![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Античные традиции в византийской культуре | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Величественный город получил имя своего создателя, пожелавшего превзойти славу Рима. Его заботами в столице было построено 30 дворцов и храмов, множество роскошных зданий для римских вельмож, два театра, цирк, ипподром. Византия — условное название Восточной Римской империи. Со времен Константина и до завоевания турками в 1453 году государство называлось империей Ромеев или Романией. Обозначение «Византийская империя» введено историками уже после того, как Романия перестала существовать. Если в западных провинциях империи не прекращались кровопролитные войны, то на востоке процветали ремесла, велась оживленная торговля с Аравией, Персией, Индией, Китаем. В IX веке установились дипломатические отношения с Киевской Русью, положив начало взаимодействию культур. В Византии сохранялись многие античные традиции, формировалась культура, отнюдь не тождественная культуре Средневековья. Потомки древних иудеев именовались римлянами (по-гречески — ромеями). В государстве действовало римское законодательство, латинский язык утвердился в качестве официального до V века, когда он сменился на греческий
Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым - все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства - в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.
Совмещая постоянный интерес к тексту и истории с глубокой аналитичностью, исследовал различные пласты европейской культуры от античности до современности, и прежде всего истории христианской культуры; постоянно обращался также к истории рус. культуры. Он выдвинул и обосновал ряд оригинальных и плодотворных теоретических и историко-культурологических идей и обобщений. Среди исследований по теории и истории культуры книги: «Плутарх и античная биография» (1973), «Поэтика ранневизан-тийской литературы» (1977,1997), «От берегов Босфора до берегов Евфрата. Литературное творчество сирийцев, коптов и арамеев» (1987, 1994); первая книга расширенный вариант кандидатской, а вторая докторской диссертации, защищенной в 1977Pг. В работах по рус. культуре исследовал своеобразие духовного типа рус. цивилизации, наследующей традиции византийской культуры. В числе переводов А. были псалмы и «Книга Иова» из Библии, соч. Иоанна Дамаскина, Фомы Аквинского, диалог Платона «Тимей» и др. Постоянное внимание А. уделял философии религии и истории религии
Если судить об истории города с точки зрения значения произведений искусства, то для Пскова это время (14-16 вв.) по дошедшим до нас памятникам предстает пиком богатейшего расцвета. Ясно, что это оказалось реальным не без долгого предварительного поступательного роста. Сильная художественная традиция Пскова была более чем своеобразной. Мы не встретим у других наследников византийской культуры такого или близкого ее переосмысления, но очень интересным остается вопрос о том, что предопределило именно такое русло развития псковской школы. Византийское искусство того времени возвращалось к античности, этот его период даже называют «Палеологовский ренессанс»^1, но античность и классицизм не были единственным направлением искусства, были и течения, отвечавшие на актуальные духовные вопросы времени, например - исихазм. поэтому и в Византии есть образы, наполненные напряженным духовным ^1 О.С. Попова. Особенности искусства Пскова. Из кн. Отблески христианского Востока на Руси. La Casa di Ma rio a. 1993. с. 20 содержанием, но здесь это лишь вкрапления в «красивом и эстетизированном»^1 окружении, тогда как во Пскове именно духовная напряженность, самоуглубленность и внутреннее горение образов были поставлены во главу угла.
