![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Сущность сталинского культа личности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Придерживающихся другой точки зрения он относил к догматикам, неспособным понять новое.[488] Аргументация в пользу реорганизации партийных органов после ноябрьского (1962Pг.) пленума ЦК КПСС приобретала новые штрихи. Перестройка партийных и советских органов по производственному принципу стала напрямую связываться с преодолением последствий сталинского «культа личности». В редакционной статье журнала «Коммунист» указывалось: «Партия решительно поломала многие устаревшие формы ведомственно-демократического подхода к делу, сложившиеся в период культа личности Сталина, отбросила в сторону антимарксистскую группу, пытавшуюся сохранить чуждые социалистическому строю порочные методы руководства».[489] Еще дальше в этом направлении пошел Д. Чесноков, который в статье «Ноябрьский Пленум ЦК КПСС и вопросы государственного строительства» объявил, что на протяжении многих столетий структура всех эксплуататорских государств складывалась в соответствии с территориальным принципом, а в наиболее развитом эксплуататорском обществе буржуазном территориальный принцип получает широкое развитие, поскольку государству, построенному таким образом, легче управлять, властвовать над народом».[490] Эти рассуждения как бы оправдывали перестройку применительно к социалистическому обществу
Сталин - культ личности МГЭИ, 02.98. История (от his oria). Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Для установления закономерностей исторического развития исследуют факты, события и процессы на базе исторических источников. (БСЭ)Оглавление Введение 2 Сталинизм. «Общественное мнение» 5 Заключение. Другой взгляд. 11 Список использованной литературы 17 Введение Вряд ли могут привести к истине попытки понять сущность сталинского культа личности путем привязки всего, произошедшего во времена правления Сталина, к одному лишь этому имени. Точно так же невозможно объяснить культ личности «исконно русской любовью к монархизму». В исторических аналогиях между сталинизмом и русским абсолютизмом пропадает самое главное и существенное, а именно - представление об исторической уникальности того, что произошло у нас во времена Сталина, в Италии - во времена Муссолини, в Германии - во времена Гитлера, а в Камбодже - во времена Пол Пота: жестокая изоляция и уничтожение миллионов людей, геноцид, осуществляемый либо по классовому, либо по национальному признаку.
Знаменитые процессы, в 1928-м и 1930 годах, были попыткой отвлечь внимание от беспрецедентной по своей жестокости, насильственной коллективизации. Известным ученым и инженерам предъявлялись абсурдные обвинения, и они признавались в шпионаже в пользу Германии, Франции и Англии, в создании «промпартии» в целях свержения Советского государства. Очередной поворот колеса, и сталинский чиновник заявил: «Мы не привыкли ценить человека. Людей снимали с ответственных постов в промышленности и с руководящих государственных должностей, арестовывая и вынося приговоры без видимых на то оснований. В результате государство понесло невосполнимые потери».[427] «Шпионы» и «саботажники», оставшиеся в живых, были выпущены на свободу, восстановлены в прежних должностях, в отдельных случаях их награждали и повышали в должностях. Партия гордилась способностью признавать собственные ошибки, восхищалась собственным великодушием и ожидала от потрясенных жертв и всего мира благодарности за свои деяния. Впоследствии все это будет отнесено к периоду сталинского культа личности
Сталин - культ личности МГЭИ, 02.98. История (от his oria). Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Для установления закономерностей исторического развития исследуют факты, события и процессы на базе исторических источников. (БСЭ) Оглавление Введение 2 Сталинизм. «Общественное мнение» 4 Заключение. Другой взгляд. 8 Список использованной литературы 12 Введение Вряд ли могут привести к истине попытки понять сущность сталинского культа личности путем привязки всего, произошедшего во времена правления Сталина, к одному лишь этому имени. Точно так же невозможно объяснить культ личности «исконно русской любовью к монархизму». В исторических аналогиях между сталинизмом и русским абсолютизмом пропадает самое главное и существенное, а именно - представление об исторической уникальности того, что произошло у нас во времена Сталина, в Италии - во времена Муссолини, в Германии - во времена Гитлера, а в Камбодже - во времена Пол Пота: жестокая изоляция и уничтожение миллионов людей, геноцид, осуществляемый либо по классовому, либо по национальному признаку.
