![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Конституционное (государственное) право зарубежных стран |
Федерализм и избирательная система в Германии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Лично он был не прочь подчиниться конституционному правлению, но его сын дон Мигел не хотел об этом и слышать. В апреле 1824 г. он произвел переворот, овладел дворцом и стал править от имени отца. В мае Жуан бежал на английский корабль и объявил Мигела мятежником. Принц должен был отправиться в изгнание. На основании старой избирательной системы были созваны кортесы, которые уничтожили все достижения революции 1820 г. Звентибальд Король Лотарингии из рода Каролингов, правивший в 895-900 гг. Сын Арнульфа от наложницы. ум. 13 авг. (или окт.) 900 г. После смерти отца Звентибальд попробовал захватить власть в Германии. Однако его планам воспрепятствовали вельможи самой Лотарингии. Раздраженный их сопротивлением, король отнял лены у многих влиятельных людей. Следствием этого было восстание графов. В битве с ними 13 августа (или октября) 900 г. на Маасе Звентибальд был разбит и лишился жизни. Иаков I Из рода Стюартов. Король Шотландни в 1567 – 1625 гг. Король Англии в 1603-1625 гг. Сын Марии Стюарт и Генри Дарилея. Ж.: с 1589 г
Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях). Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию", каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.Глава IV. ВВЕДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНСТВА. Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический маневр.
Напомним, что Европейская конституция могла быть принята только единогласно. До 29 мая по графику поочерёдно «за» голосовали все страны: Австрия, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Испания, Литва, Словакия и Словения. Что же произошло? С точки зрения демократического волеизъявления ничего особенного. Дело в том, что объединение в ближайшей, а отчасти и среднесрочной перспективе невыгодно подавляющей части европейцев. Первые последствия интеграции рост цен, экономический застой, болезненная унификация. При «честном» голосовании навряд ли идея объединения соберёт и 20% голосов. Однако европейские верхи, политические профессионалы прекрасно видят долгосрочные выгоды ЕС и делают всё возможное для пудрения мозгов некомпетентному населению. Для этого у изощрённейшего механизма западной избирательной системы есть все возможности. Кстати, именно так проходила предыдущая стадия европейской интеграции Маасрихтские соглашения. Тогда недовольство широких масс европейцев было искусно подавлено сложной политической эквилибристикой
Австрийский и прусский короли отказались от имперской короны. Подавив революцию в Пруссии, Фридрих-Вильгельм направил свои войска во Франкфурт. Национальное собрание было разогнано. Революция 1848 г. закончилась ничем. Она не уничтожила феодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществила объединение Германии. Прусская конституция 1850 г.После поражения революции в Пруссии и в других государствах Германского союза наступил период реакции. "Дарованная" королем Конституция 1850 г. была явно антидемократической. По ней: В руках короля сохранилась не только исполнительная, но и законодательная власть. Он обладал правом абсолютного вето и роспуска парламента. Парламент имел декоративное значение. Первая палата состояла из членов, назначавшихся королем пожизненно или наследственно; вторая палата избиралась на основе трехкуриальной избирательной системы. Все избиратели делились на три курии. Первые две составляли крупные налогоплательщики, а последнюю третью курию все прочие граждане. Выборы были двухстепенными: избиратели выбирали выборщиков, а те уже - депутатов парламента.
