![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Архитектурное наследие русского зарубежья: храмы-памятники Николаю II | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Однако размеры выкупа устанавливались столь высокими, что воспользоваться этим правом смогли лишь единицы. Любопытно, что магистр первым из европейских правителей признал титул Ивана III «царь и государь всея Руси». Шестилетнее перемирие 1503Pг. оказалось весьма долгим. Оно несколько раз продлялось и просуществовало до Ливонской войны. Глава 5 Под властью ордена Сейчас в Эстонии тщательно уничтожаются все следы русского присутствия, включая даже памятники солдатам, погибшим в 1944Pг. при освобождении республики от фашистской оккупации. Тем не менее в историческом центре Таллина осталась улица Вене улица русских. Почему же ее не переименовали? Увы, такое название улица получила не при Сталине и даже не при Петре Великом, а где-то в XIII или XIV веках. Еще до прихода датчан в Колывань на горе Олевимеги русские выстроили храм святого Николая. Во время грандиозного пожара 1433Pг., когда выгорел почти весь Ревель, храм тоже сгорел. Новый православный храм святого Николая выстроили на улице Вене в 14331437Pгг. В 1599Pг. царь Борис подарил собору огромный серебряный подсвечник с надписью: «Повелением Царя и Великого князя Бориса Федоровича сделан сей подсвечник к великому Чудотворцу Николаю в Колывань, в первое лето Государства Его 7107 года». В феврале 1438Pг. вPЛивонию в Дерпт (бывший русский Юрьев) приезжает митрополит всея Руси Исидор, направляющийся на Флорентийский собор
Таким образом, Ушинский развивает известную мысль Хомякова, высказанную в работе "Об общественном воспитании в России" (вплоть до переклички в названии работ): воспитание есть действие, посредством которого одно поколение приуготовляет следующее за ним к деятельности в истории народа. В этом тезисе метафизики не больше, чем в суждении Пушкина о необходимости русскому государственному служащему хорошо знать русскую историю, географию и статистику. Идея народной школы в современном педагогическом дискурсе Охарактеризуем два направления – историко-педагогические исследования и православную педагогику. По мере включения в дискурс наследия русского зарубежья (Зеньковский) и персоналий, прежде рассматриваемых как perso a o gra a (Победоносцев), в поле нашего внимания попадает материал, имеющий первостепенное значение для осмысления специфики русского культурного мира, народной педагогической культуры. Воистину "камень, который отвергли строители, стал во главу угла". Воздействие Церкви и Вселенского Предания на русскую культуру, и педагогическую культуру в частности, редуцировалось или рассматривалось в сугубо отрицательном ключе. "Церковное просвещение" ассоциировалось с "невежеством".
Историческое обозрение царствования государя императора Николая I. СПб, 1847. Янковский Д.П. Личность императора Николая I и его эпоха. Варшава, 1897. Российская и всемирная история Батюшков П.Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-западного края. СПб, 1889. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XVXVIIIPвв. М., 1988. Бутаков А. М., Тизенгаузен А. Е. Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 18401842, 18561858, 1859 и 1860 годах. М.: АСТ, 2002. Всемирная история. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Второе издание крепостного права // Большая советская энциклопедия. М. 19691978. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008. Калюжный Д. В., Кеслер Я.А. Забытая история Российской империи. М., 2004. Ключевский В.О. Соч. в 9 томах. Курс русской истории, М. 1988. Ковалевский П.Е. Исторический путь России. В кн.: История и историография России. Из научного наследия русского зарубежья. М., 2006. Нефедов С.А. История нового времени. М., 1996. Плавинская Н.Ю. Вандея // Энциклопедический справочник
Это размежевание явилось следствием Октябрьской революции и Гражданской войны. Сотни тысяч людей, оказавшихся за пределами России, стали не гражданами и не согражданами, а по существу превратились в категорию обездоленных и социально незащищенных людей. Те формы взаимодействия между эмигрантами, которые существовали в тот период (политические, общественные, образовательные организации; газеты и журналы), хотя и провозглашали среди своих задач сохранение русского духовного наследия, в первую очередь были нацелены на борьбу против большевистского режима. Их жизнеспособность во многом определялась политической конъюнктурой и состоянием двусторонних отношений страны пребывания с Советским Союзом (чем хуже были отношения с СССР, тем лояльнее были местные власти к российским эмигрантам). 1 АВП РФ. Ф.187, оп. 524, т. II, д. 3529, 1 л. 2 См. История и историография России. Из научно-литературного наследия русского зарубежья. Серия «Антология русского зарубежья». Т. III. М., Русский мир, 2006. С. 23. 3 См. История и историография России. Из научно-литературного наследия русского зарубежья.
