![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Информационная культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
И, как один из возможных аспектов рассмотрения, это вполне оправдано. Учитывая явную специфику последних, есть достаточные основания для рассмотрения культуры труда и культуры досуга, культуры экономической и культуры политической, культуры эстетической и культуры нравственной, а также иных видов культуры, связанных со спецификой проявлений тех или иных видов деятельности. Анализу подлежат их содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния. Hо это лишь один из возможных принципов выделения. И он не единственный. Hе меньшие основания есть и у тех исследователей, которые осуществляют деление культуры по сферам жизнедеятельности человека. В этом случае изучаются культура семьи и культура производственного коллектива, культура города и культура села и т. д. Здесь тоже явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные виды общностей, в среде которых осуществляется культурная деятельность индивидов
Цель настоящей статьи – наметить основную проблему ЭО населения Ярославской области на основе обзора сложившихся элементов системы ЭО с точки зрения основных положений Концепции и мировых тенденций развития ЭО. В основу статьи положен материал, полученный нами при подготовке Пояснительной записки к составлению областной губернаторской программы по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Ярославской области. Об основных понятиях и терминах Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Экологическое просвещение – распространение экологических знаний и опыта, способствующих формированию экологической культуры. Экологическая культура – наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому эколого-социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека в отдельности.
И из своей мета она должна войти в мир качественных характеристик. У человека есть миссия по отношению к самому себе. Моя природа не в обязательном порядке навязывается мне. Но по мере употребления своей свободы личность должна овладеть потенциями природы (преп. Макарий Великий называет это приобретением души своей{131}). «В существе духа различается ипостась и ее природа или сущность, субъект и ее содержание, я, и мое. Я имеет мое, как свое достояние. Но это мое не принадлежит ему in actu, но лишь становится им. Поэтому для я его собственная природа, мое, предстает как некая, ему самому неведомая, нераскрывшаяся данность, как некое оно, в которое я погружено, будучи с ним нераздельно связано. В я постоянно присутствует и реализуется нечто «подсознательное», досознательное и сверхсознательное, светоч я освещает лишь ограниченное пространство вокруг себя, оставляя всю площадь в полутьме. Природа для я есть , потенциальность, осуществляющаяся во времени. В этом смысле можно сказать, что я не владею моим, своей природой и достоянием»{132}, - говорит о ситуации человека С
Психологически грамотное решение профессиональных задач требует от сотрудника ОВД знаний о том, что он сам представляет из себя как личность и какого уровня развития личность предстает перед ним в качестве объекта его воздействия. Индивида можно считать сформировавшейся личностью с тем большей вероятностью, чем шире его диапазон знаний о реальной действительности, выступающих как система научных понятий и закономерностях природы, общества, становления и развития человека. Очевидно, что широта кругозора личности обуславливается уровнем развития ее психических познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, воображения) и эмоционально-волевой сферы, способности к разумному управлению собой (воли), особенно в экстремальных ситуациях. Способность к осознанию своего «Я», самоанализу и самооценке, - качественная характеристика психики человека как личности, носителя сознания. Естественно, что личность в человеке будет представлена тем ярче, чем больше развита эта способность. Если в контексте сказанного выше говорить о профессиональном самосознании сотрудника ОВД, т.е. уровне его личностно-профессионального развития, то это конкретизируется в его способности и желании ставить перед собой вопросы: «Кто Я в своей профессии, что мной движет в работе, в чем отличие тех отношений, в которые я вступаю с обществом и другими людьми в рамках своей профессии, от всех других отношений, других профессий?».
