![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Конституционное (государственное) право зарубежных стран |
Государственно-политическое устройство Ирана и становление новых органов власти после революции 1979г. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Обсуждение проекта Конституции вышло далеко за рамки самого его текста. В поле зрения трудящихся находились практическая деятельность различных звеньев партийного, советского и хозяйственного аппарата, нерешенные проблемы, недостатки в работе. Много предложений и замечаний поступило по таким проблемам, как дальнейшее развитие советской демократии, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством, тунеядством, бесхозяйственностью, бюрократизмом, преступностью. Немало предложений касалось дальнейшего совершенствования действующего законодательства, улучшения деятельности некоторых государственных органов и общественных организаций. Новая Конституция закон жизни развитого социалистического общества. В ней дана целостная картина зрелого социализма, его экономической и политической систем, социальной структуры и духовного развития. В Конституции получили свое яркое отражение величайшие завоевания социалистической демократии, гуманизм, национально-государственное устройство нашей страны, система органов власти и управления и другие важные принципы государственности
Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев). В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе — Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР.
Вместе с тем один из пунктов проекта предполагал квоту — по одному человеку от каждой «фамилии» в составе правительства. Иначе говоря, из шести Долгоруких и Голицыных в новом органе власти должно было остаться лишь двое. Не меньшее опасение верховников вызывала и идея создания «Нижнего правительства», в сущности игравшего роль парламента, трехразовые сессии которого назывались «Вышним собранием». Вместе с Сенатом, имевшим чисто декоративное значение, Собрание избирало администрацию — президентов коллегий, губернаторов и т. д. Голосование по всем вопросам было демократичным: тайным, по альтернативным спискам кандидатов. Проект предполагал установление контроля за деятельностью политического сыска, а также льготы дворянству: сокращение срока службы, отмену закона о единонаследии и т. д. Но все-таки самым главным было предложение о создании выборного дворянского учредительного собрания из ста депутатов, которое надлежало открыть немедленно и сразу же начать сочинение проекта государственного устройства. Верховники оказались в тяжелом положении
Президентство - это должность, звание, председательство1. Само же понятие «президент» в литературе трактуется как выборный глава государства2, а институт Президента - это властный институт, то есть совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления. Несмотря на значительный опыт, накопленный различными странами мира в сфере организации и деятельности института Президента, для России он является новым и, в силу этого, требует специального административно-правового исследования. При этом не следует забывать, что, несмотря на относительную новизну (этот государственный институт существует в Российской Федерации с мая 1991 года), особенность состоит в том, что его развитие происходило в специфических условиях становления государства, находящегося на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократии. Это обстоятельство и обусловило потребность в анализе истории рассматриваемого государственно-правового явления. До февраля 1917 года наша страна представляла собой монархию, власть которого (монарха) закреплялась в законодательстве.
В советской системе управления явное выражение получает принцип патернализма. Патернализм (лат pater.P отец) это принцип попечительства, опеки государственных органов над населением и органами местной власти. Характерно, что инициатива жителей, которая ранее реализовывалась в местном самоуправлении, была направлена в русло общественных (не обладающих властными полномочиями) форм самоуправления, таких как уличкомы, домкомы, школьное, студенческое, производственное и т.п. самоуправление. В начале 1990-х годов были проведены очередные реформы государственно-политического устройства России. Важную роль в становлении местного самоуправления в этот период сыграли Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990 г.) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991 г.). По этим законам Советы получили значительные полномочия, собственный бюджет и собственность. Окончательную точку в процессе ликвидации советской системы управления поставил Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26 октября 1993 г., который провозгласил прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов, а их компетенцию передал соответствующим органам местной власти
Закон позволил Министерству юстиции СССР приступить к юридической регистрации политических партий, многие из которых де-факто к этому времени уже существовали. 11 апреля 1991 года в Минюсте СССР регистрируется КПСС, а на следующий день - ЛДПСС. 12 апреля можно считать официальной датой возрождения многопартийной системы в стране. 15 января 1991 года в Российской Федерации было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке регистрации уставов политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений в РСФСР». В нем отмечалось, что впредь, до принятия Закона РСФСР о политических партиях, регистрацию уставов партий следует производить применительно к правилам, установленным Законом СССР «Об общественных объединениях». Таким образом, можно сделать вывод, что в России в последней четверти 20 века сформировались политические и правовые предпосылки для возрождения и развития политического плюрализма и становления новой государственности. 2. Сравнительный анализ системы формирования представительных органов в России и за рубежом Парламент - общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей.
