![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Урус-хан и становление казахской государственности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Пострижение в монастырь не спасло воеводу от опалы - он был зажарен на железной сковороде по приказу Ивана IV 78, 85об., 108 Эгуп, царевич - сын хана Улумахмета, выехал на службу к вел. кн. Василию III вместе с братом Касимом в 1446 г. 33, 55об. Эгуп (Югуп), царевич - младший сын хана Улу-Махмета, участник похода на Русь в 1445 г., убит братом своим Мамотеком (Махмутеком) 33, 55об. Эдигей (Едигай) - Едигей, Идигу, эмир Заволжской Орды, крупный политический деятель периода распада {515} Золотой Орды. В 1376 г., спасаясь от преследований Урус-хана, бежал к Тимуру, в войске которого занял видное место. После победы, одержанной с его помощью над ханом Тохтамышем (1395), вместе с Тимур-Кутлуг-огланом (царевичем) ушел от Тимура; к 1399 г. создал государственное образование в междуречье Волги и Яика - основу Ногайской орды (окончательно оформилась в 1426-1440 гг.). Помог Тимур-Кутлугу в борьбе с Тохтамышем занять сарайский престол, сам в 1397 г. стал главой всего войска Улуса Джучи (Ак и Кок Орды). Его армия вместе с отрядами Тимур-Кутлуга в 1399 г. наголову разгромила объединенные литовско-татарско-немецкие войска вел. кн. литовского Витаутаса и бежавшего к нему Тохтамыша-хана в сече на р. Ворскле
В правление Абулхайра (1423-1468 гг.) Государство кочевых узбеков - казаахов значительно расширилось. Границы государства Абулхайра простиралась от реки Сары-су на востоке до южных отрогов Уральского хребта на западе и от гор Улу-Тау на севере до низовьев Аму-Дарьи на юге (Хорезм). Потомки Урус-хана и Баракхана во второй четверти ХУ в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана. Образование госу- дарств Кок-Орды, ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и - 5 - Сибирского ханства было заметным этапом в становлении государствен- ности местного населения и формировании этнических общностей-народ- ностей казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по языку, ма- териальной и духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за власть различные династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против Абулхаира, который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр- хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования власти в степи чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на власть в Восточном Дешт - и Кып- чаке (13).
Вообще, хватит нашим странам друг от друга лицо воротить! Только вместе мы действительно мощная глобальная сила. А за иго спасибо События и мнения А за иго спасибо КОНТРОЛЬНОЕ СЛОВО Николай РОМАНОВ На конференции «Россия и исламский мир: партнёрство во имя стабильности» шейх Р. Гайнутдин заявил: «Только благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка XIX века Карамзина, который сказал: «Москва обязана своим величием хану». Это касается и России в целом». Подумаем. Если бы русский народ был обязан ордынцам становлением собственной государственности, это непременно нашло бы отражение в языке. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля упоминает слово «орда» как «кочующее племя», а также как бранное выражение, обозначающее толпу народа. Словарь русского языка С.И. Ожегова обозначает орду как ставку хана. В переносном смысле: «Толпа, скопище, банда. Бандитская орда. Разгром фашистских орд»
Именно в этом ключе должна рассматриваться, как представляется, государственная история Казахского ханства. Казахское ханство в своей государственности стало одним из преемников Монгольской империи, а через нее и полуторотысячелетней центральноазиатской государственности. Если более конкретно, то первое казахское государство, основанное потомками Урус-хана Жанибеком и Кереем, возникло на базе государственного объединения Восточного Дашт-и Кыпчака, управлявшегося потомками старшего сына Джучи-хана Орды. На основе улуса Орды и его потомков формируется новое сильное государство Ак-Орда, ставшее впоследствии ядром Казахского ханства. Иными словами, становление и развитие казахской государственности, этническая и политическая консолидация населения Восточного Дашт-и Кыпчака – по существу завершающий этап процесса формирования единой народности – приходится на ХІV-ХV вв. В указанный послемонгольский период Отечественной истории, в рамках будущей этнополитической территории Казахского ханства на основе монгольских улусов складываются государства Ак-Орда, Могулистан, Ногайская Орда, ближайшие политические, этнические и культурные предшественники Казахского ханства.
