![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Этногенез славян и индоевропейская проблема | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Языкознание и проблема этногенеза славян Лингвистика свидетельствует, что язык славян принадлежит j индоевропейской семье, куда входят также балтские, германские, италийские, кельтский, греческий, армянский, индоиранские, албанский, а также распространённые в древности фракийские, иллирийские, венетский, анато лийские и тохарские языки. Первая схема дифференциации индоевропейских языков (рис.P1) была выполнена ещё в середине XIXPв. немецким учёным А.PШлейхеромP основателем теории родословного дерева в языкознании,[11] ныне имеющая лишь историографический интерес. Рис.P1. Схема членения индоевропейского языка А.PШлейхера Вопрос o прародине индоевропейцев обсуждается в историко-лингвистической литературе давно и пока не решён. Предлагаются весьма различные её локализации как в Европе (в центральной части континента; от Рейна до Дона; в Балкано-Дунайском регионе; в причерноморско-прикаспийских степях и других), так и в Азии (Месопотамия; Армянское нагорье; Индия и другие регионы). Дифференциация индоевропейской этноязыковой общности не была одноактным процессом, а растянулась на дваP три столетия
Таков первый принцип , положенный в основу изучения древнейшего периода в истории славянства . Второй принцип заключается в следующем . Нельзя ограничить разыскания о древнейших судьбах славян каким-то определенным периодом , объявив его , и только его , временем происхождения славян , этиогенеза славян . Поиски предков исторических славян не могут быть ограничены по времени . При современном уровне наших знаний мы можем проследить древнейшие судьбы славянства , начиная только с определенного времени , и более отдаленные эпохи пока что недоступны для исследователя . Следовательно , проблема происхождения славян , этногенеза славян , должна сводиться к тому , каким наиболее ранним периодом можно датировать известные нам на данном этапе развития науки о языке древнейшие сведения о славянской речи . При этом надо учесть , что следует говорить именно о языке славян , а не об отдельных его элементах , восходящих к индоевропейской языковой общности . Настает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под названием венедов. О венедах знали еще в Древней Греции.
Салтово-маяцкая культура М., 1967, с. 187. 208 61) Приходнюк О. М. Об этнокультурной ситуации в Днепровском лесостепном пограничье во второй половине I тысячелетия н. э В кн.: Проблемы этногенеза славян.P Киев, 1978, с. 114. 209 62) Швецов М. Л. Погребения салтово-маяцкой культуры в Поднепровье В кн.: Древности Среднего Поднепровья Киев, 1981, с. 96. 210 63) История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина кн. 1. СПб., 1842, с. 73. 211 64) Соловьев С. М. История России с древнейших времен кн. 1-М., 1959, с. 149. 212 65) Полное собрание русских летописей, т. 37-Л., 1982, с. 18. 213 66) Маяцкое городище. Труды советско-болгаро-венгерской экспедиции М., 1984, с. 57. 214 67) Плетнева С. А. На славяно-хазарском пограничье. с. 278. 215 68) Кузнецов В. И. Очерки истории алан Орджоникидзе, 1984, с. 114. 216 69) Рыбаков Б. А. Русь и Хазария В кн.: Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. Сб. статей. М., 1952, с. 76, 88. 217 70) Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.P М., 1982, с. 377.P (Разрядка моя.P В. К.) 218 71) Плетнева С. А. От кочевий к городам
Они составляли вторую волну “вступающего в политическую историю восточного славянства”, после антов. П. Н. Третьяков полагает, что восточные славяне “Повести временных лет” являлись обширными племенными объединениями, конфедерациями племен, “примитивными народностями или народцами”. В основу периодизации этногенеза славян П. Н. Третьяков, ставит принцип социально-экономической обусловленности этногонического процесса, что соответствует материалистическому пониманию исторического процесса в целом. Книга П. Н. Третьякова “Восточнославянские племена” содержала целостную концепцию славянского этногенеза. В конце 30-х годов были закончены “Киевская Русь” Б. Д. Грекова, “Очерки истории Левобережной Украины” В. В. Мавродина, появились посвященные этнической истории восточных славян работы Н. С. Державина, Б. А. Рыбакова, А. В. Мишулина. Самым значительным трудом, оказавшим наибольшее влияние на сложение представлений о начальном периоде восточнославянской истории в 40—50-е годы, явилась монография Б. Д. Грекова16, где впервые проблема славянского этногенеза выступила в тесной связи с проблемами экономического и социального развития Киевского государства. Б. Д. Греков широко использовал фактические данные и этногенетические построения археологов.
