телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАРыбалка -30% Товары для дачи, сада и огорода -30% Всё для дома -30%

все разделыраздел:История

Мордва

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Коврик для запекания, силиконовый "Пекарь".
Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не
202 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
Забавная пачка денег "100 долларов".
Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь внимательней, и Вы увидите
60 руб
Раздел: Прочее
Титул «хан», видимо, проник в мордовскую лексику не ранее первых контактов с тюрками, которые начинают прослеживаться со 2-й пол. 1-го тыс. н. э. «Тюштянское время» прочно закрепилось в народном сознании мордвы, что отразилось в идиоматическом выражении «тюштянь пиньге» («тюштянский век»), которым она до сих пор обозначает, датирует древний период своей истории. В позднем цикле песен о Гюште отразилась та стадия в истории становления раннеклассового строя, которая рассматривается в качестве промежуточного этапа от общества чисто родового к собственно государственной организации. 3. Поселения и жилища. Характерные типы мордовских поселений в прошлом, судя по русским летописям, — сёла, погосты, зимницы и тверди. Первые три типа поселений не имели укреплений, тверди же сооружались в лесах в виде крепостей-городищ, в них укрывались в случае опасности. Города на территории расселения мордвы стали появляться ещё до её вхождения в состав Российского государства. Так, в кон. 13 — нач. 14 вв. на р. Мокше, в южной части этнической территории мордвы, на месте мордовского поселения был построен город, названный монголо-татарами Мохши (Мухши), ставший центром северного улуса Золотой Орды. В русских летописях он именуется Наручадыо (современный г. Наровчат Пензенской обл.). Другим золото-ордынским административно-военным центром на мордовской земле был г. Темников. Большинство городов на территории расселения мордвы было основано в 16—17 вв. в качестве городов-крепостей для защиты границы Российского государства. Русское правительство возводило эти города на засечных чертах, привлекая к их строительству поволжские народы, в том числе мордву. Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трёхраздельное. Двухраздельный дом состоял из жилой избы и сеней, трёхраздельный — из жилой избы (мокш. куд, арз. кудо), сеней и горницы. Как правило, мордва строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну. Наиболее распространённым типом планировки жилища у мордвы был среднерусский, по которому печь, обращённая устьем к окнам передней стены, располагалась в одном из углов возле двери. Красный угол находился против двери по диагонали от печи. Интерьер мордовской избы мало чем отличался от интерьера русского крестьянского жилища. Для него были характерны широкие пристенные неподвижные лавки. Боковая от входной двери лавка завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. В избах мокши в простенке от печи до задней стены у двери помещался дощатый настил, напоминавший татар, нары. Под потолком находились полати, на которых спали, рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды (потмар), на стене у печи висела плетённая из ивовых прутьев, из лыка или бересты, иногда деревянная, предназначенная для хранения ложек ложкарница (пенч-керь). Почти в каждом домохозяйстве имелась баня с печью-каменкой и предбанником в виде загородки из плетня. На улице, напротив окон дома или рядом с ним строился подвал (виход) в виде полуземлянки, состоящей из двух камер, углублённых в землю. Здесь хранили, опасаясь пожара, особенно ценное имущество — одежду и зерно, летом могли спать. В настоящее время традиционная обстановка мордовской избы почти полностью исчезла.

