![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Исторический портрет Ивана IV Васильевича Грозного | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Книги "Писатель, искусство, время" (1957), "Горький среди нас" (1941-68). 1-й секретарь Союза писателей СССР (1959-71), председатель правления Союза писателей СССР (с 1971). ФЕДОР II - см. Теодрос II. ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1661-82) - русский царь с 1676. Сын Алексея Михайловича. При нем правили различные группы бояр. Введено подворное обложение, в 1682 уничтожено местничество; окончательно закреплено объединение Левобережной Украины с Россией. ФЕДОР БОРИСОВИЧ (1589-1605) - русский царь в апреле - мае 1605. Сын Бориса Годунова. При приближении к Москве Лжедмитрия I свергнут и убит. ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1557-98) - последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову. ФЕДОР ИВАНОВИЧ (31 мая 1557 - Москва - 6 января 1598, там же), последний русский царь из дома Калитичей, сын Ивана IV Васильевича Грозного и Анастастии Захарьиной-Юрьевой. В ночь с 18 на 19 марта 1584 на престол вступил сын Ивана Грозного - Федор
Общая оценка мнений За многие столетия, прошедшие со дня смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Разные точки зрения возникли уже при жизни царя. Так, князь А.М. Курбский, бежавший в 1564 г. из России в Литву, стал первым обличителем Ивана IV. Именно Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в 1550-е гг. — благочестивый православный царь, участник созидания Святорусского царства; в 1560–1570-е гг. — предатель христианских истин, разрушитель Святорусского царства, тиран, убийца. В официальном летописании царь, наоборот, прославлялся как великий христианский государь. Подобное двойственное восприятие личности и деятельности Ивана Грозного сохраняется до сих пор. Поэтому на сегодняшний день можно выделить три основные направления в оценке Ивана Грозного: 1. Обличительное (А.М. Курбский, П.И. Ковалевский, С.Б. Веселовский, А.Г. Кузьмин и др.); 2. Апологетическое (официальные летописи XVI в., К.Д. Кавелин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, И.П. Фроянов и некоторые другие); 3. Объективистское, сторонники которого, с одной стороны, признают значительный вклад царя в созидание Российского государства, с другой стороны, обличают его деспотические наклонности (В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Б.Н. Флоря, А.Л. Юрганов, С.В. Перевезенцев и др.). Большинство специалистов все же обличают царя Ивана или полностью, или же по отдельным моментам.
При Иване III русские покончили с татарским игом. Однако на протяжении всего столетия южные пределы страны и даже Москва подвергались нападениям кочевых орд. Россия значительно отставала от стран Западной Европы. Но ее культура развивалась как часть европейской культуры. Ее успехи в сфере летописания и книгопечатания, литературы, живописи и архитектуры, прикладных искусств были весьма значительны. Национальное сознание переживало подъем. Далекая Московия ощутила ветры европейской Реформации. Объединение русских земель не привело к немедленному исчезновению традиций и порядков раздробленности. Земли, признавшие власть Москвы, были экономически разобщены. Общество живо ощущало потребность реформировать отжившие институты управления. В России нарождалось самодержавие. То была трудная и трагическая эпоха. С этой эпохой неразрывно связана личность Ивана IV Васильевича Грозного, первого русского царя. Его фигура издавна привлекала внимание историков и писателей, художников и музыкантов. В глазах одних он был едва ли не самым мудрым правителем средневековой России, в глазах других — подозрительным и жестоким тираном, почти сумасшедшим, проливавшим кровь ни в чем не повинных людей
И, как известно, опричнина была отменена. Со временем Иван Васильевич и сам признал беззаконность убийств, совершенных по его приказу в те времена. Свидетельством тому, — «Синодик опальных царя Ивана Грозного», составленный в начале 1580-х годов. В этот «Синодик» по личному распоряжению царя включили 4 тысячи имен казненных — для поминовения во всех монастырях. Следовательно, в конце жизни царь не только раскаялся в совершенных грехах и замаливал их, но и признал право погибших от его руки на спасение. Интересно, что когда концепция «богоизбранного царя-инока» не выдержала проверки временем и политической реальностью, то Иван Грозный принялся искать ответы на волновавшие его вопросы в других учениях, которые осуждались православной церковью — в древней магии, в языческом колдовстве, в астрологии. Недаром, в конце жизни он окружил себя целым сонмом колдунов и волхвов. В целом же, деятельность Ивана Грозного оказала огромное влияние на всю последующую историю России. А, если говорить об истории духовно-политической мысли, то именно в сочинениях государя Ивана IV Васильевича Грозного впервые были полностью, в законченном виде сформулированы и теоретически обоснованы основные принципы самодержавной власти русских монархов. Список литературы 1. См.: Костомаров Н.И. Личность царя Ивана Васильевича Грозного // Костомаров Н.И. Собрание сочинений. СПб., 1905. Кн.5. Т. 13; Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М., 1922; Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пб., 1923; Смирнов И.И. Иван Грозный. Л., 1944; Веселовский С.Б. Исследование по истории опричнины. М., 1963; Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964; Скрынников Р.Г. Начало опричнины. Л., 1966; Скрынников Р.Г. Опричный террор. Л., 1969; Скрынников Р.Г. Переписка Грозного и Курбского.