Несмотря на то, что Конституцию III года составлял и обсуждал Конвент, ее обсуждали и в обществе, а утверждал ее все же народ на специально организованном референдуме, за которым последовали выборы в новые органы власти. После переворота 9 термидора, свергнувшего Робеспьера и его соратников, стало очевидно, что их победившие противники, которых обычно называют термидорианцами, не имели никакого заранее продуманного плана политических реформ. Они ослабили власть Великих Комитетов Конвента, отменили максимум, прекратили гонения против церкви, начали демонтаж системы террора. Однако продолжала действовать система временного революционного правительства, во многом сохранялась революционная фразеология, а значит, можно было думать, что революция продолжается. Свергнув якобинцев, Франция так и не получила долгожданной стабильности: политические репрессии и развал в экономике усугубляли положение тяжелое населения в голодную зиму 1794/1795 годов. В этих условиях и общественное мнение, и депутаты Конвента начинали видеть выход не в разрозненных мероприятиях, направленных против наследия якобинцев, а в окончании революции и создании нового государственного устройства.
Начались аресты царских министров и образование новых органов власти. В тот же день на заводах и в воинских частях, опираясь на опыт 1905 г., когда родились первые органы политической власти рабочих, были проведены выборы в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Для руководства его деятельностью был избран Исполнительный комитет. Председателем стал меньшевик Н.С. Чхеидзе, его заместителем - эсер А.Ф. Керенский. Исполком взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. 1 марта Петросовет издал "Приказ № 1" о демократизации армии. Солдаты уравнивались в гражданских правах с офицерами, запрещалось грубое обращение с нижними чинами, отменялись традиционные формы армейской субординации. Легализовывались солдатские комитеты. Вводилась выборность командиров. В армии разрешалось вести политическую деятельность. Петроградский гарнизон был подчинен Совету и обязывался выполнять лишь его распоряжения. 27 февраля на совещании лидеров думских фракций было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М.В. Родзянко. Задачей комитета было "восстановление государственного и общественного порядка", создание нового правительства.
Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как обнаружение сущности проявление ее вовне ).В соотношении “форма--явление” выступает внешняя форма государства , т.е. проявление вовне определенной его организации (устройства) . Различают организацию верховных органов власти ( монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти с населением , территориальную структуру государственной власти . В третьих , форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма вполне определенного , данного классового содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования , в которых выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития . Эти принципы неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и политического господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной власти.
В результате обсуждения этой проблемы, организованного Межрегиональным комитетом по каталогизации при Российской государственной библиотеке, было решено следовать международным правилам: в заголовке БЗ приводить имя только одного автора, обязательно указывая имена всех авторов в сведениях об ответственности. На основании этого решения было подготовлено Изменение № 1 к ГОСТу 7.1-84, введенное в действие в 2000 г. За последнее десятилетие был подготовлен ряд методических документов, поясняющих и дополняющих ГОСТ 7.1-84. Изменения, произошедшие в общественной жизни страны: возникновение новых органов власти, новых политических, экономических, общественных и религиозных организаций - проявились, в частности, в появлении массива изданий, особенности библиографирования которых не были предусмотрены отечественными правилами каталогизации. В методических рекомендациях был решен ряд проблем, посвященных унификации сведений, приводимых в качестве заголовка БЗ: имен лиц, наименований организаций, заглавий анонимных классических произведений и др.
