![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Социально - экономические, политические изменения в СССР в 1953 - 1980 гг. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Волна интеграции: XIX XXI (XXII) вв. Значение выделенных циклов глобализации состоит в том, что каждому из них соответствует определенная эпоха развития человечества, эпоха эволюции Мегасоциума. Каждая из этих эпох характеризуется своими ярко выраженными особенностями и отличиями, но при этом структура всех трех глобальных циклов остается неизменной или, во всяком случае, подобной. Такое подобие позволяет говорить о некоторых тенденциях развития, действующих на огромных временных промежутках и на огромных территориях, как о своего рода «глобальных мегатрендах». Анализ этих «глобальных мегатрендов» позволяет выявить целый ряд механизмов развития глобализации, в частности, механизм чередующегося доминирования процессов дифференциации и интеграции. Учет «глобальных мегатрендов» позволяет также взглянуть на современный этап глобализации исторически, т.е. увидеть его ограничения и перспективы, в том числе возможное исчерпание в ближайшие 50 100 лет волны интеграции, которое будет сопровождаться крупными культурными, социальными, экономическими, политическими изменениями и сдвигами, новой геоэкономической, геополитической и геокультурной революцией
Продовольственная программа на 80-е годы и причины ее провала. Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста. Конституция СССР 1977г. Концепция "развитого социализма". Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е- начале 1980 гг. Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов. СССР в 1985-1991гг. Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Обострение экономического кризиса. Курс на перестройку политической и экономической систем. Реформирование политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса. Концепции перехода к рынку. Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР.
Последний вариант представляется наиболее жестким для населения России, "субъектов международного права" на территории СНГ и наименее выгодным для "мирового сообщества". Он наиболее фантастичен, но возможен как с учетом исторических традиций народа, "геополитики" и "современного состояния России", так и с учетом безысходности первых двух вариантов. В длительной перспективе этот вариант наиболее соответствует коренным интересам не только русского народа в качестве "государство образующего этноса", но и коренным интересам других народностей России. Нет никакого секрета в том, что в любом случае на пороге 21 века будут важнейшими проблемы формирования общенародной идеи, изменения государственно-территориального устройства и политико-экономической основы существования России. Исходная обстановка и ее возможное развитие в течение 1999-2004 гг. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые". В качестве общего социально-экономического, политического и временного фона зарождения и позитивного развития политического конфликта в России могут служить следующие обстоятельства и соображения прогнозного плана
Аресты "врагов народа" начались в 1935-1936 гг., достигли пика в 1937 г. и постепенно затихли к 1939 г. Итоги социально - экономического, политического и культурного развития СССР к концу 30-х гг. Произошли коренные изменения в социально - экономическом строе, классовой структуре, в облике наций и народностей, идеологии, культуре, жизненном укладе. Изменения, которые произошли в жизни советского общества к концу 30-х гг., сделали необходимым принятие новой Конституции. В 1935 г. ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина для выработки проекта новой Конституции. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, вошедшая в историю как "сталинская". Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся, экономической - социалистическая собственность на средства производства. Высшим органом государственной власти теперь являлся Верховный Совет, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза (избирался от всего населения страны) и Совета Национальностей (избирался от населения национально- государственных образований - союзных республик, автономных республик и т.д.). В перерывах между сессиями Верховного Совета действовал Президиум Верховного Совета.
