![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Татарское национальное искусство: к проблеме этнокультурного единства | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В первую очередь речь идет о потенциальной проблеме сохранения единства Европейской России, поворачивающейся в сторону Европейского Союза, с Дальним Востоком и частью Сибири, все глубже втягиваемых в экономическую жизнь Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Появление на Западе нового мощного притягательного экономического центра - ЕС - одновременно с открытием нашего малонаселенного и относительно слаборазвитого Дальнего Востока в сторону быстро развивающегося и демографически разрастающегося АТР - в ближайшей перспективе означает не столько немедленное строительство гигантского континентального "моста" и тем более не какую-то интеграцию ЕС-АТР через Россию и включая ее, сколько испытание страны "на разрыв" - по крайней мере, в экономическом отношении. Сегодня, когда обсуждают перспективы российской государственности, нередко говорят об опасности тотального распада России в связи с ростом этнокультурного или обычного регионального сепаратизма. Представляется, что эта опасность явно преувеличивается, особенно после войны в Чечне
В 1896 году был учрежден Музей изобразительных искусств. Атмосфера юбилейных торжеств благоприятствовала материальному положению нового музея. Венгерский материал Музея был также пополнен, причем были куплены произведения художников, игравших прогрессивную роль в развитии венгерской живописи. Одно за другим среди музейных ценностей заняли места «Майский пикник» Пала Синей Мерше и ранние произведения живописцев надьбаньской школы. В то время общественное мнение с новой силой захватила идея поддержки своего национального искусства. Проблемы обновления и популяризации венгерского искусства рассматривались левыми газетами и журналами как революционные. Писатели и критики, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Нюгат», трудились над обновлением художественной жизни Венгрии. Первый марксист среди венгерских историков искусства Йожеф Динер-Денеш придавал огромное значение делу основания самостоятельной венгерской картинной галереи. Он последовательно стремился довести до сведения кругов любителей искусства тот факт, что праздничное открытие Музея изобразительных искусств в его роскошной резиденции в Городском парке еще не разрешило проблем музейного хранения венгерского изобразительного искусства и его популяризации, не разрешило проблемы повышения общественного интереса к нему.
В его глазах это стремление оправдывается, в частности, и тем, что национальная драматургия фактически уже завоевала господство на народной сцене: Но мы в Испании так удалились От строгого искусства, что сейчас Ученые должны молчать у нас {*}. {* Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. I. Сост. и ред. С. Мокульского. М., 1953, стр. 323-327. (Перевод О. Румера.)} Исходя из победы национальной системы, "Новое искусство" выдвигает ряд решительных утверждений, по существу своему опровергающих учено-классицистскую поэтику драматургии и основанных на творческой практике национальной драмы. К этим утверждениям принадлежит, в частности, требование "смешения трагичного с забавным" или "смеси возвышенного и смешного", мотивируемое законами самой природы, которая, как пишет Лопе, ...тем для нас прекрасна, Что крайности являет ежечасно. Отрицая, таким образом, единство жанрового стиля драмы, Лопе, в согласии с практикой национальной системы, отрицает и единство времени и единство языкового облика драматического, произведения
Таким образом, возникает проблема: как отражаются в содержании «образа Я» современных молодых людей, включенных в систему глобальной мировой культуры и экономики, особенности их этнической и гендерной принадлежности? Определение особенностей содержания «образа Я» в зависимости от этнокультурной и гендерной принадлежности, осуществлялось в рамках реализации международного проекта «Исследование русского характера и личности», организованного Университетом г. Тарту (Эстония) и направленного на комплексное обследование личности. В нашем исследовании приняло участие 287 испытуемых, обучающихся в разных вузах г. Казани, 12% –мужчин и 32% – женщин русской национальности, 24% –мужчин 32% – женщины татарской национальности. В качестве основной методики использовался тест «Опросник национального характера», входящий в структуру анкеты. Опросник сконструирован по типу личностного дифференциала и включает в себя 34 качества личности, данные как полярные характеристики, по ним и осуществлялась самооценка испытуемых. Обработка данных осуществлялась методом факторного анализа с использованием нормализованного варимакс-вращения. Производилось выделение двух значимых факторов содержания самооценки для каждой подгруппы испытуемых.
