![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Промышленность и Производство | подраздел: | Техника |
Античная программа построения наук | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В античной философии и философии Нового времени была популярна идея врожденных идей: напр., Лейбниц утверждал, что «вся арифметика и вся геометрия врождены и заключаются в нас потенциальным образом». Одна из основных проблем классической психологии это проблема В. иPприобретенного, или проблема среды и наследственности (nature-nurture issue). Она заключается в определении относительной важности наследственности и процессов воспитания («среды») в конкретных условиях для формирования способностей и др. свойств личности. (Б. М.) ВУАЙЕРИЗМ см. Половые извращения. ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (Wundt, 18321920)P нем. психолог, физиолог и философ, выдвинувший в своих трудах 18601870-х гг. одну из программ построения психологии как самостоятельной науки, основатель 1-й в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском ун-те (1879). Определив психологию как науку о непосредственном опыте (т.Pе. оPфеноменах сознания, постигаемых только путем интроспекции), он вычленил «простейшие элементы» сознания: ощущения и элементарные чувства
Сейчас доля России в мировом объеме торговли всей гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3%. Объем продаж российских генно-инженерных препаратов в последние годы составляет сотые доли процента от мирового. И так далее. Согласно последним прожектам правительства, 1 января 2010 года Россия проснется и увидит, что у нее сам собой в 2 раза вырос ВВП. Даже в этом случае науке достанется примерно в два раза больше денег, чем сейчас. Спасут ли умирающего от жажды две и даже четыре капли воды? Наше правительство проявляет постоянную заботу о нашей науке. Перечисление названий законов, программ и постановлений о развитии науки и связанной с ней практики, принятых после апрельского (1985) постановления ЦК КПСС о всеобщей трезвости, заняло бы небольшую брошюру. Не менее четверти из них так или иначе касается биотехнологии. Но я не помню ни одной правительственной программы, выполненной хотя бы на четверть – начиная с программы построения коммунизма в 1980 году. Иначе и быть не может: средств, выделяемых на реализацию этих благих намерений, хватает в лучшем случае на содержание соответствующей комиссии или отдела министерства и на бумагу, на которой печатают результаты их трудов.
Здесь может возникнуть вопрос: разве в античности физика не изучала движение, разве Аристотель не устанавливал функциональную зависимость скажем, пройденного телом пути от времени и скорости движущегося тела? Действительно, физика, как ее понимали в рамках перипатетической программы, была наукой о движении и изменении в природном мире, но это не была наука математическая. И это не случайно: ведь античная математика не имела своим предметом движение, она была наукой о вечных и неподвижных структурах, составляющих неизменную основу всего изменчивого. Органическое соединение физики как науки о движении с математикой, соединение, положившее начало экспериментально-математическому естествознанию нового времени, требовало, во-первых, пересмотра оснований античной математики, внесения в нее начала движения, а во-вторых, пересмотра старой физики, освобождения ее от предпосылки, что сфера реального, природного бытия принципиально отличается от сферы бытия идеального, каким занимается математика. В математику вводится принцип движения, а из природы, напротив, изгоняется начало жизни и души, без которых не мыслили природу ни платоники, ни перипатетики
Именно проблема эмоционального развития становится одной из важнейших в творчестве Грота. В 1886 году М. М. Троицкий передает ему заведование кафедрой Московского университета, а с 1887 года он возглавляет и Московское психологическое общество, которым руководил десять лет. Развивая свою программу построения психологии, Грот исходил из того, что она должна быть объективной естественной экспериментальной наукой, что именно психология должна лежать в основе наук о человеке. Он был активным сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией. В своей работе "Основания экспериментальной психологии" (1896) Грот писал, что развитие экспериментальной психологии имеет большое значение не только для будущего развития психологии, но и для всех гуманитарных наук, что новое развитие психологической науки связано с объединением, конвергенцией разных психологических теорий на основе эксперимента. Особое внимание в своих работах Грот обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями, т.е. говоря об "эмоциональном тоне ощущений".