И в этом случае нет достаточных оснований для политического плюрализма и толерантности. В самом деле, ни одна политическая партия или движение не может адекватно выразить всех интересов всех слоев российского общества, в котором именно поэтому всегда будут существовать оппозиционные друг другу или официальной власти политические настроения и организации. Но при этом такая оппозиция не покушается на цивилизационные устои России, она есть оппозиция в России, но не к самой России, она требует изменений и преобразований социальных, экономических, политических реальностей в России, но во имя Великой России. В этом суть поведения национально ориентированной оппозиции в России, которая имеет равные права с любой другой политической силой в России, ибо она неотъемлемая часть России, какой бы политически экзотической при этом она не была. Другое дело оппозиция к самой России, полностью или частично игнорирующая национальную составляющую в интересах России, а потому действующая против России, за счет России и на обломках Великой России, пренебрегающая ее коренными интересами в коренных проблемах исторического бытия и развития России
По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948). Только летом 1953 г., уже после смерти Сталина, были предприняты первые шаги по нормализации советско-югославских отношений. 35. Попытки социально-экономических реформ в СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг. В борьбе соратников Сталина после его смерти в марте 1953 г. за политическое лидерство победу одержал Н. С. Хрущев, ставший осенью 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. С его именем связаны новые подходы к народнохозяйственным проблемам, экономические реформы, призванные решить проблему управления, децентрализовав его, повысить благосостояние народа. Учитывая сложное положение, в котором оказалось сельское хозяйство страны, были приняты меры по его подъему. В 3 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, снижен налог с личного приусадебного хозяйства, колхозам передана техника МТС. Была предпринята попытка перейти от административных к экономическим методам хозяйствования на селе. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда.
Из второй мировой войны Польша вышла принципиально новым государством по сравнению, с тем, которым она являлась в межвоенный период. Формирование на последнем этапе войны нового мирового соотношения сил и обусловленная этим политика великих держав, признавших разделение Европы на сферы влияния, где к зоне безопасности СССР отходила Восточная Европа, привели к радикальным изменениям в Польше. Это выразилось в утверждении в стране коммунистического режима, изменении в ней социально-экономического, политического строя, внешнеполитической ориентации, а также привело к значительным территориальным и демографическим изменениям в составе населения и численности жителей Польши. Выйдя из второй мировой войны, Польша начала под советским давлением движение к социализму. Первоначально признавалось, что в стране восстанавливается действие Мартовской конституции 1921 г., за некоторыми. В феврале 1947 г. были приняты Декларация прав и свобод и вторая так называемая Малая конституция - Конституционный закон о структуре и компетенции высших органов Польской Республики.
Либеральные планы, заложенные в его душе, не были пустым звуком и он многое делал для того, чтобы претворять их в жизнь. Но обстановка общей косности, социальный эгоизм дворянства, групповые интересы высшей аристократии, верхушки армии, чиновничества, пассивность и политическая апатия народных масс стояли мощным препятствием на пути реформ. Чрезвычайно ограниченным был и круг лиц, на которых мог опереться Сперанский. Император, выступавший в качестве главного орудия осуществления преобразований, без конца колебался в осуществлении их на практике. Сперанский не учел того, что государь может успешно выполнять предназначенную ему роль только лишь испытывая постоянное соответствующее давление снизу, хотя бы из своего сановного окружения. Недовольство действовавшей в России системой управления было в обществе широко распространено. Необходимо было лишь превратить его в фактор, постоянно толкающий верховную власть в направлении реформ. Сперанский никаких усилий для этого не предпринял, оставшись сугубо «канцелярским реформатором». Отсюда проистекало то, что в конечном счете его реформы, дав частичные положительные результаты, не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом и гражданском строе России.
Переход к классическому рабству был глубоким социально–экономическим и культурным переворотом в обществе, производстве, образе жизни . Основные причины этого переворота коренятся не в войнах, а в характере социально–экономических, политических и культурных изменений в римско–италийском обществе. Внутренняя эволюция общественно–политических отношений в Риме в IV–III вв. до н.э. вела к возникновению новых форм классического рабства. Концентрация земли в одних руках,распрстранение частной собственности, развитие ремесел, торговли, денежного обращения, зарождение товарного хозяйства требовали дешевой рабочей силы. Ею внутри страны были в раннее время плебеи, зависимые клиенты, должники. Однако борьба плебеев с патрициями завершилась запрещением долговой кабалы, ослаблением зависимости клиентов; значительная часть клиентов и плебеев получила небольшие земельные наделы. Заставить же работать свободного земельного собственника, добившегося равноправия и наделенного участком земли, на другого было трудно. Такой рабочей силой мог быть только лишенный всех прав и всякого имущества раб, полученный откуда–то извне.
