![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Победы русской армии. XVIII столетие | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Еще в 1825 году Василий Петрович создал проект пятикупольного собора Спаса Преображения, который предстояло возвести взамен сгоревшей церкви XVIII века. Тогда проект не был утвержден. Только через два года последовало разрешение на строительство храма, и зодчий разработал его чертежи. При этом Стасов, учитывая местоположение здания, на которое открывался вид с Литейной улицы, предусмотрел с этой стороны фронтонный портик из ионических колонн, что придало всему сооружению величавость и спокойную сдержанность, свойственную античной классике; белая же гладь стен храма, нечасто прорезанных полуциркульными окнами, ассоциируется с древнерусскими соборами. Панно из воинской арматуры на стенах и ограда из трофейных турецких пушек, захваченных в кампании 1828—1829 годов, подчеркивают патриотическое значение здания, посвященного победам русской армии. Эти творческие принципы – сплав черт древнерусской архитектуры и греческой классики – Стасов развил еще в одном монументальном творении – Троицком соборе. Проект его зодчий завершил осенью 1827 года
ВВЕДЕНИЕ Имя великого полководца Александра Васильевича Суворова пользуется не только всесветной славой, но и огромной популярностью среди всех классов общества России. Его громкие подвиги, оригинальный склад характера, простота привычек, отеческое отношение к солдатам - всё это вместе способствовало тому. В воображении народа мало-помалу сложился тип какого-то чудо-богатыря, для которого не существует ни преград, ни трудностей, который всё преодолевает, которому все подчиняются и который у ступений трона остаётся всё тем же прямодушным солдатом-рубахой, который спит на голой земле, встаёт до петухов и рубит правду-матку, не стесняясь, в глаза. Более чем пятидесятилетняя военная деятельность Суворова, охватывающая вторую половину XVIII века, отмечена замечательными победами русской армии. Победы Суворова в войнах высоко подняли авторитет России, создали ей славу могущественной державы, обладающей сильной армией и высоким уровнем военного искусства. Огромное полководческое дарование Суворова сочеталось с его высокой общей и военной образованностью, с постоянным стремлением к прогрессу. Суворов был очень образованным человеком: он интересовался философией, историей, географией, математикой, литературой и восемь языками: финским, турецким, английским, французским, немецким и т. д. Суворов всегда говорил своему начальству, что с народом, с которым ты воюешь, нужно разговаривать на их родном языке.
Теперь им известно самое худшее, и, выразив свой протест, они теперь настроены совершенно дружелюбно, и это несмотря на то, что сейчас они переживают самое тревожное и тяжелое время. Кроме того, г-н Сталин абсолютно убежден в больших преимуществах операции "Торч", и я надеюсь, что "Торч" продвигается вперед с нечеловеческой энергией по обе стороны океана". x x x Однако здесь уместно хотя бы коротко рассказать о великолепной борьбе и решающей победе русских армий. Наступление германской группы армий "А" в направлении Кавказа возглавлялось 1-й танковой армией Клейста, состоявшей из 15 дивизий. Форсировав Дон, она быстро продвигалась, встречая незначительное сопротивление. 9 августа немцы достигли Майкопа и обнаружили, что нефтепромыслы полностью разрушены. Другая колонна 25 августа заняла Моздок, но была задержана на реке Терек и не смогла проникнуть к грозненским нефтепромыслам. Крупнейшие нефтепромыслы Баку все еще находились в 300 милях. На побережье Черного моря 10 сентября был занят Новороссийск, и русский Черноморский флот, укрывшийся там после падения Севастополя, направился в Туапсе, где и оставался
Скульптурная группа «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу» была отлита из свинца, и в 1875 г. в связи с сильной деформацией ее убрали из бассейна. Взамен снятой скульптуры Оранжерейный фонтан украсила новая. О произведении же Растрелли мы можем судить по сохранившемуся рисунку Д.Иенсена, зафиксировавшего скульптуру мастера с характерной для него сочной лепкой и подчеркнуто рельефными объемами. В годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили произведение Растрелли. Советский скульптор-реставратор А.Ф.Гуржий в 1956 г. Воссоздал утраченную композицию на основе рисунков XVIII в. В 1730-е гг. Растрелли создает для Петергофа значительные работы – ряд скульптурных групп (в настоящее время не сохранившихся). В 1735 г. он создал свинцовую группу «Самсон, раздирающий пасть льву», в аллегорической форме прославившую победу русской армии в Полтавской битве, произошедшей 27 июня 1709 г. в день св. Сампсония. Группа предназначалась для самого главного фонтана Петергофа, расположенного в ковше Большого каскада.
