![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Венгрия 1956 г.: мятеж или революция? | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В октябре-ноябре 1989 г. в результате массовых народных выступлений («бархат» революции») коммунистический режим в восточно-германском государстве пал. Вскоре Берлинскую стену снесли, разбили, а ее кусочки стали едва ли не самыми популярными в мире сувенирами. 18 марта 1990 г. в ГДР впервые за 40 лет были проведены свободные выборы и по воле народа 3 октября 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ, образовалось единое германское государство. С объединением Германии после ряда формальных юридических процедур действие прав и ответственности четырех держав-победительниц «в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрела полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике. Часть XIII ПОДАВЛЕНИЕ АНТИКОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ВЕНГРИИ (1956 г.) 61. Начало революциии военного вмешательства в нее со стороны СССР Предыстория венгерских событий 1956 г. Венгрия — небольшая страна в Центральной Европе, не имеющая выхода к морям. Территория — 93 тысячи км2, население в 1956 г. составляло около 9 миллионов человек. Столица — Будапешт
Бедуины, для кого “городские законы” - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, “советских” иммигрантах и говорить не надо. В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию “группового конфликта”. По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе, состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе: - они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются в преступников .; -выборы в демократических странах иногда сопровождаются правонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применение технических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами и пр.); -много уголовных преступлений совершается в ходе споров между руководителями предприятий и бастующими рабочими; -очень часто причиной преступности оказываются конфликты между группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам (Чечня, ЮАР и пр.) Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе.
Тут нужны примеры: “В Будапеште три советских танка повернули башни “с двенадцати на три” (по часовой стрелке) и открыли огонь по венгерским охранникам” (“Посев”, 4 ноября 1956 г.). “Наблюдалось, что русские возмущались зверствами АВО. Я видел, как русский офицер застрелил одного агента АВО, который только что убил 10-летнюю девочку” (шведская газета “Экспрессен”, 4 ноября 1956 г.). “В XII районе Будапешта советский танк открыл огонь по группе чинов АВО, которые начали расстреливать всех жителей одного дома, включая женщин и детей” (“Посев”, 2 декабря 1956 г.). Общий вывод. Поведение наших войск, расквартированных в Венгрии к началу революции, не смогло спасти положения. Однако поведение этих войск позволило начавшемуся революционному процессу дойти до логического предела, до ликвидации (увы, кратковременной) народом тоталитарного строя. Событие исторического значения. Венгры начинают понимать (увы, с опозданием), что от поведения наших войск зависит исход революции. 30 октября студенческая и рабочая молодежь Будапешта обращается по радио к нашим войскам: “Требуйте немедленного отвода ваших частей из Венгрии или переходите на нашу сторону, как это уже сделали многие из ваших товарищей”
В свою очередь, вторжение советских войск в Венгрию в 1956 г. или в Чехословакию в 1968 г. обосновывалось необходимостью спасения социализма. По сути, обе гипотезы – и «социалистического мира», и «демократического мира» - имеют известные основания в том, что Р. Арон называл одними из структурных измерений международной системы. С точки зрения Арона, гомогенные системы (системы с высокой степенью однородности с точки зрения политических режимов входящих в них государств, типа экономики, разделяемых ими идеологических взглядов, культуры и т.п.) являются более стабильными и менее чреваты вооруженными конфликтами, нежели гетерогенные. И действительно, по мере роста гомогенности, например, Западного мира в целом и Западной Европы в частности, конфликты между соответствующими странами становились все более редкими. Сегодня трудно представить себе вооруженный конфликт между такими странами, как Франция, Германия, Великобритания, Испания и Португалия и т.п., нередко сталкивавшихся друг с другом на протяжении истории.
