![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Государственная служба Приказной системы управления | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В период феодальной раздробленности княжие Д. чаще всего были холопами. С 15 в. Д. уже землевладельцы, среди них встречаются и мелкие феодалы. Дьяки становятся чинами правительственной администрации; наиболее высокопоставленные из Д. — думные дьяки (с 16 в.). Д. руководили канцеляриями («дьячими избами») центральных (приказы) и местных учреждений. За службу Д. получали денежное жалованье. Постепенно создалась наследственная приказная бюрократия, обязанная своим возвышением государю. Тесно связанная между собой и с поместным дворянством, служила опорой самодержавной власти в борьбе с боярской аристократией. Среди Д. были крупные государственные деятели А. Ф. Курицын, И. М. Висковатый, А. Я. и В. Д. Щелкаловы, А. и Л. Ивановы и др. Лит.: Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961; Лихачев H. П., Разрядные дьяки XVI в., СПБ, 1888; Богоявленский С. К., Приказные дьяки XVII в., в сб.: Исторические записки, т. 1, [М.], 1937; его же, Приказные судьи XVII в. [Список], М.—Л., 1946; Ерошкин Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Зимин А. А., Дьяческий аппарат в России второй половины XV — первой трети XVI в., «Историч. записки», т. 87, М., 1971
Реформа государственной службы должна осуществляться в условиях гласности и при участии гражданского общества. Государственная служба должна функционировать в интересах граждан РФ и объединений гражданского общества: быть открытой системой; быть подконтрольной государству и гражданскому обществу и т.д. Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации» была утверждена Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. ( o 1336). Однако поставленные задачи не были полностью выполненные в указанные сроки. Президент указом от 12 дек. 2005 г. ( o1437) продлил срок действия федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 гг. Программой предусмотрена следующая система мероприятий: - Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы; - Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации федеральных государственных служащих; - Создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы; - Формирование системы управления государственной службой.
Муштра, машинообразность всей жизнедеятельности, диктатура иерархии, педантичная дисциплина и т.д. в ней превзошли все известные образцы такого рода в прошлом. Армейская жизнь скрыта от общества. Лишь разоблачения из ряда вон выходящих преступлений и трагические события (вроде скандальных самоубийств и убийств) на миг приоткрывают завесу. Армейская каста имеет иерархическую структуру. Ее верхушка формируется из выходцев из высших слоев общества, а тс, кто попадает в нес из средних слоев, допускаются в высшие слои. Представители верхушки входят в сверхгосударство в качестве членов правящей элиты «кухни власти», руководителей секретных служб, президентов фирм и банков. Они сохраняют позиции в армии как в своей вотчине. Средние слои армейской иерархии суть подразделения средних слоев общества, причем обеспеченных в качестве государственных служащих с особыми привилегиями. Армия является одной из важнейших сфер карьеры молодых западоидов наряду с руководством бизнесом и службой в системе управления ЗС и ГО, как это и подобает лучшим представителям расы господ
Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвлённого аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определённом круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями. Всё это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин "приказ". Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казённый приказ.
Опричное правительство неизменно покровительствовало крупному купеческому капиталу. Царь Иван заявил однажды английскому купцу Дженкинсону: «Мы знаем, что нужно выслушивать речи о купеческих делах, так как они опора нашей государственной казны…» Царь пожаловал из опричнины громадные земельные владения купцам Строгановым и предоставил обширные привилегии английской купеческой компании. Он заботился о внешней торговле и старательно поддерживал «нарвское мореплавание». Именно в опричнине появились первые в русской истории концессии, предоставленные иностранному промышленному капиталу. Монархия поддерживала купеческий капитал в той мере, в какой это ей было выгодно. Случалось, что опричные власти подвергали купцов прямому грабежу. Опричные погромы деморализовали жизнь общества, но не могли изменить основных тенденций общественного развития, отчетливо обнаружившихся в период реформ. Развитие приказной системы управления вело к усилению централизации. Возросло значение служилой дворянской бюрократии. Возникли более представительные соборы, органы будущей сословно-представительной монархии
Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы - службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах. Приказная система управления просуществовала до конца XVII века. В 1654 г. учреждается Счетный Приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны, и для этой цели ему доставляются приходно- расходные книги за 1653-1663 гг.; на него же возлагается задача обревизовать Большую Казну за 50 лет. Приказы учреждены были не только в столице, но и в разных территориях. В Счетный приказ поступали недоимки прошлых лет и остатки от ассигнованных по разным ведомствам сумм со всего государства. Однако система была сложной и запутанной: единых правил составления смет не существовало, итоговый бюджетный баланс не подводился, контроль исполнения отсутствовал. Затем, в известной мере, может быть признана контрольным учреждением так называемая Ближняя Канцелярия, учрежденная Петром Великим в 1699 г. В нее должна была доставляться "со всех приказов по вся недели ведомость, что, где, чего в приходе, в расходе и кому что должно на что расход держать, чтобы ему, Великому Государю, о тех делах известно был о всегда".
Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Вместе с тем выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками. Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ.
Земские соборы, заседавшие почти непрерывно, занимались законодательством, изысканием средств для пополнения казны, церковными и внешнеполитическими делами. В 1620-е гг. государственная власть несколько окрепла и земские соборы стали созываться реже. В 1630-е гг. они уже обсуждали гл.о. внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необходимых для ведения войн. Боярская дума по-прежнему оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Состав Боярской думы пополнялся приближенными и родственниками царя, думными дворянами и думными дьяками. Для XVII в. характерна тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д. На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы - органы центрального государственного управления. Самодержавие во 2 пол. XVII в. Со 2 пол. XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать. В правление Алексея Михайловича (1645 - 1676) четко обозначается новая тенденция в развитии политического строя страны - постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.
Различались дьяки: государевы, крупных феодалов (в том числе церковных - владычни, монастырские), вечные (при городском вече), городские, земские и т.д. В период феодальной раздробленности княжие дьяки чаще всего были холопами. С 15 в. дьяки уже землевладельцы, среди них встречаются и мелкие феодалы. Дьяки становятся чинами правительственной администрации; наиболее высокопоставленные из дьяков – думные дьяки (с 16 в. 4-й (низший) чин Боярской думы.). Дьяки руководили канцеляриями ("дьячими избами") центральных (приказы) и местных учреждений. За службу дьяки получали денежное жалованье. Постепенно создалась наследственная приказная бюрократия, обязанная своим возвышением государю. Тесно связанная между собой и с поместным дворянством, служила опорой самодержавной власти в борьбе с боярской аристократией. Среди Д. были крупные государственные деятели А. Ф. Курицын, И. М. Висковатый, А. Я. и В. Д. Щелкаловы, А. и Л. Ивановы и др.Литература: Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Русском государстве, М., 1961; Лихачев H. П., Разрядные дьяки XVI в., СПБ, 1888; Богоявленский С. К., Приказные дьяки XVII в., в сб.: Исторические записки, т. 1, , 1937; Зимин А. А., Дьяческий аппарат в России второй половины XV - первой трети XVI в., "Исторические записки", т. 87, М., 1971.Буржуазия - (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus - укреплённый город), господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью на средства производства и существующий за счёт эксплуатации наёмного труда.
Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система «кормлений» наместников, ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Название «кормление произошло оттого, что областные управители собирали пошлины в свой карман, т.е. в буквальном смысле кормились за счет населения. При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский, Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий, Поместный, Казанский, Сибирский, Челобитный. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления. В 1549 году «собор примирения» принял решение об исправлении Судебника «по старине» и год спустя приказы передали на утверждение думы новый Судебник. Составители не внесли изменений во взаимоотношения феодалов и крестьян. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и «суд Божий» - поединок между спорящими, «за правыми сила».
В конце XV – первой половине XVI в. дворцово- вотчинная система сменяется приказной системой управления, т.е. возникают специализированные административно-судебные учреждения. В удельный период власть князя основывалась не на идеях подданства, а на договорных отношениях свободных обывателей удела и князя, связанных обоюдными выгодами. Свободное общество в удельном княжестве состояло из трех основных классов: вольные слуги с боярами, люди черные, городские и сельские. Холопы как несвободные люди не составляли общественного класса в юридическом смысле слова. Особое положение занимали разные разряды лиц, состоящих при церкви, с духовенством во главе. В древние времена и позже в период существования московского царства, на Руси накапливался опыт построения государственного порядка с ограничением верховной власти. К середине XV в. представительная власть потеряла прежнее значение на большей территории России. Возникающему в XVI в. самодержавию противостояла тенденция реализации другой модели цивилизованного развития.
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Дисциплина: «Региональное управление и экономика» РЕФЕРАТ на тему: «Методы маркетинговых исследований в регионе» Выполнил: студент группы № 015 Катан Д.А. Проверил: Нижний Новгород 2002 год. СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Принципиальная схема маркетинговых исследований 4 2. Методы маркетинговых исследований в регионе 8 2.1. Математико-статистические методы многомерного сравнительного анализа 9 2.2. Таксономические методы 11 3. Факторный анализ 13 4. Корреляционный анализ 15 5. Регрессионный анализ 16 Заключение 21 Используемая литература 22 ВВЕДЕНИЕ Экономическая реформа, направленная на формирование рыночных отношений, вносит глубокие изменения в содержание и методы анализа социально- экономического развития, подготовку необходимой для этого анализа информации. Новая система анализа должна быть разработана в соответствии с современными требованиями на всех уровнях государственного и хозяйственного управления. Соответственно возникла необходимость развития ряда новых направлений экономического анализа, изменения общей его методологии, в том числе и по традиционным направлениям, которые продолжают. сложившуюся ранее практику.
