![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Компьютеры, Программирование | подраздел: | Компьютеры и периферийные устройства |
Информационный сектор США | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
An End to the Growth Paradigm. L., 1998. P. 80.. Соответствующие сдвиги произошли и в структуре занятости: если в конце 60-х годов, по широко распространенному мнению, информационные отрасли поглощали несколько более 50 процентов рабочей силы, то в 80-е годы, по некоторым оценкам, на их долю в США приходилось до 70 процентов общей численности занятых в народном хозяйстве. Бурная экспансия "знаниеемких" отраслей, начавшаяся в середине 70-х годов, заставила многих исследователей заговорить о наступлении "информационной эры", изменяющей структуру общественного производства. Все чаще при изучении экономических процессов в качестве самостоятельного стал выделяться "информационный сектор", оценка динамики которого давала исследователям гораздо более совершенный инструмент анализа, чем простая констатация расширения сферы услуг. Информационный сектор в его современном понимании включает в себя передовые отрасли материального производства, обеспечивающие технологический прогресс, сферу, предлагающую услуги коммуникации и связи, производство информационных технологий и программного обеспечения, а также - во все возрастающей мере - различные области образования
Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Если в аграрном обществе экономическая деятельность была связана с производством продуктов питания, а ограничивающим фактором является земля, в индустриальном обществе главным было производство товаров, а ограничивающим фактором - капитал, то в информационном обществе основной экономической деятельностью является производство и применение информации для эффективного функционирования других форм производства, а ограничивающим фактором становится знание. Если в индустриальном обществе центральными переменными были труд и капитал, то в постиндустриальном обществе таковых выступают информация и знания, которые замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. Начиная с 1993 г., в США разрабатывается концепция сначала национальной, а затем глобальной информационной супермагистрали.
В 1964 году он был назначен ответственным по делам СССР при Информационном агентстве США. В 1969 году стал специальным советником агентства и занимал этот пост вплоть до 1972 года. А. Колпакиди, историк УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Агабеков Георгий Сергеевич (1895—1937). Родился в г. Асхабаде в семье кузнеца. В 1914 году призван в армию, участвовал в военных действиях. В 1916 году откомандирован в школу прапорщиков, по окончании которой в марте 1917 года – командир взвода и переводчик с турецкого при штабе 46-го запасного полка Румынского фронта. С марта 1918 года – в РККА. В 1920 году вступил в РКП(б). Командир батальона войск внутренней службы, дислоцированного в Екатеринбурге. Помощник уполномоченного по борьбе с контрреволюцией в Екатеринбургской ЧК. В 1922—1924 годах – сотрудник ВЧК Туркестанского фронта. С апреля 1924 года – сотрудник ИНО ОГПУ, помощник заведующего бюро печати полпредства в Кабуле. В конце 1926 года – резидент ИНО ОГПУ в Иране. В апреле 1928 – октябре 1929 года – начальник сектора по Среднему и Ближнему Востоку ИНО ОГПУ
Важнейшую роль в быстром распространении новых видов услуг играет обучение потенциальных пользователей, то есть инвестиции в человеческий капитал. Новым услугам присуща тесная взаимосвязь «культуры пользования» и «культуры развития», и в отличие от промышленности потребление в этом секторе не так четко отделено от производства. Это - проблема не просто адаптации потребителей к новым процессам и продуктам, но, скорее, взаимодействия методов «обучения в ходе работы» и «обучения в ходе пользования» со стороны как поставщика, так и потребителя. НОВЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА И СЕТЕВЫЕ УСЛУГИ Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет. Согласно экспертным оценкам, в США вклад информационного сектора (информационные системы и телекоммуникации, средства массовой информации) в ВВП в следующем десятилетии удвоится, что приведет к созданию 3-5 млн. новых рабочих мест главным образом в малых и средних инновационных фирмах.
Машлупом («Производство и распространение знания в Соединенных Штатах», 1962). Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие «И.О.» быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально постулируется понятие «посткапиталистического» – «постиндустриального общества» (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль – информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория «глобальной деревни» Мак-Люена, 1964)
Вложения в строительство и коммунальное хозяйство увеличивались с поправкой на инфляцию на 1,9% за год; капиталовложения в добычу полезных ископаемых и промышленное оборудование росли на 4-5% в год; в транспортное оборудование - на 8%. Инвестиции же в "информационный основной капитал" в тот же промежуток времени ежегодно увеличивались на 39%. Причем основной рост инвестиций в информационном секторе начался в 1994 году (в результате произошло резкое падение предельной производительности - все стали делать одно и то же). Начиная с этого года, абсолютный объем капиталовложений в компьютеры и периферийное оборудование практические удесятерился; впрочем, и с 1987-го по 1994 год он вырос в 2,7 раза. В 90-х годах устойчиво высокие темпы роста американской экономики были совершенно естественны для той стадии экономического развития, которую проходили США в этот период. И так же естественно, что этот "золотой век" должен был закончиться где-то около 2000 года. Инновационный потенциал этой длинной волны временно был исчерпан уже в середине 90-х годов, несмотря на недавний бум hi- ech.