Во второй половине XVI века к основным объемам бесстолпных посадских храмов пристраивается один или два боковых придела, что придает сооружениям большую представительность. XVI век в истории московского зодчества отмечен поисками, дерзанием, созданием замечательных произведений. Заканчивается процесс объединения русских земель под эгидой Москвы. Уже близко было падение последнего оплота татар Казанского ханства. Росло национальное самосознание русских людей. Ив их среды выдвигаются профессионалы-зодчие, которым по плечу решение сложнейших архитектурно-художественных и строительных задач. Если XV век в истории московской архитектуры был веком возобновления древних традиций в новом качестве и накопления опыта, то для XVI характерны реализация этого опыта и поиски новых форм. Этому способствовало применение крестового свода, которое открывало возможности новых формообразований в архитектуре. Эволюция архитектурной формы, начатая с возникновением бесстолпных храмов, привела к созданию нового архитектурного типа высотного сооружения храма-памятника, который наиболее ярко отметил новый этап в развитии Русского государства объединение земель вокруг Москвы
В течение нескольких столетий укрепления монастыря, как и Ярославский кремль, строились и перестраивались из дерева. Только в XVI в. появились первые каменные монастырские оборонительные сооружения. Их строительство было вызвано усилившимся вниманием московского правительства к Ярославлю в период напряженной и упорной борьбы за окончательное присоединение к Русскому государству Поволжья. Церковь Николы Надеина. В центре древнего посада, там, где находились некогда богатые усадьбы государевых гостей, сохранились три памятника, открывшие период расцвета ярославского каменного зодчества. Древнейшим из них является Церковь НИК0ЛЫ Надеина на Волжском берегу, выстроенная в 1620-1622 гг. (угол Народного и Волкова переулков) на Месте деревянного храма. Значительно перестроенная на рубеже XVII-XVIII вв., лишенная первоначального завершения, она не может в современном виде раскрыться перед зрителем во всем великолепии своей первозданной красоты. В Ярославском историко-архитектурном музее- заповеднике находится макет ее реконструкции. Пятиглавие храма, покрытое зеленой мерцающей на свету черепицей, некогда высоко поднималось над низкой деревянной окружающей застройкой.
Храм-памятник представляет собой сложный архитектурно-исторический и религиозный комплекс. Это пятикупольное сооружение общей площадью 3 тысяч квадратных метров и высотой 60 метров. Архитектура здания решена в русско-византийском стиле. В комплексе расположено два храма: в цокольной части заупокойный Нижний Храм-на-Крови памяти Романовых, алтарь которого располагается рядом с местом расстрела царской семьи. Здесь же находится музей, экспозиция которого посвящена последним дням жизни Романовых, а также зрительный зал на 160 мест. Верхний Всехсвятский храм - златоглавый собор, знаменующий собой негасимую лампаду, зажженную в память о происшедшем на этом месте историческом событии. В нем создан уникальный мраморный иконостас в 30 метров длиной и 13 метров высотой. В ансамбль храма включен памятник царской семье. Он представляет собой скульптурную композицию, в художественной форме представляющую трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал дома Ипатьева на расстрел. Строительные работы велись в течение трех лет. В общей сложности на строительство Храма-памятника было затрачено 328 миллионов рублей. Заключительная беседа Итак, сегодня мы побывали на экскурсии «Екатеринбург-Православный».
В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирпев). Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы столицы СССР и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.). Русское зарубежье. Составной частью отечественной культуры 20-х 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом.
Его произведения отличаются национальным своеобразием и художественной целостностью. Д.В.Ухтомский сочетал практическую работу с теоретическим обучением многочисленных учеников. Задолго до открытия Академии художеств им была создана особая школа – «Команда Ухтомского», - в которой обучались русские зодчие. Во второй половине 18 в. барокко и рококо были вытеснены пришедшим с Запада стилем классицизма, под влиянием которого созданы замечательные творения русского искусства – величественные городские и загородные ансамбли, монументальные высокохудожественные светские здания и др. При этом русский классицизм, как и русское барокко, был глубоко отличен по своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других странах. Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский классицизм способствовал созданию сугубо национальных, самобытных архитектурных произведений, поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире. Основоположниками русского классицизма были выдающиеся зодчие В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, А.Ф.Кокоринов, воздвигнувшие замечательные памятники, в которых гениально сочетались классические принципы античной архитектуры, мировой классики и русского архитектурного наследия.
Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532–1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско–псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI–XIX веков. Всего их – 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере.
Задуманный как храм - памятник, он выполнял только религиозно - нравствен- ные функции, а был по исстене культурно - просветительным центром. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рож- дения Сергия Радонежского, гоголевские дни приуроченные ко дню открытия памятнику великому писателю. В стенах собора исполнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г. Чеснокова, звучал голос замечательных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В. Розова, ко- торый первым был удостоен звания «Великий архидиакон». После революции в храме Христа проходил чрезвычацныц епархиальный съезд, а затем и Всеросийскиы Поместный Собор, где после более чем 200-лет- него перерыва на Руси было восстановлено патриаршество. Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный на первый взгляд факт, что памятник такого высокого нравственного значения, воспринимавшийся народом как национальная святыня, был разрушен, превра- щён в груду камней, и даже память о нём пытались уничтожить. На рубеже 20 и 30 годов XIX века Москва, как и другие города России, по- теряло множество ценнейших архитектурных памятников.
Практическая работа по экскурсоведению студентки 1-го курса зо ЛАЗАРЕВОЙ Л.А. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК “КОЛОМЕНСКОЕ” ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ (материал, техника: кирпич, белый камень) Добрый день! Сегодня мне хотелось бы пригласить вас на экскурсию в одно из живописнейших мест Москвы – “Коломенское”. Государственный музей-заповедник “Коломенское” был основан в 1924 году на месте старинной загородной усадьбы великих русских князей и царей. На относительно небольшой территории расположен единственный в своем роде комплекс памятников истории, архитектуры, археологии, геологии и природы. Музей расположен на месте двух древних сел – Коломенское и Дьяково. Впервые село Коломенское упоминается в духовных грамотах Московского великого князя Ивана Калиты в 1336 г. В конце 15-го начале 16-го века идет процесс образования мощного централизованного Русского государства, создания единой общерусской культуры. В столице и ряде городов работают итальянские и русские зодчие. Вырабатывается новый архитектурный тип шатрового каменного храма, который постепенно становится общенациональным.
Задуманный как храм - памятник, он выполнял не только религиозно–нравственные функции, а был по истине культурно-просветительным центром. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни приуроченные ко дню открытия памятнику великому писателю. В стенах собора исполнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г. Чеснокова, звучал голос замечательных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В. Розова, который первым был удостоен звания «Великий архидиакон». После революции в храме Христа проходил чрезвычайный епархиальный съезд, а затем и Всероссийский Поместный Собор, где после более чем 200-летнего перерыва на Руси было восстановлено патриаршество. Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный на первый взгляд факт, что памятник такого высокого нравственного значения, воспринимавшийся народом как национальная святыня, был разрушен, превращён в груду камней, и даже память о нём пытались уничтожить. На рубеже 20 и 30 годов XIX века Москва, как и другие города России, потеряло множество ценнейших архитектурных памятников. Неузнаваемо изменились тогда панорамы русских городов: они лишились самой характерной их особенности - выразительного силуэта.
Здесь Озерки Бунинские, Кропотово-Лермонтово -родовое имение отца великого поэта, Хрущево- родина М.М. Пришвина, Екатериновка- родное село М.Вовчок, Пальна-Михайловка - имение Стаховичей. Архитектурное наследие Ельца насчитывает несколько десятков замечательных памятников. Невольно привлекает внимание громада Вознесенского собора архитектора К.А. Тона в историческом центре на Красной площади. Запоминаются стены Знаменского монастыря, ритм куполов и колоколен в силуэте города. Теплое чувство вызывают чудесные домики с деревянным кружевом карнизов и наличников на уютных улочках городского ядра, имеющего уникальную планировку XVIII века, куда, по счастью, не дошел бульдозер реконструкции.ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Трубников А.Д.,Ершов С.П.,Силаев М.Ф.Елец. Липецкое книжное издательство, 1961 г. 2. там же. 3. Бунин И.А. Собрание сочинений в четырех томах. М. 1988 г. § 1. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ. О,светло светлая и украсно украшена земля Руськая! Слово о погибели Русской земли. Елец стоит на великой Русской равнине, в ее черноземной полосе, в дубравной лесостепи. Его географические координаты: 52°37' северной широты и 38°29' восточной долготы.