Даже Сталин был несколько тронут патриотизмом и мужеством советского духовенства, уж ему-то было хорошо известно, сколько верующих и их имамов он перед этим расстрелял и угробил в своих лагерях. Наступившая с 1943 года оттепель была непродолжительной. В конце 50-х годов на религию снова обрушился шквал административных запретов, связанных с программой построения коммунизма к 1980 году. О серьезной теологии не могло быть и речи, в уцелевшем Бухарском медресе программа обучения была строго регламентирована властями, прием учащихся ограничен, многие Исламские науки попросту не изучались, нередко верующих просто шантажировали, требуя в обмен на право поступления туда тесного сотрудничества с КГБ. Поэтому неудивительно, что выпускники этого медресе были плохо знакомы с достижениями современной мусульманской мысли, разбирались лишь в вопросах обрядности и испытывали постоянные материальные трудности. Лишь с провозглашением независимости нашего государства мусульмане и другие верующие перестали подвергаться гонениям и всевозможным административным ограничениям, вытекающим из нездорового предубеждения
Кюльпе не раз повторяет, что в его школе «заговорили на языке жизни», то есть попытались посмотреть на сознание не через призму абстрактных его «элементов», а ухватить его процессуальную, действенную сторону, в частности, понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание общего смысла И это изучалось в данной школе путем метода все той же интроспекции, но интроспекции определенного типа, названной «методом систематической интроспекции», которая была направлена на выделение и изучение отдельных фаз процесса мышления. За изменением характера интроспективного изучения сознания в конкретных исследованиях Вюрцбургской школы лежит иная точка зрения на сознание и методы его изучения. Эти исследования прямо вытекают из программы построения психологии как самостоятельной науки, которая была – в качестве альтернативы Вундтовской – предложена австрийским философом, в пошлом священником, Францем Брентано. Его труд «Психология с эмпирической точки зрения», в котором изложена эта программа, вышел а 1874 году. Его понимание сознания восходит к Аристотелю, который в свое время дал «функциональное определение» души: душа есть совокупность наиболее существенных функций живого тела.
Адлер принимает активное участие в реформе образования, проводимой первым правительством австрийской республики. Однако рост фашистских настроений и аншлюс Австрии Германией приводят к свертыванию воспитательных программ, построенных в либеральном духе. Уже в 1936 году все адлеровские центры были закрыты. Адлер со своей женой, бывшей его студенткой из России Раисой Тимофеевной Эпштейн и детьми переезжает в Соединенные Штаты. Его дочь Валентина с мужем, решившие искать убежище от нацизма в СССР, погибают в сталинских лагерях. Адлер, будучи в Америке, постепенно отходит от науки в сторону пропагандистской и просветительской деятельности. Стремясь расширить свою аудиторию, он упрощает проблему, сбиваясь на проповедь. Когда его упрекают в упрощении, он отвечает: «Я потратил 40 лет, чтобы сделать мою психологию понятной. Я мог бы сделать ее еще более простой, сказав, что все неврозы – от тщеславия. Но и это могло бы оказаться слишком сложным для понимания многих». Об Адлере были высказаны различные, в основном, положительные мнения.
Технология внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе. В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени. Необходимо упомянуть еще об одном способе управления поведением людей, снижения их эмоциональной напряженности - это проведение карнавалов, развитие элементов того, что М. Бахтин назвал «карнавальной культурой». Эти праздники давали возможность выйти за пределы жестких норм, хоть на время изменить свой статус, забыть о жестких, регламентированных обязанностях и нормах поведения, открывали простор для катарсического очищения в карнавальной деятельности. Важно, что нарушение запретов на карнавале происходило в роли, под маской, т. е. в личине другого человека.Развитие психологии в новое время Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.
Как известно, "отец позитивизма" О.Конт отказался включить психологию в свою классификацию наук именно на этом основании. Напомню, что попытки "выделить" психологию в качестве самостоятельной науки предпринимались регулярно (и безуспешно) по меньшей мере со времен Х.Вольфа. Поэтому программы построения психологии как самостоятельной науки предполагали в первую очередь конструирование нового предмета (непосредственный опыт, акты сознания и т.д.). Итак, влияние позитивизма проявилось в том, что психология попыталась стать эмпирической наукой. Чтобы избавиться от наследия "метафизики", психология отказалась от теоретических методов исследования собственного предмета, полагая, что он "раскроется" в процессе эмпирического исследования. Этого не произошло, да, собственно, и не могло произойти. Как в свое время остроумно заметил Огюст Конт, интроспекция, будучи деятельностью души, будет всегда находить душу, занятую интроспекцией. В течение многих лет предпринимались попытки построения психологии "без всякой метафизики", "как строгой науки" и т.д. И всякий раз оказывалось, что исходные (пусть имплицитные) представления о психэ неистребимы.