Информационные ресурсы, взаимодействуя с техническими средствами обработки и передачи информации, породили новую отрасль экономики - индустрию информатики и оказывают революционизирующее воздействие на традиционные отрасли производства - промышленность, транспорт, связь, торговлю, финансово-кредитную систему. Вступление в постиндустриальную, информационную цивилизацию прежде всего подтверждается макроэкономическими показателями промышленно развитых стран - увеличилась доля информационного сектора в валовом национальном продукте, повысилась доля работников, занятых обработкой и передачей информации в общей численности занятых. Так, в 1958 г., когда впервые был поставлен вопрос о количественной оценке вклада информационного производства в национальное богатство и выделены тридцать отраслей, производящих знания, объем информационного сектора в экономике США был оценен в 28,6%. Согласно современным оценкам этот показатель составляет уже 50%.10 Отрасль информационных услуг (информационный бизнес) занимает заметное место в структуре экономики промышленно развитых стран.
Общие же затраты на покупку и обслуживание информационных технологий достигли в США 500 млрд. долл., в то время как во всем мире расходы на подобные цели не превысили 1 трлн. долл. К началу 1997 года информационные технологии и оборудование для их использования составляли не менее 12 процентов всех производственных активов американских корпораций. Согласно экспертным оценкам, расходы на информационные технологии повысились с 3 процентов ВВП США в 1990 году до 5 процентов в 1995 году, и, как ожидается, составят 12 процентов к 2005 году. -------------------------------------- 20 -Kelly К. ew Rules for he ew Eco omy. P. 3; Fra k R.H., CookP.J. he Wi er- ake-All Socie y. 1996. P. 46. 21 - Pilzer P.Z. U limi ed Weal h. he heory a d Prac ice of Eco omic Alchemy. .Y, 1990. P. 14.Однако уже сегодня в американской экономике "при помощи информации производится около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности"22.Таким образом, по мере развития информационного сектора становится все более очевидным, что информация и знания являются важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником нововведений, основой экономического и социального прогресса, иными словами - принципиально новым ресурсом, к которому неприменимо традиционное понятие исчерпаемости.
Вступление государства в “информационную цивилизацию” прежде всего, подтверждается макроэкономическими показателями, в частности, - увеличением доли информационного сектора в валовом национальном продукте и повышением доли работников информационной сферы в общей численности занятых. Информационный бизнес занимает заметное место в структуре экономики промышленно развитых стран. Д.С.Робертсон (США) выдвинул формулу “цивилизация - это информация”. Опираясь на количественные меры математической теории информации, он ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации на 5 следующих уровней: 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - примерно 107 бит; 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени, количество циркулирующей информации - примерно 109 бит; 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится примерно 1011 бит информации; 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается примерно в 1017 бит; 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом примерно 1025 бит.
Так, обеспеченность Лондона современной аппаратурой телексной связи равна 256% от среднеанглийского уровня, так как в информационно бедных районах она не превышает 50%. Соответствующие показатели для Франции составляют 188% и 50%, для ФРГ - 146% и 48%, для Италии - 175% и 13%. В 80-е годы во многих странах начала проводиться политика демонополизации и дерегулирования, что в свою очередь способствовало становлению разнообразных рыночных структур и диверсификации информационного производства. Широкую огласку получила проводившаяся приватизация таких гигантов информационного бизнеса, как английская корпорация «Бритиш телеком», японская «Ниппон телеграф Международный центр научной и технической информации. 1990. 0. В.Г. Афанасьев «Социальная информация». М.: Наука, 1994. 0. «Информационный сектор и его место в экономике США».М.: Российская академия наук. 1990. 0. Б.С. Елепов В.М. Чистяков «Управление процессами использования информационных ресурсов». Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989. 0. «Перспективы информатизации общества». М.: Российская академия наук.
О.Г.Левина Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов. Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства — это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру. Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования — компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США — 80%), причем информация, технические и программные средства ее переработки превратились в главный товарный продукт.1 В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя — микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни.
Они рассматривают глобальную сеть как дополнение к своим собственным локальной сетям. При низкой стоимости услуг (часто это только фиксированная ежемесячная плата за используемые линии или телефон) пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети I er e можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра. Кроме того I er e предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру. Это оказывается очень удобным для фирм имеющих свои филиалы по всему миру, транснациональных корпораций и структур управления. Обычно, использование инфраструктуры I er e для международной связи обходится значительно дешевле прямой компьютерной связи через спутниковый канал или через телефон. Электронная почта - самая распространенная услуга сети I er e . В настоящее время свой адрес по электронной почте имеют приблизительно 20 миллионов человек.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг: если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития; если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество стало информационным. В ряде публикаций отмечается, что по данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира (“экологический колониализм”), а также за счет привлечения на работу ученых со всего мира.