Задача, следовательно, заключалась только в уничтожении «последствий культа личности» и продолжения «ленинского пути к новым успехам, новым победам». Несмотря на отсутствие анализа феномена «культа личности», несмотря на колебания в оценке деятельности Сталина, «тайный доклад» Хрущева был ударом по фундаменту советской системы: был разоблачен бог, низведен на землю и обвинен в «ошибках» генеральный секретарь. Последствиями — прямыми и косвенными — были глубокие трещины, появившиеся в монолите советской империи (польский «октябрь» 1956 г., революция 1956 г. в Венгрии), «разброд и шатание» внутри Советского Союза. Послесталинское десятилетие — «время Хрущева». Ловко маневрируя, Хрущев убедительно доказывает, что он был лучшим учеником в сталинской школе политической интриги. В феврале 1956 г. Маленков просит «освободить» его от поста председателя Совета министров из-за «неподготовленности». Его пост достается ближайшему союзнику Хрущева Н. А. Булганину. Восхождение Хрущева к вершине советской пирамиды, завершившееся созданием «культа» его личности, продемонстрировало неизбежность сталинской модели овладения властью
После этого Юсупов бил упавшее тело дубинкой, пока не исчезли все признаки жизни. Труп завернули в парусину, обвязали веревками и вбросили в прорубь на Неве. А через три дня, когда тело Распутина было обнаружено в реке, в его легких обнаружили воду - значит, когда его бросали в воду, он был еще жив. Но самое удивительное, что в последний месяц своей жизни Распутин писал Александре Федоровне, что никто из членов ее семьи не переживет его больше, чем на два года. Это был конец 1916 года. К лету 1917 года Керенского начали беспокоить заговоры: с одной стороны, большевики стремились устранить бывшего царя; с другой - сохранившие верность царю монархисты хотели спасти Николая и вернуть ему трон. Ради безопасности Керенский решил отправить своих царственных пленников в Тобольск. 14 августа Николай, его жена и пятеро детей в сопровождении примерно 40 слуг отправились из Царского села в шестидневное путешествие на тщательно охраняемом поезде. Революция, прокатившаяся по России, вскоре смела Керенского, который пытался защищать царскую семью. В ноябре большевики захватили власть и заключили сепаратный мир с Германией, выразившийся в подписание в марте 1918 года Брест-Литовского мирного договора. История человечества знает немало примеров, когда в ходе дворцовых переворотов, политических интриг, мятежей и революций пришедшие к власти представители новых правящих династий или классов избавлялись, прежде всего, от своих предшественников.
Возникновение его, так или иначе, обуславливалось нараставшим процессом перехода России от традиционных институтов к общественным институтам современного типа. Сами эти институты вряд ли могут представляться однозначно: с одной стороны — это новейшее тотальное государство, с другой стороны — гражданское общество с его демократическими элементами. Развитие России требовало именно демократизации механизмов общественной регуляции. Ответом на этот вызов и становится, в определённой мере, русская революция 1917 г. и рождённые ею органы самоуправления. Но революция завершилась, и централизованное государство вновь вернуло себе доминирующие позиции, а самоуправление оказалось неэффективно в противодействии растущим метастазам бюрократизма. Человечество за свою долгую историю пережило множество бунтов, восстаний, мятежей, наконец, — революций. Русская революция лишь одна из них. И прежде и после неё социальные взрывы, нацеленные на решение извечных вопросов справедливости, оканчивались такими же результатами. Имеет ли в этих условиях демократия право на существование или она заведомо слабее прочих существующих в обществе тенденций? Представляется, что, несмотря на кризис рабочего самоуправления в 1917 г., результат этот был не предопределён изначально.
При авторитаризме может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой (см.: Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2000. С. 216). После второй мировой войны под влиянием СССР в странах Центральной и Юго-Восточной Европы сложился смешанный, авторитарно – тоталитарный тип политического режима. Причем соотношение авторитарного и тоталитарного начал в каждом конкретном случае было различным – в зависимости от наследия предвоенных систем власти и характера участия конкретной страны в войне (на стороне или против фашистского блока), от силы движения сопротивления (см.: Политические исследования (Полис), 1995, № 3, с. 100). Падение этих недемократических режимов было неожиданно быстрым процессом. Английский политолог Л. Уайтхед отмечает, что “несмотря на десятилетний опыт изучения перехода к демократии в странах авторитарного капиталистического правления”, западная политическая наука “оказалась не в состоянии предсказать прокатившуюся после 1989 г. по странам бывшего советского блока волну демократизации” (Политическая наука: новые направления. М., 1999, с.345). Антикоммунистические революции, произошедшие в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 19889г., имели разные формы: относительно мирной демократической трансформации в Венгрии и Польше, “бархатных революций” в ГДР, Чехословакии и Болгарии, форму революционного свержения диктаторского режима в Румынии.