Критика культа личности Сталина была признана своевременной и неотложной мерой. Но ошибочно было то, что все внимание перенесли на одного человека Иосифа Сталина, которого считали виновником всех бед тоталитарного режима. Поэтому критика культа личности Сталина с самого начала носила половинчатый, односторонний и противоречивый характер. Такой подход к острому и болезненному вопросу сеял в народе семена недоверия и сомнения. Во всех слоях населения начались горячие споры о культе личности Сталина. У Сталина было много поклонников, поэтому активность общества возрастала, углублялась и принимала угрожающий характер. Чем сильнее была критика Сталина, тем яснее становилась истинная сущность советской системы. Все это ощущалось и в Грузии. 2. Трагедия 9 марта 1956 года. Критика культа личности Сталина приняла широкий характер. Фактически, она переросла в явное оскорбление и унижение грузинской нации. В критике Сталина акцент делался на то, что Сталин был грузином. Подчеркивалось также, что в сталинских репрессиях значительную роль играл грузинский феномен
В ней сталинская интерпретация гражданской войны, особенно ее политических сюжетов, сводилась в основном и главном к трем походам Антанты в 1919-1920 гг. При всей доступности, простоте и ясности такая интерпретация не выдерживала научного обоснования, являлась серьезным отступлением от ленинской концепции истории гражданской войны. Исследование истории гражданской войны тормозилось все более возраставшим влиянием культа личности, что находило конкретное выражение в недооценке роли народных масс, искажении исторических фактов и политических событий, упрощенном толковании деятельности политических партий и движений. Так продолжалось вплоть до середины 50-х гг. Начавшийся после XX съезда КПСС с середины 50-х гг. новый этап развития советской исторической науки принес существенные изменения в исследование проблем истории гражданской войны, в особенности истории непролетарских буржуазных партий. Однако многие публикации по-прежнему содержали привычные шаблоны и политические стереотипы. По существу реального очищения исторической науки от наследия сталинизма не произошло.
Разве мог Ежов решать такие важные вопросы, как вопрос о судьбе видных деятелей партии? Нет, было бы наивным считать это делом рук только Ежова. Ясно, что такие дела решал Сталин, без его указаний, без его санкций Ежов ничего не мог делать". Сегодня уже известно, что со временем Сталин и его подручные выработали целую систему репрессивного механизма. Ежов, Берия представляли Сталину списки осужденных с указанием меры наказания. Сталин заставлял лиц из своего окружения ставить под этими списками свои подписи. Делегатам ХХ съезда об этом не сообщали. Хрущев обращал внимание прежде всего на то, что в годы репрессий уничтожались партийные и советские работники. Осуждая нарушения социалистической законности в годы культа личности Хрущев хотел убедить делегатов в том, что они люди из сталинского окружения сами жили в постоянном напряжении, испытывали чувство страха. Вот один из примеров, включенный в его доклад: "Об обстановке сложившейся в то время, мы нередко беседовали с Н.А. Булганиным. Однажды, когда мы вдвоем ехали в машине, он мне сказал: "Вот иной раз едешь к Сталину, вызывают тебя к нему, как друга.
Партия провозгласила своей главной целью «удовлетворение растущих потребностей народа». Между населением и властью установился своеобразный договор : «население не лезет в политику, а руководство обеспечивает «растущее благосостояние». Эпоха так называемого «застоя» была бедна политическими свершениями. Официально крупнейшими историческими событиями провозглашался каждый очередной съезд КПСС. Одним из главных способов оживления политической активности становится празднование нескончаемых юбилеев и годовщин, «юбилейным» становится чуть ли не каждый год. Брежневское руководство попыталось решительно положить конец идейным «вольностям»предыдущей эпохи и окончательно погасить волну критической мысли в обществе, поднятую десталинизацией. Разоблачение «культа личности» было свёрнуто и постепенно сменилось признанием больших заслуг Сталина. Советский режим времён застоя, в отличие от сталинского, не был кровожадным и к массовому террору не прибегал. Преследовались лишь те люди, которые совершили вполне реальные «преступления» против тоталитарной системы, то есть осмелившиеся открыто выступать против неё.