Мировоззрение Наличие особой полисной идеологии, в которой высшей ценностью является сам полис и которая имеет определенную традиционную и консервативную направленность. Размеры Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Так, Платон подсчитал, что в идеальном полисе должно быть 5040 граждан, а Аристотель отмечал, что как население, так и территория полиса должны быть "легко обозримы". Однако размеры Олисов все же отличались друг от друга – к примеру, на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км.) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км.) - несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км. 2.4. Типы полисов В классификациях древних авторов прежде всего встречается разделение полисов по политическому устройству на демократию (народовластие), олигархию (власть узкого круга богатых и знатных граждан) и тиранию (власть одного). Первая как форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, имела своими принципами власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Вторая (от греч. oligos - немногочисленный и arche - власть) предполагала скорее режим с правлением, как говорил Платон, лучших.
В повестку дня был поставлен вопрос об изменении политической структуры. В условиях гласности стала очевидной абсурдность политической системы, в которой Советы народных депутатов служили лишь декорацией, а подлинная власть, в соответствии с 6-й статьей Конституции СССР принадлежала КПСС. На Х1Х партконференции политической целью перестройки была провозглашена передача власти Советам, народу. Первым практическим шагом в этом направлении стало выдвижение на конференции идеи построения в нашей стране правового государства -- единственно возможного ненасильственного способа перехода от тоталитарной формы правления к демократической. Первоочередной задачей политической реформы становилось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение первых демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Вместе с тем конференция не смогла придать процессам перестройки необратимый характер. Не нашли поддержки у большинства делегатов конференции предложения Б. Н. Ельцина избрать высшее государственное и партийное руководство на всеобщих, прямых и тайных выборах.
Один из близких царю людей - дворянин И.С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство. Реформа государственного управления. Среди проведенных важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления. Реформа центрального управления. Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав. Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.
Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ. Война и труд - те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.
Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономики, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества. В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1983 г.). Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев). В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе.
Выступает за разделение властей, усиление выборных начал местной участи для развития конкуренции внутри ее и различных гражданских инициатив. В условиях либерального режима власть ведет диалог с независимыми группами, созревший в этих областях, сама определяет его результат. Либеральная политика разрешает любые организации, кроме тех, которые претендуют на власть; разрешено все, кроме смены власти. 7) Демократический режим – это такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа источником власти, его право участвовать в решении государственных дел в сочетаний с широким кругом гражданских прав и, свобод. Признается равенство всех граждан, выборность представительных органов, установление всеобщего избирательного права. Здесь разрешено все, кроме того, что запрещено законом. Демократический политический режим является основой правового государства и служит предпосылкой построения гражданского общества. Вопрос 38. Понятие и идейные истоки тоталитаризма Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ в.
Администрация объявила о закрытии завода. И это послужило поводом к началу массовых выступлений в столице. 23 февраля вышли рабочие и работницы с лозунгами: “Хлеба”, “Долой войну”, “Долой самодержавие”, эта политическая демонстрация положила начало революции. 25 февраля забастовка стала всеобщей. 27 февраля массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции. Начались аресты царских министров и формирование новых органов власти. Образовали Временный комитет Государственной думы во главе с Родзянко (бывший председатель Думы). Задачей комитета было “восстановление государственного и общественного порядка”, создание нового правительства. Временный комитет взял под контроль все министерства. Царь после консультации с командующими войсками убедился, что сил для подавления восстания нет, и подписал Манифест об отречении от престола за себя и сына в пользу брата. Но в Петрограде стало ясно, что народ не желает монархии. И Михаил 3 марта отрекся от престола. Заявив, что судьбу политического строя в России должно решать Учредительное собрание.
По своему решался эсерами и вопрос о власти. Используя политические и гражданские свободы, эсеры надеялись путем демократических выборов получить большинство сначала в органах местного самоуправления, а затем и во всей стране, т.е. в общенациональном правительственном органе – Учредительном собрании, которое должно было определить форму государственного правления и стать высшим законодательным органом. Уже в Революции 1905-07 гг. наметилось довольно определенно отношение эсеров к Советам. Они не считали их зародышами новой революционной власти, органами нарождающейся революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, а рассматривали их как своего рода прфессионально-политические союзы или органы революционного самоуправления одного класса, основное назначение которых – организовать и сплотить распыленную, аморфную рабочую массу. Основные требования эсеров в революции выражались в лозунге «Земля и Воля». В 1905-07 значительно возросли масштабы и разнообразилась деятельность партии. Расширилась агитация и пропаганда.
![]() | 978 63 62 |