телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАРазное -30% Видео, аудио и программное обеспечение -30% Красота и здоровье -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литература

Проблема экспликации понятия «культура» в историко-культурологическом анализе

найти похожие
найти еще

Браслет светоотражающий, самофиксирующийся, желтый.
Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях. Легкость крепления позволяет
66 руб
Раздел: Прочее
Крючки с поводками Mikado SSH Fudo "SB Chinu", №4BN, поводок 0,22 мм.
Качественные Японские крючки с лопаткой. Крючки с поводками – готовы к ловле. Высшего качества, исключительно острые японские крючки,
58 руб
Раздел: Размер от №1 до №10
Забавная пачка денег "100 долларов".
Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь внимательней, и Вы увидите
60 руб
Раздел: Прочее
К сожалению, проблема начала возникновения культуры еще не получила должного теоретического и методологического осмысления в культурологии. Чаще всего ограничиваются рассмотрением последовательности культурных слое в, начиная с древнейших поселений в границах некоторой территории, и, таким образом, неявно принятый в качестве исходного внекультурулогический принцип территориальности фактически элиминирует проблему начала возникновения некоторой культуры. Поэтому в культурологической литературе проблема начала воз никновения культуры не получила должного внимания или формулируется и решается в достаточно абстрактной форме, как, например, у А.Тойнби ("Вызов-и-Ответ"). О. Шпенглера ("рождение", "детство" культуры). Когда можно говорить о начале древнегреческой, французской, немецкой, бразильской, монгольской и других культур? Представляется, выделение единых, универсальных критериев вряд ли возможно и целесообразно в сил у неоднородности культурно-исторического процесса. В рамках предлагаемого понимания культуры как объективной ценностно-мыслительной реальности проблема начала культуры сводится к выявлению её исходной тематической структуры (ИТС) , а рассмотрение последующего её развертывания и преобраз ования выступало бы как развитие культуры, её ментального пространства. У культур, корни исторического раз вития которых уходят в глубокую древность, в качестве ИТС может выступать тематическая модель мифологического соз нания с поправкой на особенности мифологического восприятия конкретного народа. Очевидно, что задача выделения такой структуры всегда будет сталкиваться с трудностями неполноты эмпирического материала, поскольку дошедшие до нас сведения чаще всего отрывочны или же записаны в более поз дний период уже внешним наблюдателем, непроиз вольно наложившим печать интерпретации другой ценностно-мыслительной системы. М ежду тем, теоретическая конструкция мифологического сознания не может быть универсальным средством постр оения ИТС. Например, у относительно молодых культур (австралийской, канадской, США) в качестве исходного будет служить ценностно-тематическое пространство на период колонизации. На наш вз гляд, предлагаемый способ решения проблемы начала возникновения культуры как выявление её ИТС представляется достаточно эффективным. Если традиционный территориальный подход служит сред ством внешнего упорядочивания культурно-исторического материала, то тематический подход позволяет проследить внутреннюю логику становления и развития Духа изучаемой культуры как идеализированного объекта, разворачивающегося в пространстве. При этом в зависимости от задач исследования любая фаза развития культуры может рассматриваться в качестве исходной тематической структуры, при условии наличия письменных источников, достаточных для осуществления тематического анализ а. Та к, построение ИТС итальянской культуры возможно от начала основания Рима. Исследование исходных тематических структур белорусской, русской и украинской культур представляется целесообразным начать с анализ а ФТ С языческой культуры древних славян. Как известно, мы не располагаем письменными источниками непосредственно языческой культуры восточных славян. Имеются лишь отрывочные сведения внешних наблюдателей (христианских писателей Киевской Руси и чужеземных историков, путешественников, представителей других культур).

