![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Шпора по истории и культурологии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Как составить себе представление о триаде новой дисциплины? Информацию на этот счет можно найти в вводной лекции к курсу, предисловии к учебнику, статьях в энциклопедиях и словарях. Не зазорно, а похвально обратиться с такими вопросами к лектору, читающему курс. То, о чем сейчас пойдет речь, поможет вам сориентироваться при встрече с новой дисциплиной. Начнем с классификации наук и учебных дисциплин. Уже упоминалось, что науки можно разделить на естественные – науки о природе, технические – о производстве, социальные и гуманитарные – о человеке, обществе, культуре. В программе института представлены все типы наук. Государственный образовательный стандарт выделяет несколько циклов учебных дисциплин. Первый цикл составляют гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Изучение таких предметов цикла, как иностранные языки, экономика, правоведение, служат важным элементом профессиональной подготовки современного специалиста. Ознакомление с философией, отечественной историей, культурологией и политологией формирует общую культуру человека
В то же время она использует подходы и знания всех рефлексивных дисциплин - методологии, философии, аксиологии, истории, культурологии. Ее интерес - собственно педагогика и образование, поэтому все заимствованные из других дисциплин представления она переосмысливает и преломляет применительно к задачам осмысления кризиса образования, обсуждение предельных оснований педагогической деятельности, проектирование путей построения нового здания педагогики". Как считает П.Г. Щедровицкий, "педагогика всегда была практикой определенной философии"( c.21). А.П. Огурцов критикует односторонность позиций В.М. Розина и П.Г. Щедровицкого за то, что каждая из них лишает ценности и автономности или философию образования, или педагогику. По его мнению "философия образования не может ограничиться только рефлексией над образовательной системой и образовательной культурой в целом. Она должна выявлять то, чего еще нет, то, что еще складывается, то, что утверждается в будущем, если найдутся социальные силы, способные воплотить эти проекты в реальность.
Уильям Мак-Нил В погоне за мощью УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА АЛЕКСАНДРА ПОГОРЕЛЬСКОГО СЕРИЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Уильям Мак-Нил В погоне за мощью Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках Перевод с английского Тиграна Ованнисяна ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ТЕРРИТОРИЯ БУДУЩЕГО» МОСКВА 2008 текст печатается по изданию: William h. McNeill. The Pursuit of Power. Technology, Armed Force and Society since A.D. 1000. The University of Chicago Press, 1982 Мак-Нил, Уильям В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в xi-xx веках/Пер. с англ. Т. Ованнисяна; предисловие Г. Дерлугьяна; научная редакция и послесловие С. А. Нефедова – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). -456 с.: ил. Издательский дом «Территория будущего», 2008 William H. McNeill, 1982 БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ Эта книга написана настолько прозрачным языком – который стоило немалого труда сохранить при переводе на русский – что фундаментальное исследование Уильяма Мак-Нила запросто можно счесть за популярный бестселлер
Однако, совпадая по объекту исследования, каждая из наук, изучающая общество, различается по своему предмету. Это значит, что обществознание дифференцировано предметами знания об обществе. Так, если предметом экономики выступает знание закономерностей развития производственных отношений, правоведения - закономерностей функционирования права, искусствознания - искусства, политологии - политических отношений, т.е. знание о какой-либо определенной сфере общественной жизни людей, то предметом социальной философии является знание об обществе в целом, в единстве всех сфер и компонентов общественной жизни. Однако наряду с социальной философией есть и другие науки, которые тоже изучают общественную жизнь как бы в целом. Это, например, история, культурология, социология. Эти науки также различаются своим предметом исследования, и каждая из них занимает свое особое положение в системе общественного познания. Так, историческая наука имеет дело не с общим как таковым, не с закономерностями развития в их "чистом" виде, а с их конкретным проявлением в определенном регионе, у определенного народа в тех или иных конкретно-временных условиях.