Из истории архитектуры средневекового Крыма. II. Мангупская базилика // СА. - 1940. — Т. 6. — С. 205–226. 291. Якобсон А. Л. О раннесредневековых крепостных стенах Мангупа // КСИИМК. - 1949. — Вып. 29. — С. 55–63. 292. Якобсон А. Л. Дворец // МИА. - 1953. - № 34. — С. 390–418. 293. Якобсон А. Л. Византия в истории раннесредневековой Таврики // СА. - 1954. — Т. 21. — С. 148–163. 294. Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес // МИА. - 1959. - № 63. - 364 с. 295. Якобсон А. Л. Рец. на кн.: История и археология средневекового Крыма // СА. - 1961. - № 2. — С. 289–293. 296. Якобсон А. Л. Античные традиции в культуре раннесредневековых городов Северного Причерноморья // Античный город. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — С. 182–190. 297. Якобсон А. Л. Средневековый Крым. — М. — Л.: Наука, 1964. - 232 с. 298. Якобсон А. Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики // МИА. - 1970. - № 168. - 224 с. 299. Якобсон А. Л. Рец. на кн.: Археологические исследования средневекового Крыма // СА. - 1971. - № 3. — С. 298–302. 300. Якобсон А. Л
Венецианец Марко Поло составил подробное описание своих путешествий по Китаю и Северной Индии. Его путешествие, предпринятое с торговыми целями, было совершено в 1275 – 1292 гг. через Сирию, Иран и Афганистан. В XII – XIII вв. в Италии достигли значительного развития архитектура, живопись и скульптура. В архитектуре Италии в XII в. большое распространение имел романский стиль.2. Художественная культура Византии. В области культуры Византия вплоть до XIII в. превосходила Западную Европу. Наиболее ярко это превосходство проявлялось в философии, где была жива античная традиция. Ещё в XII в. в Византии была забыта материалистическая философия Демокрита и Эпикура, хотя особенно большое распространение имело учение Платона. Из последователей философской системы Платона наиболее выдающимся византийским философом XII в. был Михаил Пселл. Перу Пселла принадлежат многочисленные трактаты по философии, праву, логике, астрономии, медицине, математике, риторике, музыке и грамматике. В своих трудах Пселл доказывал, что философия и религия представляют самостоятельные области познания. Несмотря на господство церковной догмы, появился и ряд мыслителей, в учении которых ярко проявлялось свободомыслие.
Средневековая христианская Византия как бы хочет, но не может сбросить с себя одежды античной культуры и все вновь и вновь обращается к этому источнику. Поэтому вторым важным типологическим отличием византийской культуры является, на наш взгляд, сохранение в Византии в значительных масштабах культурного наследия античности. Объективной исторической закономерностью, породившей эту типологическую особенность Византии, были, разумеется, основные тенденции общественного и политического развития империи. Для византийской культуры проблема культурного наследия, в частности наследия античности, как известно, играла первостепенную роль. Сила традиций, стереотипов в византийской культуре и искусстве была очень велика. Однако не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать масштабы сохранения античного наследия в Византии. Степень устойчивости элементов античности в различных сферах культурной жизни была далеко не одинаковой. И почти всюду рождались новые идеи, складывались новые философско-богословские, политические, этические и эстетические воззрения. Не континуитет, а постоянная идейная борьба старого с новым - вот доминанта как общественной, так и культурной жизни Византии.
В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Конста-нтинополе в XI в. возродился университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники. В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром - все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.
На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви” грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами. Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас. Если восточноевропейские и славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения.