В то же время он очень осторожно писал о существовании тогда самого военного ведомства, считая, что разрядные записи как тип деловой документации возникают раньше Разряда. В таком случае, встает вопрос - в каком учреждении готовились назначения на командные должности, составлялись и велись записи о них? Н. М. Рогожин полагает, что зарождение приказной системы управления относится к концу XV - началу XVI вв, а в середине XVI в. первые учреждения канцелярского типа превратились в государственные органы центрального и местного управления. Принципиально важное значение имеет утверждение автора о военном назначении всех первых приказов. Первая известная запись разрядного типа сохранилась в Московском летописном своде конца XV в., в рассказе о походе великого князя Ивана III на Новгород в октябре 1477 г. Летописец, воспользовавшись недошедшими до нас документами (в разрядных книгах эта запись отсутствует) подробно, по полкам, перечислил выступающих на войну московских воевод. Роспись военачальников была сделана и для Вятского похода 1489 г., она, также, не сохранилась в официальных разрядных книгах. В.И. Буганов полагал, что разрядные записи стали вестись с 1460-х гг., так как в местнических спорах о событиях раннего времени использовались не документы великокняжеской канцелярии, а показания авторитетных лиц.
Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками. Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей из прежней. Такое перерастание началось в конце XVв. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI века уже под руководством Ивана Грозного. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ, ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей). Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.
Основные проблемы политического развития России в конце XVII в. 1.Громозкость и дезорганизованность приказной системы управления страной. 2. Отсутствие единства местного управления (попытка в конце XVII в. привести его к единству введением института воеводства. 3.Падение боеспособности армии: необходимость военной реформы. Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно-представительной монархии к самодержавию. В стране усиливается власть царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сторону усиления там представительства дворянства. В 1678 — 1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов. 3 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел.
С целью нормативного обеспечения реформы государственной службы, прежде всего, планируется принятие новой редакции закона о государственной службе, а также законов о воинских званиях, дипломатических рангах и других специальных званиях, о статусе судей (в новой редакции), о прокуратуре (в новой редакции), таможенного кодекса, проекты которых должны быть представлены на рассмотрение Верховной Рады Украины в 2000–01 гг., а также ряда других законов. В перспективе целесообразно принятие Основ законодательства Украины о государственной службе, где возможно также урегулирование вопросов, связанных с прохождением службы в государственных учреждениях и организациях. С расширением законодательной базы измениться и место правового института государственной службы в системе административного права, концепция реформы которого разрабатывается рабочей группой, созданной распоряжением Кабинета Министров в мае 1997 г. В перспективе правовой институт государственной службы может сформироваться в подотрасль административного права со своей общей частью, регулирующей основные вопросы организации и прохождения государственной службы и особенной – регулирующей отдельные виды государственной службы (в таможенных органах, в судах, в милиции и т.д.). Таким образом, реформа государственной службы в рамках комплексной административной реформы приведет к радикальному изменению системы государственного управления всеми сферами общественной жизни, превратит ее в один из определяющих факторов дальнейших экономических и социальных реформ в Украине.
Таким образом, был завершен процесс законодательного оформления крепостного права. Насильное обращение крестьян в холопов было запрещено. Удовлетворены были требования и посадских людей, недовольных существованием “белых” слобод, т. к. они включались в тягло, что облегчало жизнь посада в целом. Уложение закрепило понятие государственного преступления, каковым считались измена, заговор против государя и преступный умысел на “государьское здоровье”. Отдельные правовые нормы Соборного Уложения 1649 продолжали действовать до начала 19 в. Усиление самовластья При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине 17 в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы “служилого города”. Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов.
В их числе можно выделить органы обеспечения государственной службы и органы управления государственной службой. Орган обеспечения государственной службы - это государственный орган или, как правило, подразделение государственного органа, задачами которого являются исполнение или организация исполнения норм, правил и предписаний системы государственной службы применительно к специфике данного государственного органа. Орган управления государственной службой - это государственный орган, чьим назначением является поддержание и развитие в соответствии с общественной динамикой системы отношений государственной службы, в том числе определение в соответствии с конкретными общественными потребностями границ государственной службы, ее видов и отраслей, организация управления государственной службой, ее персоналом, обеспечение порядка, условий и процедур реформирования государственной службы, повышения профессионализма и компетентности государственных служащих. В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. дано определение как органов обеспечения государственной службы, так и органов управления государственной службой, а также кратко очерчена их компетенция.
![]() | 978 63 62 |