Введение. Мордва занимает седьмое место по численности среди других народов России, после русских, татар, украинцев, чувашей, башкир и белорусов. Расселена мордва небольшими группами на огромной территории – от Калининградской области до Дальнего Востока. Всего по России проживает 1 117 429 человека (по переписи 1989 года) мордовской национальности.1 Мордва – крупнейший финноязычный этнос российской Федерации и один из крупнейших этносов Поволжья, - отличается дисперсным характером своего расселения: мордовские селения расположены в широкой полосе, простирающейся от долины реки Оки в ее среднем и нижнем течении на западе, до Южного Урала на востоке и – более редко – далее на юге Сибири, не говоря уже о группах мордвы, осевших в крупных городах и промышленных районах страны. Мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши. Культура мордвы, как одного из крупнейших народов россии, представляет большой интерес и требует своего изучения. 1. Традиционные хозяйство и занятия мордвы. Хозяйство мордвы с 1-го тыс. н. э. было комплексным. Ведущее место в нём занимало земледелие, в развитии которого выделяются два этапа: доплужный (1—6 вв. н. э.) и плужный (со 2-й пол. 1-го тыс. н. э.). О древности плуга свидетельствует наименование мордовского общинного праздника кереть-озкс (от кереть — плуг, озкс — моленье), посвящавшегося началу полевых работ. Выращивались полба, ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лён. Значительное место в хозяйстве мордвы принадлежало скотоводству (свиньи, козы, овцы, крупный рогатый скот). Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Древней мордве были известны металлургия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо. Мордовские кузнецы владели способом обработки металла в горячем состоянии, знали технику термической обработки. В кон. 1-го тыс. они выделились в общине, и ремесленная деятельность стала их основным занятием. Пашенное земледелие, скотоводство, развитое ремесло, природные богатства мордовской земли (пушнина, мёд, воск, рыба, лес и др.) давали возможность вести торговлю сначала меновую, а затем и на деньги. В качестве денежного эквивалента выступали беличьи шкурки — урт (морд. ур — белка). Беличья система валюты существовала и у соседей мордвы, как финноязычных, так и тюрко-язычных, у славян. Металлические деньги у мордвы вошли в обращение к 10 в., когда платёжным знаком становится дирхем. К этому времени в торговле мордвы важное место заняли связи с арабским миром. В Саранской таможенной книге за 1692 впервые встречается термин «мордовщина», который обозначал определенную территорию, относительно компактно заселённую мордвы, с одной стороны, и нетоварное разделение труда, с другой, мордва торговала хлебом, скотом, воском, пушниной, мёдом, хмелем, дровами, изделиями из дерева, кожей и др. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. мордва активно втягивалась в предпринимательскую деятельность. Значительные капиталы растущей мордовской торгово-промышленной буржуазии и наиболее крупные контингенты мордовского пролетариата концентрировались в лесной промышленности.

Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии открыта художественная школа резьбы по дереву, руководимая народным умельцем заслуженным работником культуры РФ Н.И. Мастиным. Музыкальному творчеству мордвы присущи развитые как коллективные, так и индивидуальные традиции. Первые больше проявлялись в исполнении необрядовых песен (эпических, лирических, хороводных), вторые — в песнях свахи, в свадебных, погребальных и поминальных плачах, колыбельных песнях. Мордва создала поразительное по красоте и стройности искусство многоголосного хорового пения — уникальное не только среди финно-угров, но и в мировой музыкальной культуре. Оно успешно развивается современными ансамблями — «Умарина», «Келу», «Литова», «Вастома», рядом народных фольклорно-этнографических коллективов, среди которых особенную популярность завоевали Старо-Теризморгский и Кочетовский хоры. Из музыкальных инструментов наиболее популярными были нюди, нудей — двойной кларнет из двух скреплённых по бокам полых тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до 20 см, фам (мокш.), пувама (эрз.) — волынки двух видов, различавшиеся по материалу, из которого изготовлялись, и количеству трубок (воздушный резервуар волынок первого вида изготовлялся из шкуры телёнка, а второго — из бычьего, коровьего или свиного пузыря), на которых исполнялись ритуальные плясовые наигрыши и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на молянах, на празднике «рождественского дома» и свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши. Видными деятелями национальной культуры мордвы 20 в. были народная сказительница Ф.И. Беззубова, композитор Л.П. Кирюков, певец И.М. Яушев, филолог А.П. Рябов, этнограф М.Т. Маркелов, педагог Ф.Ф. Советкин, писатели П.С. Кириллов, Я.М. Пинясов, литературовед Н.И. Черапкин. 7. Духовная культура. Верующие мордва – православные. Но в духовной культуре заметны черты и древнего язычества. В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Названия их обычно состоят из двух слов, т. е. двуосновные: божество леса (вирь) — Вирь-ава (ава — женщина, мать), воды (ведь) — Ведь-ава, земли (мода) — Мода-ава, ветра (варма) — Варма-ава, огня (тол) — Тол-ава, дома (кудо) — Кудо-ава и т. п. Наряду с божествами-женщинами встречаются и божества в мужском образе: Вирь-атя (атя — старик, мужчина), Ведь-атя, Мода-атя, Варма-атя, Тол-атя, Кудо-атя и др., считавшиеся мужьями женских божеств. Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения. Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общественными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (первый выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т.п.), и семейными, когда имелись в виду интересы отдельной семьи.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Большой энциклопедический словарь (Часть 2, ЛЕОНТЬЕВ - ЯЯТИ)