Так было во времена Великой Французской революции, когда политических и гражданских прав были лишены «аристократы» и духовенство, отказавшееся присягать на верность республике. А после реставрации Бурбонов, наоборот, ограничениям прав и репрессиям подверглись участники революции. Так же было и во времена гражданской войны в США в 60 —70-е гг. XIX в. Достаточно вспомнить XIV поправку к Конституции США, где в п. 3 говорилось, что ни одно лицо не может занимать должность гражданскую или военную, если оно «участвовало в мятеже или восстании против Соединенных Штатов либо оказывало поддержку их врагам». Не стала исключением и русская революция. Поэтому полноправными гражданами по Конституции РСФСР являлись лишь трудящиеся. Нетрудовые элементы были ограничены в правах, прежде всего политических. Поскольку важнейшим из политических прав было право избирать и быть избранным в органы власти, то критерии ограничения в правах содержались в ст. 65 Конституции, определявшей категории населения, лишавшихся избирательных прав.
Во-вторых, другой группой теоретиков политогенеза (прежде всего марксистами) подчёркивается роль насилия, внутреннего (элиты по отношению к остальному населению) или внешнего (захватчиков по отношению к побеждённому населению, покорение одного народа другим). В роли господствующего «класса» могут выступать разные группы – клановые, этнические, профессионально-корпоративные, конфессиональные. Государство с этой точки зрения воспринимается как победа кучки угнетателей над массой трудящихся. Политическая история превращается в перманентную борьбу классов, имеющей конечной целью периодические мятежи и революции, цель которых – передел власти внутри общества («кто был ничем, тот станет всем»). Вероятно, процесс политогенеза шёл поэтапно, отличался совместным и вариативным действием разных предпосылок и причин – и внутренних, и внешних; как мирных, так и военных; одновременно и общекультурных, и сословно-классовых. Политогенез имел также многолинейный и обратимый характер. А возникавшее в тех или иных формах государство отражало не только общенародные, но и свои собственные (сословно-корпоративные) интересы, а также интересы экономически господствующих слоев общества, откуда рекрутировалось большинство государственных служащих.
Через заводские комитеты ставились вопросы о рабочем управлении и рабочем контроле. Основными требованиями крестьян были передача земли тем, кто ее обрабатывает, немедленное распределение запущенных, необрабатываемых земель, принадлежавших крупным собственникам или государству. Акцентировалось внимание на роли сельской общины в совместном использовании инвентаря, эксплуатации лесов и справедливом распределении наделов, особенно самыми бедными крестьянами. Что касается «кулаков», они боялись попасть в категорию подлежащих экспроприации, а потому отказывались признать правомочность сельских сходов и местных комитетов до решения Учредительного собрания. Крестьяне были крайне озлоблены на административный аппарат и помещиков. Примечательно то, что существовала явная связь между программами социалистических партий, их оценкой войны или революции и резолюциями рабочих, в то время как ни один из лозунгов каких бы то ни было партий не встречался в крестьянских резолюциях: ни «равный раздел», ни «муниципализация», ни «социализация», ни «национализация», ни «отмена частной собственности».
Но, к сожалению, во времена СССР так было не всегда. Многие авторы критикуют социализм также за концепцию определения доли каждого участника производственного процесса на основе трудовых затрат. Они аргументируют это тем, что существует различное качество работы, разная производительность труда и, что самое главное, множество его разновидностей (от высокоинтел- лектуального – до чисто физического), а потому объективно оценить его стоимость достаточно сложно. Активной критике социалистическая система подвергается и за то, что она способствует концентрации большой власти в руках одного человека (группы лиц), что может привести к установлению в стране тоталитарного режима и проведению государством агрессивной внешней политики. Действительно, эпоха «сталинизма», к примеру, сопровождалась массовыми репрессиями, а что касается агрес- сивной внешней политики, то здесь в качестве примера можно привести нападение СССР на Финляндию (1939), ввод войск в Венгрию (1956), Чехословакию (1968), Афганистан (1979). Интересно рассмотреть позицию по этому вопросу сторонников социалистической идеи. Так, А.Проханов в программе «Свобода слова» сказал: «Не Сталин со своим ГУЛАГом сбросил ядерные бомбы на Херосиму и Нагасаки» .