Речь может идти лишь об адекватных способах и методах регулирования, управления ими (в целях оптимизации, минимизации, гармонизации ) В результате многочисленных эмпирических исследований на территории бывшего СССР и России получены и продолжают накапливаться взаимопроверяемые и дополняющие друг друга сведения о состоянии, структуре, уровне и динамике различных форм девиантного поведения. Ясно, например,что в результате виктимологических опросов,что реальный уровень общеуголовной преступности в 10-15 раз выше официально регистрируемой, что в 93-94гг. вновь начался рост латентности (неучтенности) многих видов преступлений, что существенно определяет взаимосвязь между уровнем и динамикой убийств и самоубийств, что вполне определенным образом меняется структура потребляемых наркотических средств. Будучи порождением социально-экономических, культурологических изменений характеристики девиантного поведения служат показателем,”зеркалом” общественного бытия и “качества” населения. Социология девиантного поведения оказывает существенное влияние на другие научные направления и дисциплины, изучающие общий объект. В трудах социологов, наркологов, психологов все в большей степени рефлексируются идеи девиантологии ( А.Абрумова, А.Дьяченко, И.Карпец, Г.Миньковский, И.Михайловская ). Сложилось отечественное научное сообщество (“невидимый колледж”) специалистов в области социальных отклонений, сохранились научные связи с коллегами из “ближнего зарубежья” (прежде всего Латвии, Литвы, Эстонии) Возникнут и крепнут связи со специалистами из Америки, Европы, Азии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . Современная Россия являет собой идеальную совокупность всех девианотогенных факторов ( состоянии аномии, резкая социальная дифференциация, глубокий экономический кризис, социальная дезорганизация, “смена всех” в идеологии ).
Постановление Правительства РФ от 22 декабря 1992 г. № 1006 «Об утверждении Положения о Государственной архивной службе России». ГАС России (Росархив) в соответствии с Положением от 17 марта 1994 г. № 552 «является федеральным органом исполнительно власти, находящимся в ведении Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляющим государственную политику в области архивного дела». В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г. «совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся частью историко- культурного наследия народов Российской Федерации» образуют Архивный Фонд Российской Федерации. Специальные термины и определения, употребляемые в архивном деле, имеют несколько источников. Основной из них – ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.» ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы разновидности и технические требования.» Основные правила работы государственных архивов СССР.
В этой связи следует подчеркнуть, что Балканы и их роль в международных отношениях, которая существенно возросла с начала XIX века, всегда приходится рассматривать как в общеевропейском политическом контексте, так и в контексте внутренних процессов данного региона. С одной стороны, это международная проблема черноморских проливов, вопрос контроля над которыми был важнейшей частью российской внешней политики, это и общие проблемы Средиземноморья, где сталкивались интересы ведущих европейских государств. С другой стороны нельзя не учитывать как кризисные процессы, происходившие в Османской империи на протяжении XVIII-ХХ вв., так и внутрибалканские проблемы, включающие в себя, помимо межэтнических, социально-экономических, политических и прочих проблем, взаимоотношения балканских народов с Турцией. ВсЈ это способствовало, с одной стороны, постоянному изменению позиций европейских государств и России по отношению к Балканам, а с другой, приводило к многочисленным как локальным, так общеевропейским военным столкновениям в данном регионе.
Деятельность I (27 апреля — 9 июля 1906 г.) и II (20 февраля — 3 июня 1907 г.) Государственной думы ознаменовали начавшееся превращение самодержавия в конституционную монархию и начало российского парламентаризма. Роспуск II Государственной думы и одновременное издание в нарушение манифеста 17 октября нового избирательного закона рассматриваются как завершение первой российской революции. Создание законодательной Государственной думы, хотя и с ограниченными правами, является важнейшим итогом революции. Кроме этого, все партии получили право на легальные печатные органы. Население получило некоторые демократические свободы: право голоса, собраний и др. Была повышена зарплата рабочим, легализованы экономические забастовки. Для крестьян были отменены выкупные платежи, снижены арендная плата на землю. Однако революция не решила основных задач развития страны. Самодержавие, вынужденное пойти в ходе революции на уступки, сохранило свою экономическую и социально-политическую основу. Однако революция 1905 —1907 гг. обнажила всю глубину социально-экономических, политических и иных противоречий, поразивших российское общество, показала неизбежность коренных изменений.
Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации и следствием его стали существенные, хотя и разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Применительно к рассматриваемому периоду ускорилась консолидация древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев, белорусов. К рубежу XI века местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, получают название “Русь”, “Русская земля”, а её обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках - русы, росы, рутены. О степени влияния татаро-монгольского ига на русскую историю историки спорят до сих пор. Рассмотрим две крайние позиции по этому вопросу: 1.Монголо-татарское нашествие принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность.Эту позицию защищали С.Соловьёв, В.Ключевский, С.Платонов,М.Покровский.Традиционна она и для советской историографии. Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в период монголо-татарского нашествия по европейскому пути, но начала отставать из-за масштабных разрушений, человеческий потерь, необходимости платить дань. 2.Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. Предпосылки Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную).
Бум потребительского спроса "на руку" новым спутниковым, кабельным и платным каналам, нацеливающимся на состоятельные слои населения. Растет собственная теле-кинопроизводство, расширяется международное партнерство продюсеров. Коммуникационная политика ряда азиатских государств, в которых экономика западного типа обеспечивающая высокий жизненный уровень сочетается со стремлением сократить западное влияние на традиционные национальные ценности, приспособить азиатскую культуру к западной технологии. Одна из главных задач азиатских СМИ - это пропаганда единства наций, в поддержании мира и гармонии, предотвращение расовых столкновений. Эти меры предпринимаются с целью развивать положительный образ информационной индустрии. Процесс деколонизации (1945-1965 гг.) в Азии, обретение политической независимости, затронул фактические весь Восток. В 70-е годы многие азиатские страны начали активно выступать за изменение существующего положения на международном информационном рынке. Главным шагом в этом направлении стало создание в 1975 году Пула агентств новостей неприсоединившихся стран. Главная цель Пула состояла в обеспечении объективности информации о социальном, экономическом, политическом и культурном развитии этих стран.
Отмечалось, что организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма. Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социальную основу СССР составлял, как отмечалось в этом разделе, союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Закреплялись основные принципы внешней политики. Раздел второй — "Государство и личность" — содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также "все социально-экономические, политические и личные права и свободы". Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей (включавший теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами).
Это пол, возраст, образование (достаточно часто), а также деление населения на городское и сельское o в рядах распределения значения атрибутивных признаков даются по возможности в ранжированной последовательности o для обеспечения сопоставимости данных сохраняются, на сколько это возможно и целесообразно, схемы группировок предыдущих переписей населения или они представлены в виде, удобном для приведения к сопоставлении путем укрупнения интервалов; o используются единые группировки при разработке данных по разным территориям страны; o при изменении со времени проведения предыдущей переписи административных границ какой-либо территории информация об этом дается в виде примечания и сведения приводятся в двух вариантах — в пересчете на единые границы и в пределах границ соответствующих лет. Большинство группировок включает разграничение на городских и сельских жителей. Это один из наиболее динамичных и информационно емких показателей. Он реагирует на любые социальные, экономические, политические события и процессы в обществе. За период с 1939 до 2002 гг. доля городского населения в Приморском крае менялась следующим образом (%): Таблица 1 Год Городское Сельское 1939 51,6 48,4 1959 67,2 32,8 1970 72,8 27,2 1979 75,6 24,4 1989 77,3 22,7 1995 77,5 22,5 1999 78,1 21,9 2002 78,7 21,3 Причины такой динамики соотношения доли горожан и долг сельских жителей общеизвестны.
![]() | 978 63 62 |