![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература |
Миф и культура | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В условиях постиндустриального общества в 70-80 годах XX века на смену концепции деидеологизации приходит концепция реидеологизации (Р.Арон, Д.Белл, Э.Шилз). Процесс реидеологизации стал синонимом возрождения аксиологического подхода к социальным взаимодействиям; одновременно внимание к человеческим ценностным ориентациям усилило мифологические компоненты идеологии. Существуют две тенденции в процессе реидеологизиции. Одна, неоконсервативная, версия связана с усилением идеологического компонента в процессе национально-культурного сплочения; в этом слу 587 чае идеология придает смысл традиции, традиция освящает идеологию. Другая, либеральная, версия ставит задачей формирование новой "глобальной идеологии" как основы планетарного единства. В качестве формы интегративно-коммуникационных процессов идеология постоянно соприкасается (а порой стремится слиться) с такими социальными феноменами, как миф, культура, философия, обыденное сознание, наука, утопия. Хотя идеология является рационализированной структурой, она не требует доказательств своих положений в полном смысле слова: процедура обоснования идеологических положений по сути есть лишь демонстрация причастности их к миру абсолютного знания, справедливости, блага
Для управления страной создается разветвленный бюрократический аппарат, чиновники играют большую роль в жизни общества. Примерно с середины 3 тыс. до н.э. власть фараонов начинает ослабевать, укрепляются позиции местной знати и единое государство распадается на полунезависимые нормы, переживая период внутренней беднности, упадка. В 22в. до н.э. фараону Ментухотепу 1 удалось объединить страну воссоздать централизованное государство, столицей которого становятся Фивы. В конце 3 тыс. до н.э. в Египте начинается кризис царских хозяйств, требовавших больших расходов на упрвление, подчинение зависимых работников. Примерно с этого времени распространяется практика предоставления земли из гос. фонда частным лицам в аренду или в виде платы за службу, что послужило началу нового периода в истории Египта-Среднего царства (конец 3 тыс. до н.э.-1600 до н.э.). 5. Мифы, культура и искусство Древнего Египта Великие пирамиды Древнего Египта считались одним из семи чудес света. Зачем же египтяне строили своим царям такие гигантские гробницы? Это непосредственно связано с религиозными представлениями жителей Древнего Египта.
Napster, пожалуй, самый известный случай р2р-схемы совместного доступа к содержимому дисков пользователей, оспаривающей устоявшиеся представления об интеллектуальной собственности и правомерность существующей коммерческой индустрии звукозаписи. Сила пиринговой технологии История «захватчиков рынка» — прикладных программ, превращающих невостребованные технологии в мощную индустрию — составляет главный миф культуры Силиконовой долины. ПК оставался забавой компьютерных фанатов и заядлых игроков, пока электронная таблица не превратила его орудие предпринимательства [16]. Электронная почта и Всемирная паутина были «захватчиками рынка» Интернета. Napster же стал «захватчиком рынка», показавшим миру потрясающий потенциал р2р-технологий. Когда миллионы учащихся колледжей стали обмениваться музыкальными файлами в новом цифровом записывающем формате МРЗ, они напрягли до предела пропускную способность обширных университетских подключений к Интернету, насторожили заинтересованные круги существующей индустрии интеллектуальной собственности, почувствовавших угрозу своему благосостоянию, и показали, что молодежь способна породить изменяющую мир пиринговую адхократию
Вот пример такой речи: «С Бенедиктом в Рабочей Избе и другие писцы рядком сидят. Оленька, душечка, рисунки рисует. Хороша девушка: глаза темные, коса русая, щеки – как вечерняя заря, когда к завтрему ветра ожидаем, – так и светятся. Брови – дугой, али, как теперь ведено будет звать, коромыслом; шубка заячья, валенки с подошвами – небось семья знатная 4) особый тип героя – бунтарь, но бунт не нашел своего воплощения. В стилистическом отношении одной из роман сохранил ряд устоявших черт стилистики Толстой. Это сказочность, смешение фантазии и реальности, превращение культурных мифов в мифы культуры, игра с этими мифа, пародийность, ироничность. Она из главных особенностей романа «Кысь» – это его интертекстуальность. Она выражается и в выборе жанра – антиутопия, которая отсылает нас к другим подобным произведениям, в первую очередь к роману Е. Замятина «Мы», В. Войновича «Москва 2042», «О, дивный новый мир!» Хаксли, и «1984» Оруэлла, Рея Бредбери «457 градусов по Фарингейту». Также Татьяна Толстая аппелирует в своем романе к различным формам фольклора, будь то легенда, народная сказка. В романе так же использована сказовая манера повествования.
