телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАВсё для дома -30% Игры. Игрушки -30% Сувениры -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литература

Символика иконописи Древней Руси

найти похожие
найти еще

Браслет светоотражающий, самофиксирующийся, желтый.
Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях. Легкость крепления позволяет
66 руб
Раздел: Прочее
Коврик для запекания, силиконовый "Пекарь".
Коврик "Пекарь", сделанный из силикона, поможет Вам готовить вкусную и красивую выпечку. Благодаря материалу коврика, выпечка не
202 руб
Раздел: Коврики силиконовые для выпечки
Чашка "Неваляшка".
Ваши дети во время приёма пищи вечно проливают что-то на ковёр и пол, пачкают руки, а Вы потом тратите уйму времени на выведение пятен с
222 руб
Раздел: Тарелки
Символика иконописи Древней Руси В истоках русской культуры, и литературы - в частности, лежит православие. Древнерусские художественные произведения часто напрямую использовали религиозные сюжеты - как в живописи (иконописи), так и в литературе. Христианская православная символика, запечатленная на иконах работы древних мастеров, отразится и в русской культуре последующих веков, вплоть до наших дней. Можете ли вы сказать, что понимаете смысл православной иконы? В большинстве случаев, к великому сожалению, ответ будет отрицательным. А ведь в иконе все наполнено смыслом, каждая деталь имеет свое значение. При этом многие понятия обозначаются символами. Важное значение имеет сочетание цветов и оттенков и многое другое. В Православной Церкви существует великое множество икон. На этой странице мы расскажем только о некоторых из них. ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ: 1. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА. На некоторых иконах Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе - отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре - 89 лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: "Есть ли что трудное для Господа?". И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог. Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними - угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три ангела. 2. НОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА Встречаются и другие иконы Святой Троицы, на которых Бог Отец изображен в виде Старца. В нимбе над Его головой те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие, как говорилось выше, "Сущий", но сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой - орудие нашего Спасения - Крест. Бог Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над Ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, потому что Он явил Себя при Крещении Спасителя. 3. ОТЕЧЕСТВО. Существуют и иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидит Спас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный во младенческом или отроческом возрасте. Над ними, как и на иконе "Новозаветной Троицы", - Святой Дух в виде голубя. Такое изображение называется "Отечество". Это и предыдущее изображения Святой Троицы, строго говоря, неканонические, хотя встречаются нередко. ИКОНЫ СПАСИТЕЛЯ: 4. СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. Как известно, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудесно запечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Сам святой убрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного образа, или иначе "Спас Нерукотворный" встречаются очень часто. На иконе "Спас Нерукотворный" изображен только Божественный лик Спасителя, причем это изображение может быть различным.

Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 (8) июля и 4 ноября (22 октября). 21. ИВЕРСКАЯ. На Иверской иконе Пресвятая Богородица держит Богомладенца на левой руке; правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указуя на Него. Голова Спасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей к Нему голову. На правой щеке Пресвятой Богородицы изображена рана, из которой течет кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону. Празднование Божией Матери в честь Ее Иверской иконы совершается 25 (12) февраля, 26 (13) октября и во Вторник Светлой (Пасхальной) седмицы. 22. ЗНАМЕНИЕ. На иконе "Знамение" Пресвятая Богородица изображена с молитвенно воздетыми руками, а на фоне круга (так называемой сферы, символизирующей Божественную славу) помещен благословляющий Богомладенец. Такое изображение Богородицы относится к одному из самых ранних иконописных образов. "Знамением" же икона стала называться после чудесного знамения от Новгородской иконы, бывшего в 1170 году. В тот год удельные князья, объединившись, замыслили покорить Великий Новгород. Громадная рать обложила город. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Они молились дни и ночи. Архиепископ Новгородский, с тех пор как город был окружен, неустанно молился в Софийском соборе перед иконой Всемилостивого Спаса. В третью ночь он вдруг почувствовал священный трепет, и от иконы раздался голос, повелевающий ему взять образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону вынесли на городскую стену и поставили ее лицом к осаждающим, те не смягчились сердцем и не вразумились, а пустили на это место стены тучу стрел. Одна из стрел попала в священный лик Богоматери. И тут свершилось чудо - икона сама отвернулась от осаждающих и обратилась лицом к городу, а из очей Пречистой Девы потекли слезы. В то же время на воинов, осаждавших город, напал великий ужас. У них помрачилось зрение, они стали поражать друг друга. Тогда новгородцы, ободренные знамением, наголову разбили многочисленное войско нападавших. Тогда же, в воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, и было установлено 10 декабря (27 ноября по старому стилю) празднование Ее иконе, именуемой "Знамение". 23. ДОНСКАЯ. Младенец сидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Ее лицу. Богоматерь тоже склонила голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Спаситель протянул вперед правую руку, к плечу Матери, а в левой держит свиток. Ноги Его обнажены до колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы. Икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь Дмитрию Донскому в битве с татарами. Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске во время Куликовской битвы (1380 год) - ее носили по лагерю. После победы казаки поднесли икону в дар Дмитрию Донскому, и он поставил ее в Успенском соборе в Коломне. Празднование Донской совершается 1 сентября (19 августа). 24. ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ. Божия Матерь на этой иконе изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на главе. Перед Ней - бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи, слова из молитвы к Богородице: "Помощница еси обидимым, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление".