Сборник стихов "Грезы сумерек" (1908); в патриотическом цикле "Страна Наири" (1915) - гражданские и социальные мотивы. ТЕРЮХАНЕ - этнографическая группа мордвы на территории современной Нижегородской обл. Ныне слились с русскими. ТЕРЯЕВ Евгений Дмитриевич (р. 1934) - российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Труды по теории нестационарных систем и адаптивных цифровых систем управления. ТЕС - тонкие доски из древесины хвойных пород, получаемые продольной распиловкой бревен (длина 4-6,4 м, толщина 13-25 мм, ширина 100-110 мм). ТЕСАК - рубящее и колющее холодное оружие с коротким (64-72 см) широким обоюдоострым или однолезвийным клинком и рукояткой с крестовиной или дужкой. ТЕСЕЙ (Тезей) - легендарный афинский царь (ок. 13 в. до н. э.). Ему приписываются синойкизм Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Согласно греческим преданиям, Тесей совершил много подвигов (в т. ч. победил Прокруста, Минотавра, участвовал в войне с амазонками). ТЕСЛА - единица магнитной индукции СИ, обозначается Тл. Названа в честь Н. Теслы. 1 Тл=1 Вб/м2=1 Н/(А.м)=104 Гс

скачать реферат География: 9 класс (Шпаргалка)

Кроме славянских народов, православную ре­ли­гию исповедуют и народы, говорящие на финских языках. Это жители Севера европ. части и Урало-Поволжья - карелы, коми, коми-пермяки, мордва и др. Числен-ть карелов и мордвы заметно сократилась за счет растворения их по тер-ии Р. Это и общая кр. озе­ро Каракуль. Добыча неф­ти, природного газа, бурого угля. Добыча и обогащение цв. и редких метал­лов. Цв. металл-ия, машиностроение и металлообработка. Гл. с/х культура - хлоп­чатник. Разводят овец, коз, кр. рог. скот, лошадей. Киргизия на СВ СА. 198,5 т.кв.км. Нас. 4 млн.чел. 4 обл, 40 р-нов, 21 город. Столица - ?Фрунзе? Климат континентальный. Реки преим. системы Сырдарьи, богаты гидроэнергией. оз. Иссык-Куль. Осн. пром-ти горнодоб., машиностроит, легкая, пищ. Гл. отрасль с/х - жив-во. Хлопчатник, сах. свекла, табак, пшеница. 1/1 Географическое положение и границы России 2/1 Численность и естественный прирост населения России 3/1 Национальный и религиозный состав населения России 4/1 Миграции. Их виды и значение. 5/1 Особенности расселения населения по территории России. 6/1 Городское и сельское население. Урбанизация. Формирование городских агломераций. 7/1 Природно-ресурсные основы России. 8/1 Традиционная, командная и рыночная системы в истории развития России. 9/1 Структура экономики России.

Средство для прочистки канализационных труб "Потхан", 600 грамм.
Кондиционированное высокоэффективное средство для удаление засоров и неприятных запахов в канализационных трубах. Гранулированное. Вес: 600 грамм.
449 руб
Раздел: Для сантехники
Держатель автомобильный универсальный "Car holder 101+".
Держатель подходит для мобильных устройств: планшета, телефона, смартфона, КПК, навигатора, электронной книги, плеера и других устройств.
369 руб
Раздел: Держатели и подставки
Глобус политический на подставке из пластика диаметром 250 мм.
Диаметр: 250 мм. Масштаб: 1:50000000. Материал подставки: пластик. Цвет подставки: прозрачный. Шар выполнен из толстого пластика, имеет
554 руб
Раздел: Глобусы
 Консервативный вызов русской культуры - Красный лик

