![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Распад СССР и Перестройка | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Именно в конце перестройки старая элита, осознав неминуемость перехода к рынку и не желая оказаться на обочине, стремилась сохранить свое положение, дополнив власть богатством. До распада СССР западные советологи много лет дискутировали вопрос о том, была ли советская элита единой, монолитной, или же имел место элитный плюрализм и соперничество политической, экономической и других элит. В конце перестройки к этой дискуссии присоединились и российские политологи. Одни из них присоединились к точке зрения Джиласа о том, что партократия определяющая сила в структуре элиты, другие полагали, что такой силой является технок [400] ратия, а политическая бюрократия вынуждена выполнять ее волю; один из аргументов заключался в том, что какие бы решения ни принимали съезды партии и пленумы ЦК, они не выполнялись, если противоречили технократическим установкам элиты. Отметим, что в годы перестройки выявился раскол в советской элите на реформаторов и консерваторов; собственно, раскол в правящей элите постоянно сопровождает кризисные явления в экономике и политике
Распад СССР также был неизбежен: слишком разные культуры пытались объединить в рамках унитарного государства, слишком разные цели ставили перед собой входивщие в него республики, да и центральная власть подавлением национального самосознания на протяжении многих десятилетий утратила всякое доверие (ввод войск в Литву в январе 1991 года показал, что в этой сфере за годы перестройки по существу ничего не изменилось). Однако, в настоящее время Россия пытается собрать вокруг себя если и не все, то по крайней мере большую часть республик бывшего СССР, построив объединение на основе взаимной выгоды. Содружество Независимых Государств (СНГ) в момент его создания (1991) воспринималось почти всеми как недееспособная организация, однако прошло 3 года, а СНГ не только не распалось, наоборот - звучат призывы сделать интеграцию более тесной. В рамках СНГ происходит сотрудничество по политическим, экономиеским, оборонным вопросам. Причем если для большинства республик экономическая сторона сотрудничества (в частности, отсутствие таможенных пошлин, получение энергоносителей по льготным ценам и т.д.) является наиболее важной, то для России СНГ имеет скорее политическое значение, позволяя сохранить историческую преемственность и лидерство на значительной части Евразии.
Таким образом, 80-е годы считаются началом информационной революции в военном деле, потому что новая материально-техническая база войны на море внесла кардинальные изменения как по форме, так и по содержанию боевых действий. Этому способствовал научно-технический прогресс и системный подход в разработке новых вооружений. Революция в военном деле соответствовала военной теории и современной технологии - "поражать, находясь вне зоны поражения". Это соответствие основывалось на комплексах огневого поражения, информационном поле и системах боевого управления, которые в реальном масштабе времени выдают данные о целях. Господство на море и в морском бою будет обеспечиваться быстрым и точным владением информацией. Операцию "Буря в пустыне" можно назвать первой "информационной войной". Короче говоря, в основе революции в военном деле лежит информация и ее реализация в кратчайший срок. К сожалению, в нашей стране в период перестройки и распада СССР революция в военном деле в западных странах не была замечена, и мы катастрофически отстаем от них
В российском импорте из Японии сохраняются низкая доля современного промышленного оборудования и других средств производства. Заметное место в российско-японских отношениях занимают региональные связи. Особенно активное участие в них принимают предприятия Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Амурской, Иркутской и Камчатской областей. Россия стоит перед необходимостью глубоких преобразований, структурной перестройки экономики и адаптации к современной глобальной рыночной экономической системе. Заключение Россия представляет собой самый обширный регион всей Евразии. Страна обладает огромными ресурсами и емким внутренним рынком. Освоение территории происходило асимметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях. Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после распада СССР, который обладал мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех.
Вначале были Горбачев с его гласностью и перестройкой. Затем свобода распространилась по всей Восточной и Центральной Европе - от Эстонии до Албании, подобно лесному пожару. А затем наступили неизбежные последствия свободы: возрождение националистических притязаний с последующим распадом СССР, Чехословакии, Югославии. Германия вновь воссоединена. Канцлер Коль и руководители Европейского сообщества говорят о "Соединенных Штатах Европы". Бурлит Ближний Восток. В Иране началась исламская революция. Поступают сведения о наличии ядерного и химического оружия в Ираке и Ливии. А видеомагнитофон заело в режиме "Перемотка вперед", и невозможно остановить его, чтобы внимательнее вглядеться в картинку. Трудно уже понять, что происходит. Все мелькает слишком быстро. Похоже, что история пустилась вскачь. Ко всему прочему, ученые говорят, что Земля становится непригодной для обитания: повышение температуры Земли, парниковый эффект, кислотные дожди, исчезновение влажных лесов, разрушение озонового слоя, ураганы, смерчи, бури, обрушивающиеся на побережья; голод в Африке, неестественные погодные условия..