Неопалимая купина - это объятый пламенем, но несгораемый куст. На иконах он изображается в виде двух наложенных друг на друга четырехугольников (иногда - треугольников) с вогнутыми сторонами, так что получается восьмиугольная (шестиугольная) звезда. Зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого - пламя. На фоне звезды - Богоматерь с Младенцем. Иногда в руке Богородицы изображается гора нерукосечная (символ ее по пророку Даниилу), лестница (символ видения Иакова: "Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божии восхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней"), врата (видение пророка Иезекииля: "Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто же проиде их, токмо один Господь Бог наш"), жезл - символ изображения Христа ("жезл от корене Иессеева и цвет от него - Христос".). В четырех красных углах - символы евангелистов: святого Марка - лев, святого Луки - вол, святого Иоанна - орел, святого Матфея - Ангел. Иногда Богоматерь с младенцем пишутся в "славе", состоящей из двух концентрических кругов, заполненных Ангелами. Празднование - 17 (4) сентября. 30. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Сюжет иконы - предание, известное с X века, о видении святого Андрея Христа ради юродивого во Влахернском храме Константинополя. В один воскресный день, 1 октября, святой Андрей и его друг Епифаний молились в храме о спасении города от сарацин (мусульман) и вдруг увидели Богородицу в окружении ангелов и святых. Она стояла в воздухе и держала над присутствующими покров (омофор - длинное и узкое тканое покрывало) в знак своей защиты и покровительства. На иконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря (иногда - на облаке), руки Ее раскинуты в стороны и держат красный покров (иногда покров придерживают ангелы). Внизу - апостолы, мученики, святители, толпа молящихся, а также обнаженный до пояса блаженный Андрей и его ученик Епифаний. "Покров Пресвятой Богородицы" празднуется 14 (1) октября. 31. О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ. В основу сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление) Богородице, написанного святым Иоанном Дамаскиным: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храм и раю словесный." В середине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в "славе". Вокруг Нее - ангельский собор. Наверху - большой храм, деревья, травы; внизу - род человеческий, пророки, святители, преподобные, апостолы, мученики, праведные жены. Около трона внизу - Иоанн Дамаскин с развернутым списком, на котором пишется начало акафиста: "О Тебе радуется." 32. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ. Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости не было у них детей, но вот однажды явился Ангел и объявил Анне, что родится у нее дочь, которую надлежит посвятить Богу, то есть в трехлетнем возрасте отдать на воспитание в храм. Младенец родился в положенный срок к радости родителей, и этот момент запечатлен на иконах "Рождества Богородицы". Анна полулежит на высоком ложе, около нее - служанки. Муж Анны, Иоаким, стоит у изголовья ложа в позе молящегося или любующегося младенцем. Внизу обычно изображается сцена купания младенца - Марии. Служанки держат ребенка, пробуют воду в чаше.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Энциклопедия «Искусство». Часть 2. Д-К (с иллюстрациями)