Хапкидо, получившее в современной Корее статус национального искусства, было создано в 20-е--40-е годы ХХ века в Японии корейцем Чхве (Чой) Ён Солем, объединившим технику ног ( субак с искусством школы дайто-рю айки-дзюцу и традициями использования внутренней энергии корейского юсуль, носившего тогда название кидо ("путь энергии"). Философия хапкидо схожа с принципами создававшегося приблизительно в тот же период времени айкидо. Понятие духа хапкидо включает в себя преданность родине, почитание родителей и старших, сохранение веры и долга, но принципы непричинения вреда нападающему здесь отсутствуют, поэтому хапкидо представляет собой своеобразный сплав мягкости и твердости. В названиях айкидо и хапкидо есть общее начало: "ки" обозначает внутреннюю духовную энергию человека, а "до" -- путь к вершинам мастерства, к постижению истины. В то же время "хап" (объединение) можно понимать как единство духа и тела или как сочетание самих приемов из различных систем восточных единоборств. В Южной Корее создана Международная федерация хапкидо, возглавляемая Мен Джэ Намом, но за пределами Корейского полуострова это боевое искусство развивается главным образом в США и России
Но развитие татарского народа имело целый ряд своеобразных черт. Самый активный и влиятельный слой – буржуа - вырос на посреднической торговле между рынками России и Средней Азии, Казахстана. Миллионные состояния татарских торговцев в Москве, Казани, Уфе, Оренбурге, Орске и других городах быстро формировались на продажи втридорога товаров Европы и Азии и товаров Азии в Европе. Рынки, труднодоступные для купцов-христиан, давали фантастические прибыли татарскому торговцу-мусульманину, который чувствовал себя вполне свободно и в Европе. Попытки царского самодержавия законами и полицейскими мерами помешать усилению татарской буржуазии, успешно конкурирующей с русской, большого успеха не имели. Возникшее в ходе русской революции 1905-1907 гг. татарское национальное движение, руководимое состоятельной прослойкой, в целом больше ставило проблем о судьбе религии, культуры, языка, всячески подчеркивая единство мусульман. После Февральской революции 1917 г. мусульманское движение раскололось на федералистов и унитаристов. Унитаристское движение, подержанное наиболее проницательными идеологами татарской буржуазии, ратовало за демократическую Россию, где не было бы гонений ни на языки, ни на религии.
Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья: истоки и развитие Гузель Валеева-Сулейманова Принятие ислама предками татар – волжскими булгарами включило татарскую культуру в обширный мир мусульманской цивилизации, под влиянием которой происходило формирование и развитие ее духовно-эстетических ценностей. В национальном искусстве, наряду с этническими традициями, получили развитие традиции мусульманского искусства, оказавшего влияние на художественно-идейное содержание и стилевую направленность произведений. В годы советского тоталитарного режима понятие мусульманского искусства, как вносящего религиозную окраску и якобы нивелирующего этнические традиции в национальной культуре, было запретным. Лишь в короткий период 1920-х гг. термин "исламское" или "мусульманское" искусство применялся по отношению к культуре мусульманских, главным образом тюркоязычных, народов СССР. С конца 1980-х гг. он был реабилитирован и активно используется в исследованиях по искусству и культуре мусульманских народов России и других регионов бывшего СССР.
