![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья: истоки и развитие | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Казан, 1966; Гиниятуллина А., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Казань, 1970; Дульский П. М., Искусство казанских татар, М., 1925; Воробьевы И., Валеев Ф. Х., Народное прикладное искусство татар Поволжья, М., 1964; Художники Татарии. [Альбом. Сост. и авт. вступ. статьи Л. Я. Ельковач], Л., 1965; Музыкальная культура Советской Татарии. Сб. ст., М., 1959: Абдуллин А, Х., Татарские народные песни, М., 1963; Нигмедзянов М. Н., Народная музыка, в кн.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья, М., 1967; Гиршман Я. М., Пентатоника и ее развитие в татарской музыке, М., 1960; История советского драматического театра, т. 1—6, М., 1966—71: Татарский советский драматический театр, Казань, 1975. Татарская АССР. Кокушкино. Дом-музей В. И. Ленина. Татарская АССР. Женский головной убор (калфак) казанских татар. Середина 19 в. Музей Татарской АССР. Казань. Конец полотенца, вышитый тамбуром. 2-я половина 19 в. Татарская АССР. Звероводческий совхоз «Бирюли». Университет. Главное здание. 1825. Архитектор П. Г. Пятницкий. Татарская АССР. Казань
Неславянские народы России занимают преимущественно ее периферийные территории: Среднее Поволжье, часть северных областей, Прикамье и юго-западную часть страны. Большинство этих народов является соседями восточных славян и благодаря многовековому культурному общению сблизилось с ними по своему хозяйственному и культурно-бытовому укладу. Татары – крупнейший после русских народ в России. Этноним "татары" впервые появился в VI – IX вв. среди монгольских племен, обитавших к юго-востоку от Байкала. В XIII – XIV вв. после татаро-монгольских нашествий это название было распространено на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XV – XVI вв., в период существования татарских феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского и др.), происходило формирование отдельных групп татар – Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары), Сибири и др. В XVI – XIX вв. татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраинах России (азербайджанцы, некоторые народы Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири).
Члены Антанты увлеченно грабили побежденных и строили новый мировой порядок с самими собой, любимыми, во главе — где уж тут вспоминать о болгарах, которые, вот чудо, обитают не на Балканах, а на Волге… Между прочим, еще в марте 1920 года на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание болгар, не желавших «приписываться» в татары — а заодно и против большевиков, успевших надоесть хуже горькой редьки. Большевики, не мудрствуя, объявили мятеж обычной контрреволюционной вылазкой и самым кровавым манером подавили силами регулярных войск. В чем с превеликой охотой участвовали иные «красные татарские деятели», которых потом Сталин (правда, за совершенно другие «заслуги») прислонил к стенке, отчего они до сих пор считаются «безвинными жертвами культа личности». Потом появилась и Башкирская республика — как своеобразная плата башкирам за поддержку красных против Колчака. Болгарам снова не нашлось места в этом «параде суверенитетов». Но болгары оставались болгарами. В 1922 году автор книги «Мусульманская культура в Среднем Поволжье» М. Худяков писал: «Масса современных казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя болгарами»
Насколько тесно переплелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашего исследования является первая половина XVIII в., в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской и русской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются в золотоордынское время и в период Казанского ханства1. K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия в середине XVI в. здесь уже существовала развитая архитектура, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитывающих к тому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границах мусульманского мира, своеобразная булгаро-казанская архитектура представляла собой самую северную ветвь средневекового восточного зодчества. Традиции татарской архитектуры воздействовали на сложение своеобразной архитектуры Казани, проявившись в ряде градостроительных, композиционных и декоративных особенностей ее русской части. В свою очередь, русское зодчество воздействовало на архитектуру феодальной верхушки татарского общества, находившейся в тесной связи с русской администрацией. Середина XVIII в. стала переломным моментом, началом качественно нового этапа развития татарской архитектуры.