Тенденциозная заинтересованность подобных личностей очевидна, пусть даже иногда они и правы – Е.К.) — Бюрократии нужен неприкосновенный арбитр, первый консул, если не император, и она поднимает на своих плечах того, кто наиболее отвечает ее притязаниям на господство». Аналогичное мнение высказывал и М.Джилас: «Сегодня я мог бы сказать: обожествление, или, как теперь говорится, «культ личности» Сталина, создавал не только он сам, а в такой же, если не в большей степени — сталинское окружение и бюрократия, которым такой вождь был необходим» (хочется добавить – и народ. Словом, культ, кумир нужен был многим, так что трудно сказать, кому больше. Каждый искал своего интереса – Е.К.). Гитлер же сам открыто заявил, выступая перед СА: «Всем, чего вы достигли, вы обязаны мне. Всем, чего я достиг, я обязан только вам». Тоталитарный лидер, таким образом, делает себя центром, вокруг которого группируются эгоистические устремления многих людей, составляющих правящую бюрократию, прежде всего именно они и создают ему культ. М.Вебер, глубоко исследовавший проблемы харизматического лидерства, отмечал, что если руководство со стороны данной личности не приносит никаких благ для ее приверженцев, то налицо все предпосылки для падения ее харизматического авторитета.
Сельскохозяйственная же пропаганда в печати имела три основные части: пропаганда партийной доктрины; пропаганда передового производственного опыта; пропаганда научных знаний. Нужно сказать, что свои задачи аграрная пресса того времени выполняла неплохо, т.к. особенно в 50-60 гг. сельское хозяйство СССР развивалось очень интенсивно. Вместе с тем, сказывался личностный характер проводимой политики на селе. Я имею ввиду характер каждого отдельного правителя времен СССР: при Сталине – культ личности и жесткая пропаганда коллективного труда с репрессивными мерами; при Хрущеве – тот самый «кукурузный» бум, громадное вливание средств в аграрный сектор экономики и резкий подъем производства на селе; при Брежневе – некоторое возвращение методов сталинской пропаганды. В последний, «брежневский» период максимально реализовалась скрытая до тех пор тенденция советской прессы - отдаление от человека: массовость, «транспа-рантность», «лозунговость», неукоснительное подчинение партии – все это буквально смело отличительные черты между центральными и районными газетами: те же шаблоны, темы и проблемы из номера в номер.
Чтобы способствовать моральной и политической реабилитации пострадавших в годы сталинский репрессий, возникло общество "Мемориал". Причём, реабилитация, как и в хрущёвские времена, велась без разбора, без внимательного изучения истинных обстоятельств дела. Были освобождены все политические заключённые. Общество всё более охватывал эффект ниспровержения. Гласность привела к дискуссиям о таком феномене русской истории, как сталинизм, его истоках, роли личности И.В. Сталина, истории возникновения социалистического строя, о законности партийной власти. Причём, при оценке сталинского периода российской истории пользовались, прежде всего, моральным фактором. Гласность из инструмента критики и "улучшения" социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения. С самого начала перестройки в стране были как сторонники, так и противники нового курса. Гласность привела к резкой поляризации общества. В 1987 г. возник конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса в высших эшелонах власти. В сентябре 1987 г. секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин, пользовавшийся огромной популярностью, подал заявление о выходе из Политбюро, куда он входил в качестве кандидата, мотивируя это тем, что встречает много непонимания и противодействия в своей реформаторской деятельности. В октябре 1987 г. на октябрьском Пленуме ЦК Б.Н. Ельцин вновь поднял вопрос о своём выходе из Политбюро, на этот раз, по причине складывания "культа личности" вокруг М.С. Горбачёва. На самом деле у Б.Н. Ельцина уже складывалась своя политическая платформа.
В целом, в 1953 - 1964 гг. советская наука развивалась успешно. Советские учёные внесли ценный вклад во все отрасли знаний. Литература и искусство. Критика "культа личности", реабилитация репрессированных повлияли на изменение ситуации в литературе и искусстве. "Оттепель" в литературе и искусстве проявилась как "брожение умов", как попытка иначе взглянуть на прошлое и настоящее. Необычайно популярными стали журналы "Юность", "Молодая гвардия", "Иностранная литература", "Советский экран". В этих журналах стали публиковаться статьи Ф.А. Абрамова, В.В. Овечкина, которые изображали советскую действительность без прикрас. Большой резонанс в обществе вызвала публикация в журнале "Новый мир" (гл. редактор А.Т. Твардовский) повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - рассказ об одном дне лагерной жизни политического заключённого в сталинских лагерях. После ХХ съезда КПСС был реабилитирован целый ряд деятелей искусства и литературы: В.Э Мейерхольд, Б.А. Пильняк, И.Э. Бабель и др. Но были явления и обратного порядка. Б.Л. Пастернак в 1957 г. стал лауреатом Нобелевской премии за роман "Доктор Живаго". В 1958 г. он опубликовал этот роман за рубежом. Б.Л. Пастернак был подвергнут публичному осуждению, исключён из Союза писателей.