Левым крылом осадной армии командовал Суворов. Еще до начала боевых действий под Очаковом он предложил Потемкину смелый план овладения крепостью методом решительного штурма. Однако Потемкин отверг этот план, приказав начать постепенную осаду крепости. Вследствие больших разногласий с Потемкиным по вопросу ведения боевых действий Суворов вынужден был уехать из-под Очакова. Лишь спустя несколько месяцев, когда осада крепости не дала положительных результатов, Потемкин убедился в правильности суворовского плана, принял его и решил штурмовать Очаков. 6 (17) декабря 1788 г. состоялся штурм Очакова, окончившийся полной победой русской армии. Во время штурма Багратион проявил большую храбрость. Он отважно сражался с турками и в числе первых ворвался в крепость. После взятия Очакова Багратион возвратился на Кавказ, где принимал участие в военном походе 1790 г. В Кавказском мушкетерском полку Багратион служил до июня 1792 г., последовательно пройдя все ступени военной службы от сержанта до капитана. С июня 1792 г. до мая 1794 г. он служил в Киевском конно-егерском полку в чинах секунд-майора и премьер-майора. 4 (15) мая 1794 г. его перевели в Софийский карабинерный полк
Сегодня он одерживает уничтожающую победу над турками в Рущуке, а завтра начинает изводить турок многомесячным измором. Конечный успех бывает у него полным или частичным, но поражений Кутузов не знает (аустерлицкое несчастье произошло именно потому, что в тот день и в предшествующие дни Кутузов был главнокомандующим лишь номинально). Кутузов всецело принадлежит к русской школе стратегии. Подобно другим трем замечательным русским полководцам XVIII столетия — Петру I, Румянцеву и Суворову, — Кутузов обнаруживал свои богатые природные дарования решительно вне какой-либо зависимости от влияния военных теорий и образцов полководческого искусства Запада. Петр I очень мало чему “учился” у Карла XII. И уж если говорить о стратегии, диаметрально противоположной полководческому “искусству” шведского воителя, то это именно стратегия Петра. Румянцев и Суворов не только хорошо знали принципы военного учения Фридриха II, но даже воевали с ним, и не только воевали, но частенько и колотили его войска, однако ни в войне 1770—1774 гг., ни в каких иных походах их даже самый придирчивый глаз не найдет и признака влияния стратегии прусского короля.
Внешняя политика России во второй четверти и середине XVIII в. продолжала традиции Петра Великого. В 1735-1739гг. Россия вела войну с Турцией за выход к черному морю, в результате которой вернула себе Азов. В 1756-1762гг. Россия участвовала в Семилетней войне в коалиции с Австрией, Францией, Саксонией и Швецией (хотя этот союз плохо действовал, союзники смотрели друг на друга с подозрением, согласованных военных действий не было) против Пруссии, Англии и Португалии. Эта война была очень трудным испытанием для России, т.к. страна была не готова к войне (комплектованию и обучению войск не уделялось должного внимания), а король Пруссии Фридрих II имел сильную хорошо обученную армию, война для него была родной стихией. В начале 1758г. русская армия осадила Кенигсберг. Крепость была взята, жители города (в том числе знаменитый философ И.Кант) присягнули императрице России. После еще ряда побед русская армия заняла Берлин. В рапорте генерала З.Г. Чернышева сообщалось: «Оной город ее императорского величества под протекцию подвергается и вороты действительно отворил».
