о язычестве на территории России, Украины и Белоруссии и его происхождении. Лишь в последнее время из-за деидеологизации истории появляются книги, в которых авторы серьёзно исследуют религию древних славян. Таковой является, например, книга “Языческая мифология славян” Волошиной Т.А. и Астапова С.Н., изданная в Ростове-на-Дону в 1996 году, в которой рассказывается о сохранившейся части мифологии славян, книга Марии Семеновой “Мы- славяне!”, изданная в Санкт-Петербурге в 1997 году, она содержащая данные о религиозных представлениях, культуре и быте наших предков, а также “Энциклопедия славянской мифологии” Е.Глушко и Ю.Медведева, которая описывает славянских Богов и мифологических существ.

Ученые отмечают, что другое имя неба было Стрибог – в переводе на современный язык – “Отец Бог”. Недаром дядю на Руси называли “старым”. Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил людям железные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли славян, - и это вполне созвучно с современными представлениями – на Земле царил каменный век, люди пользовались палицами и камнями. К тому же Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну женщину, а женщине – одного мужа”4. Оригинальную концепцию роли Сварога в пантеоне языческих Богов славян представляет Сергей Лесной. “ над всеми ими (Богами) господствовала всемогущая сила – Бог. Любопытно, что идея троицы, родившаяся в недрах арийских народов, была ясно выражена и здесь. Бог также назывался Триглав. Это было триединство. Триглав не был, как это неверно представляют, отдельным, особым Богом с тремя головами. Это был единый Бог, но в трёх лицах. Именно – Сварог, Перун и Световид. Последние два были порождение Сварога. Имелась своего рода аналогия с христианством. “Бог един, но троичен в лицах”. Вместо “Троицы” употреблялось слово “Триглав””5. Далее (через две страницы) автор приводит цитату из “Влесовой книги”: “Прежде всего имеем поклониться Триглаву, а поэтому поём ему великую славу, хвалим Сварога, деда божия начинателю всех родов: он вечный родник, что течёт во времени из своего истока, который никогда , и зимой, не замерзает; пьюще ту живую воду, “живихомся” пока не попадём до райских лугов”. Еще один важный Бог – это Световид (у восточных славян). Упоминание о его близости с Родом-Творцом есть в книге Рыбакова (стр.624): “Близость Рода и Света заставляет нас обратить внимание на важнейшего Бога западных славян – Святовита Святовиту были посвящены белый конь и оружие. Святовит был покровителем плодородия и урожая; годичный праздник устраивался после уборки хлебов, а главным обрядом было изготовление огромного, в человеческий рост, пирога”.6 Говоря о западных славянах, почитавших Святовита, автор пишет, что он выполнял функцию “единого Бога в небесах”, а у восточных славян таковым был Род (возможно, это является косвенным подтверждением теории Лесного о триединстве верховного Бога славян). Что же общего между Родом и Сварогом? Рыбаков Б.А. считает Рода Вседержителем, Богом неба, сотворившим Вселенную. А согласно А.Кожевникову (“Славянские языческие Боги, духи и нечистая сила”, Казань, 1994, стр.3) в разных частях славянского мира в разное время Бог всех Богов поминается под разными именами. “В летописных списках он часто упоминается под именем Сварог (небесный), у западных славян – Святовит, или Световит (священный свет), у восточных славян – Род (рождающий), а с 10-го века нашей эры в письменных источниках встречается еще одно имя – Стрибог (Отец-Бог). Все эти эпитеты проявляли ту или иную сторону верховного божества, не меняя при этом его сути. Кроме того его называли без имени – Бог Богов, Небо, Бог Небо или просто Бог.” В другом источнике (Фаминцын “Божества древних славян”, Санкт-Петербург, 1995, стр.151) верховный Бог славян именовался Дедом: “По представлению русских поселян солнце есть огонь, поддерживаемый Дедом, под именем которого, в данном случае, следует понимать верховного небесного Бога.