Проблема экспликации понятия «культура» в историко-культурологическом анализе Приступая к культурологическому анализу формирования и развития ФТС, определяющей раз вертывание ментального пространства древнерусской культуры эпохи Киевской Руси, необходимо предварительно уточнить понятие культуры и проблему начала возникновения культуры. В исторических исследованиях обычно неявно принимается двоякое понимание культуры, которое нередко приводит к неопределенности. В основе одного представления лежит принцип территориальности, согласно которому упорядочивани е материала и его рассмотрение происходит в границах некоторой территории. Историческое раз витие культуры, таким образом, складывается в виде слоеного пирога: древние слои составляют сведения о первобытных поселениях, з атем рабовладел ьческий, феодальный слои и так вплоть до современного. В настоящее время каждый этап все более детализируется. Основу другого понимания культуры составляют этноментальные характеристики, которые часто наз ывают «духом», «душой» народа. Чаще всего эта двойственность понимания культуры сливается в единое монолитное целое, воспринимается как нечто само собой разумеющееся и выступает проверенным, эффективным средством упорядочивания и осмысления культурно-исторического материала. Однако в процессе этногенез а в границах некоторой территории, когда распадаются старые этнические образования, возникают новые, сталкиваются различные этносы (или культуры) в результате з авоеваний и т.п., проявляется неоднородность, двуполюсность понимания культуры подобного рода. Отсюда нередко преувеличение одного из аспектов понятия культуры приводит к противоречиям и парадоксам. Так, среди украинских историков, культурологов преобладает территориальный подход в определении начала и генез иса украинской культуры. Украинскими называют поселения трипольской культуры, этническая принадлежность населения которой до сих пор неопределена . Те, кто отрицает вообще существование украинской культуры, ссылаяс ь на отсутствие самостоятельной высокой украинской культуры и т.п., с необходимостью сталкивается с трудностью идентификации того культурно-исторического процесса, который имел место в этом регионе. В русской, советской и постсоветской л итературе проблема начала русской культуры и её пространственного ареал а ещё более неопределе нна, имеет множество противоречий, по существу методологически грамотно не поставлена и не обсуждается. Единодушно эпох а Киевской Руси относится лиш ь к русской кул ьтуре как её древнерусскому э тапу, изначально полиэтнический характер русской кул ьтуры (в этом смысле, на наш взгляд, корректней было бы употребление термина «российская культура») практически не учитывается и настойчиво сл авянизируется. Фактически же господствует «государственный» подход в оценке начала и пространства русской культур ы. К русской культуре относятся все те культурные процессы, которые имели место в Киевской Руси, Московском государстве, Российской империи, СССР и постсоветской России. Неявность этого определения русской культуры, а, следовательно, его методологическая и теоретическая непродуманность, необоснованность, а также существенные изменения границ выше названных государств и их ментальных пространств – все это служит источником неопределённостей, неточностей в исследованиях.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Сборник 'Наше отечество' - Опыт политической истории (Часть 2)

Ленин на VIII партконференции в декабре сделал категорический вывод: "Представители обывателей, мелкой буржуазии, тех, кто в бешеной схватке труда с капиталом колебались, стали решительно на нашу сторону и на поддержку их мы можем теперь отчасти рассчитывать". Многомиллионная крестьянская масса отдала победу в гражданской войне большевикам. Этот вывод менее всего оспаривался современниками и менее всего вызывал сомнений у историков. Ну а какова роль в защите и упрочении "пролетарской диктатуры" самого пролетариата? Это вопрос более тонкий. Здесь, перефразируя слова Энгельса, можно выразиться, что проблема "материальности" понятия "диктатура пролетариата" это вопрос не двух-трех фокуснических фраз, а результат длительного и всестороннего анализа фактического материала. Хорошо известна роль рабочего класса в создании органов государственной власти в центре и на местах, организации армии и т. д. (где эти рабочие преимущественно и осели навсегда), но каково было положение и настроение их коллег, оставшихся у станка? Привлекает внимание фраза из одного документа о том, что распоряжение о мобилизации только рабочих в Красную армию повлекло массовый переход рабочих в крестьяне

скачать реферат Философское обоснование понятия культуры как объективной ментальной реальности

Философское обоснование понятия культуры как объективной ментальной реальности Исходной посылкой настоящего исследования является представление о культуре как объективной, целостной ментальной реальности. По нашему мнению, подобного рода понимание культуры может служить достаточно эффективным средством конкретного историко-культурологического анализа. Культура рассматривается нами как развертывающаяся во времени ментальная  пространственная конфигурация, которая образуется множеством элементарных теоретических объектов – тем. Методологическое обоснование целесообразности и эффективности подобного рода подхода при осуществлении конкретного историко-культурологического исследования будет проведено ниже. Однако, поскольку в современной культурологии преобладает субъективистски ориентированное понимание культуры, необходимо провести философское обоснование понятия культуры как объективного ментального образования. Прежде всего, следует отметить, что в рамках объективно идеалистической традиции в западной философии по существу разрабатывалось понимание культуры как системы объективного духа. ”Мир идей” Платона представляет собой иерархически упорядоченное метафизически ментальное пространство, на вершине которого находится идея Блага.