По данным персидских историков, хан Тохтакия царствовал всего лишь два месяца, а потом заболел и умер. Престол Белой Орды перешел в руки Темур-Малика, следующего сына Урус-хана. Очевидно, Темур действительно очень тепло относился к Тохтамышу, нелегкая судьба которого напоминала злоключения его самого во времена юности. Однако новых контингентов войск в распоряжение Тохтамыша передано не было, и в делах последнего наступило некоторое затишье. Хан Темур-Малик вскоре совершенно забросил государственные дела. Он пьянствовал, устраивал кутежи, неделями не отдавал самых насущных государственных поручений. Под стать своим новым увлечениям он начал подбирать эмиров. Белоордынская знать, привыкшая за годы правления Урус-хана к строгому порядку и ответственности власти, начала все громче роптать, а потом некоторые эмиры или их доверенные нукеры потянулись в Самарканд. Из Сыгнака и других мест Амир Темур стал получать информацию, что в Белой Орде ширится число тайных сторонников Тохтамыша. Учитывая эти обстоятельства, Темур в очередной раз выделил весьма значительную армию для разгрома Белой Орды с целью в итоге посадить на ханский престол своего неудачливого ставленника
Процесс формирования нынешней этнотерритории Казахстана и сплочения, будущей казахской нации берет свое начало с периода улуса Джучи, его левого крыла - Ак-Орды. Улусу Ак-Орда принадлежала западно-восточная часть Жетысу, долина реки Иртыш и просторная степь до Улытау и Каратау. Земля, принадлежащая улусу Ак-Орда, расширялась. При внуке Орда-Ежена Кониша территория Ак-Орды достигла Дженда и Узгенда в среднем течении р. Сырдарьи . Позднее ставка Белой Орды была перенесена в эти местности. В начале Ак-Орда как местная династия оставалась на положении зависимой и платящей дань Золотой Орде, а в середине XIV в. при Урус-хане в результете длительной борьбы не только получила полную политическую независимость, но и сумела завладеть Золотой Ордой. Формирование основных атрибутов государственности относится к этим периодам. Поэтому есть все основания полагать, что левое крыло улуса Джучи - Ак-Орда - является началом собственно казахской государственности, а Казахское ханство есть качественно новый этап ее развития и прямой наследник Ак-Орды.
Золотая Орда как предтеча Российской Империи Кадырбаев Александр Шайдатович, доктор исторических наук, профессор Казахского Государственного Национального Университета им. Аль-Фараби. Истоки феномена российской имперской государственности, наглядным олицетворением которой была Российская империя, имеют в своей основе симбиоз трех компонентов: древнерусской государственности Киевской Руси, импульсом в создании которой стал приход варягов или норманнов-выходцев из германских племен Скандинавии на Русь; идеологической и культурной традиции Византийской империи через посредство православного христианства, и имперского наследия Золотой Орды, о котором и пойдет речь в данной статье. Спор о евразийском наследии Золотой Орды - державы, образовавшейся в результате распада Монгольской империи, у истоков создания которой стоял Темучин Чингиз-хан, на территории Руси, Поволжья, Кавказа, Крыма, Западной Сибири, Хорезма, большей части современного Казахстана, не только не утратил злободневности, но и вспыхнул с новой силой в наши дни.
Ак-Орда значительно ослабла. На некоторое время в 1423/24—1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде восстановил внук Урус-хана Барак, но вскоре он погиб, и правление на территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абул-хайру. Потомки Урус-хана и Барака во второй четверти XV в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана. Государственное объединение Ак-Орда, фактически самостоятельное в политическом отношении, экономически независимое, с собственной внешнеполитической ориентацией, со своей династий-ной линией правителей-ханов, сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп, племен и народов на территории Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже XIV—XV вв. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI вв. входил в государство Могулистан, образовавшееся на северо-востоке Средней Азии, в Семиречье и Восточном Туркестане в результате распада государства Чагатаидов. Причины возникновения государства Могулистан были идентичны причинам обособления других государственных образований, возникших в процессе распада монгольских владений Чингизидов в регионе Средней Азии, восточной части Дешт-и Кыпчака и Восточного Туркестана.
Этот свод законов содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, положение о налогах, религиозных воззрениях и т. д. Определялся порядок управления ханством, узаконивались различные сборы в пользу хана и биев, устанавливались наказания за совершенные преступления. В целом нормы обычного права были приспособлены для защиты собственности, охраны привилегий казахской знати. В составлении Жеты-Жаргы участвовали представители всех казахских жузов29. Традиционные род оплеменные институты кочевого общества яви-лись готовой формой организации власти господствовавшего класса и административного управления, так же, как древние формы отношений между родовой массой и старейшинами, которые выражались в приношениях и общих работах, превратились в феодальные по существу формы эксплуатации — упомянутый выше продуктовый налог и трудовая повинность. Оценка уровня развития социально- экономических отношений, на котором находилось казахское общество в позднее средневековье, как патриархально-феодальных отношений (в рамках феодальной формации), а сложившейся казахской государственности — как феодальной, при всей упомянутой выше специфике, расходится с оценкой ряда исследователей, считающих, что кочевое общество в своем развитии может подойти только к уровню раннеклассового общества, а государственность может быть достигнута кочевниками только при завоевании ими земледельческих и городских обществ.