Если русские мужики получат свободу, я верю в экономическое чудо. В этом смысле я пока еще сторонник Путина. При условии, что он расстанется с Грефом. В. Б. Для этого необходимо единение русских. На какой основе? На какой почве? На каком национальном чувстве? Ф. К. Эта почва уже созрела в народе именно благодаря величайшему и постоянному оскорблению русских национальных чувств. Другое дело, что это не оформлено в умах нашей интеллигенции. Интеллигенция отстает от народа. Народ мудрее интеллигенции, мудрее патриотических лидеров. Все патриотические силы предельно разобщены, что говорит лишь об амбициях и колоссальном эгоизме лидеров. Потому за ними и не идут. А национальные чувства русских все-таки никогда не были узкими. Достоевский прав, русские обладают всечеловеческим сознанием. Нам близки все народы, населяющие испокон веку Россию. И татары, и осетины, и мордва, и карелы. Нам с ними нечего делить. У нас одна Родина, одни недра, одно прошлое и одно будущее. Или мы победим, или вместе погибнем. Ни на какой этнической основе мы не победим. Только вместе

скачать реферат Национализм в России в конце 20 – начале 21 веков

В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во 2 – 3 веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавших жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом. Так, в древнеиндийской философии и буддизме свастика – символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее; в тибетском ламаизме – охранный символ, символ счастья и талисман. В Индии свастика изображается повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах1. Как религиозный символ свастику используют последователи Индуизма, Джайнизма и Буддизма на Востоке, Друиды Ирландии, Шотландии, Скандинавии, представители Натуррелигиозных конфессий Европы и Америки на Западе.

 Энциклопедический словарь

Такая отдача волостей являлась закрепощением их населения. Как велик был ясак, платимый инородцами - неизвестно. Отсутствие сведений о мятежах инородцев против Казани, а также всегдашняя их готовность действовать вместе с казанцами, заставляют думать, что положение инородцев в К. царстве не было особенно тяжелым. Начатое булгарами распространение земледелия, ремесел, торговли продолжалось и в К. ханстве. Магометанская культура была усвоена казанцами односторонне, своей чисто формальной стороной, выразившейся, между прочим, в религиозной обрядности и привязанности к формам; поэтому она не могла иметь оживляющего значения. Многие инородцы долгое время оставались в язычестве; другие, напр. башкиры, приняв магометанство, не оставили своего кочевого образа жизни. Тоже можно сказать о черемисах, чувашах, мордве, вотяках, большинство которых, приняв магометанство, продолжало вести скудную жизнь в лесах, занималось звероловством, отличалось воинственностью. После покорения К. ханства они не раз принимали участие в восстаниях против русского владычества

скачать реферат Русская культура и общественная мысль в России /18 век/

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев — богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые .задумали дело правое, Дело правое, думу честную: Мы дворян господ — на веревочки, Мы дьяков да ярыг — на ошейнички, Мы заводчиков — на березоньки. Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры, мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Пугачевым в башкирских песнях прославлен и его соратник Салават Юлаев. Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях».

скачать реферат Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова "В лесах" и "На горах"

В «Нижегородских губернских ведомостях» публиковались краеведческие заметки Н. К. Миролюбова, П. Пискарева и других лиц. Мельников в этот период, по-видимому, не только собирает рукописные сборники фольклорно-этнографических материалов, но записывает и сам. В письме Погодину он сообщает, что у него есть «сотня — другая песен (местных), все такие большей частью, которые не напечатаны и впервые мною слышаны», и спрашивает, не послать ли их П. В. Киреевскому. Видимо, по совету Погодина песни были отосланы. П. Д. Ухов обнаружил в собрании Киреевского колядки, дразнилки, пословицы с пояснениями, записанные Мельниковым . Внимание Мельникова привлекают народные календарные обряды. В 1847 году он опубликовал статью «Коляда», где сопоставил русские материалы с аналогичными обрядами сербов, болгар и словаков, указал на распространенность этого обычая в Малороссии . Мордовским обрядам Мельников посвятил несколько статей: «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба», «Общественное моленье эрзян». По материалам из села Сиухи он написал статью «Религиозные верования, домашний быт и обычаи мордвы Нижегородского уезда», дополнив ее собственными фактами и наблюдениями, но при жизни писателя она не была опубликована.