Но все дело в том, что таким государственным ресурсом искусство становится только в условиях функционирующего рынка. Только тогда, когда его культурная и эстетическая значимость соединяется с возможностью формирования соответствующей ликвидной финансовой оценки. А такое соединение способен обеспечить только собственный, национальный механизм рыночного ценообразования, который по своим принципам работы включает региональный рынок в мировую систему. Именно и только при этих условиях национальное искусство страны становится одной из приоритетных форм вложения, сохранения и роста национальных финансов, одной из самых привлекательных форм инвестиций. Теперь обратимся к таким насущным и до сих пор очень плохо решаемым проблемам государственных ведомств культуры, как, например, приобретение на рынке и передача российским музеям произведений искусства, пополнение музейных фондов произведениями, являющимися национальным достоянием, улаживание споров о перемещенных ценностях, выделение средств в благотворительные фонды России, в сферу социально-культурного развития и т.д. Ведь нетрудно понять, что и здесь государство получает возможность за счет прибыли от аукционной деятельности оказать искусству очень существенную поддержку.
Форма и содержание: исторический очерк М. Дынник Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и идеализма, борьбы реалистического и идеалистического направлений в искусстве. Проблема Ф. и С. органически связана с основным вопросом эстетики — вопросом об отношении художественного творчества или, шире говоря, художественного сознания к объективной реальности. В своей эстетике, сыгравшей роль теории античного реализма, Аристотель (384—322 до н. э.) не выделяет вопроса о Ф. и С. в особую проблему, хотя подходит к нему вплотную. Искусство, согласно Аристотелю, глубоко содержательно; подобно философии, оно способствует познанию вещей. Оно воспроизводит объективную реальность (теория подражания). Собственно, Аристотель вопросы художественной Ф. и С. рассматривает, отнюдь не противополагая их друг другу, но подразумевая их неразрывную связь и единство. Выдвинутая им классификация искусств покоится на совместном рассмотрении Ф. и С. Различие между видами искусства Аристотель усматривает в том, что они воспроизводят различные предметы и стороны действительности различными средствами (краски, ритм и пр.) и способами (действие, рассказ и т. д.). Громадную историческую роль сыграло рассмотрение Аристотелем вопросов Ф. и С. в учении о трагедии, которую он определяет как «воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, (воспроизведение) при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, — (воспроизведение) при помощи действия, а не рассказа, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств». Ф. и С. здесь рассматриваются в их взаимосвязи, насколько это было доступно для наивной диалектики древних греков.
Проблемы национализма и сеператизма усугубляются: 1. экономическими причинами (экономический кризис, безработица, обнищание); 2. социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей); 3. территориальными и другими. Неудачи экономических реформ усиливают неприятие проводимой Центром политики. Это стимулирует в конечном счете национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского государства. Когда национально- этнические проблемы не находят разрешения, то возникают сепаратистские тенденции и даже конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и нац. групп. Не редко такие конфликты приводят к вооруженному столкновению представителей национального меньшинства и титульного народа, или национального меньшинства и власти. Власти втягиваются в вооруженные конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности страны, как это наблюдалось в Чечне (конфликт между чеченскими сепаратистами и центральной властью).
Анализ состояния основных тенденций и особенностей этноязыковых процессов в СМИ подскажет органам власти и управления в Центре и на местах другие необходимые меры. Но в любом случае следует помнить, что этноязыковые ситуации, традиции сохранения, развития и адаптации родных языков являются важным фактором национального самосознания и этнополитического самочувствия населения конкретных регионов. Реализация задач этнокультурного развития и сотворчества народов включает в себя принятие законов, регламентирующих деятельность национально- культурных ассоциаций. Требуются также соответствующие законодательные акты, касающиеся функционирования средств массовой информации, библиотек, музеев, развития национального искусства, определяющие порядок редакционно-издательской деятельности на языках народов России. Актуальным остается вопрос правовой защиты культуры, языка, среды обитания, традиций и форм хозяйствования конкретных народов. Остро ощущается потребность в пакете законодательных актов по охране культурно- исторического и природного наследия народов страны.