Даже перечисленные примеры весьма показательны, хотя, если бы привести их все, из них можно было составить отдельную большую главу. Выступая в октябре 1990 года в Риме на конференции писателей, ученых и общественных деятелей СССР и русского зарубежья, академик Д. С. Лихачев нашел мудрые и до боли простые слова, которые тогда прозвучали особенно сильно: «.огромным несчастьем нашей страны было наше мировоззрение. Мы полагали верным тезис о том, что бытие определяет сознание. На самом деле сознание всегда определяет бытие». Изломанное сознание, насаждавшееся большевистскими вождями и идеологами, отразилось и на отношении страны к ее историко-культурному наследию. Культурные традиции любого народа и его памятники (а к ним, несомненно, относятся и исторические географические названия) имеют четкую тенденцию к трансляции, к их передаче от поколения к поколению. Октябрьский переворот 1917 года тенденцию эту нарушил, и во многом — очень серьезно. Нигилистическое, «пролеткультовское» отношение новой власти к культуре эпох минувших проявилось буквально во всем: в литературе и архитектуре, в изобразительном искусстве и гуманитарных науках.
Киевская София - символ расцвета Киевской державы, предание связывало ее сооружение с местом, где Ярослав разбил печенегов; Димитриевский собор во Владимире - храм, воплощающий идею апофеоза власти "великого Всеволода"; Троицкий собор в Пскове XIV в. - памятник обособления Пскова из системы Новгорода, символ "псковской свободы"; Успенский собор в Коломне - памятник Куликовской победы; Успенский собор в Москве - памятник торжества Москвы в объединении Русской земли; храм в Дьякове - памятник венчания на царство Ивана Грозного. Храм Василия Блаженного - памятник разгрома последнего оплота татар - Казани, обращавший богатство своих сказочных архитектурных форм к "простому всенародству" русской столицы, - справедливо сравнивали со "скульптурным монументом". Таким образом, выдающиеся памятники древнерусского зодчества приобретали очень широкое народное значение, с ними связывались патриотические идеи силы и независимости родной земли, близкие и дорогие простому народу. Поэтому эти лучшие памятники русского зодчества глубоко народны. Именно поэтому в таких произведениях, как псковский Троицкий собор, Дьяковская церковь или Василий Блаженный, и прорываются с необычайной силой и смелостью новые художественные формы, воплощаются новые, прогрессивные художественные взгляды, во многом и обязанные своим появлением народному творчеству.
Венчает здание необычное завершение в форме раковины. Колокольня – последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Большое значение для архитектурного наследия имеют и многочисленные скиты, расположенные на разном расстоянии от монастыря. Черниговский скит, расположен в 3 км к северо-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, уединённый мужской монастырь с подземными кельями и храмом, основанный в середине 19в. Строгая симметричность в расположении зданий, краснокирпичные фасады собора и колокольни, обилие зелени, тишина и малолюдность – всё создает контраст красочной и шумной Троице-Сергиевой Лавре. В храме находится рака с мощами местночтимого старца Варнавы. Для посещения открыты подземный храм с кельями монахов и монастырское кладбище, где покоятся останки выдающихся русских философов Константина Леонтьева и Василия Розанова. На территории скита бьет источник, воды которого, как утверждают монахи скита, целебны. Сохранение и приумножение культурных богатств Лавры подлинного исторического музея русской архитектуры, приоритетная задача правительства Московской области и России. 2. ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС КАЗАНСКОГО КРЕМЛЯ Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО 30 ноября 2000.
Особое место в системе недвижимого наследия занимают исторические города. Историческим городом, исторической частью поселения, или города, принято считать территория, сохранившую систему или элементы древней планировки, кварталы, площади, улицы, с памятниками истории и культуры, характерной рядовой застройкой прошлых лет, археологически ценный культурный слой, участки природного и историко-культурного ландшафта, которые представляет собой в целом ценную историческую среду и признаны таковыми в перечне охраняемого государством наследия. Историческим городам Читинской области этот статус был присвоен в 1990г. Архитектурное наследие народов Забайкалья Архитектурно-строительная культура народов, населявших Забайкалье, типична для всех народов Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии. Первые русские казаки, пришедшие в Забайкалье, отмечали, что буряты – земледельцы имеют «юрты рубленые», а братские – «скотные» – войлочные жилища. Взаимосвязь хозяйственно-культурного уклада и архитектурно-конструктивных особенностей стационарных и сборно-разборных жилищ отмечается у всех древних народов.
![]() | 978 63 62 |