Единая жертва – плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, “суру” - питьё, в травах квашенное, и мед; никогда живую птицу или рыбу; это варяги и аланы дают Богам жертву иную, страшную, человеческую; этого мы не может делать, так как мы внуки Даждь-Бога и не имеем следовать по чужим стопам.” Далее Лесной говорит о том, что в русских былинах, сказках, пословицах, нет ни малейших отзвуков о существовании у восточных славян человеческих жертв, что они знали о существовании их у других народов, но этот обычай отталкивал их и был запрещен их религией. Автор “Влесовой книги” писал, что греки лгут, говоря о присутствии у них подобных обрядов. Но поскольку не существует возможности проверить правдивость греческих авторов, ограничимся лишь тем, что такова была точка зрения Лесного. Далее обратимся к Волошиной Т.А. и Астапову С.Н. На стр.75 их книги “Языческая мифология славян” ими приводится отрывок из записей византийского императора Константина Багрянородного, который совершил путешествие по Днепру: “После того, как пройдено это место, они достигают острова, называемого Святой Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг дуба, и другие – кусочки хлеба, мяса и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми”. Здесь то, что видел Константин Багрянородный совпадает с тем, что писал летописец во “Влесовой книге”. Он тоже писал, что животных предварительно убивают, кроме того, здесь у него нет упоминанию о ритуальном убийстве человека. Но, вероятно, это могло происходить в других случаях. Например, сохранились упоминания о том, что в могилу со знатным человеком, шли его слуги, а также молодая девушка в качестве жены. На этот счёт можно привести пример из книги Ключевского “Исторические портреты”. Здесь он приводит отрывок из летописи, где описывается, как уже в христианские времена, во время голода волхвы ходили по деревням, искали людей, которые якобы в нём виноваты, и убивали их. Когда же христианин возмутился их зверствам и спросил, кому же они поклонялись, они ответили, что их Боги живут в бездне, он же сказал,что там живут лишь бесы. Рассказывая о сближении русских и финских племен и говоря об их религиозном взаимодействии, он пишет: “Боги обоих племен поделились между собой полюбовно: русские сели повыше на небе, финские – пониже в бездне. Финские боги бездны возведены были в христианское звание бесов и под покровом этого звания получили место в русско-христианском культе, обрусели, потеряли в глазах Руси свой иноплеменный характер: с ними произошло то же самое, что и с финнами, охваченными Русью. Вот почему русский летописец , говоря о волхвах, о поверьях или обычаях, очевидно финских, не делает и намека на то, что речь идет о чужом племени язычество, поганство, русская или финская, для него одно и то же ” 3 Таким образом, Ключевский считал, что славянам было несвойственно чернобожие, что они поклонялись исключительно Светлым Богам, а волхвы были финами.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Война с Големом

Процесс продолжился в ХХ веке. Индустриализация объективно разрушила сельскую общину и переместила русских крестьян в города, где люди стали жить разобщенно. Государство в силу необходимости подчинило себе всю жизнь общества, пресекая всякие попытки самодеятельных объединений граждан. Однако даже при Сталине нас объединяла Великая Цель, национальная мечта. Но после Великой Отечественной пришла другая беда: безверие. Исчезла великая цель, общее дело. Им на смену пришло потребительское общество с его «идеалами». А потребительство плюс крушение идеалов превратили нас в разрозненное «население». Финальным аккордом национально-общественного распада стали убийство СССР и установление россиянского (украинского, молдавского и др.) «самостийных порядков». Первичным расколом стало разделение русского суперэтноса на так называемых «русских» (великороссов на самом деле), украинцев и белорусов. Достаточно напомнить, что до 1917 года русскими считались все восточные славяне, исповедующие православие. Можно напомнить, как народные массы на Украине в 1918-1920 гг. не пошли за интеллигенщиной, попробовавшей поднять на щит идею самостийности