Наблюдалась чрезвычайная пестрота ересей: от самых радикальных дуалистических сект демократического характера, подобных манихеям, сионтанистам, мессалинам, до гораздо более умеренных религиозных течений, выступавших против догматов господствующей церкви (ариане, несториане, монофиситы). На повседневной жизни византийцев долгое время сказывались античные языческие традиции, особенно те, которые сопровождали человека в важнейшие моменты его жизни: рождение ребенка, вступление в брак, смерть. Но постепенно быт и нравы Византии христианизируются. Это проявилось прежде всего в укреплении семьи, в распространении закрытой одежды и скрытого по посторонних глаз жилища. Литература Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. 11-111 вв. — М., 1981. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. — Киев, 1994. Византийские легенды. — Л., 1972. Византийская литература. — М., 1974. Культура Византии: В 3-х т. — М., 1984-1991. Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1947. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. — М., 1980. Медведев И.П. Византийский гуманизм Х1У-ХУ вв. — Л., 1976. Полякова. С.В. Из истории византийского романа. — М., 1979. Поляковская М.А. Общественно-политическая мысль Византии. — Свердловск. 1981. Удальцова З.В. Византийская культура. — М., 1988. Успенский Ф. Очерки по истории византийской образованности. — СПб., 1891. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи 1Х-ХУ вв. - М., 1978. 16
1. Искусство Восточной империи в V-X веках 2. Искусство периода правления комнинов (XI-XII вв.) 3. Византийская культура в XIII – XIV веках Заключение Список литературы 1. Искусство Восточной империи в V-X веках Византия образовалась в IV в., после распада Римской империи на две самостоятельные части — Западную и Восточную. Она устояла в период нашествий варваров и развилась в мощное феодальное государство со сложным и разветвленным государственным устройством. В ранний период средневековья Византия оставалась единственным хранителем традиций эллинистической культуры, ставшей подлинной основой ее искусства. Здесь усваивались и творчески перерабатывались элементы художественной культуры Ирана, Сирии, Древнего Египта. Этот сложный сплав различных древних культур был преобразован в Византии в очень своеобразный художественный стиль, самым тесным образом связанный с христианским вероучением. В искусстве Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность.
Множество лампад и свечей озаряли яркими отблесками мозаики, многоцветные мраморные колоннады и драгоценную утварь. Лики святых на иконах сообщали всей этой завораживающей красоте высокий смысл и духовность. 4.4 Музыка Музыка в византийской культуре IV—VI вв. отличалась своеобразной особенностью: религиозная музыка, получившая широкое распространение, сосуществовала с народной музыкой, корни которой уходили в языческие времена. Становление христианства, споры в V—VII вв. отцов церкви о Духовности, о месте музыки в христианском богослужении, миросозерцании и жизни христиан приводят к появлению христианской литургии и новых жанров вокального искусства. С утверждением христианской традиции музыка стала выделяться из остальных видов искусства, она должна была выражать идею божественной универсальности мира, звать души человеческие к единой высшей цели. Христианские теологи считали музыку важнейшим элементом богослужения, средством воздействия на человеческую душу. Византийские теоретики музыки своеобразно преломили античное учение о внутреннем строе музыки и характере ее воздействия на человека.
Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами романовского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, Список литературы 1.Белова О.Ю. История искусств. М., 1997. 2.Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991. 3.История искусств. Минск: Литература, 1997. 4.Малая история искусств. М.: Искусство, 1991. 5.Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1977. 6.Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М., 1998. 7.Чернокозов А.И. История мировой культуры.
В средневизантийский период (VIII–Х вв.) наступает стабилизация культуры. Определяющей характеристикой византийского искусства с IX в. становится традиционность. Статика, самоуглубленность, этикетность и каноничность стали характерны для византийского искусства. Оно становится все более программным, строго регламентируется церковью и государством. Его тематика и иконография подчиняются устойчивому канону, сюжетные новшества преследуются. Творчество художника приобретает отныне безликий характер, сковано традицией и церковным авторитетом. В этом состояло одно из важнейших отличий византийского искусства от художественного творчества средневековой Западной Европы. Период со второй половины IX до XII в. отмечен небывалым расцветом византийской культуры. Архитектура, храмовая живопись, литература, прикладные искусства получают в периоды так называемых «ренессансов» (македонского и комниновского) новые творческие импульсы. Наблюдаются заметное усиление интереса к красоте предметов и явлений материального мира, обращение к активному освоению тех ценностей античности, которые на многие века были исключены из византийской культуры.