Схема многокамерного электродиализного опреснителя: 1 — анод; 2 — катод; 3 — анионитовая мембрана; 4 — катионитовая мембрана; В — опресняемая вода; Р — рассол. Рис. 2. Схема многоступенчатого дистилляционного опреснителя с трубчатыми нагревательными элементами: 1 — испарительные камеры 1, 2, 3 и 4-й ступеней; 2 — трубчатые нагревательные элементы; 3 — концевой конденсатор; 4 — брызгоулавливатель; 5 — насос. Рис. 3. Схема многоступенчатого дистилляционного опреснителя с мгновенным вскипанием: I, II, III, IV и N — камеры испарения; 1 — насос; 2 — паровой эжектор; 3 — конденсатор эжектора; 4 — подогреватель; 5 — брызгоулавливатель; 6 — конденсатор; 7 — поддон для сбора конденсата. Рис. 1. Схема одноступенчатого дистилляционного опреснителя: 1 — корпус испарительной камеры; 2 — нагревательный элемент; 3 — конденсатор; 4 — насос; 5 — брызгоулавливатель. Опричнина Опри'чнина , опришнина (от древне-русского опричный — особый; в 14—15 вв. опришниной называли особое владение, выделенное членам великокняжеской династии), 1) название государева удела в 1565—72 (его территорий, войска, учреждений). 2) Наименование внутренней политики правительства Ивана IV Васильевича Грозного в те же годы. Введение О. отвечало интересам дворянства, стремившегося ослабить экономическое и политическое значение крупной феодальной аристократии, провести дальнейшие мероприятия по закрепощению крестьянства. Учреждение О. было непосредственно подготовлено событиями начала 60-х гг. 16 в
Последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову. ФЕДОР ИВАНОВИЧ (31 мая 1557, Москва — 6 января 1598, там же), последний русский царь из дома Калитичей, сын Ивана IV Васильевича Грозного и Анастастии Захарьиной-Юрьевой. В ночь с 18 на 19 марта 1584 на престол вступил сын Ивана Грозного — Федор. По отзыву англичанина Д. Флетчера, новый царь был “росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен”. Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил сына и государство заботам ближних бояр — И. Ф. Мстиславского, Н. Р. Захарьина-Юрьева, И. П. Шуйского и Б. Ф. Годунова. Первые двое были людьми уже преклонных лет, и основная борьба разгорелась между Шуйским и Годуновым.