Так в общих чертах обстоит дело с вопросом изучения русского искусства XVIII столетия, во многом резко отличного от средневекового периода русской культуры, но и имеющего с ним глубокие внутренние связи. Перелом в русском искусстве наметился еще в XVII в., это не вызывает сомнений. Но победу новое искусство одержало в начале следующего столетия. Русская светская культура поистине родилась под грохот петровских салютов, как и сама Россия, по меткому определению Пушкина, вошла в Европу при стуке топора и при громе пушек. Сам Петр как личность имел определенное влияние на формирование нового искусства. Воцарение на престоле того, кому суждено было стать первым русским императором, означало конец средневековья, конец ведущей роли церкви в общественной жизни, господства «древнего средневекового благочестия», истинный культ государственности и государственной власти. Перелом в духовной жизни был много сложнее и совершался медленнее, чем в материальных сферах. Сложность нововведений Петровской эпохи видна и на насильственной во многом перемене быта, вторжении новой моды.
Поражение в Восточной Пруссии в августе 1914 г. на всё время войны лишило русские войска в этом районе активности. Они получали теперь лишь оборонительные задачи - защищать Москву и Петроград. Успешное наступление в Галиции привело к тому, что резервы для Юго-Западного фронта начинают снимать даже из-под Варшавы, расставаясь с планами наступления на Берлин. Центр тяжести операций русской армии в целом перемещается на юг, против Австро-Венгрии. 12(25) сентября 1914 г. по приказу Ставки наступление на Юго-Западном фронте было приостановлено. За 33 дня русские войска продвинулись на 280-300 км и вышли на линию реки Вислока 80 км от Кракова. Была осаждена мощная крепость Перемышль. Занята была значительная часть Буковины с главным городом Черновцы. Боевые потери австрийцев достигли 400 тыс. человек, из них 100 тыс. пленными, было захвачено 400 орудий. Галицийская наступательная операция явилась одной из самых блестящий побед русской армии за всю первую мировую войну. В течение октября - ноября на территории Польши проходили два крупнейших сражения: Варшавско-Иваногодское и Лодзинское. В боях с обеих сторон участвовало временами свыше 800 тыс. человек. Ни одной из сторон не удалось полностью решить свои задачи.
Победа русских у Лесной особенно знаменательна тем, что была одержана над превосходящим по численности противником. 12 октября в лагерь Карла прибыло 6700 оборванных и голодных солдат, оставшихся от 16 тысячной армии Левенгаупта Стремясь добиться перелома, шведы осадили Полтаву, но трёхмесячная осада и многочисленные атаки не дали результата, а в июне а выручку осаждённым подошли основные силы русской армии. Карл обманулся во всех свои надеждах: после Мазепы и запорожцев он ещё надеялся на Турцию, что та воспользуется случаем и поднимется вместе с ним на Россию, но турки и татары не решались; все соседние народы отказались принять участие за ту или иную сторону; всё как будто притаило дыхание, дожидаясь, окончится кровавая игра между Петром и Карлом, чем решится судьба Восточной Европы. Накануне генерального сражения противоборствующие стороны располагали следующими силами: армия шведов насчитывала около 35 тыс. человек при 39 орудиях; в русской армии было 42 тыс. человек и 102 орудия. 27 июня 1709 г. произошла Полтавская битва, закончившаяся полной победой русской армии В результате Полтавской битвы, определившей дальнейший исход войны, сухопутная шведская армия фактически перестала существовать.
С их помощью можно было познакомиться с растительным и животным миром нашего отечества и далеких чужеземных стран, узнать о разных народах, их быте и традициях. Хранились в старой Кунсткамере и предметы, связанные со славными победами русской армии. Были в той, старой Кунсткамере и необычные, живые экспонаты - люди-уроды. Их называли монстрами, то есть чудовищами. Они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты. Увлечение разными уродцами, карликами и великанами было модно за границей в ту пору. Европейские короли старались держать их при своих дворах или как шутов, для увеселения, или как слуг, для охраны. Следуя моде, Петр привез из-за границы великана по имени Буржуа. Он был гигантского роста - 2 метра 27 сантиметров. Когда Буржуа шел по улице, то заметно возвышался над толпой. Петр сам был высоким и любил высоких людей. Ему нравилось, когда великан Буржуа стоял на запятках его кареты.
