![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Конспекты по теме "Некоторые методологические проблемы истории психологии" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Суть компромисса состояла в том, что место феноменологии Абсолютного духа заняла картина деятельности человеческого разума. Раньше "духовное начало" исследовала философия - теперь его стали изучать наукоучение, теория познания, история и методология науки, а также психология (границы между всеми этими дисциплинами, кстати, были сначала весьма неопределенными). Такая перемена породила специфический вариант "кантианской" проблемы: как возможно опытное естествознание? [1] Именно этой теме, главным образом, было посвящено учение неокантианства о предмете познания, которое было посвящено конструктивной деятельности научного ума. Особенно интересными были исследования неокантианцев, относящиеся к методологическим проблемам истории (которая в этот период только начинала складываться в особую науку, отличную и от летописания, и от философии истории на гегелевский манер). Неокантианцы, выступая против гегелевского понимания истории, предприняли "критику исторического разума", позитивным продуктом которой стала концепция конструирования научных объектов истории и исторических понятий ("метод индивидуализирующей абстракции"). 1 Кант, напомню, ставил вопрос, как возможно чистое естествознание
Буржуазная историческая наука либо вообще отрицает промышленный переворот, подменяя его плавной эволюцией, либо, отождествляя его со сдвигами в технике, усматривает промышленный переворот в каждом крупном техническом открытии в различные эпохи - как в самой глубокой древности (что дает ей повод приписывать капитализму весьма древнее происхождение), так и в новейшее время (отсюда - распространенная в буржуазной литературе оценка научно-технической революции 20 века как второго промышленного переворота). Список литературы Агапова И.И. История экономики: Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 172 с. Бартенев С.А. История экономических учений. - М.: Инфра-М, 2000. - 455 с. Ковалев А.М. Законы истории и облик современного мира – М.: ПРИОР, 2003 - 401 с. Султыгов Х.Х. Теория технологической эволюции. Некоторые методологические проблемы экономической науки. – М., 2000. - 400 с.
Психотерапия и реабилитация в современной клинической медицине // Руководство по психотерапии / Ред. В. Е. Рожнов. – Ташкент: Медицина, 1979. – С. 76-85. 31. КапраФ. Дао физики. – С-Пб, 1994. – 302 с. 32. Каптен Ю. Л. Основы медитации. Вводный практический курс. – С-Пб, 1991. – 333 с. 33. Калмыкова Е. С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы //Психологический журнал. – 1992, №6. – С. 54-62. 34. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. – 304 с. 35. КерлотХ. Э. Словарь символов. – М.: REFL-book, 1994. – 608 с. 36. Козлов В. Свободное Дыхание: Методические указания. – Ярославль, М.: Центр «Соцветие», 1992. – 62 с. 37. Козлов В. Социальная работа с кризисной личностью. – Ярославль, 1999 г.-303 с. 38. Козлов В. Психология Свободного Дыхания. Феноменология расширенных состояний сознания. – Ярославль, 1992. – 50 с. 39. Козлов В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. – М., 1994. – 136 с. 40. Козлов В. В. Майков В. В. Основы трансперсональной психологии
Личностный принцип :все психические процессы - принадлежность личности (личности , а не сознания) Читать дополнительно: журнал «вопросы психологии» №3/97 г.(о методологических проблемах современной психологии) Вопрос 3. Методы исследования в психологии методы научных исследований - это те приемы м средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Валидность методов - качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. Надежность методов - качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторное или многократном использовании данного метода. явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированные методы самых различных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
В качестве прикладного этажа выступают конкретные социологические исследования. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ Соотношение между социальной философией и социологией представляет собой тот предельный случай, когда социальная философия занимает весь верхний этаж здания данной науки. Соотношение же между социальной философией и другими общественными науками оказывается более сложным, в чем мы убеждаемся уже на примере такой близкой к социологии науке, как история. Здесь, в границах историко-научного здания социальная философия не является уже монопольной владелицей верхнего этажа: она делит его с еще одной научной дисциплиной - методологией истории или, как ее часто именуют, методологией исторического познания, которая имеет своим предметом общетеоретические проблемы, встающие перед исторической наукой. И хотя грань между социально-философскими проблемами и методологическими проблемами самой исторической науки весьма условна, но все же она существует. При этом методологические проблемы истории нельзя рассматривать во всех случаях как конкретизацию соответствующих социально-философских проблем (например, исторические законы как конкретизацию законов общесоциологических), ибо в очень существенной своей части методология истории призвана заниматься и проблемами гносеологическими (проблема факта и его интерпретации, специфика восхождения к абстрактному знанию в исторической науке и т.д.)