РЧ может влиять на характеристики обобщенного чувственного образа, изменяя программу перемещений по чувственным объемам ДНКрч. Тем самым эмоциональное восприятие чувственного образа и его яркость изменяются. Чувственные образы, как и зрительные, воспринимаются РЧ в цвете, но интерпретируются они как качество ощущения. Реакция РЧ на восприятие обобщенных чувственных образов реализуется воздействием генерируемого им вещества на Нрч и системы виртуального Разума. Равновесие систем, обеспечивающих оптимальное расстояние до Нрч, РЧ может восстановить не только прямым действием в этом объеме, но и посредством воздействия на Нрч и системы Разума в других объемах. В этом случае реализуется программа действий человека в ответ на раздражение органов чувств. Решающую роль в выборе программы действий играет память РЧ. Такая реакция РЧ является основой жизнедеятельности человека. В чувственных отделах больших полушарий головного мозга формируются элементы чувственного образа и создается информационный поток в сторону ДНКрч
Культурно-исторический процесс – это поступательное развитие общества. Каждая последующая стадия культуры была прогрессивнее предыдущей и должна была давать более «высокие» в ценностно-смысловом отношении образцы культуры. В реализации принципа прогресса наиболее наглядно проявился принцип классового подхода к культуре. Пролетарская (социалистическая) культура представлялась высшей стадией развития мировой культуры. 5) Наиболее сильной стороной марксистской культурологии является деятельностный подход. Он трактует культуру как способ жизнедеятельности человека. Культура совершенно справедливо понимается как деятельность, процесс и его результат реализации человеческих потенций. Культура выступает как концентрированный, организованный опыт человечества. Психоанaлиз. Психоанализ (гр. psyche – душа гр. a alysis – разложение, расщепление) – 1) разработанный З. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболеваний; 2) комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
В своих книгах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура наше дело» (1970) Мак-Люэн утверждал, что смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникация, языком, печатью, компьютером, телевидением и т. д. Динамично развивающаяся в конце XX в. компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теории Мак-Люэна. Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и о самом себе. Заключение ХХ век показал человечеству, что культура охватывает не только сферу духовного, но и сферу материального начала. Век машин и технического прогресса стал веком меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов. Современное общество породило упрощенное понимание, таких ценностей как любовь, равенство, свобода, и потому процессы происходящие в современной культуре столь разносторонни. Кризис культуры двадцатого столетия явился рождением техногенной цивилизации. Это кризис отношений техники и человека. И пути преодоления этого духовного кризиса кроются в развитии принципа диалога культур.
Московский государственный университет МЭСИ Тверской филиал МЭСИ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Контрольная работа По предмету «Социология» Вариант 1 Работу выполнил: студент группы 38-МО-11 Аладьев И. Н. Проверил преподаватель: Шмелёв В.Ф. Тверь, 2009 Содержание 1. В чём назначение и отличия основных социологических парадигм? 2. Элементами какого понятия – страны, государства, общества являются следующие явления: международный договор, суд, население, социальный класс, экономика, нравы? 3. Что такое культурные универсалии? 4. Достоинства теории обмена 5. В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? как вы считаете насколько правы пессимисты? 7. В чём различие стратификации и социальной структуры? 8. Что такое религия? 9. Что такое политика, в чём её отличия от экономики, культуры, других сфер жизнедеятельности человека, ведь в них человек удовлетворяет свои потребности? 10. Что является основой гражданского общества? чем отличается гражданское общество и государство? Литература 1. В чём назначение и отличия основных социологических парадигм? Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей.
Таким образом, понятие качество жизни эволюционировало от характеристики материальной стороны жизни человека к понятию, учитывающему и духовную комфортность существования людей. В настоящее время данное понятие рассматривается как интегральная характеристика жизнедеятельности человека. Большинство исследователей отмечают объективный и субъективный аспект качества жизни. В отличие от объективных показателей функционирования человека в жизни, которые отражают социально приемлемые нормы жизни, субъективные индикаторы пытаются установить относительную важность различных сфер жизни для каждого индивида в терминах его собственных норм и предпочтений . Качество жизни «по сути своей является социальным отношением как между личностью и обществом, так и между отдельными индивидами». Таким образом, качество жизни в своих субъективных аспектах оказывается тесно связанным с понятиями «ценность», «потребности», «смысл», «жизненная стратегия» и т.д. 2. Социальная активность как один из показателей качества жизни Социальная активность личности - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период.