Иконографией называют и раздел искусствознания, изучающий символику и канонические сюжеты искусства. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо исторического лица (Петра I, В. И. Ленина и др.). «Богоматерь Донская» («Умиление»). Кон. 14 нач. 15Pв. Сергиево-Посадский музей-заповедник Ещё в древних цивилизациях существовали строгие предписания для художников, сложившиеся на основе религиозных представлений. В Византии и Древней Руси были созданы специальные руководстваP своды иконописных подлинников, где содержались схемы изображения персонажей и событий Священной истории. Канонические (то есть единственно верные) правила изображения иконописных образов ограничивали фантазию художника лишь тем, что ему не дозволялось придумывать какие-либо дополнения и вариации, не соответствовавшие древнему церковному преданию. В рамках единого канона в разные эпохи и в разных областях создавались иконы, различные по цветовой гамме, линейному ритму и настроению. Это позволило историкам искусства выделить различные иконописные школы. «Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Первая треть 13Pв. Ярославль

скачать реферат Художественная культура Древней Руси

Среди известных произведений древнерусской живописи имеется значительная группа «краснофонных» икон, т.е. изображений с одноцветной киноварной плоскостью фона (по иконописному – «света»). В эту группу входят знаменитые иконы «Еван, Георгий и Власий», «Чудо Георгия», «Илья пророк». История иконописи Древней Руси сохранила сравнительно мало имен художников. Средневековое творчество тяготело к анонимности, иконописец крайне редко указывал свое авторство на создаваемых им произведениях. Оставаясь в безвестии, художник придерживался своеобразной этики: важно не имя мастера, написавшего икону, а предмет его изображения. Наряду с этим анонимность иконописного искусства была связана с коллективной работой над иконой. Не только подготовка доски, грунта, красок, но и сама живопись часто исполнялась не одним человеком. Строгая канонизация живописи в известной степени сковывала художественное творчество, предопределяя в ней более длительное и устойчивое византийское влияние, чем в архитектуре. Строго по византийским образцам были написаны даже первые иконы Русских Святых Бориса и Глеба. То же можно сказать о мозаичных работах Софии Киевской – изображениях Богоматери Оранты и Христа Вседержителя в центральном куполе собора.

Шарики пластиковые, цветные, 80 штук, диаметр 85 мм.
Пластиковые шарики - веселая игра для малышей, ими можно играть где угодно - дома, на улице, в детском саду, наполнять детский манеж,
529 руб
Раздел: Шары для бассейна
Коробка подарочная "Милые вещицы".
Коробка подарочная. Материал: мелованный, ламинированный, негофрированный картон плотностью 1100 г/м2. Отделка: полноцветный декоративный
302 руб
Раздел: Коробки
Таблетки для посудомоечных машин "Babyline", для всей семьи, 25 штук.
Babyline рад представить Вам свою новинку: таблетки для посудомоечных машин для всей семьи! Теперь Вам не нужно мыть и полоскать детскую
342 руб
Раздел: Для посудомоечных машин
 Язычество Древней Руси

Таковы изображения на рязанских золотых колтах, на каменно-бродской гривне, на Мстиславовом евангелии и на золотом колте из Чернигова.(Кондаков Н. П. Русские клады. СПб., 1896; Гущин А. С. Художественное ремесло древней Руси. Л., 1936; Рыбаков Б. А. Языческая символика русских украшений XII в.. М., 1965. Специальная таблица на с. 353 отведена аграрной символике борисоглебских вещей XII - XIII вв. (см. рис. 1 и 2).) Несколько иная трактовка плаща видна на Суздальском оплечье - здесь плащ разделен на клетки, внутри которых точками изображены зерна. Все оплечье состоит из медальонов, украшенных изощренными формами процветшего креста, выражавшими ту же идею буйно распускающегося ростка. Колты, диадемы и мониста-оплечья были торжественным, вероятно свадебным, убором русских знатных женщин, и помещение на них изображения Бориса и Глеба с кринами по бокам и в плащах, усыпанных кринами, тесно связано с символикой всей свадебной обрядности, выражавшей в разной форме идею плодородия, начала новой жизни. Представляет интерес каменная иконка из Старой Рязани начала XIII в