Беговел "Funny Wheels Rider Sport" (цвет: зелёный).
Беговел - это современный аналог детского велосипеда без педалей для самых маленьких любителей спорта. Удобный и простой в
2900 руб
Раздел: Беговелы
Сиденье в ванну, белое.
Материал: экологически чистый пластик. Цвет: белый. Внутреннея ширина от 45 см до 75 см, Размер пластмассового сиденья 37 см длина и 30 см
782 руб
Раздел: Решетки, сиденья для ванны
Чайник со свистком Nadoba "Virga", 2,8 л.
Чайники серии Virga изготовлены из высококачественной нержавеющей стали 18/10. Прочное трехслойное капсульное дно изделий не деформируется
2499 руб
Раздел: Чайники из нержавеющей стали
 От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)

Именно этим я, собственно, и занимаюсь. См. специально: Галилей и логика мышления Нового времени//Цивилизация и механика. М., 1979. Но здесь для меня существеннее не столько философская логика, сколько поэтика культуры, во всяком случае - "феноменология духа" культуры. И только в этом плане формируется (в данной части) идея разума. 151 Это перечисление - "апория", "антитеза", "антиномия"... - дано только как заявка проблемы. Логическое определение указанных форм противоречия см. в других моих работах, а историко-культурный анализ соответствующих форм сопряжения основных регулятивных идей - впереди... - в новых работах. Здесь - это только слова. Но слова - как затравка - необходимые. 152 Ср. в совсем другой поэтике, но также в поэтике (и нравственности) XX века: "...об артистизме ничего не скажу, тут если не мое богословье, то целый том, не поднять" (Б.Пастернак) (Дыхание лирики. Из переписки Р.М.Рильке, М.Цветаевой и Б.Пастернака в 1926 году//Дружба народов. 1987. ? 6, С. 252). 153 Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. С. 312 - 322. 154 Здесь "лирика" - это не поэтический жанр, но определение основ поэтики XX века

скачать реферат Философствующие инженеры и первые философы техники

Энгельмейер не случайно называет Рело "техником философской складки" . Франц Рело задается тремя основными вопросами, которые, как мы увидим, не в меньшей мере занимали и П.К.Энгельмейера. Во-первых, это вопрос "какое собственно положение занимает техника наших дней в общей работе над задачей культуры". Рело подчеркивает, что этот вопрос не сводится лишь к социальной, политической и экономической значимости техники, нам более или менее ясной. Во-вторых, он ставит вопрос о главных чертах метода, которому следует техника для достижения своих целей, т.е. того, который должен лежать в основе изобретательской деятельности. Это особенно важно, подчеркивает он, в плане законоположений о патентах и не только для техников, но и для юристов и администраторов. В-третьих, это вопрос о техническом преподавании. Первый вопрос рассматривается Рело на основе историко-культурологического анализа. В результате он формирует два метода – манганизм и натуризм, – характеризующих соответственно европейскую научную и традиционалистскую культуры.

 Социальная философия

Это значит, прежде всего, что при анализе и оценке той или иной локальной (национальной, региональной) культуры мы не можем игнорировать конкретно-исторические условия ее формирования. Только при полном учете этих условий под нашу оценку подводится соответствующее объективное основание. Вне исторического подхода не может быть понята и противоречивость современной культуры, в которой диалектика единичного, особенного и всеобщего воплощена в своеобразной форме - в переплетении элементов общечеловеческих, национальных и классовых. Историзм выражается, очевидно, в том, чтобы, с одной стороны, не игнорировать те национальные и классовые нюансы, которые действительно присущи культуре на протяжении многих веков. У угнетенных классов, например, формируется своя система идеалов, норм, ценностных ориентаций, принципов поведения. С другой стороны, эти нюансы не следует абсолютизировать и говорить о "двух культурах" в каждой национальной культуре или возводить "китайскую стену" между культурами национальными. Необходимость исторического подхода обнаруживается и при решении проблемы периодизации истории культуры

скачать реферат Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа

Власть в русской традиционной культуре: опыт культурологического анализа. Исследования по ментальности, национальному характеру - это проекции цивилизационной специфики в разные сферы. Например, специфика национальной экономики - проекция цивилизационной специфики в конкретную сферу. Я пытаюсь выйти на определенные генеральные закономерности системы, которые задают собой все частные сферы российской культуры и цивилизации. Культурология в нашей стране имеет свою традицию. Первое ее направление: исследование культуры как самодостаточного феномена. Второе, которое ближе мне и ближе к проблематике нашего семинара, - исследование культуры в единстве с социальностью (исследование социокультурного организма, социокультурного целого). На стыке, где культура и социальность взаимопроникают, в сфере, где культура задает формы социальной жизни, а социальное воздействует на культуру, располагается сфера моих преимущественных интересов. Социокультурное исследование - молодая дисциплина, здесь еще не выработан отточенный методологический аппарат. Может быть, здесь такой аппарат и невозможен.

