![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Индоарийские языки | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Разные представления об изначальной этнической природе русов сопровождаются обычно и соответствующими осмыслениями самого этнонима. Норманисты указывают обычно на финское название шведов "Руотси", не объясняя, что вообще это название значит (а значить это слово в финских языках может "страна скал"), сторонники южного происхождения названия указывают на обозначение в иранских и индоарийских языках светлого или белого цвета, который часто символизировал социальные притязания племен или родов. Источники дают достаточно представительный материал и для иного подобного толкования. В Западной Европе Русь, как говорилось, называлась также Ругией, Рутенией, иногда Руйей или Руйяной. В первые века в Галлии существовало кельтское племя рутенов, которое часто сопровождалось эпитетом "флави рутены", то есть "рыжие рутены". Это словосочетание в некоторых средневековых этногеографических описаниях переносилось и на Русь, и, как это указывалось в нашей литературе, для такого перенесения требовалось какое-то хотя бы внешнее основание
ЯЗЫКИ МУНДА Мунда языки - западная группа языков аустроазиатской семьи. Распространены на территории восточной и центральной Индии (в основном в штатах Бихар, Западная Бенгалия, Орисса). Общее число говорящих св. 9 млн. чел, наиболее распространенный язык (5,4 млн. чел.) - сантали. Классификация не носит окончательного характера. Принято выделять 17 языков мунда, хотя различение языков и диалектов для малых племен условно. Выделяются северная и центрально-южная подгруппы. Северная подгруппа представлена западной субподгруппой: язык курку (или корку) и восточной субподгруппой, называемой также кхервари, включающей языки сантали, мундари, хо, бхумидж, бирхор, тури, асури, кода (или кора), корва. Центрально-южная подгруппа представлена центральной субподгруппой, в которую входят языки кхариа и джуанг, и южной субподгруппой - языки сора (или савара), паренги (в американской терминологии - горум), гутоб (или гадаба), бонда (или бондо, ремо) и дидей (в американской терминологии - гетак). Типологически языки мунда отличаются от других аустроазиатских языков сложной системой глагольной суффиксации, выражением падежных отношений с помощью послелогов и постановкой глагола в конце предложения, т.е. чертами, сходными с индийскими (индоарийскими) языками и дравидскими языками.
В грамматике Панини обращает на себя внимание чрезвычайная сжатость изложения (в целях более лёгкого заучивания правил наизусть). Используется изощрённая система символизации языковых единиц, правил и операций. Впервые в истории лингвистики постулируется понятие "фиктивных" морфем. Синтаксис строится прежде всего как изложение совокупности сведений о функциях существительного в предложении и т.п., разбросанных в разных местах труда. В грамматике содержится ряд приложений в виде списков слов, объединённых грамматическими признаками. Следует отметить преимущественно теоретическую направленность труда Панини, предвосхищающего по своему научному уровню достижения современной формальной логики, структурной и генеративной лингвистики. Последующие грамматические труды в древней и средневековой Индии представляют собой главным образом комментарии или переработки канонизированной грамматики Панини (Вьяди, Катьяяна, Патанджали, а в средние века Чандра, Вараручи, Хечамандра, Джаядитья, Вамана, Бхаттоджи Дикшит). Паниниевские принципы послужили опорой при описании ряда других индоарийских языков (в том числе пракритов)
Близость этих языков объясняется тем, что они оба восходят к пракриту магадхи. Язык ория имеет собственную письменность, хотя и основанную на деванагари, но существенно отличающуюся округлой формой букв от письменности остальных индоарийских языков (ещё сравнительно недавно, в прошлом веке, основным материалом для письма служили пальмовые листья, а орудием для письма металлическое стило). На телугу говорит в Ориссе около 350 тысяч человек в южных округах штата. Урду и хинди в отличие от некоторых других штатов Индии особенно большого распространения в Ориссе не получили – число говорящих на этих языках равняется приблизительно 185 тысяч человек, это главным образом выходцы с севера. В горных округах штата на территории бывших княжеств распространены так называемые языки племён: сантали (334 тысячи человек), кондх, савара и другие. История Сведения о древней истории ория на территории современной Ориссы крайне скудны. Наиболее ранние письменные памятники на языке ория относятся к 13 веку нашей эры. Это брахманские архивы храма Джанганнатха в Пури, представляющие собой связки пальмовых листьев с текстами, которые содержат весьма отрывочные сведения о прошлом ория.