скачать реферат Русская иконопись. Язык икон

СОДЕРЖАНИЕ 1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 1.1. Корни древнерусской иконописи 1.2. Причины забвения русской иконы 1.3. Признание громадного художественного значения древне- 2. ЯЗЫК ИКОН 2.1. Сюжеты древнерусской живописи 2.2. Образы Спаса 2.3. Образы Богородицы Список литературы - 3 - 21. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 21.1. Корни древнерусской иконописи 0 Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и под- ростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образо- ванные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драмати- ческой судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории. Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древ- ние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распространение во всех православных странах.

 Империя - I

Далее, в 30 км от Шуи [61], находится и старинное село Палех известный центр русской иконописи и лаковой «палехской росписи». 6. 6. 4. Река Волга-Ра и «Река Рая» Теперь можно попытаться по-новому взглянуть и на загадочную реку Рая, текущую, как пишет пресвитер Иоанн, через его царство. Какая река течет через Ярославль? Река Волга. А как называлась река Волга в средние века? РА. Волгу упоминали под именем «Ра» многие древние и средневековые авторы. В частности, так называли Волгу Птолемей и все остальные античные авторы, писавшие об этой реке. Река Ра Волга это и есть, вероятно, «река Рай» или «река Рая». Кстати, до сих пор по-мордовски река Волга называется Рав или Раво, [22], с.337. Заметим, что название Волги как Ра писалось на картах в форме: Rha [193], с.150. В этом названии звучит русское слово Река. Таким образом, мы обнаружили в древней Руси некоторые важные названия, упоминаемые в Письме Иоанна. И именно там, где они и должны быть по нашей реконструкции, то есть в непосредственной близости от Великого Новгорода Ярославля. 6. 6. 5

скачать реферат Лекции по культурологии

В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство. В условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви, общих тенденций практически всех отраслей древнерусской культуры: архитектуры (преимущественно храмовой), иконописи, музыки (в частности, хоровой), летописания, литературы, естественнонаучных представлений. Именно благодаря единству интенсивно развивавшейся древнерусской культуры на месте распавшегося государства Киевская Русь не возникло множества стран и народов, как в Западной Европе. Более того, сама раздробленность, ослабляя Русь как надэтническое единство, как великую европейскую державу, в то же самое время усиливала русскую средневековую культуру, рождая многочисленные культурные центры: Владимир, Тверь, Новгород, Псков и другие со своими архитектурными, живописными, летописными, литературными стилями, не выходящими за пределы общекультурного единства и национального своеобразия.

скачать реферат Преемственность языческой и христианской культур у восточных славян

Еще в первой половине XIV в. при сливании кваса окружающие поднимали страшный шум, призывая и величая языческих богов (в том числе и кваса), и били в бочки. Но уже под1358г. в новгородской летописи отмечалось, что новгородцы «того же лета целоваша (т.е. клялись) бочек не бити».[ Д.С.Лихачев. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М-Л-1962г] А русская деревня еще долго-долго была языческой. В материалах сельских курганов этого времени очень мало предметов, связанных с христианством. Зато многочисленны украшения, обусловленные языческой символикой. Особый интерес представляют привеси-амулеты. Они связаны с заклинательной магией. Привески в виде стилизованных птиц и животных и животных, очевидно, связанны были с их животными свойствами. Изображение зубов, когтей хищников служили для ограждения от зла. Амулеты-гребни являлись оберегами от болезней и нередко носились на груди вместе с освященным крестиком. В оформлении оружия и воинских доспехов многие орнаментальные композиции сложились на почве политеистической мифологии. [Крянев Ю.В., Павлов Т.П. Двоеверие на Руси. М-1988г, с.365] ФОЛЬКЛОР Подлинным духовным богатством Древней Руси было устное народное творчество во всем многообразии его проявлений: песни на бытовые, обрядовые и исторические темы, пословицы и поговорки, сказки и былины.