Так как угрозы нередко приводились в исполнение и у фермеров горел хлеб в скирдах или амбарах, то некоторые предприниматели действительно прекращали пользование машинами. К.PМаркс приводите в «Капитале» следующую цитату: «Суингистские восстания показали нам при свете горящих скирд, что под поверхностью земледельческой Англии таятся такая же нищета и такое же мятежное недовольство, как и под поверхностью промышленной Англии»[11]. Суингистское движение, начавшееся в 1830Pг., замирает в 1833-м. В промышленных центрах продолжались волнения, и рабочие в любой момент готовы были начать открытое восстание. Вся Европа в 1830Pг. переживала крайнее политическое напряжение: Июльская революция во Франции, в Германии и Австрии, восстание и революция в Бельгии, польское восстание, подготовка революции 1831Pг. в Италии. Радикалы и вновь возникавшие буржуазные объединения в Англии решили воспользоваться благоприятным моментом и с усиленной энергией развернули агитацию за избирательную реформу. В июне 1830Pг. умер ГеоргPIV; в начале нового царствования (ВильгельмаPIV), согласно конституции, были проведены общие выборы в парламент, и старая избирательная система сработала так хорошо, что тори все-таки получили достаточное большинство
Политическое развитие европейских стран в последующие годы определялось: социальными и экономическими проблемами, порождаемыми раннеиндустриальным развитием Европы; борьбой новых буржуазных слоев, сопровождавшейся широким демократическим движением за ликвидацию государственно-политических институтов абсолютистско-монархического периода; борьбой ремесленников и пролетариата за свои экономические и социальные права; а также началом роста национализма, являвшегося плодом национального возрождения в Центральной и Южной Европе. Как мы уже отмечали, в 1830-е гг. в Англии начинается ограниченно-демократическое реформирование избирательной системы. В Германии повсеместно распространяются требования конституций. В Испании в ходе династической т.н. “карлистской войны” 1833 - 1837 гг. вновь вводится конституция, имевшая своим прообразом либеральную конституцию 1812 г., и получают размах антиклерикальные выступления. В Швейцарии в 1830-40-е гг. начинается демократический пересмотр конституций кантонов, который в 1847 г. из-за сопротивления олигархии кантонов, основавших т.н. Зондербунд (особый союз), привел к гражданской войне.
В этой ситуации для успокоения общества рейхсканцлер предложил провести в Пруссии умеренную реформу избирательной системы, но консервативно-милитаристское окружение кайзера решительно выступило против его проекта. Более успешным стало другое мероприятие правительства. В ноябре 1916 г. оно объявило о создании самостоятельного государства из тех польских земель, которые входили в состав России, а теперь оказались занятыми немецкими войсками. Это должно было поднять морально-политический престиж рейха. Однако создание, пока на словах, независимой Польши вызвало большую тревогу в Вене и негодование в Санкт-Петербурге. Именно решение проблемы Польши фактически сорвало переговоры о мире с Россией, которые велись с лета 1916г. Силы Германии были уже на исходе. Она испытывала острейший недостаток сырья и продовольствия. Неурожай картофеля в 1916 г. повлек за собой страшную «брюквенную зиму». Смертность в стране по сравнению с 1913 г. возросла на 32,3% . Тем не менее Германия продолжала увеличивать запасы оружия и боеприпасов (например, месячное производство взрывчатых веществ возросло с 8 тыс. тонн в 1916 г. до 14 тыс. тонн в 1917 г.). Консерваторы и Верховное командование продолжали отклонять все требования проведения внутриполитических реформ, выдвигаемые либералами, социал-демократами и партией «Центр».
Это привело не только к получению ими существенной поддержки мирового общественного мнения, но и помогло наладить поставки оружия и организовать поток добровольцев. Особое развитие пропаганда в качестве самостоятельной военной дисциплины получила в первой мировой войне. Например, в США был создан так называемый Комитет Криля, который координировал пропагандистскую работу, направленную как на Германию, так и на население США. Основную задачу избирательной системы, избирательных кампаний можно рассматривать как определение тех людей, которые в наибольшей степени соответствуют представлениям населения о защите их интересов в выборных органах власти. Однако с «технологической точки зрения» избирательные кампании, а вернее, избирательные технологии «призваны произвести запланированные результаты», а именно обеспечить «избрание» того или иного кандидата. Принципиальным является и то, что распространение любых сведений о кандидате, которые характеризуют его в глазах избирателей негативно, однако соответствуют действительности, не является нарушением.
Количество одномандатных округов пропорционально населению, в них проживающему. Что касается США и России, то здесь можно написать примерно то же, что я написала выше, сравнивая избирательные системы США и Германии. Опять же, в США отсутствуют партийные списки и, следовательно, пропорциональная система. По одномандатным округам при выборах в нижнюю палату парламента в обеих странах действует мажоритарная система относительного большинства. В США представители сената избираются напрямую населением, а в России в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Количество одномандатных округов при выборах в нижнюю палату парламента рассчитывается исходя из численности проживающего в них населения. Что касается президентских выборов, то здесь есть большая разница. В России Президент избирается населением напрямую, а в США – косвенно, путем избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американский президент считается всенародно избранным. Эта система выборщиков показала на выборах 2000 года свою несостоятельность. Несмотря на различия в избирательных системах в рассмотренных мною государствах, это дает право на существование и нормальное функционирование каждой из них.