Рукописный отдел Библиотеки МИД. Ф. 181. Ед. хр. 56, 57. 6 ЦГАДА. Разряд, Белгородский стол. Стб. 1407. Л. 7. 7 Там же. Стб. 1429. Л. 272-298. 8 Там же. Л. 486-493. 9 Там же. Стб. 1429. Л. 579-581. 10 Там же. 1465. Л. 35. 11 Лукччев М. П… Чистякова Е. В. Указ. соч. С. 296-297. 1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 153. 2 Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 2. С. 645. 3 Чистякова Е. В., Богданов А. П. Да будет потомкам явлено: Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. М., 1988. 4 Османская империя и народы Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1984. 5 Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI-XVII вв. //Учен. зап. МГУ. М., 1946. Вып. 94. С. 4. 6 Казанская история. М.; Л., 1954. 7 Полное собрание русских летописей (далее: ПСРЛ). Т. VIII. С. 128-144. 8 Православный палестинский сборник. СПб., 1890. Т. X, вып. 3(30). 9 История Казани. Казань, 1988. Кн. I. С. 14, 26, 340. 10 Худяков М. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань, 1922. С. 16. 11 См.: Сафаргалиев И. Г. Распад Золотой орды. Саранск, 1960. 12 В действительности московский протекторат распространялся на Казань в 1487-1521 гг. и в 1532-1536 гг. См.: История Казани. С. 340. 13 Гладкий А. И
Территория под названием «Казанское ханство», после включения в состав России имела большое значение в её социально-экономическом и общественно-политическом развитии. Необходимо отметить, что Среднее Поволжье представляло собой край с много этническим составом населения: здесь жили татары, чуваши, марийцы, удмурты и русские. Это определило необходимость рассматривать структуру органов местного управления с учётом данных условий, что также является важной задачей. Значение политического развития Среднего Поволжья в XVI-XVIIв. заключается в том, что именно в этом крае сформировалась система воеводского управления. Социально-политическое положение Казани после завоевания 2 октября 1552г.под ударами войска Ивана Грозного ханская Казань пала. Ясно, что главной заботой царя в первые дни после завоевания, была разработка программы правительства и структуры органов управления в крае, создание условий укрепления царской власти в Казани и распространение её на всю территорию бывшего ханства. Через несколько недель после ухода из Казани основной части войска весь край был охвачен восстанием, направленным на восстановление самостоятельности ханства.
В начале 20-го века в Туркестане не было ни одной типографии. "Мусульманские" книги печатались только в 13 типографиях царской империи, восемь из которых были расположены на Средней Волге, а остальные в других местах. Книги, написанные на татарском языке арабским алфавитом, могли читать и понимать другие тюркские народы. Первые книги на местных языках (диалектах) также печатались в Казани и других центрах татарского издательства, таких, как Оренбург. Например, первая книга на киргизском языке была опубликована в 1913 году в татарском издательстве "Каримов, Хусаинов и Ко". Кроме печатных книг, было много рукописных книг, большинство из которых приходили тоже из Среднего Поволжья. В отличие от местных учеников немусульманских школ, татарских учеников в медресе учили каллиграфии и черчению - навыкам, которые необходимы для производства рукописей. Татарские учителя также сыграли большую роль в распространении знаний среди киргизов. Татары непропорционально много были представлены среди учителей в Киргизстане. Эта ситуация долго продолжалась даже после того, как Средняя Азия была присоединена к Советскому Союзу. Например, в первые годы Советской власти, почти все учителя в школах для девочек были татарами.