Сказанным исчерпываются возможности современной лингвистики в освещении проблемы происхождения и ранней истории славян. Очевидно, что без привлечения данных языкознания решать вопросы славянского этногенеза невозможно. Вместе с тем нельзя не отметить, что лингвистика располагает неограниченными возможностями прежде всего для всестороннего изучения глоттогенеза, а не этногенеза славян. Для освещения этногенетической проблематики языковые данные оказываются во многих местах недостаточными и неконкретными. Лингвистика в изучении этногенеза встречается с двумя неразрешимыми проблемамиP определением конкретной территории, где происходил исследуемый глоттогенез, и его детальной датировкой. Хотя язык и является наиболее существенным маркером этнических общностей, разрешение детальных процессов славянского этногенеза находится за пределами возможностей лингвистической науки. Вместе с тем глоттогенез является неотъемлемой частью этногенетической науки, и с результатами, полученными современным языкознанием, бесспорно, обязан считаться всякий исследователь, в той или иной степени решающий вопросы происхождения и ранней истории славян
Подробнее у меня написано об этом в последних частях серии "Языкознание и этногенез славян", опубликованных в "Вопросах языкознания" за 1985 г. Там избран аспект типологических германо-славянских аналогий. Так, одна из германских аналогий поучительна тем, что подсказывает неуместность точных хронологических датировок появления славянского этноса. Другая такая аналогия помогает сформулировать мысль об отсутствии следов древнего индоевропейско-неиндоевропейского двуязычия в Европе как на германском, так и на славянском материале. Следующая германо-славянская аналогия касается не только и не столько языка, сколько всей этнической динамики, и выражается в общем для ряда индоевропейских этносов движении на Север с последующими возвратами на Юг. Она вписывается (здесь я целиком доверяюсь консультации археолога ) в древнюю экспансию культуры воронковидных кубков на север в результате сильного постгляциального потепления, но и в более поздние эпохи подкрепляется выразительными свидетельствами, указывающими на "приток населения южного происхождения", т.е. конкретно со Среднего Дуная, в бассейн Одера в бронзовый век.
Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье. Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н.э. до первых веков н.э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем ("словене") славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI веком н.э. Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н.э., а к концу II века до н.э. на территории южных и центральных районов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура, носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Поднестровью и Днепру. Во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современных исследователей, также является праславянской.
Третий этап (V-VII вв. н.э.) совпадает с началом широкого расселения славян, что в конечном счете привело к делению единого языка на отдельные славянские языки. Эта периодизация во многом соответствует основным этапам исторического развития ранних славян, восстанавливаемого на основе данных археологии. Дальнейшее расселение славян из висло-днепровской района происходило, по мнению С.Б. Бернштейна, на запад до Одера, на север до озера Ильмень, на восток до Оки, на юг к Дунаю и Балканам. С.Б. Бернштейн поддерживает гипотезу А.А. Шахматова о первоначальном разделении славян на две группы: западную и восточную; из последней в свое время выделились восточная и южная группы. Именно этим объясняется большая близость восточнославянских и южнославянских языков и некая обособленность, в частности фонетическая, западнославянских. К проблеме этногенеза славян неоднократно обращался Б.А. Рыбаков. Его концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке. Историю славян Б.А. Рыбаков начинает с эпохи бронзы - с XV в. до н.э. - и выделяет пять ее этапов.
Утверждал, что славянский язык – язык “сколотский”, т.е. скифский и сарматский. С 50-х гг. XX в. начинает широко изучается древнейшая история русского народа, уже с применением археологического материала (до этого времени археологические источники использовались, но в небольших количествах). Огромный вклад в изучение этногенеза славян внесли так же видные русские-советские ученые, как Рыбаков Б.А., Третьяков П.Н., РусановаИ.П., СедовВ.В. С применением археологических, топонимических источников, основательно изучали эту проблему в русской истории. Прародина славян, по Б.А.Рыбакову, доходила до Одера и Варты, проходила севернее Припяти, земли по Днепру с устьями рек Березина, Десна, Сейм, а с юга была ограничена течением Росси и Тясьмина, Юж. Буг, Днестр и Прут и шла по северному склону Карпат. П.Н.Третьяков подчеркивал сложность процесса славянского этногенеза, в котором на разных этапах вовлекались многие племена, считал, что предки славян теряются среди древних европейских земледельческо-скотоводческих племен.
Устным творчеством, как источником пользовались авторы «Повести временных лет». Страницы летописи пестрят передачей прямой речи, которая произносилась до появления письменных источников, и сохранялась в памятниках устного характера. Летописец использовал и многочисленные сказания, предания, легенды о походах на Константинополь, о князьях- варягах, о вещем Олеге и мудрой Ольге и др. Возникнув ранее появления письменности, фольклорное творчество продолжало жить и развиваться. Наслаивались новые темы и элементы, совершенствовалась форма, вкладывались новые идеи и содержание, но характер творчества оставался прежним, отражая прошлое, события настоящего, надежды народа на лучшее будущее. ПИСЬМЕННОСТЬ Вопрос о появлении русских письменных памятников тесно связан с проблемой возникновения письменности у восточных славян. Эта проблема до конца еще не решена, однако основные пути и особенности зарождения письменности могут быть прослежены. Составление упорядоченной славянской азбуки относится ко второй половине IX в. Тогда же великие славянские просветители братья Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык многие, в первую очередь богослужебные, книги.