Была достигнута договоренность о совершенствовании механизма двусторонних контактов на высшем уровне. В конце апреля 1997г. РСО-Алания посетил генеральный консул ФРГ в городе Саратов г-н Юрген Штальцер. В ходе бесед с политическими деятелями республики, он был ознакомлен с основами парламентаризма в республике, со складывающейся избирательной системой, с влиянием представительной ветви власти на возникающие общественно-политические явления. Консул обратил внимание на проявляющих интерес к республике немецких инвесторов; на возможности совместными усилиями повлиять на процесс сближения в экономике, культуре, социальных вопросах двух народов. В ходе его беседа с предпринимателями было отмечено, что уже сегодня товарооборот между немецкими и владикавказскими фирмами составляет более полутора миллионов марок. Осуществляются прямые поставки из Германии мебели, сантехнического оборудования, посуды, одежда. В будущем предполагают создание совместных предприятий, открытие специализированных магазинов, ориентация службы сервиса на евростандарт, сотрудничество с германскими фирмами по строительству очистных сооружений и т.д. Цель визита консула заключалась, во-первых, в желании детального изучения потенциала РСО-Алания; во-вторых, политикой Германии на установление связей в секторе малого и среднего бизнеса в России.
Кроме этого увеличивается самостоятельность штатов в области социального обеспечения, охраны окружающей среды, развитии систем здравоохранения и образования. В современных федерациях широкое распространение получил кооперативный федерализм. Классический пример кооперативного федерализма – Германия. Кооперативный федерализм – это система когда широкое распространение получает сотрудничество, обсуждение важнейших вопросов между федеральным центром и субъектами, а также субъектами между собой. В Германии существует огромное количество комитетов и комиссий, в которые входят представители различных земель, призванных решать проблемы межземельного сотрудничества, при чем решения этих комитетов и комиссий становятся обязательными для соответствующих земельных ведомств. Основные проблемы, стоящие перед федерализмом Германии – восстановление баланса властей на земельном уровне и уровне федераций. Законодательная власть неизбежно передает часть своих полномочий на уровень правительства, в итоге теряя законодательную инициативу.
На протяжении американской политической истории указанные стандарты свободных и справедливых выборов не оставались неизменными. Эволюция стандартов отразила опыт каждого поколения в их адаптации с учетом прав на участие в политической жизни общества, допустимого с точки зрения закона инакомыслия, взглядов на представительство, а также структуры выборов и их организации. Раздел І. Общие положения избирательной системы США Анализ содержания Конституции США позволяет выделить следующие демократические принципы, определяющую политическую систему: верховенство власти народа, гарантия прав и свобод человека; верховенство закона; разделение властей, система издержек и противовесов; федерализм; надзор судов за конституционностью закона и их соблюдением. Итогом выборов является избрание должностных лиц, действующих от имени народа. В США эта связь в наибольшей степени заметна в законодательных органах штатов и в Конгрессе США, где представители власти, выступающие в роли законодателей, представляют весь штат или часть штата, называемую округом.
Принцип равенства – этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционного гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. В западной литературе соответствующий принцип иногда определяется как «один человек – один голос», однако в зависимости от избирательной системы голосов может быть больше, чем один; важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в германской земле Баварии – по три. Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда также верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии), практически повсеместно – органов местного самоуправления.
По вопросу о понятии парламента Германии существуют различные взгляды и в немецкой, и в отечественной литературе. В законодательной деятельности участвуют: Бундестаг (Союзное собрание), Бундесрат (Союзный совет) и Президент республики, который подписывает законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение. Бундестаг согласно избирательному закону состоит из 600 депутатов (на практике их всегда больше в силу особенностей избирательной системы) и избирается по смешанной избирательной системе на четыре года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам, другая половина — по спискам политических партий с 5 процентным заградительным барьером. Активным избирательным правом пользуются лица, достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избирательных прав, не признаны недееспособными, не находятся под опекой ввиду умственной недееспособности или в психиатрической клинике. Все эти ограничительные меры осуществляются только по решению суда. Другое требование для активного избирательного права — трехмесячный ценз оседлости, но не на территории общины (низовой административно-территориальной единицы), а на территории всей Германии.