Основные теоретические достижения патристики стали достоянием средневековой западной и византийской теологии; при этом нужно учитывать, что в силу ряда причин восточная патристика более плавно эволюционировала к своим византийским формам, чем западная – к схоластике. Значительная часть энергии патристики была затрачена на полемическую разработку теологической догматики и оформление традиции, которую последующая эпоха получила в относительно «готовом» виде. Поэтому схоластика (в первую очередь западная) могла уделять гораздо большее внимание чисто философской стороне предмета: эта «вторичная рефлексия» вкупе с решительной сменой методологических ориентиров позволяла ей постепенно освобождаться от ограничений конфессионального философствования. Вместе с тем некоторые теологические проблемы обрели вторую жизнь в эпоху Реформации: учение о предопределении Августина во многом определило исходные установки протестантизма и рамки конфессиональной полемики 16–17 вв. На Востоке же традиционная догматическая проблематика патристики продолжала разрабатываться в иконоборческой (8–9 вв.) и паламитской (14 в.) полемике. Современными наследниками патристики являются католическая мысль (томизм и августинианство), определяющая себя как «религиозное пользование разумом» (Жильсон), и связанное с восточной традицией православное богословие.
Проблемы теории и практики. М., 1989. Семинар. Тема 3а. Социальная психология общенияЦель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.Вопросы для обсуждения: 1. Место и природа межличностных отношений. 2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений. 3. Общение и деятельность. 4. Сущность, структура и функции общения.Темы докладов: «Методологическое значение социально-психологической теории общения для деятельности социального работника »Литература:1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 1998. - Глава 4. 2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М., 1967.4. Леонтьев А.А. Психология общения, - Тарту, 1973. 5. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. 6. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М.,1976.7. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М.: Мысль, 1971.- Глава 7.8. Платонов К.К. О системе психологии. - М., 1974. 9. Хараги А.У. К определению задач и методов социальной психологии в системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М., 1977. Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы. Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения. 2.Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.
Интересен тот факт, что уже на рубеже Х1Х-ХХ веков прозвучал первый сигнал о том, что объективная психология не в состоянии ответить на многие вопросы, связанные с духовной жизнью людей, с их потребностью в творчестве, самореализации, с умением преодолеть давление среды и т.д. Были предложены и разные способы преодоления тех противоречивых тенденций, которые были заложены в позитивизме и духовной психологии, заложены подходы к формированию психологии как одновременно и философской и естественной науке. Таким образом, история психологии предлагает не только исторические параллели, способные помочь адекватному анализу сложившейся ситуации, но и способы ее разрешения, увидеть за современными проблемами не методологический кризис, но кризис роста, способствующий дальнейшему плодотворному развитию науки, умеющей извлечь нужные уроки и из достижений, и из ошибок прошлого. Список литературы Т.Д. Марцинковская. Методологические проблемы современной психологии в зеркале истории науки.
Собственно-методологические (проблема предмета психологии). 2. Содержательно-методологические: • Проблемы личности; • Проблемы мышления: • Проблемы деятельности; • Проблема средств -Далее следует рассказать о: 1) Проблема соотношения биологического и социального ( вопрос 19, 20); 2) Проблема соотношения обучения и развития (вопрос 20); 3) Проблема развития знаковых функций сознания; 4) Проблема ведущей деятельности (вопрос 20); 5) Проблема предмета психологии (вопрос 1,48) 6) Проблема личности (вопрос 58, 59); 7) Проблема мышления (вопрос 7). 3. Факторы, определяющие строение психологической науки. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. : Возрастная психология изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. Фактор — взаимосвязь некоторых компонентов, оказывающих определяющее влияние на события, явления или область знаний. Являются определяющим при исследовании науки. 3 факта: 1) уровень развития культуры; 2) философское мировоззрение; 30 факты психической жизни.
Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество. 4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей: 1) связь науки с общей социально-культурной новой эпохи; 2} тесное взаимодействие науки с общими условиями и законами научного познания; 3) связь с теми объективными требованиями, которые предъявляются к научному познанию самой природой изучаемых явлений на данной стадии их исследования; 4) общая ситуация, исторические условия и временные особенности периода, в котором развивается наука; 5) особая ситуация в науке в целом в изучаемый период, изучение открытий в других науках, заимствование методологии.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ. ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Принцип историзма - рассмотрение опр-ного отрезка развития мэуки в контексте социокультурных условий, зависимость его от общей ситуации в науке в целом и в изучаемой науке в частности через сопоставление с предыдущими накопленными в изучаемой области знаниями.