скачать реферат Образование русского централизованного государства

Поскольку Дмитрию было в этом году только 9 лет, он не мог собирать дань с Русских земель. Ярлык на время ушёл к Суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Политика Московских князей ни в коем случае не была направлена на объединение Русских земель, это было обыкновенное стремление увеличить собственные богатства, для этого использовались все методы. К моменту начала княжения Дмитрия Московское княжество становится одним из наиболее богатых. В это время в Золотой Орде власть при юном хане Тохтамыше фактически захватил темник (военачальник) Мамай. Дмитрий Иванович не захотел и не стал платить дань Мамаю под предлогом, что он не принадлежит роду Чингизидов, а, следовательно, ханом (или царём) для русских князей быть не может и Дмитрию равен. У России также был грозный соперник Великое княжество Литовское, объединившее под своей властью не только Литву, но и большую часть западнорусских земель: Смоленщину, территории нынешних Украины и Беларуси. Русский язык здесь был государственным, большую часть населения составляли восточные славяне, исповедовавшие православие. Настоящей Русью они считали именно свою державу.

Набор маркеров для досок "Kores", 3 мм, 6 штук.
Набор маркеров для досок. Круглый наконечник. Пластиковый корпус. Стираются с таких гладких поверхностей, как пластик, стекло и эмаль,
390 руб
Раздел: Для досок
Набор капиллярных ручек "Triplus 334", 42 цвета.
Количество цветов: 42 ярких цвета. Эргономичная форма для удобного и легкого письма. Пишущий узел завальцован в металл. Защита от
2653 руб
Раздел: Капиллярные
Звуковой плакат "Таблица умножения".
Представляем Вашему вниманию уникальную новинку — развивающие звуковые плакаты, которые содержат стихотворения, занимательные и
576 руб
Раздел: Электронные и звуковые плакаты
 Тайны древних русов

Разумеется, «громовержец» в данном случае вовсе не отец-небо, не Верховник, безразличный к человеку, а герой, защитник человека. Далее вкратце расскажем о балто-славянских богах-громовниках. Эти мифологические персонажи и у славян, и у балтов необычайно схожи. А если быть точным, то это один и тот же бог, раздвоившийся с разделением балто-славян, которые были две с половиной тысячи лет назад одним народом с одним языком. Можно было бы предположить, что балтский элемент в сообществе более древен и исконен, так как мифологические образы сохранены лучше именно в балтской мифологии, и, в частности, такой основополагающий образ, как Перкунас-Перун. Но это не так. Причина здесь совсем иная. Восточные славяне, русские, приняли христианство тысячелетие назад — в 1988 году мы отмечали этот поистине грандиозный юбилей. В том же году более скромно, почти без церемоний и без сообщений в печати, отмечалось шестисотлетие крещения Литвы. Разумеется, Литва фактически была знакома с христианством значительно ранее, так как Русь привнесла православие на её земли ещё в X веке, да и затем после обособления Литовского княжества, произошедшего в результате вторжения Батыевых полчищ и ослабления Руси, государственной религией в этом княжестве, как, впрочем, и государственным языком и государственной системой управления, были соответственно русское православие, русский язык и русская система

скачать реферат Современные религиозные конфессии славян

В религии немало запретов. Например, нельзя есть свинину, изображать Бога, а также вообще изображать живые существа, пить вино и т.д. У восточных славян преобладает православие. Этой конфессии придерживаются около 80% русских, 80% белорусов и 76 % украинцев. На территории России, кроме того, примерно в равной мере представлены ислам, католицизм, иудаизм и буддизм. На Украине – 13,5% униатов , 8,2% мусульман, остальные верующие – католики, протестанты, иудеи. В Беларуси – 15% католиков, около 2% униатов, остальные верующие – протестанты и иудеи. Среди западных славян в силу исторических причин православие прижилось в меньшей степени, чем среди восточных и южных. В Польше – 95% католиков, остальные верующие – православные, протестанты (в основном лютеране), иудеи, свидетели Иеговы. В Чехии – 65% католиков, остальные верующие – протестанты и православные. В Словакии – 60% католиков, остальные верующие – протестанты (кальвинисты и лютеране). Лужицкие сербы, живущие на территории Германии, исповедуют протестантизм (лютеране) и католичество. Южные славяне, с одной стороны, испытывали большое влияние Византии, с другой, - продолжительное время находились под властью Порты Оттомантской.