Здесь есть все условия для прибыльного ведения сельского хозяйства. Кроме того, крымские курорты – наиболее популярны у населения стран бывшего СССР. Между тем, в настоящее время в указанном регионе сложилась непростая этническая, и – как следствие – политическая ситуация. Здесь – со всей остротой стоят вопросы, связанные с юридическим статусом Черноморского флота; здесь – нарастает крымско-татарское национальное движение; здесь – остаются нерешенными проблемы, связанные с пребыванием на этой земле многочисленного, экономически активного и политически грамотного русскокультурного населения; здесь – переплетаются геополитические интересы многих мировых держав. По нашим прогнозам, в ближайшей исторической перспективе этот регион будет “островком” политической и – как следствие – экономической нестабильности на Украине. 5. Западная Украина. Это, – в значительной мере, аграрный регион, в настоящее время ведущий, главным образом, натуральное хозяйство. Край, по большей части, населен этническими украинцами, как правило, занимающими активную анти - русскую политическую позицию. Как показали недавние события во Львове, в регионе постепенно нарастают локальные политические процессы, основным источником которых является национальная нетерпимость, зиждущаяся на комплексе национальной неполноценности.
СПРАВЕДЛИВО ЛИ ЭТО "ЗАПОЗДАЛОЕ НЕПРОЩЕНИЕ"? Выводы ребята без труда делают сами: пусть услышат эти слова те, кто все эти годы жил спокойно, скрываясь за общим безмолвием. Пусть знают они, что миллионы людей узнали, как бесчестно прошла их жизнь. События, подобные тем, что прошли в Алма-Ате и НКАО требуют особого внимания к национальной проблеме, отраженной в "Тучке". Необходимы продуманность, тщательность в проведении беседы - речь идет о судьбе народа. Долгое время мы не осознавали себя людьми одной судьбы, одного несчастья, потому что факты военного Кавказа замалчивались. Сам автор утверждает: "Я знаю, что когда десятком лет раньше татары как-то просачивались в Крым, их обвиняли в нарушении права на жительство, хотя в Советском Союзе любой гражданин может приобрести дом в любом месте. Но для людей татарской национальности в Крыму тогда установили особый паспортный режим. О подобных фактах у нас не сообщали. Необходимо теперь бережно, тщательно, терпеливо разбираться с такими вопросами. И тут не обойтись без общественности. Кулуарно решать нельзя ничего". Сейчас есть достаточно литературы, помогающей понять то сложное время, породившее национальную рознь.
Философ полагает, что “мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства” . Проблема мифологии связывается у Шеллинга с установкой на выведение искусства из абсолюта. Если красота есть “облечение” абсолютного в конкретно-чувственное, но в то же время непосредственный контакт между абсолютом и вещами невозможен, требуется некоторая промежуточная инстанция. В качестве последней выступают идеи, распадаясь на которые абсолютное становится доступным чувственному созерцанию. Идеи, таким образом, связывают чистое единство абсолюта с конечным многообразием единичных вещей. Они-то и суть материал и как бы всеобщая материя всех искусств. Но идеи как объект чувственного созерцания, по Шеллингу, то же, что боги мифологии. В связи с этим Шеллинг и отводит большое место конструированию мифологии как всеобщей и основной “материи” искусства. Шеллинг изложил концепцию мифологии в систематической форме в “Философии мифологии и откровения”, а также в трудах “Мировые эпохи” и “Самофракийские мистерии”.
Мотивы патриотизма и национального достоинства, как обоснование лозунга народности литературы, звучат в статье Кюхельбекера: «Да будет святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной!». Борьба за народность литературы приобретает все более ясный общественно-политический смысл по мере обострения классовых противоречий после завершения военных действий и созревания политической мысли будущих декабристов. Народ, проявивший высокое национальное самосознание и героический патриотизм в освободительной войне, должен иметь и свое национальное искусство. Если поэты психологического романтизма поставили в центре своих художественных интересов отдельную человеческую личность, то представители гражданского романтизма устремили свое внимание к коллективной «личности» нации. Они выдвинули задачу – понять и отразить в искусстве индивидуальность народа. Право нации на свое собственное искусство связывается с правом народа на освобождение. Идея связи литературной и политической свобод проводится в статье Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». Автор отвергает формы классической драматургии, в частности три единства, как связанные с общественным строем древности: «Формы древней драмы, точно как формы древних республик, нам не впору».