Происхождение славянского мира " М. 1995 г. Итак, выскажу собственный взгляд на вопрос древней истории славян и венедов - либо тех же славян, либо весьма близкого славянам индоевропейского народа. " Лужицкая " археологическая культура является плодом эволюционного процесса восходящего к целому ряду созданных индоевропейцами археологических культур развивавшихся не только на территории Европы но и на значительной части Евразии, включая равнины центра континента, Переднюю и Малую Азию, вплоть до долины Инда. Процесс этот весьма не прост и говорить о нем предметно можно лишь при условии знакомства с колоссальным объемом фактических данных. В центре Европы " Лужицкой " культуре предшествовали созданные индоевропейцами археологические культуры " Воронковидных кубков " и " Шаровидных амфор " IV-III тыс. до н. э., которые на самом деле являлись культурными эпохами, как минимум вбирающими основы прото-германского, прото-славянского, а возможно прото-кельтского и прото-балтского миров континента. Тут следует иметь в виду следующее. Общеиндоевропейские параллели в языках, мифологиях, в материальных культурах и социальном строении отдельных народов восходят к V-II тыс. до н. э. и к более ранним эпохам, ибо в эти тысячелетия клокотал большой индоевропейский вулкан, располагавшийся на равнинах юга Восточной Европы, на юге Урала, на юге Западной Сибири и на равнине Средней Азии.
Древняя Европа и индоевропейская проблема Ранняя этническая история народов Европы относится к проблемам, вызывающим оживленные дискуссии. Вопрос о том, что представляло собой население Европы в эпоху энеолита и бронзы, связан с проблемой формирования индоевропейской языковой общности и ее локализации. В индоевропейских языках, распространившихся на территории Европы, обнаруживаются элементы явно неиндоевропейского происхождения. Это так называемая субстратная лексика - реликты исчезнувших языков, вытесненных индоевропейскими языками. Субстрат оставляет следы, иногда весьма заметные, не только в лексике, но и в грамматической структуре диалектов племен, переселившихся на новые места жительства. В последние десятилетия исследованиями Л. А. Гиндина установлено наличие нескольких субстратных слоев на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря. Среди них выделяется эгейский субстрат - конгломерат гетерогенных и разновременных топонимических и ономастических образований. Гораздо более однороден, по мнению исследователей, минойский - язык линейного письма А, бытовавший на Крите уже в III тыс.
Зачем это США? К решающему моменту реформы международных финансов Россию выкинули из состава совета директоров. Ей нет места даже на приставной табуретке. В роли лакеев? В конце концов, масса приятного: после заседания можно допить из стакана и докурить брошенную сигару. Тоже неплохо, но конкуренция большая и за это надо бороться с другими бедняками. Например, Италия гораздо лучше России. "Из всех прихлебателей я самый очаровательный", - это не про нас. А рядом с границами России, между ней и Европой появилось вражеское государство. Что потеряла Россия в ходе украинского кризиса? Размеры и население. 50 млн. жителей, грамотных и трудолюбивых, практически единственные пригодные для сельского хозяйства земли в России, порты, транспортные коридоры. Национальный фактор и идеология. В русском этногенезе славяне и 10% не составляют. Больше всего угро-финнов. Классический угро-финн – это ненец или манси, человек с ярко выраженными азиатскими чертами. Только там, где они сливаются с другими народами и расами, возникают иные черты: финны (со скандинавами и славянами), венгры и мордва (с тюрками). Второй нацией в этногенезе были татары – классические тюрки.
Но у северо-восточных склонов Бескид и Карпат, в междуречье истоков Сана, Днестра и Западного Буга, ландшафт меняется: между равнинными и горными лесами вклинивается чернозёмный лесостепной клин, постепенно расширяющийся к юго-востоку и переходящий в степь. Лесная область к северу от него – восточнее Буга, верховьев Припяти, всего течения Немана, за исключением лишь приморской полосы Прибалтики – начинает отличаться от европейских лесов. Здесь сильнее различие времен года: в январе средняя температура ниже Вступ. ст. Н.И. Толстого и Л.Н. Гумилева. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. Ср. противоположный случай, когда говорят о стране света Америке, расположенной на двух континентах – Североамериканском и Южноамериканском. Ключевский В. О. Курс русской истории. ч. I . М., 1937, , с. 36. Трубецкой Н.С. Мысли об индоевропейской проблеме (1937). Изд.: Трубецкой н,с, Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987. С. 59. Здесь и далее старославянские и древнерусские формы с буквой «ять», передававшей закрытый дифтонгообразный звук, по техническим причинам передаются через букву “е”. (Ред.) Трубецкой Н. С. Верхи и низы русской культуры: «Вестник Моск. Ун-та». Сер. 9. Филология. 1991, № 1, с. 89–91. Копецкий И. Л. Евразийство: Евразийская хроника. Вып. 1, Прага, 1925, с. 5–6. Трубецкой Н. С. Общеевразийский национализм: Евразийская хроника. Вып. IX. Париж, 1927. с. 28. ср., в связи с высказыванием о «многонародной нации» –– учение Л.П.Карсавина об иерархии соборных личностей (индивидуальные личности –– сословные личности –– личности малороссийская, великоросская и др. –– общерусская личность –– соборная всеевразийская личность).