скачать реферат Биография В.И. Ленина

Глядя на Владимира, гость сказал: “Сечь, сечь надо!” Гневный выбежал юноша из дому и в знак протеста сорвал с себя нательный крестик. То, что зрело давно, вырвалось наружу. Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил народ, какому бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, ца-ривших в деревне, о самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа. О сочуствии юного Ленина к угнетенным царизмом национальностям говорит такой факт. В последних классах гимназии он вел занятия с учителем чувашской школы Н. М. Охотниковым, готовя его к экзамену на аттестат зрелости. Чуваш по национальности, человек больших матема-тических способностей, Охотников страстно мечтал о получении высшего образования.

скачать реферат Смутное время

На Волге восстали почти все инородцы: черемисы, мордва, татары. Север захватили шведские отряды. Словом, не было •в несчастной России места, где можно было бы жить в безопасности. Многим русским людям казалось, что спасения уже нет, что государство гибнет. Появляется и ходит по рукам сочинение: «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства». В ярких красках описывая бедствия Родины, составитель плача восклицает: «Горе, горе. Увы, увы. Великая злоба содеяся и многомятежная буря воздвижеся, реки крови истекоша». Но не все приходили в такое мрачное отчаяние. В другом сочинении, написанном в том же 1610 году — «Новой повести о преславном Российском Царстве», восхваляется стойкость великих послов, особенно митрополита Филарета и защитников Смоленска. Составитель повести советует всем подражать им, клеймить безбожных изменников Михаилу Салтыкова и Федьку Андронова и призывает русских людей «лучше славно умереть, нежели безчестно и горько жить». Во главе людей, еще не отчаявшихся в спасении государства, встал святейший патриарх Гермоген, человек твердой воли и строгих нравственных правил, хорошо умевший владеть пером и словом.

Беговел "Funny Wheels Rider Sport" (цвет: красный).
Беговел - это современный аналог детского велосипеда без педалей для самых маленьких любителей спорта. Удобный и простой в
2900 руб
Раздел: Беговелы
Набор пробок для бутылок "Аристократ".
Набор пробок для бутылок - незаменимый аксессуар для хранения уже открытого вина, коньяка или шампанского. Он герметично закупорит любую
348 руб
Раздел: Аксессуары для вина
Веселый колобок.
Веселый колобок станет любимой игрушкой вашего малыша! Ребенок сможет катать его по полу, как мячик, и слушать забавные звуки и мелодии.
327 руб
Раздел: Прочие
скачать реферат Древняя Русь и Великая Степь по книге Л.Н. Гумилева "Древняя Русь и Великая Степь"

Действительно, монголы мобилизовали венгров, мордву, куманов и даже «измаильтян» (мусульман), но составляли из них ударные части, обреченные на гибель в авангардном бою, и ставили сзади заградительные отряды из верных воинов. Собственные силы монголов преувеличены историками. Также преувеличены разрушения, причиненные войной. Конечно, войны без убийств и пожаров не бывает, по масштабы бедствий различны. Так, весной 1238 г. Ярослав Всеволодович вернулся в пострадавшее свое княжество, «и бысть радость велика христианам, и их избавил Бог от великая татар», действительно ушедших в Черниговское княжество и осаждавших Козельск. Затем Ярослав посадил одного брата в Суздаль, якобы стертый с лица земли, другого в Стародуб, а мощи убитого брата положил в церковь Богородицы во Владимире- на-Клязьме (вопреки распространенной версии после нашествия этот памятник остался цел). И ведь войско у него было немалое. Он тут же совершил удачный поход на Литву, а сына своего Александра с отборной дружиной направил в Новгород, которому угрожали крестоносцы: нсмщы, датчане и шведы. Г. М. Прохоров доказал, что в Лаврентьевской летописи три страницы, посвященные походу Батыя, вырезаны и заменены другими — литературными штампами батальных сцен XI-XII вв.