Понятие индивидуального всеобщего, как обобщение взаимодействия, оказалось адекватным понятию культуры, которую он определяет как «личностный аспект истории». Его философию можно определить как «персональный космизм», попытки примирения научной и экзистенциальной истины. Хотя культуры сконструированы людьми, они онтологичны, поскольку характеризуют границы взаимодействия человека и мира. Это взаимодействие есть противоречие, их граница избыточна и открыта к самопорождению смысла. Культуры преемственны, но их преемственность — это смена упорядоченности многообразия. Диалектика понимается как типология рефлексии. Соч.: Труд и мышление. Предыстория интеллекта. М., 1963; Логико- методологические основы синтеза методов при изучении жизни.— В кн.: Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М., 1976; Культурная сущность образования.— В кн.: Культура—Традиция—Образование, вып. 1. М., 1990; Философские основания культурологии. М., 1977; Философское обоснование истории культурологии.— В кн.: Постижение культуры, вып. 7. М, 1998. К. Ю
Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те главные пружины или закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах можно найти необычайно точные и глубокие суждения о культуре. Как наука культурология формируется в XVII! в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто заложил научные основы теории культуры. Впоследствии культурология становится объектом пристального внимания ученых: Н.Я.Данилевский, П.А.Сорокин, Б.Малиновский, О.Шленглер, А.Тойнби, М.Вебер, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассет, З.Фрейд, Э.Тайлор, Л.Уайт, Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.А.Бердяев, Э.Фромм, Н.К.Рерих, Й.Хейзинга, Э.Дюркгейм, Р.Бенедикт, Т.Парсонс, М.Мид, О.Тоффлер и многие другие всемирно известные исследователи стремились познать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Изучение этих подходов, поисков, учений и теоретических концепций - дело не менее увлекательное, чем сама история культуры. История культурологии, процесс движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет своих исследователей.
Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов, истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из разделов имеет свой объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем. История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций - все это является объектом научного анализа. Прикладная культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения.
Третья точка зрения полагает, что культурология - это самостоятельная научная дисциплина, со своим предметом, методологией и определенным местом в системе гуманитарного знания. К проблемам, решаемым в рамках культурологии, можно отнести следующие: нахождение места культуры в системе бытия, изучение как науки в целом, а так же отдельных процессов и явлений; определение отношения культуры к природе, обществу и человеку; исследование культуры в жизни и развитии человечества, роль самого человека в культурных процессах; проявление сущности культуры в ее существовании, т.е. в многообразии конкретных культур, взаимодействие с другими науками; описание культурных феноменов; утверждение неповторимости и уникальности культурных миров; взаимоотношения культуры и цивилизации. «Место и значимости культурологи как отдельной науки» Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов, истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии.
Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Здоровье будущего ребенка целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца. Часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какими стереотипными установками пользоваться, когда и в какое учреждение отдаст своего малыша – от этих компонентов зависит будущая жизнь ребенка. В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. 1.Планирование ребенка, как предупреждающий фактор благополучного развития личности Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии.
Этап беременности при этом является переломным этапом в формировании как материнского, так и отцовского отношения. Именно этот этап находится сегодня в центре многих исследований в рамках психологии развития. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Отношение к материнству и смысловая сфера женщины в период беременности» актуальной и своевременной. Методологической базой исследования послужили работы B. Ber sа, F. Hay, 1988; icolso а .A., 1991; Скобло Г.В., Дубовика О.Ю., 1992; Баженовой О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А., 1993; Брутман В.И., 1996; Батуева А.С., 1996; Волкова В.Г., Садкова Ю.С., Шабалиной Н.В., 1995; Коваленко Н.П., 1998; Радионовой М.С., 1997 и др. Проведя анализ литературы по теме, мы убедились, что в психологической литературе (B. Ber s, F. Hay, 1988; icolso .A., 1991) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. В психологической литературе (преимущественно, зарубежной Gomber a d Mi chell, Shereshefsky a d Yarow и др.) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии (Филиппова Г.Г. и др.) в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством.
Оно вычленялось на стыке онтологии, теории познания, социальной философии, философии истории, культурологии, истории философии, этики, эстетики, социологии, психологии, лингвистики, политологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Объектом исследования религиоведения является религия. Религия (лат. religio – совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание) – тип мировоззрения и мироощущения, одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Главное в религиоведении – философское содержание, что обусловлено по крайне мере двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным в нем является разработка наиболее универсальным понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и другим, когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения.
Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения. Она соприкасается с этнографией, использует данные археологии и исторической лингвистики, позволяющие объяснить роль культуры в возникновении человека, воссоздать его исторические типы. Предметом культурной антропологии служит система родовых средств человеческой жизнедеятельности, свойственный человеку способ жизни, включающий в себя: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и добытой информации в материализованных знаковых системах. Психология культуры рассматривает явления душевной жизни в их культурно-историческом понимании. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса. Предметом исследования истории культурологии являются культурологическое аспекты человеческой мысли.