Studien zur Weltkrise. Munchen, 1917. (с.160) Для Месопотамии: Hesse F. Mossul-Frage. Berlin, 1925. (с.160) Uhlig C. Die bessarabische Frage. Eine geopolitische Betrachtung. Breslau, 1926. (с.162) Hassert С. Die anthropogeographische und politisch-geographische Bedeu-tung der Flusse // Zeitschrift fur Gewasserkunde. 1899; Arldt Th. Naturliche Grenzen und staatliche Bruckenkopfe // Zeitschrift fur Politik. IX. 1916; McKinney H.G. Intercolonial water rights as affected by federation. Sidney, 1900. Под формулой третья Италия режим Муссолини понимал борьбу за гегемонию Италии в Европе. Эта формула имела нечто общее с идеей германского Третьего рейха. [с.162] Государственная тайна (лат.). [с.162] Арии (арийцы) так называли себя ираноязычные племена (мидяне, персы и др. в Иране, скифы и сарматы, древние народности Средней Азии и др.). Ариями назывались также племена, распространившиеся во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. в Индии и именуемые в науке индоарийскими. Древнеиранские и индоарийские языки очень близки друг другу, а говорившие на них племена, как показывают древнейшие памятники словесности индийцев (Ригведа) и иранцев (Авеста), имели много общего в хозяйстве, быте, социальном строе, культуре, религии
В то же время вполне допустимо использование метода М. Сводеша и для определения абсолютной хронологии расхождения языков. При этом, однако, следует помнить об относительной корректности получаемых результатов, на которые могут оказывать влияние многие экстралингвистические факторы . Важным условием получения правильных результатов при этом может быть внимательной составление исходных баз данных (т.н. списков М. Сводеша, или лексикостатистических списков). 2. Источники работы Задача данной работы - проанализировать при помощи метода глоттохронологии степень близости между собой диалектов цыганского языка Европы и Азии, а также их отношение к индоарийским языкам Индостана . В этих целях были составлены два лексикостатистических списка. В первый из них включены материалы трех диалектов европейских цыган и диалекта (языка) цыган Армении: 1. Северно-русский диалект, относящийся по классификации Л.Н. Черенкова и Т.В. Вентцель к балтийской группе северных диалектов , а также подробный словарь данного диалекта. Северно-русский диалект в течение длительного времени развивался в русском языковом окружении, что оказало существенное влияние на его структуру (особенно в области лексики и синтаксиса). 2. Кэлдэрарский диалект, образующий вместе с близким к нему ловарским диалектом подгруппу В влашской группы южных диалектов .
SOV; в лексике: значительное количество и.-е. корней; наличие заимствований из хаттского, хурритского и неизвестных язхыков; изоглоссы в области социальной и сакральной лексики, объединяющие анатолийские языки с тохарскими, кельто-италийскими, греческим. 3. Индоарийские языки В число индоарийских (индийских) языков (более 40) входят: группа языков апабхранша, языки ассами, бенгали, бходжпури, ведийский, гуджарати, магахи, майтхили, мальдивский, маратхи, непали, ория, пали, панджаби, группа языков пахари, санскрит, сингальский, синдхи, урду, хинди, цыганский.
Часть этих племён называлась сутии, что в переводе с аккадского означало "кочевники".С III тыс. до н. э. в северной Месопотамии, от верховьев реки Диялы до озера Урмии, на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. По-видимому, они были автохтонными жителями Древней Месопотамии, Северной Сирии и Армянского нагорья. В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения. По языку и происхождению хурриты были близкими родственниками урартских племён, живших на Армянском нагорье. В III-II тыс. до н. э. хуррито-урартский этнический массив занимал всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. до н. э. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, которой они писали по-хурритски и по-аккадски.Во второй половине II тыс. до н. э. из Северной Аравии в Сирийскую степь, в Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племён. В конце XIII в. до н. э. арамеи создали в Западной Сирии и юго- западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.В VIII в. до н. э. арамейские государства были захвачены Ассирией.
Впервые народ с именем "рос" упоминается в сирийской хронике Псевдо-Захарии VI века по Р.Х. в Причерноморских степях по соседству с амазонками и другими скифо-сарматскими племенами. (Амазонки античных историков — это собирательный мифологизированный образ индоиранских кочевых племен, сохранивших традиции матриархата.) Речь идет о сармато-аланском племени русов, родственном персам и жившем в Северном Причерноморье. Известно, что сармато-аланы издавна находились на этой территории. Античные историки тех веков упоминают об обитавшем тогда в Причерноморье племени роксолан. Первый компонент этого этнонима переводится с иранских наречий как "светлый, белый" (кстати, слово рухс обозначает это и в современном осетинском языке). "Светлый" символизирует не столько цвет, скажем, волос, а имеет социальный оттенок, показывая особенное положение племени роксолан в сарматской среде. Белый в индоарийской и иранской мифологии — цвет власти. Потом "рокс", "рухс" превратилось в "рус". Русы объединяются во время Великого переселения народов с праболгарми из Великой Болгарии.