Писатели-масоны деятельно участвовали в этой литературной работе. Какова же была их позиция и роль в становлении и развитии русской прозы? Прежде всего надо отметить, что прозаики-масоны не примыкали к одному из литературных лагерей, имели собственный взгляд на пути и назначение прозаических жанров. Как и для всех русских литераторов XVIII столетия, главной для них была проблема наследия, национальной самобытности. В.А. Левшин, издавший у Новикова свои восьмитомные "Русские сказки", писал во введении: "Романы и сказки были во все времена у всех народов; они оставили нам вернейшие начертания древних каждой страны народов и обыкновений. Россия имеет такие свои, но оные хранятся только в памяти". Все эти "русские" (Левшин) и "славенские" (М.Д. Чулков) сказки и "старинные диковинки" (М.И. Попов) были талантливыми стилизациями русского и западного фольклора, вольными до полного забвения о первоисточнике вариациями на сказочные темы и сюжеты. Все эти талантливые, порождавшие оригинальные книги заимствования из народного творчества, ренессансных новелл и рыцарских романов объяснялись в эту переходную эпоху просто: прозаики искали для своих беллетристических книг занимательные сюжеты, экзотический "местный колорит", героические характеры, красивые любовные и воинские приключения, освобождающую творческое сознание сказочную фантастику.
Карл вошёл на Украину. Малороссийский гетман Мазепа перешёл на его сторону, перешли на его сторону и запорожские казаки; но народная масса в Малороссии осталась верна русскому царю. Карл обманулся во всех своих надеждах: после Мазепы и запорожцев он ещё надеялся на Турцию, но турки и татары, как и все соседние народы, отказались принять участие в борьбе за ту или другую сторону. Все как будто притаили дыхание, дожидаясь, чем закончится борьба между Петром и Карлом, чем решится судьба Восточной Европы. Она решилась под Полтавой. Разгром под Лесной оставил Карла XII без резервов, боеприпасов и позволил русской армии вступить в решающее сражение со шведами в выгодных для неё условиях. 27 июня 1709 года произошла Полтавская битва, закончившаяся полной победой русской армии. командование великолепно продумало план битвы и последовательно осуществило его . Оно избрало для сражения пересечённую оврагами лесистую местность и построило здесь укреплённый лагерь на берегу Ворсклы, прикрывающей его тыл. Впервые в военной истории русская армия применила здесь систему полевых укреплений - редутов, блестяще оправдавших себя в ходе боя. Уже к полудню сражение решилось в пользу русских.
Еще более унизительным, однако, была принудительная нейтрализация Черного моря, принятая по настоянию Британии. статьи Парижского мирного договора были в своей суровости беспрецедентными в анналах европейской дипломатии»102. Парижский мирный договор был логичным и даже отчасти прогностическим исходом Восточной войны, которая воочию показала отставание России от Европейских стран. Более того, она показала причины этого отставания и предопределила дальнейшую внутреннюю и внешнюю политику страны на ближайшие 10-20 лет. Заключение Русско-турецкие войны и вообще отношения между этими государствами имели самое непосредственное влияние на судьбы народов Кавказа и Закавказья, территория которых стала для них ареной нескончаемых военных действий. На Кавказском театре в ходе войны сложилась весьма своеобразная обстановка, резко отличавшаяся от событий на других фронтах. Прежде всего на Кавказском театре Крымской войны она была обусловлена победой русской армии, поддержанной местным населением, над превосходящими силами коалиции.
В этом бою, кроме Атаманского и полков Сысоева и Иловайского 5-го, приняли участие полки: краснова 1-го, Иловайского 10-го, иловайского 11-го, Перекопский татарский и Ставропольский калмыцкий. И так было почти каждый день. Казаки знали, как делать набеги! Их учили этому черкесы и татары, и набег казачий был быстр и внезапен. 15 июля рассеявшиеся по всему тылу французов казаки стали собираться в Дубровну, где перешли Днепр и соединились с 1-й армией. За этот набег казаки истребили более 2000 неприятеля, взяли в плен 13 офицеров и 630 человек. Такой же набег повторил Платов и между 1-м и 4 августа. Никто во французской армии и нигде не мог быть спокоен, что на него не налетят казаки. Они были везде. Каждая деревня, каждая роща, каждый куст скрывал казака. Они бесстрашно кидались на французов и ничто их не могло смутить. Сражение при Тарутине решило исход войны в пользу России. Это было первое сражение со времени перехода французов через Неман, где русские одержали полную победу. И эту победу русской армии дали донские и кубанские казаки. Кубанцы под командованием гр. В.В.Орлова-Денисова “презрев свою опасность и ужас смерти окружили кирасир и обратили их в бегство – после чего ”имя казака гремело ужасом” по всей Европе.