 История Руси

Трубачев, напоминая об этой сыгравшей очень значительную роль в истории вопроса лекции, обращает внимание на тот факт, что ведь, напротив, "германский император... как раз никакой связи между именем народа... рос и свеонами-шведами не видел, ибо, как признает и сам Томсен, "Русью они (скандинавы - О. Т.) звались только на Востоке" (с. 44-45),- то есть в восточнославянских землях. Таким образом, находившиеся среди восточных славян шведы уже в 830-х годах считали себя принадлежащими к "народу Рос", а не шведами. И в последнее время достаточно прочно утвердилось представление, согласно которому "русью" в восточнославянских землях первоначально называлась определенная часть их населения, а именно та часть, которая сыграла основную роль в создании и развитии государственности. В эту часть входили люди, принадлежавшие к различным племенам (в том числе, без сомнения, и шведским), но осознававшие себя единой силой, даже как бы единым "народом" (что и проявилось в рассказе "Бертинских анналов"). Характерно, что в летописи нередко употребляется словосочетание "вся русь", подразумевающее, очевидно, собирание воедино различных племенных "элементов" этой самой "руси"

скачать реферат Борьба пастыря с языческими суевериями

Как справедливо заметил тот же диакон Андрей Кураев, «от неверия мода бросается во всеверие, минуя трезвую середину Традиции»5. От веры человека зависит то, какую цель он будет преследовать на протяжении всей жизни, какую систему, иерархию ценностей он сам для себя построит. И чем скорее человек определится с выбором, тем больше он успеет сделать. В 988 году мы навсегда отказались от блудодеяний с иными богами, навеки сочетались с Единым Живым Богом. И поэтому нам, сделавшим выбор в пользу Православия, идущим столько времени его стезей, больно смотреть на грубое коверкание его путем оглядывания назад. Сам факт нашей веры не дает права молчать, когда его идеалы попираются профанацией и подменой. Отсюда, «вера всегда включает в себя элемент борьбы с суевериями. Богословский разум всегда осаживает религиозно-фольклорные, магические и языческие «предрассудки»»6. Данное дипломное сочинение имеет стандартную структуру. Состоит оно из введения, пяти глав и заключения. Стиль довольно сложный и разнородный, что можно объяснить самой спецификой тематики работы. Хотелось также выразить искреннюю благодарность тем, кто помогал автору в подборе материала для написания данной работы: Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейщему Варфоломею (Ващуку), архиепископу Ровенскому и Острожскому, который предоставил материалы по этнографии восточных славян; Протоиерею Олегу Валяеву, который помог подобрать значительную часть вспомогательных источников, очень важных по данной тематике; Протоиерею Сергию Гордуну, доценту Мин ДА и С кандидату богословия, моему научному руководителю, за его очень важные и существенные советы, а также всем, кто помогал мне в написании дипломной работы.

скачать реферат Культура Киевской Руси

В города стали стекаться ремесленники и купцы, деловая жизнь которых за крепкими городскими стенами проходила в относительной безопасности. Первыми большими городами на Руси были Киев и Новгород, которые являлись крупными центрами обмена товарами между Востоком и Западом и по размерам и архитектуре считались одними из лучших городов Европы. Уже в IX в. техника сельского хозяйства значительно улучшилась, а ремесло обогатилось новыми приемами обработки железа и стали, среди которых выделялись особые методы чеканки, чернения, производства эмали и пр. Техника производства вооружения, первобытная металлургия, гончарное искусство, возросшие требования городского строительства и сельского хозяйства - все это вызывало необходимость в распространении и усвоении элементов научных знаний, а потому появилось стремление к созданию школ. Прежде считалось, что грамота у восточных славян появилась после принятия ими христианства, но современные исследования и в особенности археологические раскопки, проведенные за последнее время в Новгороде, дали несомненные доказательства того, что на Руси была своя письменность еще задолго до распространения христианства; вещественными доказательствами этого служат берестяные грамоты, найденные в Новгороде и относящиеся ко времени, предшествующему принятию на Руси христианства.