Но центральной задачей "третьего мира". Реализация попперовской программы построения теории роста научного знания натолкнулась не серьезные трудности, связанные с абсолютизацией принципа фальсификации; конвенциализм в трактовке исходных оснований знания, отрывом объективного знания от исторически конкретного познающего субъекта; отказом признания объективной истинности научного знания; недооценкой социокультурных факторов развития знания; преувеличением аналогии с биологической эволюцией; отрицанием наличия определенных закономерностей в развитии науки, природы и общества; преувеличением интенсивных аспектов в развитии знания. Таким образом, поставив ряд важных проблем развития научного познания:роста научного знания, роли гипотез в развитии науки, роли эмпирического опровержения и теоретической критики в развитии нового знания, соотношения старых и новых теорий и т.п., Поппер не смог до конца их решить. Но он активизировал их исследование. Если К. Поппер, считал, что процесс роста научных знаний имеет только дискретный характер и происходит путем перманентных революций, то его ученик и последователь Имре Лакатос (1922 – 1974) пытается учесть в разрабатываемой им модели и непрерывные моменты в развитии научных знаний.
Если по отношению к античным и естественным наукам трехслойная схема науки не вызывает особенных сомнений, то в сфере гуманитарной науки требует доказательство даже само существование идеальных объектов. Такое доказательство, действительно, можно провести, показав, что в гуманитарной науке существуют все три слоя, характерных для античной и естественной наук. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим сначала одну иллюстрацию — гуманитарное исследование В. Плугина, посвященное произведению А. Рублева «Воскрешение Лазаря». Что изобразил Андрей Рублев на иконе «Воскрешение Лазаря»? Взгляды исследователей-искусствоведов относительно композиции (иконографии) этого произведения не совпадают. Большинство (Г. Милле, Л. Рео, В. Лазарев, И. Лебедева и др.) считают, что «Воскрешение Лазаря» «не представляет ничего нового и неожиданного ни в деталях, ни в построении целого» (сюжет иконы прост — Христос воскрешает умершего Лазаря, являя свою божественную сущность и знаменуя будущее собственное и всеобщее воскресение) . Однако В.А. Плугин утверждает, что «иконография рублевского не только задают идеальные объекты, позволяющие объяснить определенные литературные произведения и целые жанры, но и пользуются для этой цели специальными методами и средствами, особой методологией.
Программа построения научной психологии И.М.Сеченова. Полемика с К.Д.Кавелиным. Развитие психологических взглядов В.М.Бехтерева, их характеристика. Направления русской философской психологии к.Х1Х-нач.ХХ в. История возникновения психологии индивидуальных различий. Исследования Ф.Гальтона. Развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти Х1Х-нач. ХХ вв. Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии. Возникновение психотехники. Развитие психотехники в СССР в 20-е – 30-е гг. Открытый кризис в психологии. Анализ статьи Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса». История и критический анализ бихевиоризма. Взгляды Уотсона на предмет психологии. Учение о поведении. Направления необихевиоризма. Психоанализ З.Фрейда. История психоанализа в России. Аналитическая психология К.Юнга. Индивидуальная психология А.Адлера. Основные положения о психике и историческом развитии сознания во французской социологической школе. Направления неофрейдизма. Описательная и понимающая психология. Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ. Психологические взгляды Г.И.Челпанова и его роль в развитии отечественной науки. Реактология К.Н.Корнилова. Психологические взгляды М.Я.Басова. Этапы научного творчества Л.С.Выготского. Деятельностный подход в психологии: варианты, проблемы, современное состояние.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода. Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время. Этапы развития психологии Развитие психологии в период античности Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период.
Книга было конфискована и до 1905 г. распространялась лишь в рукописном варианте. Т. о., мы можем сделать вывод о том, что психологические проблемы, развиваемые в передовой науке и философии 18 в., дали начало материалистическим и демократическим традициям отечественной философии и психологии в 19 в. 17. В. Вундт и его вклад в психологию. ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог, психолог, философ и языковед. В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что психология – наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов сознания с помощью интроспекции. В целом, он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется структурализм, а теория Вундта – теорией элементов сознания.