Прези-дентские и президентско-парламентские системы, устроенные по принципу «победитель получает все», создают почву для развития принципиальной оппозиции. В свою очередь, парламетские режимы поощряют утверждение коалиционных и корпоратистских стратегий «торга» оппозиции с правящими группами. На снижение потенциала принципиальной оппозиции работают и пропорциональные избирательные системы, децентрализация и федерализм. Динамика оппозиции в России в 1989 – 2004 годах В период перестройки под воздействием нарастающей дифференциации элит, а также инсталляции частично свободных выборов и парламентаризма в СССР возникли очаги лояльной структурной оппозиции в форме демок-ратического движения и нарождавшихся партий левой и националистической ориентации. Однако после краха Советского Союза в 1991 г. потенциал оппозиции оказался разрушен. Такому повороту событий способствовало несколько обстоятельств. Главное из них заключалось в том, что на смену «идеократической» структуре элит пришла «разделенная» с характерным для нее жестким противоборством двух политических лагерей, олицетворяв-шихся, соответственно, Президентом и Верховным Советом РФ.
Кстати сказать, нельзя ведь согласиться и с тем, что коалиционные правительства всегда хуже однопартийных. Пусть в Италии коалиции и в самом деле слабы и недолговечны, но в Германии они всегда порождали вполне стабильное и эффективное управление. Да и мажоритарные системы не всегда плохи: хотя при них и в самом деле курс государства подчас меняется от правительства к правительству, но нередко можно видеть и полную преемственность между ними. Так, в 1950—1960-е годы государственная политика Великобритании отличалась совершенно необыкновенной последовательностью, и это при том, что у власти чередовались консерваторы и лейбористы: обе партии были близки к позициям кейнсианской социал-демократии. Наконец, весьма неясно, в чем же, собственно говоря, «вред» той или иной избирательной системы. При печально известной политической нестабильности Италии, причину чего усматривают в том, что некогда здесь существовала система выборов по партийным спискам (в настоящее время отмененная), страна как-никак продемонстрировала совершенно устойчивый рост после Второй мировой войны (уж Север Италии точно) и сегодня занимает третье место по уровню жизни среди государств ЕС.
Так, низкая интеграция элит стимулирует принципиальную оппозицию, тогда как высокая, напротив, подрывает ее возможности. Аналогично, низкая дифференциация элит не оставляет места для лояльной оппозиции, а высокая снижает потенциал нелояльности79. Среди институциональных факторов наибольшее влияние на характеристики оппозиции оказывает различие между парламентскими и президентскими системами. На снижение потенциала принципиальной оппозиции работают и пропорциональные избирательные системы, а также децентрализация и федерализм. Таким образом, В.Я.Гельман видит в данной «концептуальной карте» основу для анализа оппозиций в России на современном этапе. Необходимо отметить, что предлагаемые классификации оппозиции представляют собой лишь теоретическую модель. Как правило, реальная политическая жизнь трудно поддается включению в различные схемы, так как изучаемые явления многогранны и не могут быть рассмотрены только с одной точки зрения. В связи с этим исследователи постоянно сталкиваются с трудностями при идентификации политических партий и общественно-политических движений. Но это вовсе не означает, что схематические построения бесполезны.
Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу, и имеет ответственность перед парламентом. Парламентская республика менее распространена, чем президентская, и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии, Исландии и некоторых других странах. Смешанные республиканские формы правления имеют две модели. К первому типу относятся такие формы правления (к примеру, современная Французская республика), при которой президент получает значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Второй тип: в Швейцарии существует конституция, соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Несмотря на отличие этих систем, которые в сущности сводятся к отношениям между парламентом и правительством: парламенты везде имеют сходные функции, а именно: законодательство, включая согласование бюджета; контроль над правительством; представительство и учет общественных интересов; “волеобразование”, т. е. активное влияние на население путем открытого изложения аргументов, касающихся принимаемых решений; различия между парламентами состоят в типе избирательной системы и, естественно, правилах отзыва правительства.
![]() | 978 63 62 |