Пример: в античном мире сражение – численность 10 – 20 тысяч человек, протяженность – один день, площадь минимальна; в средние века – численность до 100 000 человек, протяженность – несколько дней, площадь – большая; в двадцатом веке – численность 1 – 5 млн. человек, протяженность – месяц, площадь – огромная. Но если сравнивать момент наивысшего расцвета империй Александра Македонского и империи Наполеона, то они соизмеримы. Площадь, время существования. Отличие, только в количестве проживающих людей в них. Вторая категория – циклическая история. В последнее время ( 20 век) ученые очень большое внимание оказывают именно этой категории. Нахождение зависимости исторического развития от циклов очаровало их. Солнечные, лунные циклы, циклы Кондратьева, вековые циклы и т. д. Почему – то ученые не обратили на другую часть циклической истории, а именно: свой цикл имеют войны, управление или правление страной, экспедиции, революции. Их пространственно – временные характеристики играют огромное влияние на ход исторического развития. Можно сказать, что войны или революции, жизненные циклы людей имеют четко оговоренные временные и пространственные характеристики.
Сущность уваровского представления о русской жизни состояла в том, что Россия - совершенно особое государство и особая национальность, непохожая на государства и национальности Европы. На этом основании она отличается всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней невозможно приложить требования и стремления европейской жизни. Россия имеет свои особые учреждения, с древней верой, она сохранила патриархальные добродетели, мало известные народам Запада. Прежде всего, это касалось народного благочестия, полного доверия народа к властям и повиновения, простоты нравов и потребностей. Крепостное право сохранило в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, и положение русского крестьянина лучше положения западного рабочего. Уваров полагал, что главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию. "Устойчивая" крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу: "там" - мятежи и революции, "здесь"- порядок и покой. Этими идеями должны были руководствоваться литераторы, историки, воспитатели.
Несмотря на это часть человечества потребляет алкоголь во все возрастающих количествах. Не ради же негативных последствий? И почему во второй половине ХХ века у все большего числа людей все чаще возникает потребность в реализации позитивных психотропных свойств алкоголя? Ответ на этот вопрос надо искать прежде всего в резком изменении условий существования людей в середине века. Ряд явлений глобального масштаба описываются экспонентами или схожими кривыми и обозначаются как взрыв ( демографический, урбанистический, информационный) или революция ( научно- техническая, технологическая). В 60-е годы повсеместно начали говорить о загрязнении среды обитания, вызванном главным образом резким ростом производства. Однако загрязнению подверглась не только физическая, но и социальная среда. Это явление обозначили молодежные бунты 60-х годов, рост наркомании, агрессивности, терроризма, эпидемия одиночества и самоубийств. Одной из реакций стал рост потребления алкоголя. Определяющими факторами всех этих явлений можно считать экспоненциальный рост населения планеты и численности городских жителей, увеличение экономического потенциала общества и повышение мобильности людей, их миграцию, что привело к радикальным переменам в социальных структурах.
Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма: . всеобщая государственная идеология; . одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; . монополия государства на средства массовой информации; . монополия государства на все средства вооружения; . особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе; . жестко централизованный контроль над экономикой. Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности.
Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции. 1.3 Конституция 1925 г. Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции». Преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года значительна. В ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст. 20 было закреплено: «Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст. 25 Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов».
Реакция на это академических кругов, которые и являлись основными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной и Сорокин обращается к «читающей Америке» и издает популярную адаптацию «Динамики» для массового читателя – книгу «Кризис нашего времени» (1941г.), которая стала впоследствии самой читаемой книгой ученого. Также появляются не менее известные его книги «Человек и общество в бедствии», «СОС: значение нашего кризиса» (1951г.) Нарастающая интеллектуальная изоляция Сорокина еще больше усиливается в 50-е годы, когда главным направлением его работ и выступлений является проблема бескорыстной, альтруистической любви ( в этическом смысле), ее природы, способов проявления, возможностей; Сорокин все больше расходится с основным течением американской социологии во главе с Т.Парсонсом (их отношения всегда носили оттенок «холодно-соревновательного сосуществования»). Сорокин продолжает писать книгу за книгой: «Социальная философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959).
![]() | 978 63 62 |