![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Сословная политика в XVIII веке | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств». Этот пункт говорит сам за себя. Необходимо лишь одно, уточнение: под еловом «художества», как то было принято в его времена, Ломоносов подразумевает не изящные искусства, а художественные промыслы. «6. О лучших пользах купечества». Поначалу Ломоносов собирался ограничиться здесь по преимуществу внешнеторговыми вопросами, и тема эта звучала так: «О купечестве, особливо со внешними народами». К этому пункту сохранилась интересная приписка: «Ориентальная академия». Судя по всему, Ломоносов мечтал о создании, говоря языком нашего времени, научно-исследовательского, внешнеторгового и, возможно, военно-дипломатического учреждения, занимающегося проблемами отношений с Востоком (Турция, Персия, Китай, Индия). Надо отдать должное глубине и государственной важности этого замысла Ломоносова: ведь вся европейская внешняя политика XVIII века (и в первую очередь отношения между тогдашними великими державами Австрией, Францией, Англией и Россией) вращалась вокруг восточного вопроса, подтверждением чему явились две русско-турецких войны, значение которых выходило далеко за рамки только двустороннего столкновения
Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом , когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом, деятельность Екатерины II в отношении сословий (Не забудем, что административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от ряда ближайших её предшественников, и довела до конца те, что они начали. Напротив, в политике внешней Екатерина, как мы видели, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца своё дело, и после неё русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены.
Такое положение продолжалось до эпохи Просвещения. Хотя каждый из метафизиков Нового времени создал свои теории государства и права (Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц), ни одна из них не стала непосредственным руководством для политиков. Только через систему опосредователей. Философа читал кто-то, этот кто-то его популяризировал (иногда сознательно, иногда нет), потом «книжка» попадалась политику, он на время заряжался ее идеями или получал общее мировоззрение, в соответствии с которым действовал. Надо сказать, что этот путь от философа к политику становится все длиннее и требует все больших опосредований. Возьмем политиков XVIII века. И «просвещенные монархи», и «революционеры», то есть действующие политики, находились под непосредственным воздействием книг философов, современных им (Вольтер, Дидро, особенно Руссо). В XIX веке политики уже только знали о том, что рядом с ними живут Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг и очень смутно представляли себе их идеи, хотя эти люди каждую свою книгу посвящали какому-нибудь рейхс-министру в надежде на то, что он «поумнеет» и будет вести более мудрую политику
Напротив , в политике внешней Екатерина , как мы видели , была прямой последовательницей Петра Великого , а не мелких политиков XVIII века . Она сумела , как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то , к чему стремились веками русс- кие государи . И здесь , как в политике внутренней , она довела до конца своё дело , и после неё русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи , потому что старые были исчерпаны и упразднены . Если бы в конце царствования Екатерины появился в России московский дипломат XVI или XVII вв. , то он бы почувствовал себя вполне удовлет- ворённым , так как увидел бы решёнными удовлетворительно все вопросы внешней политики , которые так волновали его современников. Итак , Екатерина - традиционный деятель ,несмотря на отрицательное отношение к русскому прошлому , несмотря , наконец на то , что она внесла новые приёмы в управление , новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций , которым она следовала , определяет и двоякое отношение к ней потомков . Если одни не без основания указывают на то , что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в. , то другие преклоняются перед величием результа- тов её внешней политики .