Если социальная философия является теорией высокой степени общности, объясняющей социальное бытие, то социология — это теория «среднего» уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие конкретных социальных субъектов и систем: семьи, науки, культуры и т.д., а социальную философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Вместе с иными отраслями научного знания (археология, история, культурология, политология, этнография и др.) они создают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности. Исследование общества отличается от изучения природы. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди, обладающие как положительными качествами, так и недостатками, поэтому общественная жизнь всегда разнообразна, запутанна, а нередко даже и непредсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата различными проявлениями, за которыми подчас нелегко выявить устойчивые признаки и процессы, конкретные закономерности функционирования и развития общества.
Он считал, что «мужественность» и «женственность» представляют собой не характеристики отдельных полов, а два принципа, которые вместе образуют целостную человеческую личность. «Различие полов – лишь внешняя сторона человеческого существования В действительности мужественность и женственность, как их обычно понимают и практикуют, являются опаснейшими помехами человечности, которая, согласно древней легенде, находится посредине и может представлять собой лишь гармоническое целое, не терпящее никакого обособления». В отличие от многих предшественников, он советовал мужчинам развивать недостающие им женские качества, например, эмоциональность, а женщинам – мужские, например, рациональность. Немецкий философ Артур Шопенгауэр отмечал различия в мужском и женском способах восприятия: мужчины хорошо воспринимают отвлеченные идеи, а женщины целиком погружены в чувственную, сиюминутную реальность. женщины неспособны к бесстрастным суждениям и не могут, например, быть судьями. Этим самым он показывает, что мужская реакция – норма, а женская – отклонение от нее, что неприемлемо с позиции современной науки, и утверждает ограничение одного пола по сравнению с другим. Этика О. Вейнингера, Ф. Ницше. На рубеже XIX и XX в. проблема пола была широко обсуждаемой в рамках предметных областей многих наук (философия, история, культурология, социология, педагогика). О. Вейнингер. Австрийский философ О. Вейнингер в работе «Пол и характер.
Культура как предмет исследования ВВЕДЕНИЕ. Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов, историков, писателей, путешественников, да и просто многих любознательных людей. Однако культурология – сравнительно молодая наука. Она начала выделяться в особую область знаний с XVIII в. и приобрела статус самостоятельный научной дисциплины фактически лишь в XX столетии. Само слово «культурология» было введено для её наименования американским учёным Л. Уайтом в начале 1930-х гг. Культурология – комплексная гуманитарная наука. Формирование её выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. За свою недолгую историю культурология не выработала ещё единую теоретическую схему, позволяющую в достаточно строгой логической форме упорядочить её содержание.
Под национально-психологическими особенностями в широком смысле подразумевают национальные специфические черты, которые отличают одни народы от других. Эти отличия проявляются в различиях культур, религии, фактах повседневной деятельности и поведения, восприятия, оценках, предпочтениях и вкусах и др. Этнические явления изучаются многими науками: историей, культурологией, социологией, социальной психологией, педагогикой, политологией, лингвистикой, этнографией и др. Но внимание к данной проблеме проявляет этнопсихология - наука, которая целиком посвящена исследованию этнических особенностей народов. Этнос как интегративное социокультурное явление имеет собственную структуру . По мнению этнопсихологов, основные различия народов и их типичных представителей заключаются в: - национальных особенностях темперамента, мышления, проявлениях эмоций (чувств) и воли; - специфике построения взаимоотношений, формах общения и поведения внутри своей группы, а также во взаимодействии с другими - национальных стереотипах, установках, предубеждениях, традициях, обычаях, ритуалах; - этническом самосознании, этикете, национальном характере и др.
Теоретическая, методологическая, практическая, образовательная и прогностическая функции политологии как науки и учебной дисциплины. Место политологии в системе социально-гуманитарных наук и учебных дисциплин. Соотношение политологии с философией, социологией, юриспруденцией, психологией, историей, культурологией и т.д. (вопросы 1—5). Т е м а 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Основные этапы становления и развития политических идей. Политическая мысль античности (Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Политические идеи средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский и др.). Политическая мысль Нового времени (Локк, Гоббс, Монтескье, Руссо, Маркс и др.). Становление и развитие западной политической мысли. Особенности формирования политической науки в России в XIX—XX вв. Многообразие направлений и теорий в современной науке о политике: социологическое, институционалистское, концепция политического плюрализма, теория демократии и бюрократии, теория международных отношений и др. (вопросы 6—10). Т е м а 3. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ Понятие, структура и функции политики.
![]() | 978 63 62 |