Напротив, этническое представление нации «стремится заменить обычаями и диалектами юридические коды и институты, которые образуют цемент территориальной нации». Понятно, что сделать память, мифы, культуру общими для всего населения территории, то есть создать гражданскую нацию, можно лишь в том случае если будут ослаблены различия разных групп, составляющих это население. И прежде всего, ослаблена этничность этих групп. Еще Ж.Ж. Руссо подчеркивал, что индивиды, образующие нацию, должны иметь сходные обычаи и манеры, общие социальные идеалы. Таким образом, строительство нации не может быть «бесконфликтным» — «иных» надо преобразовывать в «своих». Как пишет А. Кустарев, форма национального государства «победила потому, что в какой-то момент стала обладателем инструментов уничтожения, подавления и усечения других форм коллективностей. Историки связывают возникновение национал-государств с появлением современных армий и развитием промышленного капитализма» [8]. Например, в Шотландии англичане подавляли восстания якобитов, сторонников короля Якова Стюарта, шотландца
Развитие представлений о культуре и цивилизации в общественной мысли Понятие «цивилизация» (от латинского civilis - гражданский, государственный) в современной общественной мысли служит синонимом следующих понятий; культура, прогресс культуры; социальный организм; локальная культура; классовое общество, то, что идет после варварства; материальная культура, в противовес духовной; гражданское общество; этап «распредметчивания культуры»; формальная структура культурного (мыслительного) пространства; социальная организация общества; человечество в противоположность другим мирам; религиозная общность людей. Как видим, термин «цивилизация» чрезвычайно многозначен. И, в зависимости от того, какое содержание в него вкладывается, по-разному можно судить об истории человеческого общества, истории и теории культуры. Культурологи по-разному подходят к соотношению культуры и цивилизации, считают, что: 1. цивилизация - прогресс культуры (Гегель, марксизм, Ростоу, Белл, Арон); 2. цивилизация - регресс культуры (Руссо, Тойнби, Шпенглер); 3. культуры развиваются циклично: рождаются, расцветают, гибнут в рамках отдельного типа (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин); В настоящее время в идеолог – многих государств используется все чаще концепция «общего дома» - попытка рассмотреть жизнь современного человека с точки зрения общемировых масштабов, а множество существующих в современном мифе культур с позиций единой мировой цивилизации.
Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949) Иванов Вячеслав Иванович- поэт-символист, теоретик культуры, философ. Учился на филологическом факультете Московского университета, затем в Берлине у Моммзена. Профессор, ректор Бакинского университета. В 1924 эмигрировал в Италию, где принял католичество. Профессор университета в г. Павия. От увлечения Ницше развивался к усвоению концепции Вл. Соловьева: феноменальный мир символизирует существование Абсолюта, открываемого мистической интуицией. Вечное бытие просвечивает сквозь символы и мифы. Культура подразделяется на "критическую" и "органическую", которая с начала XX века развивается как театр мистерий, выражающий "вселенскую соборность". Вячеслав Иванов считает, что символы - это намеки реальности, невыразимой в словах; они дают повод для возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. Эта истина может вести к теургическому синтезу личного и общинного принципов. Вячеслав Иванов, как и МЕРЕЖКОВСКИЙ, вносил много язычества в свое христианство,и это было характерно для ренессанса начала века.
Миф - это целостное образное представление физики (истории, экономики, политики, техники, мира) "для чайников". Левополушарные Homo argume orum предпочитают мир знаковых мифологем, правополушарные Homo profa us -мир образных мифов. Мы объясняем миф как объяснение мира. Мы полагаем, что сначала был (и есть) Вопрос, а затем нашли (ищем) Ответ. Нормальный первобытийный человек не искал Ответов, потому что не задавал Вопросов: он просто жил в своем мире, в мирном мире мифов, где никого не тревожат Вопросы и где никто не ищет Ответы. Миф не объясняет мир (природы), а является конструктом Мира (человека) как Мифа. Первобытийный человек имел мифовоззрение, а не мировоззрение. Мифов и богов, связанных с мифами, стало много. Жрецы и поэты наводили порядок в этом мире, структурировали мифовоззрение. Упорядоченная коллекция мифов привлекла внимание новых деятелей культуры - философов (или теологов), нашедших себе занятие: "для общего дела" построить рациональную объясняющую мир конструкцию из готового набора деталей мифов, (тогда) в объяснении не нуждавшихся.
Сюжеты первых опер, созданных в Италии на рубеже XVI и XVII вв., были основаны на греческих мифах, и с тех пор композиторы бесчисленное множество раз возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого народа. Миф о певце Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже помогло певцу проникнуть в «царство мертвых», вызвал появление оперы Глюка, симфонической поэмы Листа, балета Стравинского. Но не только сюжеты и образы античного искусства унаследованы нами от греков. Греческие ученые уделяли большое внимание законам музыкального искусства, его теории. Пифагор, знаменитый философ и математик, положил, начало и особой науке - музыкальной акустике. До сих пор музыкальная наука пользуется многими терминами и понятиями, ведущими свое происхождение от греческой теории музыки. Слова «гармония», «гамма», названия некоторых музыкальных ладов (например, ионийского, дорийского, фригийского) пришли к нам из Древней Греции, где они были связаны с именами племен, ее населявших. Заключение Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.