Если в период 1961-1970 годов нетто-миграция из России в другие республики составил более 1,1 млн. человек, то только за 1991-1994 годы ее показатель превысил 1,9 млн. человек. Дезинтеграция СССР лишь усилила тенденцию, четко обозначившуюся задолго до перестройки. Его коллапс, реформирование социально-экономической и политической системы отразились на миграциях населения очень сильно. Распад СССР, сопровождаемый острыми национальными конфликтами, не подкрепленный гарантиями в отношении основных гражданских прав (имущественных, трудовых, пенсионных, жилищных) для лиц, оказавшихся вдруг "за границей", вызвал сильное потрясение у населения и привел к "съеживанию" миграций. Миграционный оборот уменьшился почти вдвое, и его сокращение продолжалось вплоть до 1993г. Если суммарное число мигрантов (прибывших и выбывших) составляло соответственно в 1989 г. 6639 и 6194 тыс. человек, то в 1994 г. 4294 и 3428 тыс. человек. Особенно сильно сократился выезд сельского населения в города, вследствие чего результирующий вектор сельско-городских миграций приобрел противоположное направление - в сторону села.
Характерным было не только ограничение, но и самовоспроизводство элит. 4. Отношение к власти и собственности: монополия советской элиты на власть, которая в свою очередь рассматривалась как право на распоряжение собственностью. Как следствие основная масса доходов формируется за счет льгот и привилегий. Перестройка и активная политика М.С. Горбачева, направленная на удаление из политической элиты наиболее консервативных элементов не выправили положение по налаживанию каналов связи элиты с обществом (правящая элита заботилась прежде всего о сохранении за собой высоких постов, становясь все более безынициативной). Как следствие возникло нарушение единства в рядах элиты, в результате которого партия была брошена на произвол судьбы. Это главным образом явилось причиной поражения советской элиты в политических событиях августа 1991 года, приведших в конечном итоге к распаду СССР и появлению новой российской элиты. Если характеризовать российскую элиту 90-х гг. исходя из тех же критериев по которым мы характеризовали советскую элиту, то заметны коренные отличия: 1.
Но факт остаётся фактом: Советский Союз распался. А раз так, то существуют и причины его распада. Зададимся вопросом: откуда взялись эти мифы, и почему они очень активно мусолились в прессе перед распадом страны и некоторое время после распада, несмотря на то, что они являются мифами? Обратим внимание на то, что все эти мифы мусолились в подавляющем большинстве случаев по отношению к Советскому Союзу, но не по отношению к России, хотя и СССР и РСФСР состояли из республик, имели одни и те же экономические трудности и существовали в одно и то же время, на одной и той же территории. Подобное положение вещей наводит на мысль, что распад СССР не был естественным процессом и был инициирован искусственно. Процесс распада СССР мог быть инициирован либо изнутри, либо извне, либо и то и другое. Прежде чем начинать анализировать существующие факты, давайте мысленно поставим себя на место руководителей США. Долгие годы, в течении всей холодной войны в США разрабатывались планы по уничтожению Советского Союза. Ради этой цели были затрачены огромные средства, создавались ядерные арсеналы, финансировались радиостанции на территории третьих стран и т.д. И вот наступает «Перестройка» и «Гласность».
Система финансирования НИОКР сформировавшаяся на западе в течении десятилетий, доказала свою эффективность. В данных странах очень высока доля высокотехнологичной продукции как в структуре внутреннего производства и потребления, так и в структуре экспорта данных стран на мировой рынок. Однако перенесение данного механизма на российскую почву без каких-либо изменений представляется не оправданным, т.к. необходимо учитывать как особенности среды в которой формировался и существует данный механизм в зарубежных странах, так и особенности российской действительности. И здесь очень интересным представляется опыт стран Центральной и Восточной Европы, которые также как и Россия прошли путь трансформации экономических систем от социалистического к рыночному пути развитию. Именно на опыте стран ЦВЕ по финансированию сферы НИОКР мы и остановимся ниже. 2.2 Финансирование НИОКР в странах ЦВЕ Страны ЦВЕ после распада СССР и переходу на путь построения рыночной экономикой, начали осуществлять серьезную перестройку систем организации и финансирования научной сферы в т.ч. и сферы НИОКР. Так в Польше в 1991 г. специально учрежденному Комитету по научным исследованиям были переданы все бюджетные средства на финансирование науки, в том числе на отраслевые исследования в государственных институтах и лабораториях.