скачать реферат Павел Михайлович Третьяков

На почве традиционного ремесла, с принятием христианства в X веке, ювелирное искусство Древней Руси развивалось в едином русле византийской культуры, тесно соприкасаясь с романским западом и мусульманским востоком. Разнообразные технические приемы позволяли ювелирным мастерам с помощью удивительных сочетаний драгоценных металлов и драгоценных камней достигать особой выразительности при изображении сложных орнаментальных узоров. Эти материалы не только украшали иконы, книги, ткани, сосуды и т.д., но и служили важным компонентом в храмовом, церковном искусстве при создании символических образов божественного мира, его красоты и славы. Вгалерее представлены иконы в серебряных окладах, шитье жемчугом, богослужебные книги, обложенные позолоченным серебром, камнями и эмалями; предметы церковной утвари - кресты, образки, чаши, дарохранительницы. Из фонда декоративно-прикладного искусства впервые показано светское серебро петровского и екатерининского времени, мастерских XIX - начала XX века. Из фонда графики - миниатюрные портреты, исполненные поэзии и романтизма, обрамленные золотом и серебром. Экспозиция дает возможность не только познакомиться с произведениями ювелирного искусства, но и, являясь отчасти продолжением экспозиции иконописи, представляет замечательный ряд русских икон XIV - начала XX века.

скачать реферат Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI - XIII веков

В его исследовании, посвященном древнерусской миниатюре, помимо «объективно-фактологического» аспекта проблемы нашли отражение социально-психологические особенности восприятия, свойственные средневековому человеку. Социальная функция средневекового костюма, правила его ношения, символика – были рассмотрены в очерке «Одежда», написанном им для «Истории культуры Древней Руси». Многие психологические аспекты общественной жизни Руси X – XIII вв. получили освещение в трудах И.Я.Фроянова. При реконструкции социальных и политических процессов особенности сознания учитываются исследователем наравне с фактами, лежащими в юридической, экономической и политической плоскостях. Так, например, при рассмотрении роли князя в социальном устройстве русских земель-волостей им были вскрыты пережитки языческих представлений, связанных с сакрализацией роли вождя в архаических обществах. Общественная структура, развитие политических событий и социальной борьбы трактуются И.Я.Фрояновым с учетом того, что в сознании людей XI – XIII вв. оставалось еще очень много черт доклассовой, родовой ментальности.

Музыкальный коврик "На ферме".
Новый музыкальный коврик разработан специально для малышей. Он большой, яркий, обучающий и интерактивный! 27 весёлых зверюшек, 40 загадок
681 руб
Раздел: Развивающие коврики не интерактивные
Швабра для пола, с отжимом.
Швабра может использоваться для мытья пола, стен и окон. Пригодна для чистки ковров. Моющая губка - 27 см. Ручка - телескопическая, длина
331 руб
Раздел: Швабры и наборы
Игра "Городки".
Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом",
378 руб
Раздел: Городки
скачать реферат Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца

Это, безусловно, дисциплинарные требования. И как всякие дисциплинарные требования, они могли быть и бывали нарушаемы - и именно во избежание этих нарушений им была придана форма соборных постановлений. Но, созданные на исходе классической эпохи русского иконописания, они очевидно опираются не на некий абстрактный идеал, а скорее стремятся закрепить черты, в реальной действительности присущие в эту эпоху древнерусским художникам. Обращение к христианской традиции, как мы видим, позволяет с уверенностью сказать, что навязываемый нашему сознанию тип художника - агрессивного нарушителя запретов и законов, и тем обретающего скандальный интерес и вместе с ним громадные деньги - отнюдь не "вечен". Православие, придавая огромное духовное значение иконописи, создало тип художника, следующего строгой моральной дисциплине, как раз в опоре на канон обретающего огромную творческую свободу. Именно твердое осознание роли иконописи как служения божественной правде, осознание личного вклада иконописца в это служение стало основой глубокого почитания личности художника, его устойчивого чрезвычайно высокого положения в древней Руси.