Но одно ясно: мы не не должны воспринимать иконы как портреты святых, также нельзя видеть в иконописи выражениие идолопоклонничества. Одним из первых исследователей русской иконы был Е. Трубецкой. В своей работе «Умозрение в красках» он выявляет важнейшие психологические особенности иконы, прежде всего русской, как особого, ни на какой другой не похожего, жанра: Иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших, мировых сокровищ религиозного искусства. И, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетного внимания. Он просто- напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины. Только в самые последние годы у нас открылись глаза на необычайную красоту и яркость красок, скрывавшихся под этой копотью. Только теперь, благодаря изумительным успехам современной техники очистки, мы увидели эти краски отдаленных веков, и миф о "темной иконе" разлетелся окончательно.
Мифы, слагавшиеся некогда в долине Нила, сохранили нам ценный материал для изучения идеологии древнеегипетского рабовладельческого общества. Они исключительно интересны не только для истории египетской религии, но являются одним из источников для исследования всей культуры Египта. Так, без знакомства с дошедшими до нас записями подобных сказаний мы не сможем составить полной картины египетской литературы, ибо именно мифология была источником ряда литературных произведений. Привлечение мифологического материала необходимо и при исследовании отдельных вопросов истории Египта, в особенности древнейших ее периодов, и для понимания ряда проблем египетского искусства. Однако значение египетских мифов этим не ограничивается: они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира. Бесспорно значение древнеегипетских мифов и для истории возникновения и развития христианства. Происхождение многих элементов христианской догматики, мифологии, иконографии и ритуала, в том числе пасхальной и рождественской обрядности, иконографии "Страшного суда", богоматери и ряда святых - все это осталось бы непонятным без привлечения соответствующего материала из области истории египетской религии и, в частности, мифов.
Боги Египта Реферат по культурологии подготовила: Артищева Ольга, МТ8-31 Московский Государственный Технический Университет им. Баумана г. Москва, 1997. Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и изучать его верования; они придали и египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. «На вершине божественного египетского пантеона, - говорит Мариэтт, известный французский египтолог, - восседает бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища».
Блестящим примером являются многоцветные росписи в домах гора жан Акротии, исполненные несколькими мастерами. Особенно важна передача идеи движения, что принципиально отличает культуру Эллады в XXX-XII вв. от традиций одновременных ей других древних культур. Высокое профессиональное мастерство позволяло художникам в условиях ломки общественного мировоззрения быстро отойти от древних канонов условности и орнаментальности. И если в искусстве III тыс. пока известны немногие памятники, говорящие о тяге художников к естественности, то в XX- XII вв. творения многих художников отличаются умением гармонично сочетать чувство живой природы с требованиями декоративного стиля. Особенно примечательно внимания искусства к внутреннему миру человека и стремление изобразить индивидуальные черты изображаемых персонажей. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку. ЛИТЕРАТУРА Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни.
По мнению Малиновского эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же время Малиловский верил, что в конечном итоге победят западные ценности. Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению. В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации ( радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой.
Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось в гармоничную картину мира – в древних Афинах на каждого свободного гражданина в среднем приходилось в эпоху расцвета греческой демократии (век Перикла) около 40 рабов. Идеал полисного общества с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что очень важно, ставшим своеобразным катализатором интенсивной творческой деятельности. Таким образом, под античным типом культуры мы подразумеваем: 1. Понятие высокой гражданской нормы, с точки зрения которой оценивается всякая человеческая деятельность. 2. Понятие классики, то есть динамического живого равновесия, соразмерности интересов полиса и отдельного гражданина, идеала и жизни. 3. Понятие эстетической формы, в которую должно облечься любое жизненное и творческое содержание, ибо только ясная, совершенная форма делает содержание общезначимым, а следовательно, и подлинно реальным. 4. Определение нравственной ценности человека или его поступка с точки зрения одобрения все того же полиса, общества.
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями. Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Египетская мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и изучать его верования; они придали египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами.
Для нормального развития и самоосуществления человек нуждается в двух мирах, составляющих среду его культурного обитания, его духовный дом: а) предметном мире культуры, объективирующем человеческое стремление к идеалу, совершенству; б) идеальном мире духовных сущностей и образов культуры, освобожденном и “очищенном” от предметности. 3. Следовательно, культуру можно представить и как совокупность характерных для социальной общности ценностей, норм, смыслов, идеалов, зафиксированных в текстах культуры — преданиях, обычаях, мифах, легендах, традициях. Этот пласт культуры составляет ее вершину, духовно-нравственную вертикаль. Ценностно-ориентационный, духовный уровень культуры определяет жизненные ценности и идеалы (как личностные, так и общественные), социальные ориентации и стандарты поведения, индивидуальное самоопределение личности (ее понимание смысла жизни, представление о чести и достоинстве и т.д.). Он обеспечивает консолидацию человеческих сообществ, социальный контроль (как внешними запретами, осуществляемыми с помощью социальных институтов, так и внутренними “контролерами”, функцию которых выполняет нравственное переживание ответственности и долга, совести и вины).
Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми. В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприяия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, - зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога. Из египетских мифов, в их нерасторжимом единстве с ритуалами, магическими заклинаниями, с общей системой религиозных представлений, мы черпаем сведения не только о духовной жизни египтян, но и об отдельных сторонах их повседневного бытия, начиная от трудовых забот хлебопашца и пастуха и кончая сферой государственной политики.
![]() | 978 63 62 |