скачать реферат Рабовладение у восточных славян VIII-Х вв.

Тем вероятнее потеря им права на свободу и переход в рабское состояние. Сообщения Гардизи и Ибн Русте позволяют высказать догадку о начавшемся среди восточных славян обособлении рабов от массы свободных, т. е. о формировании группы людей, образующих отдельную от других членов общества социальную категорию, живущую по предписанным властями правилам и законам. Но это новообразование еще не вошло органически в общественную ткань и потому, вероятно, концентрация туземных рабских элементов происходит на окраинах восточнославянских земель, а не в гуще свободного населения - знак, лишний раз указывающий на внешнее изначальное происхождение рабства в восточнославянском обществе. Именно так, по нашему мнению, надо понимать факт отправки славянским «царем» обращенного в рабство преступника на периферию своих владений под надзор тамошних правителей. Общество, следовательно, допуская в особых случаях порабощение соплеменников, вместе с тем отторгает подобное порабощение, локализуя его носителей в пограничье с внешним миром.

скачать реферат Культура Византии. Крещение Руси

Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило быстрее. Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, римских христиан, византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии - эта каноническая версия основывается на одном-единственном источнике: так называемой «Повести временных лет».

Табурет "Престиж" с ободом.
Табурет на 4-х опорах с ободом, диаметр трубы 20 мм. Прочный каркас. Защитные вставки на ножках. Удобное хранение. Мягкое сиденье.
599 руб
Раздел: Стулья
Карточки Первого Года "Достижения" (16 карточек).
Карточки Первого Года жизни ребенка "Достижения" – совершенно новый способ наблюдать, как растет и меняется малыш от месяца к
352 руб
Раздел: Прочее
Наклейки на стену "Космос", светящиеся в темноте (62 штуки).
Удивительный набор "Космос" от Djeco представляет собой 62 фосфоресцентные пластиковые наклейки для декора комнаты. Наклейки
879 руб
Раздел: Интерьерные наклейки
скачать реферат Крещение Руси

Вот почему славяне вели тот образ жизни, о котором говорит Маврикий: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болота; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники». Большинство славян в то время были язычниками. Они смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: «при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовывались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме». Племенные, языческие верования были, как правило, основаны на непонимании воздействия на человека каких-то малоприятных, неведомых сил. Представления об этих силах соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения, поэтому серьезные изменения в быте ставили под сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена не могли сохранить своих представлений о них, переселившись на равнину).

скачать реферат Принятие христианства на Руси

Но под действием новых условий среди них завязался обратный процесс постепенного взаимного соединения, только связующим элементом в новых общественных построениях служило уже не чувство кровного родства, а экономический интерес, вызванный особенностями страны. С одной стороны, южные реки и равнины, с другой стороны, иго втянули восточных славян в оживленную внешнюю торговлю. Эта торговля соединила разбросанные одинокие дворы в сельские торговые поселения, погосты, потом в большие торговые города с их областями. Новые внешние опасности с начала IX в. вызвали ряд переворотов. Торговые города вооружились, тогда они из главных складочных пунктов торговли превратились в политические центры, а их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями, некоторые их этих областей сделались варяжскими княжествами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество Киевское, древнейшая форма русского государства. Такова связь экономических и политических фактов в нашей истории: "экономические интересы последовательно превращались в общественные связи, из которых вырастали политические союзы".(2) Итак, первой династией «русских» князей на Руси были Рюриковичи.