скачать реферат Культура и экономика: поиски взаимосвязей

Именно в этом пункте видится перманентный конфликт между экономикой и культурой, подтверждаемый, в частности, периодической сменой в России экономических реформ на контрреформы. Будем стремиться к количественному выражению этих особенностей российского менталитета, хотя заранее ясно, что прямой адекватный измеритель едва ли когда-либо удастся найти. Его скорее можно обнаружить по косвенным проявлениям и реакциям населения в ходе общественного развития. Зададимся вопросом: в каком соотношении с отдельными сторонами экономики находится статическое и динамическое разнообразие культуры? Напрашивается гипотеза, что традиционная культура противодействует разнообразию, сдерживает проникновение социально-экономических и технико-технологических новаций в культурный багаж, создавая на продвинутых направлениях своеобразный "защитный экран" или подвижную псевдокультуру, которая захватывает главным образом молодежные слон. Большое и емкое понятие "культура" в предпринимаемом анализе целесообразно раздробить на главные состаиные элементы. Это элитная культура, массовая культура и традиционная культура.

скачать реферат Генезис культуры

Голландский историк культуры Й. Хейзинга в книге «Homo Lude s» отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. Вот почему автор считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления. Хейзинга считает, что игра старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеческим сообществом. Человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных. «Игра как таковая перешагивает рамки биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла». Каждый, по мнению Хейзинги, кто обращается к анализу феномена игры, находит ее в культуре как заданную величину, существовавшую прежде самой культуры, сопровождающую и пронизывающую ее с самого начала до той фазы культуры, в которой живет сам.

скачать реферат Взаимодействие этносов в разных культурах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Всеобщее распространение мировых общеевропейских или региональных комплексов культуры бесспорно. Что-то при том теряется. Прогресс всегда сопровождается потерями, однако многое еще не утрачено и, наверное, утрачено не будет, если мы отнесемся к этому вполне разумно. Это проблема не только социологическая или культурологическая, а в не меньшей степени духовная, нравственная, моральная, проблема будущей общеевропейской демократичности. Необходимо найти возможность каждому этносу остаться самим собой. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М. 1989. Атлас народов мира./ Под ред. С.И.Брука, В.С. Апанченко. М., 1964. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М. 1981 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973 Народы мира: историко-этнографиченский справочник / под ред. Ю.В. Бромлея. М. 1988. Свод этнографических понятий и терминов: материальная культура / Отв. ред. С.А.Арутюнов. М., 1989. Свод этнографических понятий и терминов: социально-экономические отношения и соционормативная культура / Отв. ред. А.И. Першиц, Д.Трайде. М., 1986. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай. 1923, Этнография / под ред. Ю.В.Бромлея, Г.Е.Маркова. М., 1982.  

Настольная игра "Колорама".
Ты знаешь цвета и формы? Красные круги, желтые четырехугольники, синие треугольники - пестрая неразбериха! На костях выброшен квадрат и
1363 руб
Раздел: Классические игры
Фломастеры "Замок", 50 цветов.
Количество цветов: 50. Очень качественные фломастеры. Чернила на водной основе и натуральных красителях. Яркие, насыщенные
761 руб
Раздел: Более 24 цветов
Средство для мытья люстр "UNiCUM", 500 мл.
Бесконтактная 4D-технология и специальная формула "Diamond" позволяет мгновенно вымыть люстру не прикасаясь к ней руками. Без
381 руб
Раздел: Для стекол, зеркал
скачать реферат Взаимосвязь культур и языков на примере России и Германии

Данное обстоятельство выявило необходимость изучения процесса историко-культурной динамики переселенцев (субэтноса) на территории доминантной культуры (суперэтноса) с последующим выдохом на определение основных этапов этого процесса. Культурологический анализ позволит интерпретировать исторические факты через механизм аккультурации. Проблема диалога в системе межкультурного взаимодействия связана с механизмом аккультурации как одним из существенных аспектов идеи глобализации. Процесс аккультурации может рассматриваться на разных уровнях: - как становление единой культуры посредством слияния, синтеза «дочерних» культур; - как приобщение к культурным ценностям инокультурной группы; - как индивидуальное вживание в чужую культуру. При этом различают 4 возможности включения в инокультурную среду: - ассимиляция как вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь от своих ценностей и норм; - сепарация как отрицание чужой культуры, при сохранении идентификации со своей культурной средой.