скачать реферат Вражда Народов: причины и последствия

Вообще можно с трудом поверить в столь значительные перемены, возникшие вследствие 200 – летнего владычества монголо-татарской нации. Многие не удивятся, если начнут анализировать свою родословную и обнаружат в ней родство с тем или иным представителем «сильной нации». Очень долго можно говорить о том влиянии, о том родстве с этим далеким, но сделавшимся таким близким народом, но я бы хотела также поведать о не менее интересном этносе, который является чуть ли не «прородителем» славян, это разновидность угро-финской нации – мордва. А так же я хотела бы рассказать о взаимовлиянии этих двух этносов, о ходе их развития, причинах их столкновения, возникшей неприязни и борьбы. Причины, которые сподвигли меня заняться столь интересным вопросом спрятаны в моем столь недалеком прошлом. Вообще необходимо сделать некоторое примечание. Татары – представители одной из наиболее многочисленной народностей нашей страны. Однако мне более интересны волго-уральские татары, во-первых, потому что я имею к ним непосредственное отношение и они мне интересны, о них пойдет речь.

скачать реферат Подготовительный курс по Истории России для поступающих в Академию МВД РФ

Зарождение феодальных отношений у восточных славян. Территория: Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали расселение в бассейн Днепра, а так же на север - в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название «восточных». Летописи рассказывают о четырнадцати племенных объединениях восточных славян. В среднем течении Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по северному побережью Чёрного моря, по Днестру, нижнему течению Днепра - уличи и тиверцы, по берегам Припяти - древляне, по Оке - вятичи, по реке Десне - северяне, по реке Сож - радимичи, около озера Ильмень - словене и др. Соседи: Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь- эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещеры, мордва, буртасы.

скачать реферат Славяне

Чернигов и Любеч принадлежали к области северян. Соседи славян: Меря, Мурома, Мещера, Мордва, Чудь. Кроме славянских народов, по сказанию Нестора, тогда в России жили и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине или Переславском; мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса, мещера, мордва в Ливонии, чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь , в Финляндии, весь на Белоозере; пермь в Пермской губернии; югра , или нынешние березовские остяки, на Оби и Сосьве; печора на реке Печоре. Некоторые из этих народов уже исчезли в новейшие времена или смешались с россиянами; но другие существуют и говорят на столь схожих языках, что можно несомненно признать их, равно как и лапландцев, зырян , народами единоплеменными и назвать вообще финскими. Уже Тацит, в первом столетии, говорит о соседствующих с венедами финнах, которые жили издревле в полунощной Европе. Лейбниц и новейшие шведские историки сходятся во мнении, что Норвегия и Швеция были некогда населены ими - даже сама Дания, по мнению Гроция.

скачать реферат Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

Псковичи, скрепя сердце, приняли ультиматум. 300 наиболее богатых семейств по приказу Василия III были выселены из Пскова. Итак, исчез последний независимый островок на территории России, имевший прогрессивный тип развития. ЛЕКЦИЯ 2. ОТ РУСИ К РОССИИ Московское государство: особенности возникновения и развития Колонизация земель на Северо-Востоке началась примерно в Х — Х! вв. Скорее всего пионерами были новгородцы, которые активно колонизировали окружающие территории. Миграция из района Киева интенсивно началась в XII в., а может быть и несколько раньше. Междуречье Волги и Оки было заселено народами финской (или финно-Угорской группы): меря, мордва, марийцы (черемисы), мурома. Жили здесь также вятичи, кривичи. О жизни этих народов в древности известно мало. До наших дней сохранились мордва, марийцы. По особенностям их культуры можно судить о прошлом. Большинство финских племен было постепенно ассимилировано (обрусели). Земли заселялись быстро, однако в отличие от Киевской Руси городов здесь было мало, господствующим типом селений были деревни. Считается, что именно смешение русских славян с финнами положило начало формированию русского народа — великороссов.