Ее основоположником был знаток древнерусского языка академик А.А. Шахматов. Он определял славянскую прародину в бассейне Западной Двины вблизи Балтийского побережья. По его мнению, этот регион стал исходным пунктом славянских миграций. Отсюда единый славянский массив продвинулся сначала в Повислинье, на среднее и верхнее течение Вислы. Это направление колонизации втянуло славян в Великое переселение народов. Далее они уже разошлись разными потоками: одни двинулись на юг в пределы Византии, другие на Русскую равнину, третьи – на запад вплоть до Одера. Шахматов ближе других историков подошел к решению вопроса о месте древнейшей родины славян и утверждал, что славяне не были пришельцами в Восточную Европу, а сложились на ее огромных просторах в результате консолидации отдельных родоплеменных образований. Академик Б.А. Рыбаков на основании новых археологических данных предпринял попытку объединить обе версии решения проблемы славянской прародины и этногенеза. Согласно его теории, славяне принадлежали к древнему индоевропейскому единству, которое сложилось в V–IV тыс. до н.э. в северо-восточной части Балканского полуострова и на территории Малой Азии.
ВВЕДЕНИЕ «Откуда есть пошла Русская земля» - этот вопрос интересовал первых русских летописцев, и этими словами начинается наша древняя летопись «Повесть временных лет». Первые известные нам русские летописцы – Никон, Иван, Нестор, Сильвестр, а также другие неизвестные, творили свои произведения на берегах Днепра-Славутича в Киеве, в Новгороде на берегу Волхова, и все они начинали повествование с того, «откуда Русская земля стала есть». Как свидетельствуют древнейшие письменные источники, русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы, а также во всемирной истории. Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь, игравшее на Востоке Европы ту же роль, что на Западе государство Карла Великого. Проблема происхождения славян, равно как и вопрос о возникновении этнонима рус/рос, – извечная проблема нашей отечественной историографии. От Нестора и до наших дней делались попытки найти прародину славянских народов, ответить на вопрос, «Откуда есть пошла Русская земля». Споры вокруг проблематики славянского этногенеза и возникновения этнонима «рос» никогда не утихали в отечественной науке, продолжаются они и теперь.
Такому достаточно высокому уровню грамотности у древних славян способствовало то, что жили они общинным строем, обеспечивающим взаимоподдержку каждого; у них не было феодального имущественного расслоения, не было бедных. И потому любой ребенок, независимо от крестьянского, ремесленнического или княжеского происхождения, при желании имел возможность получить "начальное образование", которое, собственно, и можно считать "грамотностью". Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая "Велесова книга"(Приложение №2). В конце 9-го века новгородские волхвы переписали ее с более древних источников, раскрывающих нам историю славянских народов, которая уходит на три с половиной тысячи лет в прошлое: начиная с того времени, как произошло разделение индоевропейских народов. Гипотеза. Решение проблем образования и воспитания требует специальной подготовки, изучения истории образования в целом и исторических корней российского образования в частности. Следовательно, для решения проблем современности необходимо серьезное изучение методического материала, создание и освоение новых технических разработок в области педагогики, подготовка высококвалифицированных специалистов, исследование наработанного опыта предков. Цель исследования. Всестороннее изучение воспитания и обучения в древнерусском государстве в XI – XV веках. Задачи. 1. Изучение проблемы возникновения и развития славянской письменности. 2. Изучение проблем обучения в Древнерусском государства. 3. Исследование основных принципов воспитания в Древней Руси. Объект исследования.
Итак, нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - украинцы, русские и белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы. По своему языку все славяне относятся к большой семье индоевропейских народов, издавна населявших Европу и часть Азии (до Индии включительно). В индоевропейскую семью языков входят несколько групп родственных языков: славянская, балтийская, германская, романская, иранская, индийская и др. Среди индоевропейских народов к славянам наиболее близки народы балтийской группы: литовцы, латыши и древние пруссы. Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории славянских народов.
![]() | 978 63 62 |