Сейчас имеется возможность говорить о преемственности местного индоарийского субстрата по его отражениям в местном славянорусском. Вряд ли что-либо подобное оказалось бы возможным, если бы "потомки античного населения" не дожили в той или иной форме до появления в Северном Причерноморье славян. Выборку соответствующих примеров парных отношений "индоарийское реликтовое название" - "славянорусское местное название" я даю по материалам этимологического словаря языковых реликтов I doarica в Северном Причерноморье, приложенным к моей одноименной монографии (в рукописи). Остается добавить в разъяснение, что под этими индоарийскими реликтами я понимаю остатки особого диалекта или языка праиндийского вида, отличного от иранского скифского или сарматского языка, существовавшего на смежной, а подчас - на той же самой территории. Двадцатилетние мои поиски помогли выявить индоарийскую принадлежность языка синдо-меотов Боспорского царства и Восточного Приазовья, тавров Крыма, населения низовьев Днепра и Южного Буга (бoльшую детализацию опускаю).
Примером регулярного фонетического соответствия может служить соотношение между твердым и мягким согласным перед и в русском и украинском языках: русское - украинское била, кит, зима в примерной записи средствами русской транскрипции . Это простое фонетическое соответствие почти не знает исключений. Другие фонетические соответствия могут ограничиваться всего несколькими примерами: украинское ведмiдь - русское медведь украинское суворий - русское суровый украинское капость - русское пакость литовское ruky i - древнерусское курити. Во всех приведенных словах происходит перестановка согласных основы. Некоторые регулярные фонетические соответствия распространяются на десятки языков, например, заднеязычный г перед гласными переднего ряда перешел в ж'/д'ж' в романских языках: французское ge eral = "родовой, общий, генеральный"; тот же корень в слове генеалогия "родословная" звучит как ген-, так как в греческом языке такого перехода не было; в славянских: русское жена также имеет древний корень ген-; в индоарийских: слово "живой" в древнеиндийском языке приблизительно звучало , но такого перехода нет в балтийских языках: литовское gyvas "живой".
Патриотический смысл этих построений сводился к переносу индоарийских корней с немецкой почвы на русскую, к замещению мифа ХХ века мифом ХХI века. Это определение, равно как и открытие самого феномена русско-арийского паранацизма принадлежит Майе Каганской. Она же обратила внимание исследователей на группу авторов-фантастов, использующих жанр для пропаганды "самых экстремальных фабул мистического расизма и антисемитизма". Хотя ариософские фабулы вместе с "Влесовой книгой" вроде бы не укладывались в анализ "классовой сущности сионизма", тем не менее, Корнеев внес в список сионистских преступлений "очернение" русского культурного наследия, включая "Влесову книгу". Заинтересованность партийно-государственных антисионистов в паранацистской ариософии, в ее творцах и потребителях выразилась и в курируемой ими издательской политике. Только один пример. Роман-эссе Чивилихина "Память", посвященный "доказательствам" арийских корней русского народа как ведущего народа индоевропейской расы, с 1978 по 1985 год был издан общим тиражом 6 млн. 130 тыс. экземпляров. В постсоветское время (1990-е годы и далее) этот русско-арийский языческий миф получил довольно большое распространение в качестве идеологии (вместе и наряду с чисто нацистской, насаждаемой путем распространения переведенных на русский язык "Мei kampf" и т.п.) неонацистских групп российских штурмовиков - таких, как РНЕ /ныне распавшееся/, венеды, скинхеды и т.п. По большому счету, как эти группы, так и вдохновляющий их "миф XXI века" вряд ли обретут самостоятельное место в политико-идеологическом спектре путинской России, хотя они не уходят со сцены, выполняя, очевидно, кому-то и почему-то нужные роли. Как известно, идеология становится материальной силой, если ею руководствуются влиятельные группы, способные прийти к власти или на власть влияющие, или у власти находящиеся.
Народы классифицируются по языковому признаку. Родственные языки объединяются в группы языков, а группы объединяются в языковые семьи. Самая многочисленная языковая семья – индоевропейская, на языках которой говорят 150 народов Европы, Азии, Америки и Австралии численностью более 2 млрд. чел. К этой семье относятся такие крупные группы языков, как славянская, романская, германская и индоарийская. Свыше 1 млрд. чел. говорит на языках китайско-тибетской семьи. В тех случаях, когда этнические границы совпадают с государственными, образуются однонациональные государства. В том же случае, когда в пределах государственных границ проживает несколько этносов, создается многонациональное государство. В мире преобладают многонациональные страны, например Индия, Россия, Китай, США, Индонезия. Примерами однонациональных стран являются Польша, Германия, Аргентина, Австралия, Япония. 2. Машиностроение является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и др. бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции.
Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность. О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.
Преобладает индо-малайская фауна. В сельском хозяйстве Южной Азии ведущее положение занимают тропические культуры и возделывание риса. Широко распространено террасирование склонов для нужд земледелия. Географическое положение и особенности культуры и быта Южной Азии В физико-географическом отношении Южная Азия включает полуостров Индостан, Индо-Гангскую низменность и Гималаи, а также остров Шри-Ланка и ряд более мелких островов. Физико-географическое обособление Южной Азии основано прежде всего на том, что Индостан является частью древнего материка Гондваны, в то время как остальная часть Азии является частью древней Лавразии. В политико-географическом отношении Южная Азия включает следующие государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивы. Политико-географическое обособление Южной Азии связано с общностью истории и культуры этих стран (вхождение в древние индийские империи и Британскую Индию, преобладание индоарийских и дравидийских языков, область контакта индуизма, буддизма и ислама, другие культурные явления).
Затем разделились и индоарии — создатели Вед постепенно продвигались в Индию, остальные — в Иран через Мидию (возможно, что более раннее проникновение ариев в Иран происходило через Кавказ в Месопотамию), а некоторые из них двинулись в Среднюю Азию. Как утверждают лингвисты и историки, индоиранские и иранские языки имеют основной корень — язык Авесты. К этой ветви принадлежат также языки славянские, германские, кельтские, романские, греческий, армянский и др. Наличие общего языкового корня у всех языков указывает на их генетическое родство. В частности, индоарийские и иранские языки представляли собой тогда единую группу (индоарийские, прежде всего авестийский и древнеперсидский — с одной стороны, ведический и санскрит — с другой). Близкими у ариев Ирана и Индии являются также ритуал и обряды, культ огня и священного налитка хаомы. В Средней Азии потомки индоиранской ветви почитали божество хаомы и божество огня. Мужчины собирались в доме главного жреца и обращались к данным божествам. Жрец держал в руке барсом из тамариска, разливая священный сок из почитаемого растения – хаому (эфедра), которую пили с молоком.
Наибольшее географическое разнообразие форм речи свойственно языкам сельского населения. Это разнообразие может принимать форму диалектов одного языка или генетически неродственных языков. В обоих случаях социальные функции этих средств аналогичны: они служат для внутреннего пользования и сосуществуют с официальными кодами, к которым обращаются при общении с посторонними. В средневековой Европе, например, мы обнаруживаем островки кельтской речи в альпийский районах, вкрапленные в романскую и германскую диалектные области. На востоке Европы славянские языки перемежаются с германскими диалектами, а на юго-западе баскский соседствует с романскими. Аналогичным образом в Индии в глубине индоарийской территории можно обнаружить севернодравидийские племенные языки и сунда языки типа корку. Арго, или специальные разновидности речи, распадаются на несколько типов. Арго первого типа, которые можно назвать субрегиональными или региональными диалектами, служат в качестве средства торгового и межгруппового общения. Они напоминают торговые языки племенных ареалов в том отношении, что мало кодифицированы и лишены сколько-нибудь значительного престижа. Языковое расстояние между этими кодами и местными формами речи может быть невелико, если и те и другие суть диалекты одного и того же языка.
Так, уже во второй половине XX века в связи с углубленными исследованиями языков Сибири из числа диалектов чукотского языка был выделен керенский язык, из корякского - алюторский, из кентского - югский, из нанайского - ульчский, которые ныне считаются полноправными языками. До сих пор не исключены случаи открытия новых, не известных науке, языков, причем даже в густонаселенных и хорошо изученных районах. Так, в 1954 г. советский лингвист И.М. Оранский обнаружил в Таджикистане не описанный ранее язык парья, принадлежащий к индоарийской языковой группе, но достаточно сильно отличающийся от других входящих в нее языков. Но все же генеалогическая классификация имеет некоторые слабые стороны. Поскольку генеалогическая классификация имеет исторический характер, то необходимо, чтобы языки были представлены в ней на всех этапах их развития. Однако известно, что состояние наших знаний нередко делает это требование невыполнимым. Как раз для очень небольшого числа языков мы располагаем сведениями, и то неполными, об их относительно древних состояниях.
![]() | 978 63 62 |