скачать реферат Жизнь и творчество Андрея Рублева

Корни древнерусской иконописи. Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории. Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего “образ”, “изображение”) возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета.

скачать реферат Иконы

Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения. Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления - древнерусской иконописи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное искусство, 1978. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. - М., Просвещение, 1993. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи. - М., Изобразительное искусство, 1970. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. - М., Просвещение, 1974. Ямщиков М.С. Сокровища Суздаля. - М. Изобразительное искусство, 1970.

скачать реферат Рублев

Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или жёлтым, красным, зелёным, синим) фоном. Иконописцы называют его светом. И это действительно изображение Божественного света, иначе говоря – сферы, по смыслу и символике не столько ограничивающей и замыкающей, сколько безграничной и сверхпредельной. Однако её непроницаемость в сочетании с обратной перспективой не удаляла, а приближала к зрителю изображённое на иконе. Пространство иконы не «уходило» от зрителя, увлекая его за собой (как это бывает при созерцании картины), а словно шло ему навстречу вместе с помещёнными в нём святыми. Икона – произведение искусства очень сложное по своей внешней и внутренней организации, художественному языку и выполняемым задачам. Поэтому нельзя считать икону примитивом, а иконописцев – художниками второго сорта, ремесленниками, способными лишь перерисовывать один у другого и не владевшими познаниями, необходимыми «настоящему» живописцу. Такой на иконопись был, к сожалению, распространён в XIX веке, когда мастерам Древней Руси ставили в вину незнание анатомии и приёмов построения прямой перспективы.

скачать реферат Русская классика и современность на уроке литературы

Возьмем для примера «Повесть враменных лет».Автор постоянно цитирует Священное Писание, проповедует и наставляет современников. Работая над "Повестью временных лет", можно показать учащимся различие между древнерусскими летописями и западными историческим хрониками, а также сравнить описание одних и тех же событий в летописи и в трудах историков последующих веков таких, как Карамзин, Соловьев, Ключевский. Курс литературы Древней Руси может быть дополнен разговором о храмовой архитектуре и иконописи. Историко-литературный курс 8-11 классов включает и изучение литературы 18 века, эпохи классицизма, когда наблюдается резкий разрыв между культурой Древней Руси и Российской империи. Реформы Петра резко изменили направленность русской литературы, носителями и создателями российской культуры становятся уже не монахи, дворяне, но связь ее с Библией не прерывается. Конец ХIХ и начало ХХ века - время смутное и тревожное, полное страшных предчувствий и пророчеств. Обострение социальных противоречий, стремительный рост технического прогресса, смешение этических норм, эксперименты в духовной жизни - это все приметы наступления нового века.

Конструктор "Цветной", 65 деталей.
Конструктор - это игра развивающая кругозор, знакомящая с различными формами и цветами, а также развивающая воображение Вашего ребёнка.
584 руб
Раздел: Деревянные конструкторы
Настольная игра "Ответь за 5 секунд. Детская".
5 секунд на каждый вопрос. Попробуем? Назовите две вещи на букву Р! Два круглых предмета! Три способа поздороваться! Три ближайших улицы!
1490 руб
Раздел: Игры со словами
Увлекательная настольная игра "Геометрика", новая версия.
Геометрия станет одним из самых любимых предметов, если начать её изучение с «Геометрики». Это простая и увлекательная настольная игра.
392 руб
Раздел: Карточные игры
скачать реферат Старообрядчество в период раскола русской православной церкви.