Исходя из этого, можно достаточно строго очертить круг философских проблем кибернетики, выделить их из ряда конкретных естественнонаучных и технических вопросов. Это прежде всего выяснение места кибернетики в системе наук о природе и обществе и роли современной техники в ее развитии, а также выяснение той роли, которую призвана сыграть кибернетика в развитии современной науки и техники. К философским проблемам также относятся некоторые методологические проблемы, в частности связанные с применением в кибернетике методов математики и логики с одной стороны и эксперементальных с другой; анализ сущности ее фундаментальных понятий ("управляющая система", "информация", "сложность", "управление", "обратная связь", "модель" и др.); философские выводы развития кибернетики, в частности касающиеся причинности и целесообразности, случайности и необходимости и других достаточно общих категорий. В данной работе сделана попытка раскрыть основные философские проблемы кибернетики связанные с военным делом. Кибернетика - это наука об общих законах получения, отбора, хранения, передачи и преобразования информации в сложных технических, биологических, административных и социальных системах.
План Введение 1. Предмет и метод политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений Заключение Список литературы Введение Всемирная история политических и правовых учений — одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
И хотя грань между социально-философскими проблемами и методологическими проблемами самой исторической науки весьма условна, но все же она существует. При этом методологические проблемы истории нельзя рассматривать во всех случаях как конкретизацию соответствующих социально-философских проблем (например, исторические законы как конкретизацию законов общесоциологических), ибо в очень существенной своей части методология истории призвана заниматься и проблемами гносеологическими (проблема факта и его интерпретации, специфика восхождения к абстрактному знанию в исторической науке и т.д.)”. Говоря о верхнем слое исторического знания, необходимо учитывать два обстоятельства. В этот слой входит не социальная философия в целом, а лишь те ее концепции, идеи и понятия, которые в настоящее время востребуются исторической наукой в связи с ее собственным уровнем развития и решаемыми задачами. Остальное содержание социальной философии как бы составляет резерв этого слоя теории. Так, например, пока целые поколения видных отечественных исследователей Западной Европы (от И.В. Лучицкого, Н.И. Кареева, П.Г.Виноградова, М.М. Ковалевского, А.Н. Савина до Д.М. Петрушевского, Е.А. Косминского, А.И. Неусыхина, Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина) занимались преимущественно проблемами аграрной истории, во многом невостребованными оказывались понятия и выводы социальной философии, касающиеся психологического уровня общественного сознания. “Сегодня же, когда ученики этих исследователей, углубляя исторический анализ, обратились к изучению систем ценностей и социально-культурных представлений людей той эпохи верхний слой здания исторической науки заметно обогатился.
Карнер), послевоенной преступности (Д. Бурдс), юстиции (П. Соломон), государственно-церковные отношения (Д.В. Поспеловский); методологические проблемы истории повседневности (Людтке А.), мотивации труда в российской промышленности (Я. Лукассен). Таким образом, несмотря на определенные достижения отечественной и зарубежной историографии в изучении послевоенных социальных процессов в 1945-53 гг. в СССР и, в частности, в Краснодарском крае, историки нашего региона делают только первые шаги в этом направлении. Требуют уточнения не только статистика и динамика послевоенных миграций (в том числе в результате организованных государством сельскохозяйственных переселений и оргнаборов), но нуждается в изучении процесс социальной адаптации их участников. В русле «новой» социальной истории рабочих в регионе остаются не исследованными проблемы демилитаризации трудовых отношений, изменения социальной структуры, влияния крестьянства на формирование страты, территориальные и национальные различия, образ, уровень и качество жизни, способы мотивации труда, жизненные стратегии и др.
Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977. «Фрустрация, конфликт, защита» – Вопросы психологии №6 1991г. Шакуров Р.Х. «Директор школы и микроклимат учительского коллектива» Москва 1979г. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982. Шакуров Р.Х. «Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» Москва 1990г.
Заключение Развитие правовой теории невозможно без разработки методологии. Это относится к любой отрасли права, в том числе к уголовному процессу и оперативно-розыскному законодательству. Некоторые методологические проблемы получили достаточно полное научное освещение. Так, теория доказательств как часть науки об уголовном процессе раскрывает природу доказательств, предмет и пределы доказывания, процесс и обязанность доказывания, исследует теоретические основания и практическое значение классификации доказательств; отдельные виды доказательств; особенности доказывания в различных стадиях процесса. Дознавателем, следователем, прокурором и судом каждое из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, может быть установлено (доказано) лишь при помощи доказательств. Уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 74 УПК РФ) определяет доказательства как любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В то время как истеро-эпилептоидные и истеро-циклоидные психотипы хорошо владеют навыками публичного выступления, при отсутствии конкретных профессиональных успехов. Литература Абульханова- Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии //Вопросы психологии. №6. 1979. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. – Рязань, 1994. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. – Ставрополь, 1999. Боев И.В., Кривоконь В.И., Гнучев В.Ф. Психолого-акмеологические характеристики устойчивости специалистов, профессионалов и руководителей региональных, муниципальных и метных уровней к стрессовым факторам и экстремльным условиям. – Уч.-метод. пособие. – Ставрополь. – 1999. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1996.
1973. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980. Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. 1982. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Т.3 – М., 1989. Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М., 1975. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000. Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.
![]() | 978 63 62 |