скачать реферат Особенности религии древних славян

Другой древнерусский бог ДАЖДЬБОГ южнославянский Дабог (в сербском фольклоре). К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйскими циклами и сезонными обрядами, а также боги воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и тому подобные. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающие близкие связи с коллективом например Макошь, иногда менее антропоморфных, чем боги высшего уровня. Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностью функций, что позволяет иногда рассматривать их как персонификацию членов основных противопоставлений; например ДОЛЯ, ЛИХО, ПРАВДА-КРИВДА. С обозначением доли, удачи счастья, вероятно было связано и общеславянское Бог: сравните богатый (имеющий бога, долю) и убогий (не имеющий доли, бога). Слово бог входило в имена различных божеств – Даждьбог, Чернобог. . Сказочные персонажи – по-видимому, участники ритуала в их мифологизированном обличье и предводители тех классов существ, которые сами принадлежат низшему уровню: таковы баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной царь и тому подобные.

скачать реферат Археология Восточных славян в 6 в.

Во второй половине 1 тысячелетия н.э. это было , наверное, домашнее божество, божество семейных общин. В летописях имени бога Рода нет. Рожаницы тоже связаны терминологически с понятием родства, но ничего конкретного об их сущности сказать нельзя. Берегыни – божества, связанные с водами и деревьями; упыри, судя по поздним источникам, тождественны вампирам. Трудно сказать, были ли у восточных славян жрецы или культовые ритуалы совершались князьями, племенными и родовыми старейшинами. Скорее всего жреческие функции выполнялись князьями. Язычество было определяющим фактором в идеологии славянства. Все остальные проявления духовной культуры, а также зависимые от неё элементы материальной культуры и искусства во многом были определены языческим мировозрением. Восточнославянские племена Племена лесной зоны днепровского правобережьяДУЛЕБЫ – одно из древних племенных образований славянства. В период составления Повести временных лет дулебов уже не существовало, летопись сообщает о них как о прежних жителях Волыни. Последний раз дулебы на страницах русских летописей упоминаются под 907 г. в рассказе о походе Олега на Царьград. Имя дулебов восходит к праславянской поре. Этот этноним имеет западногерманское происхождение.

скачать реферат Спорные вопросы ранней истории Киевской Руси

В их основе лежит византийский стереотип удивления, который неизбежно влечет за собой поиск маленького чуда. Исходным в исследовании некоторых историков-медиевистов Запада является тезис неспособности восточных славян к социальному и политическому саморазвитию: «Не может быть, чтобы Киевскую Русь создали сами славяне». И начинаются поиски наставников, которым можно было бы перепоручить роль создателя восточнославянской государственности. Они приводят к самым различным результатам, часто взаимоисключающим. В роли восточнославянских культуртрегеров выступают греки, хазары, норманны и пр. В 1982 г. на Международной конференции «Славянская культура и мировой культурный прогресс», организованной в Минске Международной ассоциацией распространения и изучения славянских культур при ЮНЕСКО, с пленарным докладом выступил профессор из ФРГ Г. Ротте. Он предложил глобальную периодизацию славянской истории. Главная его идея заключалась в том, что па всех этапах (а он их выделил семь), славяне всегда имели своих поводырей, сначала византийцев, потом скандинавов, хазар, а с XII в. немцев. Восточные славяне вышли на историческую арену поздно и без собственных культурных традиций, а культура Киевской Руси представляла собой простой симбиоз культурных элементов Византии, Хазарии, Скандинавии.

Овощечистка "Mayer & Boch".
Овощечистка - это удобный инструмент, с помощью которого удобно чистить овощи и фрукты как с тонкой, так и со слишком толстой кожурой.
308 руб
Раздел: Овощечистки, рыбочистки
Автомобиль со звуковым сигналом "Джип-каталка", красный.
Автомобиль Джип-каталка - это удобное транспортное средство для малыша! Каталка сделана в виде машинки. Малыш отталкиваясь ножками сможет
1698 руб
Раздел: Каталки
Треугольные гелевые ручки с глитерами, 12 цветов.
391 руб
Раздел: Цветные
скачать реферат К истокам Руси