СССР постепенно утрачивал свои позиции мировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитические проблемы. После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – “ближним зарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР – “дальним зарубежьем”. 1. «Эпоха реформ»На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не только в социально-экономическом плане, но неузнаваемо трансформировались система ценностей и ориентиров, идеалы и мировоззрение граждан бывшего СССР. В 1991, после шести лет “перестройки” был дан старт болезненной и гигантской по своим масштабам и задачам компании по реформированию управления страной и народным хозяйством, внутриполитического устройства внешнеполитической стратегии.
Поляризация общественного мнения. Новая (рыночная) утопия ( рост недовольства. Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог: перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так далеко, что привел к распаду СССР. 1. Проведение индустриализации в СССР 1. Распад СССР. Создание СНГ. Образование и развитие суверенной РФ. Индустриализация: 1926(29)-1940 1). Определение: индустриализация - это процесс создания крупного машинного пр-ва во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности. 2). Предпосылки индустриализации. В 1928 страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 года, но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико- экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую ( необходимость индустриализации. 3). Необходимость индустриализации.экономическая - крупная пр-ть и в первую очередь группа А (пр-во средств- пр-ва) определяет экономическое развитие страны в целом и развитие с/х в частности.
Поляризация общественного мнения. Новая (рыночная) утопия ==> рост недовольства. Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог: перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так далеко, что привел к распаду СССР. 1. Проведение индустриализации в СССР 2. Распад СССР. Создание СНГ. Образование и развитие суверенной РФ. Индустриализация: 1926(29)-1940 1). Определение: индустриализация - это процесс создания крупного машинного пр-ва во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности. 2). Предпосылки индустриализации. В 1928 страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 года, но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую ==> необходимость индустриализации. 3). Необходимость индустриализации.экономическая - крупная пр-ть и в первую очередь группа А (пр-во средств- пр-ва) определяет экономическое развитие страны в целом и развитие с/х в частности.
Это, безусловно, означало провал перестройки, ориентированной на реформы в рамках социалистического режима. Так «холодная война» подошла к финальному этапу в пользу Запада. Б. Ельцин - прирожденный политик-популист, прекрасно чувствовавший настроение масс, использовав ГКЧП для разрушения центральной власти СССР и обещая народу скорое экономическое возрождение независимой России, захватил власть. Верил ли народ в заверение Ельцина о восстановлении экономики, это другой вопрос . Большинство воспринимало его как борца с коммунистами, а не как строителя нового режима. По мере того как изменялись ориентации массового сознания советского общества, все больше менялись взгляды Ельцина на перспективу реформ в России. Наконец, он прекратил следовать популистским путем и решил народом «руководить». Так, в последний момент существования СССР вместо народного направления реформ он подготовил импортированную «шоковую терапию» как главную стратегию реформ. Е. Гайдар, уверенный в возможности скорого успеха реформ, используя факт политического распада СССР и подчеркивая значение массового кредитования Запада, сумел увлечь этой идеей Ельцина, который спешил разрушить власть Горбачева.
В соостветствии с Конституцией, Россия является президентской республикой. Президент избирается всенародным галосованием сроком на 4 года. Конституция наделяет президента большими полномочиями: главнокам. ВС, назначает федеральных министров, принимает решение по отставке правительства и т.д. Современную в/реф необх рассматр как составную часть коренных преобразований в гос и обществе, обусловленных глубоким ситемным кризисом тоталитарного режима и начатых после 86 г. Первые шаги по реформированию в/организации страны были сделаны только в 92 г. Периодизация: 1. 86-91 поиск концептуальных подходов к в/реф, формировании ее характера и масштабов в массовом сознании 2. 92-96 г. создание структурных элементов в/организации в условиях обновления Российской государственности и изиенения геополит. ситуации. (1 этап) До 89 г. содержание реформ выводились из задач перестройки. Осн. Докум: 27 Съезд КПСС в 86 г. ,Оборонительная доктрина направление реф. – сведение структуры,состава и оснащения в/с в соотв с оборонит доктриной, - реф в/производства, - сокращение средств на оборону. (2 этап) начался с распада СССР в условиях перехода к рыночной экономике указом президента от 92 г начато строит новой армии.