Карл вошёл на Украину. Малороссийский гетман Мазепа перешёл на его сторону, перешли на его сторону и запорожские казаки; но народная масса в Малороссии осталась верна русскому царю. Карл обманулся во всех своих надеждах: после Мазепы и запорожцев он ещё надеялся на Турцию, но турки и татары, как и все соседние народы, отказались принять участие в борьбе за ту или другую сторону. Все как будто притаили дыхание, дожидаясь, чем закончится борьба между Петром и Карлом, чем решится судьба Восточной Европы. Она решилась под Полтавой. Разгром под Лесной оставил Карла XII без резервов, боеприпасов и позволил русской армии вступить в решающее сражение со шведами в выгодных для неё условиях. 27 июня 1709 года произошла Полтавская битва, закончившаяся полной победой русской армии. командование великолепно продумало план битвы и последовательно осуществило его . Оно избрало для сражения пересечённую оврагами лесистую местность и построило здесь укреплённый лагерь на берегу Ворсклы, прикрывающей его тыл. Впервые в военной истории русская армия применила здесь систему полевых укреплений - редутов, блестяще оправдавших себя в ходе боя. Уже к полудню сражение решилось в пользу русских.
Тогда в русской главной квартире было решено дать решительное сражение. 27 июня началась битва наступлением шведов на русскую конницу, которая отступила. Вслед за тем бой загорелся по всей линии: шляпа и седло Петра были прострелены; носилки, в которых передвигался раненный Карл, он был ранен выстрелом в ногу, были разбиты ядром. Через два часа определился исход. Полтавская битва закончилась полной победой русской армии. командование великолепно продумало план битвы и последовательно осуществило его . Оно избрало для сражения пересечённую оврагами лесистую местность и построило здесь укреплённый лагерь на берегу Ворсклы, прикрывающей его тыл. Впервые в военной истории русская армия применила здесь систему полевых укреплений - редутов, блестяще оправдавших себя в ходе боя. Уже к полудню сражение решилось в пользу русских. Шведы потеряли более 9 тысяч убитыми и более 3 тысяч пленными. Преследуя разбитую и совершенно деморализованную шведскую армию, конница Меншикова вынудила капитулировать у переправы перевалочная на Днепре ещё 16 тысяч шведов.
Более всего ощутима одическая тональность в описании чудного “явления” “рассказчицы”: “Ах! в самую сию минуту вижу необыкновенный свет в тёмном моём коридоре, вижу огненные круги, которые вертятся с блеском и треском, и, наконец, – о чудо! – является мне твой образ, образ неописанной красоты, неописанного величества! Очи твои сияют, как солнцы, уста твои алеют, как заря утренняя, как вершины снежных гор при восходе дневного светила, – ты улыбаешься, как юное творение в первый день бытия своего улыбалось, и в восторге слышу я сладкогремящие (курсив Карамзина. – Т.А.) слова твои: “Продолжай, любезный мой праправнук!”” Неизменная “высокость” стиля оказывается разбита в самом неожиданном месте. В результате словно испытывается на прочность одическая манера, узнаваемая здесь и в развёрнутых сравнениях, и в намёке на истинно одический “восторг”, и в составном эпитете “сладкогремящий” (в духе античной поэзии и слов-сигналов русской оды XVIII столетия), и даже в произнесённом чуть далее слове “восторг” – тут же, однако, заставляющем вновь “переключить регистры”, проститься на какое-то время с высоким пафосом: “.но прежде должно мне отдохнуть; восторг, в который привело меня явление прапрабабушки, утомил душевные мои силы”.
![]() | 978 63 62 |