Иван III: исторический портрет 1. Иван III: первые годы жизни. В 1425 г. в Москве умирал великий князь Василий Дмитриевич. Он оставлял великое княжение своему малолетнему сыну Василию, хотя и знал, что с этим не смирится его младший брат, галицкий и звенигородский князь Юрий Дмитриевич. В течение начавшейся после смерти Василия Дмитриевича борьбе за власть энергичный и опытный Юрий дважды захватывал Москву. Однако в середине 30-х годов CUвека он умер, но борьба на этом не закончилась. Его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка – продолжили борьбу. В такие времена войн и смут появился на свет будущий «государь всея Руси» Иоанн III, который, по словам Н.М. Карамзина, «имел редкое счастье властвовать сорок три года и был достоин оного, властвуя для величия и славы россиян». Поглощенный водоворотом политический событий, летописец обронил лишь скупую фразу: «Родился великому князю сын Иван генваря 22»(1440 г.). Всего пять безмятежных лет было отпущено судьбой княжичу Ивану. 7 июля 1445 г. московские полки были разбиты в битве с татарами под Суздалем, а великий князь Василий Васильевич, отец Ивана, попал в плен.
Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р.Ю.Виппер, показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружении государственных деятелей Западной Европы, его современников:Англия – Генрих VII, Франция – Людовик ХI, Испания – Филипп II; и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру. 38 лет Иван Грозный обладал всей полнотой царской власти в Московском государстве. Он ставил перед собой весьма масштабные задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне и нередко добивался успеха. В царствование Ивана IV свершилось немало великого . В Московское государство вошли 2 ханства: Казанское и Астраханское, был совершен поход Ермака в Сибирь, в результате которого в дальнейшем стало возможным освоение Сибири. Первопечатник Иван Федоров положил начало книгопечатному издательству. Митрополит Макарий составил “Жития святых”. В памяти народа остались и Судебник и первый Земский собор и многое другое. И положительные реформы продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину, в результате которой была уничтожена самая активная часть населения страны, истощены и людские и материальные ресурсы и т.д. Итоги правления Ивана Васильевича Грозного (Рюрика) были для страны крайне противоречивыми, как и характер Грозного.
Идеальный образ, к которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в главе 43 Стоглава: “Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу,не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную ”. Для иконописи ХVI в. характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона – картина “Церковь воинствующая” или “Благословенно воинство небесного царя” (сер. ХVI в., ГТГ), мало напоминает традиционный молельный образ. Это, скорее, живописный памятник казанской победе Ивана Грозного, произведение, по сути, историко-аллегорического жанра. В ХVI в. менялся и внешний облик русской иконы. Практически обязательной принадлежностью становится серебряный басменный , или чеканный, оклад. Чтобы подчеркнуть блеск окладов, лики часто писались намеренно темными невыразительными красками. Те же изменения, что и в иконописи, происходили в монументальной живописи, которая известна прежде всего по московским памятникам. Развитие жанра исторического портрета связано с ростом интереса к исторической тематике.
Это, скорее, живописный памятник казанской победе Ивана Грозного, произведение, по сути, историко-аллегорического жанра. В ХVI в. менялся и внешний облик русской иконы. Практически обязательной принадлежностью становится серебряный басменный , или чеканный, оклад. Чтобы подчеркнуть блеск окладов, лики часто писались намеренно темными невыразительными красками. Те же изменения, что и в иконописи, происходили в монументальной живописи, которая известна прежде всего по московским памятникам. Развитие жанра исторического портрета связано с ростом интереса к исторической тематике. 5. Прикладное искусство. Традиционная книжная миниатюра претерпела в ХVI в. значительные изменения в связи с заменой пергамента бумагой и введением книгопечатания. В частности, появилась гравюра на дереве – ксилография. К числу лучших гравюр ХVI в. принадлежит заставка с изображением евангелиста Луки в первой печатной книге И. Федорова – «Апостол» (1564 г.). Ученик и последователь первопечатника Андроник Тимофеев Невежа, работавший в московской типографии после отъезда учителя, во многом содействовал развитию искусства книжной гравюры.