Первые поселения староверов на Урале появились на реке Нейве и её притоках. Беглопоповцы расселились в районе Невьянска. Нижнего Тагила и Екатеринбурга. В пределах Пермской области официально зарегистрированы приходы в Перми, Очере, Чайковском. Первые заводы Демидовых, фактически, были созданы старообрядцами. Поговаривали, что сами Никита и Акинфий были тайными раскольниками. Они выписывали лучших мастеров староверов, принимали беглых, скрывали их от переписей. Акинфий Демидов даже построил на окраине Невьянска старообрядческий монастырь. Таланты староверов дали в последствии богатые всходы. Ефим и Мирон Черепановы построили в 1833-34гг. первую в России железную дорогу и первый паровоз. В невьянских владениях Демидовых сложилась своеобразная школа иконописи. Это самобытное явление культуры получило название «Невьянская икона» В ней сохранялись традиции Древней Руси и в то же время входили тенденции нового времени в виде черт барокко и классицизма. Популярность невьянских старообрядческих иконописцев была настолько велика, что в XIX в. Они работали уже и для официальной церкви. В Екатеринбурге с 1999г. существует уникальный бесплатный частный музей «Невьянская икона». В марте 2006г. в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые в Москве с успехом прошла выставка коллекции екатеринбургского музея «Невьянская икона: уральская горнозаводская иконопись XVIII-XIX веков». Генерал В.И. де Генин тоже ценил трудолюбие староверов и серьёзным гонениям их не подвергал.

скачать реферат Из истории русской науки об искусстве

Открытия древнерусской иконописи в наше время доказывают правоту Буслаева. Русская культура и искусство были для Буслаева не только предметом научного изучения. Оценка русского прошлого была делом его мировоззрения, национального самосознания, и потому он так напрягал свою критическую зоркость, чтобы определить его особую судьбу и самобытность. „Это искусство, — заметил он как-то раз мимоходом, говоря о всей русской культуре в целом, — соответствовало суровому сельскому народу, медленно слагавшемуся в великое политическое целое, народу трудолюбивому, прозаическому и незатейливому на изобретения ума и воображения". В этой сдержанно-строгой оценке нет ни доли самообольщения. Такие слова имел право произнести ученый, отдавший жизнь изучению прошлого своей родины и кровными узами связанный с ее судьбой. Вот почему с такой горечью он говорил о Руси домостроевской, Руси московских царей. К сожалению, именно этими речами, исторгнутыми болью в сердце за судьбу родины, Буслаев заслужил позднее упреки в непонимании всей Древней Руси.

скачать реферат Культура Руси и древнего мира

Стало сильным влияние Византийской культуры. Смягчение наказаний за преступления. Принятие христианства на Руси проходило мирно. Укрепляется авторитет и международные связи Руси. 2 АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, РЕМЕСЛА. Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров - зодчих, живопиздцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали каменными (по Византийскому образцу). "Десятинная церьков" - 1-е камеенное здание. Спасо-Преображенский собор - самый "византийский" храм древней Руси. Софийский собор в Киеве - сохранился и сейчас. Это - огромный храм, построенный при Ярике Мудром. Внутри этого собора есть шедевр - фигура Софии Оранты. С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор Михаила - Архангела в Смоленске). Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески.

скачать реферат Икона „Сретение" из Троице-Сергиевой лавры

Для этого необходимо вникнуть во внутренний строй художественного мышления Древней Руси. Икона „Сретение" из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, произведение, созданное в ближайшем окружении Андрея Рублева, дает очень много для понимания живописного творчества всей Древней Руси (J. Lebedewa, A drej Rublev, Dresde , 1962. ). Пятьдесят лет тому назад, говоря об изображении Сретения в фресках Нередицы, представитель иконографической школы Н. Покровский утверждал: „. ни в иконографическом типе, ни в стиле нет признаков русской оригинальности, ее мы знаем вообще в этом сюжете только в XVI веке" (Н. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. - „Труды VIII Археологического съезда", Спб., 1892.). Правда, Н. Покровскому в то время были незнакомы лучшие шедевры древнерусской живописи, открытые лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Но если бы даже они были ему известны, он в качестве представителя иконографической школы, к которой примыкали и Н. Кондаков и Г. Милле, вряд ли заметил бы в них „признаки оригинальности", так как в русской иконописи этого времени в изображениях евангельских праздников, в частности Сретения, не встречается существенных отступлений от иконографических типов, выработанных в Византии и с тех пор ставших каноническими. Действительно, Н. Покровский признавал оригинальность только в русских изображениях Сретения XVI века, в которых к традиционным фигурам добавлены взывающие к Спасителю из ада праведники, падающие идолы, намекающие на предсказанное Симеоном падение Израиля, и т.д. Недавно американский искусствовед Д.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.