Таким образом, сгону подлежат, если считать только арендаторов и их семьи, 2847220 человек. Эта система естественный, ускоренный отменой хлебных законов[386] результат голода 1846Pг., а также роста цен на мясо и шерсть, ставшего теперь систематическим. Очистка имений в Ирландии, превращающая эту страну в сельскохозяйственный округ Англии, отделенный от нее широким каналом,P без землевладельцев, которые проживают со своей челядью в Англии. Изменение характера английского господства в Ирландии Государство лишь орудие лендлордов. Сгон с земли используется также как средство политической кары. (Лорд Аберкорн. Англия. Гэлы в горных районах Шотландии[387]). Прежняя английская политика: поселение вместо вытесняемых ирландцев англичан (при Елизавете), круглоголовых[388](при Кромвеле). Со времени Анны для экономической политики XVIII века характерны лишь протекционистские меры, принимаемые Англией против ее собственной ирландской колонии; внутри же этой колонии превращение религиозных убеждений в юридическое основание права собственности
Напротив, в политике внешней Екатерина, как мы видели, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца своё дело, и после неё русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины появился в России московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворённым, так как увидел бы решёнными удовлетворительно все вопросы внешней политики, которые так волновали его современников. Итак, Екатерина - традиционный деятель,несмотря на отрицательное отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец на то, что она внесла новые приёмы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение к ней потомков. Если одни не без основания указывают на то, что внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики.
Петр I считается идеологом абсолютизма. В 1721 году Петр I меняет титул Российского монарха на императора, а страна с этого момента называется Российская империя. Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.
Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Е.II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Е.II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Е.II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма).
Шестой разряд составила основная масса горожан — простые посадские люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие мещан, имевшее ряд прав: • сохранение сословного звания и передачу его по наследству; • неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью; • свободу промышленной деятельности. Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении. Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен, однако не был принят из-за боязни недовольства дворян. Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги. Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба между кандидатами на престол. При поддержке России королем Польши стал Станислав Понятовский, хотя этому активно противодействовали Франция и Австрия. Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах католиков и диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля Станислава мятеж, который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий султан потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой.
Появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях. Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А.П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра. Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.
Непринужденная поза модели, ее приветливый, открытый взгляд полны естественности и простоты. Давид полностью порвал с традиционной для XVIII века формой парадного аристократического портрета, в котором прежде всего подчеркивалась сословная принадлежность изображенного человека. В “Портрете Франсуа Девьена” — французского композитора и талантливого импро-визл тора-флейтиста — Давид сосредоточил свое внимание на внутренней одухотворенности образа, сумев выразить глубокое вдохновение музыканта. Осенью 1792 года, после крушения монархии, народ Парижа избрал Давида депутатом в Национальный Конвент. Крайний якобинец и убежденный республиканец, друг Марата и Робеспьера, организатор массовых революционных празднеств, он становится вождем и вдохновителем нового искусства. Почти все речи Давида в Конвенте были посвящены преобразованиям в области художественной политики и новым взглядам на цели и задачи творчества. В одном из докладов 1793 года (“О Национальном жюри искусств”) он сформулировал свое понимание назначения искусства, его общественно-воспитательной функции: “Памятники искусства достигают своей цели не только тем, что очаровывают зрение, но и тем, что проникают в душу, производят на нее глубокое впечатление, подобное действительности.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы. В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. ИТОГИ РЕФОРМ В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Эволюция крепостничества в XVIII веке. Петровская эпоха 2. Политика Екатерины II в отношении крепостного крестьянства. 3. Крестьянская политика Павла I Заключение Список использованной литературы Введение Вопросам аграрной и сословной политики, а также экономическим проблемам аграрных отношений в период ранней модернизации посвящено значительное количество работ, начиная с XVIII в. Однако социально-экономические аспекты аграрных отношений, вопросов формирования землевладения, особенно в региональном разрезе, исследованы недостаточно. Наиболее подробно изучены политико-правовые основы землевладения, имущественного расслоения крестьянства. В 1903 г. П. Милюков затрагивал крестьянский вопрос в историко-статистическом анализе. Дореволюционными исследователями истории крестьянского строя являлись А.А. Корнилов, А.С. Лаппо-Данилевский, В.И. Семеновский, И.М. Страховский. Работы этих авторов, опубликованные в 1905г., предоставили возможность познакомиться и понять историческую судьбу крестьянства с момента зарождения по 1861г.