Дорожка массажная "Морской Берег", с "камнями".
Массажная дорожка с камнями «Морской берег» является отличным средством профилактики плоскостопия, рефлексотерапии и расслабления.
1268 руб
Раздел: Коврики
Карандаши цветные "Triocolor", 24 цвета.
Трехгранная эргономичная форма корпуса. Яркие, насыщенные цвета, линии мягко ложатся на бумагу. Грифель устойчив к механическим
337 руб
Раздел: 13-24 цвета
Карандаши "Волшебный дворец", 24 цвета, черное дерево, заточенные.
Количество цветов - 24. Материал корпуса - дерево. Диаметр корпуса - 7 мм. Форма корпуса - шестигранная. Заточено - да. Длина - 172
303 руб
Раздел: 13-24 цвета
скачать реферат Этногенез монголов

Северо-западный (восточноевропейский) фронт стоял на третьем месте, причем основным объектом ярости монголов были не русские, а половцы, союзные с русскими князьями. Кроме того, монголы были вынуждены то и дело совершать .0 отдельные походы то в Тибет, то в Сибирь, то против камских болгар, то на мордву. Монголы нигде не могли иметь численного перевеса, а равно и перевеса в технике, потому что своего производства железа у них не было. Однако они И до 1260 г. везде одерживали победы, а к 1279 г. закончили завоевание Южного Китая. Самая долгая и упорная война протекала внутри Великой степи. Она началась в 1201 г. с образованием коалиции племен: татар, ойратов, найманов и меркитов, к которым примкнули пять монгольских родов: тайджиуты, сальджиуты, хатагины, дурбэны и икирасы. Эти племена противопоставили орде (военной организации ) принцип конфедерации - гур - и выбрали гурханом Джамуху. Любопытно, что собственное племя Джамухи - джаджи- раты - не вошло в состав античингисовской коалиции, равно как и хонкираты, родственники икирасов .

скачать реферат Программа по Истории России(до 1941г.) для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД (органов внутренних дел)

Зарождение феодальных отношений у восточных славян. Территория: Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали расселение в бассейн Днепра, а так же на север - в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название «восточных». Летописи рассказывают о четырнадцати племенных объединениях восточных славян. В среднем течении Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по северному побережью Чёрного моря, по Днестру, нижнему течению Днепра - уличи и тиверцы, по берегам Припяти - древляне, по Оке - вятичи, по реке Десне - северяне, по реке Сож - радимичи, около озера Ильмень - словене и др. Соседи: Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь- эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещеры, мордва, буртасы.

скачать реферат Межнациональные отношения

Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР. Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом.

скачать реферат ЛДПР В.В.Жириновский

Говоря о кандидатах, которые выдут во второй тур президентских выборов, Жириновский заявил "Но не Ельцин и Зюганов, а Зюганов и Жириновский. ЦРУ дает точные сведения". Отвечая на вопрос о том, могут ли результаты выборов могут усложнить политическую обстановку в стране и вызвать еще больший раскол в обществе, Владимир Жириновский сказал: "Если к власти придет снова меньшинство, то гражданская война будет не тлеть, а полыхать, а если большинство и меньшинство найдут возможность создать коалиционное правительство, то гражданской войны не будет. Я предлагал и предложил такое правительство". 11 июня 1996 г. газета "Финансовая Украина" сообщила о том, что 36 голосов не хватило Государственной Думе России, чтобы начать предложенную Владимиром Жириновским дискуссию. Лидер фракции ЛДПР призвал коллег обратиться к правительствам Украины и Казахстана с предложением провести референдум по вопросу "возвращения России ее исконных территорий". Однако вопрос не был включен в повестку дня. За него проголосовали 190 депутатов при необходимом кворуме в 226 голосов. В интервью радиостанции "Юность" (13 июня 1996 г.), Владимир Жириновский отвечая на вопрос: "если бы Вы сегодня стали президентом, то какую программу первоочередных мер предложил бы россиянам?", Владимир Жириновский сказал: " Я - за то, чтобы все-таки вернуться к формуле российского государства как империи в хорошем смысле, то есть большое, крупное государство, но в котором все народы живут свободно, нету национальных клеток, когда мы сажаем - здесь татары, здесь чуваши, здесь Мордва, здесь Якутия.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.