В данном высказывании выражена идея восприятия нового на основе традиционных ценностей мусульманской культуры и намечен путь самостоятельного развития татарской национальной культуры. В нём заключены также предпосылки философско-эстетических концепций о содержании и форме в национальном искусстве, что нашло дальнейшее развитие в искусстве 20 в. К новым видам европейского профессионального искусства, освоенным татарами в конце 19 -начале 20 вв., надо отнести искусство графики, получившее развитие с появлением книгоиздательского дела, станковую живопись и скульптуру, новые формы музыкального и исполнительского искусства (первые концертные номера, оркестровые обработки народных песен и др.), театральные постановки и декорации к спектаклям, жанры литературы новейшего времени. Все они стали частью татарской общенациональной культуры, сыграли этноинтегрирующую роль в развитии татарской нации. Габдулла Тукай в своей статье, опубликованной в газете "Фикер" в 1906 г., выразил эту роль национального искусства таким эмоциональным призывом: "Окропить нацию душистым нектаром цветов литературы, овеять её мягким ветерком газетных вееров, вдохновить её музыкой, услаждающей душу, и отразить её собственное лицо в ярких картинах, чтобы раскрылись глаза, чтобы нация, оглянувшись вокруг, могла собраться с мыслями".
План контрольной работы:I. Возникновение и основные этапы политической истории Волжско-Камской Булгарии. 1. Возникновение Волжско-Камской Булгарии. 2. Образование и развитие Булгарского государства ( IX-XII в.в.). 3. Монгольское нашествие (XIII в.). 4. Казанское ханство (XIV - XV в.в.). II. Подготовка и принятие Конституции Республики Татарстан. 1. Декларация «О государственном суверенитете ТССР» (1990 г.) 2. Проект Конституции Республики Татарстан (1992г.) 3. Татарстан - как субъект Российской ФедерацииВопрос I История Волжско-Камской Булгарии, насчитывающей многиe столетия, это история народов Среднего Поволжья, и прежде всего поволжских татар, получивших свое этническое признание в составе этого государства. Булгария занимала один из наиболее благоприятных в географическом отношении районов Восточной Европы - район слияния Камы с Волгой, где находился стык торговых путей Азии и Европы. Основная территория государства ограничивалась на западе р. Свиягой , на севере Камой, а позднее Мешой и Казанкой, на востоке Шешмой и Иком, хотя булгары доходили до р. Белой и Яика, на юге - Жигулями.
В природном отношении иногда к Поволжью относят также местности, находящиеся в верхнем течении Волги (от ее истоков до устья Оки). (рис.1,2,3) Задачей данной курсовой работы является углубление и расширение представлений о природе Поволжья, об особенностях развития и размещения ландшафтов в пределах региона, специфике современных физико-географических процессов. В данной курсовой работе освещаются территории Верхнего, Среднего и Нижнего Поволжья. Разделение Волжского бассейна на верхнюю, среднюю и нижнюю Волгу существует в географической литературе, по меньшей мере, с середины 19 века. Термины «верхняя Волга», «Среднее Поволжье», «Нижнее Поволжье» широко используется в настоящее время. Между тем, в различных отраслях знания, трактуются эти термины с определенными различиями. Так, гидрологи разделяют течение Волги на верхнюю, среднюю и нижнюю части. К верхней Волге они относят отрезок волжской долины от истоков реки на Валдайской возвышенности до впадения в Волгу р.Оки у г.Нижнего Новгорода. Среднее течение Волги расположено между устьями рек Ока и Кама – двух крупнейших притоков Волги.