То, что произошло в сталинские времена, рассматривается здесь как дела давно минувших дней, так или иначе «перекрытые» последующие тридцатилетием. Потребность в перестройке и ускорение экономического роста выводится в этом случае в основном из застойных процессов 60-70-х гг. Что касается сталинизма, его разоблачение считается необходимым преимущественно в качестве средства предотвращение крайностей культа личности и политических эксцессов вроде предвоенных и последовоенных репрессий. Согласно точке зрения, в 50-70-е гг. не было серьезных сдвигов, и советское общество пришло к повторному середины 80-х гг. в качественном смысле таим же, каким оно сложилось на исходе сталинского правления современная социально-экономическая и историческая обстановка в советском обществе сложилась, как мы думаем, в результате взаимодействия своего рода сложения и переплетения последствий того, что произошло в условиях сталинизма, с тем, что случилось в последующее десятилетие. В самом деле. Несмотря на еще не оконченные споры относительно суммарной оценки итогов того, что случилось в эпоху Сталина, можно, по-видимому, считать очевидным следующее.
Там не было даже главного телохранителя Сергея Мироновича, Борисова, который, согласно инструкциям, должен был всегда находиться рядом с первым секретарём обкома. Всё это наводило на мысль, что организатор убийства - Сталин. В связи с этим суждением имелись некоторые подтверждающие улики. Во-первых сразу после трагедии все компрометирующие свидетели либо были сразу расстреляны, как сообщники в организации преступления, либо просто исчезли в дальнейшем. Во-вторых между Сталиным и Кировым в последнее время возникало всё больше разногласий. Киров становился всё более популярным в партии и в народе, он был очень убедительным оратором, сталинскую политику коллективизации и индустриализации он проводил неуклонно, но, без того оттенка злобности, который был характерен Сталину и его ближайшим соратникам, Киров был беспощаден, - 4 - но он не был ни злодеем ни раболепным исполнителем чужой воли. Такие люди, как он были препятствием на пути «Большого Террора», они собирались ослабить диктатуру и найти способ примириться с оппозицией. Сталин узнав об этих планах, увидел в них решительное препятствие в расширении собственной власти и дальнейшему установлению «Культа личности».
Критика «культа личности» Сталина, по идее ее инициаторов, с самого начала должна была иметь определенные рамки, обозначенные в опубликованном летом 1956 г. постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий». В нем отмечалось, что, не смотря на все принесенное зло «культ личности» Сталина «не изменил природу» социализма и не увел общество «в сторону от правильного пути развития к коммунизму». Все эти «негативные явления» объявлялись преодоленными благодаря решительности и настойчивости «ленинского ядра руководителей» КПСС. Тем самым практически был снят вопрос о политической ответственности за многочисленные жертвы и извращения «ленинского курса» сподвижников Сталина, находившихся к моменту ХХ съезда на ключевых постах в руководстве партии и страны. Вина за репрессии возлагалась Хрущевым исключительно на Сталина да еще на Берию и Ежова. Хрущев так и не смог или не пожелал понять, что истоки сталинских преступлений коренятся в самой существующей системе, что они имели место и до Сталина.Тем не менее ХХ съезд КПСС вслед за реабилитацией репрессированных при Сталине партийных и государственных деятелей положил начало широкой массовой реабилитации миллионов простых советских людей и целых народов.Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.Объявленный после смерти Сталина курс на демократизацию жизни общества, не смотря на свою относительность, получил дальнейшее развитие после ХХ съезда КПСС.