В середине VIII века иконопочитание было восстановлено, но и этот процесс сопровождался ожесточенными враждебными действиями с обеих сторон. З.В. Удальцова пишет, что «сперва иконоборцы с фанатическим упорством уничтожали в храмах фигурные изображения, заменяя их символом креста или геометрическим орнаментом», а затем победившие иконопочитатели «столь же беспощадно сжигали иконоборческие книги» . В последнем периоде развития византийской культуры возникло еще одно направление в христианстве – исихазм (греч. isichia «покой, тишина, отшельничество»), ставшее популярным в среде монашества в XII–XIV веках, в период постепенного усиления настроения безнадежности, которое всегда сопровождает крушение некогда сильного государства. В этой атмосфере выросли и укрепились две совершенно противоположные тенденции. Одна из них шла от приверженцев античности, устремленных к ее возрождению. Здесь, в Византии, казалось бы, имелись мощные корни античных традиций, здесь было, что возрождать. Но тем не менее струя гуманизма, устремленная к новому утверждению в мире человеческого и человека, его совершенства, гармонии и богоподобия, переместилось в Западную Европу, в Италию, где и сложился Ренессанс в том качестве, в котором его знает весь мир.
Византийская культура. 2. Мир исламской культуры. Важную роль в становлении и развитии европейской культурной традиции сыграла Византия. Вплоть до конца XII столетия Византия оставалась наиболее культурной страной. Здесь не было глубокого перерыва культурной традиции по сравнению с Западной Европой. Непрерывное существование государственных институтов и городских центров предполагало сохранение определенного уровня грамотности и культуры. В Византии светское государство ограничивало духовную власть церкви. Находясь на стыке между Европой и Азией, Византия не только не утратила культурного наследия античности, но и испытала мощное воздействие восточных цивилизаций, что придало византийской культуре неповторимый колорит. В течение столетий Византия была огромной мастерской, где синтезировались культурные течения всего Средиземноморья и Ближнего Востока. Православие – восточное христианство – стало основой византийской культуры. Православие допускало ведение богослужения на местных языках. Подобно Западу, Византия прошла период ожесточенной борьбы между христианством и наследием античности.
Византийские “гуманисты” X-XIII вв пытались достичь гармонии человека и земной любви. Крайностям эстетики античного аскетизма они противопоставляют эстетику эротизма, заключенную в рамки христианской нравственности. Осознав любовь мужчины и женщины неотъемлемым и прекрасным свойством человеческой природы, философы говорят о том, что она достойна уважения, но лишь под покровом целомудрия. Любовь и красота должны привести в конечном итоге к созданию семьи, что соответствовало нормам средневековой этики. Византийская культура, продолжая и развивая многие античные традиции понимания любви, сделала значительный шаг в изучении этого сложнейшего феномена человеческого бытия. Раннехристианские, а затем и византийские мыслители увидели в любви важнейший творческий принцип Вселенной, на котором основывается ее бытие. Византийцы хорошо ощутили двойственное (негативное и позитивное) значение чувственной любви и безоговорочно выдвинули на первый план любовь духовную во всех ее аспектах. Все это выдвигает христианско-византийскую теорию любви на одно из видных мест в истории культуры. Тема любви в эпоху Ренессанса. В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого интереса ко всему земному и человеческому, освободившемуся из-под контроля церкви.
Собственно византийское искусство начинается с VII в., но античная традиция в Византии никогда не прерывалась, и античная цепь сдерживала шаги развития искусства, которое во многом выполняло функцию передачи культурного наследия и духовного воспитания. Наиболее прочно был связано традициями прошлого Константинополь (Второй Рим). Правители любого происхождения требовали подражания римским образцам, зодчие и художники выполняли их волю, что в новых исторических и социальных условиях приводит к эстетическому оскудению. В области живописи этот процесс связан о мозаичной техникой, процветавшей в IV—VI вв. вплоть до ХН в. По византийским мозаикам можно проследить этот процесс эллинистического угасания: утрачивается монументальность, потухает цветность, рисунок становится балее геометричным, схематичным. K XIV в. мозаику сменяет фреска, а затем станковая икона. Но угасание эллинистической традиции сопровождается положительным процессом вливания искусства переднеазиатских провинций. На Востоке вырабатывались новые линейно-ритмические элементы. VII в. — это конец позднеантичного периода в культуре Византии и начало Средневековья.
![]() | 978 63 62 |