Сословная политика абсолютизма нашла свое выражение в манифестах, указах, уставах, жалованных грамотах и других законодательных актах. Внутренние дела России как ничто иное показывает способность Екатерины применять методы «просвещенной» части западного мира к ситуации, сложившейся в стране. Практически по своей прихоти, задумав обобщить законы, накопившиеся в стране, Екатерина пишет «Наказ», своеобразный свод передовой мысли того времени. Перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян направляют политику российского абсолютизма на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя. 4.Крестьяне и крепостное право. Одной из крупных акций политики «просвещенного абсолютизма» был конкурс, объявленный Вольным экономическим обществом (ВЭО) в 1766г. Екатерина II вступила на престол в период обострения классовой борьбы крестьянства против крепостнического гнета. В 50-60-х годах XVIII века волнения охватили крестьян разных категорий - церковных, помещичьих, государственных. Особого накала достигла борьба приписных крестьян и работных людей заводов Урала.
Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма).
1. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке. В XVIII в. развитие России, как и в предшествующее время, осуществлялось на феодально-крепостнической основе. Крепостнические отношения охватывали все сферы общественной жизни, они распространялись на новые территории и категории населения, принимали всё более тяжёлые формы. Вместе с тем, XVIII в. был периодом, когда в недрах феодального строя начали складываться капиталистические отношения, что в процессе социально-экономического развития страны явилось событием исключительной важности. Новый уклад, будучи очень слабым, испытывал сильное влияние господствующего строя и сохранял ряд черт крепостнических отношений. Социально-экономическое развитие России в XVIII в. протекало в сложных и противоречивых условиях. В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Господствующим сословием стало российское дворянство, консолидировавшееся в первой четверти XVIII В. в единый класс-сословие. Сословные права и привилегии дворянства, закреплявшие его господство в экономике и политике, укреплялись и расширялись на протяжении всего столетия. К концу XVIII в. дворяне составляли около 1% населения страны.
Начиная с XVII века, т.е. с создания централизованного Русского государства в России проводилась политика направленная на создание обособленности каждой социальной группы, сословия, по отношению друг к другу. Наиболее ярко это выразилось в XVIII веке. Все русское общество делилось на сословия. Казачество в этом случае не стало исключением, хотя если говорить о культурно-этнических процессах с самого начала и до разгрома в нем проходили одновременно два процесса, определивших казачество как единственный и уникальный феномен в истории. С одной стороны государство всячески насаждало казачеству сословность. Определяло его как служивое сословие, все более и более выпячивая фактор сословности. Это давало государству возможность вмешиваться в жизнь казачьих войск, переселять и упразднять их. С другой стороны столь же сильными были этнические процессы. Обособление культурной сферы, которая формировалась под влиянием соседних народов. Так формировались обычное право, костюмы, культура, самосознание казаков. Поэтому, пройдя через горнило испытаний в начале ХХ века, казачество сохранилось как этнос. В наибольшей степени этнические процессы происходили в Донском, Кубанском и Терском казачьих войсках, каждое из которых отличается своей неповторимой культурой и самобытностью.
Но проводимые им радикальные, суровые, жестокие реформы не решили в полной мере задачу ввести Россию в европейскую цивилизацию, поскольку реформы эти не оказали ожидавшегося влияния на глубинные слои населения. Реформы Петра выполняли не только государственные функции по обслуживанию потребителей власти самодержца, но и способствовало тому, что из петровской государственной культуры XVIII века выросла и великая русская культура XIX столетия. Оценивая реформы и человека, стоящего в центре их проведения, мы сознаём, что они сократили отставание России от передовых стран Запада и превратили её в великую державу Европы. Создание регулярной армии и флота, проведение активной внешней политики способствовали выходу России на прибалтийское морское побережье, а рост мануфактурной промышленности, развитие внутренней и внешней торговли вели к быстрому развитию экономики. «Революционность» петровских реформ придавала уже происходившим процессам принципиально новые качества. Благодаря энергичной деятельности Петра I в экономике, уровне и формах развития производительных сил, в политическом строе России, в структуре и функциях органов власти, в классовой и сословной структуре населения, в быту и культуре народа произошли огромные изменения.
![]() | 978 63 62 |