Были расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил национальную государственность балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов.В 1957 г. началась ликвидация отраслевых министерств и создания на местах территориальных советов народного хозяйства, что способствовало укреплению позиций региональной номенклатуры.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЕРИя ВМЕСТЕ С МАЛЕНКОВЫМ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ ПРОДОЛЖАВШЕГОСя КУЛЬТА ЛИчНОСТИ СТАЛИНА . В РЕЗУЛЬТАТЕ ИМя ВОЖДя , ВСКОРЕ ПОСЛЕ ПОХОРОН , НАчИНАЕТ ИСчЕЗАТЬ СО СТРАНИЦ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ. ПОЗДНЕЕ , НА ИЮЛЬСКОМ (1953 Г. ) ПЛЕНУМЕ ЦК , БЕРИИ БЫЛО ВМЕНЕНО В ВИНУ , чТО" В ПЕРВЫЕ ДНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ТОВАРИЩА СТАЛИНА ОН РАТОВАЛ ПРОТИВ КУЛЬТА ЛИчНОСТИ" И чТО ОН "ХОТЕЛ ПОХОРОНИТЬ ИМя ТОВАРИЩА СТАЛИНА". БЕРИя ПРЕДПРИНяЛ ШАГИ ПО НЕКОТОРОМУ СМяГчЕНИЮ РЕПРЕССИВНОЙ СИСТЕМЫ. ПО ЕГО ИНИЦИАТИВЕ 27 МАРТА 1953 ГОДА БЫЛ ПРИНяТ УКАЗ ОБ АМНИСТИИ , ПО КОТОРОМУ ПОДЛЕЖАЛИ ОСВОБОЖДЕНИЮ 1 МЛН. 184 ТЫС. чЕЛОВЕК. БУДУчИ ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛя СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР , БЕРИя ПЫТАЛСя ПРОВЕСТИ РяД ЭКОНОМИчЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. РЕАЛИСТИчЕСКИ ОЦЕНИВАя ВЕЛИКОДЕРЖАВНУЮ СТАЛИНСКУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ , ПРИВЕДШУЮ К ОСЛОЖНЕНИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕчИЙ , А ГЛАВНОЕ УКРЕПИТЬ ПОЗИЦИЮ СРЕДИ НАЦКАДРОВ , БЕРИя ПРЕДЛОЖИЛ ВЕРНУТЬСя К "ЛЕНИНСКОЙ ПОЛИТИКЕ КОРЕНИЗАЦИИ" ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА РЕСПУБЛИК. БЕРИя ТАКЖЕ ВЫСТУПАЛ СТОРОННИКОМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИя ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОчИЙ ОТ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ. 26 ИЮНя 1953 ГОДА НА ЗАСЕДАНИИ ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР БЫЛ ПРОИЗВЕДЕН АРЕСТ БЕРИИ.
Весь ход событий мог быть иным. История в силу ряда субъективных причин сделала свой выбор, отодвинув в итоге на десятилетия коренной перелом в судьбе нашей страны. Как заметил в своей статье «Социалистическая идея и революционная перестройка» М.С. Горбачев: «XX съезд КПСС, разоблачение им явления, получившего название «культа личности», развенчание Сталина и осуждение его методов имели огромное значение. Но, отбросив и осудив мрачные стороны сталинского режима, съезд, в общем, оставил без изменения саму бюрократическую систему. Она сумела устоять, чему помогла и новая иллюзия, что достаточно устранить крайности сталинского режима – и освобожденная энергия социализма в недалеком будущем сможет подвести наше общество к высшей фазе коммунизма». Примечательно, что похожую ошибку сделал и сам Горбачев, проводя «перестройку». Неудавшийся переворот. После XX съезда бывшая «элита» сталинского окружения – Молотов, Каганович, Маленков заняли явно антагонистическую позицию по отношению к Хрущеву, нередко вступали в конфронтацию, ревностно относясь к быстрому росту и упрочнения его авторитета в партии и народе.
В докладе не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий». Пороки командно- административной системы были, в конечном счете, сведены к культу личности, а вся вина за преступления возложена только на Сталина и лиц из его ближайшего окружения. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя. По сути, это соответствовало действительности: социализм в понимании политических лидеров страны второй пол. 50-х гг. соответствовал командно-административной системе, которая продолжала существовать и без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи им сформирована. Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом.
![]() | 978 63 62 |