В результате социальные ожидания были нарушены, что не могло не повлиять на отношения между представителями различных наций. Все это в ряде мест привело к росту несоответствия между социальной и национальной структурой, к националистическим деформациям в развитии структуры профессиональной. Это выразилось, в частности, в том, что наиболее престижные профессии стали в некоторых республиках превращаться в своеобразную привилегию лиц той или иной национальности. Что касается национальных, этнических аспектов политической сферы жизни общества, то, как показала жизнь, их деформации и изменения переносятся особенно болезненно. Перестройка, а затем события, происшедшие после августа 1991 года, резко обнаружили те подспудные политические процессы, которые скрытно развивались почти во всех республиках, в жизни многих народов. Их итогом стали распад СССР, создание самостоятельных государств и резкое обострение взаимоотношений между нациями, народами и этническими группами; Попытки на этой основе реанимировать процесс создания нового Содружества даже как экономического пространства, не говоря уже о политическом, имеют слабую поддержку.
Несмотря на то, что большинство исследователей справедливо относят начало современных процессов модернизации в России ко второй половине 80-х годов, и связывают их, прежде всего с теми реформаторскими преобразованиями, которые проводил М.С. Горбачев, стремясь раскрепостить экономические и социальные потенции общества, в целом, этот период можно охарактеризовать как “этап перехода к состоянию модернизационных преобразований, который определил и обнажил существенную необходимость трансформации российской действительности” и “явился подготовительной фазой, предпосылкой собственно процесса модернизации”, (который многие исследователи связывают с распадом СССР и концом коммунистического режима) “осуществляющегося на либерально-демократической основе”(52). В этой связи, хотелось бы отметить, что основная причина не включения перестроечного периода в последовательную структуру процесса осуществления модернизации в России заключается в том, что реформационные преобразования перестройки и модернизационные процессы посткоммунистического развития –можно охарактеризовать как этапы отличающиеся, по сути, внутренней логикой развития, в соответствии с чем, их необходимо исследовать по отдельности.
Прежде чем начинать анализировать существующие факты, давайте мысленно поставим себя на место руководителей США. Долгие годы, в течении всей холодной войны в США разрабатывались планы по уничтожению Советского Союза. Ради этой цели были затрачены огромные средства, создавались ядерные арсеналы, финансировались радиостанции на территории третьих стран и т.д. И вот наступает «Перестройка» и «Гласность». Советский Союз становится более открытым к миру и в СССР наступают экономические трудности и перемены. Было бы странно, если бы руководители США вдруг резко отказались от идеи развалить СССР и не стали бы использовать открывшиеся перед ними возможности. С какой это стати? Теперь рассмотрим несколько фактов. Факт первый. Во времена перестройки существовала множество людей, которые получали деньги за то, что на площадях и в парках собирали вокруг себя народ и поднимали дискуссию об ужасах советской системы и ужасном состоянии страны. Эти массовики-затейники даже не знали как зовут их заказчиков. У всех них была одна особенность: вскоре после распада СССР заказы на их услуги перестали поступать. Факт второй. Массовые демонстрации, проходившие в то время по всей стране, были направлены в основном на разрушение идеологических основ советского общества.
План Введение Развитие земельного законодательства в 1917—1990 гг. Декрет о земле Социализация земли Первый Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Образование Союза ССР и земельное законодательство Земельный кодекс РСФСР 1970 г. Заключение Список литературы Введение История российского земельного права – история государственных политических и экономических преобразований, формирование земельного права как отрасли и как дисциплины. В данной работе рассматривается развитие земельного законодательства 1917 – 1990 гг., начиная с Октябрьской революции и прихода к власти Большевиков до перестройки и распада СССР. Развитие земельного законодательства в 1917—1990 гг. О том, что земельная реформа не имела своей целью обвальное разрушение общины и не привела к этому, свидетельствует тот факт, что на 1 января 1916 г. из общины вышло 2 478 тыс. домохозяев с 16,9 млн. десятин земли, что составляло 26% общинных крестьянских дворов и 15% общинных земель. Проведение земельной реформы привело (и не могло не привести) к определенной дифференциации и расслоению крестьянства, что вкупе с огромной дифференциацией помещичьего и крестьянского землевладения послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Октябрьской революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.
![]() | 978 63 62 |