скачать реферат Эстетико-функциональная природа древнерусской литературы с точки зрения культурологического подхода

Среди традиционных видов литературоведческого анализа, таких как историко-генетический, историко-функциональный, системно-целостный, современные литературоведы особо выделяют культурологический. С.А. Голубков определяет этот вид анализа как «Рассмотрение художественного произведения в большом контексте всех культурных ценностей эпохи» . Для того чтобы разобраться в сути такого подхода к анализу произведения, следует соотнести понятия «культура» и «литература». Известные исследователи культуры Ю.В. Рождественский, Г.В. Драч, Е.В. Попов, А.И. Арнольдов, П.С. Гуревич по-разному определяют науку о культуре, но сходятся в том, что художественная культура – выражение личных и общественных идеалов средствами создания прекрасного, в ней наиболее чисто и ярко проявляются творческие силы человека. Д.С. Лихачев предлагает рассматривать культуру как «определенное духовно-этическое поле, органическое целое, из которого нельзя безболезненно изъять хотя бы одну какую либо часть. В него всегда входили: религия, наука, искусство, образование, нравственность, моральные нормы поведения человека» . Культуру и литературу сближает и то, что они открывают широкие возможности для формирования нравственных качеств читателя через выделение и воплощение «вечных» проблем: добра и зла, любви и счастья и др.

скачать реферат Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период: особенности интеграционных процессов

В ходе подготовки данного исследования мы использовали такие группы методов, как общенаучные (логический, классификационный, диалектический), социолого-исторические (хронологический, проблемный, системный, статистический), историко-этнографические (ретроспективный, структурно-функциональный, герменевтический). Нашли своё применение такие методические приёмы как эмпирическое обобщение материала, географическое районирование, а также сравнительно-исторический и количественный анализ. Историко-культурный анализ заявленных проблем потребовал использования культурологических методов исследования: а) гуманитарная проблематизация материала; б) сопоставление анализируемой культуры и её феноменов с другими культурами; в) описание «ведущих» культурных структур и парадигм; г) объяснение тенденций культуры, внешне противоречащих её основному строю, основному культурному процессу (8). Для более полного и точного представления о методологических основаниях данного исследования, ниже мы приводим определения ключевых для нашей работы понятий.

скачать реферат Историческая динамика культуры

Рассматриваются проблемы исторического развития культуры, анализируются различные концепции исторической динамики культуры: теории культурных циклов, линейной динамики культуры, концепции культурного прогресса. Нужно знать, какие мыслители разрабатывали эти теории и в чем их сущность. Важное место в культурологических исследованиях конца XIX - XX вв. занимает тема кризиса европейской культуры. Поэтому отдельный параграф посвящен рассмотрению этой проблемы, анализу причин, содержания, последствий кризиса культуры и путей выхода из него. При изучении данной главы необходимо усвоить содержание таких понятий как 3) культура - значения, ценности и нормы, которыми владеют взаимодействующие лица. Ни один из этих трех элементов не может существовать без двух других, иначе он теряет всякий смысл. Без культурных ценностей человеческое взаимодействие было бы только биофизическим, а не социальным явлением. Фундаментом культуры являются ценности. Культура - это не просто сумма явлений. Она представляет единство, все части которого пронизаны основополагающим принципом и выражают доминирующую ценность.

скачать реферат Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке

Содержание программы учитывает особый ритм, стиль жизни, богатейший потенциал Москвы, специфику района Восточное Измайлово, приоритетные направления образовательного учреждения. Школа – лаборатория № 351» находится в районе Восточное Измайлово. В школе обучается 1140 учеников. Работают 86 учителей. Из них: 1 доктор наук; 14 кандидатов наук; 2 Заслуженных учителя РФ; 16 учителей 1 квалификационной категории; 34 учителя 2 квалификационной категории. Педагогический коллектив «Школы – лаборатории» ведет большую научно- исследовательскую работу, серьезное внимание уделяет инновационной деятельности, работает над овладением технологией творческой деятельности, занимается проблемами историко-культурологического, экономического образования. Тема «Школы – лаборатории № 351»: «Личностно-ориентированное образование, направленное на возрождение российской культуры, нравственности, духовности». «Школа – лаборатория № 351» занимает особое место в социокультурной сфере района, работает в тесном контакте с наукой, оказывает практическую помощь образовательным учреждениям района.