Он не побоялся выступить в немом кино, лишая себя неотразимого своего дара — голоса, все надежды возложив на мимическую игру. Взяв за основу одну из своих коронных оперных ролей — Ивана Грозного из "Псковитянки" Римского-Корсакова, — Шаляпин решил дать ее оригинальный киновариант: полнометражную картину "Царь Иван Васильевич Грозный" (1915). Постановка слабого режиссера А. Иванова-Гая оказалась весьма посредственной, хотя оформлял фильм талантливый художник из Московского художественного театра ВЛАДИМИР ЕГОРОВ. Не удалось до конца преодолеть театральность игры, подчеркнутость жеста, напряженность мимики и самому артисту, хотя задачу адаптации к экрану он себе несомненно ставил. И все же могучий, мужественный Шаляпин сумел запечатлеть живой портрет царя-тирана, яркой и страшной фигуры русской истории, именно в ее сложности — насколько допускал таковую ранний немой экран. Сила и хитрость, жестокость и коварство, ум и низость душевная непринужденно сочетались в этом образе. Фильм, к счастью, сохранился, и, фиксируя его режиссерскую слабость и прочие огрехи, следует признать, что вплоть до второй серии "Ивана Грозного" Сергея Эйзенштейна, созданного уже в конце 1940-х годов, с классическим Николаем Черкасовым в главной роли, Шаляпина не сумел превзойти никто, хотя кино не раз обращалось к образу первого самодержца Российского.
Общеизвестно, что исторические источники - это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого. Основное место при проведении практических занятий целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных текстов (в том числе вариативных, альтернативных). Наряду с хорошо известными учащимся видами (летописи, законодательные акты, труды историков и др.) могут быть широко привлечены источники информации не сов-сем привычные для школьного курса, но, несомненно, способные повысить познавательный интерес, мотивировать выработку личностного отношения старшеклассников к изучаемым событиям и процессам. Имеются в виду, например, такие источники, как эпистолярное наследие (частная переписка); биографические справки, произведения публицистического, карикатурного жанров; свидетельства очевидцев, современников, иностранцев; статистика, художественная литература и т.д. Все они могут стать основой для изучения таких тем, как "Проблемы привилегии власти и прав подданных в переписке Андрея Курбского и Ивана Грозного", "Россия ХУ-ХУ1 вв. глазами иностранцев", ""Время творило характеры.": исторические портреты и сравнительная характеристика А.А.Аракчеева и М.М.Сперанского", "Карикатурный жанр о рос-сийской действительности середины XIX в.", "Статистические данные об особенностях социально-экономического развития России в пореформенный пе-риод", "Историческое прошлое в художественной литературе" и др.
Утверждение Святой Руси Перевезенцев С. В. Осмысление роли и места Российского царства в мировой истории достигает высочайшего напряжения в царствование Ивана IV Васильевича. Именно в первые годы правления государя Ивана IV были сформулированы важнейшие смысловые и целевые установки движения Российского государства и русского народа по историческим дорогам. Самым значительным символом превращения Русского государства в Святую Русь, стала икона "Благословенно воинство Небесного Царя", известная также под названием "Церковь воинствующая". Эта икона создана в начале 50-х гг. XVI в. сразу же после взятия Казани в 1552 г. Она стояла в Успенском соборе, рядом с Царским местом. Следовательно, этой иконе и сам государь, и вся мыслящая Россия придавали огромное значение. На иконе представлена панорама всемирной и русской истории — от битвы византийского императора Константина с его противником Максенцием до взятия Казани. Таким образом, победа над “бусурманской” Казанью приравнивается к великим битвам христиан во имя Христово, во имя защиты святой веры. А сам Иван Грозный ставится в один ряд с императором Константином, который почитается как равноапостольный святой, ибо первым признал христианство государственной религией в 304 г.
А Московский период, как известно, сопровождался полным затмением нравственного сознания, « решительным искажением духовного образа человеческого»1, если не в массе народной, то в верхних слоях власти, всецело отдавшихся внешней политике. Пожалуй, задача истинного патриотизма – не возвеличивать это тяжелое и мрачное прошлое, а стараться искоренить из нашей жизни все следы пережитого озверения. Как истинный художник и поэт-патриот, Толстой был вправе избрать не историческую, а пророческую точку зрения. Он не заострял внимание на материальных условиях и необходимостях прошедшего, а мерял его сверху – нравственными потребностями настоящего и упованиями будущего. Эпоха Ивана Грозного занимает в творчестве Толстого особое место. Не случайно писатель рассматривал ее в разных по жанру произведениях: и в лирике, и в романе «Князь Серебряный», и в драматической трилогии. Эти жанры помогли писателю исследовать страшное время с различных сторон: в романе предметом рассмотрения стала эпоха XVI века, жизнь русского общества в это время; в драматической трилогии Толстой ярко обрисовывает характеры исторических лиц (Ивана Грозного, Бориса Годунова и других); а баллады явились попыткой поэтического осмысления некоторых моментов правления грозного царя.