При таком подходе ради красивых научных моделей, игнорируется реальное богатство и разнообразие явления в целом, без внимания остается целая популяция двуязычных детей, которые нуждаются в научно-обоснованной помощи специалистов. Итак, мы видим, что с одной стороны нейропсихологам необходимо нащупать новый продуктивный, практически приложимый путь исследования двуязычия, с другой стороны, мы не можем дать однозначный ответ о положительном или отрицательном влиянии двуязычия на когнитивное развитие детей. Мы предлагаем новый подход к проблеме, где независимой переменной становится не знание двух и более языков, а нейропсихологические предпосылки развития познавательных процессов, в том числе и двуязычия. Испытуемые: в экспериментальную группу вошли 11 русско-татарских билингвов, учеников первых классов 4 татарских национальных сельских школ Нижегородской области. В контрольную выборку вошли 9 русскоязычных учеников первых классов из трех сельских школ Нижегородской области. Методика: Все испытуемые прошли нейропсихологическое обследование с помощью адаптированного для детей 6-9 лет варианта Луриевской батареи тестов, кроме того, была проведена дополнительная оценка развития речи на русском и татарском языке.
Из них 36 организаций официально зарегистрированы и 38 местных национальных центров осуществляют свою деятельность без регистрации. В 2005 г. официальную регистрацию получило только одно местное общество — татарская национально-культурная автономия Абдулинского района (руководитель — 3. А. Зарипова). Целенаправленное проведение этнокультурной политики способствует удовлетворению запросов различных этнических групп. В 2006г. в области работали 5630 русских и 354 нерусских творческих коллектива, в том числе: 173 татарских, 38 казахских, 25 украинских, 26 мордовских, 8 чувашских, 77 башкирских, 7 немецких. Общий охват участников составляет 64,3 тыс. человек. По сравнению с прошлым годом цифры претерпели незначительные изменения (в 2005 г. насчитывалось 338 национальных творческих коллективов). Например, наблюдается увеличение башкирских коллективов в Кувандыкском районе (на 13 коллективов) и уменьшение в Красногвардейском (на 6 башкирских коллективов) и Северном (на 4 мордовских коллектива) районах. В целом можно сделать вывод, что эти два процесса уравновешивают друг друга. Данные цифры характеризуют только коллективы, которые работают в рамках клубной системы департамента культуры области.
Традицией стало проведение в конце года районного фестиваля национальных культур «Единение», который разработан на основе положения о проведении ежегодного областного фестиваля культур «Единение». Девиз фестиваля: «В единстве – наша сила, в дружбе – наш успех». Фестиваль проводится с целью укрепления международных связей, поддержки, сохранения народного творчества, приобщения к национальному искусству, распространению родных языков, формированию национального достоинства. Проведение фестиваля содействует передаче культурных ценностей из поколения в поколение, развитию уважительных межнациональных отношений, повышению общего уровня культуры народов, проживающих на территории Исилькульского района. В программе фестиваля принимают участие коллективы художественной самодеятельности города и района. Организовываются выставки народных умельцев. Лучшие исполнители народных песен и танцев принимают участие в областном фестивале национальных культур «Единение», который проходит в городе Омске. Все районные фестивали, праздники малых деревень, конкурсы, благотворительные творческие акции, обменные концерты между районами, гастроли лучших самодеятельных коллективов по районам области, регионам России и другие многообразные формы проявления самобытности и талантов творческих коллективов проходят в рамках ежегодного областного фестиваля русской культуры «Душа России», который учрежден в 1992 году постановлением Губернатора Омской области.
![]() | 978 63 62 |