Ракета с мыльными пузырями и помпой "Баббл".
Дети всех возрастов и даже взрослые обожают мыльные пузыри. Но стандартным флаконом с мыльным раствором уже никого не удивишь. А как
643 руб
Раздел: С выдувателями, на батарейках
Тележка "Supermarket" №1.
Продуктовая тележка для игры в магазин, с помощью которой просто отлично осуществлять покупки в "собственном" супермаркете.
529 руб
Раздел: Магазины, супермаркеты
Папка для акварели "Балет", 20 листов, А2.
Папка для акварели. Обложка - мелованный картон с клапанами. Блок - рисовальная бумага чистоцеллюлозная. Формат: A2. Плотность: 200
350 руб
Раздел: Папки для акварелей, рисования
скачать реферат Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

На этой основе формируются черты как нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе. Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. « Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

скачать реферат Культура, как предмет социологического исследования

С другой – она подчас неосознанно способствовала формированию сциентически верифицированных культурных символов эпохи, «кодируя» образцы общественных типов личности, с которыми и до сих пор социологу нелегко разобраться (достаточно вспомнить о «всесторонне развитой личности», «советском человеке» и прочих культурологических фантомах).» Но в свою очередь автор считает, что в своё время эти фантомы казались все таки обоснованными, гармонизировав типы социального поведения и ценностную систему. «Интерпретация культуры, выполненная в духе её марксистского противопоставления природному, шла преимущественно по линии объяснения культурного феномена как проявления социально активной, исторически преобразующей позиции человека в обществе». 2. «Проблемы теории культура», Москва: НИИ Культуры, 1977. Файнбург в своих трудах классифицировал и систематизировал понятие культура. По Файнбургу в культуре наличествуют 2 стороны: динамическая (творческая деятельность) и консервативная (цели, навыки, нормы и т. п.). «Возможность фиксации в нормах, правилах, ролях, институтах нового, то есть закрепление этого нового в масштабах общества (в том числе в первую очередь классового, группового) и есть подвижный предел; лишь постепенно и в определённом темпе изменяет расширяющиеся границы преобразования культуры в целом».

скачать реферат Школы, направления и теории в культурологии

В современной западной культурологии широкое распространение получил социологический подход, или социология культуры. Ее представители: П. Сорокин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, К). Ха-бермас - внесли значительный вклад в разработку проблем культурно-исторического процесса. Цель социологии культуры - применение системного подхода при анализе культуры путем ее сопоставления с другими социальными явлениями. Понятие культуры в границах этого направления охватывает не всю жизнь общества, а лишь одну из ее сторон. Структуралистский подход в культурологии развивают К. Леви-Строс и М. Фуко. Главной проблемой культурологии Леви-Строс считал изучение процесса перехода от природы к культуре и использовал методы структурной лингвистики и теории информатики. Не менее интересен игровой подход к культуре, который излагается в трудах И. Хейзинги и С. Лема (об этом речь будет идти ниже). Получает распространение и семиотический подход, когда культура рассматривается как символическая система. Здесь известны труды Э. Кассирера, 3. Лангер, Ч. Морриса, Ю. Лотмана и др.; в них внимание акцентируется на семиотическом характере искусства во всех его разновидностях (в частности, музыки, абстрактной живописи), неинструментального знания и широкого круга развлекательной деятельности.

скачать реферат Механизм нормативизации ценностей в культуре, их конфликт в сегодняшней ситуации

Эти попытки сталкивались с расколом, в частности между теми ценностями, которые власть пыталась превратить в массовые, и их нереализуемостью. Эта проблема существует и сегодня, и поэтому должна быть предметом рассмотрения некоторой иерархии наук. Здесь важную роль должны играть исследования сути этой проблемы через категории свободы и необходимости, через необходимость, вырабатываемую человеком (или навязанную ему) и возможностью эту необходимость воплощать, через оппозицию категорий "возможность - потребность" и т.д. Это должно помочь сформулировать методологическую основу для культурологического анализа, где эта проблема рассматривается на материале культуры, в частности, культуры конкретной страны в конкретное время, возможно в конкретной субкультуре общества, группы и т.д., где исследователь сталкивается с гигантским разнообразием. На примере доклада можно видеть, как необходимо конкретное исследование проблем российской культуры, доклад одновременно показал и скрытые методологические трудности движения по этому пути. Список литературы И.Гр.Яковенко. Механизм нормативизации ценностей в культуре, их конфликт в сегодняшней ситуации.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.