Одной из самых разработанных является орудийно-трудовая концепция, связанная с деятельным подходом к культуре и представленная прежде всего марксистской традицией. Согласно данной концепции, «труд создал человека» (Ф. Энгельс). Труд здесь понимается как целесообразная деятельность, которая начинается с изготовления орудий из камня, кости, дерева. В ходе трудовой деятельности возникает речь, общение, развивается мышление первобытного человека. Все это создает предпосылки для формирования культуры как способа жизнедеятельности человека. Орудийно-трудовая концепция представляется достаточно убедительной, она подтверждается данными археологических раскопок, свидетельствующих о процессе совершенствования орудий труда. Большинство антропологов придерживаются положения о решающей роли труда в процессе возникновения человека. Однако целый ряд современных исследователей культуры ставят под сомнение тезис о центральном месте труда в развитии человека и культуры; указывают на противоречия в рамках орудийно-трудовой концепции.
Она является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. Для этого ему необходимо овладеть сводом правил поведения в таком обществе, способами общения с системами телекоммуникаций, локальными и глобальными информационно-вычислительными сетями. , 2002. – С. 256. 2) Первин Ю.А. Информационная культура. 1-11-е классы. Экспериментальный курс // Информатика. - М., 1999. - С. 79.
По этому поводу Катаева Л.И. замечает: «Несмотря на то, что в последние годы проблемное поле акмеологии как самостоятельной науки в области человекознания значительно расширилось, в том числе и в сфере самоопределения индивида и личности, тем не менее, проблема профессионального самоопределения, развития и самосовершенствования человека как личности, субъекта видоспецифической профессиональной активности и особой граждански, духовно неповторимой индивидуальности остается одной из главных, актуальных проблем акмеологии». Такое положение вещей, по ее мнению, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, само развитие рассматривается как априорная характеристика жизнедеятельности человека, глубина и охват исследования которого в принципе безграничен. С другой стороны, исследуя эту проблему применительно к профессиональной деятельности, мы говорим не только о специфике развития человека в ней, но и о таких общих проблемах как выбор жизненного пути, значимых ценностей и ведущих смыслов жизни. В качестве аргумента Л.И. Катаева ссылается на тот факт, что не только в российской науке, но и в обыденной жизни появилось представление о профессиональной деятельности как главной характеристике взрослого человека, предопределяющей любые направления его жизнедеятельности (А.А.Бодалев, М.Р.Гинзбург, А.А.Деркач, Е.А.Климов и др.) (20, с.151). «Учеными подчеркивается, - пишет она, что проблема самоопределения является узловой проблемой взаимодействия индивида и общества: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» (20, с.151). В связи с этим особую важность приобретает проблема оказания психологической помощи самоопределяющимся субъектам.
Субъекта культуры, ее носителем являются как общество в целом, так и его структурные образования: нации, классы, социальные слон, профессиональные общности и каждый человек в отдельности. И во все этих случаях культура выступает как качественная характеристика степени совершенства любой сферы человеческой жизнедеятельности и самого человека. Человек является субъектом и объектом культуры. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенны” требованиям и нормам. Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. Сейчас, в переходный период, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасения.
Будучи порождением жизни, жизнедеятельности, субъекта, система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека. В них действительность открывается со стороны жизненного значения знаний, предметных и социальных норм для самого действующего ради достижения тех или иных мотивов человека, а не только со стороны объективного значения этих знаний. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Самые различные проявления культуры и, шире, общественных отношений, усваиваемые субъектом в процессе интериоризации социальные нормы, роли, понятия языка, ценности и идеалы, воспринимаемые им действия и поступки других людей могут приобрести для него личностный смысл, тать «значением-для-меня». Взаимоотношения между опредмеченными в действительности значениями и личностными смыслами – это взаимоотношения между социальными и индивидуальными в жизни личности. Введение представлений о личностных смыслах позволяет понять двойственную качественную структуру такого общественного явления, как индивидуальность человека.