Именно проблема эмоционального развития становится одной из важнейших в творчестве Грота. В 1886 году М. М. Троицкий передает ему заведование кафедрой Московского университета, а с 1887 года он возглавляет и Московское психологическое общество, которым руководил десять лет. Развивая свою программу построения психологии, Грот исходил из того, что она должна быть объективной естественной экспериментальной наукой, что именно психология должна лежать в основе наук о человеке. Он был активным сторонником практического использования психологии, ее связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией. В своей работе "Основания экспериментальной психологии" (1896) Грот писал, что развитие экспериментальной психологии имеет большое значение не только для будущего развития психологии, но и для всех гуманитарных наук, что новое развитие психологической науки связано с объединением, конвергенцией разных психологических теорий на основе эксперимента. Особое внимание в своих работах Грот обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями, т.е. говоря об "эмоциональном тоне ощущений".
Цены предполагалось рассчитывать совместно с оптимальным планом - на основе о. о. оценок. Первым развернутым изложением идей СОФЭ стала книга Н. П. Федоренко. Концепция СОФЭ не могла не вступить в противоречие со многими господствовавшими в тот период в политической экономии представлениями. В яркой форме это проявилось в ходе дискуссии об оптимальном планировании, проходившей в 1966 г. В ходе дискуссии Н. П. Федоренко противопоставил конструктивный и описательный подходы в экономической науке. Подразумевалось, конечно, что конструктивный подход развивался авторами СОФЭ, а описательный был свойствен традиционной политической экономии. Такая позиция неизбежно вызывала острые споры. Ярко выраженный нормативный характер СОФЭ, служил аргументом для обоснования необходимости радикальных перемен в хозяйственном механизме, направленных в том числе и на децентрализацию управления экономикой. Однако после свертывания в конце 60-х годов экономической реформы произошел сдвиг к усилению административных методов в управлении. На ХХIV съезде КПСС в 1971г. была одобрена программа построения общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС), которая должна была обеспечить централизованное управление экономикой на основе использования экономико-математических методов и сети вычислительных центров.
План. Введение 2 1. Концепция человека в ренессансной культуре 3 2. Проблема зла в человеке в эпоху Ренессанса .13 3. Взгляды Шекспира на мир и человека 17 3.1 Доброе – злое («Макбет», «Король Лир», «Гамлет») .22 3.2 Злое .27 Заключение .34 Список использованной литературы 35 Введение К концу XV – началу XVI в. в большинстве стран Западной Европы происходит быстрое разрушение основ феодального общества, его устоев и традиций. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период обычно называют эпохой Возрождения. Название это первоначально означало возрождение к жизни античного наследия, которое в средние века было забыто. В XV – XVI вв. интерес к нему быстро возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят как на образцы. Этот интерес появился уже у Данте, свидетельствуя о ростках новой культуры. Однако важнее позднейший, переносный смысл того же названия: возрождение (после длительного средневекового застоя) творческой активности человека в самых разнообразных областях – в экономике и технике, в политической жизни, в исследовании земного шара и природы, в поэзии и искусстве.
Однако соперничество не оставляет инертными относительно друг друга обе фигуры, связанные взаимным отра- жением. Бывает, что одна из них более слабая воспринимает сильное влияние другой. Так земля является зеркалом усеянно- го звездами неба. А звезды господствуют над травами, для ко- торых они являются духовным прообразом, неизменным образцом, источником скрытых влияний. Здесь одно подобие охватывает другое, которое в свою очередь его окружает, и, возможно, будет охвачено другим, которое может возобновляться до бес- конечности. Аналогия. Использование этого понятия стало иным, чем в античной и средневековой науке. В аналогии, которую имеет в виду Фуко, совмещаются пригнаность и соперничество. Подобно соперничеству аналогия обеспечивает столкновение сходств в пространстве. Подобно пригнаности она говорит о их соедине- ниях и связях. Рассматриваемые ею подобия - более тонкие сходства их отношений. Аналогия теперь способна установить неопределенное число черт родства, исходя из одного и того же момента. Так старая аналогия между растением и животным - растение это животное, голова которого внизу, а рот (корень) погружен в землю - теперь усиливается и развивается: расте- ние - это стоящее животное, питательные вещества в котором поднимаются снизу вверх, вдоль стебля (тела), и увенчивается цветами, плодами (головой), так как у животных венозная сеть также начинается в нижней части живота, причем главная вена поднимается к сердцу и голове.
![]() | 978 63 62 |