Первым шагом на пути укрепления центральной власти было венчание Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием 16 января 1547 года. Грозный, принимая венец, являлся носителем того идеала, которым определяла свою миссию его народность; он искал царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561г.). По понятиям того времени это резко возвышало Ивана IV над русской знатью и уравнивало его с западноевропейскими государствами. Тем самым подчеркивалось неограниченность власти монарха внутри государства. К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного в последствии «Избранной Радой». С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине ХVI века. Кроме них в разработке и проведении реформ также участвовали “думцы” Захарьины, Андрей Курбский, И.В.Шереметьев и др. Реформы конца 40-х начала 50-х годов составили первый период царствования Ивана IV Васильевича, правительственная деятельность которого шла под влиянием «избранной рады» и отличалась добрыми свойствами.
Первопечатник Иван Федоров положил начало книгопечатному издательству. Митрополит Макарий составил «Жития святых». В памяти народа остались и Судебник и первый Земский собор и многое другое. И положительные реформы продолжались бы, если бы не натолкнулись на сопротивление русской аристократии и не трансформировались в опричнину, в результате которой была уничтожена самая активная часть населения страны, истощены и людские и материальные ресурсы и т.д. Итоги правления Ивана Васильевича Грозного (Рюрика) были для страны крайне противоречивыми, как и характер Грозного. Главным результатом его почти 40-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в ХVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрокритический и военный аппарат, который лично возглавил «всея Руси самодержец». Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором.
Введение ГЛАВА I. Социально-экономические мероприятия I-й половины XVIв. 1 Упрочнение территориальной целостности России 2 Усиление социально-экономических противоречий и кризис власти 30-40-х годов XVI века Глава 2. Политические и экономические преобразования середины XVIв. 1. Программа реформ Ивана IV 2. Реформы местного самоуправления 3. Испомещение "тысячи» 4. Важнейшие изменения в области земельной политики 5. Опричное устроение и его экономические последствия Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ XVI век явился, по образному выражению видного историка А.А Зимина, "порогом" нового времени русской истории О нем трудно говорить как о чем то едином, слишком разные процессы вобрал в себя он : от достаточно спокойной обстановки времен правления Василия III, до опричных "плясок смерти" Ивана Васильевича Грозного. Процесс укрепления великокняжеской, а затем и царской власти знает и два периода смуты после смерти Василия III в 30 40-е годы, а затем в 80 90-е после смерти Ивана IV Важнейшим моментом этого времени явились реформы 50-х гг.,проведенные Иваном IV при тесном содействии группы особо приближенных к нему людей, вошедших в историю как правительство "Избранной рады".
ОГЛАВЛЕНИЕ ГЛАВА I. Социально-экономические мероприятия I-й половины XVIв. 1 Упрочнение территориальной целостности России.3-6 2 Усиление социально-экономических противоречий и кризис власти 30-40-х годов XVI века.7-9 Глава 2. Политические и экономические преобразования середины XVIв. 1. Программа реформ Ивана IV.10-13 2. Реформы местного самоуправления.14-17 3. Испомещение 4. Важнейшие изменения в области земельной политики.20-24 5. Опричное устроение и его экономические последствия.25-35 Список использованной литературы.38 ВВЕДЕНИЕ. XVI век явился, по образному выражению видного историка А.А Зимина, "порогом" нового времени русской истории. 1 О нем трудно говорить как о чем то едином, слишком разные процессы вобрал в себя он : от достаточно спокойной обстановки времен правления Василия III, до опричных "плясок смерти" Ивана Васильевича Грозного. Процесс укрепления великокняжеской, а за- тем и царской власти знает и два периода смуты - после смерти Ва- силия III в 30 - 40-е годы, а затем в 80 - 90-е - после смерти Ивана IV.
![]() | 978 63 62 |