В исследовании даны краткие теоретические выводы, анализ современного состояния музыкальной культуры Хакасии и рассмотрены перспективы дальнейшего развития. ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХАКАССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Духовная культура представляет собой целостную систему, охватывающую все сферы человеческой деятельности как материальную, так и духовную. Это качественная характеристика общественной жизни, включающая мировоззренческие, философские, социальные идеи и взгляды людей, просвещение и образование, нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми, а также их отношение к природе. Это специфический способ жизнедеятельности людей, выражающийся в результатах деятельности и представляющий собой производство, хранение, распространение и потребление ценностей, также включающий научно-техническое творчество. Как специфический вид человеческой деятельности, художественная культура является сложной системой, характеризующейся следующими компонентами: художественно-освоенная действительность, создатель художественных произведений, искусство как совокупность эстетических ценностей, потребитель искусства, в котором воплощаются соответствующие потребности общества, способность людей осваивать мир ценностей.
Главная функция культуры – человекотворческая. Социальная экология. Это раздел социологии изучающий проблемы взаимодействия человека и среды его обитания. Человек природа социальная среда = здоровье. Человек и природная среда. Проблемы природной среды: 1. космос. 2. Изменение климата. 3. Потепление климата (парниковый эффект). 4. Загрязнение атмосферы. 5. Ухудшение состава почвы (эрозия почв, ухудшение пахотных и пастбищных земель, подтопление и т.д.). 6. Загрязнение рек и морей. 7. Истощение лесов. 8. Исчезновение флоры и фауны. 9. Разно активные загрязнения и выбросы. 10. Использование природных ископаемых. 11. Проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека. Проблема социальной среды. 1. преступность. Продолжающийся рост преступлений против личности. Частое применение оружия и взрывчатки. Рост дерзких краж и ограблений. 2. Алкоголизм. 3. Наркомания. 4. Бродяжничество. 5. Проституция – это постоянная привычная отдача себя любому желающему за вознаграждение без него. Социология семьи. Характеристика патриархальной семьи: 1. она была связана с крестьянским образом жизни и сельскохозяйственными видами труда. 2. Беспрекословный авторитет старших. 3. Производственный коллектив. 4. Свободное учебное заведение. 5. Свободная система воспитания. 6. Своеобразная судебная система. 7. Это был клуб, где развлекались своими средствами. 8. Своеобразный родительный дом, поликлиника и аптека. 9. Своеобразная брачная контора.
В этом случае политическая культура исследуется и развивается на основе общих закономерностей культуры с учетом ее относительной самостоятельности, которая определяется влиянием политических и других сфер жизнедеятельности человека и ее собственным системным характером. Наличие различных подходов к исследованию политической культуры породило и обилие ее определений, в которых фиксируются ее специфические черты, функции, способ существования, указание на связь с политической идеологией и т. д. Политическая культура как "синтез" политики и культуры не означает их механического соединения. Это качественно новое общественное явление, не сводимое ни к той, ни к другой его составляющей. Глубинная связь политики и культуры лежит в осознании и реализации социальных интересов. Категория политической культуры может быть раскрыта через выявление сущности политики, а также приведения в систему всех политических категорий по схеме: политика — политическая система — политическая жизнь — политическая культура. Политика — это всеобщий, универсальный способ поддержания целостности социально-структурированного общества. Политическая линия вырабатывается, конкретизируется, реализуется в рамках политической системы, являющейся ее основной формой функционирования и развития.
Он понимал просвещение как необходимую историческую эпоху широкого использования человеком своего разума для социального прогресса. Культура 20-го столетия. 1. Процесс формирования глобальной культуры. Проблемы модернизации и вестернизации. 2. Феномен массовой культуры и ее социальные основы. 3. Авангард и постмодернизм как культурная стратегия 20 века. 1. 20 век в мировой культуре стал временем грандиозных преобразований всех сфер человеческой жизнедеятельности. Время величайших социальных потрясений, страшных мировых войн, научно-технического прогресса. Открытие ядерной энергии, возникновение космонавтики, изобретение телевидения, создание компьютера, бытовой техники, развитие транспорта определили облик цивилизации 20 века. Информационные и коммуникационные технологии радикально изменили принципы регуляции общества, функционирования политической сферы, его жизнедеятельность. Именно в 20 веке окончательно сменился образ жизни широчайших слоев населения. Возникла новая информационная культура, обеспечившая интенсивную глобальную взаимосвязь, когда культурные идеи, образы, достижения в течение короткого времени транслируются и усваиваются по всему цивилизационному пространству.
![]() | 978 63 62 |