Сарай и Новый Сарай принадлежали к числу крупнейших городов мира. В XV в., когда Золотая Орда ослабла и распалась, на ее территории возникло несколько самостоятельных государств. Самым важным из них для дальнейшей судьбы татар оказались Казанское, Крымское, Астраханское и Сибирское ханства. Все они имели приблизительно одинаковое устройство. Во главе государства стоял хан из потомков Чингис-хана; подвластные ему земли делились на улусы под управлением знатных владетелей-мурз, которые собирали подати (ясак) с зависимого населения.Славяне. Инкультурация: т.е. вхождение тюрского этноса в культуру славянского этноса : - ассемиляция с тюрским этносом; - появление новых ремесел; - массовая миграция населения; - сокращение численности населения; - утрата ремесел; - в языке - заимствование новых слов; - становление русской государственности; - система «делегирования» правительства; - защита Запада от монголо-татар; - расовая дискриминация. Монголо-татары. - оседлый образ жизни; - ассимиляция со славянским этносом; - появление ремесел; - формирование государства (Золотая Орда); - контроль за всей сферой жизнедеятельности славянского этноса.
Редким исключением стали труды историков-профессионалов сумевших применяя огромные усилия коммерсанта издавать свои труды тиражом в 1000 экземпляров. Ходячие формулировки наукообразных сочинений стали основным представлением в обыденном сознании истории Казахстана, в особенности исторически значимых фигур нового времени. Так указываютя: «При Тауке-хане Казахское ханство не имело продуманной внутренней и внешней политики, растеряло энергию и мощь, доставшиеся ему от прежних честолюбивых правителей». И далее постоянно подчеркивается, что Тауке-хан был весьма «несостоятельным», так принятые при нем законы «Жеті жаргы» «мало чем отличались от законов Касым-хана». А сложные вопросы внутреннего положения Казахского ханства трактуются так: «После смерти Тауке-хана трое его сыновей, вступив в сговор с жаждущими власти Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би, разделили единое, сильное Казахское ханство на три части (жуза), тем самым покончив с третьим Казахским государством и самой казахской государственности». В противовес этим измышлением приведем цитату из «Истории Казахстана» (том 3, Алматы, 2000). Фундаментальный труд подготовленный учеными-профессионалами под эгидой Института истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова МОН РК. «Большая роль в усилении ханской власти, регламентации, частичном обновлении и унификации издана сложившихся в казахском обществе правовых традиций и норм принадлежали сыну и преемнику хана Жангира Тауке (после 1652-1715 гг.) образна названному известным историком А.И.Левшиным «Ликургом» и «Драконом».
Против них было сформировано три отряда казаков под командованием старшин Уральского войска Каспакова и Понамаре-ва и премьер-майора Назарова. Последний вступил в сражение с отрядом С. Датова, напавшим на крепость Сахарную и Антоновский форпост. С 1785 г. усилилась борьба родовых старшин с ханом Нуралы и его окружением. Старшины треоовали от царского правительства отстранить хана Нуралы от власти и построить управление Младшим жузом по новой основе. Предлагалось разделить жуз на три части, или орды, — Байулинскую, Семиродскую и Каракесецкую. В каждой из них собрание старшин и народа провело выборы: в части Каракесек старшиной был избран Сегизбай-бий, в Байулы — Тормамбст-бий, в Жетиру — батыр Тленши. Срым Датов был избран советником всех трех орд, в помощь ему были даны старшина Коккоз-бий и Каратау-бий. Старшины в торжественной обстановке приняли присягу на верность царскому правительству. На этом закончился первый этап антиколониального и антифеодального движения в Казахстане4. Царское правительство предложило собранию старшин согласиться на организацию Пограничного суда, что было шагом на пути к ликвидации традиционной казахской государственности.
Некоторые города, возникшие в ордынский период, до сих пор существуют в России: Тула, Тюмень, Азов, Астрахань и др. При Узбеке и Джанибеке Золотой Орды переживали расцвет. Возведенные трудами сотен тысяч невольников дворцы, мечети, карквон-сараи (постоялые и торговые дворы), богатые кварталы знати и купечества, все более многочисленные поселения ремесленников превращали их в сосредоточие экономической и культурной жизни. Сарай и Новый Сарай принадлежали к числу крупнейших городов мира. В XV в., когда Золотая Орда ослабла и распалась, на ее территории возникло несколько самостоятельных государств. Самым важным из них для дальнейшей судьбы татар оказались Казанское, Крымское, Астраханское и Сибирское ханства. Все они имели приблизительно одинаковое устройство. Во главе государства стоял хан из потомков Чингис-хана; подвластные ему земли делились на улусы под управлением знатных владетелей-мурз, которые собирали подати (ясак) с зависимого населения. Славяне. Инкультурация: т.е. вхождение тюрского этноса в культуру славянского этноса : ассемиляция с тюрским этносом; появление новых ремесел; массовая миграция населения; сокращение численности населения; утрата ремесел; в языке - заимствование новых слов; становление русской государственности; система «делегирования» правительства; защита Запада от монголо-татар; расовая дискриминация. Монголо-татары. оседлый образ жизни; ассимиляция со славянским этносом; появление ремесел; формирование государства (Золотая Орда); контроль за всей сферой жизнедеятельности славянского этноса.
Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно- политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы. Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление новых структур? Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в условиях достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь сообществом кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой состав территории с древними центрами городской и оседло- земледельческой культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного притяжения для населения окружающих их степей. Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот процесс бросается вперед при анализе источников XVII века.
Правильно, «под властью Абылхайра» были объединены «казахские земли». Ханство Абулхайра объединило на 40 лет в XV в., помимо территории улуса Шайбана, и земли Ак-Орды, т.е. казахские земли и казахские роды и племена. Но лишь на короткий период Жаныбек и Гирей восстановили власть династии Ордаидов, потомков Орда-Ичена, старшего сына Джучи, т.е. «ханство Абулхайра» было лишь временным владением династии Шайбанидов на земле казахов. Всестороннему исследованию подлежат проблемы собственно казахской государственности в позднее средневековье (середина ХII-ХVII вв.), ее места в системе евразийских государств, развивавшихся в этого период на территории Казахстана и смежных областей. Среди этих государств это прежде всего три монгольских улуса (Джучи, Чагатая, Угэдэя), охватывавших огромные пространства Евразии и на три части разделивших территорию Казахстана (впрочем, Чингиз-хан, наделяя сыновей улусами-уделами, учитывал и тот исторический факт, что эта территория никогда прежде не входила в единое государство и не принадлежала одному народу).
Остов-шанырак новой евразийской державы – Улуса Джучи-Кыпчак был поднят здесь на территории казахских степей, здесь же на западе ее границ была основана столица государства город Сарай. Да, в результате завоевания к власти в стране пришли Чингизиды. Но народ наш оставался тюркским – кайсакским (казахским – авт.) и государство тоже. Это и обусловило тот факт, что не местные тюрки-кайсаки монголизировались, а пришедшие сюда потомки Чингиз-хана стали неотделимой частью казахского народа, приняв его облик, язык, веру и обычаи. Потомки правителя Ак-Орды и Золотой Орды Урус-хана Керей и Жанибек, все казахские ханы до последнего казахского хана Кенесары Касымулы являлись потомками первенца Джучи – Орда-Ежена. Несмотря на то, что дед их далекий Чингиз-хан был монголом, последующие поколения представители правящей династии стали кровными казахами. Своей борьбой за единство, целостность, независимость казахского народа они стяжали право по достоинству править своим народом, а не по праву силы как их предок. Ими восстанавливались, строились старые и новые города – Сарайчик, ворота в казахские степи, Сарай, разрушенный Хромым Тимуром в XIV в. цветущий город, Сауран, Сыгнак, вновь обретшие статус крупнейших центров городской культуры.
Придворные чины приобретали значимость чинов государственных. Именно в период феодальной раздробленности на Руси получила развитие дворцово-вотчинная система управления. Ослабление власти монгольских ханов на Руси делало русских князей автономными правителями. Вместе с тем князья были готовы уже в собственных целях использовать ту административную и военную машину, которую создали монголы. Уже не встречая сопротивления ни со стороны вечевой демократии, ни со стороны боярской аристократии, князья старались усилить свою личную и наследственную власть, превратив все сословия в «служилые», а власть в самодержавную. Т.О. господство монголов способствовало изменению принципов правления - усиливались централизация, жестокость уголовного права, менялась система налогообложения. Одновременно с этим землевладельческая элита все более привязывалась к своим вотчинам. Формировалась также поместная система землевладения. В законодательстве усиливается государственный интерес. Однако регионом, где формируются предпосылки для последующего объединения русских земель становится северо-восток (Владимиро-Суздальское, позже Московское княжество). 2. Становление российской государственности (конец XV - XVI вв.). Кризис российской государственности в период Смутного времени.
Государственная Служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в дружине “первым среди равных” и в данном военном образовании присутствовали отношения отличающиеся от отношений “службы”. Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получила за свою службу, как военную так и гражданскую земельный надел на прокорм. Надел давался на срок службы.
![]() | 978 63 62 |