Замечу, что разновидностей программ международных обменов существует очень много. Практически все они проводились под эгидой USIA – Информационного агентства США, самостоятельного пропагандистского ведомства. Подобные организации сегодня в России выделяют множество грантов, обязательным условием получения которых является подробное описание проекта, выпускают огромное количество докладов и бюллетеней, устраивают симпозиумы. Посредством такой деятельности проводится «тщательный мониторинг настроений российской элиты и одновременно в ее интеллектуальный оборот вводятся необходимые клише, которые затем попадают в наши СМИ и через них воздействуют уже на всю нацию. По существу, в России создано идеологическое лобби». В современной России существует ряд проблем, связанных с формированием собственного имиджа в мире. Многие из этих проблем связаны с переходным периодом в нашей стране, объективными экономическими трудностями перехода к рыночной экономике. Многие проблемы связаны с отсутствием гибкого правового поля, позволявшего бы проводить еще более взвешенную и адекватную политику в этом направлении.
Далее, обмен и движение информации происходит значительно быстрее, чем любых «материальных» товаров, что позволяет чрезвычайно быстро делать деньги на информационном рынке. В отличие от любых других товаров, информация не теряет своего качества и не обесценивается в процессе потребления, в том числе и многократного. С другой стороны, информация быстро устаревает, обесценивается в результате научно-технического прогресса. Поэтому по отношению к информации совершенно неприменима тактика «скупого рыцаря». Выгоду получает не тот, кто владеет информацией, а тот, кто ею постоянно обменивается. Все эти особенности привели к возникновению самостоятельного информационного сектора экономики, быстрый рост удельного веса которого позволяет уже говорить и о полностью информационных экономиках. Выгоднее стало изобретать новые материальные блага, чем производить их. В системе мирового разделения труда развитые страны все более берут на себя изобретающую функцию, оставляя производство на долю отсталых и бедных стран. Мир постепенно разделяется на страны — конструкторские бюро и страны — цеха . Товаром, однако, становится не всякая научно-техническая информация.
Это означает, что проблема качества питания (а не нижнего порога зарплаты) во Франции актуальна для значительно большего числа потребителей, способных и в принципе готовых доплачивать за биологическую чистоту. Именно эту группу потребителей обслуживают СМИ, взявшие на себя роль общественного контролера. Между тем, при объективном (хотя бы и приблизительно оцененном) распределении доходов, существующем в России, СМИ с большей вероятностью будут обслуживать интересы остальных 20% населения, которые, к тому же, свои интересы и цели сознают и преследуют с намного большей ясностью, чем 80%, озабоченных сохранением своего и так не слишком выгодного экономического положения. Итак, европейский смысл "био", в отличие от российского, это, к тому же, целый информационный сектор, созданный СМИ для среднего класса, появление которого так долго анонсировалось в России и который просто не мог состояться при среднегодовом падении душевой доли ВНП на 6,7%. Во Франции к этому добавляется система постоянных естественнонаучных исследований по заказам фирм-производителей, которые борются на пищевом рынке за состоятельного потребителя.
Компании соблазняют быстрота, дешевая глобальная связь, удобство для проведения совместных работ, доступные программы, уникальная база данных сети Интернет. Они рассматривают глобальную сеть как дополнение к своим собственным локальным сетям. При низкой стоимости услуг (часто это только фиксированная ежемесячная плата за используемые линии или телефон) пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра. Кроме того, Интернет предоставляет уникальные возможности дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру. Это оказывается очень удобным для фирм имеющих свои филиалы по всему миру, транснациональных корпораций и структур управления. Обычно, использование инфраструктуры Интернет для международной связи обходится значительно дешевле прямой компьютерной связи через спутниковый канал или через телефон.
В США, где, как уже говорилось, к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний. Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 чел., в 80% — менее 10 чел. В начале 1989 г. общее число американских фирм по данным налоговой инспекции достигало 19 047 тыс. (без сельского хозяйства), из которых 3 978 тыс. представляли собой корпорации, 1 831 тыс. — партнерства и 13 238 тыс. — фирмы, находящиеся в единоличном владении. Из них всего 7 тыс. фирм классифицировались как крупные с числом занятых свыше 10 тыс. чел. Ныне в США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют (табл. 1.1). Таблица 1.1 Доля малого бизнеса в валовом продукте частного сектора США и численность занятых Отрасль Доля в Численность валовом занятых млн. продукте чел. частного сектора, % Оптовая торговля 86 4.4 Розничная торговля 55 10.1 Сфера услуг 81 12,0 Финансовая 60 3.2 деятельность Строительство 80 4,3 Обрабатывающая 21 8,0 промышленность Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 80-е гг. 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству.
![]() | 978 63 62 |