Уфа, Башкирское книжное издательство, 1958 Юлдашбаев Б.Х. История формирования Башкирской нации. Уфа. Бакнигоиздат.1972 Ямаева.Л.А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно политическое движение. Издат. Гилем. Уфа 2002 1 Кульшарипов М.М. З.Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики (1917-1920гг).Уфа,1992.С.123 1 Аминев З. А. Историография Октябрьской революции и гражданской войны в Башкирии// Из истории Советской Башкирии. Уфа, 1967. С. 9-11; Любимов В.,Юлдашбаев Б. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья). Чебоксары, 1967. С. 4-10; Сираев З. И. изучение военной интервенции и гражданской войны в Башкирии// Очерки советской историографии БАССР. Уфа, 1975. С. 130-147; Касимов С. Ф. К историографии национально-государственного строительства в Башкирии// Социально-экономические проблемы развития социалистического общества (На материалах Башкирии). Пермь, 1976; Он же. Историография национально-государственного строительства в Башкирской АССР// Историография социалистического строительства на Урале и в Поволжье. Уфа, 1990. С. 17-24; Кульшарипов М. М. Историография истории образования Башкирской АССР (1945-1989)// Историография социалистического строительства на Урале и в Поволжье. Уфа, 1990. С. 25-39; Калмантаев Н. М. Некоторые проблемы советской историографии образования БАССР// Актуальные проблемы социально-политической истории советского общества: вопросы источниковедения и историографии. Уфа, 1991. С. 39-43; Абдуллин М. И.Борьба без компромиссов. (Критика буржуазных концепций разрешения национального вопроса в республиках Поволжья и Урала).
На почве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманская научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западно-европейской духовной и художественной культуры Средних веков. В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих — кумирам. Поэтому изобразительное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами. Музыкальное искусство в арабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в виде пения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферу культа. Уже сам Пророк учредил — азен — призыв к молитве, исполненный гармоничным человеческим голосом. Позже он завещал «украшать чтение Корана благозвучным голосом», что положило начало искусству таджвида – мелодической рецитации Корана.
Таким образом, в отношении живущих в России славянских народов ни о каких национальных противоречиях говорить не приходится. На севере европейской части России наряду с русскими распространены и народы финно-угорской группы: карелы, вепсы, ижорцы, саами, коми, коми-пермяки /2, c.235/. В настоящее время число их невелико и сокращается, но сказать о них хотелось бы особо. Именно мирная интеграция с финно-угорскими племенами во время колонизации севера (начало Владимирской Руси в XII-XIII в.) дала новый толчок развитию русской нации. К финно-угорской группе принадлежат и некоторые народы Среднего Поволжья: марийцы, удмурты, мордва. Хотя их тоже осталось не так много, но им удалось сохранить и язык, и культуру /3, c.164/. В других районах Поволжья и на Южном Урале проживают тюркоязычные чуваши, башкиры, татары /2, c.236/. Все они, кроме православных чувашей, являются мусульманами, что существенно затруднило их ассимиляцию не смотря на то, что большинство Поволжского населения составляют русские. Однако, по сравнению с другими регионами страны межнациональные отношения являются если и не идеальными, то весьма мирными.Мордва и чуваши небольшими группами живут почти во всех краях и областях Урала, Сибири и Дальнего Востока /3, c.164/. В нижнем Поволжье проживают монголоязычные калмыки /2, c.236/, основной религией которых является буддизм.
В двух местах крепостная стена взлетела в воздух. Русские войска устремились в образовавшиеся проломы и ворвались в город. Татары продолжали сопротивляться. Более 4-х часов шел бой на улицах Казани. Татарские всадники из леса пытались помочь защитникам крепости, но были уничтожены. Казанское ханство признала себя побежденным. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства. В 1556 году Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Поволжье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил условия торговли с Востоком. Вдобавок к этому дворяне получили новые поместья в плодородных землях Поволжья. К середине XVI века в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда, что привело к становлению большого, многонационального государства. 3.2. Ливонская война. Для развития экономических и культурных связей с Западной Европой Россия нуждалась в свободном выходе к Балтийскому морю. Но Прибалтика была в руках немецких феодалов, основавших там Ливонский рыцарский орден, который препятствовал торговле России с западными странами.
Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. свидетельствуют о том, что определенные изменения в направлении усиления элементов кыпчакского языка, характерного для населения Золотой Орды, испытал язык булгар. Объясняется это не только взаимодействием культур, но и процессом консолидации кыпчакских и других тюркоязычных племен. Начиная со второй половины XIV в., особенно после нового разгрома Булгарии Тимуром (1361), происходит массовая миграция булгар из Закамья в Предкамье, в район современной Казани. В середине XV в. здесь образовалось феодальное государство - Казанское ханство (Казанское ханство (1445-1552 гг.) - феодальное государство, возникшее в Среднем Поволжье после распада Золотой Орды. Завоевано Русским государством). Русские летописи называют его население новыми булгарами или булгарами, глаголемые казанцами, позже казанскими татарами. На этническое развитие булгар в этом районе наложило отпечаток близкое соседство с финно-угорским населением. Этническое формирование мишарей происходило в Окско-Сурском междуречье в результате сложного смешения тюркских, тюркизированных угорских и финских групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой Орды.
Мировая война, а затем революция способствовали его подъему. Большевикам, таким образом, повсюду пришлось иметь дело с националистическими тенденциями, либо только что наметившимися, либо более развитыми, но которым повсюду следовало противопоставить правильную партийную политику. Чтобы лучше понять, как развивалась эта политика, рассмотрим отдельно три главных региона: Кавказ, Среднюю Азию и обширные пространства Заволжья. Начнем с последнего, послужившего также театром военных действий, на котором развернулись некоторые решающие фазы гражданской войны. Заволжье было населено преимущественно тюркскими народами мусульманского вероисповедания: татарами, башкирами, казахами (тогда ошибочно именовавшимися киргизами), которые жили вперемешку с русскими. Все вместе они оказались на линии одного из главных фронтов войны — борьбы с Колчаком. Большевики сталкивались здесь с двумя проблемами. Одна, политическая, коренилась в сильном влиянии ислама и местного мусульманского духовенства: сам нарождающийся национализм выражался здесь через пантюркистские или панисламистские тенденции.
Объясняется это не только взаимодействием культур, но и процессом консолидации кыпчакских и других тюркоязычных племен. Начиная со второй половины XIV в., особенно после нового разгрома Булгарии Тимуром (1361), происходит массовая миграция булгар из Закамья в Предкамье, в район современной Казани. В середине XV в. здесь образовалось феодальное государство - Казанское ханство (Казанское ханство (1445-1552 гг.) - феодальное государство, возникшее в Среднем Поволжье после распада Золотой Орды. Завоевано Русским государством). Русские летописи называют его население новыми булгарами или булгарами, глаголемые казанцами, позже казанскими татарами. На этническое развитие булгар в этом районе наложило отпечаток близкое соседство с финно-угорским населением. Этническое формирование мишарей происходило в Окско-Сурском междуречье в результате сложного смешения тюркских, тюркизированных угорских и финских групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой Орды. Во время распада Золотой Орды оказались на территории золотоордынского князя Бехана, позже Наровчатовского княжества. Эта территория рано вошла в сферу экономического и политического влияния Московского государства.
И тем не менее, несмотря на «табу», наложенное мусульманской религией на изобразительные искусства (живопись, скульптуру), несмотря на враждебность, откровенно проявленную исламом по отношению к изображениям, творческий дух народа, его эстетическое сознание, художественное видение мира нельзя было окончательно и бесследно заглушить. Прогрессивная тенденция общественной жизни, которой питается искусство, обнаруживает то противоречие, которое складывается между религиозной идеологией и художественным развитием «мусульманских» народов. Замечательная настенная живопись первых двух веков ислама (VII—VIII вв.), открытая в Пенджикенте, Варахше, Афрасибе, стилистически сформировала искусство книжной миниатюры, влияла на развитие народных форм декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности в средневековой Средней Азии. Буржуазные ученые, исследуя восточное изобразительное искусство, говорят, что оно представляет отступление от религиозных норм. Однако они не стремились при этом проникнуть вглубь этого противоречия, рассмотреть его как объективную закономерность в искусстве, возникшую не на пустом месте, а восходящую своими корнями к художественной культуре предшествующих эпох.
![]() | 978 63 62 |