С нашими скептиками не согласен и текст договора Игоря с греками 945-го года, где содержится совершенно недвусмысленный особый параграф, убеждающий в том, что греки знали о распространении интересов Руси также к востоку от Херсонеса и всячески противились этому: "А о Корсуньст и стран . Елико же есть городовъ на той части, да не имать волости князь рускии, да воюеть на т хъ странахъ, и та страна не покаряется вамъ"13. И речь идет, заметим, о делах задолго до Владимира Святого и его появления у стен Корсуня-Херсона-Херсонеса. Но суть вопроса этим далеко не исчерпывается. Славянский элемент на северном побережье Черного моря справедливо связывают с продвижением сюда антов уже в VI веке.14 Ближе к Приазовской Руси вспоминают свидетельство Прокопия Кесарийского (VI в.) о бесчисленных племенах антов к северу от Меотийского озера15. Оспаривать заселение Черноморского побережья антами, то есть восточными славянами или их частью, с достаточно раннего времени, таким образом, не приходится, и это признано давно16. Уже в III в. (!) одна боспорская надпись упоминает некоего боспорянина по имени ? ? - Ант, сын Папия17, хотя преувеличивать значение этого эпиграфического свидетельства не следует, слово анты не было самоназванием, оно было дано выдвинувшейся сюда окраинной части славян более древним населением этих мест, о чем у нас также далее.

скачать реферат Древнерусское государство в V - начале XII вв.

Оно может быть получено лишь при рассмотрении реальной истории того или иного народа в его взаимосвязи с другими. Поэтому важно остановиться на проблемах язычества восточных славян. Языческая религия восточных славян к VIII - IX вв. приобрела сравнительно развитые формы. Языческие боги (Перун, Даждьбог, Стрибог, Ярило и др.) имели общеславянский характер, хотя единой иерархической системы, по-видимому, еще не сложилось. Культ поклонения предполагал жертвоприношения поставленным на холмах "идолам" - каменным или деревянным статуям богов. Руководство религиозными отправлениями осуществляли жрецы - волхвы, колдуны, кудесники. Иными словами, перед нами сравнительно развитая система язычества, хотя и не достигшая высших ступеней развития, характеризующаяся выделением главных богов, общих для всего народа, со своей сложившейся иерархией. Первые признаки несоответствия религиозной языческой идеологии новым реалиям возникают еще в начале Х в., когда среди русских появляются первые христиане, однако сам выбор православия в качестве замены язычества не был неизбежен.

скачать реферат Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

Славянофилы считали особенностями русской истории православие, общинный быт, коллективистский характер труда. В результате вели- кого переселения народов в начале новой эры восточные славяне оказались на девственной, нетронутой земле в отличие от их сородичей по арийской ветви - франков и германцев, расселившихся в бывших провинциях Римской империи и положивших начало истории Западной Европы. Таким образом, русское государство развивается из самого себя. Этими первичными условиями жизни русских славян, по словам В.О.Ключевского, определялась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава. 4. Россия является примером особой евроазиатской цивилизации. Сторонники этой теории, имевшей хождение в 50-х гг. ХХ века, опирались на географической положение России, многонациональный ее характер и многие общие черты как восточной, так и западной цивилизации, проявляющиеся в российском обществе. Выбор пути развития, приобщение к западной или восточной модели общественного устройства для современной России имеет особое значение. Он будет определять путь выхода из кризиса, в котором находится наша страна.

скачать реферат Учебник по истории отечества

По-разному датировалось и время выделения славян из общего массива индоевропейских народов – от III тысячелетия до н. э. до последних веков I тысячелетия н.э. В VI-VIII вв. расселение славян происходило по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло деление славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от Пелопоннеса на юге до Финского залива и р. Невы на севере, от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до Верхней Волги, Средней Оки и Верхнего Дона на востоке. Расселяясь по обширным просторам Русской равнины, славяне сталкивались с проживавшими здесь другими племенами (балтскими, финно-угорскими, ирано-язычными), ассимилировали их, но при этом менялись и сами приобретали новые навыки, элементы материальной культуры. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и формирование новых славянских общностей. На территории, составившей в будущем Киевскую Русь, насчитывалось более 10 славянских союзов племенных княжеств.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.